Меню

Молодежная субкультура за зож

Где та молодая шпана? Почему ЗОЖ и велосипеды для молодежи важнее политики и этничности

Все большие города похожи друг на друга, хотя каждый уникален по–своему. Идентичность для молодого жителя мегаполиса зачастую оказывается сильнее этнических корней и религиозных канонов. А ЗОЖ интереснее, чем политика. К таким выводам пришли социологи НИУ «Высшая школа экономики в Санкт–Петербурге» (НИУ ВШЭ), на протяжении 4 лет изучавшие, чем живет современная российская молодежь и по какому принципу она объединяется в сообщества.

Приключения феминизма в России. Когда в нашей стране появились первые феминистки

Смотр субкультур

Проект «Созидательные поля межэтнического взаимодействия и молодежные культурные сцены российских городов» реализовывается с 2015 года, хотя первые «пристрелочные» опросы проводились годом ранее.

«Изначально была задача — провести некий смотр всего, что у нас есть с молодежными культурами, — рассказывает участник проекта, аспирант НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге Святослав Поляков. — Какие культурные активности лежат в основе создания молодежных компаний, объединений, тусовок. Но, поскольку Россия — многонациональная страна, мы решили посмотреть, какую роль в этом играет этничность. И как молодежь разных национальностей выстраивает отношения. Найти какие–то позитивные поля, в которых люди разной этнической принадлежности каким–то образом взаимодействуют на основании совместного культурного опыта или увлечений».

В процессе работы фокус постепенно сместился с вопросов этничности на религиозную составляющую. Впрочем, эти вопросы в некоторых регионах настолько тесно переплетены, что разделить их практически невозможно.

География проекта сначала включала в себя Санкт–Петербург, Казань, Ульяновск и Махачкалу. Города подбирались так, чтобы они отражали этническое и религиозное разнообразие современной России. Заодно появлялась возможность и взглянуть на то, как отличается молодежь мегаполисов от своих сверстников из небольших городов, пусть и являющихся столицами субъектов. На поздних стадиях к этому списку прибавились буддийские регионы — Калмыкия и Бурятия.

Работа везде строилась по единому принципу. Сначала организовывали массовое анкетирование в городских вузах и ссузах, чтобы составить общее представление о том, какие культурные общности наиболее популярны у местной молодежи. Затем при помощи 20 глубинных интервью определяли наиболее интересные для изучения кейсы. Критерии при этом могли быть разными: например, самая популярная субкультура в городе или, наоборот, то, чего здесь никак не ожидали встретить. Один из самых ярких примеров последнего — сообщество любителей аниме в столице Дагестана. В ноябре 2018 года они попали на ленты агентств новостей, когда вынуждены были отменить проведение традиционного фестиваля из–за угроз от «ревнителей морали».

По двум самым интересным кейсам социологи работали методом включенного наблюдения. То есть на месяц–полтора погружались в жизнь сообщества с головой. Исследователь при этом не только задает вопросы, но и сам участвует в практиках.

Уже не стыдно, но еще страшно. Почему образ бизнесмена так и не стал положительным

Смешать, но не взбалтывать

«Общий вывод, конечно, в том, что прежние, традиционные субкультуры ушли в тень и потерялись, — констатирует Святослав Поляков. — Сейчас основной стиль — это casual. Самые популярные активности — велосипедисты, настольные игры и различные варианты ЗОЖ, от воркаута, паркура и фитнеса до практик правильного питания и веганства. Это нельзя назвать субкультурами: у них нет общего стиля одежды, музыки и так далее».

Те, чья молодость пришлась на конец 1980–х и 1990–е, помнят «холодную войну» между «неформалами» и «нормальной молодежью». Она нередко перерастала и в настоящие боевые действия, как знаменитые рейды «люберов» по Москве.

Зачастую немирно жили субкультуры и друг с другом: памятные массовые драки рэперов с рокерами тому подтверждение. В этой войне можно было не принимать участие, но ее сложно было не замечать.

По неформальным субкультурам написаны горы исследований, и везде, как правило, отмечается важность внешней атрибутики, стиля одежды и причесок. Узнать, кем считает себя человек — панком или хиппи, эмо или готом, — можно было с расстояния в десятки метров. Так же и «нормальные пацаны» тщательно избегали в своем внешнем виде любых элементов, которые можно было бы вольно или невольно интерпретировать как «нефорские».

Осколки этого сохранились до сих пор, и даже слово «неформалы» все еще в ходу. Хотя грань между ними и «формалами» истончилась до предела. Попробуйте, глядя на современного молодого человека или девушку, разобрать под слоем брендов, татуировок, пирсинга и коммерческой символики, кто перед вами: рокер, рейвер, вейпер, брейк–дансер, ролевик или просто хипстер (про которых, кажется, так никто и не понял, кто это такие). Впрочем, социологи подчеркивают, что современный молодой человек хоть и включен, как правило, в несколько сообществ (в отличие от тех же 1990–х, когда было принято хранить верность единожды выбранному направлению), но выбирает их из более или менее одного кластера.

Словом, все смешалось в молодежных субкультурах. Но и у «правильных пацанов», даже в Махачкале, уже нет постоянной озабоченности тем, чтобы соответствовать строгим нормам поведения «по понятиям». Исключение касается разве что сообществ, связанных с криминалом. К нашумевшей теме движения АУЕ («Арестантский уклад един»), которая довольно сильна в Забайкалье, петербургские социологи пока еще присматриваются.

Огни большого города

«Независимо от религии или национальности большие города похожи на большие города, а маленькие — на маленькие. То есть Казань больше похожа на Питер, а Махачкала — на Ульяновск. Городской опыт сильнее, чем некоторые этнические вещи. Хотя Махачкала все–таки выбивается», — говорит Святослав Поляков.

Читайте также:  Хороший урок по зож

Особенности Махачкалы связаны с более жесткими границами. Нетерпимое отношение к тем же фанатам аниме и очень серьезные разговоры о том, можно ли красить волосы дагестанским девушкам (не говоря уж о юношах), — это повседневная реальность. Интересно при этом, что уровень агрессии значительно ниже, чем раньше. Неодобрение не обязательно перерастает в охоту и травлю. Но все же махачкалинские анимешники остаются скорее одним из оплотов традиционных субкультур, как их понимали в 1990–е: «нефоры» во враждебном окружении «нормальных».

В целом религиозная принадлежность в молодежных сообществах оказывается значимее этнической. Но здесь тоже определяющее значение имеют регион и масштаб города. В Петербурге, чтобы избегать конфликтов, достаточно придерживаться простой схемы «не спрашивай — не говори». В Махачкале или Ульяновске консенсус возможен только при признании доминирующей роли одной из религий, соответственно ислама или православия. Демонстрировать свое неприятие «главной» религии или публично заявлять об атеистических взглядах — значит провоцировать напряженность. В Калмыкии же наблюдается полный синкретизм. Молодежь рассматривает буддизм не как религию, а, скорее, как жизненную философию или традицию.

Стиль жизни мегаполиса проявляется и в том, что здесь дифференциация молодежных сообществ заметнее. Хотя принцип причастности одновременно к нескольким сообществам никуда не девается, но ограничить круг «своих» проще.

«Возьмем, например, рэп–кластер, так как рэп у нас сейчас главная музыка всех времен и народов. В Казани или Петербурге мы, скорее всего, найдем, что собственно рэп будет сам по себе, брейк–данс — сам по себе, граффити — сами по себе, скейтеры — сами по себе. Хотя все это исторически одно направление. Но теперь это разные тусовки, прежние коалиции распались. В небольших же городах типа Ульяновска субкультурщики предпочитают держаться все вместе: это вопрос выживания», — поясняет Святослав Поляков.

«Политика lifestyle»

Вопреки расхожему мнению о сверхполитизированности современной молодежи, социологи НИУ ВШЭ в Петербурге подтверждений этому не нашли. Согласно опросам, численность молодых людей, которые действительно стремятся разобраться в политической жизни и готовы регулярно ходить на митинги, колеблется в пределах процента.

«Молодежь предпочитает конвертировать политику в какие–то частные жизненные проекты, она хочет реализма, — говорит Поляков. — Хочет красить скамеечки, заниматься ЗОЖ. Это тоже воспринимается как политическая деятельность. Такая «политика lifestyle». Ведь даже «Наши» раскололись на какие–то частные проекты, где результат можно потрогать руками: «Хрюши против», «Стопхам».

Не подтвердился в ходе исследования и еще один популярный тезис — о заброшенности молодежи со стороны государства. Во всех регионах социологи обнаружили довольно много активностей, как правило связанных с волонтерской деятельностью, инициированных именно органами власти. Направленность совершенно разная — от культурной до экологической. В небольших городах, типа того же Ульяновска или Элисты, это не только поддерживает молодежные сообщества, но и создает их.

Несколько интересных особенностей выявили исследователи конкретно в Петербурге.

Первая из них напрямую связана с главной темой проекта. На фоне общего высокого уровня толерантности и спокойного восприятия любой «инаковости» среди петербургской молодежи удивительно популярна ксенофобия по отношению к мигрантам. Как к сверстникам, происходящим из этой среды, так и к явлению вообще. Вполне вероятно, что на это существенно влияет новостная повестка, неустанно эксплуатирующая образ страдающей от нашествия мигрантов Европы.

Вторая особенность относится к религии. Неожиданно выяснилось, что многие представители петербургской православной молодежи входят в сообщества поклонников музыки straight edge. Этот агрессивный стиль откололся от хардкор–панка во второй половине 1980–х. Считается, что он возник как реакция на сексуальную революцию, торжество идеологии гедонизма и неумеренности в потреблении алкоголя и наркотиков, которые захлестнули молодежь. Жесткие тексты, переполненные ненормативной лексикой, сочетаются в идеологии straight edge с полным отказом от употребления алкогольных напитков, табака и наркотиков, а также крайней строгостью в половой жизни. Самые радикальные представители отказываются также от мяса, кофе и даже медикаментов, как нарушающих естественную чистоту человека.

В остальном же в Петербурге, как и во всех других городах, над всеми доминируют велосипедисты, роллеры и прочие представители физических активностей в городской среде. Правда, социологи отмечают, что на берегах Невы пользование городской инфраструктурой значительно более осознанно. В круг интересов молодежных сообществ входят не только совместные «покатушки», но и борьба за создание велосипедных дорожек (та самая политика, которую можно потрогать).

Разумеется, авторы проекта не претендуют на то, что изучили, поняли и описали всю российскую молодежь. Неохваченным остается еще очень многое.

Сейчас социологи размышляют о том, куда может быть смещен фокус следующих исследований. Не исключено, что теперь они сконцентрируются на молодежи, живущей в приграничных регионах, или на том, чем живут молодые люди индустриальных городов, где сильны многие модели поведения и жизненные принципы, не изменившиеся с советских времен.

Источник

В РПЦ дали рекомендации по работе с молодежными субкультурами – к ним отнесли любителей ЗОЖ и волонтеров

Священный синод РПЦ принял документ, в котором даны рекомендации по работе с молодежью, вовлеченной в субкультуры. Он опубликован на сайте Московского патриархата.

Так, к основным трендам современных молодежных субкультур отнесли ЗОЖ (веганы, вегетарианцы, последователи правильного питания, отсутствия вредных привычек, занятий спортом), аскетизм в потреблении (приверженцы интереса к продуктам вторичной переработки, заботы об экологии и пр.), популяризация экстрима и спорта (паркур, воркаут, руферы, сталкеры, роллеры, скейтеры, стритрейсеры, уличные танцоры хастла, брейка) и волонтерство (LizaAlert, «Старость в радость», помощь в тушении пожаров, служба «Милосердие» и др.). Также к субкультурам приписали велосипедистов, геймеров, любителей настольных игр и гаджетов и футбольных фанатов.

Читайте также:  Составляющие зож картинки для презентации

По мнению авторов документа, почти все субкультуры связаны со следованием авторитетам-музыкантам, идеологам уголовной «романтики», придуманным образам, например из мира фэнтези и аниме, которые отрицают традиционные общественные нормы. «То есть в конечном итоге — кумирам, что противоречит одной из важнейших Божиих заповедей, даже если речь идет о наиболее „безобидных“ субкультурах», — говорится в документе.

Среди причин увлечения молодежи субкультурами называются отсутствие полноценной традиционной социализации (например, плохие отношения с родителями или сверстниками), резкие изменения в привычном укладе жизни (развод родителей, смерть кого-то из близких, переезд семьи) и инфантилизм.

Несмотря на это, священникам советуют работать с представителями субкультур аккуратно и доброжелательно и в итоге стать «проводником проповеди Евангельских истин». Определить, к какой субкультуре относится молодой человек, авторы рекомендации советуют по его внешнему виду, а также по интонации, музыкальным и политическим предпочтениям.

Подписывайтесь и читайте самое важное из новостей
в Telegram, Инстаграм и ВКонтакте

Источник



Молодежная субкультура за зож

Молодежные современные субкультуры

В понятие молодежной субкультуры входит определенная система ценностей и увлечений, способов поведения и индивидуального общения, которые отличаются от культуры взрослого общества. Современные субкультуры характеризуют жизнь молодежи. Такие объединения могут иметь противоречивый характер. С одной стороны, отдаляют от общепринятой культуре в социуме, а с другой способствуют принятию определенных норм, ролей, ценностей.

Возникновение молодежных субкультур

Данное направление берет начало своего существования с середины 20 столетия. В России впервые обращает на себя внимание в восьмидесятые годы. Тогда его именовали неформальным объединением, включающим разные группировки (хиппи, панки). Субкультуры возникли на основе предпочтения определенного образа жизни, каких-либо интересов, социальных аспектов.

Главная черта таких группировок — символизация внешнего вида, модели поведения, образа жизни, стиля. Так, длинные волосы у хиппи — символизация проявления свободы, а сленг используется в качестве ориентира на западную культуру.

Большинство из них всегда носили асоциальных характер, то есть не принимали общепринятых норм в социуме, показывали своеобразный протест против них.

Влияние социума на появление субкультур

Исследователи в области психологии, социологии, образования неоднократно поднимали проблему влияния социума на возникновение определенных молодежных течений и объединений. В настоящее время активно поднимается вопрос о привлечении молодежи к здоровому образу жизни: презентация на тему ЗОЖ. Следует помнить, что современная культура молодежи во многом зависит от ближайшего окружения, влияния школы как первого и самого главного социального института, а так же от влияния СМИ.

Быть может, именно поэтому в нашей стране активно начали развиваться новые современные субкультуры, связанные с ЗОЖ и спортом. Если раньше подростки увлекались музыкой, концертами клубной жизнью, теперь их все больше привлекают велобайки, ролики, скейты и т.д.

Современные субкультуры и ЗОЖ

Исследователи отмечают, что с приходом нового столетия в культуре молодежи возникли значительные перемены. Отмечается увеличение групп, объединенных разными необычными видами деятельности: ролевые игры, файер-шоу, фотокроссеры, роллеры, стрит-болы, граффити и другие.

Причем многие из них тесно связаны с активным образом жизни, увлечениями экстремальными видами спорта, соблюдением здорового образа жизни. Как и прежде, в таких группировках соблюдаются определенные традиции: соблюдение стиля одежды, правила проведения тусовок и т.д. Большую роль в существовании объединений играют современные технологии, а в частности интернет. Здесь подростки общаются между собой, ищут новых членов групп, договариваются о ближайших встречах и т.д.

Здоровый образ жизни снова в моде

Интернет-статьи, блоги, обложки глянцевых журналов пестрят заголовками: «Сегодня в моде здоровый образ жизни». Даже в коллекциях современных популярных брендов начинает прослеживаться спортивный стиль одежды и аксессуаров. Среди молодежи он так же становится актуальным и привлекает все больше внимания. Многие молодежные современные субкультуры даже основаны на выборе спортивного стиля одежды.

Недавно социологи провели исследование объединений, основанных на ЗОЖ. Они доказали, что участники таких объединений в гораздо меньшей степени предрасположены к асоциальному и антисоциальному поведению, имеют лучшую успеваемость в учебных учреждениях, лучше переносят стрессовые ситуации. «Это лишь начало пути» — утверждают социологи. Если продолжать приобщать подростков к ЗОЖ дальше, на дальнейшую жизнь современного общества это скажется только положительным образом.

Источник

Здоровый образ жизни среди молодежи

Здоровый образ жизни среди молодежи

В современном мире все большую распространенность получает тенденция ведения здорового образа жизни. Ее популярность набирает обороты не только среди известных всему обществу личностей, но и среди обычных людей. Все более значимым становится здоровый образ жизни среди молодежи. Что же подталкивает молодежь к ведению здорового образа жизни, выбору полезного рациона питания, и как это становится неотъемлемой частью их жизни? Как происходит формирование здорового образа жизни среди молодежи?

Еще пару лет назад такие понятия, как правильные продукты, физические нагрузки, состав продуктов не были на таком широком слуху. Лишь единицы задумывались о профилактике здорового образа жизни среди молодежи. Виновником такой ситуации настроения в обществе в те времена была считающая себя взрослой молодежь. Которая стремилась вырваться из-под опеки родителей, старалась всеми силами продемонстрировать свою «взрослость», перенимая у взрослого поколения не самые полезные привычки: курение, алкоголь, фастфуд и другую малополезную еду, малоактивный образ жизни.

В настоящее же время проблема перехода к правильному питанию и физической активности с каждым днем становится все актуальнее. Если раньше всевозможные ресурсы пестрили информацией об изнуряющих диетах, которые подрывали здоровье и психику человека и при том не имели никакого ожидаемого результата, то сегодня, несомненно, благодаря широкой пропаганде здорового образа жизни среди молодежи, молодое поколение стало более образованным и разборчивым в этой теме. К счастью, молодежь начала осознавать, что для того, чтобы поддержать отличное здоровье и форму, не нужны изнуряющие диеты, сомнительные препараты и прочее. Здоровый дух – это несколько простых составляющих: полезное питание, спорт и полноценный отдых.

Читайте также:  Картинки зож мы против наркотиков

Разберемся в них поподробнее:

1. Спорт

Физические нагрузки в короткие сроки становятся привычным делом для каждого, кто хочет поддержать тело и дух в тонусе и ежедневно тренировать организм. В связи с тем, что к здоровому образу жизни присоединяются новые и новые последователи, все большее количество людей замечено на занятиях в спортивных и тренажерных залах. Физические нагрузки помогают поддержать тело в форме, избавиться от лишних килограммов и увеличить мышечную массу. Занятие физическими нагрузками также оказывают положительное воздействие на наш внутренний мир: формируют характер, развивают силу воли, стойкость и выносливость.

Спорт делает нас счастливыми, так как во время физических упражнений организм выделяет эндорфин – гормон счастья. О полезности спорта все время твердят нам и ученые – они считают, что физические нагрузки являются очень важной и необходимой привычкой, но, в отличие от вредных привычек, к спорту организм привыкает чуть дольше. Как правило, этот процесс занимает не меньше двух-трех месяцев. По истечении этого времени те занятия, которые поначалу казались очень сложными или даже невыполнимыми, будут даваться намного легче и станут приносить нескрываемое удовольствие. В эмоциональном плане человек получит настоящее удовлетворение от проделанной работы, будет гордиться собой, что тоже очень важно.

Не стоит забывать, что различные физические занятия подходят далеко не всем и каждому. Чтобы спорт приносил пользу не только физическую, но и моральную, следует выбирать занятия в соответствии со своими предпочтениями и способностями. Так, например, кому-то подойдут командные виды спорта, такие как волейбол, баскетбол или футбол, кому-то – упражнения в тренажерном зале с тяжелым весом, кому-то конный спорт, плавание или даже танцы. Выбор огромен, и, несомненно, каждый сможет найти себе занятие по душе.

2. Питание

Правильное питание – это еще одна и чуть ли не самая популярная составляющая здорового образа жизни. Здоровый рацион содержит в себе всё то, чего несколько лет назад либо и в помине не было в рационе человека, либо было, но лишь изредка: каши, творог, фрукты и овощи, цельнозерновые продукты, хлебцы и так далее. Теперь же каких только рецептов блюд, содержащих исключительно полезные продукты, не найти в интернете! Аккаунты в ВКонтакте, инстаграме и других социальных сетях просто пестрят разнообразием правильных блюд: там и каши, украшенные орехами, фруктами, семенами чиа и кунжутом, и смузи из различных фруктов и овощей, и полезная выпечка.

Не меньшую популярность набирает правильное питание и среди известных поваров, чьи рецепты содержат в себе только полезные правильные ингредиенты. «Передомный момент» к набору популярности всех данных продуктов перешел тогда, когда люди осознали, что питаться правильно вовсе не значит невкусно. Скорее наоборот, полезный рацион поражает разнообразием блюд, вкусом и красотой подачи, которые не уступают фастфуду и сладостям.

3. Отдых

Конечно, в ведении здорового образа жизни не стоит забывать о полноценном отдыхе. Он включает в себя, в первую очередь, достаточное количество сна. Сон поможет не только чувствовать себя лучше, но и обрести безупречный внешний вид, избавиться от ощущения усталости и нежелательных синих кругов под глазами.

И не стоит забывать об активном отдыхе: поездок на природу, прогулок с любимым питомцем, встреч с друзьями. Такая активность поможет вам обрести душевный покой и сохранять оптимистичный настрой!

Правильный образ жизни затрагивает все сферы жизни человека и его деятельности, что предопределяет и то, что он оказывает непосредственное влияние на моду. Несомненно, популярные спортивные образы приходят на смену гламурным нарядам. Выйти на прогулку или по делам в спортивном костюме – это не то, что стыдно или неприлично, это сейчас – супермодно! Надеть спортивную обувь с классическим костюмом на работу – стильно и круто! Кроссовки в течение последних нескольких лет набирают все большую популярность и сейчас становятся неотъемлемой частью в гардеробе любого модника.

Еще одним не менее значимым пунктом для придерживающихся здорового образа жизни людей является одежда, предназначенная непосредственно для физических упражнений. Каждый современный магазин обеспечивает своим покупателям выбор всевозможных вариантов спортивной одежды, и этому есть объяснение: спорт сейчас в моде. Популяризация здорового образа жизни среди молодежи, в действительности, привела к колоссальным результатом, изменившим не только внешнее, но и внутреннее состояние молодежи. Что касается юношей, то среди них ярко выражено стремление к спортивному, накачанному телу. У девушек же заметна тенденция к натуральной, естественной красоте, здоровому сиянию лица. Тонны косметических средств на лице уходят в далекое прошлое. Это говорит о том, что сейчас ценится не только то, что ярко и красиво, но и то, что полезно, естественно и натурально.

Раньше здоровый образ жизни был просто тремя непонятными словами. Сейчас же – то самое время, когда стоит начать менять свое отношение и себя самого к лучшему!

Источник