Меню

Воспитание здорового образа жизни во взаимодействии с семьей

«Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни»
статья (старшая группа) на тему

В докладе рассказывается от принципах взаимодействия с семьями воспитанников и практическом опыте.

Скачать:

Вложение Размер
Здоровый образ жизни 22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Детство – это уникальный период в жизни человека: именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Перед педагогами стоит задача создания условий для обеспечения воспитания счастливых, физически, психически, психологически здоровых детей. Эта задача не может быть осуществлена без взаимодействия педагогов и родителей в интересах ребенка.

Если родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему на благо.

Дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, с которым ежедневно вступают в контакт родители и где начинается их систематическое просвещение. Поэтому образовательное учреждение имеет возможность оказывать непосредственное влияние на семьи воспитанников.

Известно, что первоочередной задачей детского сада является укрепление здоровья ребёнка, поэтому очень важна оздорови тельная работа, проводимая в детском саду. Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов: особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др. К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребёнка, относится семейное воспитание. Воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьёй практически невозможно.

А.С. Макаренко в свое время сказал, что пока педагоги обвиняют в плохом воспитании родителей, а родители видят причины неуспеха детей в педагогах, результативного воспитания не будет. Поэтому перед нами встал вопрос, как добиться более тесного контакта с родителями, сделать их своими партнёрами в нашем общем деле. Мы понимаем, что эффективность нашей оздоровительной работы будет во многом зависеть от того, как поддержат и продолжат оздоровление детей родители в семье.

Установив цель — укрепление здоровья детей – мы реализуем её посредством взаимосвязанных задач:

1. Формировать поведенческие навыки здорового образа жизни в семье.

2. Способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в семье.

3. Активизировать родительский интерес к самостоятельному поиску решения проблем здоровья как своих детей. Так и своего собственного.

4. Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья.

В соответствии с целью и задачами мы определили принципы взаимодействия с семьёй:

1. Принцип партнёрства, взаимопонимания и доверия. Родители, приведшие ребёнка к нам в группу, очень настороженно относились к нам. Для того, чтобы преодолеть эту отстранённость, нам было необходимо расположить родителей к себе, добиться их доверия и взаимопонимания. Беседуя с мамой или папой об их ребёнке, мы подмечали сильные стороны их ребёнка, присущие только ему особенности. Родители чувствовали внимание к своему ребёнку и к себе и становились более открытыми для общения. Укреплению взаимного доверия между воспитателями и родителями способствуют мероприятия, которые мы проводим вместе с детьми и родителями: кулинарные гостиные, чаепития, песенные посиделки, мастер-классы, вылазки на природу, походы на каток, катание на санках.

2. Принцип активного слушателя . Мы стараемся внимательно выслушивать каждого родителя и в беседе «возвращать» то, что они рассказали, обозначив их чувства. Так, мама Максима делится своими переживаниями о том, достаточно ли тщательно одевается её сын на прогулку, ведь он так часто простужается. Беседуя с ней, мы объясняем, что хорошо понимаем её беспокойство и проконтролируем, как Максим одевается.

3. Принцип согласованности действий. Мы подробно знакомим родителей с правилами, действующими в нашей группе, на родительских собраниях, в индивидуальных беседах. Родителям будет легче сформировать у ребёнка основы здорового образа жизни. Например, стараемся убедить родителей в необходимости придерживаться режима дня даже дома, чтобы избежать переутомления и капризов ребёнка. Мы заметили, что Настя в последнее время, приходя утром в сад, много капризничает. Беседуя с мамой, выяснили, что несколько дней Настя поздно ложится спать из-за подготовки семьи к переезду. Было предложено несколько вариантов решения этой проблемы.

4. Принцип самовоспитания и самообучения . Мы призываем родителей признать свои вредные привычки и постараться от них избавиться: ведь на них смотрит их ребёнок. В октябре мы вручили «Письма здоровья», предложив один из способов закаливания использовать дома и, желательно, вместе со своим ребёнком – малыш почувствует обман, если папа будет говорить о пользе закаливания, лёжа на диване.

5. Принцип ненавязчивости. Все свои советы и просьбы мы стараемся облекать в ненавязчивую форму, чтобы избежать принуждения и достичь взаимопонимания и доверия.

6. Принцип жизненного опыта. Обладая определённым опытом в воспитании детей, делимся им с родителями и не пренебрегаем опытом самих родителей, внимательно выслушивая их. Так, мама Люси обсуждала с воспитателем как лучше закаливать дочь. К беседе подключилась мама Алёны, которая поделилась опытом закаливания своей дочери.

7. Принцип безусловного принятия ребёнка. Этого принципа мы придерживаемся в своей работе и объясняем родителям, что принимать ребёнка – значит любить его не за что-то, а просто так, за то, что он есть.

На начальном этапе работы с семьями группы нашей основной целью было налаживание взаимопонимания между нами и родителями по вопросу формирования здорового образа жизни детей. Необходимо было подвести родителей к пони манию того, что нужно заботиться не только о том, тепло ли одет ребёнок, не продует ли его, но и задуматься над вопросом, как приучить ребёнка следить за своим здоровьем, воспитать культуру здоровья.

Первоначально мы провели среди родителей анкетирование и интервьюирование, благодаря чему смогли выяснить, что беспокоит родителей в здоровье их детей, какие проблемы со здоровьем уже существуют (аллергия, хронические заболевания), какие вопросы детского здоровья вызывают наибольший интерес. Оказалось, что больше всего родителей волнуют вопросы закаливания детей и вопросы питания.

Особого внимания заслуживает проблема закаливания. Ослабленному и болезненному ребенку закаливание необходимо больше, чем здоровому. Очень важна в этом роль здорового образа жизни семьи. На закаленных детей меньше влияют резкие изменения температуры, они имеют хороший аппетит, более активны, уравновешены и жизнерадостны. Родителям были предложены методы закаливания, о которых они могли прочитать в папках передвижках «Закаляйся, если хочешь быть здоров» , «Помоги своим глазам», «Растём здоровыми».

В качестве традиционных форм взаимодействия с родителями были использованы информационные стенды, на которых мы располагали материалы по формированию здорового образа жизни: «Мы идём по улице», «Осторожно, гололёд», «Как правильно кататься на санках», «Пусть солнце будет другом», «Как правильно одеть ребёнка», «Переходим дорогу правильно», «Поиграйте со своим ребёнком».

Конечно, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проводимые праздники и досуги: спортивные, посвящённые дворовым играм, дни здоровья. Проходят они всегда весело и задорно. Эти мероприятия помогают взрослым раскрепоститься, более непринуждённо общаться между собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребёнка среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные праздники и досуги тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные воспоминания. Здесь развивается не только тело, но и душа.

Мы надеемся, что такая система работы по взаимодействию с семьёй по оздоровлению детей обеспечит её эффективность:

— рост воспитательного и оздоровительного потенциала семьи;

— характер обращения родителей к воспитателю как показатель возросшего интереса к оздоровлению детей;

— рост посещаемости родителями и старшими членами семьи групповых мероприятий, активность в выполнении домашних заданий;

— рост спектра совместных дел родителей и воспитателей;

— положительное мнение родителей о компетентности воспитателей в вопросах оздоровления детей;

— удовлетворённость оказанной помощью.

Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящая перед детским садом, ведь этот значит заложить фундамент в развитие здорового поколения в будущем.

1 С.А. Надь «Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни», интернет.

2. И.И. Брехман «Валеология — наука о здоровье» — М., 1980.

Источник



Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»
консультация на тему

Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать?

Скачать:

Вложение Размер
zabota_o_zdorove_nevozmozhna_bez_postoyannoy_svyazi_s_semey.docx 19.64 КБ

Предварительный просмотр:

«Забота о здоровье невозможна без постоянной связи с семьей»

Опыт работы «Взаимодействие с семьей по формированию навыков ЗОЖ у детей»

Благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка-дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов дошкольного образовательного учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности. Общепризнанно, что фундамент здоровья ребенка закладывается в семье. И хотя широкое распространение современных средств массовой информации способствует повышению санитарно-гигиенических знаний населения, но, к сожалению, не всегда меняет поведение людей. Так, некоторые авторы отмечают, что многие родители в силу неопытности, несерьезности подхода к соблюдению правил гигиены, а часто из-за низкой культуры и небрежного отношения к здоровью ребенка не выполняют даже элементарных гигиенических правил. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В. Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «… с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все… «.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ). Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него.

Наряду с сохранением физического здоровья особое внимание следует уделять компонентам ЗОЖ:

• Занятия физкультурой, прогулки

• Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

• дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

• Бережное отношение к окружающей среде, к природе

• Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

• Формирование понятия «не вреди себе сам»

Дети дошкольного возраста имеют очень мало представлений о своем теле и возможностях организма, у них не сформированы представления о бережном отношении к своему здоровью.

Семье нужна поддержка и сопровождение в вопросах формирования основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста.

Идея становления опыта работы по теме «Взаимодействие детского сада и семьи по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста» возникла в результате многолетних наблюдений за отношением родителей воспитанников к педагогическому процессу ДОУ. Отмечались пассивность родителей в вопросах воспитания детей, нежелание присутствовать на совместных физкультурно-оздоровительных мероприятиях.

Наблюдения, беседы, анкетирование, интервьюирование с родителями о здоровом образе жизни показали, что у родителей наших воспитанников уровень знаний в области формирования здорового образа жизни – не высок, а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда, когда их ребенку требуется медицинская или психологическая помощь.

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей

Формировать у детей представления о своем теле; о правилах безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.

Обеспечить дошкольника необходимыми знаниями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;

Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Расширить и разнообразить взаимодействие ДОУ и родителей по формированию ЗОЖ.

Направления и методы формирования здорового образа жизни:

• настрой на здоровый образ жизни (занятия, беседы, д\игры)

• достаточная двигательная активность (занятия, прогулки, п\игры)

• правильное питание (занятия, беседы)

• четкий режим дня (соблюдение в детском саду и дома)

• отказ от вредных привычек в семье (консультации, беседы с родителями)

• выполнение гигиенических требований (соблюдение дома и в ДОУ)

• умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении (занятия, беседы)

• активный отдых (прогулки, походы, игры)

3. Консультации – оказание помощи родителям через консультации;

4. Родительские собрания;

7. Благодарственное письмо

9. Совместные праздники и развлечения;

Принципы взаимодействия с родителями:

1. Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия.

2. Принцип согласованности действий.

3. Принцип самовоспитания и самообучения.

4. Принцип ненавязчивости.

•сформированные знания детей об основах ЗОЖ

•повышение физической подготовленности детей

•создание системы взаимосвязи и сотрудничества с родителями воспитанников по формированию основ ЗОЖ

•повышение количества посещений родителями праздников, развлечений

Критерии (экспресс-анализ и оценка детской деятельности под редакцией О. А. Сафоновой)

Высокий уровень: Ребенок правильно и четко отвечает на вопросы взрослого. Любознателен, делает свои выводы о поведении в различных ситуациях.

Средний уровень: Ребенок любознателен; испытывает затруднения, отвечая на вопрос взрослого; принимает помощь сверстников.

Низкий уровень: Ребенок пассивен; отвечает на вопросы одним словом или молчит.

усвоение знаний о ЗОЖ;

формирование чувства ответственности за своё здоровье и здоровье членов семьи.

Вопросы для собеседования по выявлению знаний детей о ЗОЖ

Вопросы для собеседования в средней группе.

1. Скажи, пожалуйста, что надо делать, чтобы быть здоровым?

2. Назови мне предметы личной гигиены.

3. Какие бывают продукты питания? Назови полезные и вредные продукты питания.

4. Расскажи, как ты проводишь свой день в садике, дома. Как надо правильно проводить свой день?

5. Как надо вести себя с незнакомыми людьми?

6. Назови опасные для жизни предметы.

Вопросы для собеседования в старшей группе.

1. Скажи мне, пожалуйста, что нужно делать, чтобы быть здоровым?

2. Расскажи о своем организме и как ты его оберегаешь.

3. Скажи, что происходит с тобой, когда ты болеешь? Кто и как может тебе помочь?

4. Назови мне опасные ситуации, которые могут произойти с людьми. Что надо делать?

5. Как должен питаться человек, чтобы быть здоровым? Назови полезные и вредные продукты питания.

6. Где следует играть детям на прогулке? Расскажи про светофор, для чего он нужен?

Вопросы для собеседования в подготовительной группе.

1. Скажи, пожалуйста, как ты понимаешь выражение «здоровый человек? Кого мы называем здоровым? У нас есть в группе такие дети?

2. Как, по-твоему, быть здоровым – это хорошо или плохо? Почему? А ты заботишься о своем здоровье? Расскажи, пожалуйста, как ты это делаешь?

3. Что такое вредные привычки и есть ли они у тебя? Какие вредные привычки есть в вашей семье? Какие полезные привычки ты знаешь? Какие есть у тебя?

4. Представь, что девочка потерялась на улице. Что ей надо делать? Представь, что кому-то из твоих знакомых стало плохо. Что надо сделать?

5. Расскажи, как спорт помогает быть здоровым. Кого в вашей семье можно назвать здоровым, почему?

6. Назови мне правила ухода за своим телом.

Результаты работы с родителями по формированию здорового жизни детей я прослеживаю по итогам анкет.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность я веду по трем направлениям:

2. Наглядно — информационное

1 направление — Познавательное — обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

2 направление — Наглядно — информационное:

3 направление — Досуговое

Работа с детьми.

•в форме проведения минуток здоровья

•во время физкультурных занятий

•при реализации проектов

•в совместных мероприятиях с родителями

Результативность деятельности формирования у дошкольников здорового образа жизни путем взаимодействия детского сада и семьи имеет положительную динамику. Это прослеживается:

в повышении уровня знаний детей об основах ЗОЖ

в положительной динамике уровня физической подготовленности

в повышении ответственного отношения родителей к проблемам ЗОЖ

в повышении количества посещений родителями совместных мероприятий

Источник

Воспитание навыков здорового образа жизни в семье
консультация

Консультация для родителей

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx 14.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание навыков здорового образа жизни в семье»

Воспитание детей — большая радость и большая ответственность и большой труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие — необходимо, каждый ребёнок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Забота о воспитании здорового ребёнка является приоритетной и в работе дошкольного учреждения.

Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только социально-экологической обстановкой, но и самим образом жизни семьи ребёнка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребёнка (гиподинамии) неизбежно происходят ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребёнка. Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье.

Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье ещё не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребёнка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкам на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребёнка к здоровому образу жизни. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребёнка, его работоспособности. И важным здесь являются правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определённому ритму. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма. Чем раньше ребёнок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщён к здоровому образу жизни. Если же ребёнка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гигиены, то ребёнок быстро теряет интерес к этому.

При поступлении ребёнка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. И нет никакой необходимости пичкать ребёнка перед школой знаниями. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребёнка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учёбе. Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только на занятиях по математике и развитию речи, но и на физкультурных занятиях, на которых у детей формируются необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление, память, речь, воображение, тонкая моторика рук, координация движений; а также в игровой деятельности детей. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма. Что такое закаливание? Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счёт того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями — увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счёт увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. Заниматься должны уже сейчас. Когда ребёнок ходит в детский сад. Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизнь ребёнка стало началом в укреплении его здоровья? Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми, затем родителям надо хорошо ознакомится с комплексами упражнений, которые дети выполняют в детском саду. Тогда мы вместе добьёмся более высоких результатов в физическом развитии наших детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочной деятельности учителя.

Источник

Читайте также:  Клуб здорового образа жизни в магнитогорске