Утренняя гимнастика как физкультурно — оздоровительное воспитание детей в детском саду.
Инна Кузнецова
Утренняя гимнастика как физкультурно — оздоровительное воспитание детей в детском саду.
Утренняя гимнастика
как физкультурно – оздоровительное
воспитание детей в детском саду.
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У детей систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъём, повышается работоспособность. Необходимо после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений, а это воспитывает волевое усилие, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.
Перед утренней гимнастикойя ставлю целью совершенно особые задачи: «разбудить» организм ребёнка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но уверенно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Утренняя гимнастика ценна тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь.
Утренняя гимнастика, или как её называют, зарядка, в дошкольных учреждениях с дневным пребыванием детей я провожу по режиму дня до завтрака, после уже достаточно активной, разнообразной деятельности детей. В данных условиях на гимнастике я преследую ещё и цели организации детского коллектива, переключение детей от свободных индивидуальных игр и занятий к совместным видам деятельности.
Вследствие одновременной совместной двигательной деятельности более возбуждённые дети, которые уже успели побегать, попрыгать, успокаиваются, а малоактивные – активизируются. Всё это создает равное, бодро настроение у всех детей, и готовлю их к последующим занятиям. Таким образом, воспитательное значение утренней гимнастики при поведении её не сразу после сна, а спустя некоторое время, расширяется. Она становится неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определённой дисциплине, порядку.
В тоже время сохраняется огромное оздоровительное значение утренней гимнастики. Ежедневное проделывание физических упражнений благоприятно воздействует на физическое развитие и функциональное состояние организма ребёнка. Содержание своей гимнастики составляю из упражнений для разнообразных групп мышц. Систематическое их повторение укрепляет двигательный аппарат ребенка. Систематически включаю упражнения для профилактики нарушений осанки и предупреждения плоскостопия. Бег и прыжки ещё более усиливают дыхание и кровообращение, сердечную деятельность и другие физические функции. Всё это благоприятствует жизнедеятельности организма, повышая его работоспособность.
В своей работе я систематически использовать разнообразные формы организации утренней гимнастики.
Традиционная с использованием общеразвивающих упражнений.
Во вводной части мною организовывается непродолжительная ходьба и лёгкий бег, после чего детей строю для выполнения общеразвивающих упражнений.
В основную часть включаю общеразвивающие упражнения или другие виды физических упражнений: Танцевально-ритмические, хороводные и подвижные игры. В конце основной части даю интенсивные упражнения для нагрузки (прыжки, бег).
В заключительной части провожу ходьбу или малоподвижные игры.
В такую гимнастику я включаю 2 – 3 игры разной степени интенсивности или 5 – 7 общеразвивающих упражнений имитирующего характера типа «снежинки кружатся», «бабочки летают». Иногда даже, получается, создать целый сюжет из имитационных движений.
С использование полосы препятствий.
Использование полосы препятствий позволяет мне предлагать упражнения с постепенным увеличением нагрузки, усложнять двигательные задания, включаю разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа, чередую физкультурные пособия. Можно создавать различные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей.
С включение оздоровительных пробежек.
Провожу обязательно на воздухе, небольшими подгруппами по 5 –7 человек. Вначале я предлагаю детям короткую разминку, которая состоит из 3 – 4 упражнений общеразвивающего воздействия. Затем даю пробежку со средней скоростью (один – два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей детей и времени года. В конце обязательно провожу упражнения на дыхание.
Дыхательная гимнастика.
Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулировать его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания, осуществляется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трёх фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Существует также особое ритмическое дыхание. Оно выполняется во время ходьбы, при этом идти нужно спокойно, равномерным шагом, расслабившись, опустив плечи, а дышать, следует равномерно, но произвольно, получая удовольствие. Это означает, что делать вдох и выдох надо на равное количество шагов (например, два шага – вдох, два шага – выдох, но выбирать это количество следует исходя из собственного удобства.
Для успешного овладения дыхательной гимнастикойнеобходимо соблюдать следующие основные правила:
1) дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
2) необходимо концентрировать внимание на дыхательном упражнении, что увеличивает его положительное действие;
3) дыша надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом;
4) выполнять каждое упражнение нужно не дольше, чем оно доставляет удовольствие;
5) дышать надо носом.
Заниматься надо в удобной спортивной форме.
Для усиления благотворного воздействия дыхательной гимнастики необходимо:
— все упражнения выполнять легко, естественно, без усилий и напряжения;
— находятся в состоянии глубокого расслабления (работают только группы мышц, непосредственно участвующие в дыхательном движении);
— следить за тем, чтобы воздух входил и выходил из лёгких одной непрерывной струёй, а вдох и выдох были равны по силе, и длительности и плавно переходили друг в друга.
Каждое дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов:
1) принять позу и зафиксировать её;
3) сосредоточиться на предстоящем упражнении, обдумать его основные элементы;
4) сделать глубокий вход;
5) выполнить дыхательное упражнение;
6) отдохнуть после упражнения, сменить позу.
Основная поза дыхательной гимнастки: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч, стопы – паралельно; найти удобное положение головы и туловища; руки вдоль туловища или левая рука на нижней части живота, а правая сбоку охватывает грудную клетку, приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).
Дыхательная гимнастикав моей работе выполняет следующие задачи:
1) повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
2) развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.
Занятия провожу 2 – 3 раза в неделю, в облегченной одежде, в хорошо проветренном помещении, при температуре воздуха не выше 17 градусов, в утренние часы (не ранее чем через час после приёма пищи). Продолжительность занятий – 10 – 12 до 30 минут в зависимости от возраста детей и периодичности занятий.
В основу моей работы на занятии положено применение специальных статистических и динамических дыхательных упражнений на фоне общеукрепляющих физических упражнений. Основу дыхательных упражнений составляет упражнение с длительным выдохом. Этого можно достичь произнесением звуков (ааа, ооо, ууу, шипящих согласных (ж, ш) и сочетаний звуков (ах, ух, ох). Эти дыхательные упражнения желательно проводить в игровой форме (жужжит пчела, гудит самолёт, стучат колёса поезда и т. д.).Соотношение общеукрепляющих и дыхательных упражнений составляет 2 : 1.
Нагрузка постепенно увеличивается за счёт увеличения числа повторений и усложнения упражнений. В комплексе упражнений обязательно должны быть элементы надувания резиновых мячей, игрушек (в заключительной части занятия). Надувание игрушек и ячей следует начинать с 3 – 4 выдохов, постепенно увеличивая их количество на 2 – 3 выдоха за каждое занятие, доводя до полного заполнения игрушки воздухом. При этом необходимо контролировать, чтобы ребёнок вдыхал только через нос.
Для достижения наиболее полного эффекта рекомендуется обучать родителей методике проведения дыхательной гимнастики. Чтобы они могли заниматься с детьми в домашних условиях.
Что такое массаж? По этим термином понимается система дозированных механических воздействий на человеческое тело, выполняемых в виде специальных приёмов. Цели этих воздействий могут быть разными,и в зависимости от них различаются и разные виды массажа: лечебный, гигиенический, спортивный, косметический. В зависимости же от средств воздействия массаж условно можно подразделить на классический, точечный и массаж рефлексогенных зон.
Кроме дыхательной гимнастики в детском саду мои дети хорошо принемают и точечный массаж, который повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием точечного массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток.
Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клети и лица, которые являются важными регуляторами деятельности внутренних органов.
Пальчиковая гимнастика.
Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой й деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмований историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук. Что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
Очень важны игры для развития творчества детей. Если ребёнок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок. Дети от года до двух лет хорошо воспринимают «пальчиковые игры», выполняемые одной рукой.
Трёхлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая – кошку, вбегающую в этот домик.
Четырёхлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга. Более страшим детям, можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Ритмическая гимнастика.
Упражнения ритмической гимнастики по своей двигательной структуре просты и доступны для детей. Сюда включаю общеразвивающие упражнения, бег, прыжки, элементы танца. Но выполняются более разнообразно и эмоционально.
На мой взгляд, одним из самых важных моментов при занятии ритмической гимнастикой являются положительные эмоции детей.
Перечисленные мною виды гимнастик, я использую в своей работе так как это помогает укреплять и сохранять здоровье своих детей.
Ведь здоровье является условием успешного роста и развития личности, её духовного и физического совершенствования, а в дальнейшем во многом успешной жизни.
утренней гимнастики «Зима».
№ п/п Содержание упражнений ДТД Метод.
Построение в шеренгу.
Ходьба обычным шагом в колонне
Ходьба обычным шагом в колонне
Ходьба обычным шагом с перестроением в пары 35-40 сек
1,5 мин Во время ходьбы энергично делаем взмахи руками
И.п: ноги-пятки вместе, носки врозь, руки внизу.
В:1-развести руки в стороны
2- хлопнуть по противоположным плечам
3-развести руки в стороны
4- вернуться в и. п. 7 раз Руки в локтях не сгибаем, держим на уровне плеч
И. п ноги на ширине плеч, руки внизу.
В:1- наклон вперед
2- вернуться в и. п. 7 раз Похлопать по коленам «отряхнуть снег»
И. п. сидя, руки внизу, ноги вместе
В:1-развести руки в стороны
2-согнуть ноги в коленях
3- вернуться в и. п. 7 раз Обхватить ноги руками, ноги опускаем тихо
4 «Лепка снежков»
И.п: ноги-пятки вместе, носки врозь, руки внизу.
В:1-поднять руки вперед, хлопок
2- подняться на носки
3- вернуться в и. п. 7 раз Во время хлопка, руки не сгибаем
5 «Бросание снежков»
И. п ноги на ширине плеч, руки внизу.
В:1-отвести правую /левую/ руку вперед — в сторону,
2- резким движением перевести руку вперед
3- вернуться в и. п. 7 раз Смотрим вперед, голову не опускаем
И. п ноги на ширине плеч, руки на поясе
В:1-поворот вправо /влево/
2- вернуться в и. п. 6 раз Голову поворачиваем вместе с туловищем
7 «Прыжки с хлопками»
И.п: ноги-пятки вместе, носки врозь, руки внизу.
В: 8 прыжков чередуется с ходьбой 8х4 раза Дышим носом. Прыгаем легко, на носочках
Перестроение из звеньев в колонну
Ходьба в колонне обычным шагом
«По утрам зарядку делай — будешь сильным, будешь смелым!» 1,5 мин Во время ходьбы не отстаем и не наталкиваемся на товарищей
Комплекс фольклорной утренней гимнастики для детей подготовительной к школе группы
Тема: В гостях у бабушки-загадушки
Рано утром бабушка Обычная ходьба.
Делает зарядку. Ходьба с высоким
Делает зарядку, Подниманием колена.
Учит всех порядку.
По утрам зарядку делай, Обычный бег.
Будешь сильным, Бег змейкой.
Для всего нужна сноровка. Ходьба с восстановлением дыхания.
Воспитатель Я вам загадаю, а вы мне покажете отгадку.
Комплекс ОРУ без предметов.
1. Два конца, два кольца,
А посередине гвоздик. (Ножницы.)
«Ножницы». И. п. — узкая стойка,руки вдоль туловища: скрестные движения рук.
Повторить 8-10 раз.
2. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер.)
«Ветер». И. п.— то же: руки прямые поднять вверх, наклоны влево-вправо.
Повторить 8-10 раз.
3. Сидит в траве Аленка в красной рубашонке, Кто мимо идет, всякий поклонится. (Земляника.)
«Земляника». И. п. — стойка на коленях,руки на поясе: повороты с разведением рук, кивок головой. Повторить 8-10 раз.
4. С хозяйкой дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком. (Собака.)
«Собака». И. п.— упор на коленях и предплечьях: энергичные повороты туловища и головы. Повторить 8-10 раз.
5. Из меня куличик печь удобно,
Только есть его нельзя, дружок.
Я, сыпучий, желтый, несъедобный.
Догадался, кто я -. (Я — песок.)
«Песок». И. п. — лежа на спине,руки вытянуты вдоль туловища: перекаты со спины на живот и обратно. Повторить 8 раз.
Людей и груз везет. (Самолет.)
«Самолет». И. п.— лежа на животе: приподнять верхнюю часть туловища, вдох, звукоподражание «р-р-р», вернуться в и. п., выдох. Повторить 6 раз.
7. Меня частенько просят, ждут,
А только покажусь, как
Прятаться начнут. (Дождик.)
«Дождик». И. п. — о. е., приседания, руки за голову. Повторить 8 раз.
8. Он упрямый и пузатый,
Больно бьют его ребята.
Отчего беднягу бьют?
Оттого, что он надут. (Мяч.)
«Мяч». И. п.— узкая стойка: подскоки на двух ногах, чередовать 3 раза с упражнением «гармошка» (перекаты с пяток на носки).
Летят, кружатся, на землю ложатся.
С земли не встают и тут пропадут. (Листья.)
Игровое упражнение «Эхо».
Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал.
Без тела, а живет.
Без языка, а кричит. (Эхо.)
Утренняя гимнастика как оздоровительное мероприятие в режиме дня в старшем дошкольном возрасте Хочу поделиться своим опытом в реализации проекта, который умел успехи в реализации на преддипломной практике. По данной теме была написана.
Физическое воспитание детей в детском саду Принципы физического развития 1. всестороннее и гармоническое развитие личности; 2. связь физической культуры с жизнью; 3. оздоровительная.
Физкультурно-оздоровительное занятие для детей средней группы на свежем воздухе «Теремок» Цель: прививать детям любовь к занятиям физической культурой и спортом, закреплять знания и умения, полученные на физкультурных занятиях,.
Гимнастика для глаз — один из нетрадиционных приемов оздоровления детей в детском саду Гимнастика для глаз – один из нетрадиционных приемов оздоровления детей в детском саду. Гимнастика для глаз – это один из приемов оздоровления.
Консультация для воспитателей «Утренняя гимнастика в детском саду» Консультация для воспитателей. Утренняя гимнастика в детском саду. Утренняя гимнастика — комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных,.
Утренняя гимнастика для детей 5–6 лет. «Герои сказок» Утренняя гимнастика для детей 5-6 лет. «Герои сказок» (комплекс с элементами корригирующей гимнастики, с использованием стула) Водная часть.
Утренняя гимнастика для детей младшей (средней) группы 1. Построение в одну шеренгу. 2. Ходьба обычная «На зарядку утром рано мы выходим с барабаном. Он стучит, стучит, стучит, в ногу нам шагать.
Утренняя гимнастика для детей первой группы раннего возраста Утренняя гимнастика для детей первой группы раннего возраста. Автор: Федотова Оксана Александровна. 1квалицифионная категория. Утренняя.
Утренняя гимнастика для детей подготовительной группы утренняя гимнастика Подготовительная группа Составила: Козионова Е. А. Динамическая гимнастика на пробуждение. • Закрыть, открыть глаза.
Утренняя гимнастика как форма укрепления здоровья детей 6–7 лет Проект: «До здравствует утро»[/b] Вид проекта: познавательный, обучающий, творческий. Физические упражнения в комплексе с музыкально-ритмическими.
Источник
Утренняя гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста.
статья по физкультуре по теме
Консультация направленная на просвещение родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста, о важности и необходимости утренней гимнастики для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_utrenney_gimnastiki.docx | 49.56 КБ |
Предварительный просмотр:
для родителей детей дошкольного возраста на тему: «Утренняя гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста ».
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с постели и приступить к выполнению упражнений требует определенного волевого усилия, вырабатывает настойчивость, дисциплинирует детей.
Таким образом, перед утренней гимнастикой стоят совершенно особенные задачи, а именно: «разбудить» организм ребенка, настроить его на действенный лад, разносторонне, но умеренно влиять на мышечную систему, активизировать деятельность сердечной, дыхательной и других функций организма, стимулировать работу внутренних органов и органов чувств, способствовать формированию правильной осанки, хорошей походки, предупреждать возникновение плоскостопия.
Утренняя гимнастика ценна и тем, что у детей вырабатывается привычка, и потребность каждый день по утрам проделывать физические упражнения. Эта полезная привычка сохраняется у человека на всю жизнь. 1. Гимнастика после сна позволяет малышу окончательно проснуться, размять свои мышцы. Сразу после нее кроха начинает ощущать прилив энергии и бодрости.
2. Комплекс систематических упражнений приводит к постепенному укреплению детского иммунитета и повышению уровня сопротивляемости организма к болезням. Дети, ежедневно занимающиеся зарядкой, в дальнейшем имеют меньше проблем с опорно-двигательным аппаратом.
3., Утренняя зарядка для детей выполняет педагогическую функцию и имеет важнейшее организационное значение .
Все дело в том, что если данный «ритуал» сделать ежеутренним, то это приведет к формированию правильного режима дня. Активное начало утра настраивает ребенка на активное и плодотворное времяпровождение. Стремление к регулярности осуществления упражнений развивает упорство и прививает ощущение необходимости. Зарядка становится частью жизни, также необходимой как, к примеру, утренние гигиенические процедуры.
4. При необходимости зарядка может способствовать похудению. Утренние упражнения являются отличным способом для чрезмерно упитанного карапуза сбросить лишние килограммы. Поскольку диета и хирургическое воздействие в таком юном возрасте не могут быть панацеей от излишнего веса, специальный гимнастический комплекс может стать щадящим детское здоровье решением проблемы.
Основные правила и рекомендации
Для того чтобы занятия утренней гимнастикой приносили как можно больше пользы, родители малышей и сами дети должны иметь представление о некоторых несложных правилах, значительно улучшающих результат:
- Утренняя зарядка должна ежедневно осуществляться в одно и то же время. Допускается лишь одно исключение – болезнь ребенка.
- Комплекс упражнений должен выполняться до завтрака, но после гигиенических процедур.
- В теплое время зарядку желательно делать на улице. Если же температура не позволяет этого, то необходимо предварительно тщательно проветривать помещение.
- Сложность упражнений, включенных в комплекс зарядки, должна постепенно возрастать. При этом она должна полностью соответствовать уровню развития и подготовки ребенка. Ни в коем случае не стоит слишком усердствовать с определением нагрузки.
- Во время зарядки должно осуществляться тщательное наблюдение за точностью выполнения всех действий. Ошибки и недочеты сразу же подвергаются коррекции.
- Должен быть обеспечен и контроль за дыханием. Необходимо следить, чтобы ребенок дышал через нос полной грудью, не задерживал дыхания и соизмерял ритм дыхания со своими движениями.
- Во время зарядки желательно создать настраивающий на рабочий лад звуковой фон. Для этого прекрасно подойдут ритмичные стишки, которые зачитывают проводящие зарядку взрослые. Можно также в игровой форме комментировать действия малыша.
Рекомендации по подбору упражнений
Для детей дошкольного возраста подбирают такие упражнения, которые оказывают всестороннее воздействие на организм. При этом следует учитывать, что упражнения должны быть простыми и доступными, соответствовать строению и функциям двигательного аппарата детей и не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии (сложные движения детям даются с трудом, вызывая у них отрицательные реакции). Важно, чтобы упражнения были разнообразными по видам движений и воздействовали на разные группы крупных мышц (плечевого пояса, спины, живота, ног). Движения для укрепления мелких групп мышц (пальцев, кистей рук) нецелесообразно давать отдельно в связи с их незначительным физиологическим эффектом, поэтому их объединяют с упражнениями для развития больших мышечных групп
Утреннюю гимнастику следует разнообразить упражнениями с предметами: флажками, мячами, обручами, скакалками и др. Это помогает правильно и целенаправленно выполнять движения, повышает интерес к гимнастике.
Комплексы утренней гимнастики для детей трех — пяти лет состоят из 4—6 упражнений, для детей шести-семи лет—из 6—8 упражнений. Младшие дошкольники повторяют их 4—6 раз (прыжки — 8—12 раз), а старшие— 8—10 раз (прыжки 18—24 раза). Количество повторений зависит от сложности упражнений и степени их физиологической нагрузки на организм ребенка. Например, приседание дети трех-четырех лет повторяют 4 раза, а упражнения, требующие меньшей затраты мышечных усилий (повороты и наклоны туловища),- 6 раз.
Утреннюю гимнастику начинают с кратковременной энергичной ходьбы. Во время ходьбы следят, чтобы ребенок держал туловище прямым, не напрягался, не опускал голову и выполнял свободный мах руками. Ходьбу целесообразно сопровождать счетом — «раз, два, три, четыре». Это вырабатывает четкий ритм шагов во время ходьбы, что также способствует формированию навыка в этом движении.
Во время ходьбы и бега взрослый становится впереди и выполняет все движения вместе с малышом. Каждое упражнение объясняет четко и выразительно. Показывает его свободно, без напряжения, правильно и красиво, так как дети очень точно копируют взрослых.
Во время показа используют «зеркальный» способ. При этом взрослый становится лицом к ребенку, направление его движений определяет направление движений ребенка. Например, ему предлагают наклон в левую сторону, а взрослый наклоняется вправо .
Дошкольникам трех-четырех лет не рекомендуется часто давать стойку ноги врозь, так как это отрицательно сказывается на формировании свода стопы (может привести к ее уплощению). Наилучшей будет стойка с параллельными ступнями (на ширине 4-5 см), тогда ее свод испытывает наименьшее давление.
Подбирая упражнения для комплексов утренней гимнастики, соблюдают определенную последовательность: вначале выполняют упражнения, которые требуют от ребенка меньшей затраты усилий (для развития мышц плечевого пояса, рук и спины )., Это первая группа упражнений . Эти упражнения:
• способствуют выпрямлению позвоночника;
• укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру;
• формируют правильную осанку.
Чтобы дыхание было свободным, детей приучают, как следует выпрямлять руки и поднимать их как можно выше.
Вторая группа упражнений предназначается для повышения гибкости позвоночника и укрепления мышц спины. При выполнении этих упражнений нужно четко соблюдать правильное исходное положение: если ребенок сидит, выпрямив или скрестив ноги, то ноги должны быть зафиксированы (неподвижны). Взрослый обращает внимание детей на то, чтобы при выполнении упражнений (особенно наклонов) колени не сгибались.
Третья группа упражнений направлена на укрепление мышц брюшного пресса, развитие мышц ног и свода стопы. При выполнении этой группы упражнений дети должны стараться держать спину прямо, во время приседаний отрывать пятки от пола, хорошо сгибать колени. Далее дают упражнения для укрепления мышц туловища и последними — для мышц ног (приседания или прыжки).
Заканчивают гимнастику кратковременным бегом в среднем темпе, который сменяется медленной ходьбой. Во время ходьбы следует давать упражнения на дыхание с движением рук (например, поднять руки через стороны вверх и медленно опустить их вниз). Эти упражнения способствуют более быстрому приведению организма ребенка в спокойное состояние
. Во время выполнения упражнений детей приучают правильно дышать. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращения, содействует увеличению жизненной емкости легких, подвижности реберных дуг, укреплению межреберных мышц и мышечных групп, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении и создают необходимые предпосылки для правильной осанки.
При занятиях можно использовать готовые комплексы упражнений, а можно составлять их самостоятельно. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы и системы детского организма.
Примерная схема комплекса утренней гимнастики должна быть такова :
а) потягивание;
б) ходьба (на месте или в движении);
в) упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
г) упражнения для мышц туловища и живота;
д) упражнения для мышц ног (приседания и прыжки);
е) упражнения общего воздействия с участием мышц ног и рук (махи, выпады вперед (в стороны) ;
ж) упражнения силового характера;
з) упражнения на расслабление;
и) дыхательные упражнения.
При подборе упражнений особое внимание необходимо уделять их доступности для ребенка и разнообразию. Комплексы упражнений рекомендуется менять, в зависимости от заинтересованности ребенка, раз в месяц, начиная постепенно заменять отдельные составляющие через 3 недели начала занятий по данному комплексу.
Эффективность утренней гимнастики с детьми возрастает, если в нее включены упражнения с предметами: гантели (0,3 – 0,5 кг), гимнастической палкой, скакалкой, мячом и т.д. До и после зарядки, 2-3 раза в неделю, подсчитывайте пульс ребенка, если после занятий он не превышает 100-110 ударов в минуту, то все в порядке.
Таким образом, грамотно построенная утренняя гимнастика благотворно действует на весь организм ребенка, оказывает большое оздоровительное и воспитательное влияние.
При повторении упражнения можно вносить некоторые изменения: усложнять выполнение или изменять исходные положения туловища, рук и ног. Например, наклоны туловища вперед дети трех-четырех лет выполняют, касаясь пальцами колен, а старшие — носков ног. Также следует учитывать физиологические особенности дошкольников. Девочкам присуща естественная потребность в плавных и ритмичных движениях, а мальчикам — более резких и четких.
Утреннюю гимнастику желательно выполнять под музыкальное сопровождение. Музыка способствует более четкому и выразительному выполнению упражнений, обусловливает их темп, вызывает жизнерадостное и бодрое настроение. Подбираются упражнения, доступные детям, соответствующие строению и функциям опорно-двигательного аппарата дошкольников. Упражнения должны быть простыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения. Если движение сложно для ребенка, он не может хорошо его выполнить.
Утреннюю гимнастику полезно проводить на свежем воздухе. Если она проводится в помещении, то во время выполнения движений необходимо обеспечить доступ свежего воздуха — это способствует лучшему снабжению организма кислородом. Одежда для утренней гимнастики должна быть изготовлена из натуральных, легких, гигроскопичных материалов, на ногах — удобная обувь или носки. Можно заниматься и босиком.
Несколько интересных и эффективных упражнений для маленьких детей ,
- «Зайчик». Кроха подпрыгивает подражая зайцу. Можно в это время просить показать, где у зайки находятся ушки, нос и хвостик.
- «Цапля». Малыш делает шаги, высоко поднимая колени. Затем можно постоять несколько секунд сначала на одной ноге, потом на другой.
- «Велосипед». Лежа на спине кроха поднимает ноги вверх и совершает ими поступательные круговые движения, словно крутит педали велосипеда.
- «Часики». Малыш ставит руки на пояс и осуществляет наклоны тела влево и вправо.
- «Гномик-великан». Кроха, держа руки на поясе, делает глубокие приседания.
- «Большая рыбка». Ребенок сгибает свои руки в локтях и держит их на уровне груди. Во время поворота влево и вправо руки широко разводятся в стороны.
- «Мельница». Кроха ставит ноги на ширине плеч и, наклоняясь вперед, поочередно касается одной рукой правой и левой ноги. Вторая рука при этом отводится назад.
В заключение необходимо подчеркнуть, что не рекомендуется насильно заставлять ребенка делать зарядку. Единственным правильным путем является привитие к данному занятию искреннего интереса. Утренняя гимнастика позволяет обеспечить полную раскованность в поведении, приподнятое эмоциональное состояние и настоящую радость движений.
Источник
Утренняя гимнастика, как форма физического воспитания
Екатерина Белезняк
Утренняя гимнастика, как форма физического воспитания
Главная цель — удовлетворить естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития; обеспечить овладение дошкольниками двигательными умениями, навыками и элементарными знаниями по физической культуре; создать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребенка и воспитания у них потребности к систематическим физическим упражнениям.
Каждая форма физического воспитанияимеет свое специфическое назначение:
-обучающее (занятие по физкультуре);
-организационное (утренняя гимнастика);
-стимулирование умственной работоспособности (физкультминутки,
-активный отдых (досуг, дни здоровья, каникулы);
-коррекция физического и двигательного развития (индивидуальная и дифференцированная работа);
-создание условий для развития двигательных способностей детей на занятиях по интересам (секционно-кружковая работа);
-специальная лечебная профилактика.
Обязательное требование к каждому физкультурному мероприятию – все они должны радовать детей и приводить к положительным результатам.
Фотоотчет «Утренняя гимнастика с родителями, проведенная в рамках Дня здоровья» В системе мероприятий по укреплению здоровья детей и формированию здорового образа жизни существенная роль принадлежит дням здоровья. Эти.
Утренняя гимнастика «Веселые обезьянки» Мастер-класс утренней гимнастики «Веселые обезьянки» I Вводная часть — Ребята, вы хотите поиграть? — Сегодня мы с вами будем «веселыми.
«Собирайся детвора». Утренняя гимнастика для малышей Первый вариант Воспитатель Собирайся детвора В лес гулять пойдем друзья Друг за другом все встаем (построение в колонну) Друг за другом.
Конспект зарядки «Утренняя гимнастика с котом Леопольдом» Утренняя гимнастика с котом ЛеопольдомЦель: Способствовать укреплению здоровья детей и пробуждению организма для нормальной жизнедеятельности.
«Утренняя гимнастика с Зайчиком» для детей среднего дошкольного возраста «Утренняя гимнастика с Зайчиком»для детей среднего дошкольного возраста Воспитатель загадывает загадку детям: Зимой беленький, Летом серенький.
Источник