Меню

Моющие средства для волос материаловедение

Средства для мытья волос

Шампуни обычно содержат моющие, пенообразующие и разделяющие вещества, загустители, кондиционеры, добавки, регулирующие уровень рН, и другие ингредиенты (смягчители, ароматизаторы, консерванты).

Моющие вещества нужны для удаления сала и грязи, однако, если переусердствовать, волосы станут тусклыми, наэлектризованными и спутанными. Кроме того, у потребителей моющая способность ассоциируется с обильной долгоиграющей пеной. Большое количество пузырьков никак не влияет на качество очищения или устранение бактерий, но, повинуясь желаниям покупателей, производители добавляют излишнее количество пенящих и моющих компонентов. Чтобы эти завышенные концентрации имели косметический эффект, требуются кондиционеры и прочие добавки.

Моющие вещества

Действие шампуней основано на липофильных или гидрофильных поверхностно-активных веществах. Первые склеивают частички сала, а вторые облегчают их удаление с помощью воды.

Вот наиболее часто используемые синтетические моющие средства, добавляемые в разные виды шампуней:

  • Лаурил сульфаты. Хорошо взаимодействуют с мягкой и жесткой водой, образуют обильную пену и легко смываются. Лаурил сульфаты отлично очищают, но при этом заметно утяжеляют волосы.
  • Лаурет сульфаты. Образуют много пены, хорошо очищают и ухаживают за волосами.
  • Саркозины. Плохо моют, зато отлично ухаживают.
  • Сульфосукцинаты. Это вещество-смазка, часто используется в шампунях для жирных волос.

Все упомянутые выше элементы относятся к разряду анионных поверхностно-активных отрицательно заряженных гидрофильных веществ. Моющие же вещества положительно заряженного катионного разряда обладают посредственными очищающими свойствами, плохо пенятся, однако непопулярны они только из-за своей несовместимости с другими анионными поверхностно-активными веществами.

Тем не менее, катионные шампуни существуют, например, для осветленных и окрашенных волос, которые становятся мягкими и послушными.

Неионные моющие вещества — вторые по популярности после анионных. Это, например, полиоксиэтиленовые жирные спирты, полиоксиэтиленовые сложные эфиры сорбита и алканоамиды, обладающие мягким действием.

Двойственные поверхностно-активные вещества ведут себя как катионные при низком уровне рН и как анионные – при высоком. К этой группе относятся бетаины и производные имидозалина. Такие ингредиенты, как кокамидопропил бетаин и лаураминопропинат натрия, входят в состав детских шампуней, так как не раздражают глаза. Они хорошо пенятся и отлично подходят для поврежденных и тонких волос, делая их послушными.

Пенообразующие элементы

Они образуют пузырьки газа в воде. Многие думают, что чем больше пены образует шампунь, тем он качественней. На самом деле, это вовсе не так. Кожное сало снижает объем пены, именно поэтому при повторном намыливании ее образуется намного больше.

Загустители

Не имеют очищающего эффекта, а просто делают шампунь более привлекательным для потребителя. Многие ошибочно думают, что густые средства более концентрированные, чем жидкие.

Кондиционеры

Они делают волосы послушными, блестящими и устойчивыми к воздействию статического электричества. К ним относятся жирные спирты, сложные эфиры, растительные и минеральные масла. Кондиционеры чаще всего добавляют в средства для поврежденных, окрашенных и сухих волос. Последние, кроме прочего, содержат гидролизованные животные белки, глицерин, диметинол, симетикон, поливинилпирролидон, пропилен гликоль и стеаралкониум-хлорид.

Разделяющие вещества

Именно благодаря им, шампуни подходят для мытья волос больше, чем, например, простое мыло. Разделяющие вещества образуют магний и ионы кальция, которые препятствуют образованию накипи, в противном случае на волосах бы оставалась пленка.

Регуляторы уровня рН

Некоторые ингредиенты могут изменять уровень рН, а производители, добавляющие их в шампуни, заявляют о так называемой сбалансированности их средств. Будучи щелочными, большинство моющих средств приподнимают стержни волос и делают их более уязвимыми. Это не проблема для обладателей здоровой шевелюры, а вот тем, чьи волосы повреждены, а соответственно, имеют пористую структуру, лучше выбрать средство с содержанием кислоты.

Специальные добавки

Основные отличия схожих шампуней для одного типа волос разных производителей – это аромат и специальные ухаживающие ингредиенты. Например, масло зародышей пшеницы, содержащее витамин Е, и пантенол (разновидность витамина В) делают волосы послушными и шелковистыми. Некоторые производители заменяют их на растительные экстракты или масло норки. Белки – рибонуклеиновую кислоты, коллаген и плаценту – добавляют в кондиционеры.

Типы шампуней

Шампуни выпускаются в жидкой, гелевой, кремообразной, аэрозольной и пудровой формах. Мы рассмотрим только жидкие, ибо они наиболее популярны. Сегодня на прилавках магазинов можно найти обычные (для нормальных, сухих, жирных и окрашенных волос), детские, ухаживающие, лечебные и профессиональные шампуни.

Обычные шампуни

Их обычно выбирают в зависимости от количества вырабатываемого кожного сала и объема волосяного покрова. Некоторые производители меняют только концентрации ингредиентов, а общий список один для всех – нормальных, жирных, сухих, поврежденных или окрашенных волос. Другие же создают для каждого типа волос уникальные формулы.

Шампуни для нормальных волос содержат лаурил сульфат и обеспечивают только моющий эффект без кондиционирования. Как правило, такие средства подходят взрослым людям с умеренным уровнем образования сала и жесткими волосами, а вот обладателям тонких и непослушных волос они не подойдут.

Шампуни для жирных волос тоже содержат минимум ухаживающих компонентов, подходят молодым людям с жирными или быстро пачкающимися волосами. Если такие средства использовать каждый день, они могут высушить волосы, чтобы этого избежать, нужно применять насыщенный кондиционер.

Читайте также:  Окпд испытание средств индивидуальной защиты

Шампуни для сухих волос обладают легким моющим и сильным ухаживающим эффектами. Такие средства подходят и для поврежденных волос, а также для тех, кто моет голову ежедневно. Шампуни для сухих волос снимают статическое электричество, однако, если в составе слишком много кондиционера, волосы могут стать ломкими, более того, при малом количестве моющих ингредиентов, составляющие шампуня могут оставаться на волосах.

Для окрашенных, обесцвеченных, обработанных средствами для химической завивки или распрямления, подверженных постоянному нагреванию фенами или утюжками, а также для очень длинных волос подходят шампуни с большим содержанием кондиционеров. Лучше всего подходит гидролизованный животный белок, он закупоривает дефекты в поверхности каждого волоска, обеспечивая блеск и гладкость волос.

Шампуни для детей

Не содержат раздражающих компонентов, в их составе только мягкие очищающие вещества, так как у детей вырабатывается небольшое количество кожного сала. Такие средства подходят также и взрослым, и любителям мыть голову каждый день.

Шампуни-кондиционеры

По сути, это те же шампуни для сухих или поврежденных волос. Моющие элементы в составе – это, как правило, двойственные и анионные вещества группы сульфосукцинатов. Такие средства не требуют нанесения кондиционера после мытья.

Лечебные шампуни

Это шампуни от перхоти, чаще всего они содержат производные дегтя, салициловую кислоту, серу, дисульфид селена, хлорсодержащие фенолы и пиритион цинка. Как правило, функции таких средств заключаются в удалении кожного сала и чешуек кожи, уменьшении количества вырабатываемого сала и противомикробной обработке.

Деготь обладает противовоспалительными свойствами. Сера и пиритион цинка используются для борьбы с бактериями и грибками. В некоторые шампуни добавляют ментол, который создает приятное ощущение покалывания.

Побочные реакции на моющие средства для волос

Как правило, из-за весьма не продолжительного времени воздействия шампуни редко становятся причиной раздражений кожи или аллергического контактного дерматита. Тем не менее, все мы хотя бы однажды при мытье волос сталкивались с щипанием глаз. Некоторые производители решают эту проблему, добавляя в свои продукты двойственные поверхностно активные вещества группы амидозалина, сульфонаты янтарного спирта, силикон-гликоли и пептидные концентраты жирных кислот.

А вещества, провоцирующие раздражение, — это формалин, парабены, гексахлорофен, ароматизаторы, триклозан и миранолы.

Для проведения тестов на аллергию используют 1-2% раствор шампуня на закрытых участках кожи и 5% — на открытых. Однако возможны ложные реакции в виде элементарного раздражения. Поэтому рекомендуется проводить тестирование каждого отдельного элемента в составе шампуня.

Источник



Моющие средства для волос материаловедение

§ 1. Моющие и мылящие средства

В качестве моющих и мылящих средств в парикмахерских применяются различные шампуни и мыла, которые представляют собой сложные химические соединения.

Промышленность выпускает мыла твердые, порошкообразные, пастообразные и жидкие. В зависимости от назначения их подразделяют на хозяйственные и туалетные. Туалетные мыла имеют приятный запах и хорошо пенятся даже в холодной воде. По своему составу мыла бывают щелочные (с избытком щелочи, например, хозяйственные), нейтральные («Банное», «Семейное», «Яичное»), пережиренные (с избытком неомыленного жира — «Детское», «Спермацетовое», «Косметическое» и др.).

Здесь необходимо напомнить, что растворы кислот и щелочей характеризуются наличием в них ионов водорода (Н + ) и ионов гидроксила (ОН — ).

Если ионов водорода в растворе больше, чем ионов гидроксила — раствор имеет кислую реакцию; если наоборот — щелочную реакцию. В случае равного количества ионов водорода и гидроксила — раствор нейтрален.

Реакцию среды принято выражать через водородный показатель рН в единицах от 1 до 14; причем при рН от 1 до 7 раствор имеет кислую реакцию, а от 8 до 14 — щелочную. Наиболее кислый раствор — при рН1, наиболее щелочной — при рН14, нейтральный — при рН7.

Поэтому, учитывая, что щелочи и кислоты оказывают разрушающее действие на структуру волос, используемые в парикмахерских составы должны иметь рН близкий 7. Чаще всего туалетные мыла имеют показатель от рН8 до рН10, изготовляются они из наиболее доброкачественных материалов и содержат в своем составе такие элементы гигиенического и косметического назначения, как эфирные масла, борную кислоту, растительные и животные жиры и т. д. Поэтому именно туалетные мыла чаще всего используются в настоящее время в парикмахерских для мытья волос.

В последние годы стали широко применяться мыльные порошки.

Так, мыльный порошок «Волна» представляет собой смесь измельченного туалетного мыла (около 80%) и очищенной соды (около 20%); рекомендуется для мытья головы с жирными волосами.

Мыльный порошок «Нега» имеет основным компонентом жирные кислоты, содержание которых доходит до 85 — 88%. Представляет собой смесь высушенной мыльной туалетной основы с крахмалом и отдушкой. При намыливании дает стойкую густую пену благодаря присутствию в его составе крахмала. Туалетная отдушка вводится в состав порошка для придания ему приятного запаха. Мыльный порошок «Нега» рекомендуется для бритья.

Читайте также:  Как увеличить стоимость основного средства здания

Также для бритья часто используют кремы «Хвойный» и «Руслан». Крем «Хвойный» представляет собой смесь мыл высших сортов в водно-глицериновом растворе. В его состав входит хвойный экстракт и парфюмерная отдушка. Характерной особенностью крема для бритья «Хвойный» является отсутствие в нем свободной щелочи.

Крем для бритья «Руслан» имеет ту же основу, что и крем «Хвойный». Имеющиеся в его составе кокосовые и другие масла способствуют быстрому образованию пены. Этот крем имеет большой диапазон применения, так как его можно использовать как при жирной, так и при сухой коже клиента.

Нельзя не отметить и жидкое туалетное мыло шампунь, представляющее собой водно-спиртовой раствор мыла. Оно дает довольно обильную пену, хорошо очищает кожу и волосы, однако частое его применение может отрицательно сказаться на качестве волос, которые иссушиваются и истончаются.

Помимо мыльных средств, для мытья головы используются и другие.

Это, прежде всего, бесщелочные шампуни, которые из-за отсутствия в них мыла иногда так и называют безмыльными. Уже из названия «бесщелочные шампуни» видно, что в них отсутствует щелочь. В качестве нейтрального средства для мытья волос широкое распространение получил шампунь «Садко». В его составе имеются вещества, благотворно влияющие на кожу и волосы.

Шампунь «Садко» имеет широкий диапазон применения. Он может быть использован для мытья нормальных, жирных и сухих волос.

Основным компонентом бесщелочных шампуней является сапонин. Добывается он из корней или коры различных растений; при взбалтывании с водой хорошо пенится и представляет собой очень удобное моющее средство. Нужно отметить, что при изготовлении различных шампуней, помимо сапонина, вводятся различные вещества, обладающие лечебными свойствами. Это требуется, прежде всего, потому, что сапонин может оказывать раздражающее действие на восприимчивую кожу. Из веществ, вводимых в шампуни и смягчающих отрицательное действие сапонина, необходимо выделить холестерин, лецитин, ланолин или отвары и экстракты трав.

Из применяемых в парикмахерских бесщелочных шампуней рассмотрим масляный, крапивный, березовый и специальный против перхоти.

Масляный шампунь содержит вещества, препятствующие сильному выделению природных жиров из волос и кожи. Количество воды в нем минимальное. При намыливании дает густую, долго держащуюся пену. При употреблении смешивается с водой в соотношении 1 часть шампуня 9 частей воды (1 :9).

Крапивный крем-шампунь сильно концентрированный, кремообразный. В его состав входят ланолин, крапивный экстракт и другие вещества, способствующие росту волос. Вымытые этим шампунем волосы приобретают мягкость и шелковистость. Особенно рекомендуется для мытья очень сухих волос. При употреблении разбавляется с водой в соотношении 1:9.

Очень эффективен против перхоти березовый шампунь, приготовленный на березовом экстракте. После мытья этим шампунем волосы приобретают красивый блеск и мягкость.

Особо необходимо выделить специальный шампунь против перхоти. В его состав входят вещества, уничтожающие грибки и бациллы, образующиеся в перхоти. Этот шампунь рекомендуется к употреблению вместе с фитиновыми препаратами, благотворно влияющими на волосы.

Из других моющих средств, которые можно использовать при мытье головы, необходимо отметить яичный желток, кислое молоко, простоквашу, настои растений, а также средства для сухого мытья волос: тальк, серу, отруби, танин, из которых составляются различные присыпки.

Вопросы для проверки

1. Требования, предъявляемые к мылу, как средству для мытья волос.

2. Какие элементы гигиенического и косметического назначения вводятся в туалетные мыла, порошки и кремы?

Источник

Моющие средства для мытья головы

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

по учебной дисциплине

для студентов специальности

Парикмахерское искусство

ОДОБРЕНО:

Предметной цикловой комиссией

Председатель, М.И. Боков

«19» сентября 2013 г. протокол №10

Составитель:

Преподаватель ФГБОУ ВПО МГТУ МпК, И.А. Брумм

Методические указания по выполнению практических работ разработаны на основе рабочей программы учебной дисциплины «Материаловедение».

Содержание практических работ ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы по специальности 100116 Парикмахерское искусство и овладению профессиональными компетенциями.

СОДЕРЖАНИЕ

2 Методические указания 6

Практическая работа 1 6

Практическая работа 2 9

Практическая работа 3 12

Практическая работа 4 14

Практическая работа 5 17

Практическая работа 6 20

Практическая работа 7 23

Практическая работа 8 26

3 Информационное обеспечение 30

ВВЕДЕНИЕ

Важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки студентов составляют практические занятия.

Состав и содержание практических работ направлены на реализацию действующего федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 100116 Парикмахерское искусство.

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование профессиональных практических умений — умений выполнять определенные действия, необходимые в последующем в профессиональной деятельности по общепрофессиональным дисциплинам.

В соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Материаловедение» предусмотрено проведение практических работ.

В результате их выполнения, обучающийся должен:

 применять материалы: шампуни, средства для оформления и закрепления прически, лосьоны, маски, красители, средства профилактического ухода, средства для завивки на продолжительное время с учетом норм расходов;

Содержание практических работ ориентировано на подготовку студентов к освоению профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы по специальности и овладению профессиональными компетенциями:

Читайте также:  Потница у детей чем лечить средства

ПК 1.3. Определять и согласовывать выбор парикмахерских услуг.

ПК 3.1. Внедрять новые технологии и тенденции моды.

ПК 4.1. Создавать образное единство облика модели, разрабатывать и выполнять художественные образы для подиума, журнала.

В процессе освоения дисциплины у студентов должны формироваться общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Выполнение студентами практических работ по учебной дисциплине «Материаловедение» направлено на :

— обобщение, систематизацию, углубление, закрепление, развитие и детализацию полученных теоретических знаний по конкретным темам учебной дисциплины;

— формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

— формирование и развитие умений: наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц;

— развитие аналитических интеллектуальных умений у будущих специалистов;

— выработку при решении поставленных задач профессионально значимых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

Продолжительность выполнения практической работы составляет не менее двух академических часов и проводится после соответствующей темы, которая обеспечивает наличие знаний, необходимых для ее выполнения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Тема 2.1. Классификация моющих средств. Состав и гигиенические свойства мыла и шампуней. Требования, предъявляемые к моющим средствам. Принцип действия мыла, шампуней и особенности их воздействия на кожу.

Практическая работа №1.

Моющие средства для мытья головы.

Формируемые компетенции:

ПК 1.3. Определять и согласовывать выбор парикмахерских услуг.

ПК 1.4. Выполнять и контролировать все этапы технологических процессов парикмахерских услуг.

ПК 3.1. Внедрять новые технологии и тенденции моды.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Цель работы:закрепить теоретические знания по использованию моющих средств для мытья волос.

Выполнив работу, Вы будете:

— определять тип шампуней по назначению,

— определять вид шампуня по консистенции,

— правильно применять шампунь при мытье головы и волос.

Материальное обеспечение:образцы разных видов и типов шампуней.

Задание:

1.Закрепить теоретические знания по теме «Моющие средства для волос».

2.Определить вид шампуней по консистенции.

3.Определить тип шампуня по назначению.

Порядок выполнения работы:

1. Ответить на вопросы по теме « Моющие средства для мытья головы и волос»

2.Работа с предоставленными образцами шампуней.

3.Заполнение таблицы «Типы шампуней по назначению».

Ход работы.

1.Ответьте на вопросы:

1.Укажите виды мытья головы и их назначение.

2.Перед какими видами парикмахерских работ голову не моют?

3.Что нужно учитывать, чтобы качественно вымыть голову?

4.К какому виду мытья волос относится мытье с использованием шампуня?

5.Выберите нужные слова, приведенные в скобках следующего текста.

Вода для мытья волос должна быть (мягкой, жесткой). Если вода ( мягкая, жесткая), то шампунь пенится плохо. Сделать (мягкую, жесткую) воду (мягкой, жесткой) можно, добавив в нее соду или буру.

7.Какой уровень рН шампуня желателен для мытья волос и почему?

8.Почему перед мытьем головы необходимо определить тип волос клиента?

9.Что нужно сделать перед мытьем волос?

10.Почему перед мытьем волосы необходимо тщательно расчесать?

11.Для мытья волос вам понадобиться:

12.Назовите способы наклона головы при мытье.

13.Можно ли наносить шампунь непосредственно на волосы? Почему?

14.Вставьте пропущенные слова в следующее предложение:

Шампунь распределяют на волосах, начиная с___________ , вспенивают____________________ движениями, слегка массируя от _____________ к _______________ .

15.Назовите препараты, которые используют для реакции нейтрализации после мытья волос.

16.От чего зависит выбор ополаскивателя для волос?

17.Какой инструмент используется для расчесывания волос после мытья?

18.Можно ли интенсивно расчесывать влажные волосы? Почему?

2.Какие виды шампуней (по консистенции) вы знаете? Выберите из предоставленных образцов шампуни разной консистенции.____________________________________________________

3.Заполните таблицу «Типы шампуней по назначению».

Типы шампуней по назначению
Требуют использование бальзамов Применяются для поврежденных волос Имеют нейтральный уровень рН Используются после химической завивки или окрашивания волос

Выберите из предоставленных образцов шампуни разного типа ,запишите их названия___________________________________.

Форма представления результата: выполненная работа

Тема 2.3 Общая классификация средств декоративного ухода за волосами. Классификация, состав, принцип действия, эффект от воздействия, современный ассортимент и особенности применения препаратов для стайлинга, окраски и химической завивки волос.

Источник