Меню

За счет каких средств проводится диспансеризация

Минздрав и ФОМС определились с порядком оплаты услуг в рамках диспансеризации

Минздрав и Федеральный фонд ОМС обновили Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, направлявшиеся в субъекты РФ в ноябре 2018 г. В этот раз изменения затронули главным образом раздел «Способы оплаты первичной медико-санитарной помощи, оказанной в амбулаторных условиях» и касаются порядка оплаты профилактических медицинских осмотров, в том числе в рамках диспансеризации.

В совместном письме от 02.07.2019 г. отмечается, что оплата профилактических медицинских осмотров, в том числе в рамках диспансеризации, осуществляется за единицу объема медицинской помощи (комплексное посещение) в соответствии с объемом медицинских исследований, установленных приказами Минздрава, утверждающими порядки проведения профосмотров и диспансеризации взрослого и детского населения (№№ 124н, 541н, 72н, 216н).

Уточняется, что программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 и 2021 гг. предусмотрены нормативы объема медицинской помощи для проведения профосмотров, в том числе в рамках диспансеризации, включая выявление онкологических заболеваний, на 2019 г. – 0,79 посещения на 1 застрахованное лицо, в том числе в рамках диспансеризации – 0,16 комплексного посещения на 1 застрахованное лицо, и нормативы финансовых затрат на 2019 г. на 1 посещение для проведения профилактических медосмотров – 1021,5 руб., на 1 комплексное посещение для проведения диспансеризации, включающей профилактический медицинский осмотр и дополнительные методы обследований, в том числе в целях выявления онкологических заболеваний – 1185,6 руб.

При этом расчет тарифов на единицу объема медицинской помощи (комплексное посещение) при оплате профилактических медицинских осмотров, в том числе в рамках диспансеризации, осуществляется в соответствии с Методикой расчета тарифов с учетом нормативов объема медицинской помощи и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования субъекта РФ.

«Профилактический медицинский осмотр и первый этап диспансеризации считаются завершенными в случае выполнения в течение календарного года не менее 85% от объема профилактического медицинского осмотра и первого этапа диспансеризации, при этом обязательным для всех граждан является проведение анкетирования и прием (осмотр) врачом по медицинской профилактике отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья или фельдшером, а также проведение маммографии, исследование кала на скрытую кровь иммунохимическим качественным или количественным методом, осмотр фельдшером (акушеркой) или врачом акушером-гинекологом, взятие мазка с шейки матки и его цитологическое исследование, определение простат-специфического антигена в крови», – подчеркивается в письме.

Источник



Диспансеризация персонала: разбираемся с новыми правилами ТК РФ

Эксперт-методолог BDO Unicon Outsourcing

специально для ГАРАНТ.РУ

Общий порядок проведения диспансеризации за счет ОМС регулируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а порядок проведения диспансеризации взрослого населения – приказом Минздрава России от 26 октября 2017 г. № 869н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения», далее – Приказ № 869н).

Диспансеризация подразумевает под собой медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в целях раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), которые являются основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения России и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.Помимо универсального для всех возрастных групп пациентов набора методов исследования, диспансеризация включает в себя методы углубленного обследования, предназначенные для раннего выявления наиболее вероятных для данного возраста и пола хронических неинфекционных заболеваний.

Диспансеризация для взрослого населения проводится один раз в три года (п. 4 Порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения, утв. Приказом № 869н). Однако указанным приказом для отдельных групп граждан предусмотрена и более частая периодичность прохождения диспансеризации.

Впервые право на диспансеризацию получают лица в возрасте 21 года. Поскольку, как говорилось выше, возможность пройти диспансеризацию появляется каждые три года, то следующая наступает в 24 года и так далее. Чем старше гражданин, тем больше число проводимых мероприятий.

Однако работающие граждане, несмотря на то, что государство предоставляет им право пройти диспансеризацию совершенно бесплатно, не всегда могли воспользоваться этим правом. Для участия в данном мероприятии им необходимо было отпроситься с работы и, соответственно, потерять часть заработка (например, взяв отпуск без сохранения зарплаты), либо использовать день очередного отпуска для прохождения диспансеризации, что не для всех работающих граждан является желательным или возможным. И вот теперь с вступлением в силу новой статьи Трудового кодекса с 1 января у работающего населения появилась такая возможность. Речь идет о ст. 185.1 ТК РФ, которая называется «Гарантии работникам при прохождении диспансеризации».

Читайте также:  Что относится с основным средствам 2019

Согласно указанной статье работодатель обязан освободить работника от работы для прохождения диспансеризации. При этом освобождать работников от работы работодатель обязан один раз в три года, как это предусмотрено Порядком проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения. Но для лиц пенсионного и предпенсионного возраста ст. 185.1 ТК РФ предусмотрена более частая возможность законно покинуть рабочее место в дни прохождения диспансеризации. Эти категории работающих граждан могут пользоваться своим правом ежегодно и для прохождения диспансеризации им может потребоваться не один день, а два.

Поскольку диспансеризация является элементом целевой федеральной программой по охране здоровья граждан, то участвующим в этой программе гражданам государство помимо освобождения от работы гарантирует сохранение среднего заработка за эти дни.

Чтобы освободить работника от работы для прохождения диспансеризации, достаточно получить от него заявление. Унифицированной формы заявления нет, поэтому его можно составить в свободной форме.

ФОРМА

Заявление об освобождении от работы для прохождения диспансеризации

После получения от работника заявления, работодателю следует убедиться, что он подпадает под возрастную категорию лиц, имеющих право на диспансеризацию именно в текущем календарном году. Так, в 2019 году – это лица, родившиеся в 1998 году, 1995, 1992 и ранее. Поэтому, руководителю, прежде чем давать согласие на освобождение сотрудника от работы, следует убедиться, что такое право у данного специалиста действительно есть.

Если же работник другого года рождения захочет пройти диспансеризацию, то это можно назвать обычным обследованием, для прохождения которого освобождение сотрудника от работы с сохранением среднего заработка законодательством не предусмотрено.

Как уже упоминалось выше, диспансеризация отдельных категорий граждан осуществляется в рамках программы ОМС, поэтому для граждан, застрахованных в системе ОМС диспансеризация проводится бесплатно за счет средств ФОМС. Вопросы финансового обеспечения обязательного медицинского страхования регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Вместе с тем работодатель может организовать для своих работников прохождение диспансеризации в рамках договора ДМС при условии, что диспансеризация включена в программу страхования и в программе страхования участвуют медицинские организации, обладающие правом на проведение диспансеризации. Однако в этом случае все затраты лягут на работодателя.

День прохождения диспансеризации необходимо согласовать. Если согласие достигнуто не будет, то работодатель вправе отказать сотруднику в освобождении от работы. Об этом прямо говорится в ч. 3 ст. 185.1 ТК РФ. Однако работодателю следует иметь в виду, что совсем запретить работнику взять день для прохождения диспансеризации он не вправе. Ему придется найти такую возможность, даже в том случае, если отсутствие работника может негативно сказаться на производственном процессе. В конце концов, работнику всегда можно найти замену.

Затем следует издать приказ об освобождении специалиста от работы с сохранением среднего заработка. Прямого указания в ТК РФ на необходимость такого приказа нет. Но приказ является основанием, прежде всего, для оплаты этого дня в размере среднего заработка.

Унифицированный специальный код для обозначения в табеле учета рабочего времени дня освобождения для диспансеризации на настоящий момент отсутствует. Поэтому его можно утвердить специальным приказом по организации. Это может быть, например, буквенный код «Д» (диспансеризация) или «ГД» (отсутствие на работе в связи с прохождением диспансеризации с предоставлением государственных гарантий). Следует учитывать, что освобождение от работы – это не дополнительный отпуск и не выходной день. Поэтому применять в табеле буквенные коды «ОД» (ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск) или «ОВ» (дополнительный оплачиваемый выходной день) не следует.

Читайте также:  Нет сил что поможет народные средства

Чтобы оплатить этот день по среднему заработку, необходимы подтверждающие документы. Поэтому сотруднику потребуется справка из поликлиники. Поскольку ТК РФ не требует предоставления справки по какой-либо утвержденной форме, то это может быть обычная справка из поликлиники о том, что работник проходил диспансеризацию. В противном случае, у работодателя не будет оснований для оплаты этого дня. Кроме того, при отсутствии подтверждающих документов у работодателя могут возникнуть основания для привлечения работника к дисциплинарной ответственности за отсутствие на рабочем месте без уважительных причин. Как следствие у работника возникает риск быть уволенным за прогул (подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Программа диспансеризации рассчитана таким образом, что для ее прохождения достаточно одного дня, а для лиц предпенсионного или пенсионного возраста – двух дней. Если же работник не успел пройти все предусмотренные программой мероприятия, то дополнительное время, которое ему может для этого потребоваться, оплачиваться работодателем не должно. Возможно, для прохождения диспансеризации работник явился в поликлинику во второй половине дня, а первую половину дня использовал в иных личных целях. В таком случае ему действительно не хватит времени, но это произойдет по его личной вине, а не по вине работодателя или медицинской организации.

Алена Бутова, начальник отдела мониторинга обеспечения лечебного процесса в системе ОМС ТФОМС Тюменской области:

«В целях реализации пациентоориентированной модели защиты прав граждан и информационного сопровождения застрахованных лиц на всех этапах оказания медицинской помощи в системе ОМС создана служба страховых представителей. Специалисты страховых медицинских организаций осуществляют индивидуальное информирование граждан о возможности и необходимости проведения профилактических мероприятий путем рассылки СМС-сообщений, писем, телефонных звонков. Осуществляется информирование застрахованных о том, где и когда можно пройти диспансеризацию.

Кроме того, страховые представители ведут учет лиц, не обратившихся в медицинскую организацию для прохождения диспансеризации: проводят телефонные опросы, выясняют причины отказов, повторно напоминают человеку о необходимости прохождения профилактических мероприятий.

Однако, к сожалению, несмотря на информационную кампанию, по нашим данным граждане не спешат проверить свое здоровье. Нежелание обследоваться население списывает на отсутствие времени, ограничение со стороны работодателя, когда работникам не идут навстречу, и они вынуждены отказываться от бесплатного медицинского обследования, «ложное» ожидание очередей в поликлинике. Как показывает практика, женщины откликаются на приглашение на 10% чаще, чем мужчины.

Страховые представители выполняют свои функции, не только находясь в страховой компании, но и также работают непосредственно в поликлиниках, где консультируют граждан по вопросам оказания медицинской помощи, помогают человеку сориентироваться в медицинской организации, выстроить маршрут, в том числе при прохождении диспансеризации. Граждане могут обратиться к страховому представителю в поликлинике для оперативного решения возникающих вопросов при получении медицинской помощи, консультативной поддержки, касающейся вопросов системы ОМС, действия полисов и защиты прав пациентов».

Источник

Диспансеризация

Выявить эти факторы проще и дешевле, чем впоследствии диагностировать и вылечить уже развившееся заболевание — они могут быть обнаружены задолго до того, как появятся первые признаки недуга.

К тому же, влияние факторов риска можно значительно снизить, и это может полностью предупредить развитие заболеваний. Для этого достаточно скорректировать образ жизни человека.

Регулярная диспансеризация позволяет выявить факторы риска сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, сахарного диабета — наиболее распространенных причин инвалидности и преждевременной смерти населения. К факторам риска этих болезней относятся повышенное артериальное давление, повышенный уровень холестерина, курение, нерациональное питание, ожирение, чрезмерное потребление алкоголя, низкая физическая активность. Кроме того, раннее выявление заболеваний позволит гораздо быстрее и эффективнее провести лечение и в большинстве случаев достигнуть полного выздоровления.

Опыт многих стран, где на протяжении последних десятилетий наблюдается снижение показателей смертности населения, особенно преждевременной смертности, показывает, что более половины вклада в это снижение вносит именно профилактика, снижение уровней факторов риска и уменьшение их распространенности среди населения.

Основные учреждения, на базе которых будет проходить диспансеризация — территориальные поликлиники, врачебные амбулатории. Такой подход позволит не только сделать диспансерный осмотр удобным для граждан, но и обеспечит при необходимости последующее диспансерное наблюдение.

Читайте также:  Устное народное творчество как средство духовно нравственного воспитания дошкольников

— работающие граждане;
— неработающие граждане;
— граждане, обучающиеся в образовательных учреждениях.

Непосредственно перед диспансеризацией необходимо подписать форму добровольного информированного согласия. В случае отказа от диспансеризации — форму официального отказа.

Можно также отказаться от части исследований, которые проводятся в рамках диспансеризации. Однако, если их объем превысит 15 процентов, диспансеризация не будет считаться пройденной.

Первый визит ориентировочно займет от 3 до 6 часов (объем обследования значительно меняется в зависимости от вашего возраста).

Второй визит к участковому врачу для заключительного осмотра и подведения итогов диспансеризации может состояться через 1-6 дней (это зависит от времени, необходимого для получения результатов исследований).

Если по результатам первого этапа диспансеризации у вас выявлено подозрение на наличие хронического неинфекционного заболевания или высокий и очень высокий суммарный сердечно-сосудистый риск, участковый врач сообщает вам об этом. Он же направляет вас на второй этап диспансеризации, длительность прохождения которого зависит от объема необходимого Вам дополнительного обследования.

Первый этап проходит преимущественно в кабинете (отделении) медицинской профилактики медицинского учреждения, проводящего диспансеризацию и включает:
— опрос, направленный на выявление хронических заболеваний, факторов риска их развития, потребления наркотических и психотропных веществ;
— антропометрию (измерение роста, массы тела, окружности талии, расчет индекса массы тела);
— измерение артериального давления;
— определение уровня холестерина и глюкозы в крови;
— электрокардиографию (по определенному возрастному графику);
— взятие у женщин мазка с шейки матки;
— флюорографию легких;
— маммографию для женщин в возрасте 39 лет и старше;
— клинический анализ крови, биохимический анализ крови (по возрастному графику), общий анализ мочи, исследование кала на скрытую кровь (по возрастному графику), определение уровня ПСА в крови у мужчин старше 50 лет для выявления онкологического заболевания предстательной железы, УЗИ органов брюшной полости (для граждан старше 39 лет), измерение внутриглазного давления (для граждан старше 39 лет),
— осмотр врача-невролога (для граждан в возрасте 51 год и старше с периодичностью 1 раз в 6 лет);
— осмотр врача-терапевта;

По результатам первого этапа определяются показания к углубленным обследованиям 2-го этапа (дуплексное сканирование сонных артерий, гастроскопия, колоноскопия, расширенный анализ крови, осмотр врачей специалистов- невролога, уролога, гинеколога, офтальмолога, хирурга), которые дает врач-терапевт. Обязательной процедурой каждого медицинского осмотра в рамках диспансеризации является определение группы состояния здоровья, при необходимости группы диспансерного наблюдения и проведения во всех случаях профилактического консультирования, которое направлено на информирование пациента о результатах диспансеризации и на снижение риска заболеваний при выявленных факторах риска.

I группа состояния здоровья: не установлены хронические неинфекционные заболевания, подлежащие диспансерному наблюдению, отсутствуют факторы риска развития таких заболевании или имеется низкий или средний суммарный сердечно-сосудистый риск. Такие граждане не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний. Таким гражданам проводится краткое профилактическое консультирование участковым врачом, коррекция факторов риска развития хронических неинфекционных заболевании врачом-терапевтом, медицинским работником отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья.

II группа — граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, требующие диспансерного наблюдения, но при этом имеются факторы риска развития таких заболевании при высоком или очень высоком суммарном сердечно-сосудистом риске. При этом они также не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболевании (состояний). Таким гражданам проводится коррекция факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья, при наличии медицинских показании врачом-терапевтом назначается медикаментозное лечение. Эти граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики.

III группа состояния здоровья — граждане, имеющие заболевания (состояния), требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний (состояний), нуждающиеся в дополнительном обследовании. Такие граждане подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением лечебных, реабилитационных и профилактических мероприятий. Гражданам, имеющим факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний, проводится их коррекция в отделении (кабинете) медицинской профилактики или центре здоровья.

Источник

Adblock
detector