Меню

Упаковка товара как средство коммуникации

Упаковка как один из важнейших элементов маркетинговой коммуникации

Обзор маркетинговой роли упаковки в процессе передачи информации о товаре целевой аудитории. Анализ особенностей восприятия упаковки покупателем. Выбор типа композиции. Срок жизни и утилизация упаковки. Изучение характеристик этикетки, товарного знака.

Рубрика Маркетинг, реклама и торговля
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.01.2015
Размер файла 22,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Упаковка является одним из важнейших элементов маркетинговой коммуникации — процесса передачи информации о товаре целевой аудитории.

Практически любой продукт заключен в какую-либо оболочку, которая одновременно, при выборе продукта, может выполнять несколько жизненно важных для данного продукта функций:

· Возможность распределения продуктов и изделий по весу или по количеству.

· Сохранность продуктов и изделий.

· Информационная и рекламная функции (она, в частности, способствует увеличению объемов продаж).

Целью работы является рассмотрение упаковки, как одного из важнейших элемента маркетинга. Для достижения данной цели, необходимо рассмотреть историю создания и развития, функции и разнообразие видов упаковки. Одним из главных интересов сегодняшних покупателей, стало удобство. Когда дело касается формирования устойчивых впечатлений и мнений, то можно быть уверенным, что роль упаковки тут вторична только по отношению к свойствам самого продукта. В самом деле, упаковка может играть, а порой и играет решающую роль в восприятии брэнда. В наше время, упаковку стали использовать, как образец прикладного искусства; как предмет для коллекционирования; как предметные свидетельства истории развития общества.

1. Упаковка как инструмент маркетинговой коммуникации

Упаковка является одним из важнейших элементов маркетинговой коммуникации — процесса передачи информации о товаре целевой аудитории. Профессионально разработанная, она способствует достижению значительной части целей коммуникативной программы. Помимо основных своих функций — предохранение товара от порчи, облегчения его перевозки и хранения, идентификации продукта у производителя — упаковка служит местом расположения маркетингового коммуникационного обращения. Поэтому разработкой упаковки товара занимаются как технологи и дизайнеры, так и специалисты по планированию маркетинговых коммуникаций. Поскольку именно маркетинговое обращение на упаковке посетитель магазина видит перед собой в момент принятия решения о покупке, оно играет исключительно важную роль в процессе убеждения потребителей.

Какие инструменты формирования необходимого маркетингового сообщения находятся в распоряжении создателей упаковки? Прежде всего, это информационное наполнение, которое сообщает потребителю происхождение продукта, функции продукта, состав изделия, физические свойства продукта, эксплуатационные и потребительские свойства продукта.

Не меньшую роль играет реализованный в упаковке визуальный образ товара, представляющий собой определенное сочетание цветов, шрифта, геометрических форм и других элементов изобразительного ряда. Так же, как одежда, прическа и выражение лица незнакомого человека могут многое сказать о его характере, образе жизни и социальном положении, упаковка товара создает у потребителя первое и самое сильное впечатление о самом товаре и его производителе.

В идеале форма, материал и дизайн упаковки должны не только гармонично сочетаться между собой, но и соответствовать идее (концепции) товара, его стоимости, передавать его сущность и ценности, которые он несет своему потребителю. При этом дизайнерское решение упаковки должно быть достаточно оригинальным, чтобы выделить упаковку из ряда других аналогичных продуктов и четко идентифицировать его.

2. Восприятие упаковки покупателем

Товар, который появляется на рынке, в любом случае имеет свою марку и оформление, которые постоянно и ежедневно общаются с потенциальными покупателями. И от того, насколько внятно и ясно товар говорит средствами марки и упаковки «Купи меня!», зависит, насколько компании удастся сэкономить свои средства на маркетинг и повысить рентабельность продаж.

Броская, привлекательная упаковка, способная остановить на себе взгляд покупателя при первом же контакте на месте продажи, может сэкономить производителю значительные суммы рекламного бюджета, поскольку сама является лучшей рекламой товара. По статистике, около 80% решений о покупке принимается непосредственно в торговой точке, домохозяйка затрачивает в среднем 20 секунд на осмотр одной витрины. Следовательно, хорошая упаковка должна остановить ее взгляд. Главной задачей создателей упаковки при этом является достижение такой степени ее привлекательности, чтобы потребитель захотел взять ее в руки и рассмотреть. В этом случае совершение первой покупки почти гарантировано.

3. Выбор типа композиции

Выбор композиционного решения должен быть осознанным. Существуют два основных типа композиции (табл. 1):

1. Симметричная — базируется на устойчивом равновесии составляющих элементов (симметричные архитектурные объекты и геометрические орнаменты, строение некоторых минералов). Симметричная композиция с элементами асимметрии — равновесие с элементами динамики (такой тип композиции присущ человеческому телу и большинству животных).

2. Асимметричная — основана на динамическом равновесии, когда динамика одного элемента уравновешивается динамикой другого (характерна для растительного мира и большинства объектов неживой природы).

Композиция, использованная на упаковке товара, должна говорить не только о товаре, но и нести информацию о производителе.

Таблица 1. Восприятие композиционных решений упаковки

· Приверженность производителя традициям, соблюдение старинных рецептов и способов изготовления товара; консерватизм, не— подвластность изменчивой моде

· Любовь к порядку, серьезность, продуманность

· Постоянство и ответственность, солидность, надежность, требовательное отношение производителя к своей продукции, устойчивое положение на рынке

· Официальность, идеи державности (большинство государственных гербов симметричны)

· Свобода, раскованность, динамичность, энергия, напор, активность

· Изящность, легкость, утонченность, богемная элитарность

· Сладострастность, выраженное гендерное начало (женственность или мужественность)

· Кратковременность выгодного предложения (в сочетании с со— общением о большем объеме упаковки за ту же цену, информацией о лотереях)

· Творческий поиск, стремление производителя к новизне и пере— менам или непостоянство, метания

4. Цветные стереотипы

Особое впечатление придается цвету упаковки, потому, что в пространстве его замечают первым. Своеобразие психологического воздействия цвета проявляется в том, что по сравнению с текстом он имеет более древнее происхождение и затрагивает, прежде всего, чувства, а текст — интеллект. Цвет, по мнению специалистов, сказывается на настроении, оживляет и раздражает, успокаивает, обостряет эмоциональное восприятие, вызывает прямые ассоциации с предлагаемым продуктом, воспринимается легче, чем форма. Цвет не нужно переводить на конкретный язык, он мгновенно воспринимается человеком, создавая в то же время стойкое впечатление. упаковка маркетинговый покупатель этикетка

При выборе товара цвета действуют как магнит, притягивая внимание потенциального потребителя. Причем различные цвета привлекают внимание различных групп потребителей. Это подтверждают психологи, которые считают, что, внимание женщин быстрее привлекает упаковка синего цвета.

5. Упаковка и целевая аудитория

Для того чтобы удачно продать товар, вовсе не обязательно вкладывать большие деньги в разработку и производство упаковки — весь вопрос в том, для какого продукта необходима упаковка и на какого потребителя данный товар рассчитан. Так мы подошли к понятию «целевая аудитория». Имеет ли смысл вкладывать деньги в упаковку, когда одна только цена может оказаться решающим фактором при приобретении потребителем данного товара? Дорогая упаковка может, наоборот, отпугнуть покупателей с низким уровнем достатка, а те, кто может заинтересоваться качественной упаковкой, не купятся на дешевый товар, скрытый внутри. Вы выдели когда-нибудь обувь, упакованную в коробку, разрисованную розовыми слониками, или сок в упаковке черного цвета? Таким образом, упаковка должна точно соответствовать товару и ассоциациям с этим товаром. Помните, что потребителю хочется, чтобы ему «сделали красиво» в том случае, если он тратит немалые деньги на приобретение какого-либо недешевого товара. И будь товар хоть трижды замечателен, престижен и ценен, он, увы, залежится на полках магазинов, если обличен в неприглядную упаковку.

Читайте также:  Средство для мытья посуды морнинг фреш

6. Срок жизни упаковки

Первый сигнал к тому, что упаковку нужно менять (особенно для товара, который длительное время находится в продаже) — это снижение уровня продаж. Если же на рынок внедряется новый товар, то индикатором упаковки служит выход или не выход на плановый уровень продаж. Безусловно, причин провала может быть много: некорректная рекламная поддержка, цены, не выдерживающие конкуренции, неправильно построенная дистрибьюторская сеть и прочее. Но упаковка товара и его выкладка на местах продаж, все же становятся очень существенными факторами при покупке. Если выведенный товар смог занять свою нишу на рынке, это не значит, что он может годами продаваться в одной и той же упаковке. У упаковки, как и у любого товара, есть свой жизненный цикл: момент новизны, момент стабильного восприятия и момент устаревания, после которого уровень продаж постепенно снижается. Оставленное без внимания моральное устаревание упаковки может привести к плачевным последствиям — переносу на товар впечатления «старомодности» и снижению спроса. Чтобы избежать «старения» упаковки, производители в нужный момент ее изменяют. Главное в этом не переусердствовать, чтобы модернизированный продукт не стал для потребителя новым и не потерялся среди конкурентов.

Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что упаковка является важным элементом, который должен придавать завершенность товару. Упаковка несет огромную имиджевую нагрузку, превращаясь из контейнера для продукта, призванного защитить его от внешних воздействий, в мощнейший маркетинговый инструмент, который может послужить как во благо, так и во вред в случае неграмотного его использования.

Рассмотрим подробнее другие элементы упаковки:

В недавнем прошлом дизайн этикетки и упаковки воспринимался как нечто утилитарное (ГОСТ, артикул, завод-производитель, дата и т.п.), одноразовое, готовое после опустошения бутылки отправиться на свалку. Но человеческую природу не изменить: вспомните погоню за красивыми бутылками, коробками и открытками в эпоху шаблонной серости. Французы одними из первых заметили, что именно дизайн этикетки упаковки во многом определяет выбор покупателя, и возвели производство этикеток в ранг искусства. Этикетка — не просто рекламный знак, она показатель человеческой психологии.

Оказывается, на рубеже XIX и XX вв. для покупателя была важней не марка производителя, а фамилия торговца. Эти фамилии играли роль словесных товарных знаков и служили гарантией качества. Уральские торговцы для привлечения клиентов выпускали затейливые и богатые картинки, которые не наклеивались на бутылку, а привязывались к ней лентой и заверялись красной сургучной печатью.

Бутылки для алкогольных напитков принимали различные формы и размеры. Каждый завод разливал свою продукцию в фирменную тару, стараясь перещеголять в изобретательности конкурента: например, бутылки в виде сидящего турка, Эйфелевой башни, денежного мешка и даже портретного бюста Пушкина или генерала Скобелева.

Совершенно в ином виде предстает перед нами эпоха первых пятилеток. Время экономии и изживания буржуазных привычек исказило внешний вид этикетки, а дизайн этикетки упаковки был забыт на долгие годы. Они печатались на плохой бумаге, с минимумом красок, деталей и информации.

В середине девяностых рынок требовал возрождения традиций производства элитных этикеток. Для этого было необходимо самое современное оборудование, позволяющее осуществлять тонкие и специфические операции: печать фолиевыми красками по металлизированной бумаге и фольге; припрессовка голографических фирменных знаков; конгревное тиснение, высокоточная резка и фигурная высечка; тиснение фольгой, в том числе и дифракционной. Сегодня, мы встречаем всевозможный дизайн этикетки и упаковки — от ослепительно блестящего до причудливо вырезанного, радующего глаз, заставляющего жить в предвкушении праздника.

Этикетка — первое, что останавливает внимание покупателя в магазине. Без сомнения, именно дизайн этикетки и упаковки дает первые рекомендации при выборе, побуждает совершить покупку. Этикетка (упаковка), будучи частью образа товара, является как бы переводчиком качества товаров на язык нужд и запросов потребителя. И это достаточно сложный процесс. Грамотно построенный дизайн этикетки и упаковки является результатом целого ряда исследований, тактических решений и практических разработок, составляющих в совокупности процесс продвижения товара. Поэтому при создании, как конкретной этикетки, так и корпоративного стиля этикеток (упаковок) желательно к этому процессу привлекать в первую очередь маркетологов, психолога-рекламиста и лишь только после этого дизайнеров. Все эти эксперты работают на решение одной задачи максимального рекламного эффекта от обыкновенной этикетки или упаковки. При создании образа этикетки (упаковки) важно обладать знаниями в области психологии, учитывать факторы, определяющие реакцию потребителя. Это будет гарантией того, что затраченные на дизайн этикетки и упаковки средства будут минимальными, а объем продаж, зависящий от их эффективности максимальным.

7. Товарный знак

К товарным знакам и знакам обслуживания относятся зарегистрированные в установленном порядке обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Товарный знак является средством индивидуализации предприятия, а также производимых им товаров или оказываемых услуг. Выразительный, простой и легко запоминающий товарный знак призван ассоциироваться у потребителя с конкретной фирмой, качеством предлагаемых ею товаров или оказываемых услуг. Являясь одним из главных элементов имиджа фирмы, товарный знак помогает потребителю в выборе товаров и услуг.

Хорошо узнаваемый товарный знак без подробного изучения товара позволяет определить его происхождение и судить о качестве. Покупатель готов заплатить более высокую цену за товар, выпускаемый под известным и зарекомендовавшим себя товарным знаком, чем приобрести сравнительно дешевый и, возможно, некачественный товар неизвестного производителя. Таким образом, к товарному знаку потребитель обращается в первую очередь как к гарантии качества.

И, наконец, товарный знак незаменим, как средство рекламы. Отражая информацию о качестве товара и его производителе, товарный знак может размещаться на товаре, на упаковке и в рекламе и позволяет потребителю сразу отличать его от аналогичных товаров других производителей. Помимо этого, товарный знак представляет собой собственность фирмы, так как он имеет свою стоимость в денежном выражении (подчас очень высокую), он может входить в нематериальные активы предприятия, может быть продан или предоставлен в пользование. Товарный знак может состоять из одного или нескольких характерных слов, букв, цифр, рисунков или изображений, эмблем, монограмм или подписей, цветов или комбинаций цветов, может быть трехмерным, как, например, форма или любое другое специальное оформление контейнера или упаковки товара. Товарный знак может также состоять из комбинации вышеизложенного.

Читайте также:  Абразивное чистящее средство для посуды

Роль упаковки для потребительских брендов сложно переоценить. Она является одним из важнейших носителей, а иногда и единственным инструментом коммуникации бренда.

Поэтому очень важно, чтобы все элементы дизайна упаковки производили правильное впечатление и эффективно работали на пользу бренда.

Выделив продукт на полке в ряду конкурентов, упаковка может многократно повысить конкурентоспособность бренда, значительно сократить затраты на рекламу и даже вывести продукт на рынок без дополнительных расходов на коммуникации.

Источник



Научно-исследовательский журнал

Packaging as an element of marketing communication

Митина Э.А., Болог А.С.

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского» Институт экономики и управления (структурное подразделение). г. Симферополь, Республика Крым

Mitina E. A., Bоlog. A. S.

«V. I. Vernadsky Crimean Federal University» Institute of Economics and management (structural unit). Simferopol, Republic of Crimea

Аннотация: В статье рассмотрена роль упаковки как эффективного маркетингового средства коммуникации, а также основные требования, предъявляемые к ней. Рассмотрены основные факторы, которых необходимо придерживаться при разработке упаковки для успешной реализации товара на рынке.

Abstract: The article considers the role of packaging as an effective marketing communication tools as well as basic requirements for it. The main factors that must be followed when designing the packaging for the successful sale of goods on the market.

Ключевые слова: элемент маркетинговой коммуникация, требования к упаковке, успешное использование упаковки, дизайн, технологичность, практичность, реклама.

Keywords: marketing communication, packaging requirements, the successful use of the package, design, technology, usability, advertising.

В настоящее время развитие системы самообслуживания в торговых сетях определяет актуальность роли упаковки как средства продвижения товара на рынок. На развитых высококонкурентных площадках она становится основным фактором, определяющим преимущество выбора из двух практически одинаковых товаров тот, чей внешний вид является более привлекательным. Сегодня, упаковка выполняет не только свои главные функции, заключающиеся в защите товара от повреждений, обеспечении удобства при транспортировке, но и предоставляет информацию покупателю о содержимом, рекламирует и продает сам продукт. Нередко покупатель отдает предпочтение именно упаковке товара, а не самому продукту, однако она может стать причиной падения его популярности, и, следовательно, привести к снижению продаж, застою в бизнесе или даже полному банкротству предприятия [1, с.114].

Целью нашего исследования является определение роли упаковки как элемента маркетинговой коммуникации.

Методологической основой изучения данной проблемы стали общенаучные методы сравнительного, функционального и процессного анализа.

Еще 10-12 лет назад роль упаковки была достаточно низкой, что обуславливалось отсутствием конкуренции на рынке. В связи с этим отечественные производители не уделяли особого внимания тому, насколько она может повлиять на принятие решения о покупке товара. В нынешних условиях высокой конкуренции и ужесточенных требований со стороны потребителей упаковке отводится одно из ведущих мест. Она играет важнейшую коммуникативную роль, значительно облегчает продвижение товара и его узнаваемость, формирует и укрепляет отличительные черты продукции, а также является неотъемлемым элементом бренда фирмы.

В связи с достаточно быстрым изменением реакции на новинки одного производителя со стороны других упаковка нередко выступает единственным источником информации о продукте. Отечественные бренд-дизайнеры и маркетологи все больше акцентируют свое внимание на принципе эмоционального воздействия на покупателя.

Для осуществления этого принципа необходимо соблюдение некоторых основных требований к упаковке, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные требования, предъявляемые к упаковке

Источник: составлено автором на основе источника [2].

Следует так же отметить ряд факторов успешного использования упаковки как элемента маркетинговой коммуникации.

1.Дизайн. Главным мотивом совершения покупки и мощным инструментом установления визуального контакта с потребителем является оригинальный дизайн упаковочной продукции. Благодаря сочетанию «правил дизайна» упаковка приобретает привлекательный внешний вид, становится более удобной в использовании и утилизации. В настоящее время все большее применение находит принцип «Keep it Short and Simple», что в переводе с английского означает: «держись простоты и краткости», т.е. созданный образ продукта должен быть понятен без дополнительных объяснений, а бренд товара заметным, броским, располагаться на лицевой части, поскольку именно его покупает потребитель. Ключевая информация о товаре должна легко читаться, что также немало важно при выборе продукта покупателем [3, с.203-204].

  1. Технологичность. Незначительное сокращение затрат на материалы без ущерба для качества и эксплуатационных свойств упаковки может сделать продукт более прибыльным. Так, например, снизить расходы можно путем уменьшения веса используемого материала или замены его более дешевыми средствами, сокращения размеров упаковки или применения более дешевого клея. Наиболее эффективной экономией материалов считается повторная переработка использованной упаковки на предприятии производителя.
  2. Материалы. Для поддержания концепции эффектной упаковки следует выбирать материалы, наглядно отображающие информационную составляющую. Так, например, картонная упаковка отличается достаточной прочностью при транспортировке, легкостью, а также безвредностью для окружающей среды, что увеличивает ее спрос со стороны производителей разного рода товаров, в частности, отечественных. Стеклянная упаковка обеспечивает сохранность продукта, она гигиенична, непроницаема для запахов или газов и легко перерабатывается. Полимерная упаковка обладает достаточной механической прочностью и жесткостью для защиты продукции от разных повреждений, а также весит гораздо меньше стеклянной, что позволяет сэкономить на транспортировке товаров. Используя пленочный материал, покупатель может без особого труда разглядеть содержимое упаковки, что придаст ему ощущение уверенности в качестве товара.
  3. Практичность. С целью завоевания доверия потребителей и достижения успеха на рынке, производители товаров акцентируют внимание на удобстве упаковки при ее использовании. Если она неудобна в обращении, то покупатель может отдать предпочтение другому товару, зачастую пренебрегая качеством. Чем практичней упакован товар, тем выше его продажи [1, с.115].
  4. Реклама. Важным фактором перед осуществлением сделки является реклама — наружная реклама, реклама в СМИ, в сети Интернет и на упаковке, которая формирует у покупателя понятие о товаре и проявляет к нему интерес. Так как самую доступную информацию при покупке товара содержит упаковка, необходимо чтобы она и рекламная компания преподносили покупателю одинаковую информацию, что позволит избежать неоправданных затрат на рекламу товара.

Упаковка является важнейшим элементом маркетинга, играющим огромную коммуникативную роль. Успешный дизайн, технологичность, удачно подобранный материал для производства упаковочной продукции, эффективная рекламная компания обеспечивают предприятию успех реализации своего товара на рынке.

Читайте также:  Адриоль моющее средство инструкция по применению

Источник

Упаковка как важный элемент коммуникации производителя с потребителем

К концу 90-х гг. во всех отраслях пищевой промышленности России уже пришло осознание более вдумчивого подхода к созданию собственных торговых марок. Производители и продавцы убедились в том, что упаковка – это важнейший элемент коммуникации с потребителем. По существу, упаковка все более превращается в связующее звено, без которого становится невозможным перемещение товара от производителя до потребителя. При этом ее функция постоянно расширяется – от сохранения и защиты продукта до удовлетворения всех потребностей заказчика, доставки ему продукции безупречного качества.

Стиль и уровень жизни населения улучшаются. Растут запросы потребителей и к приобретаемому товару. К упаковке предъявляются все большие и большие требования. Упаковка помимо своих основных функций должна выполнять массу дополнительных. Кроме всего прочего, потребитель требует высококачественную продукцию в соответствующей упаковке. В связи с этим возникает множество недостатков в существующих упаковках. Такие как неудобство использования, хранения, извлечение содержимого упаковки.

Дизайн упаковки, несомненно – один из основных инструментов мотивации покупки. Для решения задач маркетинга также важно, чтобы упаковка использовалась потребителем как можно дольше. Поэтому выгодно, чтобы и после вскрытия товар хранился в ней же. Отсюда возникает проблема возможности повторного использования упаковки.

Для устранения возникающих неудобств, в проектируемую упаковку, необходимо включить новые возможности, соответствующие требованиям эргономики.

Теперь перейдем к понятию упаковки.

Трудно найти точное определение упаковки. В большинстве источников об упаковке она рассматривается в первую очередь, как тара, а потом уже говорится о таких ее достоинствах, как пригодность к обработке, облегчение транспортировки, внешняя привлекательность и удобство употребления.

Одно из самых ранних значений слова «упаковка», предлагаемое словарем, — это нечто, собранное в узел, для странствующего разносчика или для перевозки.

Если же давать определение «упаковки» с точки зрения покупателя, а не продавца, то стоит сказать, что упаковка – неделимая единица потребления.

Упаковка – это символ, и не только ее содержимого, но и образа жизни потребителя. «Упаковка, — писал дизайнер Эрнест Дихтер, — это уважение нашего отношения к потребителю» [13, с.35].

Упаковка выполняет самые разнообразные задачи:

· предохраняет содержимое от загрязнения и порчи;

· облегчает перевозку и хранение товара;

· обеспечивает определенный стандарт содержимого;

· придает выразительность рекламе и делает возможным распространение товара в широком масштабе.

Исторически сложилось так, что именно упаковка сделала возможным принцип самообслуживания, и в свою очередь, благодаря магазинам самообслуживания возросло количество и разнообразие товаров. «Упаковка – как молчаливый торговец». Сегодняшний мир уже не представить без упаковок.

В современных условиях для привлечения внимания покупателей даже дешевые товары обязаны подаваться в красивой упаковке. Благодаря развитию новых технологий, появляется широкий простор для дизайнерских изысков – варьировать можно все: форму упаковки, тип запечатываемого материала, варианты отделки. Не последнюю роль играет возможность легкой переработки и экологическая чистота.

Рассмотрим изучение и оценку значения упаковки.

Материально-конструктивный аспект упаковки включает следующие функции:

1. Утилитарную. Это наиболее элементарная и наиважнейшая функция упаковки. Если упаковка не будет выполнять своего первоначального назначения — сохранять продукт, в ней содержащийся, то она потеряет всякий смысл. Утилитарная функция включает в себя требование сохранности продукта, предполагает точную в весовом отношении расфасовку товара, соблюдение условий хранения и обеспечения этих требований, маркировку, связанную с удобством складирования, пересылки и так далее;

2. Технологическую. Кроме назначения сохранять продукт не менее важным является удобство транспортировки — доставка от изготовителя к потребителю через распространителя. Технологический аспект, т. е. выбор материалов для изготовления и способ нанесения изображения, зависит, прежде всего, от свойств продукта.

Технологии сохранения и перевозки различных товаров очень разнообразны и прошли длительную эволюцию от простых (сработанных из одного, встречающегося в природе материала) до сложных (состоящих из многих компонентов и искусственно созданных материалов).

Выбор технологических средств напрямую связан с социально-экономическим фактором. Исторически сложилось и психологически оправдано, что продукт дорогой и предназначенный для потребления обеспеченными слоями населения и упаковывается в дорогие материалы и, соответственно, оформляется изысканно и дорого. Упаковка, приобретая знаковый смысл принадлежности, начинает играть роль социального фактора, фактора престижа.

3. Экономическую. Если упаковка не экономична для транспортировки, то она сильно удорожает затраты, тем самым значительно повышает конечную цену. Вопросом экономичности пренебрегают в том случае, когда упаковка, прежде всего, должна выполнять знаковую функцию, то есть продается не столько товар, сколько упаковка. Например, когда в большую коробку конфет, которая могла бы вместить около килограмма этого продукта, укладывают 150 грамм. Наполнение в данном случае не играет большой роли. Нарядная и привлекательная коробка предназначена быть знаком внимания и благодарности.

4. Экологическую. С технологической функцией связана и функция экологическая, очень актуальная в современном мире, так как проблема дальнейшей судьбы упаковки — ее вторичное использование, уничтожение, переработка без вредных последствий для окружающей среды — очень важна.

Художественно-образный аспект упаковки включает следующие функции:

1. Художественно-эстетическую. Эта функция упаковки делает ее предметом декоративно-прикладного искусства; определяет ее роль в формировании визуальной среды; формирует эстетическое чувство; играет большую роль в психологическом воздействии упаковки на подсознание потребителя. Таким образом, художественное решение придает упаковке некое символическое значение и является способом передачи невербальной информации.

2. Рекламную. Рекламная функция с помощью вербальной и визуальной информации призвана донести до потенциального потребителя преимущества данного товара перед аналогичным, но другого производителя, т. е. решаются задачи маркетинга.

3. Социально-экономическая и коммуникативная функции подразумевают, прежде всего, создание образа для передачи информации невербальными средствами, хотя необходимым условием существования упаковки является наличие значительного блока информации, выраженной вербально, как-то: ингредиенты, вес, изготовитель, способы применения и т. д.

Здесь в особенности надо учитывать пристрастия целевой аудитории. В зависимости от адресата, упаковка может быть престижной (потребитель—человек с большими или средними доходами, но при этом среднего культурного уровня); изысканной (потребитель не обязательно богатый, но культурный человек с хорошим вкусом); нарядной (предназначенной для женщины); яркой (для ребенка); вызывающей (рассчитанной на подростка-тинейджера) и т. д.

4. Психологическую функцию. Задача дизайнера — всеми доступными его профессии средствами сформировать на подсознательном уровне установку на приобретение данного товара. При создании такой установки учитываются такие факторы, как удобство, новизна (новая, более совершенная модификация), престижность. Будут использоваться и чисто художественные средства, такие, как конструкция, пластическое решение и изобразительный ряд, а также композиционные средства (ритм, масштаб, контрасты и т. п.).

Источник

Adblock
detector