Меню

В чем состоит своеобразие раскрытия образа человека средствами разных видов изобразительных искусств

Портрет в изобразительном искусстве XX века

В начале XX в. под натиском быстро развивающейся фотографии показалось, что портретная живопись утратила свое значение. Однако. напротив, именно благодаря этому живопись освободилась от сопутствующей задачи точного копирования и приобрела большую свободу. Но при этом художники потеряли объединяющие их идеи и общие цели. Искусство XX в. — это постоянные художественные искания как формы, новых средств выразительности, так и содержания.

Особое место в искусстве XX в. занимают П. Пикассо и А. Матисс. Их творческие эксперименты с формой и цветом породили новые представления об изобразительном искусстве и новый взгляд на окружающий мир.

В современном искусстве часто видят свободу сочетания разных форм искусства прошлого. Зритель не сразу догадывается, что попадает в стихию кирнавала; здесь переплетается не просто реальность с выдуманным, но н возвышенное с низменным. доброе со злым. Именно поэтому идет разговор о потере человеком цельности мироощущения, а значит и потери себя как полноценной личности. Разрушается идея портрета в его традиционном понимании.

А. Модильяни. Девочка с косичками. Масло. Франция XX в.

А. Матисс. Мадам Матисс. Портрет с зеленой полоской. Macлo. Франция. XX в.

В картинах знаменитого сюрреалиста С. Дали обрывки реальности, причудливо соединяясь, образуют новый абсурдный и тревожный смысл, похожий на видения сна.

Во второй половине XX в. в связи с развитием средств массовой информации особое влияние приобрело направление поп-арт — «общедоступное искусство», такое, которое теперь пришло к каждому. А подлинное искусство все более становится уделом избранных.

С. Дали. Лицо Мэй Уэст (в качестве сюрреалистической комнаты). Темпера. США. XX в.

Поп-арт опирается на общедоступные понятия и элементарную потребность «узнавания». Художник Э. Уорхол «тиражировал» лицо киноактрисы Мерилин Монро на огромных щитах, подобных рекламным, утверждая, что таким «магическим приемом» заставит зрителя принять любой объект, который выделит художник, так как это отвечает современному массовому сознанию людей, их стремлению к созданию кумиров.

Э. Уорнол. Мерилин Монро. Диптих. Шелкография. США. XX в.

В России XX в. искусство портрета также чрезвычайно разнообразно по форме и содержанию. Для художников становится значимым стремление создать образ жизни своей страны через образы своих современников. Портрет выхолит за привычные рамки жанра, превращаясь в сложную композиционную картину. Одной из существенных тем стала связь современности с прошлым.

З.Е. Серебрякова. За туапетом. Автопортрет. Масло. Россия. XX в.

Так, repoй картины B.C. Попкова «Шинель отца» не просто примеряет шинель, он соотносит свою и отцовскую судьбы, ставит философскую проблему связи времен, связи поколений. Шинель на плечах сына, тени прошлого как фон картины, напряженный колорит тревожных раздумий, вопросительный жест. При видимой конкретности портрета эта картина иносказательна и символична.

К.С. Петров-Водкин. Автопортрет. Масло. Россия. XX в.

В.Е. Попков. Шинель отца. Масло. Россия. XX в.

Внимательно рассмотри представленные в учебнике репродукции работ мастеров портрета. Запомни фамилии художников. Их творчество сыграло большую роль в становлении нашего современного видения мира.

Д.Д. Жилинский. Желтый букет. Масло. Россия. XX в.

Чтобы лучше знать свою историю, свою культуру, необходимо посещать художественные музеи и выставки.

Т.Т. Салахов. Портрет композитора Кара Караева. Масло. Россия. XX в.

Вопросы и задания

    В каких видах изобразительного искусства создаются портреты?

В чем состоит своеобразие раскрытия образа человека средствами разных видов изобразительного искусства?

  • Какие виды портрета ты знаешь? Приведи примеры.
  • Объясни, каким образом цвет в портрете раскрывает образ человека. Привели примеры.
  • О чем может рассказать нам портрет? Почему бывает так интересно смотреть на портреты незнакомых нам людей, да еще из далекого от нас времени?
  • Каким образом соотносятся в портрете личность портретируемого и личность художника? Как проявляется и портрете авторское «и» художника?
  • Как проявляется в портрете эпоха его создания? Объясни, по каким признакам можно догадаться о времени создания произведения.
  • Какие из великих портретистов тебе известны?

    Расскажи о произведениях, которые тебе запомнились.

  • Назови великих русских портретистов, расскажи о них.
  • Составь рассказ об истории развития жанра портрета.
  • А.С. Голубкина. Лев Николаевич Толстой. Бронза. Россия. XX в.

    Источник

    Жанр изобразительного искусства — ПОРТРЕТ. ЗАДАЧИ : по-новому увидеть человека создание художественного образа открыть его для себя и для него тем самым. — презентация

    Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемgymnazium-nv.narod.ru

    Похожие презентации

    Презентация на тему: » Жанр изобразительного искусства — ПОРТРЕТ. ЗАДАЧИ : по-новому увидеть человека создание художественного образа открыть его для себя и для него тем самым.» — Транскрипт:

    1 Жанр изобразительного искусства — ПОРТРЕТ

    Читайте также:  Народные средства как быстро заснут

    2 ЗАДАЧИ : по-новому увидеть человека создание художественного образа открыть его для себя и для него тем самым тоже люди не похожи друг на друга всматриваясь в лица, поражаешься человеческой индивидуальностью жизненный путь человека – след в его облике СМЫСЛ ПОРТРЕТА -радость узнавания -сходство внутренности

    3 ИЗ ИСТОРИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПОРТРЕТА О чём может рассказать нам портрет? Почему бывает так интересно смотреть на портреты незнакомых нам людей, да ещё из далёкого от нас времени? Как проявляется в портрете эпоха его создания? Объясни, по каким признакам можно догадаться о времени создания произведения.

    4 В древнейшие времена, чтобы сохранить черты лица, с него делали восковую или гипсовую маску, лицам придавали спокойствие и величие. Портреты выполняли религиозно- магическую функцию (величественные статуи). При раскопках в Фаюме, около Каира, были найдены дощечки с портретами, выполненными восковыми мелками. Художники сосредотачивались на особенностях лица – каждая морщинка, складка выявляли жизненный путь человека, его натуру. Здесь не заботились о внешней красоте, но в каждом портрете подчёркивали силу духа, суровую уверенность и волю к действию. Утверждение, что через внешний облик можно передать духовную сущность, стало особенно важным в Средние века. Приходит новый интерес к реальному человеку, к самобытности его личности. В русском искусстве портрет возник в 17 в. Писали на доске темперными красками – парсуны. К концу 18 в. Русские живописцы достигли совершенного мастерства.

    5 В каких видах изобразительного искусства создаются портреты? В чём состоит своеобразие раскрытия образа человека средствами разных видов изобразительного искусства? Что значит «похож» или «не похож»? Соответственно форме и пропорциям воспроизведены детали лица – достаточно ли этого? Что является не менее важным в особенностях портрета?

    8 Художник использует цвет не только для передачи реальной окраски предметов, но и для создания определённого настроения, для поэтического воплощения замысла. В создании цветового образа портрета большое значение имеет цвет фона, его соотношение с цветом лица, волос, одежды. Правдивость состоит не в том, чтобы «точно» повторить цвет костюма, а суметь его увидеть как средство, раскрывающее характер. Надо понять, что не существует «телесной красоты», а лицо может быть светлее или темнее окружения. То, как ложатся мазки, их фактура тоже будет строить образ в портрете.

    9 «Джоконда», чьё совершенство в создании идеального образа? Пышное убранство дворцов, идеал изобилия и здоровья? «Портрет старушки» – теплота и духовная глубина, великие печали и радости. «Портрет Л. Н. Толстого» – творчество судьбы народа, правдивая картина жизни страны. «Смеющаяся девушка», «Кочегар», «Неизвестная» – раскрытие характера, всё внимание сосредоточено на лице, на передаче достоинства человека, значительности образа. Эксперименты с формой, цветом «Девочка с косичками», «Мадам Матисс». Обрывки реальности, причудливо соединяясь образуют новый абсурдный и тревожный смысл, похожий на видение сна. «Лицо Мэй Уэст».

    10 Какие виды портрета ты знаешь? Приведи примеры. Объясни, каким образом цвет в портрете раскрывает образ человека. Приведи примеры. Какие из великих портретистов тебе известны? Расскажи о произведениях, которые тебе запомнились. Назови великих русских портретистов, расскажи о них. Составь рассказ об истории развития жанра портрета.

    Источник

    

    Изображение человека средствами разных видов изобразительного искусства.

    Расширять представления о физической и духовной красоте человека как личности через произведения искусства. Эстетическое воспитание, получение знаний последовательности изображения человека, формирование эстетического вкуса, аккуратности в работе.

    Освоение основных приемов изображения движения фигуры человека с помощью модулей. Развитие графических навыков.

    Просмотр содержимого документа
    «Изображение человека средствами разных видов изобразительного искусства.»

    Конспект урока изобразительного искусства

    Тема: Изображение человека средствами разных ви­дов изобразительного искусства.

    Цели: Расширять представления о физической и духовной красоте человека как личности через произведения искусства. Эстетическое воспитание.

    получение знаний последовательности изображения человека

    формирование у учащихся пространственного, логического мышления, творческого воображения, познавательного интереса;

    формирование эстетического вкуса, аккуратности в работе

    Освоение основных приемов изображения движения фигуры человека с помощью модулей. Развитие графических навыков.

    Посмотрите на таблицу, объясните, что обозначает эти изображения? (Учащиеся говорят о различии в пропорциях человека разных возрастов).

    3. Постановка учебной задачи учащимися.

    какая задача сегодня будет стоять на уроке?

    Ответы ученики: сегодня на уроки мы научимся рисовать человека в движении, но сначала посмотрим, как это делали великие мастера. Красота человека выражается в физической подготовке, натренированном теле и умении ловко владеть им.

    — Какими средствами выражения пользовались художники для передачи красоты человеческой фигуры? Виды искусства музыка, литература , театр, танец ,кино, архитектура, изо (живопись, графика, скульптура)

    Читайте также:  Презентация театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников

    Художественно – выразительные средства разных видов изо. (композиция, форма, ритм, фактура…)

    4. Проведение наблюдений учащимися и объяснений процесса ходьбы на примере ученика. Наблюдай за движением человека и делай наброски.

    Постановка проблемы: выясним, что происходит с фигурой человека при ходьбе, беге, занятии спортом. Меняются ли пропорции фигуры человека?

    Обсуждая особенности процесса ходьбы человека, учащиеся говорят, как меняется положение частей тела: наклон всего торса, нога вперед – назад, руки согнуты в локте. Делают вывод: пропорции человека в динамике не изменяются, а меняется положение частей фигуры.

    Практическая работа учащихся с макетом фигуры человека.

    Что бы понять, как меняется положение частей фигуры человека, начни изображение со схемы или используй модули – овалы и кружки, это поможет разобраться с изменениями фигуры и позволит сохранить пропорции человека.

    Ученики показывают на динамической модели, как меняется положение частей фигуры, объясняя.

    Подготовка к выполнению практической части урока

    Подведение итога урока. Вспоминаем поставленные задачи в начале урока, анализируем, все ли справились и выполнили задания.

    — Где вам может пригодиться умения изображать человека в движении?

    — В чем красота человека? Ученики рассуждают по вопросам, проверяются и оцениваются наброски и зарисовки.

    Домашнее задание. Понаблюдать за играющими в спортивные игры детьми, продумать вид спорта для творческой работы.

    Источник

    Урок изобразительного искусства «Образ человека – главная тема искусства»

    Презентация к уроку

    Цели: познакомить с изображением человека в искусстве разных эпох, с историей возникновения портрета; развить понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер человека, его внутренний мир; формировать умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к окружающему миру и интерес к процессу обучения.

    Оборудование: репродукции картин с изображением портретов разных эпох; репродукции картины Леонардо да Винчи “Джоконда”; Рембрандт Харменс ван Рейн; Илья Ефимович Репин “Торжественное заседание Государственного совета”.

    1. Организационный момент.

    Себя как в зеркале я вижу,
    Но это зеркало мне льстит… —

    написал Александр Сергеевич Пушкин, увидев свой портрет, написанный Орестом Адамовичем Кипренским. Поэт, без сомнения, походил на себя: то же вытянутое лицо, те же курчавые волосы и живые глаза, бакенбарды, обрамляющие четкие и тонкие черты. Но куда же подевались присущие ему озорство и ирония? Перед Пушкиным предстал величественный мудрец, немного усталый и печальный. Таким увидел поэта художник. Именно таким, через сто семьдесят лет, представляем Пушкина и мы.

    2. Изучение нового материала.

    Тема нашего урока “Портрет”.

    Жанр, посвященный изображению человека или группы людей, называется портретом. Само слово “портрет” произошло от латинского слова. Его можно перевести как “извлечение сущности”, т.е. выявление внутреннего содержания. Нарисовать его похоже – не единственная и далеко не главная задача портретиста. От него требуется передать также внутренний мир, душевное состояние человека, его положение в обществе. И, что самое важное, портретист должен выразить свое личное отношение к модели (так называют изображаемого человека). Художник имеет право на собственный взгляд, даже если портретируемый представляет себя иначе.

    “Из истории возникновения портрета”

    Искусство портрета родилось несколько тысяч лет назад. Самые ранние из сохранившихся произведений этого жанра – гигантские скульптурные изображения древнеегипетских правителей фараонов, высеченных из камня. Тысячи рабов трудились над их изготовлением. Эти огромные статуи должны были вознести фараонов на недосягаемую высоту, уподобить их богам.

    Были в Древнем Египте скульптурные изображения и поменьше. Например, сделанные в мастерской скульптора Тутмеса портреты фараона Эхнатона, царицы Нефертити и их шестерых дочерей. Перед нами предстают обычные человеческие лица, но выполненные настолько мастерски, что с трудом верится в их нынешний “возраст” — три с половиной тысячи лет!

    Жанр скульптурного портрета достиг совершенства в Древней Греции, где так высоко ценили человеческую личность. Моделями для скульпторов служили философы, поэты, политики, имевшие заслуги перед страной. Поэтому художник, изображая конкретного человека, вместе с тем создавал и образ идеального гражданина.

    В истории искусства жанр портрета не только никогда не угасал, но, напротив, процветал во все времена – в первую очередь потому, что всегда находились заказчики.

    В Древнем Риме ими были знатные горожане и члены их семей. Теперь мы можем многое узнать о том, как они одевались в те далекие времена, какие прически и украшения носили – насколько точно и правдиво работали римские скульпторы.

    Наряду с обычным развивался и аллегорический (иносказательный) портрет. В Древнем Египте фараоны изображались в виде бога Осириса, царицы – богини Исиды. В Древней Греции царя Александра Македонского представляли в образе сказочного героя Геракла, облаченного в львиную шкуру и с палицей в руках. А в Древнем Риме императору придавали облик верховного божества Юпитера.

    Читайте также:  Дырки от прыщей аптечные средства эффективные

    Жанр живописного портрета сложился позднее, в эпоху Возрождения. Тогда портрет стали разделять на парадный и камерный.

    Парадный портрет изображает человека в момент его торжества. Об этом красноречиво говорит весь его вид: пышная одежда со знаками отличия и украшениями, вычурная горделивая поза. Кажется, что модель откровенно позирует художнику.

    Полная противоположность парадному – камерный портрет. Само название говорит о том, что он предназначен не для парадных залов, а для небольших помещений (слово “камера” означает на латыни “комната”). Камерный портрет вводит нас во внутренний мир человека, часто неизвестного. Поза модели непринужденна. Создает впечатление, что портретируемый даже не подозревает о том, что его рисуют.

    Своего величайшего расцвета портретная живопись достигла в 17 веке. Из этой эпохи дошли до нас образы господ и крестьян, детей и стариков, королей и шутов… Невероятно, но все это людское разнообразие воплотил в своем творчестве испанский художник – Диего Веласкес.

    Долгие годы он был живописцем при дворе испанских королей. Его парадные портреты очень торжественны и пышны. Они представляют королевскую семью и придворную знать во всем их внешнем великолепии: изысканные костюмы из бархата и парчи, усыпанные драгоценностями и расшитые золотом и кружевами, способны поразить самое богатое воображение.

    Но позы моделей слишком напоминают позы манекенов, а за показной роскошью не видно человеческой души.

    Эти картины художник писал на заказ, а для себя рисовал королевских шутов. Уродцы, над которыми окружающие постоянно издевались, вызывали у Веласкеса глубокое сострадание и сочувствие, что отчетливо видно по многочисленным портретам.

    Художник открыл для нас, что за скромной одеждой и физическими недостатками скрывались внутренняя красота и благородство этих людей.

    Блестящим мастером камерного портрета был голландский художник Рембрандт Харменс ванн Рейн. Созданные им образы пронизаны самыми разными чувствами: радостью, грустью, глубокой задумчивостью, усталостью, достоинством, любопытством. Модели Рембранта словно говорят с нами. Мы ясно слышим каждую их историю, “рассказанную” движениями глаз, красноречивыми жестами рук, выразительной осанкой… Великий Рембрандт писал автопортреты на протяжении всей своей жизни. Их насчитывается около ста, и по ним мы сегодня можем проследить его сложную судьбу.

    В Россию жанр портрета пришел только в 18 веке вместе с европейскими художниками, приглашенными Петром Первым. Сначала на портретах, называвшихся тогда “парсунами” или “персонами”, изображали самого царя и его приближенных.

    Позднее, в первой половине 19 века, главной моделью становится герой, романтическая личность. Отечественная война 1812 года выдвинула на первый план людей активных, решительных. Именно таким предстает перед нами написанный кистью Кипренского гусарский полковник Е.В. Давыдов: ярко – красный парадный мундир, твердый взгляд, уверенная поза.

    Во второй половине 19 века романтизм уступает место реализму, а парадный портрет – камерному.

    Большую роль в этом сыграли передвижники. Так сокращенно называли себя члены Товарищества передвижных выставок. Его вдохновителем был блестящий портретист Иван Николаевич Крамской.

    “Торжественное заседание Государственного Совета” вмещает в себя восемьдесят одну модель, и все написаны с портретным сходством.

    Беседа по картине Леонардо да Винчи “Джоконда”.

    Учитель. Из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что это за портрет?

    Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной?

    3. Задачи стоящие перед художником.

    Художник должен уметь изображать человека в различных положениях, в движении. В человеке самое главное, самое выразительное – это его внешний облик и лицо. Поэтому художник начинает изучать человека с рисования головы.

    Необходимо изучить анатомию, что является

    Портрет – это художественный образ человека. В нем должна ощущаться конкретная личность с присущими ей, и только ей, особенностями внешности, психологии, нравственного облика. Главное передать сущность портретируемого.

    4. Практическая работа.

    Задание: Выполнить рисунок на свободную тему.

    5. Подведение итогов урока.

    Список используемой литературы.

    1. Энциклопедический словарь юного художника. Составитель Н.И. Платонова, В.Д. Синюков. – М.: Педагогика, 1983. — 416 с., илл.

    2. Диккинс Р. Маккаферти Я. Как научиться рисовать лица. Перевод с английского Н. Веденеевой. — М.: ООО “Издательство РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002. – 64, 64 с.

    3. И.Г. Мосин. Рисование. Виды и жанры. ООО – “У – Фактория”, 1999 г.

    Источник