Меню

С помощью каких художественных средств гофман создает образ марии сказка щелкунчик

Урок по сказке Гофмана «Щелкунчик» 8 класс

открытого урока русской литературы в 8 классе

Тема: «Поэма о юности и любви», или «Секрет Щелкунчика».

Знакомство учащихся с творчеством всемирно известного немецкого писателя-сказочника Э.Т.Гофмана.

Постижение художественного текста через расширение границ его восприятия благодаря содружеству искусств.

Формирование эстетического вкуса, воспитание нравственных качеств у современных подростков.

Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон.

-Сказка, как нам известно, — жанр УНТ. Но также мы знаем имена великих писателей-сказочников, как Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен, А.С.Пушкин, Э.Т.Гофман, которые подарили человечеству гениальные сказки, предназначенные для самых разных возрастных категорий читателей.

Сегодня на уроке будут представлены самостоятельно разработанные исследовательские работы, в процессе подготовки которых вам нужно было не только прочитать, новеллу, прослушать и посмотреть произведения по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король», но и проследить, как раскрываются и по-новому осмысливаются в них вечные ценности.

О жизни и творчестве талантливого сказочника расскажет Аня Бучирина.

Беседа о сказке «Щелкунчик и Мышиный король»:

О чем сказка? Какие проблемы в ней решаются?

(О доброте, мужестве, заботе, чуткости, внимании, отзывчивости, милосердии, понимании, любви, поддержке, помощи ближнему – это нравственные категории, которые делают нас благородными, возвышенными и чистыми).

Нравственностьнормы, которые принятые в обществе и должны определять поведение человека.

Какие композиционные приемы использует Гофман в сказке? Что они придают тексту?

(рассказ в рассказе, многократное обращение к читателю со словами «Мои благосклонные и весьма внимательные читатели…», «Но что-то будет дальше…» — для придания достоверности, для поддержания внимания к сюжету и действующим лицам).

-Как родился сюжет сказки Гофмана? (Сюжет сказки родился в общении с детьми его друга Хитцига. Он всегда был желанным гостем в этой семье, а дети ждали его восхитительных подарков, сказок, игрушек, которые он делал своими руками. Подобно умельцу-крестному Дроссельмеейеру, Гофман смастерил для своих маленьких друзей искусный макет замка).

-Какую мысль это подтверждает?

Реальность часто дает нам сюжет для творческого осмысления.

Обратимся к тексту сказки. В какой день происходят действия, описанные в ней? (В ночь перед Рождеством – в сочельник.)

-Какое это время, по народному верованию? (Это мгновения ожидания ЧУДА). Может быть, по этой причине сказку «Щелкунчик…» чудесной рождественской сказкой.

Попробуем доказать, что Гофман – настоящий романтик. Как он описывает рождественскую елку?

Большая елка посреди комнаты была увешана золотыми и серебряными яблоками, а на всех ветках, словно цветы или бутоны, росли обсахаренные орехи, пестрые конфеты и вообще всякие сласти. Но больше всего украшали чудесное дерево сотни маленьких свечек, которые, как звездочки, сверкали в густой зелени, и елка, залитая огнями и озарявшая все вокруг, так и манила сорвать растущие на ней цветы и плоды. Вокруг дерева все пестрело и сияло. И чего там только не было! Не знаю, кому под силу это описать. Мари увидела нарядных кукол, хорошенькую игрушечную посуду, но больше всего обрадовало ее шелковое платьице, искусно отделанное цветными лентами и висевшее так, что Мари могла любоваться им со всех сторон; она и любовалась им всласть…

-На рождество принято преподносить подарки, не так ли, ребята?

-О каком подарке мечтал Фриц?

Фриц решил, что в нынешнем году это непременно будет крепость, а в ней будут маршировать и выкидывать артикулы прехорошенькие нарядные солдатики, а потом появятся другие солдатики и пойдут на приступ, но те солдаты, что в крепости, отважно выпалят в них из пушек, и поднимется шум и грохот.

(крепость, солдатики, пушки, приступ, шум и грохот)

Как все это характеризует Фрица? (Он смелый, отважный, он будущий солдат, защитник, мужчина).

Какой подарок представляла Мари?

Нет, нет, – перебила Фрица Мари, – крестный рассказывал мне о прекрасном саде. Там большое озеро, по нему плавают чудо какие красивые лебеди с золотыми ленточками на шее и распевают красивые песни. Потом из сада выйдет девочка, подойдет к озеру, приманит лебедей и будет кормить их сладким марципаном…

(прекрасный сад, большое озеро, чудо какие красивые лебеди с золотыми ленточками, красивые песни, сладкий марципан).

-Итак, подарки вручены. Среди разнообразных сюрпризов оказался щелкунчик. Чем Щелкунчик привлек внимание Мари?

А на самом деле Мари потому не отходила от стола с подарками, что только сейчас заметила что-то, чего раньше не видела: когда выступили гусары Фрица, до того стоявшие в строю у самой елки, очутился на виду замечательный человечек. Он вел себя тихо и скромно, словно спокойно ожидая, когда дойдет очередь и до него. Правда, он был не очень складный: чересчур длинное и плотное туловище на коротеньких и тонких ножках, да и голова тоже как будто великовата. Зато по щегольской одежде сразу было видно, что это человек благовоспитанный и со вкусом…

Внимательно вглядываясь в славного человечка, который полюбился ей с первого же взгляда, Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо. Зеленоватые навыкате глаза смотрели приветливо и доброжелательно. Человечку очень шла тщательно завитая борода из белой бумажной штопки, окаймлявшая подбородок, – ведь так заметнее выступала ласковая улыбка на его алых губах.

Ах! – воскликнула наконец Мари. – Ах, милый папочка, для кого этот хорошенький человечек, что стоит под самой елкой?

(замечательный человечек, вел себя тихо и скромно, не очень складный, щегольская одежда, благовоспитанный и со вкусом, миловидный, добродушный, ласковая улыбка, приветливый и доброжелательный, полюбился с первого взгляда).

Читайте также:  Как скопировать диск средствами windows

-Что в образе Щелкунчика понравилось Мари? О каком свойстве характера Мари это говорит? (Она чувствует людей душой, сердцем).

-Вы все с интересом прочитали захватывающую историю о том, через какие трудности пришлось пройти нашим героям. Какие свойства характера помогли героям пройти достойно все испытания? (нравственные поступки, безнравственность была наказана).

4. –Художественный образ, созданный Гофманом в новелле, — это своеобразное послание автора читателю, своему современнику и потомку. Однако «путешествовать» во времени из произведения в произведение может не только образ, но и тема, поставленная и осмысленная автором проблема. Все многообразие произведения и актуальность поставленных в нем проблем открываются тогда, когда мы воспринимаем его в контексте развитых в нем традиций и новаторского осмысления.

Представители различных видов искусств использовали сюжет сказки Э.Гофмана «Щелкунчик…» для создания своих произведений.

5. В 1993 году, также в 2007 году были созданы фильмы по мотивам сказки Гофмана.

Презентация Емельяновой Кати.

Основная мысль в фильме Э.Тилля: «Порой наша недостижимая мечта бывает ближе, чем нам кажется».

6.Презентация Ермолиной Ольги.

Основная мысль фильма: «Тысяча препятствий ждет того, кто хочет стать человеком… Поверь и не бойся!»

7. Выступление Черниговой Г.Н.

–Гофман и Чайковский – гений слова и гений музыки. Мир музыки Чайковского светлый и одухотворенный. Он полон веры в торжество добра и красоты. «Щелкунчик» П.И.Чайковского — гениальный балет, лучший балет всех времен и народов.

8. Подведение итогов урока:

-Гофман говорит нам, что добро, терпение, забота, чуткость, храбрость, вера могут победить любое зло и сделать человека по-настоящему счастливым.

Говорят, что сам Гофман перед смертью часто вспоминал Пряничный город. Почему? Может быть, это вечная тоска взрослого по тому светлому и радостному детству, оставшемуся в прошлом, под сверкающей огнями рождественской елкой…

9. Чтение сообщений-посланий великому сказочнику через века от благодарных потомков.

Источник

С помощью каких художественных средств Гофман создает образ Мари

Вот, примерно, как я думаю

Размышления в муромском музее глядя на богатырскую печь

С этой печки раскаленной
Мог ведь Муромец сбежать!
И сидеть на ней то, стремно,
А не то что, там.. . лежать!

Только сделать это долго
Витязю — не шло на ум!
Был, Алим, он, по природе,
Прирожденный тугодум!

Ох, ты матушка Россия!
Синь небес! Просторов ширь!
Отлежать на печке ж.. .
Может наш лишь богатырь!
*****
Песенка пьяненького скомороха

Мы в Европу прорубили
Топором давно окно!
Только, малость, начудили!
И в избе у нас — темно!

Где ты лук семипудовый,
Что стрелял в весь белый свет?
Что ж ты, молодец бедовый:
Лук что ль пропил? Стрел что ль нет?

Нет избы на курьих ножках,
От дубов пропал и след!
С голодухи, кот — ученый
Что — то врет про «Блендамед»!

Нет и витязей прекрасных
И русалки нет, уже,
Чуды — юды отвалили
В Израиль ( на ПМЖ) .

Кто — шустрее, те свалили
За далекий, за бугор.
Только дядька — Черномырдин
И несет ночной дозор!

Свет мой — зеркальце стращает:
«Нынче в думе — мордобой! »
Отовсюду — басурмане
Жить приперлись к нам толпой!

Пилят шустрые китайцы
Заповедную сосну.. .
Безбоязненно бояре
Пи. лят общую казну!

Это дело удается
(Лихо им! )- зело весьма!
Как грибы растут на солнце
За границей терема!

Царь — горох, читает сказки, людям.. .
(Два — три раза в год) .
(Этим сказкам может верить
Лишь последний идиот! )

На неведомых доржках,
Сплошь — зеленая тоска!
И Руслан ( да и Людмила! )
Крутят пальцем у виска!

Но когда — то, ведь, наступит
Этой сказочке конец.. .
И похоже, к нам из Пизы,
Уж летит лихой гонец!

Источник



Литература, 6 класс

Вопрос от Руслан 795 дней назад

С помощью каких худ. средств Гофман создает образ Мари?

Маленькая дочь Штальбаумов. Ей 7 лет, это добрая, отзывчивая девочка, романтическая мечтательница. Она всегда борется за справедливость, очень чуткая и тактичная. Из всех подаренных игрушек, больше всего Мари нравится Щелкунчик. Мари помогает ему. Когда она поранилась стеклом, ее крестный рассказал ей сказку о Щелкунчике, и Мари приснился волшебный сон. Мари, девочка, которая очень бережно отнеслась к некрасивой игрушке и даже спрятала её от хулиганистого брата. Она обладала потрясающими качествами, такими как доброта, сочувствие, смелость, решительность. Мари тонко чувствующий человек. Она умеет обнаруживать истинную, душевную красоту. Автор использует восклицательные предложения, которые подчеркивают то, что мари умеет восхищаться: Только минуту спустя Мари глубоко вздохнула и воскликнула: — Ах, как чудно, ах, как чудно! — Ах, какое красивое, какое милое, милое платьице! И мне позволят, наверное позволят, в самом деле позволят его надеть! Автор указывает нам, что Мари очень внимательная. «А на самом деле Мари потому не отходила от стола с подарками, что только сейчас заметила что то, чего раньше не видела: когда выступили гусары Фрица, до того стоявшие в строю у самой ёлки, очутился на виду замечательный человечек. Мари заметила, каким добродушием светилось его лицо.» Автор использует эпитеты и читатель понимает про Мари, что она «милая (эпитет) деточка». «Мари была очень послушной (эпитет), разумной (эпитет) девочкой, и потому мама могла спокойно оставить её ещё на полчасика одну с игрушками». Используя прием описания, мы узнаем, что у Мари сказочной и реальной есть своя красивая комната «ты уже знаешь, что её тоже зовут Мари, — так вот я говорю, что не знаю, есть ли у тебя, так же как у неё, пёстрый диванчик, несколько прехорошеньких стульчиков, очаровательный столик, а главное, нарядная, блестящая кроватка, на которой спят самые красивые на свете куклы, — всё это стояло в уголке в шкафу, стенки которого в этом месте были даже оклеены цветными картинками, и ты легко поймёшь, что новая кукла, которую, как в этот вечер узнала Мари…» В описании автор использует эпитеты (пестрый диванчик) , метафоры (блестящая кроватка)

Читайте также:  Чем снизить давление беременной народными средствами

Источник

Анализ сказки Э.Т. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
материал по теме

Материал для студента.

Скачать:

Вложение Размер
Анализ сказки «Щелкунчик и мышиный король» 21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Эрнст Те́одор Амаде́й Го́фман — немецкий писатель-романтик, композитор, художник и юрист. Первоначально Эрнст Теодор Вильгельм, но, как поклонник Вольфганга Амадея Моцарта, изменил имя в 1805 г.

Гофман родился в семье прусского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736—1797). Когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Именно он воспитал в мальчике творческую личность и обратил внимание на его склонности к музыке и рисованию, хотя и настоял на том, чтобы Гофман получил юридическое образование и работал в юриспруденции для обеспечения приемлемого уровня жизни. Последующую жизнь Эрнст был благодарен ему, так как не всегда удавалось заработать на хлеб при помощи искусства, и бывало так, что приходилось голодать.

В 1813 году Гофман получил наследство, оно хоть и было небольшим, но всё же позволило ему стать на ноги. Как раз в то время, он уже получил работу в Берлине, которая пришлась как нельзя, кстати, ведь оставалось время для посвящения себя искусству. Именно тогда Гофман впервые задумался над сказочными идеями, витавшими в его голове.

Своё мировоззрение Гофман проводит в длинном ряде бесподобных в своём роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом, то мрачно-болезненным, то грациозно-весёлым и насмешливым. «Я похож на детей, родившихся в воскресенье: они видят то, что не видно другим людям». Сказки и новеллы Гофмана могли быть смешными и страшными, светлыми и зловещими, но фантастическое в них возникало неожиданно, из самых обыденных вещей, из самой жизни. В этом и был великий секрет, о котором первым догадался Гофман.

Ненависть ко всяким светским встречам и вечеринкам привели к тому, что Гофман стал пить в одиночестве и по ночам писать свои первые произведения, которые были настоль ужасны, что приводили в отчаяние его самого.

В свою пору немецкая критика была не очень высокого мнения о Гофмане; там предпочитали романтизм глубокомысленный и серьёзный, без примеси сарказма и сатиры. Гораздо популярнее Гофман был в других странах Европы и в Северной Америке; в России Белинский назвал его «одним из величайших немецких поэтов, живописцем внутреннего мира», а Достоевский перечитал всего Гофмана по-русски и на языке оригинала.

К огромному сожалению, Гофман окончательно извел свой организм нездоровым образом жизни и скончался в 46 лет, а сказки Гофмана, как он и мечтал, стали бессмертны.

Сказки Гофмана – это не совсем сказки, а скорее прозаические произведения мистического и романтического толка. Иногда в них встречаются фантастические элементы. А иногда готического романа.

Если бы нам захотелось как-то охарактеризовать в каком направлении писал Гофман, мы бы назвали его романтическим реалистом. Что самое важное в творчестве Гофмана? Одной линией через все его произведения проходит осознание глубокой разницы между реальностью и идеалом и понимание того, что оторваться от земли невозможно, как он сам это и говорил.

Вся жизнь Гофмана – это непрерывная борьба. За хлеб, за возможность творить, за уважение к себе и своим произведениям. Сказки Гофмана, читать которые советуется и детям и их родителям, покажут эту борьбу, силу принимать тяжелые решения и ещё большую силу не опускать руки в случае неудачи.

Первой сказкой Гофмана стала сказка Золотой горшок. Уже по ней стало ясно, что писатель из обыкновенной обыденной жизни способен создать сказочное чудо. Там и люди и предметы – настоящие волшебства. Как и все романтики того времени, Гофман увлекается всем мистическим, всем, что обычно случается по ночам. Одним из лучших произведений стал Песочный человек. В продолжение темы оживания механизмов автор создал настоящий шедевр — сказку Щелкунчик и мышиный король (некоторые источники называют её также Щелкунчик и крысиный король). Сказки Гофмана написаны для детей, но темы и проблемы, которые в них затрагиваются, не совсем детские.

«Щелкунчик и Мышиный Король» – одна из знаменитых волшебных историй, написанных Гофманом.

Сюжет сказки родился у него в общении с детьми его друга Хитцига. Он всегда был желанным гостем в этой семье, а дети ждали его восхитительных подарков, сказок, игрушек, которые он делал своими руками. Подобно умельцу-крестному Дроссельмейеру, Гофман смастерил для своих маленьких друзей искусный макет замка. Имена детей он запечатлел в «Щелкунчике». Мари Штальбаум – нежная девочка с отважным и любящим сердцем, сумевшая вернуть Щелкунчику его настоящий облик, – тезка дочери Хитцига, прожившей недолго. Зато ее брат Фриц, доблестный командир игрушечных солдатиков в сказке, вырос, стал архитектором, а затем даже занял пост президента Берлинской академии художеств.

«Щелкунчик и Мышиный король» представляет собой сказку в сказке, ведь здесь раскрывается и другая история — история семьи Штальбаумов. Эта сказка наполнена невероятным и незабываемым волшебством, которым читатель проникается буквально с первой страницы.

Удивительная рождественская сказка Т. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» является самой по себе загадочной — то ли история с Щелкунчиком всего лишь приснилась маленькой Мари, то ли произошла на самом деле.

В истории Щелкунчика соприкасаются и взаимодействуют три различных мира – мир людей, мир мышей и мир кукол. События сказки происходят в особо предназначенное для этого время. Сказка начинается словами: «Двадцать четвертого декабря. ». Сочельник, канун Рождества, ассоциируется со временем ожидания чуда в христианской традиции, а само Рождество – со временем совершения чуда. С первой же главы погружаешься в таинственный, загадочный, фантастический мир. Читаешь сказку, и воображение рисует рождественский стол, весь заставленный чудесными подарками, праздничную ёлку, маленькую девочку Мари, сказочное озеро с прекрасными лебедями. С тревогой листаешь страницы, на которых описывается битва Мышиного короля и Щелкунчика.

Главные герои произведения — Мари, Щелкунчик, Дроссельмейер и Мышиный король. Мари — маленькая девочка лет семи, смышлёная, добрая, смелая и решительная. Она — единственная, кто понимал и любил Щелкунчика, кто разглядел за неказистой внешностью честное и благородное сердце.

Описания внешности Мари в ходе сказки, почти до самого её конца, совсем не дается, ибо это неважно. Красота Мари и молодого Дроссельмейера – внутренняя, красота сердца, которая спасительна и способна творить чудеса. Щелкинчик же описан в тексте» Большая голова нелепо выглядела по сравнению с тонкими ножками, и плащ на Щелкунчике был узкий и смешной, торчал, будто деревянный, а на голове красовалась шапочка рудокопа». Но в Щелкунчике главное не его уродство ,а внутренний мир и его душа.

Мари всячески помогает своему любимцу – ради друга она готова на все. Девочка бесстрашно вступает в сражение с мышиным королем, отдает ему все свои лакомства, лишь бы тот не трогал человечка: «Мари нисколько не жалела о сластях: в глубине души она радовалась, так как думала, что спасла Щелкунчика».

В «Щелкунчике» первая сюжетная линия строится вокруг Мари, её крёстного-советника Дроссельмейера и Щелкунчика, заколдованного молодого Дроссельмейера. Во второй сюжетной линии – сказке об орехе Кракатук – действуют принцесса Пирлипат, её отец-король (из-за которого завязывается вся история и который перекладывает её развитие на придворного чудодея Дроссельмейера), Дроссельмейер (вовлеченный в историю, занимающий далее позицию отца и, в свою очередь, вовлекающий в историю своего племянника, молодого Дроссельмейера из Нюрнберга) и молодой Дроссельмейер.

Есть в сказке Гофмана и волшебные предметы: туфелька Мари и сабля Щелкунчика. Гофман распоряжается ими по-своему. Героиня связана с волшебными предметами. В трагический момент боя Мари, чтобы спасти Щелкунчика, швыряет свою туфельку в самую гущу мышей, прямо в короля, и это решает исход боя. На вопрос Фрица, брата Мари, о том, почему у Щелкунчика, которого Дроссельмейер починил, нет сабли, он сердито проворчал: «Сабля Щелкунчика меня не касается. Я вылечил его – пусть сам раздобывает себе саблю где хочет». Щелкунчик попросит о сабле Мари, и она найдёт ему саблю, которой он затем и убьет Мышиного короля.

Гофман, как и его персонаж Дроссельмейер, явно наслаждался разговором о красоте мнимой и настоящей, о том, как сущая ерунда (как, например, брошенная в мышей туфелька) может иметь большие последствия, и о том, как совсем рядом сосуществуют и взаимо-пересекаются миры и времена. Соответственно этому в гофмановском тексте переплелись романтика и пародия, создавая историю, предназначенную для тех, у кого «есть глаза», и кто в состоянии увидеть «. всякие чудеса и диковинки».

Сказка заканчивается победой добра нал злом, надежды над безверием, терпения над равнодушием. В награду за все Мари не только становится другом Щелкунчика, но и в реальной жизни встречает племянника советника Дроссельмейера – свою любовь. Таким образом, Гофман говорит нам, что добро, терпение, забота, чуткость, храбрость, вера могут победить любое зло и сделать человека по-настоящему счастливым.

По мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» Мариус Петипа создает либретто и хореографию, а П.И.Чайковский — музыку и в 1892 г. на сцене Мариинского театра появляется балет «Щелкунчик». Кажется, что сказка написана не просто словами, а в ней уже есть звук, ритм, мелодия. Гофман не писал ее как либретто балета , но выглядит она именно так. Есть и тайна, и любовь, и борьба добра и зла, и чудесный дивертисмент в конце. Музыка изначально живет в этой сказке и превращает ее в особенное волшебное произведение искусства. Эта сказка привлекла внимание, поскольку она стала культовым явлением и неизменным атрибутом зимних праздников в западной культуре ХХ века, в первую очередь благодаря одноименному балету П. И. Чайковского.

Источник