Меню

Проблемы формирования здорового образа жизни в семье

Проблемы формирования здорового образа жизни в семье

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия,
постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»
Н.М.Амосов

Здоровый образ жизни — что это такое? Далеко не каждый человек сможет ответить на этот вопрос. На самом деле — все просто. Это – рациональное питание, физическая нагрузка, отсутствие вредных привычек и соблюдение гигиенических и нравственных правил, это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей. Это образ жизни человека, его поведение, мышление, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья.

На сегодняшний день существует основная здоровьесберегающая система – это комплекс составляющих «образование – культура – здоровье», а ее стратегическая цель – это формирование культуры здоровья. Культура здоровья включает теоретические знания о здоровье и практические навыки, используемые в повседневной жизни. Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность, как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми. Культуру здоровья можно отнести к области общечеловеческой культуры, в которой формирование ценностей и приоритетов начинается с рождения ребенка и продолжается на всех этапах его развития и обучения. Следовательно, одним из стратегических приоритетов выживания нации, формирования здорового человека и обеспечения его безопасности должна стать «программа» семейного воспитания.

Именно семья организует жизнедеятельность человека, определяя материальное положение, образовательный уровень, социально-профессиональный статус и, что особенно важно, духовное развитие. В отличие от факторов, отражающих влияние семьи на здоровье (например, генетических), очень трудно поддающихся какому-либо целенаправленному воздействию или вовсе не подвластных ему, многие характеристики образа жизни (здорового или нездорового) семей можно отнести к числу управляемых факторов.

Здоровый образ жизни семьи складывается из нескольких факторов:

    Доброжелательные отношения между родителями, бабушками и дедушками.

Полезное питание. Здоровая пища должна быть вкусной.

Положительные эмоции. Совместно проводимые праздники способствуют дружеским отношениям взрослых и детей.

Совместная трудовая деятельность способна сблизить даже незнакомых людей, не то, что членов одной семьи.

Воспитание личным поведением, исключающим алкоголь и курение.

Взрослым и детям полезны совместные походы на природу. Зимние прогулки на лыжах и катание с горок на санках. Летнее купание в реке, осенние сборы грибов и ягод. Сочетание свежего воздуха с трудовой активностью способствует профилактике заболеваний, проведению совместного досуга.

Выделяют факторы, оказывающие наибольшее влияние на формирование культуры здоровья человека:

Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на 20% — от окружающей среды и на 20% оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве. Если мы, взрослые люди, это понимаем, и при этом сознательно вредим себе, то это наш и только наш выбор. Здоровье наших детей — совершенно другой вопрос, оно полностью на нашей совести взрослых. Основы здоровья закладываются в наиболее ранние периоды жизни. Во время внутриутробного развития плода и в первые годы жизни ребенка здоровье во многом определяется здоровьем родителей, прежде всего, матери. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены – словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Пути решения этой проблемы – укрепление здоровья детей:

1. Начинаем с себя, взрослых — самосовершенствуемся.

2. Организация здоровьесберегающего пространства вокруг ребёнка.

3. Компонент самостоятельности (уровень умения самостоятельно заботиться о своем здоровье).

Рекомендации ВОЗ

Рекомендуемые уровни физической активности для детей и молодых людей 5-17

Формы физической активности для детей.

Физкультура или плановые занятия в рамках семьи, школы.

Преимущества физической активности для молодых людей

Укрепление сердечно — сосудистой системы, скелетно-мышечных тканей.

Снижение риска неинфекционных заболеваний.

Развитие нервно — мышечной регуляции (координация и контроль движений).

Поддержание здорового веса тела.

Социальное развитие молодых людей (самовыражение, формирование уверенности в себе).

Принятие здоровых форм поведения (например, не употребляют табак, алкоголь, наркотики).

Более высокие результаты в школе.

Практика физической активности

Ежедневно, не менее 60 минут в день, либо блоками, в течение дня, два раза по 30 минут.

Более 60 минут – дополнительная польза для здоровья

Дети и молодые люди, ведущие пассивный образ жизни

Рекомендуется прогрессивное повышение активности для указанной цели Активность в объемах ниже рекомендуемых уровней принесет больше пользы, чем полное ее отсутствие.

Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья, формированию культуры здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

Источник

Роль семьи в формировании здорового образа жизни.
статья по физкультуре по теме

Эксперимент + работа с родителями!

Скачать:

Вложение Размер
научный эксперимент 72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в формировании здорового образа жизни.

Выполнила: Гудукина Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 149».

Семья – основа формирования образа жизни и здоровья ребенка.
За последние десятилетия отмечается стабильная тенденция к ухудшению показателей здоровья детей. На его формирование оказывают многие факторы, но особое место занимают семейные факторы. Именно в семье ребенок учится ходить, произносить первые слова, именно семья формирует навыки здорового образа жизни и отношение к своему здоровью, заботиться о его физическом и психическом развитии.

Актуальность проблемы формирования образа жизни ребенка в семье определена тем, что образ жизни является ведущим фактором, определяющим состояние здоровья человека, а также тем, что формирование других семейных факторов риска развития заболеваний определяется поведением семьи (образом жизни) при выполнении семьей ее функций. Прежде всего, таких как медицинская , направленная на сохранение здоровья, воспитательная , направленная на первичную социализацию ребенка, психологическая , направленная на сохранение психологического здоровья, репродуктивная , направленная на воспроизводство населения, производственная , направленная на жизнеобеспечение семьи, и культурная , направленная на саморазвитие семьи.

Почему сегодня так остро стоит вопрос о создании полноценной, здоровой семьи? Потому что только такая семья может стать национальным достоянием общества. А для этого необходимо формировать здоровый образ жизни и, прежде всего, это следует начинать с самого рождения ребёнка. Необходимо совершенствовать семейную политику государства, обеспечить право каждой семьи на комфортную, безбедную жизнь, право каждого человека на выбор семейных ценностей и образа жизни, разработать и реализовывать меры, в том числе экономического порядка, по поддержанию семьями нравственной культуры, образа жизни, соответствующего сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию устойчивых навыков и положительной мотивации к сохранению его основ при формировании самостоятельной семьи, повысить информированность родителей о роли семейных факторов в формировании здоровья ребенка и о путях их коррекции.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ :
— положительная динамика физического состояния ребенка;
— уменьшение заболеваемости;
— формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;
— снижение уровня тревожности и агрессивности.

Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.

Задача родителей — донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка, обучить искусству укрепления здоровья.

Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями. Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой по этому пути своим примером. Дети должны осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило — «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!»

Замечено, что дети усваивают образ жизни родителей, их привычки, их отношение к жизни, в том числе к физической культуре. Положительный пример родителей существенно влияет на формирование у детей стремления заниматься физической культурой в свободное время всей семьей. Формы могут быть разными — туристические походы пешком или на лыжах, игры, участие в коллективных соревнованиях.

Спортивный уголок, созданный дома, помогает родителям разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков.

Необходимо сделать все возможное для более широкого использования физических упражнений и игр, организации физкультурных уголков дома и во дворе. Во многих семьях дети с раннего возраста имеют санки, лыжи, велосипеды, коньки, ракетки и воланы для игры в бадминтон, не говоря уже о мячах, обруче, скалках, кеглях и др. Однако сами они не всегда могут организовать игры, так как нуждаются в руководстве со стороны родителей, которые должны познакомить детей со способами использования физкультурного инвентаря, с правилами действий, содержанием игр.

Формирование ЗОЖ служит укреплению всей семьи. Ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи.

Цель: Выявление влияния семьи на формирование здорового образа жизни у детей через объединение участников процесса в совместной деятельности.

Задачи: 1. определить участников экспериментальной деятельности;

2. провести опрос родителей, данные занести в таблицу;

3. предложить комплекс спортивных мероприятий;

4. проанализировать результаты экспериментальной деятельности;

5. разработать рекомендации родителям по формированию здорового образа жизни в семье.

Методы: опросы, эксперимент.

В средней группе детей провели опрос среди родителей и выявили желающих участвовать в необычном эксперименте, длительность которого 2 месяца. Родителям было предложено ответить на вопросы предложенной таблицы (см. таблица № 1).

Таблица № 1 «Опрос родителей детей 4-5 лет, посещающих ДОУ».

Как много Вы уделяете время ребёнку в течение дня (больше 30мин.) ?

Занимаетесь ли вы с ребёнком каким-либо видом спорта?

Источник



Формирование ЗОЖ в семье
консультация

Консультация для родителей по формированию здорового образа жизни в семье

Скачать:

Вложение Размер
zozh.docx 16.42 КБ

Предварительный просмотр:

ЗОЖ – это здоровый образ жизни — образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья; система разумного поведения человека, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, социальное благополучие и активное долголетие.

Быть здоровыми, красивыми, полными сил хотят и взрослые и дети. А что для этого нужно делать? Всего лишь знать и выполнять правила здорового образа жизни. Мы живем в мире, где двигательная активность сводится к минимуму. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений — как жизненную необходимость в противовес «болезням цивилизации».

«Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов.

Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим — он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении.

Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать. Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;

В-третьих, правильное питание. Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А, В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны. В рационе питания ребенка должны быть только натуральные продукты, без химических добавок.

В-четвертых, это гимнастика, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше. «Береги здоровье смолоду». Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.

В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.

Наряду с этим ребенок должен узнать лучшие семейные традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.

Формируя здоровый образ жизни ребенка, мы совместно с родителями должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:

— знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;

— умение правильно строить режим дня и выполнять его;

— умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;

— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

— знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

— понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;

— знание основных правил правильного питания;

— знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;

— умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;

— знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

— понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;

Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей.

Помните, необходимо не только знать, что включает в себя понятие здоровый образ жизни, но и выполнять основные принципы этой системы. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым. Мы желаем Вам быть здоровыми!

Источник

Семья и здоровый образ жизни

«Семья — главный показатель здорового образа жизни» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребёнка, для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.

Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Учёные утверждают, что здоровье народа на 50-55% определяется образом жизни, на 20-25% — экологическими, на 20% — наследственными факторами и на 10% — медициной.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребёнка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребёнку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет всё его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.

Таким образом, здоровая семья — это семья, которая ведёт здоровый образ жизни, в которой присутствует духовная культура, здоровый психологический климат, материальный достаток.

Даже в раннем школьном возрасте ребёнок ещё не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования здорового образа жизни, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих.

Здоровый образ жизни — «избитое» выражение, но часто мы недооцениваем, как важны привычки здорового образа жизни для психического, умственного, физического развития детей, для их здоровья на будущее. Многих проблем у взрослых людей можно было избежать, если бы с детства родители закаливали их, приучали к правильной здоровой еде, привили бы любовь к спорту и двигательной активности. При этом, безусловно, на первом месте — личный пример со стороны взрослых членов семьи в плане ведения здорового образа жизни в семье.

Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда вести будет»

Здоровый образ жизни служит укреплению всей семьи. Семья — это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные.

Ребёнок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребёнка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является: формирование у ребёнка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несёт ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья.

Если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:

первое условие — создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, стремлении прийти на помощь, сделать приятное друг другу, в заботе о здоровье членов семьи;

— второе условие успешности формирования здорового образа жизни — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться. Общение — великая сила, которая помогает родителям понять ход мыслей ребёнка и по первым признакам определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их;

— третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.

Таким образом, здоровый образ жизни всех членов семьи в настоящем —

залог счастливой и благополучной жизни ребёнка

Источник

Читайте также:  Презентация распорядок дня дошкольника с конкретным обозначением составляющих здорового образа жизни