Меню

Популяризация здорового образа жизни среди подростков

Практико-ориентированный проект «Пропаганда здорового образа жизни среди подростков».
учебно-методический материал (10 класс) по теме

В проекте представлены методические и дидактические материалы по программе курса «Мой выбор – моё здоровье», определена актуальность, цели и задачи инновационного опыта. Разработана «Программа реализации проекта», а также определены ожидаемые результаты в ходе её выполнения и намечены перспективы дальнейшего развития. Проект имеет практическую значимость, в нём кратко описаны методы, формы и средства обучения, которые оказывают воздействие на формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения.

Скачать:

Вложение Размер
praktiko-orientirovannyy_proekt_propaganda_zdorovogo_obraza_zhizni_sredi_podrostkov._.doc 101.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Уйско-Чебаркульская сош

Октябрьского муниципального района

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЕКТ

П ропаганда здорового образа жизни

Паначёва Ирина Евгеньевна

Аннотация инновационного проекта

Тема проекта: « П ропаганда здорового образа жизни среди подростков». Тип проекта: практико-ориентированный. В проекте представлены методические и дидактические материалы по программе курса «Мой выбор – моё здоровье», определена актуальность, цели и задачи инновационного опыта. Разработана «Программа реализации проекта», а также определены ожидаемые результаты в ходе её выполнения и намечены перспективы дальнейшего развития. Проект имеет практическую значимость, в нём кратко описаны методы, формы и средства обучения, которые оказывают воздействие на формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения.

Ежегодно в рамках проекта выполняется групповая исследовательская работа по актуальной тематике. Представлены примеры мини-презентаций упражнения «Умей сказать НЕТ!», учебных занятий и мультимедийных презентаций сопровождающих учебный диалог. [ Приложение 5,6.]

В работе показан механизм инновационной деятельности, который нашел отражение в разработке и введении элементов нового содержания образования, новых образовательных технологий, укреплении связей учителя с наукой. В ходе реализации проекта активно используются материалы социального телевизионного проекта «Общее дело» и православного медиапортала ТВСПАС, созданы веб-ресурсы для обмена опытом.

Обоснование необходимости инновационного проекта

Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности. На настоящий момент здоровье детского населения России оценивается как критическое: ухудшаются показатели физического и психологического развития детей, возросло число хронических и инфекционных заболеваний, отмечается рост социально обусловленных болезней. Тревогу вызывают проблемы, связанные с социальной дезориентацией подростков. Это пропаганда насилия, ложной свободы поведения, разнузданная реклама потребления алкогольных напитков и т. д. Специалисты отмечают также ухудшение состояния здоровья учащихся от начальной школы к старшим классам, поскольку в сложные кризисные времена больше всего страдают семья и дети, испытывающие на себе все проблемы, в том числе и психологические.

От того, насколько дети здоровы сегодня, зависит то, насколько будут здоровы взрослые в ближайшем будущем. И дело не только в физическом здоровье, хотя оно и играет очень важную роль, но и в тех жизненных принципах, которые заложены с детства. Если в детстве ребенок вел здоровый образ жизни, умел стойко держать удар от жизненных трудностей, то очень велики шансы, что он, став взрослым, будет следовать этим принципам, став успешным гражданином страны. Поэтому работу по пропаганде здорового образа жизни необходимо начинать с детей. И начинается эта работа с углубления теоретических знаний учащихся о видах вредных привычек, причинах их возникновения и увеличения распространенности в России, мерах борьбы и профилактики вредных зависимостей, последствиях для организма человека в современном аспекте, а также получение практических навыков оценки степени влияния той или

иной вредной привычки на организм. Все вышесказанное определило актуальность данного проекта.

Актуальность проекта также обусловлена с одной стороны необходимостью формирования активной социальной позиции обучающихся , а с другой стороны, низкого познавательного интереса детей. Социальная ситуация в школе сложилась характерной для небольшого поселка. Уровень интеллекта, грамотности и воспитанности взрослого населения постоянно снижается, что способствует отрицательному влиянию на обучение и воспитание детей. Поэтому цель учебных занятий не только получение учащимися определенных знаний, но и формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам; создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. При этом соблюдается определенная последовательность: сначала у учащихся формируется представление о предмете или явлении, затем вырабатывается соответствующее отношение к нему и далее осваиваются адекватные способы поведения в данной ситуации.

Актуальность определила цель и задачи проекта.

Цель и задачи проекта

создание методических и дидактических материалов для реализации программы курса «Мой выбор – моё здоровье», направленного на профилактику вредных привычек, пропаганду здорового образа жизни и на обучение умению противостоять различным факторам риска.

— изучить и обобщить теоретический материал по теме проекта;

— создать методическое и дидактическое обеспечение к программе курса «Мой выбор – моё здоровье» ;

— отобрать наиболее эффективные формы, методы, технологии реализации курса;

— изучить теоретический материал по исследовательскому обучению и проектированию в современном образовании;

— обобщить опыт и оформить методические рекомендации для педагогов.

обогащение содержания образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями государственного стандарта по проблеме социализации обучающихся; обеспечение внедрения новых методов и технологий обучения; новый метод организации взаимодействия всех участников образовательного процесса через участие в группе социальной сети работников образования Nsportal и Dnevnik.ru.

Основное содержание инновационного проекта

Данный проект предусматривает создание методических и дидактических материалов для реализации программы курса «Мой выбор – моё здоровье», направленного на профилактику вредных привычек, пропаганду здорового образа жизни и на обучение умению противостоять различным факторам риска.

Данная программа составлена и реализуется мною на протяжении четырёх лет в целях профилактики алкоголизма, табакокурения, наркомании и СПИДа среди молодежи, пропаганды здорового образа жизни и направлена на обучение умению противостоять различным факторам риска, выработку и развитие навыков защиты. [ Приложение 2.]

Программа курса предусматривает разбор факторов, влияющих на нравственность, мораль подрастающего поколения. Одним из таких факторов являются СМИ, без которых современному человеку жить крайне сложно. Но роль СМИ неоднозначна. На занятиях учащиеся составляют «Шкалу мнений» о пользе и вреде человеку и обществу от СМИ. Особо анализируются передачи, пропагандирующие насилие и жестокость, которые развращают людей, наносят в целом вред здоровью. При изучении курса группой учащихся выполнена исследовательская работа «Природа школьных конфликтов», которая опубликована в СС работников образования Nsportal и является участником районной конференции исследовательских работ. [ Приложение 7.] При разборе передач, реклам учащиеся делают свой выбор, что им полезно и что вредно, при этом каждый обосновывает его. Не всегда этот выбор способствует формированию ЗОЖ, но характеристика предполагаемых последствий заставляет учеников проанализировать свой выбор. Ведь критическое осмысление что полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя, это и есть осознанный выбор человека в него

становлении как личности. В рамках изучения курса учащимися выполнена исследовательская работа «Реклама как один из способов воздействия на сознание подростков», которая опубликована в СС работников образования Nsportal и является победителем районного тура, и лауреатом регионального тура конкурса, посвященного 205-летию со дня образования МВД России. [ Приложение 7.] Решена задача проекта – изучение теоретического материала по исследовательскому обучению и проектированию в современном образовании.

Программа элективного курса предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья. Контроль осуществляется при проверке заполнения анкет, опросников, участии в учебном диалоге, подготовке сообщений.[ Приложение 8.] Анализируя материалы контроля, можно сделать вывод, что растёт заинтересованность подростков в изучении курса, снижается уровень тревожности, повышается самооценка. При изучении каждого раздела курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у ученика бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем.

С этой целью я использую форму учебного диалога «Мифы и реальность». В ходе обсуждения с опорой на презентацию мы рассматриваем миф как устоявшийся в обществе слух, претендующий на роль истины, а затем сопоставляем реальность как некоторый теоретический объект, доказанный наукой и практическими исследованиями. [ Приложение 4.] В процессе реализации проекта для формирования культурного отказа от вредных привычек разработаны

мультимедийные презентации упражнения «Умей сказать НЕТ!». [ Приложение 1.] Это иллюстрация решения следующей задачи проекта, а

именно отбора наиболее эффективных форм, методов, технологий реализации курса.

Мы живем в мире, в котором количество информации постоянно растет. Этому способствует проникновение компьютерных технологий

практически во все сферы человеческой деятельности, в том числе и в образование. Теперь уже трудно представить школу, в которой нет хотя бы одного компьютера.

Необходимость постоянно обновлять знания, продиктована современными условиями информационного общества. В этой связи следует отметить, что информационные технологии и глобальная информационная сеть Интернет дает возможность получать самую разнообразную актуальную информацию в широчайшем диапазоне науки и техники. Одной из задач проекта является изучение и обобщение теоретического материала по теме проекта. При реализации данного проекта активно используются материалы сети Интернет, подобран и систематизирован достаточно большой архив электронных книг и роликов для видеосопровождения курса. [ Приложение 8.]

С целью обобщения и систематизации опыта работы по данному проекту материалы курса были представлены на районный методический фестиваль «Образование — 2012» и являются победителем в номинации «Здоровье школьника». В социальной сети работников образования создан сайт группы «Мой выбор — моё здоровье» и размещены материалы проекта http://nsportal.ru/moi-vybor-moe-zdorove , сайтах Педсовет и Завуч, а также знакомство с опытом работы прошло в рамках районного семинара заместителей директоров по УВР и на открытых учебных занятиях для педагогов образовательного учреждения. Таким образом, решены ещё две задачи проекта: создать методическое и дидактическое обеспечение

программы курса «Мой выбор – моё здоровье», обобщить опыт и оформить методические рекомендации для педагогов.

Исходя из вышеизложенного, ареал распространения педагогического опыта возможен на уровне образовательного учреждения, муниципальной, региональной или федеральной образовательной системы. Все задачи проекта решены и определена перспектива развития.

Данный проект востребован в реальной педагогической практике, так как учителя используют представленные методические и дидактические материалы, а также публикации статей по данной теме, поэтому актуальность работы очевидна.

Источник



Популяризация здорового образа жизни среди подростков

МКОУ «Лиманская средняя

о бщеобразовательная школа №1″

Пропаганда здорового образа жизни

Пропаганда здорового образа жизни — одно из стратегических направлений гигиенического обучения и воспитания.

Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья (повышает трудовую активность, создает физический и душевный комфорт, активизирует жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляет общее состояние, снижает частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний). В здоровый образ жизни включают разные составляющие, но большинство из них считаются базовыми:

  • воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
  • окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
  • отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и наркотиков;
  • питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
  • движение: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей;
  • формирование межличностных отношений в трудовых коллективах, семьях, отношения к больным и инвалидам;
  • гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
  • закаливание.

Стартом здорового образа жизни является ежедневная гигиена, закаливающие процедуры, режим, физическая активность, в общем, все то, что в большинстве своем родители так или иначе стремятся реализовать в своей семье. Проблема начинается тогда, когда мама с папой не дают маленькому человеку достойного примера.

В процессе социализации малыша, ребенок сталкивается с общегосударственными нормами, которые нацелены на формирование у учащихся здорового образа жизни. В обязательном порядке каждый встречается с необходимостью физических упражнений, посещением специальных занятий, учится тому, что гигиена есть норма в обществе и прочее.

Первый и главный пример для ребенка — родители

Первым и главным примером все равно являются родители. Невероятно сложно и несправедливо заставлять ребенка делать что-то, что ему не хочется, однако практически не приходится прикладывать усилия, если все происходит естественно.

Любой родитель знает, насколько легко малыш может запомнить и использовать что-то «плохое», например некультурные слова. Этот принцип актуален и здесь. Просто каждый день сами не забывайте сделать зарядку, почистить зубы и прочее, а еще периодически предлагайте своему чаду присоединится.

Почему необходимо донести до учащихся важность ЗОЖ

Стартует формирование здорового образа жизни в семье и продолжается уже в учебных заведениях. Не все дети посещают детский сад в силу тех или иных причин, однако уже в школу подавляющее большинство просто обязано ходить. Здесь-то на формирование ценностей ребенка начинает влиять еще и коллектив вместе с учителями.

С достаточно раннего возраста стоит активно использовать принципы охраны здоровья, чтобы они стали привычками. Позже эти знания и умения будут одним из необходимых элементов общей культуры человека. Для общества формирование таких привычек крайне важно, поскольку позволяет формировать позитивное отношение к ЗОЖ у подавляющего большинства людей.

Если ребенок не научится отличать здоровое от нездорового, то в будущем это грозит серьезными проблемами с качеством жизни и даже с ее продолжительностью. Разве кто-то будет спорить, что систематическая невнимательность к потребностям организма в правильном питании, физических нагрузках, отдыхе сказывается на всех сферах жизни? Формирование здорового образа жизни у учащихся должно быть организованной, целенаправленной системой, только тогда возможно получить действительно результат, который будет приносить пользу.

Пропаганда ЗОЖ: методы и средства

Формирование здорового образа жизни включает в себя разнообразные методы и средства, например отдельные дисциплины, также это могут быть кружковые занятия, дискуссии, лекции, викторины. Кроме этого используется печатная пропаганда: брошюры, статьи, лозунги, листовки, книги и прочее.

Однако ограничиваться только этим по-своему тоже ошибочно. Здесь необходима система, которая объединит:
1) повышение работоспособности за счет улучшения условий труда;
2) наличие физических нагрузок, минимизация пассивного отдыха, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя), аутотренинги, ежедневное рациональное питание, соблюдение гигиены, создание благоприятных условий в собственной семье;
3) адекватные межличностные отношения;
4) развитие культуры общения и поведения, сохранение окружающей среды;
5) сознательное отношение к здоровью, наличие общих медицинских знаний, умений в отношении первой помощи и прочее.

Как видно не ограничивается формирование здорового образа жизни средствами физической культуры. Это комплексное понятие и необходимо в популярной форме донести до ребенка, что хорошо себя чувствовать, радоваться общению с окружающими, получать удовольствие от нахождения на природе возможно без алкоголя, сигареты. Ведь существует столько всего интересного, увлекательного, но наслаждаться всем этим можно лишь, если у тебя крепкое здоровье, адекватные взгляды на жизнь.

Начинается пропаганда здорового образа жизни в детском саду, однако родители должны понимать, что их поведение является примером для малышей. Уже позже в школе фокус постепенно будет смещаться на мнения и отношения коллектива. Крайне важно начинать формировать ЗОЖ как можно раньше, чтобы в будущем человек был здоровым, крепким и счастливым.

Источник

Открытое мероприятие по пропаганде здорового образа жизни среди подростков «ФОРМУЛА ЗДОРОВЬЯ»
учебно-методический материал по физкультуре

· пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;

выявление путей и средств сохранения здоровья школьников, внедрения в их жизнедеятельность принципов здорового образа жизни

Скачать:

Вложение Размер
formula_zdorovya.docx 38.82 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

«Центр содействия семейному воспитанию»

по пропаганде здорового образа жизни среди подростков

Разработала и провела

Инструктор по физкультуре

по пропаганде здорового образа жизни среди подростков

«Чтобы быть здоровым, нужны

собственные усилия постоянные

и значительные, и заменить их

  • пропаганда здорового образа жизни среди детей и подростков;
  • выявление путей и средств сохранения здоровья школьников, внедрения в их жизнедеятельность принципов здорового образа жизни.
  • выявлять и расширять представления воспитанников о здоровье человека и здоровом образе жизни;
  • формировать навыки здорового образа жизни, активной жизненной позиции;
  • развивать организаторские и творческие способности, познавательные интересы, память, внимание, воображение, мышление и речь;
  • воспитывать чувство коллективизма и взаимной поддержки.

Дидактические материалы и оборудование: эмблемы ЗОЖ; мультимедийная установка, анкеты.

Форма: групповое занятие (педагог + дети), до 6 детей в группе

Возраст: воспитанники 9 – 13 лет

Место проведения: игровая комната группы

Продолжительность занятия: 40 минут.

Педагогическая позиция: организация сотрудничества, сотворчества педагога и воспитанника, живого общения; содействие эмоциональному пробуждению детей; создание педагогического комфорта; эстетической привлекательности учебного процесса.

Педагогические средства: эмоциональный фон (речь воспитателя и специально подобранное музыкальное сопровождение), занимательность, наглядность (плакаты, лозунги, видеоролики, презентации), игра, юмор.

Оснащение занятия: листки бумаги по количеству воспитанников с напечатанным словом «ЗДОРОВЬЕ»; плакат «Условия сохранения здоровья»; видеоролики и презентации; компьютер; экран; анкета «Здоровы ли вы физически?»; плакат со словами Гиппократа; раздаточный материал.

Приглашенные: выпускник Центра Иван К., диетсестра Г.И.Бик…, врач-педиатр В.Г.Бут…

Что значит «здоровье»? И какое место оно занимает в вашей жизни? (беседа с воспитанниками).

По определению Всемирной организации здравоохранения Здоровье – это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (из устава Всемирной организации здравоохранения).

Перед каждым из воспитанников группы лежит лист бумаги, где написано бесценное слово «здоровье». Детям нужно подобрать на каждую букву как можно больше слов, которые имеют отношение к здоровому образу жизни. Дается 5 минут.

Зарядка, закаливание, здравие.

Дорожка, диета, дружба, движение…

Отдых, отказ (от вредных привычек) , обтирание, обливание…

Решимость, распорядок, режим…

Олимпиада, ответственность, оптимизм, организм…

Выносливость, воздушные ванны, витамины…

Езда, еда ( полезная )

По истечении времени каждый озвучивает свои ответы.

Давайте обсудим, что вы вкладываете в понятие «здоровый образ жизни».

Здоровый образ жизни – типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Делают вывод о том, что основными условиями здорового образа жизни являются:

Разберем поподробнее каждое условие:

1. Желание быть здоровым – одно из главных условий (видео ролик на 3,32мин.)

2. Двигательная активность . (Выступление выпускника Центра Ивана К. – члена футбольной команды Центра, победителей международного турнира по футболу в Норвегии).

Анкета «Здоровы ли вы физически?» (на каждый вопрос нужно выбрать один вариант ответа).

1. Как часто вы занимаетесь физическими упражнениями?

а) четыре раза в неделю

б) два-три раза в неделю

в) один раз в неделю

2. Какое расстояние проходите пешком за один день?

3. Отправляясь в школу или в секцию, вы:

б) часть — идёте пешком, часть – используя транспорт

в) всегда используете транспорт

4. Если перед вами выбор: идти по лестнице или использовать лифт, вы

а) поднимаетесь всегда по лестнице

б) поднимаетесь по лестнице, если нет груза

в) иногда пользуетесь лестницей

г) всегда пользуетесь лифтом

5. По выходным дням вы

а) несколько часов работаете по дому или в саду

б) целый день в движении, но без физического труда

в) совершаете несколько коротких прогулок

г) читаете и смотрите телевизор

За ответ «а» — получаете 4 очка, «б» — 3 очка, «в» — 2, «г» — 1

вы ленивы и вам необходимо заняться физическими упражнениями;

ваша двигательная активность на среднем уровне

18 баллов и более

ваша двигательная активность в норме.

3. Рациональное питание — беседа воспитанников с диетсестрой Центра Г.И.Бик… (воспитанники задают интересующие их вопросы).

4. Личная гигиена — презентация на 1мин.

5. Закаливание — презентация на 1мин.

6. Вредные привычки человека беседа воспитанников с врачом-педиатром Центра В.Г.Бут…

И закончим наше мероприятие словами Гиппократа:

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

Спасибо Всем за участие! Следите за своим здоровьем! До новых встреч!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ведомственная целевая программа.

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе.

В проекте представлены методические и дидактические материалы по программе курса «Мой выбор – моё здоровье», определена актуальность, .

Игра с презентацией о здоровом образе жизни.

Интеллектуальная викторина «Пропаганда здорового образа жизни среди подростков и молодёжи&quot.

Как сделать свои уроки интересными и полезными — об этом задумывается каждый педагог. Часто на уроки физической культуры дети и подростки ходят без особого желания, а иногда и вовсе пропускают их без .

Источник

Читайте также:  Флеш моб мы за здоровый образ жизни