Меню

Своеобразие портрета как средства характеристики героев романа

Портрет как средство характеристики героев Л.Н.Толстого в романе Война мир

Портрет как средство характеристики героев Л.Н.Толстого в романе «Война мир»

Автор: Толстой Л.Н.

Роман «Война и мир» считается одним из величайших произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Л.Н.Толстой проявил в нём свои таланты гениального писателя, историка и тонкого психолога, описывая как огромные исторические события, так и духовные искания отдельно взятой личности.

В этом романе более пятисот действующих лиц, и все они совершенно разные, непохожие друг на друга, но чрезвычайно яркие и реальные. Мастерство Толстого заключается в умении создать грандиозную галерею разнообразных человеческих типов. Одной из форм типизации и индивидуализации для писателя была портретная характеристика.

Психологический портрет играет в романе огромную роль. С его помощью Л.Н.Толстой показывает нам всю глубину внутреннего мира и переживаний человека, отражает полноту его личности и запечатлевает в мгновении бесконечное движение человеческих чувств и действий.

Толстой использует разнообразные приёмы для описания и сравнения своих героев. Большое внимание он уделяет улыбкам. На лице у Анны Павловны Шерер всегда «приклеенная улыбка», князь Василий, говоря о родных детях, улыбается «более неестественно и одушевлённо, чем обыкновенно, и при этом особенно резко выказывая в сложившихся около его рта морщинах что-то неожиданно-грубое и неприятное», у Лизы Болконской часто бывает «светлая улыбочка», а у Элен, по мнению Толстого, «неизменяющаяся улыбка вполне красивой женщины». Но, взглянув на других героев, мы понимаем, что у большинства действующих лиц, принадлежащих к высшему свету, на лице постоянно присутствует неизменная маска. И никаких настоящих чувств мы не можем под ней увидеть. Везде фальшь и лицемерие. Но посмотрим на Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташу Ростову. Вот где настоящая естественность, чувства и эмоции! Улыбка у Андрея радостная и весёлая, у Пьера – дружелюбная и немного робкая, у Наташи – искренняя. А в эпизоде первого бала молодой графини Ростовой автор, всячески подчеркивая её ещё детское возбужденное состояние, не раз использует в описании Наташи слово «девочка» и изображает её с «благодарной детской улыбкой».

Также Толстой большое внимание уделяет глазам и взглядам своих героев. У Долохова глаза «ясные, голубые, прекрасные и наглые», а у Пьера – «умные, наблюдательные и естественные». Взгляд Андрея Болконского то «усталый и скучающий», то «радостный и дружелюбный». А у княжны Мари «прекрасные глаза», которые смотрят «со спокойствием и лучистостью». Взгляд героев всегда выражает их настоящие чувства, отношение к окружающей обстановке и к людям.

Чтобы донести до читателя как можно точнее и чётче своё представление о герое, Толстой в своём романе использует такой интересный приём, как зоологическое сравнение. Анатоль, например, похож на зверя. Он, по описанию автора, напоминает гладкого хищника, подчиняющегося «звериному чувству». А о Лизе Болконской сказано так: «Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства».

Ещё Толстому свойствен повтор ключевого слова в описании внешности героя. Взять, например, Платона Каратаева. В романе он представляется «олицетворением всего русского, доброго и круглого». Примечателен внешний облик Каратаева: «круглая спина, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то». Довершают портрет «приятная улыбка и большие карие нежные глаза». Словом «круглый» Толстой хотел показать читателю, что Платон – это капелька из народного моря, частичка стихийной «роевой» жизни. Он олицетворяет собой доброту и жертвенность русского народа, учит читателя настоящей христианской любви.

Л.Н. Толстой в своём романе сравнивает двух героинь – Элен и Наташу. У графини Безуховой «античная» красота, «мраморные» плечи и «как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по её телу». Но Элен неизменна на протяжении всего романа. Она – светская кукла. А Наташа постоянно меняется. Её внешность складывается постепенно, по этапам её жизненного пути. В первый раз мы встречаем молодую графиню Ростову тринадцатилетней девочкой. Она «черноглазая, с большим ртом», «некрасивая, но живая», «тоненькая» и «грациозная». В пятнадцать лет в ней ещё много детского: встречая своего брата, «она прыгает, как коза, на одной ноге и пронзительно визжит». В восемнадцать лет она уже невеста Андрея Болконского, а Анатоль, встречая Наташу в опере, сразу оценивает «достоинство её рук, плеч и волос». В ночь свидания с умирающим князем Андреем «худое и бледное лицо её было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны». В двадцать лет Пьер не сразу узнаёт Наташу. Это уже не девочка, а «дама в чёрном платье», она «действительно постарела», но сохранился её «внимательный, ласково-любопытный взгляд», который помогает Пьеру увидеть в ней прежнее «милое, доброе, славное существо». А в двадцать два года она становится «сильной матерью», в которой «часто было видно одно лицо её и тело, а души вовсе не видно». Но иногда, в редкие минуты, когда она загорается прежним пламенем, она бывает «ещё более привлекательной, чем прежде». Итак, на протяжении всего романа мы видим, как тонко, внимательно и бережно Толстой показывает нам изменение внешности Наташи, раскрывая все лучшие черты её характера.

Читайте также:  Бачок для моющих средств в мойке высокого давления

Ещё в своём романе писатель показывает некоторых героев в контрасте, например, Наполеона и Кутузова. Это два великих полководца, которых знает весь мир. Но как Толстой их рисует? Наполеон для писателя – это захватчик и косвенный убийца множества людей. Он – актёр, всегда играющий роль самовлюблённого владыки целого мира (хотя таковым он и не являлся!). Толстой раскрывает основные черты Бонапарта: тщеславие, жестокость, равнодушие и честолюбие. В противовес Наполеону воплощением простоты, добра и правды является Кутузов. Все его действия опираются на одну задачу – спасение своего Отечества. В отличие от Бонапарта, для которого все люди – пешки, Кутузов старается сохранить жизни своих солдат и офицеров. Толстой не раз подчёркивает такие черты Кутузова, как искренность, естественность, отсутствие тщеславия и патриотизм. И даже портреты двух этих персонажей противопоставлены друг другу. В изображении Толстого у Кутузова выразительная фигура, походка, жесты, мимика, то ласковый, то насмешливый взгляд. Наполеон же обрисован прямо-таки сатирически. Автор изображает его маленьким человечком с неприятно-притворной улыбкой (тогда как о Кутузове пишет: «Лицо его становилось все светлее и светлее от старческой кроткой улыбки, звездами морщившейся в углах губ и глаз»), с жирной грудью, круглым животом, жирными ляжками коротеньких ног. И тут мы явно видим, что к Кутузову Толстой относится с уважением, изображает его правдиво, но не идеализирует, а Наполеона рисует предвзято, немного искажая его личность.

Роман «Война и мир» наполнен всевозможными героями. С самых первых страниц писатель вводит нас в самую гущу событий. Но характеры главных героев раскрыты с такой глубиной, что, читая произведение, мы не ощущаем вымышленности персонажей, а воспринимаем их как реальных людей, радуемся и грустим вместе с ними, сопереживаем их неудачам и разочарованиям.

Л.Н.Толстой – гениальный писатель, затронувший в своём романе-эпопее множество тем и проблем. А с помощью психологического портрета он сумел показать читателю полные образы своих героев, раскрыть характеры действующих лиц и показать все их «интересы мысли».

Источник



Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

  1. Портрет как художественный прием.
  2. Психологический портрет у Толстого.
  3. Герои «Войны и мира».
  4. Описание внутренних качеств.
  5. «Положительные» и «отрицательные» герои.

Л. Н. Толстой в романе «Война и мир» использует весь спектр художественных при-емов, позволяющих воссоздать сложную картину внутренней жизни героев, их «ди-алектику души». Одним из основных средств изображения является психологический портрет персонажа. Известно, что портрет в литературном произведении — это описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрирует те стороны натуры героя, которые автор считает особенно важными.

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» свыше пятисот героев. Среди них мы видим императоров и государственных деятелей, полководцев и рядовых солдат, аристократов и крестьян. Создавая образы персонажей, Толстой широко использует средства портретной характеристики. Одни портреты отличаются подробной детализацией, другие, наоборот, едва набросаны. Однако чуть ли не каждый штрих дополняет наше представление о герое.

Толстой стремится передать не только общие черты внешности, но и мимику, жесты, движения. Все детали портрета раскрывают особенности характера того или иного персонажа.
Психологические портреты любимых героев Толстой часто дает развернутыми. О Наташе Ростовой он пишет: «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка. » Ключевое слово в описании — «живая». Наташа — искренняя, порывистая, открытая. Она обладает даром заражать всех своей жизненной энергией. Этим она дорога автору. Описывая Наташу в разных душевных состояниях, Толстой употребляет «устойчивый» эпитет — «блестящие глаза». Эта повторяющаяся портретная деталь подчеркивает очарование девушки. Автор обращает внимание на внутреннюю красоту героини. Много раз в произведении он подчеркивает, что Ростова внешне не всегда привлекательна. Она бывает некрасива, а бывает прекрасна, потому что ее красота рождается от внутреннего огня, от душевной открытости. Толстой, создавая портреты Наташи, фиксирует внимание на ее движениях, жестах, мимике. Все это раскрывает ее внутренний мир. Например, Наташа на балу «стояла, опустив свои тоненькие руки, и с мерно поднимающейся, чуть определенною грудью, сдерживая дыхание, блестящими, испуганными глазами глядела перед собой, с выражением готовности на величайшую радость и на величайшее горе». Начав описание с внешнего облика Наташи, Толстой постепенно развертывает характеристику ее душевного состояния.

При описании другой любимой героини — Марьи Болконской — Толстой тоже использует «постоянный» эпитет — «лучистые глаза». Внешне непривлекательная, она поражает благородством и красотой духовного мира. Толстой подчеркивает выражение лица, взгляда, улыбки. Именно в них отражается душа человека. Так, у Марьи Болконской «любовный, теплый и кроткий взгляд».
Представляя нам одного из главных своих героев Андрея Болконского, писатель отметит, что это был «весьма красивый молодой человек с определенными и сухими чертами». Уже одна эта фраза говорит о том, что герой отличается сдержанностью, практичностью и сильной волей.

Писатель не всегда придерживается одного и того же принципа в создании пор-трета. При описании нелюбимых героев Толстой создает статичные портреты-маски. Например, Элен Курагина поражает безупречной внешностью. Все взгляды притягиваются к великолепной Курагиной, но автор сознательно снижает ее образ, не рисуя глаз, потому что Элен — холодная, бездушная. Улыбка этой героини, как застывшая, никогда не меняющаяся маска. Элен всегда и всем одинаково улыбается. Ее холодная, «мраморная» красота ослепила Пьера Безухова, и он совершил страшную ошибку: связал свою жизнь с порочной женщиной. За великолепной внешностью Элен скрывалось жестокое сердце.

Сатирическую направленность имеет описание Анатоля Курагина. Толстой пишет: «Анатоль стоял прямо, разинув глаза». «Разинуть глаза» — специфическая портретная деталь, которая выразительно подчеркивает тупость Анатоля, убогость его внутреннего мира.

Конечно, нельзя не сказать и об использовании писауелем портретной харак-теристики, когда он изображает ту или иную историческую фигуру. Давая характе-ристику императору французской армии, Толстой активно использует портретные детали. В описании Наполеона Толстой ничего не искажает. Точно таким, как в романе, герой был и в действительности, когда ему исполнилось сорок три года. Портрет Наполеона — иронический, сниженный. Автор не хочет видеть в этом герое ничего необыкновенного. Для него Наполеон просто человек, позволивший себе поверить, что он выше других. Автор подчеркивает самоуверенность, неестественность, ограниченность Наполеона, которая проявляется во всех его жестах, манерах.

Для Толстого Наполеон — нравственно ущербный человек. Особенно резко писатель выделяет одну его черту — позерство. Постоянно в романе автор указывает на маленький рост Наполеона: «маленький человек в сером сюртуке», «маленький человек с белыми руками», у него «маленькая шляпа», «маленькая пухлая ручка», он «снимает перчатку с белой маленькой руки». Толстой с помощью сатирических красок в портрете резко осуждает деятельность «великого» человека, развенчивает ореол славы, которым его окружили современники.

Можно обратиться и к портретам простых людей и увидеть, что Толстой и в них ценит, прежде всего, доброту и живость характера. А потому не случайно подчеркивает это, например, в Платоне Каратаеве, рисуя его улыбчивое круглое лицо. Таким образом, портрет помогает нам не только представить толстовских героев, и не только понять их сущность, но и увидеть, почувствовать авторское отношение к созданным им в романе образам самых разных персонажей. По сути, роман-эпопею Л. Толстого «Война и мир» можно назвать портретной галереей.

Источник

Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Скачать сочинение

В романе Л. Н. Толстого «Война и мир» более пятисот действующих яиц, И все они совершенно разные, непохожие друг на друга, но чрезвычайно яркие и реальные. Мастерство Толстого заключается в умении создать грандиозную галерею разнообразных человеческих типов. Одной из форм типизации и индивидуализации для писателя была портретная характеристика.
Мельчайшая портретная деталь является средством раскрытия содержания произведения. Поэтому особенность портрета е произведении Толстого следует связывание со всем строем его художественного мышления. На первый взгляд, самая мелкая и незаметная деталь играет огромное значение, помогает нам составить мнение о человеке.
Разнообразные душевные движения героя, отраженные в его внешнем облике, делают мысли, чувства, ощущения его видимыми и конкретными. Конечно, следует учитывать, что портретное описание не было для Толстого самоцелью.
Портрет создает у читателей яркое зрительное представление о внешности героев. Но его особенность заключается в том, чтобы показать еще и внутренний мир героев. Однако все индивидуальные черты и детали внешности, как, например, черные глаза Наташи, восточный тип лица графини Ростовой или коричневатый фрак или высокое жабо Пьера, не могут быть прямо соотнесены с внутренним, душевным обликом героев. Толстой использует разнообразные оттенки для описания, например, улыбки. Улыбку Элен Толстой называет улыбкой «вполне красивой женщины», «молодой, неизменной, самодовольной», а улыбку Наташи Ростовой — «детской, торжественной», «улыбкой радости и успокоения».
Обратим внимание на такую деталь, как глаза. Глаза Долохова были «ясные, голубые, прекрасные и наглые», а у Пьера — «дружелюбные».
Чтобы донести до читателя как можно точнее и четче свое представление о герое, Толстой использует прием сравнения и сопоставления.
Так, например, красавец Анатоль Курагин сравнивается со зверем. Анатоль, по описанию автора, напоминает гладкого хищника, подчиняющегося «звериному чувству».
О Лизе Волконской сказано так: «Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства».
Большое значение в создании портретной характеристики имеет подбор оценочной лексики. При описании Адольфа Берга автор пишет так: он «свежий, розовый», всегда «безупречно вымыт», «безупречно застегнут», «причесан». Как ни странно, именно такой подбор лексики для подчеркивания безупречного вызывает отрицательное отношение к персонажу. С этой же целью дано описание князя Василя с его «надушенной, сияющей лысиной».
У Толстого всех героев можно разделить на любимых и нелюбимых. При этом отношение автора можно понять через портретную характеристику.
Княжна Мэри некрасива, у нее тяжелая походка, неуклюжая фигура. Но все это забывается, когда читаешь о ее «прекрасных глазах», которые «со спокойствием и лучистостью смотрели и нежной любовью». Мы видим, что несмотря на внешнюю некрасивость, эта героиня душевно прекрасна. Или «маленький, грязный, худой» Тушин, но он «вопросительно глядел большими и бодрыми глазами», а лицо его озарялось «тихой улыбкой».
Л.Н. Толстой часто использует прием показа портретной характеристики в развитии. Внешность героя складывается постепенно, по этапам его жизненного пути, и если проследить ее на протяжении всего романа, то перед нами выстроится такая биография человека, в которой средствами портрета создан процесс глубоких психологических изменений. Особенно ярко мы можем увидеть это на примере Наташи Ростовой.
Мы встречаем ее тринадцатилетней девочкой. Она «черноглазая с большим ртом», «некрасивая, но живая», «тоненькая», «грациозная». В пятнадцать лет в ней еще много детского: встречая своего брата, «держась за полу его венгерки», «она прыгает, как коза, на одной ноге и пронзительно визжит». В восемнадцать лет она уже невеста Андрея Болконского. Анатоль сразу оценил «достоинство ее рук, плеч и волос».
В ночь свидания с умирающим князем Андреем «худое и бледное лицо ее было более чем некрасиво, оно было страшно. Но князь Андрей не видел этого лица, он видел сияющие глаза, которые были прекрасны». В двадцать лет Пьер сразу не узнал ее, это уже не девочка, а «дама в черном платье», она «действительно постарела», но сохранился ее «внимательный, ласково-любопытный взгляд», который помог Пьеру увидеть в ней прежнее «милое, доброе,,славное существо».
В двадцать два она стала «сильной матерью», в которой «часто было видно одно лицо ее и тело, а души вовсе не видно». Но иногда, в редкие минуты, когда она загоралась прежним пламенем, «она бывала еще более привлекательной, чем прежде».
Итак, от тринадцати до двадцати двух — девять лет из жизни героини, и как тонко, внимательно и бережно показано изменение ее внешности, .
Весь роман Толстого построен на антитезе. И даже портреты почти всех персонажей противопоставлены друг другу. Например, Кутузов и Наполеон. Оба они не отличаются особой внешней привлекательностью, но автор все же противопоставляет «огромной толщины телу, с сутуловатой спиной», «тяжелой, большой, изуродованной голове» Кутузова «круглый живот», жирные ляжки коротких ног Наполеона. Таких параллелей в романе множество. Это Элен и Наташа, Пьер и Анатоль, князь Андрей и Долохов, Борис Друбецкой и Николай Ростов.
Детали портрета даются Толстым в отрогом соответствии с сюжетной необходимостью. Толстого по праву можно назвать мастером портрета.

14771 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

/ Сочинения / Толстой Л.Н. / Война и мир / Портрет как средство характеристики героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Смотрите также по произведению «Война и мир»:

Источник