Меню

Метр как средство композиции

Ритм. Метр или метрический порядок

Наиболее простым типом ритма является метрический повтор. Это неоднократное повторение какого-либо элемента при одинаковом интервале. Типичный пример метра — расположение окон в жилом доме, клавиши на клавиатуре пишущей машинки и т. д.

Метрические повторы разделяют на равномерные, убывающие, нарастающие. Убывающие и нарастающие повторы динамичны. Равномерный повтор статичен. Простейший ритмический ряд основан на повторе одного и того же элемента с одинаковым интервалом. Усложненным рядом является сочетание нескольких метрических рядов. Наиболее интересной является композиция на усложненных метрических рядах. Очень важно, чтобы в чередовании, как элементов, так и интервалов прослеживалась закономерность. Иначе появляется ощущение случайного, хаотичного. В удачной композиции ритм одновременно расчленяет компоненты произведения и объединяет их.

Некоторые наиболее общие закономерности, связанные с метрическим повтором, рассмотрим на условных моделях. На рис. 3,а изображены три кубика с равными интервалами, но это фактически еще не метрический ряд, так как число элементов невелико. Если к этим кубикам добавлять новые, то ряд превратится в завершенный, а затем в бесконечный, после чего дальнейшее добавление принципиально уже не изменит характера его восприятия (рис. 3,б). В связи с этим важно установить пределы: когда элементы читаются как ряд, а не поштучно, и когда они могут восприниматься как завершенность, а не бесконечность.

Повтор как некий порядок начинает восприниматься с того момента, когда количество элементов не улавливается мгновенно. Пять элементов еще подсознательно считаются, а шесть-семь и более воспринимаются уже как группа.

Следовательно, при шести и более элементах на восприятие воздействует закономерность многократного повтора.

Восприятие метрических повторов зависит от активности самих элементов. Например, объемные элементы прочитываются в перспективе и вызывают ощущение многократного повтора раньше, чем плоскостные.

Труднее определить момент, когда ряд элементов при добавлении к нему новых воспринимается не как целостный, а как бесконечный. Это зависит не только от количества элементов, но и от того, как они оформлены в совокупность.

Рис. 3. Метрические повторы

Например, ряд элементов на рис 3,д. ограничен полями, которые по величине равны интервалам между элементами, а на рис. 3,е — полями более крупными. В первом случае возникает ощущение случайного ограничения части ряда, во втором ряд воспринимается композиционно завершенным.

Метрические ряды могут иметь различную сложность. Простые основаны на одинаковом повторе одного элемента, в более сложных могут сочетаться, например, три ряда, в очень сложных может одновременно развиваться несколько метрических повторов. В последнем случае между системами повторов необходимо находить такие связи и переходы, чтобы композиция не теряла стройности и ясности рис 3,ж, з, и.

Может оказаться так, что конструкция изделия требует отступления от принятого шага метрического ряда или изменения его элемента. В принципе это допустимо, но необходимо, чтобы такие отступления не были случайными. Для этого их нельзя делать малозаметными. Они должны быть явными, но композиционно обоснованными.

Для того чтобы композиция на основе метрического повтора была завершенной, ряд должен иметь начало и конец.

Их можно оформить различными приемами. Например, можно акцентировать крайние или близкие к ним элементы.

Если сильный акцент расположен внутри ряда, можно завершить композицию делением ряда в определенном отношении. Количество элементов и размеры пространства, в котором организуется метрическая композиция, могут быть различными.

Если повторяющиеся элементы должны располагаться близко друг от друга, метрический ряд может оказаться перенасыщенным. Тогда элементам тесно, фон их не держит и повтор не воспринимается. Сохранить целостность ряда могут помочь нюансные решения элементов, например уменьшение насыщенности их цвета. Использование контрастных приемов, наоборот, будет способствовать перенасыщению композиции. При разреженной композиции элементы ряда будут теряться. Чтобы повтор как закономерность смог выполнить свою организующую роль, элементы разреженного ряда должны быть сильными, предельно активными. Это особенно важно в тех случаях, когда метрический ряд является основой композиции. Если же повтор играет второстепенную роль, элементы можно не подчеркивать.

Роль метрического повтора особенно велика в тех дизайнерских разработках, где применяются унификация элементов и модульные сетки.

Читайте также:  Какими средствами обеспечивают исполнение обязательств

Более сложную картину представляет ритмический повтор. Это закономерность композиции, которая основана на постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов (нарастание или убывание объема или площади элементов, сгущение или разрежение структуры и т.д.).

Самый простой ритм — это последовательное чередование двух элементов. Более сложный ритмический ряд образуется тогда, когда количество участвующих в нем элементов увеличивается и порядок их сочетания между собой усложняется. По сравнению с ритмом даже сложный метрический повтор воспринимается проще. Мотивы ритма показаны на рис. 4.

Активность ритма в композиции зависит от силы проявления этой закономерности. Если изменения чередований незначительны, то проявление ритма выражено слабо. Наоборот, при явном чередовании элементов ритм может служить главным началом композиции. Многое зависит также от протяженности ряда. Ритмический ряд предполагает не менее четырех-пяти элементов, так как три еще не создают впечатления закономерного повтора.

Рис. 4. Закономерности проявления ритма:

а — ритм проявляется только в закономерном уменьшении сторон квадратов;

б — активность ритма возрастает с убыванием толщины решетки к центру;

в — ритм предельно активен;

г — ритм нарушен при изменяющемсяинтервале и неизменных толщинах решеток

При использовании ритма как средства композиции очень важно уметь правильно завершить ряд, иначе может возникнуть впечатление случайного его обрыва. В этом смысле задача решается сложнее, чем при использовании метрического повтора.

Разная степень учащения элементов ритмического ряда дает разную степень динамики. Например, прямоугольник, разделенный в первом случае на равные части, воспринимается как статичный (рис. 5.).

Во втором случае, сдвигая части влево и соблюдая при этом ритмическую закономерность членения, в прямоугольной форме появляется направленность, эффект движения влево. В третьем случае — активнее учащение ритма членения и потому интенсивней и динамичней эффект направленности и движения. В четвертом случае при том же ритмическом делении прямоугольника впечатление направленности больше, динамический эффект усилен нарастающим тональным соотношением.

В процессе проектирования эти особенности могут встретиться, как частный случай, в общем круге задач композиционного решения (например, при членении корпуса какого-либо транспортного средства или при организации элементов на плоскости приборной панели, т.е. там, где нужно ориентировать форму в каком-либо направлении или расположить и организовать элементы формы с ритмической направленностью к главной оси, к композиционному центру).

Рис. 5. Примеры использования ритмического членения формы для создания

направленности и динамичности.

Применение ритма как средства композиции в значительной мере обусловливается объективными факторами. Так, ритм используется в тех случаях, когда его предопределяет конструктивная основа или когда он сопутствует применению тона, цвета, элементов пластики.

Метр и ритм обычно выступают в неразрывном единстве друг с другом, а также с другими средствами композиции. Поскольку метр и ритм связаны с соотношениями элементов предмета, то они всегда связаны и с его пропорциональным строем — соответствуют или не соответствуют какому-то определенному пропорциональному ряду. Важно отметить, что метр и ритм могут быть связаны, с одной стороны, с пропорциями, а с другой — с модульной сеткой. В дизайне в ряде случаев эта зависимость определяется жесткой связью метрических рядов с конструктивной системой.

Метроритмические ряды способствуют выделению главного в композиции, выявлению характерных, особенно для динамических композиций, акцентов и их закономерного чередования с пассивными интервалами, служащими как бы фоном.

Метроритмические соотношения — это повторы или чередования, которые могут быть равномерными, убывающими или нарастающими, и повторность эта может быть двух типов: метрическая и ритмическая.

Передача ритма, движения

Ритм — универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Например, примеры из мира живой природы, которые, так или иначе, связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др.). Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм в жизни и в искусстве — это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.

Читайте также:  Какое средство выразительности используется в сочетании язык сильный звучный святой молитвенный

В произведениях искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный. В декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета и т.п. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.

Ритм является одной из «волшебных палочек», с помощью, которой можно передать движение на плоскости.

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.

Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.

Декоративно-прикладное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени. Естественно, что когда говорится о передаче движения на плоскости, то подразумевается его иллюзия.

Какими же еще средствами можно передать динамику? Известно много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.

Способы передачи движения:

если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным.

эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;

для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является как бы его кульминацией;

изображение будет казаться движущимся, если его части воссоздают не один какой-либо момент движения, а последовательные его фазы. Движение становится понятным только тогда, когда мы рассматриваем произведение в целом, а не отдельные моменты движения. Свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашает двигаться вместе с ним;

подчеркнуть движение можно с помощью направления линий рисунка;

ощущение движения можно достигнуть, если использовать размытый фон, неясные, нечеткие контуры объектов на заднем плане;

особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, так оно нам кажется быстрее;

большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение;

изменение направления движения может его ускорить или замедлить.

Способы передачи покоя:

если на картине отсутствуют диагональные направления;

если перед движущимся объектом нет свободного пространства;

если объекты изображены в спокойных (статичных) позах, нет кульминации действия;

если композиция является симметричной, уравновешенной или образует простые геометрические схемы (треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник), то она считается статичной.

Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства и при ряде других условий. Например, на картине К. Коровина «Зимой», несмотря на то, что есть диагональные направления, сани с лошадью стоят спокойно, нет ощущения движения по следующим причинам: геометрический и композиционный центры картины совпадают, композиция является уравновешенной, и свободное пространство перед лошадью перегораживается деревом.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник



Метр и ритм

Материал и размеры композиции

Тушь. Формат листа – А3.

Гармонизация на основе использования метра и ритма предполагает установление закономерного порядка в расположении частей композиции. Чтобы такой порядок состоялся, в форме должно быть не менее трех элементов. Метр и ритм – объективные закономерности его установления.

Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной. Одним из наиболее общих приемов упорядочения формы является прием использования рядов, которые можно рассматривать и как средство организации элементов в единую устойчивую систему на основании закономерного упорядоченного чередования элементов формы.

Ряд – это система элементов, основанная на периодичности повторения или изменения однозначных свойств формы.

Читайте также:  Средство для мытья детских бутылочек синергетик

Периодическая закономерность – это такая закономерность, при которой отношение между первым и вторым элементом такое же, как между n и (n+1)-элементами.

Период ряда – это его элемент, который закономерно повторяется или изменяется. Период включает в себя как форму, так и интервал, отделяющий ее от других форм в окружающей их среде. Периодом ряда может быть одна форма и интервал или совокупность форм и интервалов.

Ряд как средство организации особенно важен при необходимости организации в единое целое большого числа элементов (более 7±2) – верхнего предела числа Миллера, характеризующего объем кратковременной памяти человека.

Ряды являются активным средством эмоциональной выразительности. Метрические ряды сообщают системе организованных элементов статичность, а ритмические – динамичность. Ряды двух закономерностей придают элементам целого (внутри периода) статичность или динамичность, но всему целому – в зависимости от той закономерности, которая доминирует как система организации ряда. Всегда доминирует закономерность, определяющая отношение периодов ряда.

Метрический ряд – характеризуется закономерным повторением одинаковых элементов и интервалов между ними. Сочетание нескольких рядов, элементы которых различаются по одному или нескольким свойствам, образует сложный метрический ряд.

Основные виды построения метрических рядов представлены на рисунке 25.

1 Безынтервальный 2 Интервальный 3 Уплотненный 4 Разряженный

5 Частый 6 Редкий 7 Равноэлементный 8 Разноэлементный

9 Безпериодный 10 Периодный 11 Периодный 12 Периодный

13 Однопериодный 14 Однопериодный 15 Однопериодный 16 Разнопериодный

Рисунок 25 — Основные виды метрических построений (рядов)

Ритм – более сложный, чем метр, порядок чередования элементов композиции. Он основан на неравномерном изменении их свойств. При постоянном их изменении образуется непрерывное множество, которое может носить разный характер – резко или плавно изменяющийся. Резкое изменение типично для простых «жестких» геометрических форм (квадраты, треугольники, ромбы). Плавное изменение характерно для более сложных и «мягких» форм – парабол, овалов, спиралей.

Наиболее характерный прием построения ритма – изменение величины элементов. На таком изменении строятся нарастающие и убывающие ритмические ряды. Плавное нарастание ведет к построению «спокойной» ритмической композиции, резкое – «напряженной». Основные виды ритмических рядов представлены на рисунке 26.

1 Нарастающий ряд 2 Нарастающе-убывающий 3 Убывающе-нарастающий

4 Расширяющийся 5 Сужающе-расширяющийся 6 Расширяюще-сужающийся

7 С параллельным изменением 8 То же со встречным 9 Со встречным изменением

одинаковых свойств элементов изменением разных свойств элементов

10 Однопериодный 11 С параллельным изменением форм

Рисунок 26 — Основные виды ритмических построений (рядов)

v Практическое задание

1 Создание ритмической композиции на основе тождества не менее 7+2 элементов (используя геометрические и растительные мотивы) (Приложение А, рисунки 20-23).

2 Метрический ритм в полосе и на плоскости (Приложение А, рисунки 24-25).

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Ритм и метр в композиции

«РИТМ» И «МЕТР» В КОМПОЗИЦИИ

Способность формы к количественному изменению, движению, развитию обуславливает важные объективные ос­новы ее построения. Строение формы, являющееся результатом равномерного движения, чередованием одинаковых эле­ментов – называют метрическим. Строение формы, являю­щееся следствием ускоренного или замедленного движения, чередования элементов называют ритмическим.

Слово ритм буквально означает — такт, мерность.

Метрический порядок характеризуется повторением в композиции одинаковых форм, элементов, частей и повторе­нием равных интервалов между ними.

Ритмический порядок характеризуется последователь­ным или более сложным изменением повторяемых форм, интервалов, или тех и других.

Нарастает ощущение монотонности, когда ритмический порядок прост. Чтобы преодолеть эту монотонность пра­вильность ритма нарушают. Метрический и ритмический по­рядок строится как ряд.

Метрический ряд может быть простым, основанным на повторе одного элемента или более сложным, когда он скоорди­нирован с другим и весьма сложным, когда в композиции раз­вивается одновременно несколько рядов метрических повто­ров.

Ритмический ряд выражается в постепенном нарастании или убывании чередований или объемов, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.д.

Промежутки, через которые определенные элементы повторяются – называются интервалами, а повторяющиеся эле­менты — акцентами. Акценты являются наиболее активными элементами ритма. Интервалом может служить как простран­ственный промежуток, гак и архитектурная форма.

Ритм может развиваться как по горизонтали, так и по вертикали .

Источник