Меню

Труд как важное средство воспитания детей дошкольного возраста

Значение и место трудового воспитания в формирование личности дошкольника. Формы организации детского труда

светлана тихонова
Значение и место трудового воспитания в формирование личности дошкольника. Формы организации детского труда

Значение и место трудового воспитания в формирование личности дошкольника. Формы организации детского труда.

В энциклопедическом словаре понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей». Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность. Современный этап общественного и экономического развития предъявляет высокие требования к личности ребенка: отношение к труду как важнейшему общественному долгу; добросовестное отношение к работе, движение к труду и его результатам, коллективизм; проявление инициативы, активного творческого подхода к труду; внутренняя потребность работать в полную меру своих умственных и физических сил; отношение к труду как к осознанной необходимости и своей основной жизненной потребности человека.

Роль труда в формировании личности дошкольников:

Труд удовлетворяет потребности ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей, сближает его со взрослыми (так воспринимает деятельность сам ребенок).

В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями,необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям.

В процессе труда дети практические познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей.

В трудовой деятельности осуществляется эстетическое воспитание и эмоциональное развитие. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

Труд закаливает детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

• Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность

Формы организации труда.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т. п.). В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т. е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия,

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

Читайте также:  Моющее средство санитарный гель

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формыобщения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

28 апреля — Всемирный день охраны труда!. Призовое место в районном конкурсе информационных плакатов. 28 апреля является Всемирным днем охраны труда. В любом учреждении, образовательном или промышленном, существует и работает комиссия по.

Фотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Основной вид деятельности ребёнка — игра, играя дети познают мир, узнают много нового и интересного. В соответствии с.

Фоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Могу сказать про себя, что я не покупаю всё это на рынке и в магазине, а выращиваю сама. Вот и сегодня, с утра пораньше.

Фотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Источник



Статья по теме «Значение трудового воспитания в жизни детей дошкольного возраста»
статья на тему

В статье рассматриваются некоторые аспекты трудового воспитания детей,описаны виды детского труда,формы организации,задачи и условия трудовой деятельности ребенка.Затронут вопрос разнообразия профессий,уважительного отношения к любой работе.А так же затронута тема важности овладения умениями и навыками трудовой деятельности воспитанников детского дома.

Скачать:

Вложение Размер
statya_vsya.docx 19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Значение трудового воспитания в жизни детей дошкольного возраста.

Интерес к труду, трудолюбие не даются человеку от природы, трудовые навыки и личностные качества закладываются с самого раннего детства. Великие педагоги К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский и др. в своих работах уделяли большое внимание трудовому воспитанию детей и часто затрагивали данную тему.

«Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе он должен быть одним из самых основных элементов», — считал А. С. Макаренко.

В.А.Сухомлинский писал: «Нельзя забывать, что ребенок, не испытывающий радости от учения, не познавший чувства гордости после преодоления трудности — несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства- первостепенная задача педагогики»

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе его формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд способствует развитию внимания, мышления, сообразительности, умения планировать свою работу. Так же дети познают мир социальных отношений между людьми, получают знания о профессиях, об орудиях труда, приобретают навыки работы с ними.

Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, целеустремленностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить . Труд позволяет ребенку почувствовать свою самоценность, уверенность в своих возможностях. Именно поэтому тема трудового воспитания детей всегда будет оставаться актуальной.

Выделяются следующие виды детского труда:

— самообслуживание (удовлетворение повседневных личных потребностей)

Обучая детей навыкам самообслуживания, необходимо поощрять стремление малышей к самостоятельности, способствовать развитию инициативы. Воспитатель обязательно должен обращать внимание, как ребенок выполняет действие (завязывает шнурки, складывает вещи в шкаф и т.д ), это необходимо для того, чтобы у ребенка не проявлялась небрежность, неряшливость.

— хозяйственно-бытовой труд (уборка группы, комнаты, участка)

Любой труд ребенка следует поощрять, это способствует воспитанию уважения и бережного отношения к труду взрослых. Следует воспитывать у детей умение замечать непорядок в окружающей обстановке.

Воспитывая любовь к труду, необходимо вызвать у детей желание работать в уголке природы, на участке.

— ручной труд (подклеивание книг, коробок, доступный ремонт игрушек)

Такой труд имеет большое воспитательное значение, так как приучает детей бережно относиться к игрушкам, книжкам, пособиям.

Предусматриваются три формы организации трудовой деятельности детей:

— поручения (индивидуальные или совместные)

При организации труда детей необходимо решать следующие задачи:

— воспитывать привычку к постоянной занятости

— формировать положительное отношение к труду

— воспитывать бережное отношение к результатам труда

— приучать экономно расходовать материалы

— обеспечивать систематическое и равномерное участие детей в разных видах труда, учитывая их интересы и склонности

— формировать трудовые умения и навыки

Важно соблюдать определенные условия:

— необходимо учитывать возраст, физические возможности, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребенка

— четко и грамотно показывать приемы работы

— воспитывать уважение к людям различных профессий

— уточнять значение труда в жизни людей

— приобщать детей к труду на прогулке

* Индивидуальный труд-это поручение отдельному ребенку.

* Труд рядом-трудятся вместе, но каждый выполняет свое дело.

* Коллективный труд-поручается общее дело, каждый выполняет свое действие с общим предметом.

Малыш рано начинает обращать внимание на трудовые действия взрослого человека, начинает подражать им в игре, в реальной жизни, делая попытки мыть, стирать и т.д.

Воспитатель должен убедиться, что дети правильно понимают, что такое работа, что значит трудиться. Можно провести занятие в виде беседы на тему «Как живется в стране бездельников?». Воспитатель вводит детей в воображаемую ситуацию и предлагает рассказать, что можно увидеть в стране бездельников. Дополнить беседу полезно рассматриванием картинок и последующей их группировкой. На одних картинках изображены результаты безделья, на других — результаты труда людей (груда немытой посуды и аккуратно разложенная в шкафу чистая посуда; перекошенный забор и ровный, выкрашенный краской и др.). Можно предложить детям самим сделать выводы, что хорошо и что плохо, обосновать высказанное мнение.

На следующем занятии разговор можно продолжить, но главный акцент сделать уже на необходимости труда.

В повседневной жизни необходимо обращать внимание детей на пользу, которую приносит труд всех сотрудников детского дома (вкусный обед, чистая одежда, расчищенная от снега дорожка)

Полезно посвятить несколько бесед теме о происхождении профессии: когда и почему появились на Земле разные профессии; было ли такое время, когда профессий не было;

какие профессии появились раньше всего; появляются ли новые и почему; почему люди выбирают для себя ту или другую профессию; что нужно делать, если хочешь стать портным, машинистом, ученым, и др.

Можно провести дидактическую игру «Где какая нужна профессия». Цель игры — формирование представлений о соответствии профессии, потребности в ней.

Важно обратить внимание детей на качественную характеристику труда. Трудиться можно по-разному. Можно работать хорошо, добросовестно, творчески. Этот труд радует всех окружающих. О таких людях говорят: «Мастер своего дела, у него золотые; руки, ему можно доверить серьезное дело, он не подведет, он всегда все делает хорошо». Если человек с детства привык любое дело выполнять добросовестно, то он будет слышать о себе такие слова и когда станет взрослым. Но порой люди работают плохо, лениво. Например, строитель поленился, плохо сделал крышу в доме, пошел дождь, и вода залила потолок в доме. Портной шил пальто, и ему «не захотелось» пришивать пуговицы.

Нельзя пропускать любую возможность и для того, чтобы подчеркнуть творческое, любовное отношение человека к своему труду («Посмотри на эту вазу и попробуй рассказать о человеке, который ее расписал. Как ты думаешь, он хороший художник, он любит свою работу? Почему ты так думаешь?»). Если ребенок затрудняется, необходимо помочь ему, обращая внимание малыша на эстетическую сторону, на тщательность выполненного рисунка. Постепенно ребенок привыкает видеть за предметом человека, изготовившего его, учится смотреть на себя как на взрослого и привыкает к объективности оценки деятельности человека независимо от его возраста.

Трудовая деятельность одна из важных видов деятельности ребенка, которая дает ему возможность адаптироваться к миру взрослых, к окружающему миру в целом.

При освоении трудовой деятельности обогащается социальный опыт ребенка, что особенно важно для воспитанников детских домов. Овладение трудовыми навыками, трудовой деятельностью позволяет ребенку самостоятельно обеспечивать себе жизненно важное функционирование. По мере приобретения трудовых умений, знаний ребенок приобретает чувство уверенности, уменьшается опасность невыживания в отсутствии взрослых, вне стен детского дома. Труд выполняет жизнеобеспечивающую функцию.

Трудовая деятельность способствует развитию волевых качеств, формирует умение прилагать усилия для достижения цели, что чрезвычайно важно для человека.

Буре Р.С., Загик Л.В. и др. Воспитание детей дошкольного возраста в труде. -М.,1983

Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. -М.,1998

Комарова Т.С, Куцакова Л.В., Павлова Л.Ю. Трудовое воспитание в детском саду.-М.,2006.

Куцакова Л.В Трудовое воспитание в детском саду. -М.,2016

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста/Под ред. М.А.Васильевой.- М.,1984

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из средств формирования положительных взаимоотношений дошкольников является трудовая деятельность, так как здесь дети активно общаются, взаимодействуют в процессе распределения обязанностей, вып.

Статья адресована практически работникам дошкольных образовательных организаций.План Двигательные умения и навыки.Принципы обучения.Методы и приёмы обучения физическим упражнениям.Соотношение мет.

Воспитание дружеских взаимоотношений детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности.

Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность.

Одна из главных задач физического воспитания — оздоровление ребенка.Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья ребенка. Они способствуют гармоничному психосоматическому ра.

Игра является жизненной потребностью и средством всестороннего развития ребёнка. В игре дети становятся деятельными, радуются, смеются. Имея возможность действовать самостоятельно, они знакомятся с ок.

Источник

Труд как средство воспитания дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Консультация о важности трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
trud_kak_sredstvo_vospitaniya_doshkolnikov.docx 17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Труд как средство воспитания дошкольников

Труд — важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения.

Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Труд — всегда был основой для человеческой жизни и культуры.

Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Если, например, самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей вооружает навыками, то на ступени старшего дошкольного возраста этот труд не требует усилий, для детей становится привычным.

Самообслуживание – это постоянная работа о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований из вне, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребенка. Приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место формулирует у них самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого, уверенность в своих силах, желание и умение преодолеть препятствия.

Труд детей в природе

Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней.

Ручной труд – развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Радость труда – могучая воспитательная сила. В годы детства ребенок должен глубоко пережить это благородное чувство.

В труде распространяется богатство человеческих отношений. Воспитать любовь к труду невозможно, если ребенок не почувствует красоты этих отношений.

«Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства»

Работа с семьей

Особое значение в процессе нравственного воспитания ребенка имеет труд. В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива.

Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие. Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что – то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.

Как ребенка приобщить к труду?

В семье дети постоянно видят, что родители делают: готовят еду, убирают квартиру, стирают белье, шьют. Наблюдение за тем как выполняют взрослые эти повседневные дела, постепенно помогает ребенку понять их значимость и отношение родителей к труду: мама пришла с работы усталая, но должна готовить ужин для всех, папа идет в магазин за продуктами. Следует помнить что детские наблюдения могут носить созерцательный характер. Чтобы пример членов семьи стал для ребенка руководством к действию, взрослые могут сопровождать свою работу пояснениями. Это обычно привлекает к себе внимание детей, они задают вопросы, пытаются помочь родителям. Так постепенно ребенка привлекают к совместному со взрослыми труду.

Необходимо помнить и родителям и о важности ознакомления ребенка с их трудом на производстве, о том, что они делают и какую пользу приносят людям; например, мама – врач, она лечит больных; папа – педагог, он учит детей.

В процессе трудом взрослых у ребенка воспитают уважение к труду всех людей. Окружающая действительность представляет для этого большие возможности. Гуляя с ребенком, нужно научить его бросать мусор только в урну, кроме того, обратить внимание на то, как чисто вымяты улицы. Малышу будет интересно узнать, что за чистотой улиц следит дворник. Чистая улица результат его труда. Дворник встает раньше всех и, когда ребята идут в школу в детский сад, уже кончает свою работу. Покупая хлеб. Рабочие хлеб завода работали всю ночь, а шофер успел привести его в магазин, хлеб грузили грузчики, а продавцы сложили его на полки в торговом зале. Расширить представления ребенка о труде взрослых помогут произведения художественной литературы, иллюстрации, картины.

В семье ребенка привлекают к повседневному участию в бытовом труде.

Интерес детей к труду значительно повышается, если полезность его для окружающих очевидна

Поручения, даваемые детям должны быть интересными и привлекательными по форме выполнения. Если же они строятся лишь на распоряжениях: >, >, >, то это отбивает у ребенка охоту трудиться. Потому взрослый, скажем, столярничая, не только просит принести какой либо инструмент, но и учит ребенка, как им пользоваться.

Поручая детям то или иное дело, взрослые должны учитывать его возрастные возможности. Если задания посильны, дошкольник выполняет его с интересом.

Для того дети могли овладеть правильными приемами выполнения того или иного вида работы, чтобы они охотно трудились, необходимо иметь дома соответствующий инвентарь.

Труд детей семье; организуемый взрослыми, сближает ребенка, способствует влиянию взрослого, но его интересы и потребности. Особенно ценно, если родители сумеют содействовать в процессе работы развитию у детей стремления к полезной для семьи деятельности: сделать что-то для младшего брата, подарок маме, товарищу и т.д.

Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. . Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Источник