Меню

Навигатор как основное средство

На автомобиль предприятия установили систему ГЛОНАСС

Анищенко А. В., аудитор ООО «Аудиторская фирма АТОЛЛ-АФ»

Журнал «Учет в производстве» № 12, декабрь 2011 г.

Для отслеживания информации о передвижении своего грузового транспорта предприятие приобрело спутниковую систему навигации. О том, в каком порядке принять данный актив к учету и признать расходы при расчете налога на прибыль, – в статье.

Для чего нужна автонавигация

Наличие на автомобиле предприятия спутниковой системы навигации – это удобный способ отслеживать его маршрут (причем в режиме онлайн), пробег и т. д. Данные о передвижении транспорта, к примеру, можно использовать при списании расходов на ГСМ (письмо Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354).

Более того, наличие навигационной системы в некоторых случаях является обязательным.

Например, с 1 июля 2012 года отсутствие на транспортных средствах спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в рамках пассажирских перевозок будет считаться нарушением лицензионных требований (постановление Правительства РФ от 27 сентября 2011 г. № 790). Аналогичные требования планируется ввести в отношении транспорта для грузоперевозок.

Устройств, позволяющих принимать данные со спутников, достаточно много. Начиная от простых GPS-навигаторов, заканчивая спутниковыми системами. От того, что именно приобретает предприятие, и будет зависеть порядок бухгалтерского и налогового учета.

Например, система спутниковой навигации ГЛОНАСС, как правило, состоит из нескольких элементов:

– клиентского терминала (мобильное устройство, которое нужно будет установить на автомобиль);

– точки доступа (служит для передачи данных);

– рабочего места диспетчера (там стоит компьютер с выходом в интернет и специальным программным обеспечением, на который передается вся информация об объекте);

– сервера (на нем сохраняется вся информация об отслеживаемых объектах).

Наличие нескольких составных частей и высокая стоимость как раз и вызывают сложности в налоговом и бухгалтерском учете.

Принимаем актив к бухгалтерскому учету

Если предприятие приобрело обычный GPS-навигатор, то его стоимость, как правило, ниже 40 000 руб. Поэтому такой актив следует отражать в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов (п. 5 ПБУ 6/01). Но на практике нередко возникают более сложные ситуации.

Проблема № 1

Если приобретена система, состоящая из нескольких составных частей, и цена ее превышает 40 000 руб., то возникает загвоздка. Поскольку из пункта 6 ПБУ 6/01 следует, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

А таковым признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций. Или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

Получается, что навигационную систему можно отнести к отдельному инвентарному объекту. Однако части этого оборудования будут размещаться непосредственно в других объектах основных средств, а именно в автомобилях.

Поэтому возникает следующая проблема. Следует ли считать установку навигационного оборудования на автомобиль модернизацией основного средства?

Проблема № 2

Напомним, что изменение первоначальной стоимости объекта основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки (п. 14 ПБУ 6/01).

Определение модернизации придется взять из налогового законодательства, так как в бухгалтерском такое определение отсутствует.

Итак, к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения актива, повышенными нагрузками или другими новыми качествами (п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ).

Приобретает ли новые качества автомобиль, оборудованный системой ГЛОНАСС, – вопрос достаточно спорный.

Навигационная система повышает качество управления транспортом предприятия. При этом резко возрастают возможности контроля над хозяйственными процессами и затратами компании.

А вот в отношении каждого отдельного автомобиля элемент навигационной системы, который на нем установлен, характеристики авто не улучшает (не увеличивает грузоподъемность, мощность, не снижает расход топлива, не изменяет назначения транспортного средства и т. д.). Кроме того, клиентский терминал можно снять с одного транспортного средства и переставить на другое, не причиняя никакого ущерба при демонтаже.

Читайте также:  Как снимаются денежные средства с расчетного счета

Как поступить

Поскольку разъяснения чиновников и арбитражки по данному вопросу пока отсутствуют, бухгалтеру придется решать вопрос учета навигационной системы самостоятельно.

Самый простой путь – это приобрести навигационную систему комплектами по цене менее 40 000 руб. за единицу и списать эти расходы единовременно.

Другой вариант – учесть навигационную систему в целом как отдельный объект основных средств. Но в этом случае компания столкнется еще с одной проблемой: непонятно, какой срок амортизации можно применять в данном случае.

По общим правилам данный срок определяется предприятием самостоятельно (п. 20 ПБУ 6/01) исходя из:

– ожидаемого срока его использования в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;

– ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;

– нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

При этом используется Классификация основных средств, утвержденная постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1. О навигационной системе там ничего не сказано.

В то же время для объектов, не указанных в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. Так сказано в пункте 6 статьи 258 Налогового кодекса РФ. Например, информацию можно получить в техническом паспорте завода-изготовителя. Если ничего такого у фирмы нет, то нужно будет сделать письменный запрос в компанию-изготовитель и руководствоваться ответом.

Какова ситуация в налоговом учете

Амортизируемым признается имущество, которое находится у компании на праве собственности, используется для извлечения дохода. И при условии, что стоимость его погашается путем начисления амортизации (п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ). Также стоит учесть, что к амортизируемому относится имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Поэтому организация вполне может учесть все составные части спутниковой системы в совокупности как основное средство и амортизировать его.

Также у компании есть возможность разбить систему на элементы стоимостью менее 40 000 руб. и списать в налоговые расходы единовременно. Но в данном случае возможны претензии налоговиков.

Хотя вряд ли чиновники будут придираться по поводу экономической обоснованности затрат в случаях, когда приобретение ГЛОНАСС и оснащение автомобилей элементами спутниковой навигации является прямым требованием действующего законодательства.

Предприятие может учесть все составные части спутниковой системы в качестве единого объекта основного средства и амортизировать его. Попытка признать каждую из частей отдельно вероятнее всего вызовет проблемы с налоговиками.

Источник



ОКОФ: код 330.26.51

330.26.51 — Оборудование для измерения, испытаний и навигации

Классификатор: ОКОФ ОК 013-2014
Код: 330.26.51
Наименование: Оборудование для измерения, испытаний и навигации
Дочерних элементов: 7
Амортизационных групп: 3
Прямых переходных ключей: 52

Группировка 330.26.51 в ОКОФ содержит 7 подгуппировок.

  1. 330.26.51.1 — Приборы навигационные, метеорологические, геофизические и аналогичные инструменты
  2. 330.26.51.2 — Аппаратура радиолокационная, радионавигационная и радиоаппаратура дистанционного управления
  3. 330.26.51.3 — Весы точные; инструменты для черчения, расчетов, приборы для измерения линейных размеров и т.п.
  4. 330.26.51.4 — Приборы для измерения электрических величин или ионизирующих излучений
  5. 330.26.51.5 — Приборы для контроля прочих физических величин
  6. 330.26.51.6 — Инструменты и приборы прочие для измерения, контроля и испытаний
  7. 330.26.51.7 — Термостаты, стабилизаторы давления и прочие приборы и аппаратура для автоматического регулирования или управления

В классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, код 330.26.51 числится в следующих группах:

Группа Подгруппа Сроки Примечание
Четвертая группа Инвентарь производственный и хозяйственный имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно оборудование испытательное
Пятая группа Машины и оборудование имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно оборудование лабораторное обогатительное; приборы для научных исследований (приборы метеорологические и аэрологические, гидрологические, гидрометеорологические, для полевых геофизических исследований в скважинах, геологические и гидрогеологические, аппаратура системы контроля процесса бурения)
Шестая группа Машины и оборудование имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно скоростемеры локомотивные; снаряжение судовое

Для перехода от старого ОКОФ к новому ОКОФ используется прямой переходный ключ:

Источник

Как учесть покупку навигатора GPS

Использование системы спутниковой навигации, устанавливаемой на автомобилях, позволяет рассчитать оптимальный маршрут движения, проследить местонахождение автомобиля, время его стоянки и движения, контролировать действия водителя в процессе движения, в т.ч. расход топлива, соблюдение скорости движения, резкие торможения и т.п.

Такие приборы могут быть как автономными, так и вмонтированными в автомобиль.

Навигатор — основное средство

Инструкция по бухгалтерскому учету основных средств утверждена постановлением Минфина РБ от 30.04.2012 № 26 (далее — Инструкция № 26).

Организацией в качестве основных средств на основании п.4 Инструкции № 26 принимаются к бухгалтерскому учету активы, имеющие материально-вещественную форму, при одновременном выполнении следующих условий признания:

• активы предназначены для использования в деятельности организации, в т.ч. в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления во временное пользование (временное владение и пользование), за исключением случаев, установленных законодательством;

• организацией предполагается получение экономических выгод от использования активов;

• активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;

• организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев с даты приобретения;

• первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.

При этом стоимостные критерии активов для отнесения их к основным средствам Инструкцией № 26 не установлены.

В качестве основных средств к бухгалтерскому учету принимаются земельные участки, вложения в земельные участки, улучшение земель, объекты природопользования.

Не принимаются к бухгалтерскому учету в качестве основных средств многолетние дикорастущие объекты растительного мира, произрастающие в естественных условиях на территории организации.

Инструкцией № 26 установлено также, что она не применяется в отношении запасов.

Учет запасов регулируется Инструкцией по бухгалтерскому учету запасов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 12.11.2010 № 133 (далее — Инструкция № 133). К запасам, в частности, на основании п.3 Инструкции № 133 относятся инвентарь, хозяйственные принадлежности, инструменты, оснастка и приспособления, сменное оборудование.

Для отнесения активов к основным средствам кроме положений инструкций № 26 и № 133 необходимо учитывать положения постановления Минэкономики РБ от 30.09.2011 № 161, которым установлены нормативные сроки службы основных средств (далее — постановление № 161).

Постановлением № 161 выделено 9 групп основных средств: здания, сооружения, устройства передаточные, машины и оборудование, средства транспортные, инструмент, инвентарь и принадлежности, основные средства прочие, используемые в сельском и лесном хозяйстве, основные средства прочие.

Из норм постановления № 161 следует, что из 9 групп основных средств, классифицируемых постановлением № 161, только производственный и хозяйственный инвентарь, инструмент могут числиться как в запасах в соответствии с Инструкцией № 133, так и в составе основных средств в соответствии с Инструкцией № 26. Поэтому в отношении производственного и хозяйственного инвентаря, инструмента для учета его в качестве основных средств организации вправе установить в учетной политике дополнительные условия признания, например стоимостный критерий в размере, установленном организацией.

Имущество, относящееся к зданиям, сооружениям, устройствам передаточным, машинам и оборудованию, транспортным средствам, принимается в качестве основных средств без дополнительных условий в учетной политике по отнесению их к основным средствам, т.е. стоимостный критерий не предусмотрен.

Согласно нормативным срокам службы основных средств, установленным постановлением № 161, навигаторы GPS всех видов, системы на базе GPS относятся к оборудованию радиосвязи, звукового и телевизионного вещания, шифр 45632, нормативный срок службы — 8 лет.

При использовании указанного оборудования в условиях передвижения к нормативному сроку службы применяется поправочный коэффициент 0,7.

Таким образом, поскольку навигатор относится к оборудованию, то его независимо от стоимости следует учитывать в составе основных средств.

В бухгалтерском учете приобретение навигатора следует отражать следующим образом.

Принят к учету поступивший от поставщика навигатор

08
«Вложения в долгосрочные активы»

60
«Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

Отражены иные расходы, связанные с приобретением и установкой навигатора

60, 70, 69, 76
и др.

Отражена сумма НДС:
предъявленная поставщиком навигатора — плательщиком НДС в Республике Беларусь

18
«Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам»

уплаченная при ввозе навигатора на таможенную территорию РБ

исчисленная:
при ввозе навигатора из стран таможенного союза;
при приобретении навигатора на территории РБ у нерезидента РБ, не осуществляющего деятельность на территории РБ через постоянное представительство

Оплачен поставщику навигатор

51
«Расчетные счета»,
52
«Валютные счета» и др.

Принята к вычету сумма «входного» НДС

68-2
«Налог на добавленную стоимость, исчисляемый из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг»

Навигатор введен в эксплуатацию

01
«Основные средства»

Справочно

Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, определяется в соответствии с порядком, установленным Инструкцией по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте, утвержденной постановлением Минфина РБ от 27.12.2007 № 199.

Учет навигаторов, вмонтированных в автомобиль

Первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению, кроме случаев:

• реконструкции (модернизации, реставрации) основных средств, проведения иных аналогичных работ;

• переоценки основных средств в соответствии с законодательством;

• иных случаев, установленных законодательством (п.14 Инструкции № 26).

Установку навигатора на автомобиль следует относить к дооборудованию автомобиля.

Дооборудование — это совокупность работ по дополнению технологической схемы объекта конструктивными элементами и системами с получением новых дополнительных возможностей объекта или улучшением качественных и (или) количественных технико-экономических показателей (приложение 5 к Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Минэкономики РБ, Минфина РБ, Минстройархитектуры РБ от 27.02.2009 № 37/18/6, далее — Инструкция № 37/18/6).

При дооборудовании автомобиля возможны следующие изменения:

Конструкция и комплектация

Может быть пересмотрен

При дооборудовании основных средств на сумму соответствующих затрат изменяется амортизируемая стоимость основных средств (п.9 Инструкции № 37/18/6).

Комиссия по проведению амортизационной политики в случаях дооборудования основных средств вправе производить пересмотр нормативных сроков службы и (или) сроков полезного использования основных средств (п.24 Инструкции № 37/18/6).

Во время проведения дооборудования основных средств начисление амортизации не производится (п.35 Инструкции № 37/18/6). Однако, как правило, установка навигаторов на транспортные средства занимает короткий промежуток времени (до нескольких дней), поэтому прекращение начисления амортизации не производится.

Бухгалтерский учет затрат по дооборудованию транспортного средства

Каждая хозяйственная операция должна быть оформлена первичным учетным документом. Такое требование установлено ст.9 Закона РБ от 19.10.1991 № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» и подп.1.1 п.1 Указа Президента РБ от 15.03.2011 № 114 «О некоторых вопросах применения первичных учетных документов».

Первичный учетный документ, оформленный на установку навигатора, будет основанием для изменения стоимости автомобиля.

Установка навигаторов GPS производится, как правило, специализированными организациями. Если установка навигатора произведена сторонней организацией, то таким документом будет акт выполненных работ, подписанный организацией, производившей установку навигатора, и организацией-заказчиком.

Учет будет зависеть и от того, приобретался ли навигатор GPS непосредственно организацией-заказчиком или он принадлежал организации-подрядчику, выполнявшей его установку.

Если навигатор GPS приобретался организацией самостоятельно, а затем передавался сторонней организации в монтаж, то его передачу следует оформить товарной накладной формы ТН- 2 или товарно-транспортной накладной формы ТТН-1, поскольку она служит основанием для списания товарно-материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя, а также для складского, оперативного и бухгалтерского учета (п.2 Инструкции по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 «Товарно-транспортная накладная» и ТН-2 «Товарная накладная», утвержденной постановлением Минфина РБ от 18.12.2008 № 192).

В бухгалтерском учете при установке навигатора GPS на транспортное средство должны быть сделаны следующие записи.

Источник

Adblock
detector