Меню

При каком условии демократия может превратиться в диктатуру какое средство по мнению автора

Тексты и задания к ним по разделу «Сфера политики и социального управления» из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (9 класс)

Данная разработка представляет собой сведенные в один документ все тексты с заданиями к ним из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по обществознанию раздел «Сфера политики и социального управления«. Для удобства работы с материалом все задания размещены на отдельных страницах, и Вы легко сможете их распечатать для работы с учащимися.

ВНИМАНИЕ: при предварительном просмотре текст выглядит смещенным (строки сбиваются). После скачивания текст будет выглядеть нормально без искажений!

Скачать:

Вложение Размер
teksty_i_zadaniya_k_nim_po_razdelu_sfera_politiki_i_sotsialnogo_upravleniya_iz_otkrytogo_banka_zadaniy_fipi_k_oge_po_obshchestvoznaniyu.doc 150 КБ

Предварительный просмотр:

Тексты и задания к ним по разделу «Сфера политики и социального управления»

из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по обществознанию

01. Слово «демократия» буквально переводится с древнегреческого как «народовластие». Главным, существенным признаком демократии является признание воли народа в качестве источника власти. Провозглашается и обеспечивается право граждан на участие в разрешении государственных дел. Человек, его права и свободы ставятся в демократическом обществе во главу угла.

Демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества, начиная с сосуществования различных форм собственности в экономической сфере и плюрализма в политике (наличия различных движений, партий, идеологий) и заканчивая множественностью художественных форм в театральном искусстве, литературе, живописи и т. д.

Представительные органы государственной власти избираются на основе всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Выборы являются своеобразным политическим рынком, где конкурируют различные политические партии и их лидеры.

Одним из существенных отличий демократического режима является то, что он защищает и гарантирует законом права меньшинства: хотя решение, в конечном счёте, принимается в интересах большинства, однако и меньшинство, уважая этот выбор, сохраняет возможность отстаивать свои позиции.

Демократия предполагает верховенство закона и распространение его действия на всех без исключения граждан, а также осуществление принципов разделения властей и независимости каждой из ветвей власти. (По материалам энциклопедии для школьников.)

01.1. В тексте говорится, что демократический режим предполагает многообразие во всех сферах жизни общества. Проиллюстрируйте тремя примерами многообразие в обществе.

01.2. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

01.3. В тексте говорится, что демократия предполагает равноправие и равенство граждан. Подтвердите двумя аргументами необходимость соблюдения этих принципов для существования демократии.

01.4. Какой признак демократического правления назван в тексте главным? Как он влияет на права граждан?

01.5. В стране Z проигравшие на парламентских выборах партии свободно выступают в средствах массовой информации с критикой политики правительства и предлагают свои программы развития страны. Глава государства периодически встречается с лидерами этих партий для обсуждения проблем развития страны. Объясните связь данных фактов с принципами демократии. Приведите фрагмент текста, который может помочь Вам в объяснении.

01.6. Что, по мнению автора, свойственно демократическим выборам? (Назовите и поясните любые два признака.)

02. Демократия требуется не для хорошего управления государством, но в качестве гаранта, обеспечивающего нам право беспрепятственно стремиться к осуществлению высших идеалов общественной и частной жизни.

Демократия по сути своей – средство для защиты социального мира и свободы личности.

Происходит ошибочное и безосновательное убеждение, что, пока высшая власть в стране принадлежит воле большинства, это является верным средством от произвола. Противоположное утверждение было бы не менее ошибочным: вовсе не источник власти, а её ограничение является надёжным средством от произвола. Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться. Если же демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твёрдо установленными правилами, она неизбежно вырождается в деспотию.

Граждане тоталитарного государства совершают аморальные действия из преданности идеалу. И хотя идеал этот представляется нам отвратительным, тем не менее, их действия являются вполне бескорыстными. Этого, однако, нельзя сказать о руководителях такого государства. Чтобы участвовать в управлении тоталитарной системой, недостаточно просто принимать на веру благовидные объяснения неблаговидных действий. Надо самому быть готовым преступать любые нравственные законы, если этого потребуют высшие цели. И поскольку цели устанавливает лишь верховный вождь, то всякий функционер, будучи инструментом в его руках, не может иметь нравственных убеждений. (По А. Хайеку)

02.1. С опорой на текст и знания обществоведческого курса сформулируйте любые три вопроса, позволяющие сравнить демократический и недемократический режимы.

02.2. При каком условии демократия может превратиться в диктатуру? Какое средство, по мнению автора, может помешать власти стать диктатурой?

02.3. Как автор характеризует демократию? (Выпишите любые два предложения из текста.)

02.4. В тоталитарном государстве нередко политические идеалы более значимы, чем моральные ценности. Используя текст и обществоведческие знания, объясните, в чём опасность такой ситуации (приведите два объяснения).

02.5. Как гражданское общество может повлиять на развитие демократии в стране? (Используя текст и обществоведческие знания, укажите любые три направления влияния.)

02.6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

03. Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств. Существенными признаками отношений власти можно считать: наличие не менее двух партнёров; приказ, который является выражением воли отдающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за неповиновение; общественные нормы, с помощью которых эти отношения регулируются.

С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов, с другой – организацию для достижения общих целей. Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функционирования как социальной системы и поэтому возникает вместе с ним.

Политическая власть начинается там, где способность влиять становится не межличностной (в семье), не узкогрупповой (в отдельном коллективе), а распространяется на социальные группы и общество в целом. Только эффективная власть, т. е. пользующаяся доверием общества, осуществляет это влияние правовыми методами. Политическая власть обладает свойствами обязательности и принудительности для всех членов общества, правом узаконенного применения силы по отношению к ним.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т. д.

(По материалам интернет-издания)

03.1. Какие три признака власти указаны в тексте? Приведите пример осуществления власти.

03.2. Какие два вида политической власти названы в тексте? Укажите по одному субъекту каждого из этих видов политической власти.

03.3. Какую власть авторы называют эффективной? Используя обществоведческие знания, дайте другое объяснение термина «эффективная власть».

03.4. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

03.5. Авторы пишут, что власть осуществляется с помощью различных средств. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, назовите любые два средства (ресурса) власти и проиллюстрируйте примером использование каждого из них.

03.6. Авторы считают, что «всякое общество нуждается во власти». Используя текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в поддержку этого мнения.

04. Необходимость разграничения единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли обусловлена потребностью предотвращения возможных злоупотреблений властью. Цель такого разделения — обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола.

Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается системой «сдержек и противовесов», то есть специальных организационно-правовых методов, которые, с одной стороны, обеспечивают относительную самостоятельность, независимость ветвей власти, с другой — их взаимодействие, взаимоограничение полномочий.

В системе разделения властей законодательная власть в правовой форме закрепляет основы государственной и общественной жизни, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат основой для деятельности судебной власти. Вместе с тем, законодательная власть не всесильна, она ограничена исполнительной и судебной властью.

Исполнительная власть непосредственно реализует правовые нормы, принятые законодателем, выполняет многообразную управленческую деятельность. Гарантией против злоупотреблений исполнительной власти является то, что в правовом государстве каждый гражданин может обжаловать незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть отправляет правосудие. Она призвана охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни. Особая роль суда в механизме государства определяется тем, что он является арбитром в спорах о правах.

(А.А. Опалёва. Текст адаптирован)

04.1. Почему необходимо разграничивать единую государственную власть? Какова цель такого разделения?

04.2. Существует мнение, что без системы «сдержек и противовесов» разделение властей неэффективно. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту этого мнения.

04.3. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

04.4. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите высшие органы законодательной и исполнительной власти в РФ. (Обязательно укажите соответствующую ветвь власти.) Назовите один любой высший судебный орган РФ.

04.5. Гражданин К. обратился в органы социальной защиты для получения пенсии по утере кормильца. Но ему там отказали, так как сочли предоставленную им информацию недостаточной для назначения такого вида пенсии. Куда следует обратиться гражданину К. для защиты своих прав? Приведите фрагмент текста, который может помочь ответить на вопрос.

04.6. Какова роль законодательной власти в системе разделения властей? В чём заключается особая роль суда в механизме государства?

05. Расширение прямой демократии предполагает повышенные требования к населению. Ведь осознанно обсуждать различные непростые вопросы может лишь человек с каким-то уровнем образования. Это касается уровня гражданственности, стремления и готовности быть активно вовлечённым в жизнь общества. Сегодня во многих странах, включая старые солидные демократии, население устало и разочаровалось в политической жизни, в политических деятелях. Это привело к появлению странного феномена, который назван «созерцательной демократией», – когда люди смотрят на политическую жизнь в своей стране, но не интересуются происходящим глубоко и не принимают в ней активного участия.

Сегодня во многих странах люди не испытывают никакого энтузиазма от того, чтобы как граждане принимать участие в политической жизни страны. Они просто хотят жить себе потихоньку внутри своего маленького мирка. Они не хотят тратить время на вникание в политические дискуссии, они устали от политики. В то же время нельзя сказать, чтобы они не были заинтересованы в демократии. Они не хотели бы установления диктатуры, им нравится демократическая система, они просто не хотят в ней слишком активно участвовать. В большинстве случаев уровень образования этих людей весьма высок, но уровень их гражданской активности крайне низок.

Напротив, в других странах, где большинство населения обладает весьма низким уровнем образования, например в Индии, люди чрезвычайно активны политически, хотят голосовать и оказывать возможное влияние на политическую жизнь общества. Так что это далеко не только вопрос уровня образования. (Интервью М. Вьеворка, текст адаптирован)

05.1. Какие качества, по мнению автора, необходимы гражданам в условиях расширения прямой демократии? (Назовите три таких качества.)

05.2. В демократическом государстве Z на выборах в парламент, прошедших

в условиях низкого процента явки избирателей, большинство получила партия, выступающая с требованиями об ограничении избирательных прав некоторых категорий граждан. С опорой на обществоведческие знания дайте два объяснения того, к каким последствиям может привести эта ситуация. Приведите фрагмент текста, который указывает причины сложившейся

в стране Z ситуации.

05.3. Что позволяет человеку проявлять свою гражданскую позицию и каковы пути формирования такой позиции? Используя содержание текста, знания курса, личный социальный опыт, назовите три возможных проявления гражданской позиции и укажите любые два способа её формирования.

05.4. Какие причины низкой политической активности граждан в странах

с развитой демократией выделяет автор? (Приведите две такие причины.)

05.5. Автор считает, что «осознанно обсуждать различные непростые вопросы может лишь человек с каким-то уровнем образования». Приведите два аргумента (объяснения) в защиту авторской позиции.

05.6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

06. Разделение властей предполагает организационную независимость трёх ветвей государственной власти – законодательной, исполнительной, судебной – и разграничение функций между ними. Исторический опыт показывает, что если в одном органе или у одного лица сосредоточивается вся полнота власти, то неминуемо возникновение тирании. Чтобы этого не произошло, власть должна быть разделена между различными органами государства таким образом, чтобы они взаимно контролировали и сдерживали друг друга. В итоге, ни одна из ветвей власти не может подчинить себе другие. Они вынуждены соблюдать установленные законом правила взаимодействия. Как результат – верховенствует закон, а не чиновник.

Ещё в 1748 г. Ш. Монтескьё сформулировал этот принцип. «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то достичь свободы невозможно, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом.

Вместе с тем свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной и исполнительной. Если она объединена с законодательной, жизнь и свобода субъекта будет подвержена произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполнительной властью, судья может поступать со всей ожесточённостью угнетателя».

Разделение властей – это не просто «разъединение государственных органов». Оно должно сопровождаться системой взаимных сдержек и противовесов.

(А.П. Герасимов, текст адаптирован)

06.1. С опорой на знания обществоведческого курса покажите на двух фактах действие в РФ системы сдержек и противовесов.

06.2. В РФ судьи пользуются неприкосновенностью. Они, члены их семей и их имущество находятся под особой защитой государства. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два обоснования необходимости особой защиты и независимости судей.

06.3. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите высшие органы государственной власти РФ и укажите, к какой ветви власти каждый из них относится.

06.4. Какой принцип организации государственной власти описан в тексте? Назовите две характеристики, раскрывающие сущность этого принципа.

06.5. В чём автор видит опасность соединения отдельных ветвей власти между собой? Назовите условие, благодаря которому, по мнению автора, «ни одна из ветвей власти не может подчинять себе другую».

06.6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

07. Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их общем владении.

Всякое государство либо происходит от семьи, которая постепенно размножается, либо сразу учреждается посредством собирания народа воедино, либо образуется из колонии, происшедшей от другого государства… Но и те, и другие государства учреждаются по принуждению сильнейших или же в результате согласия одних людей добровольно передать в подчинение других людей всю свою свободу целиком, с тем чтобы эти последние ею распоряжались, опираясь на суверенную власть, либо без всяких законов, либо на основе определённых законов и на определённых условиях.

Государство должно обладать достаточной территорией и местностью, пригодной для жителей, достаточно обильным плодородием страны, множеством скота для пропитания и одежды подданных, а чтобы сохранять их здоровье – мягкостью климата, температуры воздуха, доброкачественной водой, а для защиты народа и пристанища для него – материалами, пригодными для строительства домов и крепостей, если местность сама по себе не является достаточно укрытой и естественно приспособленной

к защите. Это первые вещи, которым больше всего уделяется забот во всяком государстве. А уж затем ищут удобств, как лекарства, металлы, краски.

А поскольку желания людей чаще всего ненасытны, они хотят иметь

в изобилии не только вещи полезные и необходимые, но и приятные бесполезные вещи.

Так как мудрый человек есть мера справедливости и истины и так как люди, почитаемые мудрейшими, согласны между собой в том, что высшее благо частного лица то же, что высшее благо государства, и не делают никакого различия между добродетельным человеком и хорошим гражданином, то мы так и определим истинную вершину благоденствия и главную цель, к которой должно быть направлено справедливое управление государством. (Ж. Боден)

07.1. Какие три направления формирования государства отмечены в тексте?

07.2. Автор упоминает о справедливом управлении государством. Какими принципами должно руководствоваться справедливое государство

в современном мире? Используя обществоведческие знания, назовите два принципа и поясните каждый из них.

07.3. Кого автор называет хорошим гражданином? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите любые два качества, которыми должен обладать хороший гражданин, и поясните своё мнение (по поводу каждого качества).

07.4. Какие требования к территории государства предъявляет автор? (Укажите любые четыре требования.)

07.5. Согласно летописи, созданию государства у восточных славян способствовало приглашение варягов и учреждение княжеской власти. Какой из упомянутых в тексте способов создания государства имел место в данном случае? Назовите другой способ, упомянутый автором, и конкретизируйте его примером.

07.6. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

08. Итак, политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает.

В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Если о каком-то вопросе говорят: это «политический» вопрос, о министре или чиновнике: это «политический» чиновник, о некоем решении: оно «политически» обусловлено, – то тем самым всегда подразумевается, что интересы распределения, сохранения, смены власти являются определяющими… Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчинённому другим целям (идеальным или эгоистическим), либо к власти «ради неё самой», чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она даёт. [. ]

Можно заниматься политикой, т. е. стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри их, как в качестве политика «по случаю», так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при хозяйственной деятельности. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на «политическом» собрании, произносим «политическую» речь и т. д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками «по совместительству» являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правление партийно-политических союзов, которые – по общему правилу – занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первостепенным «делом жизни» ни в материальном, ни в духовном отношении. [. ]

Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить «для» политики, либо жить «за счёт» политики и «политикой». Данная противоположность отнюдь не исключительная. Напротив, обычно, по меньшей мере духовно, но чаще всего и материально, делают то и другое; тот, кто живёт «для» политики, в каком-то внутреннем смысле творит «свою жизнь из этого» – либо он открыто наслаждается обладанием властью, которую осуществляет, либо черпает своё внутреннее равновесие и чувство собственного достоинства из сознания того, что служит «делу», и тем самым придаёт смысл своей жизни. Пожалуй, именно в таком глубоком внутреннем смысле всякий серьёзный человек, живущий для какого-то дела, живёт также и этим делом. (М. Вебер)

08.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

08.2. К какому типу политиков относится большинство рядовых граждан государства? Какие формы их политического участия указаны в тексте? Назовите любые две другие формы политического участия этой категории граждан.

08.3. Какие типы политиков названы автором? Укажите три типа и дайте краткую характеристику каждого из них.

08.4. Какие два мотива могут, по мнению автора, руководить человеком, занимающимся политикой? В чём, по вашему мнению, состоит опасность жизни «для политики»? Используя содержание текста и обществоведческие знания, выскажите два предположения.

08.5. Существует мнение, что жить «за счёт» политики аморально. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в опровержение этого мнения.

08.6. Что автор называет политикой? Проиллюстрируйте примером это определение.

09. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на референдуме Российской Федерации. Референдум Российской Федерации не может быть использован в целях принятия решений, противоречащих Конституции Российской Федерации, а также в целях ограничения, отмены или умаления общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, конституционных гарантий реализации таких прав и свобод. Статья 1. Референдум Российской Федерации (далее также – референдум) – всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Статья 2. 1. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании. 2. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. 3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на равных основаниях. Каждый участник референдума обладает равным числом голосов. 4. Гражданин Российской Федерации голосует за вынесенный (вынесенные) на референдум вопрос (вопросы) или против него (них) непосредственно. 5. Участие гражданина Российской Федерации (далее также – гражданин) в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, в выдвижении инициативы проведения референдума, в подготовке и проведении референдума, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. 6. Голосование на референдуме (далее – голосование) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина Российской Федерации, в том числе наблюдения за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования. (Извлечение из Закона «О референдуме Российской Федерации»)

09.1. Сформулируйте основную идею вводной части. Озаглавьте статьи 1 и 2.

09.2. Как Закон защищает равноправие граждан при проведении референдума? Укажите два положения Закона (можно не переписывать положения Закона, а указать соответствующие статью и пункты).

09.3. С опорой на текст и обществоведческие знания раскройте смысл следующих понятий: а) «добровольное и свободное участие граждан РФ в референдуме», б) «тайное голосование».

09.4. Референдумы и выборы являются формами участия граждан в политической жизни. Опираясь на знания обществоведческого курса, назовите любые другие четыре другие формы политического участия граждан.

09.5. Конституция РФ была принята всенародным голосованием. С опорой на обществоведческие знания приведите два объяснения причин вынесения этого документа на всенародное голосование.

09.6. Что Закон называет референдумом? С опорой на обществоведческие знания и текст укажите главное отличие референдума от выборов.

10. Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга. Возможен такой государственный строй, при котором никого не будут понуждать делать то, к чему его не обязывает закон, и не делать того, что закон ему дозволяет.

В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского.

В силу первой власти государь или учреждение создаёт законы, временные или постоянные, и исправляет или отменяет существующие законы. В силу второй власти он объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность, предотвращает нашествия. В силу третьей власти он карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую – просто исполнительной властью государства.

Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности. Чтобы обладать этой свободой, необходимо такое правление, при котором один гражданин может не бояться другого гражданина.

Если власти законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.

Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от властей законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. (Ш. Монтескьё, текст адаптирован)

10.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

10.2. Какой принцип организации государственной власти описан в тексте? Какие три рода власти выделены автором?

10.3. Используя текст и обществоведческие знания, приведите три обоснования необходимости независимости судебной власти.

10.4. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт, назовите любые три проявления политической свободы граждан РФ.

10.5. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите высшие органы государственной власти РФ и укажите, к какой ветви власти каждый из них относится.

10.6. Какой смысл Ш. Монтескьё вкладывает в понятие «политическая свобода»? Какие три условия необходимы, по его мнению, для осуществления политической свободы?

11. Ресурсы власти так же разнообразны, как многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного и личного производства и потребления, деньги как их всеобщий эквивалент, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.п. Социальные ресурсы –способность повышения или понижения социального статуса. Принудительные (силовые) ресурсы – это армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека жизни, свободы, собственности – высших ценностей. Культурно-информационные ресурсы – знания и информация, а также средства их получения и распространения (наука и образование, религия и искусство, средства массовой информации и др.). В конце XX – начале XXI в. знания и информация становятся важнейшим ресурсом власти. В ходе общественного развития традиционные ресурсы власти (сила и богатство) несколько утрачивают влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и обладание информацией. Конечно, далеко не во всех странах знания и информация имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами. Специфическим ресурсом власти является сам человек – демографические ресурсы. Люди – это универсальный, многофункциональный ресурс, который производит другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и член партии (политико-силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти лишь в одном из своих многочисленных измерений – будучи использована как средство реализации чужой воли.
В целом же человек не только ресурс власти, но и её субъект и объект. (По материалам интернет-издания)

11.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

11.2. Почему принудительные (силовые) ресурсы считаются наиболее эффективным источником власти? Какой важнейший ресурс власти в современном обществе указан в тексте?

11.3. Какие примеры экономических и социальных ресурсов привел автор? Объясните, как связаны экономические и социальные ресурсы.

11.4. Проиллюстрируйте примерами мысль автора о том, что человек может быть: а) ресурсом власти; б) субъектом власти; в) объектом власти. (К каждой позиции приведите соответствующий пример.)

11.5. Приведённая классификация ресурсов политической власти может применяться к власти в семье, другой малой группе. Приведите два аргумента (объяснения) в обоснование этой позиции.

11.6. Приведите два объяснения того, что применение комплекса ресурсов власти эффективнее, чем применение одного любого ресурса.

12. Ключевой элемент демократии – полноправие граждан. Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т.д. Все эти формы являются составными частями демократической практики. Другой общепризнанный показатель демократии – власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен – идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании. Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств. Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений – без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан – более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага. (По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)

12.1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

12.2. С опорой на текст и обществоведческие знания объясните смысл понятия «гражданское общество». Приведите два примера деятельности организаций гражданского общества.

12.3. Как, по мнению авторов, граждане могут влиять на власть (укажите два способа влияния)?

12.4. Авторы упоминают выборы, проводимые на «честной основе». Укажите любые три требования, которым должны соответствовать демократические выборы.

12.5. Авторы связывают демократию с пониманием гражданами общих нужд. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой связи.

12.6. Какие элементы (показатели) демократии названы в тексте (назовите любые три элемента (показателя)?

Источник

Помогите пожалуйста. Обществознание. Демократия.

Демократия требуется не для хорошего управления государством, но в качестве гаранта, обеспечивающего нам право беспрепятственно стремиться к осуществлению высших идеалов общественной и частной жизни.
Демократия по сути своей – средство для защиты социального мира и свободы личности.
Происходит ошибочное и безосновательное убеждение, что, пока высшая власть в стране принадлежит воле большинства, это является верным средством от произвола. Противоположное утверждение было бы не менее ошибочным: вовсе не источник власти, а её ограничение является надёжным средством от произвола. Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться. Если же демократия решает свои задачи при помощи власти, не ограниченной твёрдо установленными правилами, она неизбежно вырождается в деспотию.
Граждане тоталитарного государства совершают аморальные действия из преданности идеалу. И хотя идеал этот представляется нам отвратительным, тем не менее, их действия являются вполне бескорыстными. Этого, однако, нельзя сказать о руководителях такого государства. Чтобы участвовать в управлении тоталитарной системой, недостаточно просто принимать на веру благовидные объяснения неблаговидных действий. Надо самому быть готовым преступать любые нравственные законы, если этого потребуют высшие цели. И поскольку цели устанавливает лишь верховный вождь, то всякий функционер, будучи инструментом в его руках, не может иметь нравственных убеждений.
(По А. Хайеку)

1С опорой на текст и знания обществоведческого курса сформулируйте любые три вопроса, позволяющие сравнить демократический и недемократический режимы.
2При каком условии демократия может выродиться в деспотию? Какое средство, по мнению автора, может помешать власти стать диктатурой?
3Как автор характеризует демократию? (Выпишите любые два предложения из текста.)
4В тоталитарном государстве нередко политические идеалы более значимы, чем моральные ценности. Используя текст и обществоведческие знания, объясните, в чём опасность такой ситуации (приведите два объяснения).
5Как гражданское общество может повлиять на развитие демократии в стране? (Используя текст и обществоведческие знания, укажите любые три направления влияния.)
6Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Источник

Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться (Фридрих Хайек)

В этом высказывании известного австро-британского экономиста и философа затрагивается вопрос укрепления демократии, в целях предотвращения возникновения диктатуры. Фридрих Хайек уверен в том, что для недопущения деспотизма за властью нужен постоянный контроль со стороны общества. Учёный также обращает наше внимание на то, что осуществлять такой контроль в реальности – это сложная задача.

Я согласен с данным утверждением Хайека. Действительно, достичь истинной, а не показной демократии непросто, однако именно она способна сделать государство по-настоящему правовым и справедливым. Достижение этого немыслимо без общественного контроля власти и без активного участия самих граждан в политическом процессе.

Обратимся к теоретическим аспектам этой цитаты. Демократией называется такой политический режим, при котором единственным источником власти является народ, а государственная власть осуществляется его по воле и в его интересах. Однако власть, вне зависимости от характера политического режима, всегда проявляется как способность правителя или группы правящих лиц влиять на поведение граждан, подчинять их своей воле, делать свои решения общеобязательными, для всех без исключения. Поэтому при определённых условиях демократия может остаться таковой лишь формально, на самом деле эволюционируя в диктатуру.

Диктатура – это политический режим, при котором вся полнота власти сосредоточена в одних руках диктатора, либо принадлежит узкому кругу лиц, монополизировавших её. Диктатура отличается низким уровнем политической культуры в государстве, поскольку его повышение не является выгодным для властей. Диктатура может быть авторитарной (когда сохраняются внешние показные признаки демократии в некоторых сферах жизни, не касающихся политики) и тоталитарной (когда власть стремится к установлению тотального контроля над обществом, вплоть до частной жизни людей).

Литературным примером, иллюстрирующим истинность изречения Фридриха Хайека, может послужить сюжет известного романа-антиутопии Джорджа Оруэлла «Скотный двор». Писатель описывает постепенный переход от демократии к диктатуре на примере вымышленного восстания животных на ферме, которые изгнали людей и стали править своим обществом самостоятельно. Некоторое время принципы равенства ими соблюдались. Но затем правящая верхушка, состоящая из нескольких свиней, начала вводить для себя различные привилегии и переписывать законы по-иному. Например, вместо «Все животные равны» – «Все животные равны, но некоторые равнее других». Постепенно один боров сосредоточил все бразды правления в своих руках, «отодвинув в сторону» конкурентов, и на скотном дворе окончательно установилась диктатура. Таким образом, общество, не умевшее и не хотевшее контролировать власть, допустило превращение демократии в деспотизм.

Ярким примером из отечественной истории можно Новгородское княжество периода Средневековья. Фактически, оно было республикой. Все важнейшие политические вопросы решались народом, который собирался для этого на вече, и учитывались даже голоса простолюдинов. Роль «политических партий» выполняли влиятельные боярские и купеческие кланы. Они, с одобрения народа, приглашали на новгородский стол князей, которые реальной политической власти не имели и по факту лишь выполняли роль наёмных военачальников. Несмотря на феодальный строй, новгородцам несколько веков удавалось сохранять свой демократический режим, обеспечивая ему защиту от диктатуры – неограниченной власти князей.

Подводя итоги своих рассуждений, я хочу сделать следующий вывод. Для сохранения и поддержания стабильности демократического режима политической власти необходимо, чтобы граждане контролировали эту власть и принимали активное участие в политической жизни общества и государства.

Источник



«Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться» Хайек (идея – теория – факты) (ЕГЭ обществознание)

Раскроем смысл данного афоризма, рассмотрев принципы, механизмы и институты демократии, не позволяющие ей превратиться в диктатуру.

Демократия — это политический режим, при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти. Этот важнейший принцип народовластия заключается в том, что сам народ через институт свободных и альтернативных выборов на основе всеобщего, равного, прямого, тайного голосования выбирает тех, кого хотел бы видеть во власти. Так, депутатами парламента становятся представители тех партий, которые предоставили обществу наиболее востребованные программы, а президентом – тот, кто с точки зрения большинства народа, сможет управлять страной в интересах этого большинства. Демократия основана на принципе большинства — именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю. Кроме того, в настоящих демократиях обязателен политический плюрализм и свобода СМИ: все политические партии и кандидаты, претендующие на власть, должны конкурировать в честной борьбе и освещаться свободными и конкурирующими между собою СМИ.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Итак, сам народ через периодические выборы и сменяемость власти контролирует эту власть.

Мы перечислили важнейшие принципы демократии. Но история знает примеры перерождения демократии в диктатуру, когда эти механизмы не срабатывали. Вспомним Германию после 1 мировой войны. Там установилась очень даже демократическая Веймарская республика, власть осуществляли избранный народом парламент и президент. Но в 1933г. абсолютно демократическим путем, через выборы в рейхстаг, победила фашистская партия, а её лидер А.Гитлер вскоре стал вождем, т.е. диктатором. Таким образом, сами по себе прекрасные демократические принципы и институты не могут гарантировать от сползания в авторитаризм или тоталитаризм.

Какой же «демократический контроль» должен постоянно срабатывать, не давая совершить это перерождение? Самое главное – это сильное правовое государство, которое во главу угла ставит закон. Верховенство закона – вот главный признак демократии. Гитлер стал вождем, потому что тогда в Германии, прежде всего, был нарушен закон: после смерти президента Гинденбурга новые выборы так и не были назначены. Гитлер сосредоточил в своих руках всю власть, сделал послушным парламент, уничтожив еще одного контролера – принцип разделение властей, когда каждая из ветвей власти самостоятельна и независима в своих компетенциях и полномочиях. Там, где этот принцип разделения существует не только юридически, но и фактически, там нет возможности для власти «стать диктатурой».

Важнейшим контролером является сама процедура принятия законов. Например, по Конституции РФ, демократического и правового государства, законы принимаются Федеральным собранием: законопроекты и законы проходят через сито различных профильных комитетов, нескольких чтений в ГД, одобрение в Совфеде, через подпись Президента. И на каждом этапе идет согласование, проверка и контроль: в том числе и на предмет соответствия главным принципам демократии и правам человека. Более того, если обнаружится, что принятый и уже действующий закон противоречит Конституции РФ, то он проверяется Конституционным Судом РФ на соответствие Конституции, основному закону РФ.

Думается также, что демократическое государство должно «трудиться» еще над одной проблемой – повышение жизненного уровня и политической культуры граждан своей страны. Большая доля среднего класса, развитое гражданское общество, политическая культура гражданского участия – вот что является обязательными условиями сохранения демократии и гарантией от её перерождения в диктатуру.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id54750

Источник

Ф. Хайек: «Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться» (ЕГЭ обществознание)

В своём высказывании Ф. Хайек затрагивает идею становления демократии для предотвращения диктатуры власти.

Автор хотел сказать, что необходимо пройти через трудности, чтобы установить демократию, которая способна ограничить произвол власти. Действительно, достичь демократии непросто, однако именно она способна сделать по-настоящему государство правовым.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Для подтверждения данной точки зрения обратимся к теории.

Демократия способна предотвратить диктатуру, которая возникает в тоталитаризме – политическом режиме, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сферами жизни общества. К чертам тоталитаризма относят: наличие одной единой идеологии, направленной на построение нового типа общества; наличие единственной партии, которая сливается с государственным аппаратом; культ личности диктора, которому принадлежит вся полнота власти. Для формирования и развития демократии необходимы условия: высокий уровень социально-экономического развития государства, способного обеспечить благосостояние всем гражданам; многообразие форм собственности с рыночной экономикой; высокая степень правового сознания граждан и их политической культуры. Помимо теоретических доводов можно привести ряд конкретных примеров.

Для начала обратимся к историографии. Известно, что на Руси во время феодальной раздробленности сложилось множество городов со своей властью. Такой была и Новгородская Республика: в 1136 году жители Новгорода арестовали князя Всеволода Мстиславовича и изгнали его из города. Тогда же вече (народное собрание) решило приглашать князей. Но князья фактически не имели политических прав, так как были в роли наемных военачальников. Их задачей также была высшая судебная власть и сбор дани с покоренных земель. Все политические вопросы решал народ, собираясь на площади, где учитывался даже голос простолюдина. Все это было сделать непросто: между горожанами были противоречия, велась борьба между боярскими семьями. Тем не менее, новгородцы сумели преодолеть все разногласия и сохранить демократический режим на несколько столетий, обеспечив себе защиту от диктатуры князей.

Другим примером я бы хотела осветить факт общественной жизни. Сегодня Российская Федерация является демократическим государством: источником власти является народ, обеспечивается защита прав и свобод граждан, соблюдается порядок разделения властей. Однако, для поддержания такой системы необходим труд: многие граждане посвящают свою жизнь политике, стараясь активно принимать в ней участие и не давать власти превышать свои полномочия. Также многие граждане вступают в различные политические партии, как, например, «Единая Россия», «справедливая Россия», КПРФ и другие, где выдвигают предложения по улучшению жизнь граждан РФ. Так, труд каждого гражданина обеспечивает настоящую демократию, предотвращающую возникновение диктатуры.

Таким образом, проанализировав теоретические доводы и фактические примеры, можно сделать вывод: необходимо преодолеть немало трудностей, чтобы достичь и обеспечить демократический режим, который способен предотвратить произвол властей, их диктатуру.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id61885

Источник

Читайте также:  Перметрин в каких средствах