Меню

Презентация умк пнш как средство реализации принципов фгос в образовательном процессе

Реализация системно-деятельного подхода в рамках введения ФГОС средствами УМК «Перспективная начальная школа»
презентация к уроку по теме

Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов.

Скачать:

Вложение Размер
realizatsiya_sistemno-deyatelnogo_podkhoda_sredstvami_umk_pnsh.docx 38.01 КБ
prezentatsiya_k_rayonnomu_seminaru.pptx 1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16 а. Малый Барханчак

Ипатовского района Ставропольского края

Выступление на районном методическом объединении

учителей начальных классов на тему:

«Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения

ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

учителя МКОУ СОШ №16 а. Малый Барханчак

Ипатовского района Ставропольского края

Исхаковой Змри Камильевны

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках введения ФГОС НОО средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Важнейшей особенностью нового Федерального государственного образовательного стандарта 2-го поколения является реализация системно-деятельностного подхода. Задача школы сегодня – не дать объем знаний – а научить учиться. Чему же должен научиться ребёнок? Мы все помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал: «Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод». Притча гласит: не давать рыбу, надо научиться ловить её. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть универсальными учебными действиями , которые формируют фундаментальное ядро образования. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу — закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка, включающую систему учебных и познавательных мотивов.

Развитие личности ребенка через формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приемов работы с информацией отныне становится приоритетом начального общего образования.
Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем. Для решения этой задачи используется технология деятельностного метода обучения, реализацию которого необходимо начинать с первого класса.

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача учителя, так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.

Что же представляет собой учение как деятельность?

Термин деятельность определяет любую активность, любую работу человека.

Все объекты познания в школе, как и в окружающем мире представлены как системы, поэтому соответствующим подходом их изучения является системный.

Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований.

Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной учебной деятельности. Внедрение системного подхода в учебную деятельность школьников преобразует его в системно-деятельностный.

СИСТЕМЫ→СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД →ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ =
= системно – деятельностный подход СДП- то есть у учащихся формируется система знаний по предмету.

Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить, и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры.

Новые знания тоже не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя.

Собственная учебная деятельность школьников – важная составляющая СДП.

Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности.

Осмысленная и целенаправленная деятельность школьников по овладению знаниями определяется как учебная деятельность.

Что же означает деятельностный подход?

Деятельностный метод обучения — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Деятельностный подход к обучению предполагает:

• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;

• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

• формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;

• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться .

Расшифруем их так:

искать – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;

думать – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а также с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;

сотрудничать – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

приниматься за дело – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, организовать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;

адаптироваться – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.

Систематическое и методически правильное применение деятельностного метода и приёмов работы по развитию общеучебных умений в начальной школе развивает не только учебную деятельность учащихся, но и повышает качество образования.

Ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

В связи с переходом на ФГОС второго поколения учителю начальных классов надо будет поменять методы работы с классом и с каждым учащимся в отдельности. Изменить свой подход к учебно-воспитательной деятельности с позиции новых требований, предъявляемых современным обществом к выпускнику школы.

Поэтому меняется роль учителя: переориентация учителя из информатора в консультанта и организатора исследовательской деятельности младших школьников.

У педагога должен произойти процесс принятия и нахождения себя в новом поле профессиональной деятельности, заданном параметрами образовательного Стандарта второго поколения.

Правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в школе единым образовательным процессом.

— определить возможности использования деятельностного метода на уроках в начальной школе;

— через развитие навыков учебной деятельности обучающихся повышать уровень образования младшего школьника.

— раскрыть понятие деятельностного метода, используя педагогическую и методическую литературу;

— показать специфику применения деятельностного метода в начальной школе;

— разработать методические рекомендации по построению уроков в технологии деятельностного метода обучения.

Научиться учиться — главный тезис деятельностного подхода. Уметь учиться — это значит понимать, чего я не знаю, и самостоятельно находить способ справиться с затруднением, получить знание.

Умеющий учиться – это попросту тот, кто умеет вступать в учебные отношения с любым источником знаний, умений, навыков: с книгой, Интернетом, с любым умелым и знающим человеком.

А для ребёнка таким источником, как правило, оказывается учитель начальной школы. Умение сотрудничать с учителем – вот тот начальный уровень развития умения учиться, который должен быть достигнут младшими школьниками.

Ученики на уроках работают в соответствии со своими возможностями, участвуют в равноправном диалоге, осознают ценность своего участия в решении самых разных учебных задач. Данная технология требует от учащихся умения высказать своё мнение, обосновать его, выстроить цепочку логических рассуждений. Учебный процесс протекает более эффективно, когда я говорю меньше, чем мои ученики. Даю детям возможность развивать в себе умение видеть каждое явление с разных точек зрения, прислушиваться к мнению окружающих, делать собственные выводы, не бояться доказывать свою точку зрения. Технология деятельностного метода означает, что постановку учебной проблемы и поиск её решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога. Дети под моим руководством, но с высокой долей самостоятельности, отвечая на вопросы, открывают для себя новое знание.

То, что «открыто» самими детьми, требует меньших затрат на отработку, и эти знания отличаются более высоким уровнем качества, чем полученные традиционным преподаванием.

Задачу по формированию учебной деятельности необходимо решать буквально с первых уроков 1 класса. Для успешного протекания учебной деятельности необходим мотив, цель, конкретные действия и операции, контроль и оценка результата.

Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов :

Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.

Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:

1. уроки «открытия» нового знания;

2. уроки рефлексии;

3. уроки общеметодологической направленности;

4. уроки развивающего контроля.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования

Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
  • устанавливаются тематические рамки (“могу”).
  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
  • девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут

Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации.

Методы постановки учебной проблемы:

  • побуждающий, подводящий диалоги;
  • мотивирующий приём “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)

III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут

Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Для этого учащиеся должны:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

V. Первичное закрепление – 4-5 минут

Цель: проговаривание нового знания, (запись в виде опорного сигнала)

фронтальная работа, работа в парах;

комментирование, обозначение знаковыми символами;

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.

Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение — 7-8 минут.

Сначала детям предлагаются задания, которые содержат

новый алгоритм, новое понятие.

Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

  • Какую задачу ставили на уроке?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Какие получили результаты?
  • Что нужно сделать ещё?
  • Где можно применить новые знания?
  • Что на уроке у вас хорошо получилось?
  • Над чем ещё надо поработать?

Особенность деятельностного метода – самостоятельное “открытие” детьми нового знания в процессе исследовательской деятельности. Это способствует тому, что знания и учебные умения приобретают для обучающихся личную значимость.

Деятельностный метод является универсальным средством, предоставляющим учителю инструментарий подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт также и групповая форма работы.

Возьмем самый простой вид групповой работы – работу в парах. На этапе закрепления новой темы, например, мы предлагаем ученикам придумать для соседа по парте задание по закрепляемой теме. Указываем на необходимость прослушать не только полученный ответ, но и объяснение, как этот ответ получен. Разрешаем учащимся в случае разногласий задать вопрос учителю или учащимся с соседней парты. Выделяется на выполнение этого задания конкретное время, вполне достаточно 5 минут.

В течение этого времени каждый ученик класса получит возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, в случае необходимости еще раз получить разъяснение. Каждый при этом еще и выступит в роли эксперта.

Это небольшое упражнение очень действенно. А проводить его можно, как и сразу после объяснения учителя и рассмотрения нескольких примеров из учебника, так и на следующий день, после выполнения учащимися домашнего задания. Очевидно, что такое упражнение можно проводить при изучении самых разных тем.

В это время осуществляется включённый контроль, т.е. учитель слушает ответы то одного, то другого ученика в различных парных группах и соответственно оценивает их, помогает ученику, выполняющему в данный момент функцию учителя, корректировать ошибки в момент их возникновения, оценивает не только отвечающего, но и качественную работу “учителя”. Положительным моментом такой работы является несомненно то, что половина учащихся класса одновременно учатся говорить, учатся видеть, слышать, исправлять ошибки других, тем самым обогащая, закрепляя и свои знания.

Никакой предмет нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед. В традиционной форме обучения большинство учащихся большую часть урока так и остаются наблюдателями. А вот работая в парах или группах, общаясь с соседом, проговаривая ему выученные формулировки, имея возможность научить кого-то тому, что знаешь сам, и получить, в случае необходимости, консультацию или разъяснение, ученики формируют и позитивное отношение к предмету, и навыки выполнения различных заданий. Качество знаний учащихся повышается, процесс обучения становится более успешным.

Таким образом, использование приёмов проблемного обучения, проектных методик и групповых форм работы даёт учителю возможность реализовать деятельностный подход в обучении младших школьников.

В УМК «Перспективная начальная школа» деятельностному характеру обучения уделено основное внимание. Основная идея этой программы решает важную задачу современной системы образования. Это оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях социально организованной учебной деятельности, где ученик, как равноправный участник процесса обучения, выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Основные принципы построения УМК это:

  • Принцип непрерывного развития каждого ребенка.
  • Принцип целостности картины мира.
  • Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей.
  • Принципы прочности и наглядности.
  • Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка.

Анализ работы по программе «Перспективная начальная школа» показывает, что все принципы, заложенные в данной системе, направлены на формирование личности ребенка.

Особенность УМК «Перспективная начальная школа» состоит в том, что входящие в его состав учебники опираются на коммуникативные технологии, что соответствует новым ФГОСам. Их цель — научить школьников:

  • общаться с одноклассниками и взрослыми;
  • обосновывать собственную точку зрения;
  • уважать другую точку зрения;
  • владеть устной диалогической речью
  • смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения; Например, в учебнике по окружающему миру понятие Родина рассматривается с разных сторон. Родина – это и то место, где ты родился и живёшь и огромное государство.

Все учебники УМК имеют яркие иллюстрации, что немаловажно для детей этого возраста. Материал даёт представление о целостности картины мира и роли в этом мире ребенка.

Рядом с учащимися на протяжении всей начальной школы на страницах учебников по всем предметам разворачивается жизнь их сверстников (старшей сестры-Маши и младшего брата — Миши Ивановых). У них есть конкретные родители, родственники со своими биографиями и именами.

Познавательная деятельность основана на постоянном участии детей в тех событиях, которые происходят с Машей и её младшим братом Мишей; ученики стараются ответить на вопросы героев учебника, знакомятся с их суждениями, часто очень разными, и, соответственно, выстраивают свои взаимоотношения со сверстниками.

Материал учебников доступно и ясно излагается, способствует формированию умений и компетенций. Практические задания позволяют анализировать, учат работать со справочной литературой и дополнительными материалами.

Ребенок может найти интересующие его дополнительные материалы в Интернете, т.к. в учебнике опубликованы соответствующие адреса. Учебники дополнены тетрадями на печатной основе, словарями (орфографический, этимологический, толковый, обратный, произношения и образования слов), хрестоматиями (по литературному чтению и окружающему миру).

Школьники используют информацию, взятую из Интернета, хрестоматий, дополнительной литературы, для самостоятельной подготовки докладов, сообщений, углубляющих раскрытие темы урока. Они учатся выступать перед классом, задавать друг другу вопросы, обсуждать услышанное.

Задания учебника ориентирует школьника на открытие знаний, их осмысление, возможность применения для оценки жизненных ситуаций.

Важно, что методический аппарат программы помогает учителю организовать учебный диалог, сформулировать проблему, распределить работу в парах и группах, провести практические работы, опыты, эксперименты.

Система заданий дает учителю возможность организовать проблемно-диалоговое обучение пошагово, поэтапно. Учителю не нужно выдумывать ничего нового, «создавать велосипед», а только умело использовать богатый материал УМК.

Использование проектной деятельности на уроке ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний преподаватель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, искать нестандартные решения, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.

Реализация системно-деятельного подхода позволяет активизировать познавательную деятельность ребенка, развивать самостоятельность и инициативу в обучении, формирует сознательный интерес к предмету. Ребенок не получает готовую информацию, он понимает, что на уроке сделал «небольшое открытие».

Следует отметить, что УМК «Перспективная начальная школа» реализует механизмы формирования всего комплекса универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных).

Формирование некоторых личностных УУД происходит в процессе работы над системой заданий, ориентирующих детей на оказание интеллектуальной помощи героям. Например, задания: «Помоги Мише (Маше) объяснить что-то или подтвердить его точку зрения, доказать что-то или ответить на вопрос».

Благодаря учебнику по математике под редакцией А.Л.Чекина, ребята учатся контролировать свою деятельность по ходу или по результатам выполнения задания. Система заданий, ориентирует младшего школьника на проверку правильности выполнения их по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, рисунков. Регулятивные УУД формируются с помощью заданий типа: «Проверь свое решение по «Таблице сложения» или «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?».

В учебнике литературного чтения под редакцией А.Н.Чураковой заложен огромный искусствоведческий материал, в «Музейном доме» размещены художественные репродукции. Тексты, представленные в учебнике, воспитывают у ребенка такие человеческие качества как доброту, толерантность, ответственность, способность сопереживать и помогать. Взаимопомощь проявляется уже на уроке. То, что ученику не удается выполнить самостоятельно, он делает с помощью своего соседа по парте или в условиях групповой работы.

Если возникают трудности в конкретной малой группе, то обсуждение происходит уже в процессе коллективной деятельности, всегда учитывается позиция собеседника, что позволяет формировать коммуникативные УУД.

Познавательные УУД формируются в процессе работы над проблемной ситуацией; поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений; структурирование заданий; анализ объектов с целью выделения признаков.
Формирование УУД прослеживается на протяжении всего курса обучения.

Реализация системно-деятельностного подхода в УМК «Перспективная начальная школа» позволяет удовлетворить стремление ребенка мыслить и действовать самостоятельно, формирует интерес к учению, помогает реализовывать свои образовательные потребности.

Исходя, из выше сказанного можно сделать вывод о возможности достижения высоких образовательных результатов при использовании УМК «Перспективная начальная школа».

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Реализация системно-деятельностного подхода средствами УМК «Перспективная начальная школа»

Концепция СДП базируется на тезисах 2 3 1 Окружающий мир – объект познания учащихся, имеет системную организацию. Любые объекты его могут быть представлены как системы. Вне систем они существовать не могут. Развитие систем подчиняется законам диалектики, она является основой и системных исследований. Применение учащимися системных исследований возможно только на основе их собственной УД.

СИСТЕМЫ → СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД →ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ = системно – деятельностный подход (СДП)

Собственная УД школьников – важная составляющая СДП Text Text Какова деятельность – такова и личность Вне деятельности нет личности деятельность личность УД становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

СОТРУДНИЧАТЬ ИСКАТЬ ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО АДАПТИРОВАТЬСЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ДУМАТЬ

Так учили Так будут учить Не заставляйте ребенка заучивать учебник и искать готовые ответы! Текст нужно понять и уметь использовать! 1. Учитель проверяет Д/ з . Ученик «выучил – пересказал». 2. Учитель объявляет новую тему. 3. Учитель объясняет новую тему («сиди и слушай!»). 4. Учитель проверяет, как поняли «повтори!»). 1 .Ученики сами вспоминают знания, которые пригодятся. 2. Учитель создает ситуацию. Ученики называют тему, вопрос. 3. Ученики сами открывают новые знания (в диалоге с учителем , в учебнике). 4. Ученики делают вывод по теме.

Так учили Так будут учить Не требуйте, чтобы ребенок читал и выполнял все, что есть в учебнике! Нужно учиться выбирать главное и интересное! «Успешный ученик тот – кто читает весь учебник и выполняет все задания – «от корки до корки». Задания и тексты в учебнике даны с избытком – для выбора. На контрольных спрашивается только малая часть того, что есть в учебнике.

Так учили Так будут учить Нельзя останавливать ребенка словами: «Мал еще, взрослые лучше знают!» Поддержите ребенка, если он высказывает и аргументирует свою точку зрения. В учебнике всегда есть один правильный ответ! В учебнике излагается одна «правильная» точка зрения. Часто в учебнике нет готового ответа, его надо создать самим, опираясь на текст. Почти на любой творческий вопрос может быть несколько правильных ответов.

Родители не должны делать за ребенка домашнее задание и другие дела, которые он может сделать сам. Поддержите стремление ребенка быть самостоятельным. «Если не успел что-то сделать на уроке – дома с родителями разберешься». Домашнее задание – это способ развития самостоятельности. Так учили Так будут учить

В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества . К аждому педагогу начальной школы важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности . Учитель должен быть способен организовывать, направлять диалоговые отношения между учениками, владеть техникой педагогического общения, сотрудничества, хорошо знать новое предметное содержание, опираться в своей педагогической деятельности на психологические особенности ребенка младшего школьного возраста. При деятельностном подходе к обучению основные усилия учителя должны направляться на помощь детям не в запоминании отдельных сведений, правил, а в освоении общего для многих случаев способа действия. Актуальность

Структура учебной деятельности Мотивы Учебная цель Планирование деятельности по достижению цели Учебные действия по «открытию» и освоению общих способов решения учебной цели и приемов определения условий их применения Контроль Оценка

Принцип целостного представления о мире. у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе — обществе — самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук . Принцип деятельности. формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания. Принцип непрерывности. преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики . Дидактические принципы Принцип творчества ( креативности ). предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности .

Принцип минимакса. школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню. Принцип психологической комфортности. снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Принцип вариативности. предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов.

Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Сам процесс учения должен быть творческим Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя. Основные положения технологии деятельностного метода обучения.

уроки «открытия» нового знания ; На уроках «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия. уроки рефлексии ; На уроках рефлексии учащиеся закрепляют построенные надпредметные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их . уроки общеметодологической направленности ; Уроки построения системы знаний посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала. уроки развивающего контроля . Целью уроков развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

— Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. — Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) — Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. — Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. — Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. — На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Критерии результативности урока

— Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. — Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. — Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. — Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. — Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. — На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.) Критерии результативности урока

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Актуализация и фиксирование индивидуального затрудне­ния в пробном действии. Выявление места и причины затруднения . Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство ). Реализация построенного проекта . Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону . Включение в систему знаний и повторение . Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог урока ). Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода

Продолжительность этапов на уроке ОНЗ

Цель : мотивировать ( самоопределить ) учащихся к учебной деятель­ности. Приёмы работы: • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте); • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются; • девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); • самопроверка домашнего задания по образцу. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: 1 ) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная (в речи) и знаковая (эталон) фиксация и обобщение ; — Что я выбрала для повторения? — Почему я выбрала именно это? (Это поможет нам сегодня учиться, узнать новое.) 2 ) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании . — Что вы будете делать с заданием, ведь в нем есть то, что вам неизвестно? (Мы попробуем.) — Зачем будете пробовать? (Чтобы потом самим найти новый способ.) — Это вам интересно? (Да.) Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного действия. — Значит, что нам надо сделать? (Надо подумать.) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Цель: 1 ) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково ) место — шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом дейст­вий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Чтобы помочь учащимся восстановить ход своих рассуждений и выявить место затруднения, можно задать им вопросы: — Какое задание вы выполняли? — Каким способом? — Что сделали сначала, потом? — Где возникло затруднение? Для выявления причины затруднения задаются вопросы типа: — Почему здесь возникло затруднение? — Чем это задание отличается от предыдущих? Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения

Цель: построить проект выхода из затруднения. Этим процессом руководит учитель. На первых порах ис­пользуется подводящий диалог. — Какую же цель нам надо поставить? (Например: научиться умножать двузначное число на однозначное.) — Как бы вы предложили сформулировать тему урока? (Умножение двузначного числа на однозначное.) -Что это такое? -Что я об этом уже знаю? -Чего я про это не знаю? Не понимаю? -Чему буду учиться? -Как записать (зарисовать, обозначить) проблему (вопрос, учебную задачу, цель)? Мы можем воспользоваться каким-то уже известным нам способом. Выявив , способ действий, надо построить план. В завершение уточняются средства, которые нужны для проек­тирования. — Как вы будете строить новое правило? Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Выбор действий, ведущих к решению учебной задачи; Определение последовательности действий; Подбор средств, необходимых для осуществления действий; Определение этапов решения учебной задачи Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство) -Какие действия мне (нам) необходимы для решения учебной задачи? -В какой последовательности я (мы) их буду выполнять? -Что (какие средства) помогут мне (нам) выполнить действия? — Сколько времени мне (нам) понадобится?

УУД, выполняемые учащимися при работе по ТДМ ПОСТРОЕНИЕ ПРОЕКТА ВЫХОДА ИЗ ЗАТРУДНЕНИЯ Требования к этапу УУД, выполняемые учащимися На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель , выбирают способ , строят план достижения цели; определяют средства, ресурсы и сроки , согласовывают тему урока. – формулирование цели учения ( Р ); – выбор способов решения задач ( Р ); – планирование ( Р ); – проектирование ( Р ); – осознанное построение речевого высказывания ( П ); – аргументация своего мнения ( К ); – учет разных мнений ( К ); – смыслообразование ( Л) .

Цель: 1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобре­тение недостающих знаний; 2) зафиксировать построенный способ действия в речи и знаках (с помощью эталона); 3) организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения; 4) уточнить общий характер нового знания . Поиск и построение способа решения учебной задачи (цели); Конкретизация способа; Применение способа Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. Реализация построенного проекта Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: 1) проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях; 2) организовать рефлексию усвоения нового способа по резуль­татам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности). В завершение проводится рефлексия усвоения нового способа. Можно задать вопросы: — У кого возникли трудности? С чем они связаны? — Что удалось? — У кого все получилось? Молодцы! Поставьте себе плюсы (или другие поощрительные знаки, принятые в классе: улыбающуюся рожицу, солнышко и т.д.). Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: 1) выявить границы применимости нового знания; 2) повторить учебное содержание, необходимое для обеспе­чения содержательной непрерывности. Организуя этот этап, учитель так подбирает задания, чтобы, с одной стороны, тренировалось использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для непрерывности содержательно-методических линий курса, а с другой — шла под­готовка к введению в будущем новых способов действия. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; 3) оценить собственную деятельность на уроке; 4) зафиксировать неразрешенные затруднения как направления, будущей учебной деятельности; 5) обсудить и записать домашнее задание. Возможные вопро­сы: — Чему научились? — Где эти знания можно применить? — Каким способом вы учились? Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Рефлексия — размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание. Reflexio – обращение назад. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия бывает: а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки –почему выбран тот или иной уровень) б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

Классификация приемов рефлексии

Рефлексия деятельности Лесенка успеха

3-4 ошибки Нет ошибок 1 ошибка

Словарная работа Фонети ческий разбор Изучение нового материала Работа в группах

1. сегодня я узнал … 2. было интересно … 3. было трудно … 4. я выполнял задания … 5. я понял, что … 6. теперь я могу … 7. я почувствовал , что … 8. я приобрел … 9. я научился … 10. у меня получилось … 11. я смог… 12. я попробую … 13. меня удивило … 14. урок дал мне для жизни … 15. мне захотелось … Рефлексия содержания учебного материала

«Плюс. Минус. Интересно» Плюс Минус Интересно

Разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России дидактический синквейн используется с 1997 года как заключительное задание по пройденному материалу. первая строка – название темы (одно существительное); — вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; — третья строка — описание действия в рамках этой темы тремя глаголами; — четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); — последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Механизмы формирования УУД у обучающихся на ступени начального общего образования (УМК «Перспективная начальная школа») 1 класс Формирование УУД при обучении грамоте и письму Личностные УУД: самоопределение — система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет (задания типа «Помоги Маше(Мише) объяснить, определить, ответить на вопрос»: Л. с. 5, 9, 13, 17,22, 34, 41, 46, 47, 48, 67). смыслообразование и нравственно-этическая ориентация — тексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей: А. «Мой дядя» (с. 48), «Енот» (с. 52), «Сосна» (с. 59), «Зайка» (с. 66), «Мишка» (с. 85), «Моя семья» (с. 88), «Капризы погоды» (с. 91), «Храбрый петух» (с. 94), «Глупая история» (с. 100), В.Б.ерестов «Верблюжонок» (с. 114), «Белая акация» (с. 118), «Ветхая избушка» (с. 120).

Познавательные УУД ( информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации): работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек. Например: А. «Затеи Деда Мороза» (с. 54-55 «Незваные гости» (с. 81), С. Маршак «Жадина» (с. 83), «Лесная школа» (с.98), «Дружище» (с. 105 – 106), «Что у нас во дворе» (с. 115), Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть» (с.122), Н. Новицкая «Как свинки пошли купить ботинки» (с. 123); поиск нужных слов (работа на цветном фоне — розовом, голубом, желтом — расставить эмоциональные и смысловые акценты): с. 31, 34, 36,47, 48, 51, 54, 58, 59, 61, 65, 68, 71, 74, 76, 79, 83 , 84, 93, 96, 101, 105, 107, 111, 112; Л. с. 58

Кто из учеников лесной школы катался на качели? Какая погода была в первый учебный день? Найди строчки и прочитай.

Приём реконструирования слов – сопоставление слов в минимальных парах, отличающихся друг от друга одной фонемой (буквой)

Обучение работе с разными видами информации: а) формирование умения поиска начала урока по условным обозначениям : символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике и тетради; б) формирование умения читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями; в) обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту); г) обучение работе с информацией, представленной в графической форме.

Формирование УУД средствами учебного предмета «Русский язык» Регулятивные УУД (контроль и самоконтроль): осуществление контроля процесса и результатов деятельности: задания типа «Миша сказал, что ему два раза встретился звук [о] в детских именах. П роверь: прав ли Миша? Д ля этого вернись к звуковой записи слов», «Маша сказала, что каждому твёрдому согласному звуку обязательно соответствует мягкий согласный звук. П роверь: права ли Маша ? Исследуй для этого звуковой столбик»; самоконтроль процесса и результатов деятельности: задания типа: «П роверь , на какие буквы на твоих полках нет фамилий писателей? А у твоего соседа?»; «Тяни первый слог. Ч то у тебя получилось ? П роверь: совпадает ли это с указанием звукового столбика?»; «В ернись к упражнению № 26. П еречитай слова, выделенные жирным шрифтом. Какие два слова ты теперь сумеешь записать правильно?»: с. 9, 29, 34 , 36, 38, 47 ; 57, 58, 60, 61, 63 , 64, 66, 69/ 69 , 71 , 74, 78, 79 , 90/ 90 , 92 (рефлексия).

Коммуникативные УУД — инициативное сотрудничество: задания, требующие распределения работы с соседом по парте; — коммуникация как взаимодействие (интеллектуальный аспект коммуникации) – учёт позиции собеседника: задания типа: «должен ли Миша по-разному ответить на этот вопрос в каждом из трёх случаев? Помоги ему это сделать», « Маша растерялась. Помоги ей решить эту проблему».

Научный клуб младшего школьника В содержание гуманитарных учебников включена ПЕРЕПИСКА со школьника-ми, которая ведется в течение шести лет по линии двух научных клубов : «Ключ и заря» (русский язык и литературное чтение) и «Мы и окружающий мир» .

Сертификат клуба младшего школьника олимпиады творческие конкурсы портфолио Сертификат выдан

Интернет-клуб Спешим сообщить тебе, что с этого учебного года можно вести переписку с научными клубами младших школьников («Ключ и заря», «Мы и окружающий мир») по электронной почте. Желающим участвовать в электронной переписке с клубами необходимо заполнить анкету и послать ее на электронный адрес: naysh_club@mail.ru Только в этом случае ты будешь получать ответы из клуба по электронной почте. Анкета для участия в электронной переписке Фамилия _______________________________________________________ Имя ___________________________________________________________ Твой адрес: область (край, республика) ____________________________________________ город (село, поселок) _________________________________________________ улица ______________________________________________________________ дом ________________________________________________________________ почтовый индекс _____________________________________________________ электронный адрес ( e — mail ) ____________________________________________ Номер школы ________________________________________________________ Класс _______________________________________________________________ Фамилия, имя, отчество твоего учителя ___________________________________ Название клуба _______

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения В области познавательных УУД (общеучебных) школьник научится: ориентироваться в учебной книге : читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию; получить первоначальные навыки инструментального освоения алфавита : представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков находятся в его начале, конце, середине; работать с двумя источниками информации (учебной книгой и «рабочей тетрадью»): сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради;

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения В области коммуникативных УУД школьник должен уметь: в рамках инициативного сотрудничества: работать с соседом по парте : договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом; выполнять работу по цепочке; в рамках коммуникации как взаимодействия: видеть разницу двух заявленных точек зрения , двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них;

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) школьник должен: понимать, что нужно и можно выполнять работу над ошибками; выполнять работу над ошибками с помощью взрослого .

СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА «ПНШ» Орфографический («Пиши правильно») Толковый («Толковый») Орфоэпический («Произноси правильно») Этимологический («Происхождения слов») Грамматический («Обратный») Фразеологический («Устойчивых выражений») (с 3-го класса) Словообразовательный (с 4-го класса) Примечание: Словари русского языка обслуживают гуманитарные дисциплины; Толковый словарь — все дисциплины

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ словари «ПНШ» Прикнижные словари: «Окружающий мир» (со 2-го класса), «Технология» (со 2-го класса), «Математика» ( с 3-го класса), «Музыка» (с 1-го класса) Примечание: «Иллюстрированный словарик» учебника «Окружающий мир» обслуживает«Литературное чтение» Примечание: Дополнительный тематический материал в интернете в «Окружающем мире» со 2-го класса

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

Спасибо за внимание Творческих Вам успехов!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в младшем школьном возрасте. Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр.

Презентация к выступлению на МО учителей иностранных языков «Игровые технологии на уроках английского языка в младшей школе как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГО.

презентация материала по обобщению опыта по теме: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении на примере урока в начальной школе».

Актуальность данного исследования: приоритетными методами обучения в рамках ФГОС являются активные методы обучения, среди которых игровые технологии. Новизна данного исследования заключает.

В работе представлен опыт использования ИКТ в начальной школе как средство реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики, русского языка, окружающего мира, информатики в рамках об.

Статья «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках введения ФГОС».

В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления; вследствие коллективности труда школьник получает .

Источник



УМК «Перспективная начальная школа»
презентация к уроку

Скачать:

Вложение Размер
umk_pnsh.ppt 2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

УМК « Перспективная начальная школа» «Обучить творчеству нельзя, но это вовсе не означает, что нельзя содействовать его образованию и появлению». Выготский Л.С.

Обучение в начальной школе ведется по учебно – методическому комплекту «Перспективная начальная школа». УМК «Перспективная начальная школа» полностью соответствует требованиям ФГОС нового поколения.

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» Оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности : -возраста, -способностей, -интереса, -склонностей, -развития в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения выступает то в роли обучаемого , то в роли обучающего , то в роли организатора учебной ситуации.

Дидактические принципы: Принцип непрерывного общего развития каждого ребёнка Принцип целостности картины мира Принцип учёта индивидуальных возможностей и способностей школьников Принцип прочности и наглядности Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей

Речевая деятельность, работа с информацией Работа с учебными, художественными и научно-популярными текстами . Элементарное обоснование высказанного суждения . Характеристика общих учебных умений и навыков

Познавательная деятельность Наблюдение объектов и явлений окружающего мира; обнаружение изменений, происходящих с объектами и явлениями . Сравнение отдельных признаков объекта или явления, анализ результатов сравнения . Проведение измерений разными с помощью простейших приборов. Творческие работы: сообщения, сочинения (устные и письменные), графические работы, разыгрывание воображаемых ситуаций .

Организация деятельности на уроке. 1. Выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам. 2. Определение способов контроля, нахождение ошибок в работе и их исправление. 3. Учебное сотрудничество: умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

УМК «Перспективная начальная школа» АЗБУКА

РУССКИЙ ЯЗЫК ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ 1 КЛАСС Комплект по русскому языку Комплект по литературному чтению

Русский язык Отличительные черты учебника: Реальный образ ученика; Ошибка – способ обозначить проблему. Цель — научить школьников: общаться с одноклассниками и взрослыми; обосновывать собственную точку зрения; уважать другую точку зрения; владеть устной диалогической речью; смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения;

Литературное чтение Программные требования 1-го класса определяются: Необходимостью формирования потребности и мотива чтения (интересные тексты, современные, адаптированные). Начальными умениями и навыками чтения дети легче овладевают на произведениях в стихотворной форме. Логикой развития литературного процесса от устного народного творчества к письменным формам.

Комплект по математике Учебник в двух частях Тетради для самостоятельных работ №1,2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ 1 класс Числа и цифры 0-5; Числа и цифры 6-10; Числа 11-20; Сложение и вычитание; Способы и свойства сложения и вычитания; Сравнение чисел 1 класс Примеры с «окошками»; Наблюдение за взаимосвязью компонентов в слож. и вычит. 1 класс Прямая, кривая; Отрезок, дуга; Точка; Ломаная линия; Многоугольник; Угол; Симметрия Работа с линейкой 1 класс Доизмерительное сравнение величин; см и дм 1 класс Задачи; Условие и требование; Решение и ответ; Моделирование

Комплект по окружающему миру Комплект по технологии

Проверочные работы и контрольные работы по отдельных предметам

Таким образом учебно-методический комплект «Перспективная начальная школа» позволяет достичь оптимального индивидуального развития каждого ребёнка. УМК КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЬНИКА на основе создания единой для каждой предметной области внешней интриги Создается вымышленная топографическая и историко-культурная среда, некое жизненное пространство, внутри которого получают «гражданство» авторы и все участники проекта «Перспективная начальная школа». Рядом с учащимися разворачивается жизнь их сверстников, одноклассников (старшей сестры, младшего брата — Маши и Миши Ивановых). У них есть конкретные родители, бабушки и дедушки, родственники со своими биографиями и именами. Прадедушка Маши и Миши — участник Великой Отечественной войны. У героев УМК есть конкретное место проживания – c названием, историей, определенным рельефом местности; родителями, школой, учителями, одноклассниками и друзьями. Герои комплекта вместе с учащимися становятся непосредственными участники приключений и событий.

Список необходимых рабочих тетрадей для 1 класса «Перспективная начальная школа» Азбука.1 класс. Тетрадь по письму. № 1, № 2, № 3. Агарков Ю.А., Агаркова Н.Г. Математика.1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. № 1, № 2. Захарова О.А., Юдина Е.П. Русский язык. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. Гольфман Е.Р. Окружающий мир. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. Трафимов С.А., Трафимова Г.В., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс. Хрестоматия. Трафимов С.А., Трафимова Г.В., Федотова О.Н. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. Малаховская О.В. Литературное чтение. 1 класс. Хрестоматия. Чуракова Н.А. Итоговая комплексная работа. 1 класс. Чуракова Р.Г. и др.

Список необходимых школьных принадлежностей 1.Школьная форма 2.Ранец 3.Сменная обувь для помещения 4.Бэйджик 5.Наполнение пенала: 2 синие ручки; 2 простых карандаша, ластик, линейка, строгалка 6.Цветные карандаши 12 цветов 7.Клей-карандаш 8.Ножницы детские с закруглёнными концами 9.Форма для физкультуры в зал: белая футболка, черные шорты, спортивная обувь со светлой подошвой 10.Альбом для рисования 11.Краски: гуашь 9-12 цветов, акварель («Луч», «Гамма») 12.Кисточки для рисования разных размеров (тонкая, средняя и потолще). Для гуаши лучше плоские, для акварели круглые 13.Баночка-непроливайка с двумя стаканчиками 14.Палитра 15.Пластилин, дощечка для лепки 16.Цветная бумага, картон белый и цветной 17.Тетради 12 листов в узкую линейку и в клетку. Лучше с твердой обложкой. 18.Обложки для тетрадей и учебников 19.Дневник для 1-4 классов

Спасибо за внимание! Звонарёва Татьяна Николаевна, учитель начальных классов Внедрение в школы программы « Перспективная начальная школа » позволяет углубить знания детей по всем предметам и сделать их более прочными!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по русскому языку и математике, составленные по программе «Начальная школа 21 века». Дидактический материал разрезается и вкладывается в фотоальбом.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организ.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. .

Выпускной проходит в форме телепередач, в которых охватывается вся школьная жизнь за 4 года. АНОНС. ________ Здравствуйте, дорогие зрители! Мы желаем вам приятного вечера и предлагаем пр.

На базе школы создана инновационная региональная площадка по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г.

В ходе проведенной работы, я пришла к выводу о том, что тема « Формирование коммуникативных компетенций на уроках математики в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС» в педагогической лите.

Основное предназначение портфолио в начальной школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать.

Источник

Презентация «УМК «ПНШ»»

Структура,цели и задачи учебно-методического комплекса.

Просмотр содержимого документа
«Презентация «УМК «ПНШ»»»

УМК Перспективная начальная школа

Внедрение УМК «Перспективная начальная школа» в регионах России

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА РОССИИ

  • Центральный
  • Южный
  • Северо-западный
  • Дальневосточный
  • Сибирский
  • Уральский
  • Приволжский

Основная идея программы «Перспективная начальная школа»

  • Идея программы соотносится с целями общего образования. Результат обучения видится в формировании у каждого выпускника целостной системы знаний, умений и навыков самостоятельного учебного труда

Задачи начальной школы

  • развитие личности ребенка; формирование мотивации к учению; воспитание нравственности, толерантности; обучение умению учиться.

Содержательные линии индивидуального развития:

  • развитие социально-психологической адаптации ребенка к учебно-воспитательному процессу, учить его принимать решения, действовать в соответствии с принятыми решениями, нести за них ответственность; вырабатывать умение работать в коллективе сверстников и старших, выражать и принимать критику, объяснять свое мнение;

воспитывать желание помогать другим; формирование познавательной активности ребенка, его готовности самостоятельно добывать новые знания, с учетом его склонностей и способностей; развитие интеллектуальных способностей, творческого мышления; воспитание у младших школьников культуры здоровья; формирование художественно-эстетического самосознания школьника; воспитание социально-нравственных качеств.

Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»

  • принцип непрерывного развития в условиях обучения, индивидуальных возможностей и способностей ребенка.
  • В учебной деятельности используется механизм наглядного обучения и принцип прочности (продуманная система повторений).
  • Целенаправленная здоровьесберегающая деятельность

  • Методическая система объединена едиными типическими свойствами, на которых строится методика обучения по всем предметам. Типические свойства определяют структуру учебника, единую для всего комплекта. Методическая система объединена едиными типическими свойствами, на которых строится методика обучения по всем предметам. Типические свойства определяют структуру учебника, единую для всего комплекта.

Дополнительный материал в интернете

http :// do . metodist . ru :8080/350. shtml

http :// pohod . myhobbies . ru / Shturman / shturman 0002. htm

http :// randewy . narod . ru / karta / gml 2. html

«Ключ и заря» и «Мы и окружающий мир»!

Желающим участвовать в электронной переписке с клубами необходимо заполнить анкету и послать ее на электронный адрес: [email protected] .

Ответственная за электронную переписку Светлана Светличная

«Перспективная начальная школа» — всё для младшего школьника

Источник

Читайте также:  Гипотония как поднять давление народными средствами