Меню

Пятно как средство выразительности силуэт

Урок по ИЗО на тему:»пятно и силуэт как средство выражения»

Конспект урока по ИЗО

Учитель: Машошина А.В.

Тема: Пятно и силует как средство выражения.

Цель: изучить историю возникновения и развития техники «силуэт», выразительные средства. Используя полученные знания выполнить композицию на свободную тему.

Образовательные: познакомить с понятием «силуэт», историей возникновения и особенностями этой графической техники; развивать творческое мышление, фантазию, интерес к мировой художественной культуре;

Воспитательные: воспитать эстетическое отношение к действительности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА

создать условия для ознакомления с понятием «силуэт»; способствовать формированию умений рассматривать фотографии и решать с их помощью учебные задачи, совершенствовать умение композиционного размещения, навыки работы с гуашью и бумагой

Регулятивные : планируют, контролируют и оценивают учебные действия всоответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные : используют знаково-символические средства представления информации, осуществляют анализ, сравнение, наблюдение.

Коммуникативные: проявляют готовность к сотрудничеству, понимают намерения и интересы взаимодействующих людей, понимают свою роль в общей работе.

Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Средства обучения: Учебник. компьютер, презентация.

I. Организация начала урока . Мотивация к учебной деятельности .

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный и психологический настрой на урок.

Звенит звонок, зовет звонок,

Вас приглашает на урок.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Нам, друзья, нельзя лениться.

Будем вместе мы трудиться.

— К нам в гости пришел мастер изображения. Он взмахнул кистью, а на кисти была краска и вот что получилось (на доске изображения пятен)

-Как вы думаете что это?

(Ответы детей: пятна, кляксы)

-Кто думает иначе?

-Можно-ли помочь нашему мастеру и превратить эти пятна во что-нибудь интересное?

-Давайте послушаем стихотворение

В каждой кляксе
Кто-то есть,
Если в кляксу
Кистью влезть.

В этой кляксе —
Кот с хвостом,
Под хвостом —
Река с мостом,
Судоходная река
Для судов и судака.

Этой кляксе — конец,
Надо сделать новую,
В ней — огромный дворец
И балкон с коровою!

-Так во что мы можем превратить наши кляксы? (различные фигуры, силуэты)

-Давайте с вами поможем Мастеру Изображения и исправим его пятна и кляксы.

У вас на партах лежат изображения пятен, которые нужно исправить

(демонстрация у доски)

-Посмотрите, какие замечательные работы у вас получились! Можно теперь сказать, что это кляксы?

-на что же похожи ваши работы? (силуэты)

-Что-же такое силуэт, как вы думаете? (ответы детей)

Давайте прочитаем в словаре что такое силуэт

Силуэт (от фр. silhouette) – очертание предмета, подобное его тени; вид графической техники, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов (рисунок тушью или белилами, а также вырезанный из бумаги и наклеенный на фон).

– Тема сегодняшнего урока – «Пятно и силуэт как средство выражения».

-давайте с вами определим цели нашего урока

-Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?

-Что нового вы сегодня узнаете?

(изучить историю возникновения и развития техники «силуэт).

Учитель. Как вы считаете, каким образом людям пришло в голову создавать изображения в этой технике?

— Что вам напоминает силуэт? (тени предметов, фигур)

Учитель. Правильно, силуэт похож на тень, которую отбрасывают предметы, фигуры.

Давайте узнаем откуда появился этот вид изобразительного искусства

Силуэт как вид изобразительного искусства возник в Древней Греции. Легенда гласит, что дочь Дибутара начертала на стене дома тень своего возлюбленного. С тех пор черные плоские профильные фигуры украшают греческие вазы

Возродилось искусство силуэт во Франции. Само слово «силуэт» пришло к нам тоже из Франции. Так звали министра финансов (Этьен Силуэт), на которого была сделана карикатура в виде теневого профиля.

-Как вы думаете какие главные средства выражения силуэта?

Его главные средства выражения – контур и пятно, очерченное этим контуром. В таком рисунке нельзя показать черты лица или другие детали, находящиеся внутри пятна, поэтому внешние очертания фигуры должны быть очень выразительными, узнаваемыми.

Читайте также:  Смягчающие средства орифлейм для чего он нужен

Игра «Отгадай, чей силуэт».

– Мастер Изображения приготовил для вас игру «Отгадай, чей силуэт». Рассмотрите тени, очертания предметов и угадайте, кто это или что это.

– Вам не были видны цвет и отдельные детали предметов. Как вы смогли определить? (По форме.)

– Можно по силуэту определить мяч, солнце, луну, апельсин, колесо? (Нет, силуэты круглые.)

– Это говорит о том, что для силуэтного изображения нужно подбирать интересные образы.

Волшебник кисточкой взмахнул – (взмах руками)
И ожил лист бумажный:
Донёсся грома дальний гул, (руки на пояс, повороты туловища)
И дунул ветер влажный. (качание руками над головой)
И вот уж ливень грозовой
На сад цветущий льётся! (шаги)

И человечек как живой! – (показать зонтик над головой)
Под зонтиком смеётся.

Учащиеся выполняют движения по тексту.

Творческая практическая деятельность учащихся.

Посмотрите за окошко, какое время года у нас сейчас? (весна)

-Давайте и мы с вами попробуем изобразить весенний пейзаж в технике силуэт.

– Какие материалы вы будете использовать в работе? (Гуашь, бумагу.)

-А что бы вы изобразили в своем пейзаже? (яблоню, домик, елку, птичек)

-Что бы все это поместить на нашем листе, как мы его расположим? (по горизонтали)

-С чего мы начнем рисовать наш пейзаж? ( с линии горизонта)

-Теперь я нарисую домик

-Из каких геометрических фигур состоит домик? (квадрат, треугольник)

-Давайте нарисуем яблоню

-Как располагаются веточки у яблони (они смотрят вверх)

-А как расположены ветви у елочки? (они смотрят вниз)

-Свои работы можете дополнить, может кто-то нарисует прилетающих птиц, а может кто-то первые цветы на переднем плане.

Выставка и анализ работ.

– Что нужно было сделать?

– Удалось вам сделать работу?

– Вы справился с работой или есть недочеты?

– Как бы вы оценили свою работу?

– Мастер изображения предлагает создать выставку из ваших работ. Давайте посмотрим на ваши картины. Какая картина вам понравилась, чем? Как бы вы назвали эту картину? Найдите работу с самым оригинальным сюжетом, самым таинственным, загадочным сюжетом.

Д.З : Дома выполнить эскизы к композиции в технике силуэт на сказочные сюжеты.

Источник

Презентация «Пятно как средство выражения. Силуэт»

Просмотр содержимого документа
«Презентация «Пятно как средство выражения. Силуэт»»

Пятно как средство выражения. Силуэт

Важным средством художественной выразительности является пятно . Пятна в живописи — это, может быть, след от кисти, неповторимый характер мазка художника, стихия мазка. Пятна могут быть разными: большими и маленькими, округлыми и протяжными.

Пятна могут иметь четкие очертания или расплывчатые

На что похоже пятно?

Одно и тоже пятно может выглядеть более светлым на темном фоне, и более темным – на светлом

Силуэт- изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном.

Немного истории Силуэт как вид изобразительного искусства возник в Древней Греции. Легенда гласит, что дочь Дибутара начертала на стене дома тень своего возлюбленного. С тех пор черные плоские профильные фигуры украшают греческие вазы

В XVIII веке при Дворе французского короля Людовика XV министром финансов был некий

Этьен де Силуэт .

О нём ходило много анекдотов, а однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно – как тень. Этот способ изображения стали называть «силуэтом» по фамилии министра

Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве: появились табакерки с силуэтам, фарфоровые чашки, вышивки, инкрустации и т.п.

По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников), К. Шмидт, Мюльбах и др

Читайте также:  Как быстро возбудиться мужчине народными средствами в домашних условиях

в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо. Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки

в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем.

В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив, декоративную композицию, иллюстрацию. Любимый жанр силуэта во все времена — портрет.

Задание 1: составить композицию из силуэтов на контрастном фоне

Источник



Технологическая карта урока изобразительного искусства для 2 класса. Тема урока: «Пятно как средство выражения. Ритм пятен»

Создать условия для ознакомления с термином «пятно в изобразительном искусстве». Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.

Знакомство с отрезной аппликацией. Дать представление о композиции. Овладение умением творчески перерабатывать реальные формы.

Научить использовать пятна для решения художественно – творческих задач.

Скачать:

Вложение Размер
2_kl.tehnologtcheskaya_karta_uroka_.pyatno_kak_sredstvo_vyrazheniya._ritm_pyaten.docx 36.9 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока изобразительного искусства для 2 класса. Тема урока: «Пятно как средство выражения. Ритм пятен»

Базовый учебник. Коротеева Е. И. Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Е. И. Коротеева; под редакцией Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2020 г.

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Создать условия для ознакомления с термином «пятно в изобразительном искусстве». Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.

Знакомство с отрезной аппликацией. Дать представление о композиции. Овладение умением творчески перерабатывать реальные формы.

Научить использовать пятна для решения художественно – творческих задач.

Планируемые образовательные результаты

Научатся: Научатся приемам составления композиции из разрозненных элементов. Получат возможность научиться

находить решения поставленных учебных задач

Познавательные: участвуют в обсуждении проблемных вопросов , предлагают творческие варианты решения поставленной задачи, используют полученные знания в самостоятельной работе. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия
в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Планируют и грамотно осуществляют учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
(задают вопросы, высказывают свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество, анализируют собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.) Используют возможности ИКТ, как инструмент, для достижения своих целей. Излагают своё мнение в диалоге

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; осознают свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?)

Проявляют эстетические чувства. Анализируют выполненные работы.

Методы и формы обучения

Методы: объяснительно — иллюстративный, аналитический, исследовательский, игровой.

Формы: фронтальная и индивидуальная

Фронтальная работа – беседа. Просмотр презентации выполненной учителем по данной теме. Коллективное обсуждение работ. Индивидуальная работа с учащимися – на тонированной бумаге формата А4 составить композицию из вырезанных силуэтов птиц.

3.Ритмичная музыка для спорта и танцев. https://yandex.ru/video/preview?text=слушать%20ритмическую%20музыку%20для%20танцев&path=wizard&parent-reqid=1606581784294757-1653583509077776808900165-prestable-app-host-sas-web-yp-81&wiz_type=vital&filmId=3080285279999154729

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: листы белой и цветной бумаги, ластик, простой карандаш, линейка, ножницы, клей.

Мультимедийный ряд: Презентация к уроку выполненная учителем: «Пятно как средство выражения. Ритм пятен». Образцы работ выполненных учителем.

Работы учащихся прошлых лет по данной теме.

Основные понятия и термины

Пятно. Ритм пятен. Силуэт. Вырезная аппликация. Композиция.

Организационная структура (сценарий) урока.

Обучающие и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Источник

Презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Пятно как средство выражения. Ритм пятен»

Презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Пятно как средство выражения. Ритм пятен»

Скачать:

Вложение Размер
prezentatsiya_k_uroku_izo_vo_2_klasse.pptx 2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Презентация к уроку изобразительного искусства во 2 классе п о теме: «Пятно как средство выражения. Ритм пятен» Автор: Зимина Любовь Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ №9 » г . Сафоново Смоленской области 2020

Цель: создать условия для ознакомления с термином «пятно в изобразительном искусстве». Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.

Пятно – основное средство изображения на плоскости . Пятна могут иметь различный цвет, размер и форму.

Пятна нам могут кого – то и что – то напомнить. Одно пятно может передавать художественный образ и быть интересным

Силуэт – это внешнее очертание предмета, его тень (пятно ). Выразительность изображения может быть заложена не только в узнаваемости силуэта ( что изображено), но и в самой форме пятна (как изображено ) Какие ассоциации вызывают пятна? агрессивное дружелюбное подвижное неподвижное массивное легкое

С помощью пятна можно передать настроение. (Радость , веселье, грусть, печаль, тоску и т.п.) На голой ветке В орон сидит одиноко. Осенний вечер. Басё Скучно ворону одному, тоскливо, сиротливо.

Если пятен много они могут группироваться, создавая определённый ритм В изобразительном искусстве – ритм — это повторение в определённой последовательности линий, пятен, предметов, объектов.

Когда предметы, фигуры или пятна одинаковые и расположены на одинаковом расстоянии друг от друга они образуют мерный ряд. (Равномерный ряд). Мерный ряд создаёт ощущение спокойствия и надёжности как забор. Вороны как солдаты в строю четко следуют друг за другом . ( Мерный ряд можно озвучить хлопая в ладоши). Одна птица улетела. На её месте образовалась брешь, пустота. Чувство надёжности и защиты исчезло. Одного «бойца» не стало. Ритм нарушился. Пятна могут быть одиночными, а могут группироваться определённым образом.

Вороны облепили ветки деревьев. Сидят спокойно без видимого движения. Чёрные пятна силуэтов птиц смотрятся как листья. Создаётся ощущение покоя и безмолвия. А здесь мы видим стаю ворон на отдыхе.

Но вот птицы чего то испугались и в страхе взметнулись в небо. Ритм пятен хаотичен, сложен. Глядя на эту стаю, создаётся ощущение тревоги, беспокойства. Чёрные силуэты птиц динамичны. Местами неразборчивы. Одним словом паника: «Спасайся, кто как может!»

Спустя какое то время птицы успокоились и, заметив на земле корм, решили подкрепиться. Птицы одна за другой летят к земле. Ритм пятен хаотичен. Однако этот хаотичный ритм пятен интересен тем, что летящая группа птиц с правой стороны смотрится агрессивно, как вражеская эскадрилья.

А. Рылов «В голубом просторе». Масло. Художники используют ритмы пятен в своих картинах, чтобы картина была более выразительной. К примеру, на картине А. Рылова мы видим стаю лебедей, парящих высоко под облаками. Птицы смотрятся белыми пятнами на голубом небе. Птицы летят в одном направлении не спеша, они создают торжественное движение и ритм.

Где ещё встречается ритм? В танце В музыке В природе В поэзии

В оперении совы наблюдается ритм пятен, создавая красивый узор на крыльях, спине и хвосте.

Практическая работа: вырежи из бумаги птичек и составь из них композиции : 1) Птицы летят спокойно; 2) Птицы летят тревожно; 3) Птицы с шумом разлетаются. В ырежи из бумаги птичек и составь из них композиции: 1) Птицы летят спокойно; 2 ) Птицы летят тревожно; 3 ) Птицы с шумом разлетаются. Правила безопасной работы ножницами Практическая работа Передавая ножницы, держи их за сомкнутые лезвия При вырезании детали, поворачивай бумагу. Не работай ножницами с ослабленным креплением. Работай аккуратно, не отвлекаясь. Не оставляй ножницы открытыми

6. Составляем композицию и приклеиваем на фон. 3. Рисуем птицу в треугольнике, рационально используя бумагу 4 . Вырезаем птицу 5 . Разворачиваем силуэт птицы Этапы выполнения практической работы 1.Вырезаем из бумаги 5 квадратов со сторонами 5х5 см. 2. Складываем квадратики по диагонали вдвое

1. Что нового вы узнали сегодня на уроке? 2. Почему наш урок называется «Пятно как средство выражения. Ритм пятен»? 3. Что же такое ритм? 4. Как ещё можно было расположить птиц в композиции? Ритм – это расположение линий, пятен, объектов в определённом порядке. Вопросы учащимся

Источник