Меню

За основное средства оплатили как за услугу

Приобретение объекта ОС за счет двух источников финансирования

Прежде всего, отметим, что один объект основных средств может учитываться только на одном счете бюджетного учета.

Как известно, номер счета бюджетного учета включает источник финансирования. Соответственно, оприходование объекта, приобретенного за счет нескольких источников финансирования, необходимо отразить на нескольких счетах бюджетного учета. Однако в случае отражения одного и того же объекта основных средств на нескольких счетах бюджетного учета (при оприходовании основных средств по частям) возникают проблемы при начислении амортизации, проведении инвентаризации и переоценки, при внутреннем перемещении и списании таких объектов.

По разъяснениям, которые дают сотрудники Минфина России на семинарах по ведению бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях, всю стоимость основного средства надо отнести на бюджет, если хоть часть его оплачена за счет средств бюджета. И это понятно, так как действующее бюджетное законодательство позволяет возмещать бюджетные расходы за счет внебюджетных средств, однако восстановление внебюджетных кассовых расходов за счет бюджетных средств запрещено. Иначе будет признано нецелевое расходование бюджетных средств.

Таким образом, стоимость одного объекта не может учитываться по нескольким источникам финансирования. Как включить в стоимость объекта, который будет учитываться в составе средств бюджетной деятельности, расходы, произведенные за счет средств приносящей доход деятельности?

Действующая Инструкция по бюджетному учету (утв. приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н) не содержит бухгалтерских записей для отражения приобретения объектов основных средств за счет двух источников финансирования. По нашему мнению, для отражения приобретения основных средств за счет двух источников финансирования можно воспользоваться записями, аналогичными записям по переводу нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную, приведенным в письме Минфина России от 25.05.2006 № 02-14-10а/1354 (далее — Письмо).

В указанном Письме отмечается, что решение по переводу нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную деятельность принимает главный распорядитель бюджетных средств, на которого в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» распространяются указанные полномочия, при условии наличия утвержденных объемов ассигнований, необходимых для содержания данных активов.

Согласно Письму, операции по переводу нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную, в рамках которой указанные активы используются, оформляются с применением счетов 240101241 и 140101180:

а) на сумму балансовой стоимости:

Дебет 2 401 01 241 Кредит 2 101 00 410;
Дебет 1 101 00 310 Кредит 1 401 01 180;

б) на сумму начисленной ранее амортизации на объект основных средств:

Дебет 2 104 00 410 Кредит 2 401 01 241;
Дебет 1 401 01 180 Кредит 1 104 00 410.

Несмотря на то, что Письмо утратило силу, поскольку оно было разработано в соответствии с утратившим силу приказом Минфина России от 10.02.2006 № 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету», действующей Инструкцией по бюджетному учету предусмотрено принятие к учету основных средств и капитальных вложений с применением счета 040101180 «Прочие доходы» (корреспонденции № 3, 4 Приложения 1 «Корреспонденция счетов бюджетного учета» к Инструкции по бюджетному учету), а выбытие (безвозмездная передача в рамках приносящей доход деятельности) — с применением счета 040101241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» (в соответствии с п. 22, 78 Инструкции по бюджетному учету).

Решение использовать средства для приобретения основного средства или на строительство объекта за счет двух или нескольких источников, передачу с «внебюджета на бюджет» принимает главный распорядитель. При этом должны быть предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на содержание этого имущества.

При принятии всей уплаченной за основное средство суммы на бюджет учреждение не вправе рассчитывать на возмещение НДС, поэтому основное средство принимается к учету по стоимости, включающей соответствующие суммы НДС.

Бухгалтерские записи, отраженные в учете учреждения в рассматриваемой ситуации, рассмотрим на конкретном примере.

Пример

Бюджетное учреждение приобрело основные средства за 354 000 руб. При этом 174 000 руб. заплатили из бюджетных средств, 180 000 руб. — из средств от приносящей доход деятельности.

Порядок отражения операций в бюджетном учете представлен в таблице 1.

Таблица 1

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма

Отражены затраты по приобретению оборудования за счет средств от приносящей доход деятельности

КРБ 2 106 01 310

КРБ 2 302 19 730

Отражены затраты по приобретению оборудования за счет бюджетных средств КРБ

КРБ 1 302 19 730

Отражена оплата за счет средств от приносящей доход деятельности

КРБ 2 302 19 830

КРБ 2 201 01 610

Отражена оплата за счет бюджетных средств

КРБ 1 302 19 830

КРБ 1 304 05 310

Произведен перевод расходов с внебюджетной деятельности на бюджетную

КРБ 2 401 01 241

КРБ 2 106 01 410

Отражены затраты по поступлению основных средств за счет внебюджетных средств и доходы бюджета

КРБ 1 106 01 310

КДБ 1 401 01 180

КРБ 1 101 04 310

КРБ 1 106 01 410

В программе «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» указанные в таблице операции оформляются с помощью следующих документов.

Операции 1 и 2 оформляются документами Покупка ОС, НМА.

И в первом, и во втором документе Покупка ОС, НМА следует указывать один и тот же элемент справочника Основные средства, по которому собираются затраты.

В программе «1С:Бухгалтерия бюджетного учреждения 8» ведется количественный учет основных средств, поэтому в первом документе Покупка ОС, НМА, с КВД = 1 (бюджет), следует указать количество поступивших основных средств — 1 (см. рис. 1).

Во втором документе Покупка ОС, НМА, с КВД = 2 (внебюджет), который надо оформить на тот же объект основных средств (тот же элемент справочника Основные средства), следует указать количество поступивших основных средств — 0 (к учету принимается только стоимость) — см. рис. 2.

Операции 3 и 4 оформляются документами Заявка на кассовый расход (Заявка на кассовый расход (сокращенная), Платежное поручение или Кассовое выбытие) в обычном порядке.

Операции 5 и 6 — нетиповые, поэтому их следует оформить документом Операция (бухгалтерская). Записи можно ввести в одном документе — см. рис. 3.

Оприходование оборудования оформляется в обычном порядке — вводом документа Принятие к учету ОС и НМА по нажатию кнопки Принять к учету в документе Покупка ОС, НМА, которым оформлено поступление объекта ОС по бюджету.

Обратите внимание на дату и время документа Операция (бухгалтерская). Для того чтобы в документе Принятие к учету ОС и НМА в стоимости объекта были учтены расходы, переведенные с внебюджетной деятельности, дата (время) проведения документа Операция (бухгалтерская) должна быть ранее даты (времени) документа Принятие к учету ОС и НМА.

По нажатию кнопки Принять к учету открывается обработка для формирования документа Принятие к учету ОС и НМА, в которой указана сумма документа — основания (174 000 руб.). Эта же сумма будет показана в сформированном по кнопке Сформировать документа Принятие к учету ОС и НМА.

Для оприходования ОС с учетом всех расходов, собранных на счете 1 106 01 310 (354 000 руб.), нажимается кнопка Рассчитать первоначальную стоимость (рис. 4).

В целях налогового учета согласно письму УМНС по г. Москве от 18.02.2004 № 26-08/10738 не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) с использованием бюджетных средств целевого финансирования, только в части стоимости, приходящейся на величину этих средств (письмо МНС России от 25.07.2002 № 02-5-10/Э964).

Таким образом, если учитываемое в бюджетном учете по виду деятельности 1 «Бюджетная деятельность» основное средство используется для осуществления предпринимательской деятельности, в целях налогового учета и исчисления амортизации учитывается только та часть стоимости объекта, которая оплачена за счет доходов от предпринимательской деятельности. При этом должны соблюдаться условия принятия объекта в состав амортизируемого имущества по стоимостному критерию.

Источник



Приобретение ОС и НМА за счет целевого финансирования

В отдельных случаях организации могут получать целевые средства на покупку объектов основных средств или нематериальных активов. Как учитывать эти объекты, можно ли амортизировать их в бухгалтерском и налоговом учете? Рассказываем.

Бухгалтерский учет объектов, приобретенных за счет целевых средств

Основные средства и нематериальные активы, купленные за счет целевых средств, приходуются в бухгалтерском учете в общем порядке. Каких-либо особенностей в отношении записей непосредственно по оприходованию данных активов законодательством не предусмотрено. Поэтому если актив отвечает всем условиям признания его основным средством или НМА, то он учитывается в этом качестве на счетах бухгалтерского учета.

Нужно ли начислять амортизацию по данному активу в бухгалтерском учете?

Да, нужно, если выполняются общие условия отнесения актива в состав основных средств или НМА и начисления по нему амортизации. Источник финансирования в данном случае значения не имеет. Однако параллельно с обычными проводками возникает необходимость в дополнительных проводках ввиду того, что источником финансирования являются как раз целевые средства.

Для обобщения информации о движении средств для осуществления мероприятий целевого назначения, предназначен счет 86 «Целевое финансирование». На этом счете отражаются суммы целевого финансирования (в момент непосредственно получения этих сумм либо в момент выполнения условий, предусмотренных п. 5 ПБУ 13/2000, – в зависимости от учетной политики фирмы). Причем этот счет используется для отражения не только бюджетных целевых средств, но и целевых средств, поступивших от других организаций и лиц.

Затем происходит списание этих сумм со счета 86 в корреспонденции со счетом 98 «Доходы будущих периодов». Делается это в момент принятия объекта основных средств или нематериального актива к учету. Таким образом, на момент принятия актива к учету в бухгалтерском учете делаются записи:

Дебет 01 (04) Кредит 08

Дебет 86 Кредит 98.

Далее в момент, когда в бухгалтерском учете будет отражаться амортизация, одновременно с записью по начислению амортизации следует производить списание со счета 98:

Дебет 20 (25, др.) Кредит 02 (05)

Дебет 98 Кредит 91.

Данный порядок следует из п. 9 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 92н. В этом пункте сказано, что «целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов по мере начисления амортизации на финансовые результаты». Обратите внимание, что данное положение регулирует вопросы учета непосредственно государственной помощи.

Таким образом, сумма со счета 98 будет переноситься на счет 91 постепенно – по мере начисления амортизации на протяжении всего срока полезного использования.

На практике иногда бывает, что к моменту поступления целевых средств внеоборотный актив уже принят к учету и начал амортизироваться. В этом случае применяется порядок, установленный п. 10 ПБУ 13/2000. В соответствии с данным порядком бюджетные средства, предоставленные на финансирование понесенных в предыдущие отчетные периоды капитальных затрат, отражаются:

  • в размере начисленной амортизации — как увеличение финансового результата организации;
  • в оставшейся части — как доходы будущих периодов.

Таким образом, сумма, учтенная на счете 86, в этом случае будет списываться двумя проводками:

Дебет 86 Кредит 91-1

— на сумму начисленной амортизации;

Дебет 86 Кредит 98

— на оставшуюся сумму (она соответствует остаточной стоимости актива).

Налоговый учет объектов, приобретенных за счет целевых средств

Вопрос с начислением амортизации в налоговом учете не так-то прост. Здесь действует правило: если полученные целевые средства в соответствии с положениями НК РФ не отнесены к облагаемым доходам, то и объекты, купленные за счет этих средств, не могут относиться на «уменьшаемые» расходы (через амортизацию). Соответственно, если целевые средства, напротив, относятся к облагаемым доходам, то и активы, относящиеся по критериям к амортизируемому имуществу и купленные за счет целевых средств, подлежат амортизации в налоговом учете.

Поэтому для начала нужно определить, как отражать целевые средства в налоговом учете. И вот здесь нет четкого правила, что любые целевые поступления относятся/не относятся в состав доходов. Каждый случай необходимо разбирать отдельно.

Так, перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведен в ст. 251 НК РФ. В этом перечне фигурирует имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:

  • в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
  • в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ);
  • бюджетные средства, полученные унитарными предприятиями от собственников имущества (подп. 26 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Да, мы видим, что согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, не учитываются при определении налоговой базы. Но в этом же подпункте приводится четко ограниченный перечень ситуаций, при которых полученные целевые средства считаются средствами целевого финансирования в целях налога на прибыль (а точнее в целях не обложения данным налогом). А значит, те суммы, которые к перечисленным ситуациям отнести нельзя, придется включать в налогооблагаемый доход.

Мы не будем приводить полный список того, что является «целевым финансированием» в рамках налога на прибыль, так как этот список довольно внушителен и в большинстве своем касается «специфичных» организаций (бюджетных учреждений, банков, ТСЖ и др.). Отметим лишь некоторые из них, которые могут быть применимы к коммерческим организациям.

Так, например, к «целевому финансированию» в целях налога на прибыль относятся гранты, в отношении которых выполняется ряд условий. Одним из условий является предоставление грантов на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных российским законодательством.

Также не облагаются налогом целевые средства в виде субсидий, но не всех, а только тех, что выделены на возмещение расходов, изначально не уменьшающих налоговую базу в силу положений ст. 270 НК РФ (за исключением расходов, указанных в п. 5 ст. 270 НК РФ, т. е. за исключением расходов по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств).

Таким образом, если субсидия получена на приобретение амортизируемого имущества, то ее придется включить во внереализационный доход. При этом в отношении таких целевых средств, как субсидии, действует особый порядок отнесения их на доходы. Относить на доходы субсидии нужно не сразу в момент получения, а «по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств». Такой порядок следует из абз. 3 п. 4.1. ст. 271 НК РФ.

Что же значит отражать доход «по мере признания расходов»? А то, что доход следует показывать в тот момент, когда начисляется амортизация по объекту, приобретенному за счет субсидий. То есть в данном случае порядок такой же, как в бухгалтерском учете.

При этом если амортизируемое имущество к моменту получения субсидий начало амортизироваться, то часть субсидии в части, соответствующей отнесенной на расходы начисленной амортизации, необходимо будет единовременно включить во внереализационный доход (опять же – как и в бухгалтерском учете). Оставшуюся часть субсидии компания будет включать в доходы в момент начисления амортизации. Такой порядок следует из абз. 5 п. 4.1. ст. 271 НК РФ.

И вот здесь как раз возникает встречный вопрос: действительно ли можно амортизировать в налоговом учете имущество, приобретенное за счет целевых средств, и относить на «уменьшаемые» расходы начисленную амортизацию? Да, если целевые средства, как уже было сказано выше, включаются в облагаемый доход. Соответственно, если целевые средства не включаются в доход (на основании подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), то те ОС и НМА, которые были приобретены за счет этих средств, амортизировать нельзя.

Данный вывод следует из взаимосвязи положений подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 4.1. ст. 271, п. 1 и подп. 3, 7 п. 2 ст. 256 НК РФ и дополнительно подтвержден чиновниками (письма Минфина России от 12.08.2019 № 03-03-06/1/60538, от 11.03.2019 № 03-03-06/3/15264, от 28.06.2013 № 03-03-06/1/24671).

Частичное финансирование за счет целевых средств

Теперь рассмотрим ситуацию, когда основное средство или НМА приобретается частично за счет целевых средств, а частично – за счет собственных. В части отражения актива и начисления амортизации в бухгалтерском учете особенностей нет, поэтому объект приходуется и амортизируется в общеустановленном порядке, т. е. в сумме затрат на его приобретение.

Но все же есть особенности, которые следует учитывать при отражении операций в бухучете. Они касаются не формирования и учета стоимости объекта и его амортизации, а формирования дохода. В бухгалтерском учете вся «целевая» сумма, как и в стандартной ситуации, будет относиться на кредит счета 98 в момент принятия основного средства или НМА к учету. Списываться на счет 91 эта сумма также будет постепенно – по мере начисления амортизации. Однако списываемая сумма не будет соответствовать сумме начисленной амортизации. Она будет меньше, и ее необходимо рассчитывать отдельно – пропорционально, т. е. исходя из доли «целевого участия».

При этом пропорцию нужно считать и в том случае, когда к моменту получения средств объект уже начал амортизироваться, и бухгалтер делит «целевую сумму» на две составляющие (одна часть идет на счет 91, другая – на счет 98).

Что касается налогового учета, то порядок отражения зависит от того, за счет каких именно целевых средств был частично приобретен объект. Если за счет «облагаемых» целевых средств, т. е. не подпадающих под подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то здесь все достаточно просто: объект подлежит амортизации в налоговом учете. Иными словами, есть доход, значит есть и расход (в виде амортизационных отчислений). При этом амортизации подлежит вся стоимость ОС или НМА, то есть вне зависимости от того, что часть объекта оплачена за счет «облагаемых» целевых сумм. Данный вывод подтвержден ведомствами (письма Минфина РФ от 02.04.2010 № 03-03-06/1/222, УФНС России по г. Москве от 29.12.2011 № 16-15/126140@).

А вот если целевые средства, за счет которых частично оплачивается объект, являются «необлагаемыми», т. е. подпадают под подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, то ситуация неоднозначна. В этом случае не понятно, применяются ли положения подп. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ, согласно которому имущество, приобретенное за счет «необлагаемых» целевых сумм, не подлежит амортизации.

В нашем случае имущество приобретается не только за счет «необлагаемых» целевых сумм, но и за счет собственных средств. А на этот счет установленного порядка в НК РФ нет.

Есть только порядок, установленный для другой ситуации – когда имущество приобретается частично за счет бюджетных средств целевого финансирования. Он прописан в абз. 18 п. 1 ст. 257 НК РФ и выглядит следующим образом: первоначальная стоимость имущества, созданного с использованием бюджетных средств целевого финансирования, определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, уменьшенная на сумму расходов, осуществленных за счет бюджетных средств целевого финансирования. Фактически это значит, что амортизироваться будет только та часть стоимости имущества, которая оплачена за счет собственных средств.

Считаем, что такой подход можно применять и в том случае, когда часть имущества приобретается за счет «необлагаемых» целевых сумм, указанных в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Ведь в определенной части компания все же несет расходы (свои собственные) при приобретении ОС или НМА.

Однако тот факт, что абз. 18 п. 1 ст. 257 НК РФ рассматривает ситуацию исключительно с «бюджетными средствами целевого финансирования», может привести к риску, что налоговики не согласятся с применением данного подхода в других случаях (например, когда объект приобретается частично на средства гранта, а частично за счет собственных средств). Поэтому компаниям, решившимся амортизировать объект в подобных ситуациях, следует быть готовыми к отстаиванию своей позиции в суде. В судебной практике подобных споров крайне мало. Но те решения, которые были нами обнаружены по ситуациям, похожим на рассматриваемую, были вынесены в пользу налогоплательщика.

Так, например, в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2007 № 09АП-8600/2007-АК по делу № А40-22339/06-143-165 суд отметил следующее: «Отсутствие признака безвозмездности сделки исключает возможность применения положений п. п. 7 п. 2 ст. 256 НК РФ, п.п. 6 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении порядка начисления амортизации при эксплуатации приобретенного оборудования. Указанными нормами закона установлен запрет на начисление амортизационных отчислений по оборудованию, полученному безвозмездно. Установление факта оплаты (пусть даже частичной) является основанием для вывода о наличии у налогоплательщика права на начисление амортизации в общеустановленном порядке».

Таким образом, в случае судебного разбирательства у компании есть шансы на выигрыш.

Источник

Приобретение ОС за счет двух источников финансового обеспечения

Автор: Мухин С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Детский сад, являющийся бюджетным учреждением муниципального уровня, приобрел основное средство за счет двух источников КВФО: 5 «Субсидии на иные цели» (169 890 руб.) и 4 «Субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания» (5 110 руб.). Как отразить в бухгалтерском учете операции по принятию его к учету в общей сумме 175 000 руб.?

Основное средство принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, равной сумме фактических вложений в его приобретение (с учетом НДС) (п. 23 Инструкции № 157н, п. 14, 15 СГС «Основные средства»). Вложения в приобретение основного средства отражаются по дебету счета 0 106 x1 310 и кредиту счета 0 302 31 73x.

Так как основное средство предназначено для использования при оказании услуг в рамках муниципального задания, вложения в его приобретение следует перевести с кода вида деятельности 5 «Субсидии на иные цели» на код вида деятельности 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания». Данные операции следует отразить (п. 146 Инструкции № 174н, утвержденной Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н):

по дебету счета 5 304 06 832 и кредиту счета 5 106 x1 310;

по дебету счета 4 106 x1 310 и кредиту счета 4 304 06 732.

Основное средство принимается к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости (п. 23 Инструкции № 157н, п. 14 СГС «Основные средства»).

Если приобретенное основное средство относится к особо ценному движимому имуществу, то отражается формирование расчетов с учредителем в сумме балансовой стоимости принятого к учету ОЦДИ, которое учреждение приобрело за счет средств целевой субсидии. В учете оформляется запись по дебету счета 4 401 10 172 и кредиту счета 4 210 06 661.

Общая схема бухгалтерских записей будет следующей:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Начислены доходы в виде целевой субсидии на основании заключенного соглашения*

Поступила целевая субсидия на приобретение ОС

Источник

Читайте также:  Чистящее средство для ресторанов

ЗОЖ: здоровый образ жизни © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!