Меню

Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни детей

Роль физической культуры в формировании ЗОЖ
консультация по физкультуре

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –

сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо

С давних времен проблема сохранения здоровья человека была одной из важнейших и уже в глубокой древности к физической культуре относились как к составляющей здоровья.

В настоящее время, в связи с резко обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всем мире.

Скачать:

Вложение Размер
rol_fizicheskoy_kultury_v_formirovanii_zozh.docx 18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Роль физической культуры в формировании ЗОЖ

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –

сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо

С давних времен проблема сохранения здоровья человека была одной из важнейших и уже в глубокой древности к физической культуре относились как к составляющей здоровья.

В настоящее время, в связи с резко обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всем мире.

Особенно остро стоит вопрос укрепления здоровья и улучшения показателей физической подготовки у подрастающего поколения (дошкольники, учащиеся, студенты). С каждым годом, согласно официальной статистике, возрастает число молодых людей, подверженных вредным привычкам (курение, употребление алкоголя, наркозависимость, т. п.). Здоровый образ жизни несовместим с подобного рода явлениями, ведущими к постепенной деградации общества. Главным и обязательным компонентом ЗОЖ является систематическое получение человеком физических нагрузок, в первую очередь, благодаря занятиям физической культурой и спортом.

Не секрет, что регулярные занятия физической культурой способствуют не только укреплению здоровья, но и значительно повышают эффективность учебного процесса. Поэтому вопрос сохранения интеллектуального, научного потенциала страны напрямую зависит от правильного физического воспитания. Образно выражаясь, учеба и спорт должны находиться «в одной упряжке».

Здоровый образ жизни школьника является основой его хорошего самочувствия, умственного и физического здоровья. Формировать его нужно еще со школьной скамьи, так как именно в это время у человека возникает определенный образ жизни, который впоследствии уже очень сложно изменить. Важно соблюсти четыре критерия. Школьники должны правильно питаться, проявлять физическую активность, соблюдать режим дня и отказаться от вредных привычек. Следуя этим рекомендациям, можно сохранять отличное самочувствие долгие годы. Физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни, используется в школе на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания школьников:

— учебные занятия являются основной формой физического воспитания и могут оказывать непосредственное влияние на процесс формирования основ здорового образа жизни школьников;

— занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная физкультура позволяют дифференцированно осуществлять процесс физического воспитания, являются одним из путей внедрения здорового образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся;

— физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха школьников, что позволяет формировать навыки и привычки здорового образа жизни;

— массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление здоровья, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

Воспитание здорового образа жизни является длительным педагогическим процессом, осуществляемым учителями, совместно с родителями и врачом. Данный процесс должен носить систематический характер. Только тогда он дает положительный характер.

Важнейшая, уникальная особенность учебного предмета «Физическая культура» состоит не в процедурах двигательного натаскивания, а в имеющемся у него потенциале для формирования особенных компетенций, специальных знаний, практико-методических умений, способов познания собственного организма и целесообразного воздействия на его функции. Всё это может быть реализовано только в процессе полноценного преподавания данного учебного предмета в качестве общеобразовательной дисциплины.

Готовность педагогических кадров к инновационной деятельности в профессиональной сфере, базирующаяся на компетенциях инновационной деятельности и практическом опыте знакомства с различными вариантами её осуществления, выступает сегодня главным критерием оценки деятельности учителя. Инновационная готовность учителя физической культуры выражается через отношение педагога к нововведениям, целям физической культуры, ученику как субъекту деятельности и собственной учебной деятельности. Установлено, что основными компонентами готовности к инновационной деятельности учителей по физической культуре являются устойчивая мотивация к инновационной деятельности; нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения профессиональных задач. Компонентами готовности к инновационной деятельности являются уровень развития знаний, навыков и умений по проведению занятий по физической культуре; уверенность в своих силах и способностях; творческое мышление; сообразительность при решении профессиональных задач.

Задачи, реализуемые на уроках физической культуры таковы:

— развивать познавательный интерес к процессам, происходящим в организме занимающихся при физической нагрузке;

-ориентировать учащихся на здоровьеформирование и здоровьесбережение;

-создавать ситуации успеха, стимулировать желание заниматься самостоятельно;

-воспитывать у учащихся положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной деятельности.

Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека.

Источник



Роль физической культуры в формировании ЗОЖ
статья по физкультуре на тему

С давних времен проблема сохранения здоровья человека была одной из важнейших и уже в глубокой древности к физической культуре относились как к составляющей здоровья.

В настоящее время, в связи с резко обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всем мире.

Особенно остро стоит вопрос укрепления здоровья и улучшения показателей физической подготовки у подрастающего поколения (дошкольники, учащиеся, студенты).

Скачать:

Вложение Размер
rol_fizicheskoy_kultury_v_formirovanii_zozh_statya.docx 15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Роль физической культуры в формировании ЗОЖ

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным –

сделайте его крепким и здоровым»
Жан Жак Руссо

С давних времен проблема сохранения здоровья человека была одной из важнейших и уже в глубокой древности к физической культуре относились как к составляющей здоровья.

В настоящее время, в связи с резко обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всем мире.

Особенно остро стоит вопрос укрепления здоровья и улучшения показателей физической подготовки у подрастающего поколения (дошкольники, учащиеся, студенты). С каждым годом, согласно официальной статистике, возрастает число молодых людей, подверженных вредным привычкам (курение, употребление алкоголя, наркозависимость, т. п.). Здоровый образ жизни несовместим с подобного рода явлениями, ведущими к постепенной деградации общества. Главным и обязательным компонентом ЗОЖ является систематическое получение человеком физических нагрузок, в первую очередь, благодаря занятиям физической культурой и спортом.

Не секрет, что регулярные занятия физической культурой способствуют не только укреплению здоровья, но и значительно повышают эффективность учебного процесса. Поэтому вопрос сохранения интеллектуального, научного потенциала страны напрямую зависит от правильного физического воспитания. Образно выражаясь, учеба и спорт должны находиться «в одной упряжке».

Здоровый образ жизни школьника является основой его хорошего самочувствия, умственного и физического здоровья. Формировать его нужно еще со школьной скамьи, так как именно в это время у человека возникает определенный образ жизни, который впоследствии уже очень сложно изменить. Важно соблюсти четыре критерия. Школьники должны правильно питаться, проявлять физическую активность, соблюдать режим дня и отказаться от вредных привычек. Следуя этим рекомендациям, можно сохранять отличное самочувствие долгие годы. Физическое воспитание, как средство формирования здорового образа жизни, используется в школе на протяжении всего периода обучения школьников и осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического воспитания школьников:

— учебные занятия являются основной формой физического воспитания и могут оказывать непосредственное влияние на процесс формирования основ здорового образа жизни школьников;

— занятия в секциях, в группах общей физической подготовки, лечебная физкультура позволяют дифференцированно осуществлять процесс физического воспитания, являются одним из путей внедрения здорового образа жизни с учетом физической подготовленности обучающихся;

— физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха школьников, что позволяет формировать навыки и привычки здорового образа жизни;

— массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия направлены на широкое привлечение школьников к регулярным занятиям физической культурой, на укрепление здоровья, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

Воспитание здорового образа жизни является длительным педагогическим процессом, осуществляемым учителями, совместно с родителями и врачом. Данный процесс должен носить систематический характер. Только тогда он дает положительный характер.

Важнейшая, уникальная особенность учебного предмета «Физическая культура» состоит не в процедурах двигательного натаскивания, а в имеющемся у него потенциале для формирования особенных компетенций, специальных знаний, практико-методических умений, способов познания собственного организма и целесообразного воздействия на его функции. Всё это может быть реализовано только в процессе полноценного преподавания данного учебного предмета в качестве общеобразовательной дисциплины.

Готовность педагогических кадров к инновационной деятельности в профессиональной сфере, базирующаяся на компетенциях инновационной деятельности и практическом опыте знакомства с различными вариантами её осуществления, выступает сегодня главным критерием оценки деятельности учителя. Инновационная готовность учителя физической культуры выражается через отношение педагога к нововведениям, целям физической культуры, ученику как субъекту деятельности и собственной учебной деятельности. Установлено, что основными компонентами готовности к инновационной деятельности учителей по физической культуре являются устойчивая мотивация к инновационной деятельности; нацеленность на поиск новых, более эффективных способов решения профессиональных задач. Компонентами готовности к инновационной деятельности являются уровень развития знаний, навыков и умений по проведению занятий по физической культуре; уверенность в своих силах и способностях; творческое мышление; сообразительность при решении профессиональных задач.

Задачи, реализуемые на уроках физической культуры таковы:

— развивать познавательный интерес к процессам, происходящим в организме занимающихся при физической нагрузке;

-ориентировать учащихся на здоровьеформирование и здоровьесбережение;

-создавать ситуации успеха, стимулировать желание заниматься самостоятельно;

-воспитывать у учащихся положительные качества личности, нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной деятельности.

Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию ее саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни человека.

Источник

Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни дошкольников

Современное общество пришло к пониманию, что стратегия достижения

здоровья человека — в самом человеке, и решение проблемы здорового образа

жизни, здорового детства связано с формированием ответственности за свое

здоровье с самого раннего детства.

Установка на здоровье, здоровый образ жизни не появляется у человека сама

собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.

На этапе дошкольного возраста задача воспитания у детей мотивации на здоровье становится приоритетной. Важную роль в формировании ценностных ориентиров в данный период выполняет система дошкольного образования в интеграции с семьей.

Наиболее перспективным является формирование у детей основ здорового

образа жизни в процессе физкультурной деятельности, так как в дошкольном

возрасте ведущей является биологическая потребность в движении, которая

оказывает мобилизующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие индивида, его привычки и поведение (Д.Н. Давиденко, 2001).

Следует отметить, что традиционная система образования не вполне учитывает важность формирования здоровья детей, нередко почти не способствует его укреплению и поддержанию. Это обусловлено недостаточностью двигательной деятельности детей, отсутствием тренирующей нагрузки.

Сегодня становятся привычными тревожные данные о систематическом ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста.

Ухудшение состояния здоровья детей требует всестороннего изучения изменений, происходящих в физической культуре дошкольников, и их влияния на эффективность образовательного и оздоровительного процессов.

Возникает необходимость создания педагогической системы, разработки

педагогических технологий, основанных на приоритетах здоровья, которые

направлены на формирование и внедрение здорового образа жизни в учебно-

Модернизация системы образования, системы физического воспитания, в том

числе в дошкольных учреждениях, являются задачами государственной важности.

На современном этапе развития дошкольного образования активно происходит обновление его содержания с учетом состояния здоровья детей, потенциальных возможностей их развития, способностей и интересов.

Одной из самых острых проблем воспитания дошкольников является подготовка детей к обучению в школе.

В Стратегии развития физической культуры и спорта на период до 2020 года,

указано, что требуется совершенствование государственных санитарно-

эпидемиологических правил и нормативов для детских дошкольных учреждений, обеспечивающих необходимый недельный двигательный режим дошкольников, втом числе средствами физической культуры и спорта в зависимости от возраста и состояния здоровья детей. Так же необходимым является увеличение охвата детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, обязательными и дополнительными занятиями физической культурой по программам дошкольных образовательных учреждений.

Изменения в содержании занятий физическими упражнениями с детьми

дошкольного возраста могут идти в нескольких направлениях: в традиционные занятия включаются новые педагогические технологии; используется новое, нестандартное оборудование; процесс физического совершенствования детей становится все более личностно-ориентированным. Базовые задачи физического воспитания и развития детей дошкольного возраста, в первую очередь, должны быть направлены на охрану и укрепление их здоровья; на формирование у них жизненно необходимых двигательных умений, в соответствии с индивидуальными особенностями; развитие физических качеств, накопление элементарных знаний о физической культуре, создание условий для реализации потребности в физической активности; воспитание потребности в здоровом образе жизни; обеспечение физического, психического и социального благополучия.

Происходящие изменения затрагивают структуру, содержание, технологии

воспитания и обучения. Специалистам необходимо при организации занятий

физическими упражнениями с детьми, предусмотреть рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной активности, используя новые педагогические технологии, нетрадиционные методики, новое нестандартное оборудование и др., чтобы общий объем двигательной активности ребенка во время пребывания в детском саду составлял не менее 60% (Рунова М.А., 2000).

Так как благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин.

Эффективность используемых технологий должна подтверждаться данными о снижении заболеваемости; повышении уровня физического развития и

физической подготовленности; наличием мотивации на здоровье; социальной

адаптации ребенка на всех возрастных этапах его развития.

Источник

Читайте также:  Стенная газета мы за здоровый образ жизни