Меню

В каком случае водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам ответ блэк раша

Пункт 14.1 ПДД – пропуск пешехода на переходе

Из года в год сотрудники ГИБДД популяризируют среди автолюбителей принцип пункта 14.1 – как только пешеход вступил на проезжую часть дороги, нужно встать колом и ждать, пока тот закончит переход. Но с новыми ПДД, которые уже давно не новые по части правил пропуска пешеходов, вообще не требуют пропускать последних. Они требуют уступить им дорогу, а этот процесс подробно расписан в действующих на 2021 год Правилах. Но помните, что в любом случае в приоритете должна стоять безопасность самой уязвимой категории участников дорожного движения.

Официальная трактовка на 2021 год

14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Последнее изменение

Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан «пропустить» пешехода, ныне же есть обязанность «уступить дорогу», а в чём разница, Вы поймёте ниже.

Изменение в пункте 14.1 Правил

Было Новая редакция
14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан снизить скорость или остановиться перед переходом, чтобы пропустить пешеходов , переходящих проезжую часть или вступивших на нее для осуществления перехода. 14.1. Водитель транспортного средства, приближающегося к нерегулируемому пешеходному переходу, обязан уступить дорогу пешеходам , переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода.

Комментарии и разъяснения к пункту 14.1 ПДД

Итак, начнём мы с того, как нужно на 2021 год пропускать пешеходов на переходе.

Как правильно пропускать пешехода?

Как видно из цитаты пункта 14.1 выше, пешеходам необходимо уступить дорогу. До ноября 2014 года было несоответствие ПДД и КоАП: первый предписывал пропустить пешеходов, второй наказывал за неуступление дороги. Поэтому соответствующим изменением их привели в соответствие. Но в чём же был подвох?

А в том, что термин пропуска никак не описан в Правилах дорожного движения. А вот определение уступления дороги в новых ПДД есть.

Водитель должен не создавать помех пешеходу. Согласно пункту 1.1 Правил это означает, что он не должен вынудить его изменить скорость и/или направление движения именно по своей вине. Обратите внимание, что в контексте уступления дороги важно условие: Ваши траектории движения с пешеходом должны пересекаться одновременно в пространстве и во времени – то есть если Вы не уступите дорогу, то собьёте его, либо заставите пешехода остановиться/отбежать. В любом случае, по инициативе пешехода он изменит скорость и траекторию или же Вы корпусом своего автомобиля измените эти физические свойства, будет нарушен пункт 14.1 ПДД.

Таким образом, пешеходов пропускать по правилам нужно так:

  1. Вы подъезжаете к переходу и видите, что пешеход уже начал переход. Если он ещё не на проезжей части, то обязанность уступить тому дорогу у водителя не наступила.
  2. Вы обязаны остановиться или снизить скорость так, чтобы пешеход перешёл дорогу, не изменив ни траекторию движения из-за Вас, ни скорость. Обратите внимание, если он передумал переходить и таким образом изменил траекторию и скорость, Вашей вины тут нет. А вот если испугался Вас, резко приближающегося, то возможны варианты, увы, уже на усмотрение инспектора.
  3. Как только пешеход покинул место пересечения Ваших траекторий, Вы можете ехать. Обязанности дожидаться, когда он покинет проезжую часть полностью, у Вас нет. Ещё раз обращаем внимание – есть обязанность уступить дорогу, и она выполнена.

На схемах ниже Вы помех пешеходу не создали, и выполнили требование пункта 14.1 полностью.

  • Если проедете, не создав помех пешеходу, когда тот переходит далеко от Вас на другой стороне дороги:
  • Если проедете до того, как пешеход закончит переход, но пропустите его:
  • Если пешеход изменил траекторию и/или скорость движения по своей инициативе:

Но это теория, а на практике.

Если непропуск пешехода зафиксировала камера, то не имеет значения факт уступления ему дороги – если Вы на пешеходном переходе, а пешеход – на проезжей части дороги, то будет выписан штраф. Это существенная недоработка на сегодняшний день (точнее, вероятно, ухищрение ЦАФАП, потому такие штрафы нужно обжаловать).

А на практике инспектор ДПС попытается оштрафовать Вас в любом случае, если пешеход уже на дороге. Увы, но сотрудники ГИБДД играют на незнании водителей Правил дорожного движения, и это самый распространённый их «развод».

Поэтому, вышеперечисленные комментарии Вам помогут только в случае, если у Вас есть видеорегистратор, запись с которого может подтвердить отсутствие созданной пешеходу помехи и выполнение пункта 14.1 ПДД, и как следствие, избежать штрафа за непропуск пешехода. Просто сообщите инспектору о наличии у Вас регистратора и намерении обжаловать штраф, если он всё же настаивает о непропуске. Будьте уверены, он то точно знает трактовку 14.1.

Если же регистратора нет, то разъясняем следующее:

  • свидетельские показания будут вескими, если свидетели не Ваши родственники, не пассажиры,
  • инспектор обязан всесторонне рассматривать дело об административном нарушении (статья 26.11 КоАП), а это значит, что он при наличии возможности обязан привлечь самого пешехода как свидетеля,
  • Верховный суд РФ не так давно постановил, что одного только протокола о нарушении недостаточно, и этот документ сам по себе доказательством не является, поэтому от инспектора нужны доказательства непропуска пешехода (при обжаловании лучше напомнить об этом решении суда).

По новым правилам 2021 года инспектор вправе сразу выписать постановление. А если Вы с нарушением не согласны, то он обязан составить протокол. В нём и укажите нарушения инспектора. Также, если тот не разъяснил Вам статью 51 Конституции (никто не обязан свидетельствовать против себя и ближайших родственников) и статью 25.1 КоАП (о праве знакомиться с материалами дела), то также укажите это. Если инспектор отказывается составлять протокол, то можете указать это в постановлении.

Важное замечание!

  • В статье представлена базовая информация, но каждый случай индивидуален.
  • В 92% всех ситуаций есть важные нюансы, которые могут повлиять на исход всего дела.
  • Опытный юрист изучит все материалы дела и укажет, в каком направлении двигаться.

Поэтому на нашем сайте работают дежурные юристы-консультанты, вникающие в каждое дело и направленные на его решение.

или проконсультироваться по бесплатному телефону: 8 (499) 938-86-54 (Москва), 8 (812) 467-34-58 (Санкт-Петербург), 8 (800) 350-29-84 (вся Россия).

Какой штраф за нарушение 14.1?

Он составляет вилку сумм от 1500 до 2500 рублей на усмотрение инспектора и предусмотрен статьёй 12.18 КоАП. Если непропуск пешехода был зафиксирован на камеру автофиксации, то, скорее всего, будет назначена максимальная планка штрафа.

Штраф за непропуск пешехода можно оплатить со скидкой 50 процентов в первые 20 дней от дня вынесения постановления (не путать с днём вступления в силу).

Судебная практика

  • Алтайский краевой суд удовлетворил жалобу водителя на постановление инспектора ДПС о том, что он не создавал помех пешеходу на дороге, инспектором не был составлен протокол, несмотря на оспаривание нарушения пункта 14.1, а также не был опрошен свидетель. В обоснование своей правоты водитель предоставил видеозапись. Суд учёл, что водитель выполнил требование уступить дорогу пешеходу, хотя оба пересекали проезжую часть по переходу одновременно.
  • А вот другой суд оставил без изменения штраф сотрудника ГИБДД, несмотря на те же доводы водителя.

Источник



В каких случаях водитель обязан уступить дорогу пешеходам

Каждому автомобилисту наверняка знакома ситуация, когда неподалеку от «зебры» находится экипаж ГИБДД и фиксирует с помощью видеокамеры правонарушения, заключающиеся в том, что водитель вовремя не остановился (в некоторых случаях — не притормозил) и не пропустил пешехода.

Нарушения правил проезда пешеходного перехода очень часто можно встретить в протоколах об административных правонарушениях, которые составляют сотрудники ГАИ, а значит, данное правонарушение является весьма распространенным на практике.

Общеизвестно также, что в подобных ситуациях соответствующими должностными лицами практически всегда вся ответственность за несоблюдение правил безопасности дорожного движения перекладывается на плечи автолюбителя, который, якобы, априори должен досконально знать ПДД и существующую практику их применения, а значит, и не имеет права, не при каких обстоятельствах, их нарушить, в том числе, из-за своей невнимательности.

Однако далеко не всегда для подобного рода обвинений со стороны соответствующих должностных лиц имеются достаточные и законные основания.

Данная статья призвана помочь водителям отстоять свои законные права и имеет своей целью, по возможности, исключить из нашей повседневной жизни факты необоснованного привлечения их к административной ответственности по статье 12.18 КоАП РФ, т. е., за непредоставление преимущества в движении пешеходам или иным участникам дорожного движения.

Автор данной публикации призывает как водителей, так и пешеходов неукоснительно соблюдать установленные правила поведения на дороге и, при этом, быть весьма осторожными, а также внимательными и обязательно, абсолютно во всех ситуациях, проявлять уважение друг к другу.

Уважаемые автомобилисты, никогда не забывайте также, что вследствие того, что водители транспортных средств не уступили дорогу пешеходам, в нашей стране ежегодно погибает более 1000 человек. А еще гораздо большее количество людей получает травмы различной степени тяжести.

Только вдумайтесь в эти цифры.

Указанными выше обстоятельствами объясняется особая актуальность и сложность рассматриваемой в данной статье нашего сайта темы.

Когда водитель обязан уступить дорогу пешеходам

Исчерпывающий перечень случаев, при наступлении которых автомобилист обязан пропустить пешехода, приведен в ПДД РФ.

Приводим расшифровку соответствующих пунктов:

  • Пункт 14.1 – транспортное средство, приближающееся к нерегулируемому пешеходному переходу, не должно создавать помех для движения тем пешеходам, которые вступили на проезжую часть для перехода или уже движутся по ней.
  • Пункт 14.2 — регламентирует движение транспортных средств перед нерегулируемом пешеходном переходом (при отсутствии светофора). Если транспортное средство, движущееся в направлении «зебры», снизило скорость или остановилось, то водители других автомобилей, движущихся в том же направлении, также должны снизить скорость или остановиться.
    Продолжать движение можно только после того, как водитель убедился, что пешеход перешел дорогу.
  • Пункт 14.3 относится к регулируемым пешеходным переходам, т. е., к оборудованным светофором.
    Даже если автомобилю загорелся зеленый свет, то его водитель не должен начинать движение, а обязан предоставить пешеходам возможность закончить переход дороги.
  • Пункт 14.5. В любом случае и в любом месте водитель обязан пропустить слепого пешехода, подающего сигнал белой тростью.
  • Пункт 14.6. Водитель обязан пропустить пешеходов, направляющихся для посадки в маршрутное транспортное средство, либо сошедших с него.

В свете вышесказанного, достаточно много спорных моментов на практике возникает при трактовке понятий «приоритет», «не создавать помех» и «уступить дорогу».

Предлагаю разобраться с ними более детально.

Приоритет (или преимущество) – в соответствии с ПДД РФ это право одного участника дорожного движения (в перечисленных выше случаях — пешехода) на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам (в данном случае — автомобилям и прочим транспортным средствам).

Термины «не создавать помех» и «уступить дорогу» означают, что участник дорожного движения (в контексте статьи — автомобилист) не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, либо осуществлять какой-либо маневр, если это каким-либо образом вынудит других участников, имеющих по отношению к нему преимущество (т.е. пешеходов), изменить скорость или направление движения.

Таким образом, водитель не может быть привлечен к административной ответственности по ст. 12.18 КоАП РФ, если не установлено, что его действия повлекли за собой изменение скорости и (или) траектории движения пешехода.

Как фиксируется непредоставление преимущества в движении пешеходам

Неправомерные действия водителей, связанные с несоблюдением пунктов 14.1-14.6 ПДД РФ, могут фиксироваться двумя способами:

Если после пешеходного перехода вас остановил сотрудник ГИБДД, а вы считаете себя невиновным, то рекомендуем следующую последовательность действий (в зависимости от ситуации):

  • Попросите сотрудника ГАИ показать вам видеозапись нарушения, внимательно просмотрите ее.
    Запишите номер файла и время записи.
  • Обратите внимание инспектора, что в ваших действиях нет нарушения ПДД и ст. 12.18 КоАП РФ, так как пешеход не изменил скорость или направление движения.
  • Потребуйте от полицейского остановить пешехода, которому, по его мнению, была создана помеха, записать и приобщить к делу его объяснения.
    Если инспектор отказывается это сделать, то в своих письменных показаниях укажите: «Помех пешеходу не создавал, в ходатайстве об опросе пешехода инспектор ДПС (Ф.И.О. сотрудника ГИБДД) отказал».
  • В протоколе (графа «Объяснение») напишите примерно следующее: «С правонарушением категорически не согласен, так как его не совершал. Пешехода увидел вовремя, после того, как убедился, что помех его движению не создам, проехал перекресток. Требование «уступить дорогу“ выполнил сполна, так как пешеход в результате моих действий направление или скорость своего движения не изменил. В качестве доказательства моей полной невиновности прошу приобщить к материалам дела об административном правонарушении видеозапись (номер файла и дата)».

Штраф за непропуск водителями пешеходов и велосипедистов

Вне зависимости от того, каким способом зарегистрировано нарушение, за непропуск водителями транспортных средств пешеходов и велосипедистов виновному грозит штраф.

В соответствии со статьей 12.18 КоАП РФ его сумма в настоящее время составляет от 1500 до 2500 рублей.

Обратите внимание, что если автомобилист зарегистрирован на портале Госуслуги, то информация об административном штрафе будет доступна в его личном кабинете, а также продублирована в виде сообщений, направляемых на телефон и электронную почту (в зависимости от указанных настроек).

Подробнее о штрафах ГИБДД за нарушения ПДД и об условиях получения скидки в размере 50% мы рассказывали здесь .

Как обжаловать постановление за непредоставление преимущества в движении пешеходам

Составление и подача жалобы на постановление ГИБДД производится в порядке и сроки, установленные главой 30 КоАП РФ.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что состав правонарушения, предусмотренного статьей 12.18 КоАП РФ, отсутствует в том случае, если действия автомобилиста не повлекли для пешехода необходимость изменить скорость и траекторию движения.

Чтобы процедура обжалования была успешной, необходимо установить и доказать отсутствие помех для движения пешехода при движении автомобиля.

Источник

Как и когда нужно пропускать пешеходов и какое наказание грозит за нарушение

О приоритете пешеходов на переходах знают все водители. Но что именно означает это преимущество? Когда пешеходов нужно пропускать, а когда у них нет приоритета? И уж тем более не все помнят, что есть пешеходы, имеющие безусловный приоритет даже вне пешеходного перехода. Давайте разберем все нюансы и заодно вспомним, что ждет водителя, нарушившего ПДД при встрече с пешеходом.

Для начала, как всегда, напомним основные понятия. По поводу пешеходов все ясно: это все, кто находится на дороге вне транспортного средства, включая тех, кто движется на роликах, самокате или скейте, катит инвалидную коляску или движется в ней, а также ведет рядом с собой велосипед или мотоцикл. А вот с пешеходным переходом есть нюансы, которые помнят не все. Во-первых, на переходе может не быть горизонтальной разметки («зебры») – переход может быть обозначен исключительно знаками 5.19.1 и 5.19.2. А во-вторых, при отсутствии разметки переходом считается весь участок дороги на расстоянии между этими знаками: знак 5.19.1 устанавливается справа на ближней границе перехода, а знак 5.19.2 – на левой стороне дороги в конце перехода.

Отдельное условие – регулирование. Пешеходные переходы бывают регулируемыми и нерегулируемыми. Пункт 14.1 ПДД поясняет, что трактовка здесь та же, что и для перекрестков: переход, где очередность движения определяется светофором или регулировщиком – регулируемый, а при отсутствии светофора и регулировщика, а также неработающем светофоре или его желтом мигающем сигнале – нерегулируемый.

Этот вопрос тоже оказывается каверзным для некоторых водителей, считающих, что переход разрешен только в обозначенных местах. Однако пункт 4.3 ПДД указывает, что пешеходы действительно обязаны переходить дорогу по переходам, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин, но не только. При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка пешеходам разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны. Иначе говоря, переходить дорогу пешеход может в любом месте, где нет ограничений, указанных выше. Вопрос лишь в том, в каком случае у него есть приоритет, а в каких – нет.

Обозначим все случаи, когда пешеход при переходе дороги имеет приоритет.

  • При движении на разрешающий сигнал светофора или регулировщика на регулируемом перекрестке. Это самый простой и очевидный вариант: пока водители стоят на красный, пешеходы идут на зеленый.
  • При переходе дороги на нерегулируемом перекрестке. Пункт 14.1 ПДД прямо обязывает водителя, приближающегося к нерегулируемому переходу, уступить дорогу пешеходам.
  • При переходе дороги на перекрестке перед поворачивающим автомобилем. Пункт 13.1 ПДД обязывает водителей при повороте направо или налево уступить дорогу пешеходам и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.
  • При переходе дороги перед автомобилем, выезжающим с прилегающей территории или въезжающим на нее. Это регламентировано пунктом 8.3 ПДД: водитель, выезжающий с прилегающей территории на дорогу, обязан пропустить пешеходов, движущихся по ней, а при съезде с дороги – пешеходов и велосипедистов, путь движения которых он пересекает.
  • При завершении перехода на запрещающий сигнал светофора. Это оговаривает пункт 13.8 ПДД: при включении зеленого сигнала светофора водитель обязан пропустить не только автомобили, завершающие проезд перекрестка, но и пешеходов, завершающих переход.
  • При переходе дороги для посадки и высадки из трамвая. Пункт 14.6 указывает, что водитель должен уступить дорогу пешеходам, идущим к стоящему на остановке маршрутному транспортному средству, если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней.

Отдельно напомним о существовании пункта 14.2 ПДД, который обеспечивает безопасность пешеходов, переходящих многополосную дорогу. Он указывает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость.

Отдельным пунктом выделим исключение: пешеходов, имеющих безусловный приоритет при переходе дороги в любом месте. Пункт 14.5 ПДД указывает, что во всех случаях, в том числе и вне пешеходных переходов, водитель обязан пропустить слепых пешеходов, подающих сигнал белой тростью. Разумеется, это распространяется на предусмотренные правилами условия – к примеру, движение пешеходов по автомагистралям запрещено во всех случаях.

Условий, когда у пешеходов нет приоритета в движении, значительно меньше.

  • Запрещающий сигнал светофора на регулируемом переходе. Здесь все ясно: пешеход не имеет права переходить дорогу на красный свет.
  • Переход вне пешеходного перехода. Как мы помним, пункт 4.3 разрешает пешеходам переходить дорогу вне перехода при условии, что в зоне видимости нет ни перехода, ни перекрестка. Однако пункт 4.5 указывает, что в таком случае пешеходы не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Еще один вопрос касается того, каких пешеходов водитель обязан пропустить и как действовать. Здесь следует помнить два условия.

Во-первых, пункт 14.1 указывает, что на нерегулируемом переходе водитель обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу или вступившим на проезжую часть (трамвайные пути) для осуществления перехода. То есть водитель не обязан пропускать пешеходов, приближающихся к проезжей части или стоящих рядом с ней. Однако это не отменяет его обязанности по обеспечению безопасности движения: если по ситуации ясно, что пешеход собирается начать переход, стоит как минимум заранее снизить скорость. Не зря на пешеходные переходы не распространяется условие из пункта 6.14 ПДД, разрешающего водителям продолжать движение, если он не может остановиться, не прибегая к экстренному торможению.

Во-вторых, стоит учитывать формулировку, использованную в пункте 14.1. Как мы помним, там сказано, что водитель обязан уступить дорогу пешеходам, и определение этого действия четко обозначено в правилах. Согласно ПДД, уступить дорогу – требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость. Проще говоря, если водитель может пересечь переход, не создавая помех идущему пешеходу, он может продолжить движение: например, на многополосной дороге при условии полной видимости и отсутствии других автомобилей, когда пешеход только вступил на противоположную сторону проезжей части. Это условие позволяет в том числе обжаловать штрафы с камер автоматической фиксации: если водитель действительно не создавал никаких помех пешеходу, он имеет шансы оспорить постановление о правонарушении.

Несмотря на приоритет во многих дорожных ситуациях, у пешеходов также есть обязанности. Обозначим самые важные.

Прежде всего, отметим, что пункт 4.5 обязывает даже пешеходов, имеющих приоритет, заботиться о собственной безопасности. В нем сказано, что на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть (трамвайные пути) после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен.

Во-вторых, даже на переходе пешеходы имеют вполне четкие обязанности: пункт 4.6 указывает, что, выйдя на проезжую часть (трамвайные пути), пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Кроме того, на регулируемых перекрестках пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на островке безопасности или на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, а продолжать переход можно лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора.

Еще одна важная обязанность пешеходов – обозначать себя на дороге в темное время суток. Пункт 4.1 ПДД гласит, что при переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств. Таким образом, в случае происшествия с пешеходом вне населенного пункта водитель может оспорить свою вину не только из-за нарушения пешеходом условия «не создавать помех автомобилям» из пункта 4.5, но и из-за несоблюдения пешеходом требования безопасности.

Все случаи непредоставления водителем преимущества пешеходу подпадают под статью 12.18 КоАП. Согласно ей, невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении, влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 2500 рублей.

Источник

Читайте также:  Как лечить атеросклероз ног народными средствами