Меню

Общение как средство достижение взаимопонимание между людьми

Общение как взаимопонимание

В процессе общения должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Само взаимопонимание может иметь две формы:

1) понимание мотивов, целей, установок партнеров по взаимодействию;

2) не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок.

Во втором случае понимание позволяет не просто согласовывать действия, но и устанавливать особого рода отношения (близости, привязанности), выражающиеся в чувствах дружбы, симпатии, любви.

В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: эмоциональная оценка другого, попытка понять мотивы его поступков, основанная на этом стратегия изменения его поведения, построение стратегии собственного поведения и т.п. Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает потребности, мотивы, установки своего собеседника. Иными словами, восприятие человека человеком предполагает особые процессы: идентификацию и рефлексию.

Термин «идентификация» буквально означает уподобление другому. Это один из самых простых способов понимания другого человека. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнёра по общению строится на основе попытки поставить себя на его место. И в этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Близким по значению к идентификации выступает другой механизм познания другого – эмпатия. В отличие от идентификации при эмпатии происходит не рациональное осмысление проблем другого человека, а скорее стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия – это эмоциональное понимание другого.Эмоциональная природа эмпатии проявляется в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».

При характеристике общения как познания особое значение имеет и другой механизмрефлексия. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знаниедругого или понимание его, но и знание того, как этот другой понимает тебя.

В процессе восприятия и понимания человека человеком важную роль играют установки, приводящие к возникновению различных социально-психологических эффектов. Более всего исследованы три из них: эффект ореола, эффект новизны (или первичности), эффект стереотипизации.

Эффект ореола заключается в том, что информация, получаемая о каком-то человеке, «прочитывается» определенным образом, она накладывается на то представление о нем, которое было создано заранее.Ранее выработанное представление выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола ярко проявляется при формировании первого впечатления о человеке: общее благоприятное впечатление о нем приводит к позитивным оценкам и его неизвестных качеств. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

В психологии было установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.

С этим эффектом тесно связаны и эффекты первичности и новизны. Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Эффект первичности проявляется в том, что при восприятии незнакомого человека преобладает та информация о нем, которая предъявлялась раньше.Напротив, в ситуацияхвосприятия знакомого человека действует эффект новизны, который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, информация оказывается наиболее значимой.

В более широком плане все эти эффекты можно рассматривать как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, – явления стереотипизации. Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются в общении как средством «сокращения» процесса узнавания.Стереотипы в общении имеют специфические происхождение и смысл. Как правило, они возникают в условиях ограниченного прошлого опыта, при стремлении строить выводы на основе ограниченной информации.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. В первом случае, это приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека. В этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в определенном смысле необходим, поскольку помогает сокращать процесс познания.

Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью.

Читайте также:  При каком условии общение становится средством развивающим детскую речь

Предубеждения особенно отрицательно проявляются в жизни, когда могут нанести серьезный вред взаимоотношению людей между собой. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы[110].

Источник



ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОПОНИМАНИЕ И ВЗАИМОПОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ

(перцептивная сторона общения)

Общение и взаимопонимание людьми друг друга.(Б.Д. Парыгин)

Взаимопонимание как внутренняя основа и цель общения. Одним из важнейших аспектов социально-психологического общения является взаимопонимание людьми друг друга. Последнее может рассматриваться как внутренняя основа процесса общения, достигшего достаточно высокого уровня развития.

Развитая способность человека к пониманию других людей выступает в качестве рациональной основы процесса межличностного общения, которому подчинены средства выражения и передачи психического состояния взаимодействующих индивидов. Нельзя не согласиться в этой связи с Л.С. Выготским, который характеризует общение как «процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующий известной системы средств».

Важнейшим средством установления взаимопонимания между людьми является речь, которая позволяет осуществить обмен мыслями для взаимопонимания. Поскольку установление взаимопонимания не является единственной функцией речи, которая служит также средством передачи информации, экспрессии и психического воздействия, как на это указывал С.Л. Рубинштейн, поскольку встает вопрос о соотносительной связи и взаимосвязи названных выше функций в структуре общения.

Есть основания полагать, что процесс установления взаимопонимания между индивидами является важнейшим параметром социально-психологического общения, которому могут быть подчинены все остальные функции речи. Действительно, коммуникативная функция речи, заключающаяся в передаче сообщения и обмене мыслями, прямо и непосредственно подчинена задачам и целям взаимопонимания. В такой же мере можно говорить и об экспрессивной функции речи, о ее модальности, поскольку последняя служит средством усиления, дополнения или корректировки вербального сообщения. Тон, тембр, ритм, интонации речи нередко говорят общающимся больше, чем содержание тех фраз, которыми они обмениваются. Воздействующая или побудительная функция речи также может рассматриваться как дополнительное средство усиления взаимопонимания между общающимися людьми, или достижения его там, где оно пока отсутствует.

Речь, конечно может служить средством и передачи сообщения, и воздействия и в тех случаях, когда взаимопонимание между общающимися отсутствует и вряд ли может быть достигнуто.

Впервые термин введен в 1947г. Дж. Брунером. Сегодня говорят не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии.

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Механизмы взаимопонимания в процессе общения. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания (Рубинштейн, Выготский, Поршнев). Сопоставление себя с другим осуществляется двояко: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Идентификация – отождествление себя с другим. Идентификация выступает механизмом познания и понимания другого человека. Близко по содержанию явление эмпатии. Эмпатия – особый способ понимания другого человека, эмоциональный отклик на его проблему. Механизм эмпатии сходен с механизмом идентификации.

Еще один вопрос: как будет тот, другой партнер по общению понимать меня. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. Исследования делятся на: изучение содержания межличностной перцепции; изучение самого процесса межличностной перцепции. Содержание мп зависит от характеристик субъекта и объекта восприятия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин поведения, а может – на приписывании друг другу причин поведения (влияет прошлый опыт восприятия, анализ собственных мотивов и др.).

Система способов, мера и степень приписывания, т.е. атрибуции, зависит от степени уникальности или типичности поступка, от степени его социальной «желательности» или социальной «нежелательности», от того, выступает ли субъект сам участником какого-либо события или его наблюдателем. Данной проблемой занимались Г.Келли, Э. Джонс, К. Дэвис, Д. Кенноуз, Р. Миссбет, Л. Стрикленд, Андреева, Муздыбаев.

В зависимости от этих факторов избирается разный тип атрибуции. Типы (по Келли):

1. личностная атрибуция. Причина приписывается лично совершаемому поступок.

2. объектная атрибуция. Причина приписывается тому объекту, на который направлено действие.

3. обстоятельственная атрибуция. Причина приписывается обстоятельствам.

Атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия.

Встает вопрос о роли установки. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке (А.А. Бодалев)

Читайте также:  Уход за стопами в домашних условиях народные средства

Эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга:

1. эффект ореола. Формируется специфическая установка на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

2. эффект новины и первичности. Касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности: преобладает предъявленная ранее информация.

Эффект новизны: более новая информация оказывается более значимой.

3. эффект стереотипизации. Стереотип – некоторый устойчивый образ каково либо явления или человека, которым пользуются как «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Стереотипизация может привести либо к упрощению процесса познания, либо к возникновению предубеждения. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Вывод: сложная природа процесса межличностной перцепции заставляет с особой тщательностью исследовать проблему точности восприятия человека человеком.

Вопрос связан с решением теоретико-методологической проблемы. В случае познания другого человека определенную помощь могут

§ метод опроса экспертов;

§ эксперимент, в котором устанавливаются 4 группы факторов:

— переменные, при помощи которых субъект восприятия описывает самого себя,

— ранее знакомых личностей,

— отношения между собой и объектом восприятия,

Соотнеся между собой эти четыре группы факторов, можно определить, в какую сторону свойственно сместиться восприятию.

§ Социально-психологический тренинг под различные задачи.

Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют определенное отношение по отношению друг к другу. Механизмы образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку

называется аттракцией. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-либо человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается в категориях, свойственных аффективным оценкам. Исследования посвящены выяснению факторов, приводящих к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Выделены различные уровни аттракции:

Исследования аттракции немногочисленны, что открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются.

Интегральная модель социально-психологического общения,предложенная Б.Д. Парыгиным.

Источник

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОПОНИМАНИЕ И ВЗАИМОПОЗНАНИЕ ЛЮДЕЙ

(перцептивная сторона общения)

Общение и взаимопонимание людьми друг друга.(Б.Д. Парыгин)

Взаимопонимание как внутренняя основа и цель общения. Одним из важнейших аспектов социально-психологического общения является взаимопонимание людьми друг друга. Последнее может рассматриваться как внутренняя основа процесса общения, достигшего достаточно высокого уровня развития.

Развитая способность человека к пониманию других людей выступает в качестве рациональной основы процесса межличностного общения, которому подчинены средства выражения и передачи психического состояния взаимодействующих индивидов. Нельзя не согласиться в этой связи с Л.С. Выготским, который характеризует общение как «процесс, основанный на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующий известной системы средств».

Важнейшим средством установления взаимопонимания между людьми является речь, которая позволяет осуществить обмен мыслями для взаимопонимания. Поскольку установление взаимопонимания не является единственной функцией речи, которая служит также средством передачи информации, экспрессии и психического воздействия, как на это указывал С.Л. Рубинштейн, поскольку встает вопрос о соотносительной связи и взаимосвязи названных выше функций в структуре общения.

Есть основания полагать, что процесс установления взаимопонимания между индивидами является важнейшим параметром социально-психологического общения, которому могут быть подчинены все остальные функции речи. Действительно, коммуникативная функция речи, заключающаяся в передаче сообщения и обмене мыслями, прямо и непосредственно подчинена задачам и целям взаимопонимания. В такой же мере можно говорить и об экспрессивной функции речи, о ее модальности, поскольку последняя служит средством усиления, дополнения или корректировки вербального сообщения. Тон, тембр, ритм, интонации речи нередко говорят общающимся больше, чем содержание тех фраз, которыми они обмениваются. Воздействующая или побудительная функция речи также может рассматриваться как дополнительное средство усиления взаимопонимания между общающимися людьми, или достижения его там, где оно пока отсутствует.

Речь, конечно может служить средством и передачи сообщения, и воздействия и в тех случаях, когда взаимопонимание между общающимися отсутствует и вряд ли может быть достигнуто.

Впервые термин введен в 1947г. Дж. Брунером. Сегодня говорят не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии.

Восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Читайте также:  Моющее средство для потолка автомобиля

Механизмы взаимопонимания в процессе общения. На основе внешней стороны поведения мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Представление о другом человеке связано с уровнем собственного самосознания (Рубинштейн, Выготский, Поршнев). Сопоставление себя с другим осуществляется двояко: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Идентификация – отождествление себя с другим. Идентификация выступает механизмом познания и понимания другого человека. Близко по содержанию явление эмпатии. Эмпатия – особый способ понимания другого человека, эмоциональный отклик на его проблему. Механизм эмпатии сходен с механизмом идентификации.

Еще один вопрос: как будет тот, другой партнер по общению понимать меня. Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. Исследования делятся на: изучение содержания межличностной перцепции; изучение самого процесса межличностной перцепции. Содержание мп зависит от характеристик субъекта и объекта восприятия. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин поведения, а может – на приписывании друг другу причин поведения (влияет прошлый опыт восприятия, анализ собственных мотивов и др.).

Система способов, мера и степень приписывания, т.е. атрибуции, зависит от степени уникальности или типичности поступка, от степени его социальной «желательности» или социальной «нежелательности», от того, выступает ли субъект сам участником какого-либо события или его наблюдателем. Данной проблемой занимались Г.Келли, Э. Джонс, К. Дэвис, Д. Кенноуз, Р. Миссбет, Л. Стрикленд, Андреева, Муздыбаев.

В зависимости от этих факторов избирается разный тип атрибуции. Типы (по Келли):

1. личностная атрибуция. Причина приписывается лично совершаемому поступок.

2. объектная атрибуция. Причина приписывается тому объекту, на который направлено действие.

3. обстоятельственная атрибуция. Причина приписывается обстоятельствам.

Атрибутивные процессы составляют основное содержание межличностного восприятия.

Встает вопрос о роли установки. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке (А.А. Бодалев)

Эффекты, возникающие при восприятии людьми друг друга:

1. эффект ореола. Формируется специфическая установка на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информация накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

2. эффект новины и первичности. Касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. Эффект первичности: преобладает предъявленная ранее информация.

Эффект новизны: более новая информация оказывается более значимой.

3. эффект стереотипизации. Стереотип – некоторый устойчивый образ каково либо явления или человека, которым пользуются как «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотип возникает на основе ограниченного прошлого опыта в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Стереотипизация может привести либо к упрощению процесса познания, либо к возникновению предубеждения. Особенно распространенными являются этнические стереотипы, когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы.

Вывод: сложная природа процесса межличностной перцепции заставляет с особой тщательностью исследовать проблему точности восприятия человека человеком.

Вопрос связан с решением теоретико-методологической проблемы. В случае познания другого человека определенную помощь могут

§ метод опроса экспертов;

§ эксперимент, в котором устанавливаются 4 группы факторов:

— переменные, при помощи которых субъект восприятия описывает самого себя,

— ранее знакомых личностей,

— отношения между собой и объектом восприятия,

Соотнеся между собой эти четыре группы факторов, можно определить, в какую сторону свойственно сместиться восприятию.

§ Социально-психологический тренинг под различные задачи.

Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют определенное отношение по отношению друг к другу. Механизмы образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку

называется аттракцией. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-либо человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается в категориях, свойственных аффективным оценкам. Исследования посвящены выяснению факторов, приводящих к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Выделены различные уровни аттракции:

Исследования аттракции немногочисленны, что открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе. Такого рода работы лишь начинаются.

Интегральная модель социально-психологического общения,предложенная Б.Д. Парыгиным.

Источник