Меню

Почему молодежь не ведет здоровый образ жизни

ЗОЖ подростков: Проблемы и возможные пути решения
статья

Данная статья представляет собой анализ, который актуализирует основные проблемы сформированности ЗОЖ у учеников старшей ступени, а также возможные пути их решения

Скачать:

Вложение Размер
zozh_podrostkov.docx 16.26 КБ

Предварительный просмотр:

«ЗОЖ подростков: проблемы и пути решения»

Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения по-прежнему не потеряла своей актуальности. Статистические данные системы здравоохранения, обобщение результатов научных исследований позволяют утверждать, что снижение уровня здоровья учащихся приобрело стойкие тенденции. Интерес ряда исследователей к состоянию здоровья детей обусловлен не только том, что они представляют будущее страны (они составляют 26% ее населения), но и тем, что это наиболее чувствительная к воздействию негативных факторов возрастная группа (В.А. Вишневский, 2002). Создание специализированных учебных заведений без предшествующей физиолого-гигиенической проработки планов и программ, все нарастающая интенсификация образования и обусловленные этим информационные перегрузки учащихся, дефицит двигательной активности, гиповитаминозы, недостаточная инсоляция на севере создают высокую степень риска нарушения здоровья у наших школьников (В.А. Вишневский, 2005).

К числу факторов, неблагоприятно действующих на растущий организм ребенка, также относят: нарушение гигиенических требований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности, нарушения режима дня и учебно-воспитательного процесса, недостатки в организации питания, неблагоприятный климат в семье и коллективе, постоянно повышающиеся психические и учебные нагрузки, и мн. др. В.Р. Кучма и Г.Н. Сердюковская (2000) выявили, что приоритетное влияние на здоровье детей оказывают: экологический фактор (до 20%), факторы внутришкольной среды (20,7%), социально-гигиенические факторы (27,5% при поступлении в школу и 13,9% в конце обучения).

По мнению Всемирной организации здравоохранения и многих ученых (И.И. Брехман, 1995; В.П. Казначеев, 1998; Ю.П. Лисицин, 1998; В.В. Колбанов, 1998; Э.Н. Вайнер, 1998; В.П. Петленко, 1998; Г.Л. Апанасенко, 2000; Н.А. Амосов, 2002 и др.) доминирующая роль в обеспечении здоровья принадлежит образу жизни человека. Здоровье в значительной мере обусловлено полноценным питанием, рациональным двигательным режимом, закаливанием, режимом дня, и т.д. Поэтому, наш интерес к образу жизни учащихся вызван тем, что именно он более других факторов влияет на здоровье. Для исследования были выбраны старшие классы, так как в этом возрасте уже понятно, насколько сформирована культура здоровья учащихся, отражающая качество профилактической и оздоровительной работы школы. Культура здоровья школьников включает в себя: грамотность в вопросах здоровья, мотивацию на ведение здорового образа жизни, принятие на себя ответственности за собственное здоровье. Культура здоровья проявляется в образе жизни учащихся, в том, насколько он соответствует понятию «здоровый», в наличии или отсутствии факторов риска для здоровья учащихся.

Исследование образа жизни 64-х учащихся 10-х и 11-х классов одной из Сургутских школ, показало, что подавляющее большинство учащихся под здоровым образом жизни (ЗОЖ) понимают отсутствие вредных привычек и занятия физической культурой. Гораздо реже говорят о рациональном питании и режиме дня, психофизиологической регуляции, закаливании. Практически все опрошенные признают необходимость вести здоровый образ жизни, но он интересен им не сам по себе, а как средство достижения других жизненных целей: быть современным, красивым, успешным, дольше прожить, добиться успеха в жизни.

Считают, что ведут здоровый образ жизни — 18,7% школьников. Относятся к ЗОЖ положительно, но нерегулярно следуют ему 59,3% учащихся. Не ведут здоровый образ жизни, но относятся к нему положительно — 12,5% старшеклассников. Остальные респонденты не придают значение ЗОЖ. Считают, что беспечно относятся к своему здоровью — 84,2%. Верно, оценивают значение адекватной двигательной активности для человека 84,3% школьников. При этом активной физической деятельностью, вне школы занимаются 25% старшеклассников.

Считают, что использование естественных факторов природы (воздуха, воды, солнца) является необходимым компонентом здорового образа жизни 91% учащихся. При этом, бывают на свежем воздухе ежедневно: меньше 30 минут — 34,3%, около часа — 21,8%, 2 — 3 часа — 22,6%, более 3-х часов — 9,3%, не следят за этим — 12,5%. Утверждают, что закаливающие процедуры необходимы даже здоровым людям 35,9% старшеклассников. Закаливаются с помощью водных процедур — 21,8%.

Верное определение рационального питания дают 85,9% школьников. Соблюдают режим питания всего лишь 18,7% респондентов. Завтракают перед уходом в школу 54,6% опрошенных. Употребляют вредные для здоровья продукты — (чипсы, фанту, колу и т.п.) — несколько раз в неделю 51,6%, несколько раз в день — 23,4%; каждый день — 7,8%. Дальнейший анализ знаний учащихся о правилах питания показал, что 51,6% опрошенных считают, что молочные продукты следует употреблять 1 раз в день; 29,6% — несколько раз в неделю. Употребляют ежедневно молочные продукты — 40,6% респондентов. 41,7% старшеклассников считают, что овощи, фрукты следует употреблять 1 раз в день; 48% — несколько раз в день; 10,3% — несколько раз в неделю. Употребляют фрукты ежедневно — 54,6%. Используют в пищу йодированную соль — 48,4%; не используют — 51,6%.

Утверждают, что человеческий организм способен создавать запасы витаминов и их не обязательно постоянно принимать с пищей или в виде витаминных препаратов 42,2% респондентов. 57,8% считают, что витаминные препараты следует употреблять ежедневно, но реально принимают их каждый день 46,8%, из них всего 12,5% с учетом дефицитных для населения Сургута микроэлементов.

Считают, что воду нужно подвергать дополнительной очистке 70,3% респондентов; при этом из общего числа опрошенных пьют воду из под крана — 18,7%, отстаивают перед употреблением — 7,8%; пьют фильтрованную воду 28,1%, остальные кипятят. Правильную характеристику подземных вод региона (т.е. отнесли их к мягким) дали всего лишь 18,7%. Не знают о том, что Сургутская вода характеризуется мягкостью, дефицитом некоторых микроэлементов — 73,4% опрошенных.

Из учащихся, имеющих вредные привычки, 35,9% считают, что они появились под влиянием жизненных проблем; 21,5%, — под влиянием друзей; и 7,8% под влиянием телевидения. Не соблюдают режим дня — 32,8%; соблюдают, но не всегда — 57,8%. Хотя бы раз курили — 64% учащихся. Каждый день курят 6,3%, и столько же (6,3%) несколько раз в неделю. Достаточно часто пьют пиво — 21,8% опрошенных. Более крепкие напитки редко (раз в месяц и реже) употребляют 12%.

Многочисленные публикации последних лет свидетельствуют о том, что значительная часть современной молодежи проявляет не высокий уровень грамотности в вопросах здоровьесбережения (О.Л. Трещева, И.В. Павлова, 2001; О.А. Ахвердова, В.А. Магин, 2002; С.И. Логинов, 2002 и др.) и соответственно это находит отражение в их образе жизни. Вызывает тревогу несформированность у детей и взрослых культуры здоровья, мотивации на долгую, здоровую жизнь и потребности в ведении здорового образа жизни. К основным причинам такой ситуации следует отнести: отсутствие знаний по вопросам сохранения здоровья и соответствующего мировоззрения; сложное социально-экономическое положение в стране; отсутствие планомерной широкомасштабной агитационной деятельности по формированию «моды на здоровье» (В.Н. Касаткин, 2000) и др. Несмотря на негативные тенденции в состоянии здоровья школьников, обусловленные, в том числе и существующей организацией обучения, инициатива сохранения и укрепления здоровья учащихся принадлежит сегодня именно системе образования

Источник



СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
И СОЦИОЛОГИЯ

Заключением Президиума ВАК Минобрнауки России №13-6518 от 01.12.2015 г. включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий

Теория и метод системной психологии

Психологические исследования

История психологии и психология истории

Наши юбиляры

Информация

WWW.SYSTEMPSYCHOLOGY.RU

Завьялов А.Е., ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ

В статье анализируются проблемы связанные с формирование здорового образа жизни и отношением к здоровью на примере молодежной среды, как наиболее подверженной влиянию негативных стрессогенных факторов социальной группы. Приводится анализ моделей отношения к здоровому образу жизни на основе социологических исследований.

Ключевые слова: здоровье, алкоголизация, молодежь, табакокурение, здоровый образ жизни, модели здорового образа жизни.

PROBLEMS OF A HEALTHY LIFESTYLE FORMATION IN YOUNG PEOPLE

In this article the problem of a healthy lifestyle formation in young people is discussed because young people often have a tendency to fall under the influence of negative stressful factors. The analysis of the healthy lifestyle models is given on the basis of sociological researches.

Keywords : health, alcoholization, young people, smoking, healthy lifestyle, models of a healthy lifestyle.

В настоящее время в понятие здоровье вкладывается не только отсутствие болезней, но и такие формы человеческого поведения, которые позволяют достичь высокого уровня физического, психического и эмоционального благополучия. В этой связи отношение к здоровью предстает как система индивидуальных, избирательных связей лично­сти и различных явлений окружающей действительности, которые способствую­т или угрожают здоровью людей. В это так же включается и оценка человеком своего психического и физического состояния. Люди проявляют свое отношение к здоровью в своих действиях и переживаниях относительно тех факторов, которые влияют на состояние их благополучия.

1. Здоровье в структуре ценностей человека.

На сегодняшний момент данной проблемой в основном занимаются ученые-медики, что определяет и основной подход к этой проблематике: используется медико-биологические понятия и не учитывается социальный аспект данной проблематики. Вышеназванным проблемам в дискурсе психологии и социологии управления в последнее время уделяется большое внимание социологами и психологами, в том числе и представителями МГПУ [см.: 1, 3, 4,5, 9, 10].

Можно поддержать точку зрения Ю.П. Лисицына, утверждающего, что здоровый образ жизни представляет собой не только отсутствие вредных привычек, но и активную деятельностью по формированию гармоничной физически и духовно развитой личности. Всемирная Организация Здравоохранения так же определяет здоровье как не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

Это говорит о том, что процесс формирования в сознании людей ценности своего здоровья – процесс, требующий системного подхода, который будет охватывать большое количество компонентов и включать в себя основные сферы жизнедеятельности индивидов. Формирование образа жизни, направленного на поддержание и развитие своего здоровья, позволит индивиду не только прожить более долгую и счастливую жизнь, но и значительно более эффективно осуществлять функции, возложенные на него обществом.

Здоровый образ жизни позволяет сохранять поддерживать психическое и физическое здоровье, повышаются адаптационные возможности организма. Сюда включаются такие способы активной жизнедеятельности человека, которые могут максимально укрепить индивидуальное и общественное здоровье.

В этом ключе здоровый образ жизни представляют собой качественную сторону образа жизни человека. На сегодняшний момент наблюдается значительный рост рисков связанных с различными сторонами жизни человека. Увеличиваются опасности, носящие экологический, политический, психологический характер. Происходит значительное усложнение общественной жизни. Все это крайне негативно сказывается на состоянии здоровья людей. Именно поэтому поведение, ориентированное на сохранение и укрепление своего здоровья, должно стать основой для современного образа жизни индивидов. Здоровье должно занимать верхнюю ступень в иерархии потребностей личности, для того, чтобы человек мог противостоять тем вызовам, с которыми ему приходится сталкиваться.

Однако, как показывают социологические исследования, в большинстве своем для граждан Российской Федерации здоровье не только не является ценностным ориентиром, но и выступает в качестве объекта эксплуатации. Население страны не только не соблюдает здоровый образ жизни, но и активно подвергает себя большому числу рисков связанных со здоровьем. Низкая медицинская активность, несоблюдение режимов питания, труда и отдыха, сна – все это крайне негативно сказывается на будущем не только отдельного человека, но и страны в целом. Для поддержания состояния здоровья в таких условиях требуется разработка государством дополнительных социальных программ на поддержание здоровья нации. Хотя хорошо известно, что болезнь легче предупредить, чем вылечить. И основным фактором такого предупреждения должны стать сознательные действия людей, направленные на формирование здоровьесохраняющего поведения. Люди забывают о том, что здоровье позволяет человеку вести активную творческую жизнь. И чем раньше человек осознает необходимость ведения здорового образа жизни, тем меньше ему придётся расходовать средств в последующие годы на коррекцию здоровья, тем более гармоничной будет личность.

При этом формирование такого поведения должно начинаться с юношеских лет. Ведь именно молодежь, как наиболее активно развивающаяся социальная группа, наиболее подвержена различного рода рискам и нуждаются в навыках сбережения и укрепления здоровья. Молодые люди еще не осознают важность своего здоровья для будущего и часто склонны недооценивать его ценность[3].

Социологические исследования подтверждают, что молодые люди относятся к своему здоровью скорее формально. У них отсутствуют действия, направленные на реализацию здорового образа жизни в реальном поведении. Это может быть связано с тем, что, молодежь не имеет достаточно разностороннего взгляда на эту проблему, фокусируя понимание здорового образа жизни только на таких его аспектах, как правильное питание и отказ от вредных привычек. Часто складывается такая ситуация, когда принципы здорового образа жизни оказываются для них навязанными извне и молодые люди не делают их основой своего поведения. В этой связи требуется обучение молодых людей здоровому образу жизни, чтобы расширить их представление о здоровьесохранительном поведении и, тем самым, создать ту базу, которая позволит молодежи действительно получать удовольствие от жизни, не подвергая свое здоровье нагрузкам, которые негативно скажутся в будущем, снижая их социальное самочувствие и возможность осуществлять свои функции в обществе.

2. Отношение молодежи к здоровому образу жизни.

Социологическим центром РАГС в 2010 году было проведено исследование «Здоровый образ жизни как социальная ценность и реальная практика» ( N =600). Данное исследование позволило выявить отношение молодых людей к своему здоровью.

Опрос показал, что 56,9% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет считают, что их здоровье в хорошем состоянии. Однако более старшее поколение в возрасте от 25 до 29 оценивает состояние своего здоровья более пессимистично. Указывают как хорошее — лишь 47,2% респондентов. При этом хорошо видно, что количество молодых людей говорящих, что их здоровье находится на удовлетворительном уровне, удваивается по сравнению с более

младшей группой (см.: Таблица 1). Можно предположить, что к 29 года молодежь более реально оценивает состояние здоровье. Так что стоит обратить внимание на то, что увеличивается число молодых людей, которые указывают на свое состояние здоровья, как «плохое» и «очень плохое» — то есть с возрастом их самочувствие ухудшается и они уже сами отмечают эти ухудшения, которые не позволяют им жить с прежней эффективностью.

Самооценка состояния здоровья молодежи (в %)

Как в целом Вы оцениваете состояние своего здоровья?

Источник

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

В постиндустриальном обществе остро встает вопрос здорового образа жизни молодежи, в частности подросткового и юношеского периода. В данном контексте будем опираться на педагогическую возрастную периодизацию детства по И.В. Ульяновой [3, С. 103], в период от средний школьный (9-15 лет) до студенческий (16-17 лет).

На основании Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации (Далее – ГИАЦ МВД России) за употребление алкогольных и спиртосодержащих напитков в подразделения по делам несовершеннолетних У(О) МВД России в 2017 году поставлено на учет 171080 несовершеннолетних [6].

В настоящее время пропаганде «ЗОЖ» среди молодежи не уделяется должного внимания. Возникает необходимость в разграничении понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни».

По мнению Генри Сигериста «Здоровым может считаться человек, который отмечается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирована к окружающему ее физической и социальной среды. Она полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспособиться к изменениям окружающей среды, если они не выходят за пределы нормы, и делает свой посильный взнос в благополучие общества, соизмеримый с его способностями. Здоровье потому не означает просто отсутствие заболеваний: это что-то позитивное, это жизнерадостное и желающее выполнение обязанностей, что их жизнь возлагает на человека». [2, С. 47].

Б.А. Воскресенский полагает, что понятие ЗОЖ включает в себя «правильно организованный физиологически оптимальный труд, нравственно – гигиеническое воспитание, психогигиену, физкультуру, закаливание, активный двигательный режим, продуманную организацию досуга, отказ от вредных привычек и экологическое воспитание». [4]

«ЗОЖ» утрачивает свою значимость в среде школьного и студенческого возраста, основная причина данного недостатка в системе образования. Отсутствие «физической минутки» во время уроков сказывается на скелетной мускулатуре молодежи. Недостаток света и частота взаимодействия с «гаджетами» во время занятий зачастую приводит к резкому ухудшению зрения. Дефицит свежего воздуха, в связи с отступлением от правил СанПиНа часто приводит к мигреням и вирусным заболеваниям несовершеннолетних (например, по графику СанПиНа следует проветривать помещения не менее одного раза в 1 час, при условии, что в помещении отсутствуют обучающиеся). На основании проведенного социологического исследования в Министерстве здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации (Минздравмедпром РФ) и отчета заместителя главного нарколога г. Москвы Е.А. Брюна [1] в Москве насчитывается от 600 000 до 1 000 000 наркоманов, количество несовершеннолетних, употребляющих наркотические, токсические, алкогольные и спиртосодержащие напитки и вещества указано в Таблице 1.

Таблица 1. Потребление наркотических, токсических, алкогольных и спиртосодержащих веществ несовершеннолетними.

В возрасте от 14 до 18

Употребляли хоть раз в жизни

Алкогольные и спиртосодержащие вещества

69% мальчиков и 52% девочек

88% мальчиков и 93% девочек

68% мальчиков и 44% девочек

Наркотические и токсические вещества

39% мальчиков и 23% девочек

39% мальчиков и 28% девочек

56% мальчиков и 20% девочек

Для решения сложившихся проблем, необходим комплекс мероприятий, направленных на сохранение и пропаганду «ЗОЖ» среди молодежи, как одним из направлений профилактики заболеваний у детей школьного возраста.

Здоровое поколение – залог будущего нашей страны. В соответствии с указом резидента РФ «О Десятилетии детства» [7] образ жизни детей – является главной задачей государства, а, следовательно, требует разработки технологий по реализации и внедрению данного направления со стороны социума в целом, и подразделений по делам несовершеннолетних – в частности.

Широкомасштабной проблемой для подразделений по делам несовершеннолетних (и других субъектов взаимодействия по предупреждению правонарушений несовершеннолетних) выступает профилактика потребления несовершеннолетними наркотических, токсических и алкогольных веществ.

В данном случае выступают волевые качества несовершеннолетнего по отношению к алкогольным и наркотическим веществам. Первые посылы в данном направлении подростки получают в семье, а также посредством массовых телекоммуникаций. При просмотре фильмов (видеорекламы) несовершеннолетний обращает внимание на «образ», что зачастую связано с сигаретой или алкоголем. Взрослея, ребенок берет пример и пытается быть похожим на этот атрибут «благополучной личности». Путем употребления алкоголя, навязывается идея расслабления человека от неких проблем его состояния души.

На основе изучения педагогической и медицинской литературы, и аккумулирования материалы считаем, что алкоголь — это винный или этиловый спирт, который разрушает клетки человека в секунды после его употребления, быстрее обычного он сжигает все полезные вещества, органы и ткани, затрудняет деятельность клеток и кровяных сосудов. Умственная и физическая способность снижается на 2 суток.

На основе педагогического опроса инспекторов по делам несовершеннолетних УМВД России по району Свиблово г. Москвы, в количестве 10 человек мы выяснили «причины потребления алкогольных напитков несовершеннолетними»:

1)доступность алкоголя и сигарет;

2) потеря нравственных ценностей и смысла жизни;

4) родители не интересуются воспитанием своих детей;

Большое внимание уделяется воспитанию и пропаганде «ЗОЖ» в семье. Курение матери и/или отца вызывает интерес у подростка и чувство дозволенности. Семья – это важный социальный институт в жизни ребенка, в которой он получает первые азы своего обучения, воспитания и развития. Именно в семье формируется понимание о внешнем мире и правилах поведения в социуме.

Основная задача инспектора по делам несовершеннолетних – проведение профилактических мероприятий в школах, в частности о не целесообразности и вреде потребления алкогольных, наркотических и токсических веществ. данные профилактические мероприятия являются одним из ключевых звеньев в цепочке пропаганды «ЗОЖ» у молодежи.

Список использованной литературы:

Брюн Е.А., Сорокин В.С. Профилактика наркомании: стратегии и методы [Текст] / Е.А. Брюн, В.С. Сорокин // 2-я международная научно-практическая конференция «ВИЧ/СПИД в развитых странах», 4-5 декабря 2018 г. Москва (Электронный доступ: http :// www . ecad . ru / moskow / g — moskow _06. html (дата обращения: 27.02.2019 г.)

Пискунов В.А. Здоровый образ жизни: учебное пособие / В.А. Пискунов, М.Р. Максиняева, Л.П. Тупицына // М.: МПГУ, 2012. – 86 с.

Ульянова И.В. Педагогика XXI века: монография / И.В. Ульянова. – М.: Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, 2017. – 296 с.

Электронный ресурс / URL :

https://med-books.info/valeologiya_739/rezyume22335.html (дата обращения: 27.02.2019 г.)

https://med-books.info/valeologiya_739/rezyume22335.html (дата обращения: 27.02.2019 г.)

Электронный ресурс / URL : МВД России (дата обращения: 27.02.2019 г.)

Источник

Читайте также:  Как сделать стенгазету мы за здоровый образ жизни

ЗОЖ: здоровый образ жизни © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению. Обязательно проконсультируйтесь с вашим лечащим врачом!

Журнал » 2015 №13 : Завьялов А.Е., ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В СРЕДЕ МОЛОДЕЖИ