Меню

Внеурочная деятельность в школе как средство повышения качества образования

Повышение качества воспитания и образования через внеурочную деятельность школьников

Дата публикации: 22.03.2020 2020-03-22

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Завадская, И. Ю. Повышение качества воспитания и образования через внеурочную деятельность школьников / И. Ю. Завадская, Д. М. Каирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 12 (302). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/302/68268/ (дата обращения: 25.04.2021).

В статье авторы пытаются определить значение внеурочной деятельности в жизни детей, попавших в трудную ситуацию.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, воспитание, трудные подростки.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту внеурочная деятельность является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, а также одним из видов организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность — это деятельность, организованная во внеурочное время для всестороннего развития учащихся в содержательном досуге, их участии в общественно-полезной деятельности и всякого рода самоуправления, сотрудничества.

Целью внеурочной деятельности является создание условий, которые обеспечивают интеллектуальное и творческое развитие ребенка, а также проявление своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Правильно организованная система внеурочной деятельности поможет развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика и обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей осуществляется в любой момент их деятельности. Но наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от учебы время.

Во внеурочной деятельности создаются такие условия для развития личности ребёнка, в соответствии с которыми формируются индивидуальные способности, познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.

Но сложная и противоречивая современная жизнь мощно влияет на несформированное сознание, чувства и поведение детей. Нашим детям очень трудно в сегодняшнем обществе. Одна из самых болезненных проблем, переживаемых обществом — потеря ценностных ориентаций у его членов, падение престижа семьи как социального института.

Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда для детей разного социального статуса и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений, которыми будет заполнено свободное время детей. И эта эмоционально наполненная среда получит новое название — организованный досуг.

Внеурочная деятельность в современной школе обрела роль неотъемлемой части образовательного и воспитательного процесса, стала для многих детей школой социализации. В образовательных учреждениях для этого реализуется несколько видов деятельности, соответствующих сложившимся направлениям, а именно художественно-эстетическим, спортивно-оздоровительным, духовно-нравственным, общеинтеллектуальным, общекультурным и социальным. Объемное развитие видов внеурочной деятельности увеличивает количество детей, охваченных организованным досугом.

Процесс развития личности зависит от окружающего социального пространства, субъектами которого являются семья, школа, сверстники, сам ребёнок и т. д. Нравственная, положительно ориентированная среда, которая создается на базе внеурочных занятий, благоприятно воздействует на формирование личности ребёнка, социализирует детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Часто дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, не знают, как и кому об этом рассказать. Они убегают из дома, сбегают со школьных занятий, демонстрируют свою якобы независимость, тут и приходят на помощь маленьким беглецам и хулиганам профессиональные педагоги, тренеры, наставники, которые с помощью различных способов мотивации привлекают ребят во внеурочную деятельность.

Каждый педагог знает, что в ребенке обязательно есть какой-либо талант, нужно только его распознать и помочь ему раскрыться. Конечно, с трудными детьми эта задача труднее в разы, но это не останавливает умелых грамотных учителей-воспитателей.

Конечно же, успешность реализации внеучебной работы со школьниками определяется уровнем мотивации детей, которая, к сожалению, редко отвечает ожиданиям педагогического коллектива. Повысить интерес учащихся к конкретным направлениям внеурочной работы помогает выбор нестандартных форм занятий, отличающихся от традиционных уроков не только по форме и содержанию, но и по стилю общения педагога с детьми. Наша задача — задача педагогов — сформировать высоконравственное, духовно-культурное, социально-адаптированное поколение.

Проблема распределения свободного времени всегда являлась насущной для нашего общества, так как наиболее продуктивное воспитание личности происходит в свободное от обучения время. Поэтому внеурочная деятельность вшколе направлена на развитие у школьников внутренней дисциплины, самосознания и способности делать правильный нравственный выбор.

Так, в МБОУ г.Астрахани «СОШ № 58», в которой обучаются 208 учеников в среднем звене, из них 16 ребят, попавших в трудную жизненную ситуацию. Это школьники, поставленные на учет в КДН, на внутришкольный учет, а также ребята группы риска. Конечно же, эти дети не обладают достаточной внутренней дисциплиной, они обделены необходимым контролем со стороны родителей, но благодаря профессионально подготовленным учителям-наставникам, ребята находят для себя те увлечения, погружаясь в которые, чувствуют свой личностный подъем, учатся по-другому смотреть на мир, находят для себя новый круг общения. В данной школе внеурочная деятельность развивается по всем сложившимся направлениям, согласно ФГОС. Большей популярностью среди трудных подростков пользуется спортивно-оздоровительное и художественно-эстетическое направления. Ребята с удовольствие посещают секции баскетбола, волейбола, футбола, а также становятся воспитанниками мастерской «Умелые ручки». Очень нравится школьникам литературно-театральные занятия, где ребята не только становятся настоящими ценителями литературы, но и могут попробовать себя в роли актера самодеятельного театрального кружка.

Огромные трудности в воспитании, само собой, возникают и у родителей трудных, но безусловно талантливых детей, поэтому педагогам-воспитателям приходится проводить работу с родителями, осуществлять психологическую поддержку, разъяснять условия труда и отдыха в школе и дома, объяснять какую помощь они могут и должны оказать своему ребенку.

Учитель, работающий с детьми не только во время учебного процесса, но и продолжающий воспитывать и обучать школьников во время внеурочной деятельности, должен быть творческим, профессионально грамотным, способным к экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, умелым организатором учебно-воспитательного процесса, эрудированным, владеть современными образовательными технологиям. Должен уметь признавать право ребенка на ошибку, уважать любые его идеи, знать психологию детей с разными жизненными статусами, уметь создавать доверительные межличностные отношения.

Читайте также:  Фондоотдача основных средств в чем измеряется

Как видим, успешность и эффективность в создании условий, которые обеспечат интеллектуальное и творческое развитие ребенка, обусловлены необходимостью образования и использования атмосферы взаимопонимания, сотрудничества и уважения, в которой и будут воспитываться, обучаться и развиваться наших дети.

  1. Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 12. — С. 19–21.
  2. Баженова Е. В. Инновационная образовательная модель внеурочной деятельности «Всему учит детство» // Дополнительное образование и воспитание. — 2013. — № 4. — С. 10–16.
  3. Дорожков А. А. Создание единого воспитательно-развивающего пространства лицея: принципы, условия, механизмы // Воспитание и дополнительное образование. — 2013. — № 1. — С. 10–14.

Источник



Внеурочная деятельность как резерв повышения качества образования
статья на тему

Внеурочная деятельность как резерв повышения качества образования

Скачать:

Вложение Размер
vneurochnaya_deyatelnost_kak_rezerv_povysheniya_kachestva_obrazovani1.docx 18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочная деятельность как резерв повышения качества образования

Начальная школа — самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т.к. ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована опорная система знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивает возможность продолжения образования в основной, старшей школе, желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.

Приятно, когда набираешь в класс детей с высоким качеством знаний; с ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика. И оказывается, что в нашей школе детей таких гораздо больше, чем успешных в обучении. Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности. Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот.

Отставание учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам.

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;
  • отсутствие познавательного интереса;
  • не сформированы элементарные организационные навыки;
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения.

Мы выделили два направления деятельности начальной школы по повышению качества образования:

— образовательная деятельность на уроке.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я».

Внеурочная деятельность — это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Особенно важной внеурочная работа может стать для отстающих детей, которым она дает дополнительные возможности для самореализации.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Мы в начальной школе проводим внеурочную деятельность, по разным направлениям, используя оптимизационную модель. Она предполагает, что в ее реализации принимают участие разные педагогические работники данного учреждения. В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель.

Вывод : В процессе внеурочной воспитательной работы для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмом повышения качества образования.

Источник

Статья. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
статья

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Скачать:

Вложение Размер
povyshenie_kachestva_obrazovaniya_cherez_usilenie_prakticheskoy_napravlennosti_urokov_i_zanyatiy_vneurochnoy_deyatelnosti_v_usloviyah_realizatsii_fgos.doc 92 КБ
timoshenko_prezentatsiya_zadaniya.ppt 2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №7 им. О. Казанского

на педагогическом совете

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Учитель начальных классов : Тимошенко Л.Г.

2018-2019 учебный год

Повышение качества образования через усиление практической направленности уроков и занятий внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

Начальная школа — самая важная и значимая ступень в системе школьного образования, т.к. ведущей деятельностью становится учебная деятельность ребенка. И от того, как будет сформирована опорная система знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивает возможность продолжения образования в основной, старшей школе, желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.

Притча «Урок бабочки»

Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил. Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось! Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать. А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться. Также и в воспитании детей. Ребенок вовремя должен научиться прикладывать усилия, которые так необходимы в жизни, которые помогут ему преодолевать все трудности, которые помогут быть ему сильным и успешным.

Очень приятно каждому из нас, когда к тебе приходят ученики с высоким интеллектуальным уровнем, хорошим вниманием, хорошей реакцией, с желанием и интересом работать. Ты вкладываешь в них все, что знаешь и умеешь , и получаешь большое удовлетворение от работы с ними.

Но по горькой закономерности природы, не всегда нам понятным, не все дети таковы. Рядом с умными детьми есть учащиеся с реально низкими учебными возможностями, с нежеланием учиться, получать от тебя знания. Порой это плохо или совсем не обучаемые дети. И у них в жизни все происходит наоборот.

О таких детях не пишут в газетах , порой с гордостью не говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, когда о них заходит речь. А им наверное тоже хочется достичь каких – либо успехов , что бы ними гордились, похвалы, уверенности.

Отставание учащихся в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам.

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития;
  • отсутствие познавательного интереса;
  • не сформированы элементарные организационные навыки;
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения.

Хорошие результаты дает активное использование таких форм и методов обучения как, творческие работы, экскурсии, ролевые игры.

При этом важная задача учителя – научить работать детей с информацией, получать ее из различных источников: от интересных людей, из книг, справочных пособий, энциклопедий, интернета -перерабатывать ее, анализировать, находить главное, систематизировать.

Сейчас это становиться реальным благодаря оснащению кабинетов интерактивным оборудованием.

Впервые учебная деятельность становится ведущей. Особая роль, конечно же, отводится учителю, так как он является главной движущей силой качественного образования. Он должен владеть современными образовательными технологиями, уметь добыть материал, уметь его переработать , доступно подать его ученикам и уметь организовать детский коллектив.

Все это всегда можно использовать на занятиях внеурочной деятельности .

Выделяются два направления деятельности начальной школы по повышению качества образования:

— образовательная деятельность на уроке.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы.

Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов.

Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я».

Внеурочная деятельность — это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий.

Особенно на внеурочной деятельности могут необычно раскрываться те самые дети , которых мы называем отстающими.

Здесь есть возможность для самореализации.

Целью внеурочной деятельности является создание условий для позитивного общения учащихся в школе, для проявления инициативы, для привития интереса к изучаемым предметам.

В нашей начальной школе внеурочная деятельность проводится по многим направлениям. В ней принимают участие многие педагогические работники нашей школы, учителя как начальных классов , так и старшей школы.

На занятиях мы создаем особое образовательное пространство, где должно быть комфортно всем учащимся, как сильным ученикам, так и слабым деткам. А им нужно уделять особое внимание. Организация внеурочной деятельности обучающихся является одним из важнейших механизмом повышения качества образования.

Например, на базе моего 2 класса «В» ведется внеурочная деятельность по нескольким направлениям. Это спортивно- оздоровительное ( Шахматы) , интеллектуальное ( Занимательная грамматика , умники и умницы), декоративно-прикладное( Декор).

Дети с большим удовольствием посещают данные занятия. Здесь действительно приобретается и социальный опыт, обогащается запас знаний об окружающем мире.

Например, на занятиях интеллектуального направления «Умники и умницы» дети более свободно себя чувствуют, чем на уроке математики, с большим удовольствием решают различные математические задания, направленные, как правило, на развитие памяти, внимания, концентрации. Что очень помогает в работе на уроках математики.

Я вам предлагаю побыть на время второклассниками и выполнить некоторые из этих упражнений.

. Задание на развитие памяти и подготовка к устному счету решение простых задач в игровой форме .

Задачи в стихах (дети сигналят ответы веером ).

А) Красная Шапочка шла по тропинке.

Семь пирожков в плетенной корзинке

Бабушке внучка на праздник несла,

Но по дорожке часть раздала.

мышке и белочке.

осталось у девочки? (Слайд 3) (3)

В) Внуку Шуре добрый дед

Дал вчера семь штук конфет.

Съел одну конфету внук.

Сколько же осталось штук? (Слайд 5) (6)

Е) Две весёлые мартышки

Покупать ходили книжки.

И купили книг по пять,

Чтобы было что читать.

Только глупые мартышки

Сосчитать не могут книжки. (Слайд 8) (10)

Ж) В карманах у Нины

В левом – пять, а в правом – два.

Три штуки Нина отдала.

Осталось у Нины? (Слайд 9) (4)

И) Глупый маленький мышонок

В сыре дырочки считал:

Сверху три и снизу три,

Слева три и справа три.

Сколько дырочек всего?

Кто сосчитает за него? (Слайд 11) (12)

К) Шесть орешков мама-свинка

Для детей несла в корзинке.

Свинку ёжик повстречал

И ещё четыре дал.

Сколько орехов свинка

Деткам принесла в корзинке? (Слайд 12) (10)

Задания на развитие логического мышления.

Решение задач на смекалку ( можно работа в группах)

1. Ранец Андрея помещается в ранце Игоря, а ранец Игоря легко можно спрятать в ранце Ивана. Чей портфель самый большой? (Иван)

2. Шел человек в город, а навстречу ему шли четверо знакомых. Сколько человек шло в город ? (1)

3. Во дворе играло 5 мальчиков и 4 девочки. Для игры нужно было встать в пары – мальчик с девочкой. Сколько мальчиков вступило в игру? (4)

4. Марина и Оля – родные сестра. Марина сказала, что у нее 2 брата, и Оля сказала, что у нее тоже 2 брата. Сколько детей в семье Марины и Оли? (четверо)

5. Нужно поровну разделить 4 яблока между 13 детками. Как правильно сделать, что бы никого не обидеть?( Ответ детей: сделать яблочный сок)

Задания на развитие логического мышления.

Гусь весит 3 кг. Сколько он будет весить, если встанет на одну ногу?(3)

Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько пробежала каждая лошадь?(30)

. Сидели 7 ворон, одну подстрелили. Сколько осталось?(6)

У линейки 4 угла, если один угол срезать, сколько углов останется?(5)

К 7 прибавить 5. Как правильно записать: «одиннадцать» или «одиннадцать» ?(12)

Задание на концентрацию внимания.

Сколько нужно прибавить к сумме этих семерок чтобы получилось 50?

Дорисуй еще одну цифру, сумма должна равняться 25!

Зачеркни в каждой строке буквы щ, р, ж

Отыщи названия птиц в тексте:

Ох, уж эти звонки!

Недавно поставил мой дя дя тел ефон. И забыл обо всем. Уж очень он любит поговорить. И теперь у него в стакане стынет чай , ка ша пригорает на плите. Главное – телефонный разговор. Он аккуратно звонит мне по утрам, даже забывает, что его ждут в университете.
Ревниво следит за стрелкой часов – не слишком ли быстро бежит она. И вооб ще гол ос его так и звучит у меня в ушах. Может быть, это для него и гра , ч тобы посмеяться надо мной. Сегодня я мыл пол. Зазвонил телефон. Я кинулся к нему, споткнулся о ве дро , зд орово расшибся. Конечно я разозлился, у пав . Лин ейка, тетрадь и карандаши оказались в луже. Вот беда! И не стал я снимать по утрам трубку: от дядиных звонков бере гусь .

Задания типа : найди отличия в картинках. Особенно любят.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Учитель начальных классов : Тимошенко Л.Г. МБОУ ЕСОШ №7 им. О. Казанского 2018-2019 учебный год

Задания на развите памяти, подготовка к устному счету, решение простых задач в игровой форме. Красная Шапочка шла по тропинке. Семь пирожков в плетенной корзинке Бабушке внучка на праздник несла, Но по дорожке часть раздала. Зайчику, ёжику, мышке и белочке. Сколько гостинцев осталось у девочки?

Внуку Шуре добрый дед Дал вчера семь штук конфет. Съел одну конфету внук. Сколько же осталось штук?

Две весёлые мартышки Покупать ходили книжки. И купили книг по пять, Чтобы было что читать. Только глупые мартышки Сосчитать не могут книжки.

В карманах у Нины Лежали мандарины: В левом – пять, а в правом – два. Три штуки Нина отдала. Сколько мандаринов Осталось у Нины?

Глупый маленький мышонок В сыре дырочки считал: Сверху три и снизу три, Слева три и справа три. Сколько дырочек всего? Кто сосчитает за него?

Шесть орешков мама-свинка Для детей несла в корзинке. Свинку ёжик повстречал И ещё четыре дал. Сколько орехов свинка Деткам принесла в корзинке?

1. Ранец Андрея помещается в ранце Игоря, а ранец Игоря легко можно спрятать в ранце Ивана. Чей портфель самый большой? (Иван) 2. Шел человек в город, а навстречу ему шли четверо знакомых. Сколько человек шло в город ? (1) 3. Во дворе играло 5 мальчиков и 4 девочки. Для игры нужно было встать в пары – мальчик с девочкой. Сколько мальчиков вступило в игру? (4) 4. Марина и Оля – родные сестра. Марина сказала, что у нее 2 брата, и Оля сказала, что у нее тоже 2 брата. Сколько детей в семье Марины и Оли? (четверо) 5. Нужно поровну разделить 4 яблока между 13 детками. Как правильно сделать, что бы никого не обидеть?( ответ …………………………)

Источник