Меню

Театральное искусство как средство эстетического воспитания

Театрализованная деятельность как один из эффективных методов художественно -эстетического развития и воспитания в ДОУ

Елена Клокова
Театрализованная деятельность как один из эффективных методов художественно -эстетического развития и воспитания в ДОУ

Давно известно о влиянии красоты на личность человека, эстетика, как всем известно, наука о прекрасном, поэтому эстетическое воспитание – это и есть приобщение к прекрасному во всех его проявлениях. Известные писатели, философы, педагоги, искусствоведы [Платон, Т. Гоббс, Р. Тагор, В. А. Сухомлинский, Ф. М. Достоевский и др. ] отмечаливажность эстетического воспитания для подрастающего поколения и его огромного влияния на формирование всестороннеразвитой личности. В разные эпохи, по-разному решали эту задачу, но она остаётся актуальной и в наше время.

Знаменитый всем афоризм Ф. М.Достоевского: «Красота спасёт мир», стал лозунгом эстетического воспитания. Нравственность должна выступать в форме красоты, утверждал Гегель. Эти изречения, убеждают нас в чрезвычайной значимости проблемы эстетического воспитания детей, особенно в условиях современного мира.

Быстрый рост развития современного общества привел к тому, что уже в дошкольном возрасте мы в первую очередь стремимся дать детям знания, научить их читать, писать, считать и т. д., но не формируем способность чувствовать, думать и творить. Как результат — эмоционально-духовная чёрствость.

Таким образом,эстетическое воспитание выходит на первой место в воспитания ребёнка. Именно оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность и даже влияет на физическое развитие.

В соответствии с ФГОС, эстетическое и художественное развитие имеет смысл расценивать как самостоятельные сферы развития ребёнка-дошкольника. Дети наделены природной естественной тягой к открытию и познанию мира прекрасного, поэтому перед педагогом стоит задача по превращению этого интуитивного чувства в осознанную деятельность.

Дошкольное детство, является наиболее благоприятным периодом, для эстетического воспитания ребёнка, ведь впечатление полученные в детства, человек проносит через всю свою жизнь. Одним из важнейших и эффективных средств эстетического воспитания дошкольников, является театрализованная деятельность. Поэтому именно ей отводится особое место в программе воспитания и обучения в детском саду. Театрализованные занятия в ДОУ всегда пользуются у детей неизменной любовью. Эстетические возможности театрализованной деятельности широки.

В силу своей специфики, театрализовано-игровая деятельность близка и понятна детям (ведущий вид деятельности дошкольников, и в то же время обладает огромной силой воздействия на душу ребёнка, зарождает в ней чувства прекрасного. Участие в театрализованной деятельности, помогает детям знакомиться с окружающим миром во всём его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализованная деятельность тесно связано и с совершенствованием речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй.

Театрализованная деятельность помогает формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.).. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к слиянию с полюбившимся образом, позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают у детей эстетический вкус, эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям. Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения, переместиться в положение другого человека, мысленно стать на его место, – утверждал Б. М. Теплов.

. Известный композитор Д. Б. Кабалевский в книге «Воспитание ума и сердца»так писал о значении искусства для детей: Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира детей. Качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно занимаются тем, что вызывает их интерес. Поэтому не случайно в требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделен специальный раздел «Развитие ребенка в театрализованной деятельности», в критерии которого подчеркивается,что педагог обязан:

• создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации);

• приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами с разными видами кукольного театра);

• обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

• создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Чтобы эти критерии были выполнены, необходимо правильно организовать театрализованную деятельность детей, которая поможет педагогам выбрать необходимые формы и методы работы по данному вопросу. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.

В нашем детском саду используются различные формы организации театрализованной деятельности. ДОУ работает по программе М, А. Васильевой «От рождения до школы»,основой театральных занятий является парциальная программа М. Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском саду», а также методические пособия: Т. И. Петровой, Е. Л. Сергеевой, Е. С. Петровой «Театрализованные игры», Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников».Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик и представляют собой систему творческих игр и этюдов. Содержание театрализованныхзанятий включают в себя:

• просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

• разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

• упражнения по формированию выразительности исполнения;

• упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

На каждый учебный год, педагоги всех возрастных групп, включают в перспективное планирование занятия по театрализованной деятельности. Чаще всего театрализованная деятельность в детском саду организовывается в утренние и вечерние часы т. е. в свободное от занятий время, а также органично включена в другие занятия (музыкальные, по ИЗО,ознакомлению с окружающим миром, развитие речи).

Музыкальные занятия, проводимые в каждой возрастной группе два раза в неделю, строятся так, чтобы каждый вид деятельности включал в себя театрализацию. Именно музыка способна усилить и изобразить любой литературный образ, благодаря ей слияние с ним происходит более органично и легко.

Читайте также:  Как народными средствами повысить либидо у женщин быстро народные средства

На занятиях по ИЗО дети мастерят кукол, животных, из различных материалов чтобы пополнить самодельный театр.

Развитие речи. помогает ребятам научиться правильно интонировать, выработать чёткую артикуляцию, слушать и слышать собеседника. При этом элементы театрализации можно использовать уже с младшей группы, когда дети повторяют реплики персонажей вслед за рассказчиком-взрослым. И с гораздо большей охотой они будут это делать, если герой будет колобком на пальце или на нём будет надета весёлая вязаная маска любимого сказочного героя.

В вечернее время со старшими дошкольниками организована работа театральной студии. В работе студии принимают участие воспитатели и родители, что очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяют пересмотреть традиционный подход к режиму жизни детского сада.

В каждой группе создана «сказочная» зона для театральной деятельности. Чтобы учесть индивидуальные интересы, склонности и потребности дошкольников, предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на любимое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому мы, совместно с родителями постарались создать различные виды театров: пальчиковый, перчаточный,плоскостной, би-ба-бо, конусный, теневой, театр масок,

театр готовых и самодельных игрушек. различные виды кукольного театра. Во всех группах есть богатый набор, атрибутов, аксессуаров

для разыгрывания мини – спектаклей и сценок.

В детском саду есть настоящая костюмерная, где за эти годы появилось большая коллекция костюмов,париков и постижёрских изделий, это позволяет не ограничивать себя в выборе литературного репертуара. Многие костюмы нам были отданы в дар родителями.

Также не так давно создан театр ростовых кукол. Ростовая кукла – это не совсем привычная всем детская игрушка. Слово «ростовая» означает, что кукла выполнена в рост ребёнка, и управлять ей можно при помощи рук и ног. Ростовая кукла для детей – это особые костюмы, в виде настоящих сказочных персонажей.

Театр ростовых кукол – это способ пластического мышления в пространстве. Ребёнок реализует образ, перенесённый в куклу, а также учится технике вождения куклой и сценическому мастерству.

У нас в ДОУ стало хорошей традицией проведение совместных спектаклей с участием детей и сотрудников, часто привлекаются родители воспитанников их старшие братья и сёстры. Подготовка к спектаклю начинается с выбора литературного произведения – как в самом настоящем театре. Мы, как правило, выбираем сказки. В них стремительно развиваются события, действуют понятные для детей персонажи, совершаются чудеса, и конечно, добро всегда побеждает зло. Детский сад долгое время является городской проектной площадкой и в её рамках мы реализуем различные проекты, осуществлять которые нам помогает театрализованная деятельность.

Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – работа. Мы не ставим перед собой цели сделать из детей профессиональных артистов, наша задача развивать их творческие способности, прививать любовь к искусству, формировать нравственные и эстетические качества,и в этом нам помогает планомерная работав ДОУ по организации театрализованной деятельность, которая является эффективным средством эстетического воспитания дошкольников

Список использованной литературы:

• Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. — М. : ВЛАДОС, 2003г.

• Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991.

• Ветлугина, Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка. / Н. А. Ветлугина. — М. : Просвещение, 2009.

• Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду — М. : Просвещение, 1981

• Выготский Л. С. Вопросы детской психологии/Л. С. Выготский. -М. :Просвещение, 2008.

• Выготский Л. С. Восприятие и его развитие в детском возрасте. Собр. Соч. под. Ред. В. В. Давыдова. – М. : Наука, 1982.

• Выготский Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте. – М. :Просвещение, 1991.

• Гогоберидзе, А. Г. Примерная основная общеобразовательная программа «Успех»: образовательная область «Музыка» / А. Г. Гогоберидзе // Дошкольное Воспитание. — 2011. — № 8.

• Михайлова А. Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников М. 1996.

• Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учебно-методическое пособие. —Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2006.

• Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников, М. : ВЛАДОС, 2001.

Изобразительная деятельность как ведущая дисциплина эстетического воспитания и художественного развития детей «Изобразительная деятельность — как ведущая дисциплина эстетического воспитания и художественного развития детей дошкольного возраста».

Якутская сказка, как средство художественно-эстетического развития Введение Сказки продолжают занимать главенствующее место в жизни современного ребенка. Однако все чаще и чаще смысл и качество сказок, которые.

Презентация «Лэпбук как средство художественно-эстетического развития детей» Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности – занятий, повышение.

Презентация «Мультсериалы, как средство художественно-эстетического развития детей» Слайд № 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу поделиться с вами инновационным подходом в воспитании и обучении детей под названием:.

Образовательная деятельность художественно-эстетического развития во второй младшей группе «Клен. Листопад» Образовательная деятельность художественно-эстетического развития во второй младшей группе. Тема. Клен. Листопад. Задачи. Учить детей приклеивать.

Проект «Экологическая тропа», как один из методов экологического воспитания дошкольников с нарушенным слухом Проект «Экологическая тропа», как один из методов экологического воспитания дошкольников с нарушенным слухом в проектно-исследовательской.

Консультация по экологии с использованием социально-коммуникативного воспитания и художественно-эстетического развития Статья по экологии с использованием социально – коммуникативного воспитания и художественно – эстетического развития. Воспитатель : Скрыпникова.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста обладают.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в рамках реализации ФГОС в ДОО.

Театрализованная деятельность как средство развития художественно-творческих способностей детей В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития.

Источник



Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

Вложение Размер
Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста. 25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Художественно-эстетическое воспитание личности является одним из важных социокультурных задач современного общества, т.к. предполагает развитие внутреннего мира растущего человека, его духовно-нравственного облика. Эстетическое восприятие действительности позволяет эмоционально окрасить чувства и переживания, передавать их, творчески комбинируя свои знания и представления.

Неоднократно доказано, что дошкольный возраст – это период, в котором закладывается основа творческой личности, понимание нравственных норм, принятых в социуме. Поэтому главной задачей педагога в дошкольном учреждении является формирование творчески развивающей среды, способствующей гармонизации отношения ребёнка с окружающим миром, воспитанию думающего и чувствующего, любящего и активного человека, готового проявить себя в любой сфере.

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в процессе ознакомления с различными видами искусства и включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности, приобщения детей к искусству, как к неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

Одной из наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии окружающего мира через образы, является театрализованная деятельность. Средством выражения смысла и содержания в театре выступает сценическое представление, процесс игрового взаимодействия актёров.

Театрализованная деятельность формирует опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (добро, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность помогает ребёнку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр уже в дошкольном возрасте учит видеть прекрасное в жизни и в людях, побуждает самому нести в жизнь светлое и доброе. Таким образом, театр помогает ребёнку развиваться эмоционально и духовно.

Дети в любом возрасте любят перевоплощение в любимых героев. Играя, они «примеряют» на себя профессии, социальные роли. Игра для ребёнка – способ воспроизведения полученной из окружения информации, подлинная социальная практика. Одевая костюмы, ребёнок, следуя требованиям роли, приобретает способность представлять себя на месте своего героя в воображаемой ситуации, учится согласовывать свои действия с партнёрами по игре. Отсюда следует, что именно театральное искусство в силу своей игровой формы очень близко и понятно детям, через него формируется опыт социальных навыков поведения. Любимые герои становятся образцом для подражания, ребёнок с помощью сказки познаёт мир. Способность ребёнка идентифицировать себя с любимым героем позволяет педагогу оказывать положительное влияние на детей с помощью театрализованной деятельности.

Поэтому целью в реализации проекта «Театральный сезон» было дать моим воспитанникам возможность для импровизации, что позволит им самим стать авторами своих постановок. В процессе подготовки незаметно пополнялся словарный запас детей, совершенствовалась культура речи, её интонация, развивались и формировались творческие способности ребят.

Работа над проектом началась в старшей группе нашего детского сада. Проект получился долгосрочным, творческим, смешанным и растянулся на весь период учебного года. Мною была поставлена цель, определены задачи, составлен перспективный план работы, вовлечены социокультурные институты города.

Город Челябинск по праву считается культурной столицей Южного Урала. Здесь расположены исторические памятники архитектуры, различные виды театров: драматический, оперный, камерный, кукольный и другие. Знакомство с театрами мы начали с посещения Молодёжного театра. Но наша экскурсия была не совсем обычной: мы заглянули в тайные уголки этого волшебного мира, стали свидетелями превращения обычных вещей в замки, дворцы, избушки сказочных персонажей. Узнали, как оживают герои на сцене, откуда возникают захватывающие дух всех мальчишек мечи, сабли, пушки и другое бутафорское оружие, а девчонки не могли оторвать глаз от чудесных нарядов и украшений. Легенда о театральных крысах, которые в давние времена были постоянными зрителями всех постановок и не пропускали ни одной пьесы, потрясла всех. Ещё в театре есть особенное место, находящееся под сценой, где готовятся самые интересные и таинственные вещи: внезапные исчезновения или, наоборот, появления на сцене героев, новых сюжетных картин. Оказывается, здесь тоже живет своё привидение, но оно совсем не страшное, даже милое и очень дружелюбное.

Так, получив практический опыт и огромную заинтересованность после такой экскурсии, дети стали инициаторами развёртывания в группе различных сюжетно-ролевых игр: «Актерская мастерская», «Маленький театр», «Цех декораций», «На сцене» и др. А необходимые атрибуты для игры изготавливали и шили вместе с родителями.

Рассматривая фотографии нашей экскурсии, дети сами предложили рассказать о театре младшим сверстникам и устроить для них виртуальную прогулку. Для решения этой части проекта мы с ребятами перевоплотились в режиссёров и кинооператоров. Мы выбрали ведущих и снова отправились в театр. Полученные ранее знания позволили нам снять на видеокамеру познавательный репортаж о работе театра, его секретах, людях, которые трудятся за сценой, и актёрах. Дети получили огромное удовольствие, «примерив» на себя взрослые профессии, а также получили возможность проявить творческую активность, выбрав для себя понравившуюся роль.

Перейдя в подготовительную группу, дети не потеряли интерес к театру. Мы с детьми пополнили наш театральный уголок театром на магнитах, теневыми фигурами, новыми костюмами. Работа над проектом продолжается, в ближайшее время мы планируем посещение еще двух театров: Театра кукол и Академического театра драмы. К реализации этой части проекта подключатся родители наших воспитанников, которые изъявили желание посетить один из театров вместе с детьми, где родители выступят не как пассивные наблюдатели педагогического процесс, а его активными участниками. Ведь самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями. Дети сами пробудили интерес родителей эмоционально окрашенными рассказами о посещении театра, наша фотовыставка и заснятый видео материал, который был представлен родителям, произвели на них должное впечатление.

Как известно, совместная деятельность детей и родителей формирует хорошие доверительные отношения между ними, что оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Совместная деятельность – это увлекательное и интересное времяпрепровождение, которое сблизит детей и родителей.

Проведя цикл мероприятий по теме: «Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического воспитания» мы можем подвести небольшой итог проделанной работы:

1. У детей повысился интерес к театральному искусству.

2. Дети пополнили словарный запас новыми словами, связанными с театром.

3. Познакомились с окружающим миром – через сказки, образы героев и т.д.

4. Сформированы способности анализировать свои поступки, поведение сверстников, героев сказок.

5. Дети научились применять в спектаклях полученные знания об эмоциональных состояниях и характерах героев, использовать различные средства выразительности речи.

6. Сюжетно-ролевая игра пополнилась новыми театральными профессиями.

7. У детей возникло желание продолжить знакомство с театрами Челябинска.

8. Проведённые мероприятия побудили родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.

Подводя итог вышесказанному, считаю, что работа в данном направлении даёт самые положительные результаты, так как полученные знания благодаря их многократному практическому и наглядно-действенному воспроизведению в игре, приобретают прочный и осознанный характер. Именно театрализованная деятельность решает многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств и эмоциональных открытий, способом приобщения к духовному богатству человечества. В результате ребёнок познаёт мир, выражает своё отношение к происходящему, учится давать определение событиям, познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В своей работе я достигла таких результатов благодаря совместной работе с родителями, которые принимали активное участие в пополнении нашего театра, организации экскурсии и в своём желании продолжать взаимодействовать с детским садом. Надеюсь, что полученные в детском саду знания помогут ребятам в их дальнейшей жизни, полной побед и свершений.

Театральная палитра. Программа художественно – эстетического воспитания./ Под ред. О.В. Гончаровой. – МТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

Куклы и дети. Кукольный театр и театрализ. игры для детей от 3 до 5 [метод. изд] / Н. Сорокина, Л.Миланович. – М. Обруч, 2012.- 240 с.

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г Гогобиридзе, З.А Михалкова и др. – СПБ. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 528 с.

Источник

Театрализованная деятельность как средство социально-личностного и художественно-эстетического воспитания детей

Светлана Константинова
Театрализованная деятельность как средство социально-личностного и художественно-эстетического воспитания детей

«Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира детей…» Б. М. Теплов

В настоящее время все чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребенка. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение духовного потенциала человека располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство способствующее формированию социально – эстетической активности личности.

Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем самым создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.

Детство каждого проходит в мире ролевых игр, которые помогают ребенку освоить правила и законы взрослых людей. Каждый ребенок играет по своему, но все они копируют в своих играх взрослых, любимых героев, стараются быть похожими на них. Игры детей можно рассматривать, как импровизированные театральные постановки. Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора, музыканта.

Театрализованная деятельность в детском образовательном учреждении помогает:

• сформировать правильную модель поведения в современном мире;

• повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;

• познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями, прививать устойчивый интерес;

• совершенствовать навык воплощения в игре определенных переживаний, побуждает к созданию новых образов и мышлению.

Кроме того, театрализованная деятельность, является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

В. А. Сухомлинский говорил: «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определенные отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваемые»

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи. Так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь тоже пополняется.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей. Любовь к театру, становится ярким воспоминанием детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Театрализованная деятельность создает условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определенному образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.) Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Театрализованные занятия проводятся со всеми детьми.

В них можно включать:

• Театральную игру, которая развивает игровое поведение, эстетические чувства, способности творчески относится к любому делу, учит общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

• Ритмопластика – включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей, развивает свободу и выразительность телодвижения

• Культура и техника речи – объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией.

• Основы театральной культуры – обеспечивают условия для овладения детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

Этапы работы над спектаклем

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждения ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально – пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев (если есть необходимость). Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми.

10. Повторные показы спектакля. Подготовка выставки рисунков детей по спектаклю, стенда или альбома с фотографиями.

Театр своими руками. “Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира.

Театрализованная деятельность .

Источник

Adblock
detector