Меню

М горький детство главы светлые стороны жизни портрет как средство характеристики героя

М горький детство главы светлые стороны жизни портрет как средство характеристики героя

АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
(1868 – 1936)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

УРОК 41
М.ГОРЬКИЙ. «ДЕТСТВО» (ГЛАВЫ):
ТЁМНЫЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ

Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статей учебника «Максим Горький» и «Из воспоминаний и писем». Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов повести. Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

I. Краткий рассказ о писателе

1. Актуализация имеющихся знаний о М. Горьком:

— Какие произведения М.Горького вы читали? Расскажите о них.

— Какие рассказы М.Горького вы изучали в начальной школе?

2. Рассказ учителя о М. Горьком, его детстве, ранней трудовой деятельности и странствиях по Руси с показом изображений литературных мест (Нижний Новгород, Казань, Москва)ии включением сообщений учащихся о портретах писателя и памятниках ему (см.: http://www.a4format.ru/author.photo.php?lt=195&author=27).

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Максим Горький» (см. текст статьи ниже)

— В какой семье родился будущий писатель М. Горький?

— Почему ему рано пришлось начать самостоятельно трудиться?

— Какое занятие в детстве и юности Алёша Пешков любил больше всего?

— Какой жизненный опыт приобрёл юный Алёша в Казани?

— Какие произведения входят в его автобиографическую трилогию?

— Какую оценку дал М. Горькому П. Максимов?

III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Из воспоминаний и писем» (см. текст статьи ниже)

— Почему, рассказывая о себе, М. Горький «биографии своей почти не касался»? Какие общественные проблемы поражали его?

— Каково его отношение к книге? К каким убеждениям привели его книги?

— Какие советы давал М. Горький в письмах П. Максимову? Что можно сказать о трудоспособности писателя?

— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

IV. Автобиографический характер повести.
Изображение «свинцовых мерзостей жизни»

— Вспомните, какие произведения называются автобиографическими.

— Какие черты характерны для них? (См. урок 32.)

— Понравилась ли вам повесть «Детство»? Чем?

— Почему автор назвал её «Детство», хотя предполагал назвать «Бабушка»?

V. Групповая работа:

Группа 1.
Прочитайте выразительно фрагмент главы I с начала до слов «Мать хмуро улыбалась».

Перескажите кратко главу I до конца.

Найдите портреты бабушки, матери, деда и других членов семьи.

Какие детали портретов говорят о характере этих людей?

Почему бабушка стала для Алёши самым «дорогим человеком»?

Почему Алёше «и взрослые и дети — все не понравились»?

Найдите в главе I пейзажи: картину Волги с парохода, описание дома деда.

С каким чувством автор описывает каждую из картин?

Группа 2.
Прочитайте выразительно фрагмент главы II с начала до слов «. в слободе Кунавине».

Перескажите от третьего лица фрагмент главы II дальше до слов «Нет, нисколечко».

Почему была «обильна жестокостью тёмная жизнь „неумного племени“»?

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие детали портрета деда выделяет автор?

Почему в семье Кашириных жестоко наказывали детей? Почему об этом вспоминает М. Горький?

Группа 3.
Прочитайте по ролям фрагмент главы II со слов «Шумную историю с напёрстком я знал» до слов «. надорвало моё отношение к матери».

Перескажите фрагмент главы II от третьего лица дальше до слов «. в углу пред киотом со множеством икон».

Какое чувство вызывает история с напёрстком?

Какие черты характера героев она выявляет?

Сравните портреты Саши Яковова и Саши Михайлова.

Что в этих описаниях говорит о наблюдательности Алёши?

Был ли он виноват в истории со скатертью? Обоснуйте свой ответ.

Какое чувство вызывает сцена порки Саши и Алёши: жалость, протест, негодование, смирение и др.?

Группа 4.
«Дни нездоровья были для меня большими днями жизни»: как понять эти слова?

Прочитайте по ролям фрагмент главы II со слов «Как-то вдруг, точно с потолка спрыгнув, явился дедушка» до слов «. но и забыть об этом я не мог».

С какой стороны Алёша увидел деда в разговоре

с ним? Перескажите главу II до конца от третьего лица.

Какие советы и почему давал Алёше Цыганок?

Какое чувство вызывают у читателя нравы семьи Кашириных?

VI. Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики бабушки и деда.

Заполнение цитатной таблицы:

Работа с таблицей может быть продолжена дома и на следующем уроке.

И т о г о в ы й в о п р о с:

Вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Подготовить художественный пересказ эпизодов «Пляска Цыганка и бабушки», «Гибель Цыганка», «Пожар», «Обучение грамоте», «Дружба Алёши с Хорошим Делом»
или выполнить задание 1 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь» (по выбору учащихся).

Завершить работу над цитатной таблицей.

Письменно охарактеризовать одного из героев на основе цитатной таблицы.

Групповое задание.

Подготовить выразительное чтение по ролям фрагментов из III, IV, V, VII, VIII, XII, XIII глав повести (см. следующий урок)
или выполнить задание 2 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь» (по указанию учителя).

Индивидуальные задания.

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим. » (по выбору учителя).

УРОК 42
М.ГОРЬКИЙ. «ДЕТСТВО» (ГЛАВЫ):
СВЕТЛЫЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ

Основное содержание урока
«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Портрет как средство характеристики героя.

Основные виды деятельности.
Чтение по ролям и инсценирование фрагментов повести. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Выявление элементов сюжета и композиции. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героев эпизода. Обсуждение иллюстраций к повести.

I. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина Ивановна, Алёша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело
Групповая работа:

Группа 1.
Прочитайте по ролям фрагмент главы III со слов «Я узнал от неё, что Цыганок — подкидыш» до слов «. и был он больше всех нас четверых, взятых вместе».

В чём конфликт этого диалога?

Как героев характеризует их речь?

Что подчёркивает автор в характере Цыганка?

Как делает его привлекательным?

Почему его любил Алёша?

Прослушайте и оцените актёрское чтение эпизода «Пляска Цыганка и бабушки» (см. задания 1—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение»).

Группа 2.
Прочитайте по ролям фрагмент главы III со слов «Бабушка распрягала коня» до слов «Вскоре он погиб».

В чём конфликт этого диалога? Как героев характеризует их речь?

Какие черты характера бабушки проявились в её отношении к коню?

Перескажите сцену гибели Цыганка со слов «В кухне, среди пола, лежал Цыганок» до слов «Цыганка похоронили незаметно, непамятно».

Как характеризуют Цыганка другие герои.

Предположите, с какой целью автор включает в повесть сцену смерти Цыганка.

Группа 3.
Перескажите близко к тексту сцену пожара (глава IV).

Какие изобразительно-выразительные средства и с какой целью использует автор, описывая начало пожара?

Каково поведение бабушки на пожаре? Приведите примеры.

Дайте оценку её поступкам.

Прочитайте по ролям фрагмент главы V со слов «Вдруг дедушка, достав откуда-то новенькую книжку. » до конца.

В чём конфликт этого диалога?

Как героев характеризует их речь?

Как Алёшу характеризует его отношение к нищему мастеру Григорию (глава VII)?

Группа 4.
Расскажите, как появился в доме Кашириных Хорошее Дело.

Предположите, чем он занимался.

Почему его не любили в доме деда?

Как оценил Хорошее Дело историю, рассказанную бабушкой?

Прочитайте выразительно описание тихого вечера бабьего лета (глава VIII).

В чём высокая поэтичность описания?

Какие жизненные советы дал Алёше Хорошее Дело?

Почему Алёша отнёс Хорошее Дело к числу «лучших людей» родной страны?

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

Прочитайте вслух фрагмент главы XII. Как вы понимаете его смысл?

Перескажите кратко главу XIII.

Почему, несмотря на жестокость и несправедливость в семье Кашириных, Алёша хорошо учился и старался помогать бабушке? Как это его характеризует?

II. Практическая работа.
Составление плана анализа эпизода.

Анализ эпизодов «Пожар», «Пляска Цыганка» (или других по выбору учителя).

Выберите из примерного плана анализа эпизода литературного произведения (см. урок 21) те пункты, которые можно применить к анализу данного эпизода.

III. Портрет как средство характеристики героя

Подбор цитатных примеров на тему «Портрет как средство характеристики героя». Заполнение цитатной таблицы:

Заполнение таблицы может быть закончено дома.

— Почему портрет героя является средством его характеристики?

IV. Обсуждение иллюстраций к повести «Детство».
См. страницу Иллюстрации Б.А.Дехтерёва к повести А.М.Горького «Детство» (на сайте «К уроку литературы»)

Выполнение задания из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Решение кроссвордов и выполнение заданий по повести «Детство» из практикума «Читаем, думаем, спорим. » (по выбору учителя).

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

Вопрос 1 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

Почему М. Горький, изображая «свинцовые мерзости дикой русской жизни», противопоставляет им лучшие качества и творческие силы народа?

Домашнее задание

Письменно проанализировать один из эпизодов, составить письменную характеристику одного из героев
или выполнить задание 3 из раздела учебника «Совершенствуем свою речь» (по выбору учащихся).

Прочитать легенду о Данко. (см. текст ниже)

Индивидуальные задания.

Составить письменный отзыв на одну из иллюстраций к повести или создать свою иллюстрацию и подготовиться к её показу и защите.

Подготовиться к выразительному чтению фрагментов легенды о Данко (см. следующий урок).

УРОК 43
М. ГОРЬКИЙ.
«СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ» («ЛЕГЕНДА О ДАНКО»)

Основное содержание урока
Романтический характер легенды. Мечта о сильной личности, ведущей к свету. Иносказательный характер легенды.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение легенды. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Характеристика особенностей русского романтизма. Работа со словарём литературоведческих терминов. Обсуждение иллюстраций к легенде.

I. Романтический характер легенды

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Что такое романтическое произведение (см.:www.gramma.ru)?

Прослушивание фрагмента из «революционного» этюда Ф. Шопена (см.: http://www.bisound.com/index.php?name=Files&op=search&query=%F0%E5%E2%EE%EB%FE%F6% E8%EE%ED%ED%FB%E9+%FD%F2%FE%E4+%D8%EE%EF%E5%ED%E0&x=37&y=9).

Какое настроение вызывает эта музыка?

Докажите, что она имеет романтический характер.

II. Выразительное чтение легенды о Данко в форме литературной композиции:

Читайте также:  Понос у детей чем лечить народные средства

Учитель: с начала до слов «. но тут явился Данко и спас всех один».

1-й ученик: со слов «Данко один из тех людей, молодой красавец» до слов «. и стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!».

2-й—4-й ученики: чтение по ролям (Данко, автор, люди) фрагмента легенды о Данко со слов «Остановились они и под торжествующий шум леса. » до слов «. высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».

5-й ученик: со слов «Они бросились за ним, очарованные» до конца легенды.

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

Какие черты легенды о Данко указывают на её романтический характер?
(Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям, противостояние двух миров, напряжённость чувств героев, статичность образа романтического героя, у героя нет прошлого, субъективность и эмоциональность авторского языка.)

III. Групповая практическая работа.
Подбор цитатных примеров, иллюстрирующих понятие романтическое произведение.

Заполнение цитатной таблицы:

Школьники могут дополнить таблицу своими примерами и завершить эту работу дома.

IV. Мечта о сильной личности, ведущей к свету

Составление плана характеристики Данко, устная характеристика героя:

V. Иносказательный характер легенды

О б о б щ а ю щ а я б е с е д а:

Как вы понимаете использованные М. Горьким нравственно-психологические понятия благородство, пощада, гордость, долг и др.

О чём эта легенда: о человеке, спасшем других людей; о необходимости борьбы за свободу, о призыве к революции, о злобе и жестокости, о двух типах людей?

Напрасна ли была жертва Данко?

Докажите, что легенда носит аллегорический характер, а её образы (лес, степь, Данко, люди, горящее сердце) являются образами-символами.

Ответы на вопросы из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

Домашнее задание

Составить письменную характеристику Данко или ответить на вопрос «Почему Данко — это романтический герой?»
(по выбору учащихся).

Групповые задания. Прочитать рассказы Л. Н. Андреева «Весной», «Петька на даче», «Гостинец» и подготовить их пересказ.

Индивидуальное задание. Подготовить устный рассказ о Л. Н. Андрееве, его портретах и памятниках писателю с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
(см.: http://andreev.org.ru/gallery/portret/index.html, http://www.libozersk.ru/pages/index/892?cont=2).

Изучить материалы о доме-музее Л. Н. Андреева в Орле (см. раздел учебника «Литературные места России») и подготовить о нём краткое сообщение.

Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. – М.: Просвещение, 2017.

БИОГРАФИЯ
МАКСИМА ГОРЬКОГО

Максим Горький — псевдоним писателя Алексея Максимовича Пешко́ва. М. Горький прожил большую, интересную и очень трудную жизнь. Вот что он рассказывал о себе:

«Родился в 1868 г. в Нижнем, в семье красильщика Василия Васильевича Каширина, от дочери его Варвары и пермского мещанина Максима Савватиева Пешкова, по ремеслу драпировщика, или обойщика. Отец умер в Астрахани, когда мне было пять лет; мать в Кунавине — слободе.

По смерти матери дедушка отдал меня в магазин обуви; в ту пору имел я 9 лет от роду и был дедом обучен грамоте по псалтыри и часослову[2]. Из „мальчиков“ сбежал и поступил в иконописную мастерскую, потом на пароход в поварята, потом в помощники садовника. В сих занятиях прожил до пятнадцати лет, все время занимаясь усердно чтением.

На пароходе, когда был поваренком, на образование мое сильно влиял повар Смурый. он возбудил во мне интерес к чтению книг.

После 15 лет возымел я свирепое желание учиться, с какою целью поехал в Казань, предполагая, что науки желающим даром преподаются. Оказалось, что оное не принято, вследствие чего я поступил в кре́ндельное заведение, по 3 рубля в месяц. В Казани близко сошелся и долго жил с „бывшими людьми“[3]. Работал на Устье, пилил дрова, таскал грузы и, прибавим, почитывал всевозможные книжки».

В 1913 году он пишет первую часть автобиографии — «Детство» в 1916-м — продолжает ее, описывая уже свою тяжелую трудовую жизнь, — «В людях», а в 1922 году заканчивает описание своей жизни повестью «Мои университеты».

«Eгo биография, — пишет Павел Максимов[4], — ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем дум, всемирно известным писателем. »
Источник: Литература. 7 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина.
(вернуться к уроку)

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ И ПИСЕМ.
М. Горький

. «Псевдоним себе Алексей Максимович придумал сам. Впоследствии он говорил мне: «Не писать же мне в литературе — Пешко́в».

Долго беседуя со мной, он рассказывал о своих путешествиях, отдельных жизненных эпизодах. Биографии своей почти не касался, ничего не говорил о пережи́том. Рассказчик Алексей Максимович был замечательный.
А. Калюжный

. Я с детства видел бессмысленную жестокость и непонятною мне вражду людей, был поражен тяжестью труда одних и животным благополучием других.
М. Горький. «О том, как я учился писать»

. Книги. показывали мне иную жизнь — жизнь больших чувств и желаний, которые приводили людей к подвигам и преступлениям.

. Для меня книга — чудо, в ней заключена душа написавшего ее; открыв книгу, я освобождаю эту душу, и она таинственно говорит со мною.
М. Горький. «В людях»

Нередко я плакал, читая, — так хорошо рассказывалось о людях, так милы и близки становились они. И, мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, я давал сам себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырасту.
М. Горький. «Как я учился»

. ИЗ ПИСЕМ М.ГОРЬКОГО ПАВЛУ МАКСИМОВУ

«. Брюсова, Блока, Бальмонта и вообще новых поэтов не спешите читать, сначала хорошенько ознакомьтесь со старыми — Пушкиным, Лермонтовым, Тютчевым, Фетом. »

«К русскому же писателю — я не про себя говорю, поверьте, надо относиться вдвойне уважительно, ибо это лицо почти героическое, изумительной искренности и великой любви сосуд живой. Почитайте о Глебе Успенском, Гаршине, Салтыкове, о Герцене, посмотрите на ныне живущего Короленко — первого и талантливейшего писателя теперь у нас. И вообще — учитесь, читайте — научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они в прошлом сделали для Вас и Вы живете ныне, не зная о том великом труде, который лежит в каждой вещи, коею Вы пользуетесь. »

«Учитесь настойчиво, упорно, всегда. Читайте серьезные книги — я очень рекомендовал бы Вам Ключевского — Историю, Милюкова — „Очерки по истории русской культуры“».

«Читайте больше, дружище, это познакомит Вас с грандиозной работой мировой человеческой мысли. » Горький часто сетовал: «Работаю по 12 часов в день. », «Завален работой, часто просиживаю за столом по четырнадцать часов в сутки».

Вопрос и задание

Что нового узнали вы о М. Горьком из его воспоминаний и высказываний о нем его знакомых и друзей?
Подготовьте небольшой рассказ о писателе, включив в него воспоминания и письма.
Источник: Литература. 7 класс. Учеб, для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина. (вернуться к уроку)

ЛЕГЕНДА О ДАНКО
Фрагмент из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
[5]

Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса. Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим. Тогда стали плакать жены и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску. Нужно было уйти из этого леса, и для того были две дороги: одна – назад, – там были сильные и злые враги, другая – вперед, – там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям. Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота. Они сидели, а тени от костров прыгали вокруг них в безмолвной пляске, и всем казалось, что это не тени пляшут, а торжествуют злые духи леса и болота. Люди всё сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум. Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, – и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче . Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни. Но тут явился Данко и спас всех один».
Старуха, очевидно, часто рассказывала о горящем сердце Данко. Она говорила певуче, и голос ее, скрипучий и глухой, ясно рисовал предо мной шум леса, среди которого умирали от ядовитого дыхания болота несчастные, загнанные люди. «Данко – один из тех людей, молодой красавец. Красивые – всегда смелы. И вот он говорит им, своим товарищам:
– Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец – все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей.
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.
– Веди ты нас! – сказали они.
Тогда он повел. »
Старуха помолчала и посмотрела в степь, где все густела тьма. Искорки горящего сердца Данко вспыхивали где-то далеко и казались голубыми воздушными цветами, расцветая только на миг.
«Повел их Данко. Дружно все пошли за ним – верили в него. Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они. Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.
Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, – вот как!
Остановились они и под торжествующий шум леса, среди дрожащей тьмы, усталые и злые, стали судить Данко.
– Ты, – сказали они, – ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!
– Вы сказали: «Веди!» – и я повел! – крикнул Данко, становясь против них грудью. – Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!
Но эти слова разъярили их еще более.
– Ты умрешь! Ты умрешь! – ревели они. А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня. А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко. А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь.
– Что сделаю я для людей?! – сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
– Идем! – крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца.
И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впереди, и сердце его все пылало, пылало!
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза была – там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река. Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь, что била горячей струёй из разорванной груди Данко.
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и – умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой. И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло. »
– Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!
Теперь, когда старуха кончила свою красивую сказку, в степи стало страшно тихо, точно и она была поражена силой смельчака Данко, который сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе. Старуха дремала. Я смотрел на нее и думал: «Сколько еще сказок и воспоминаний осталось в ее памяти?» И думал о великом горящем сердце Данко и о человеческой фантазии, создавшей столько красивых и сильных легенд.
Дунул ветер и обнажил из-под лохмотьев сухую грудь старухи Изергиль, засыпавшей все крепче. Я прикрыл ее старое тело и сам лег на землю около нее. В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно. Море шумело глухо и печально. (вернуться к уроку)

Читайте также:  Жидкое щелочное моющее средство для использования в посудомоечных машинах

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с.
Методическое пособие соответствует рабочей программе по литературе и учебникам, переработанным по требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (предметная линия под редакцией В. Я. Коровиной). Разработанная система уроков способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов учебной деятельности, развитию важнейших компетенций семиклассников: речевой, коммуникативной и информационной. Она поможет словеснику комплексно реализовать потенциал учебно-методического комплекта для 7 класса: учебника, фонохрестоматии, дидактических материалов «Читаем, думаем, спорим. ». В пособии содержатся ссылки на энциклопедии, словари, интернет-источники. В нём представлены занятия разных видов, которые направлены на активизацию мыслительной деятельности школьников.
Предложенные формы контроля ориентированы на своевременную подготовку к ОГЭ и ЕГЭ по литературе. (вернуться)

2. Псалты́рь, часосло́в — церковные книги, содержащие тексты богослужений, молитв и песнопений. (вернуться)

3. Бывшие люди — бродяги, нищие, воры. (вернуться)

4. Павел Хрисанфович Макси́мов – молодой человек, написавший Горькому письмо, которое вызвало длительную переписку. Впоследствии писатель, автор книги «О Горьком. Письма А. М. Горького и встречи с ним». (вернуться)

5. «Старуха Изергиль» – рассказ был напечатан в 1895 году в «Самарской газете» №№ 80, 86, 89 – с 16 по 27 апреля. В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее, которому Бог повелел вывести еврейский народ из Египта.
В рассказе отразились воспоминания Горького о том времени, когда он, странствуя по Руси, летом 1891 года был в Южной Бессарабии и на берегах Дуная.
Рассказы Изергиль мотивированы сюжетными элементами:
легенда о Ларре – мелькнувшей в степи тенью;
история любовных приключений рассказчицы – пением, доносящимся с берега;
легенда о Данко – появлением в степи таинственных голубых огоньков, которые Изергиль считает искрами его сердца
Библейские мотивы в рассказе:
В основе легенды о Данко – библейская история о том, как Моисей выводил израильский народ из Египта. Данко и пророк Моисей спасают людей. Данко это делает по собственной воле, заставляет людей действовать. Горький утверждает, что человек всесилен, если перед ним высокая цель. Моисей действует по воле Бога, и Бог ему помогает.
В основе легенды о Ларре – библейская история о Вечном Жиде, который совершил страшное преступление против Бога (не дал Христу отдохнуть по пути к месту распятия). За это был обречен на вечные муки и одиночество, смерть так и не стала избавлением от них. Ларра – человеконенавистник, он совершает преступления против людей. По мысли Горького, преступление против Бога приравнивается по значимости к преступлению против Человека. (вернуться)

Источник



Урок по повести М.Горького «Детство»
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Роль портрета литературного героя в идейно-композиционном замысле литературного произведения.

Скачать:

Вложение Размер
Роль портрета литературного героя в идейно-композиционном замысле литературного произведения. 46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы 7 класс.

Тема урока «Роль портрета литературного героя в идейно-композиционном замысле литературного произведения» (по повести М.Горького «Детство»)

Цели и задачи урока:

  1. Продолжить отработку навыков анализа литературного текста.
  2. Формирование читательского и речевого опыта, призванного стать основой для создания описания внешности человека.
  3. Показать способность портрета не только передавать особенности внешнего облика героя, но и отражать движения его души, восприятие жизни, отношение к окружающим.
  4. Обучение описанию внешности человека.

Материалы к уроку, оформление доски:

  1. На доске иллюстрация к повести М.Горького «Детство»
  2. В течение урока начертить таблицу, которую учащиеся заполнят.

Предварительное задание классу:

Перечитать первые 3 главы повести.

— Сегодня мы поговорим о событиях, которые описаны в первой главе повести. Перескажите кратко содержание главы.

— Кто из героев этой главы произвел на Алешу, героя повести, самое сильное впечатление? (Бабушка)

— Почему именно бабушка? (Алеша увидел в ней что-то особенное)

— А что увидел Алеша в бабушке? Попробуем дать ответ на этот вопрос.

— Давайте еще раз перечитаем отрывки, в которых дано описание бабушки, ваша задача найти ключевые слова, т.е. на какие особенности манеры поведения героини обращает внимание автор (как бабушка говорила, улыбалась, двигалась).

Для удобства предлагаю составить вспомогательную таблицу.

Особенно выпевая слова; яркие, ласковые сочные слова, похожие на цветы

Зрачки, темные, как вишни, расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом; улыбка весело обнажала белые крепкие зубы; лицо казалось молодым и светлым; светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом

Легко и ловко, хотя была сутула, почти горбатая, очень полная

— Давайте проанализирует изобразительные средства, с помощью которых автор рассказывает читателю о бабушке.

— Какие средства выразительности мы нашли? ( эпитеты, сравнения, антитезы ).

— Остановимся на сравнениях. Первое сравнение: слова сравниваются с цветами. Какую речь мы называем яркой, сочной? Как говорила бабушка? ( речь была образная, выразительная, использовала шутки, прибаутки ).

— Второе сравнение о глазах. Зрачки как вишни. Автор нам не пояснил это сравнение. Почему именно вишни? ( темные блестящие ягоды, в них светятся и озорство, и радость жизни, и лукавство )

— Важную роль в создании образа бабушки играют противопоставления – « несмотря на множество морщин в темной коже щек, все лицо казалось молодым и светлым»; «вся она – темная, но светилась изнутри»; «она сутулая, почти горбатая, очень полная, а двигалась ловко».

— Какова роль этих противопоставлений? (позволяют выделить наиболее характерные особенности героини – природную грацию, красоту и молодость души, любовь к жизни ).

— Какова роль эпитетов? Найдите эпитеты, которые помогаю создать портрет бабушки: ( говорила, выпевая слова; ласковые, яркие, сочные слова; приятные свет; молодое и светлое лицо; неугасимый, веселый и теплый свет; и др .)

— Подумайте, какие черты характера, свойства души, и особенности поведения они подчеркивают?

— Была ли бабушка красива? (красота не внешняя, а внутренняя).

— Важную роль в художественном тексте играют однокоренные и повторяющиеся слова. Найдите их и подумайте, какую нагрузку несут эти слова? (слова имеют положительную семантику – улыбка, улыбаться; веселый, весело; свет, светлый, светилась ). Есть, правда, исключение. Прилагательному темный противопоставлено прилагательное светлый . Объяснение смысла этого противопоставления мы найдем в абзаце, который следует за описанием бабушки. Найдите и прочитайте этот отрывок.

Ученик читает отрывок.

— Портрет бабушки не только передает особенности ее внешности и характера, не только раскрывает красоту и силу ее души, не только показывает отношение к ней внука, но, что самое главное, помогает понять, какую роль сыграла бабушка в жизни Алеша. Автор говорит, что он «будто спал, спрятанный в темноте», а бабушка «вывела на свет…стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу». Именно поэтому первый человек, о котором вспоминает Алеша, — это бабушка.

— Мы с вами сейчас работали с фактическим материалом, который отобрал автор, для реализации своего замысла.

Я предлагаю вам выступить в роли писателя. М. Горький не приводит в повести развернутого портрета деда Каширина, останавливаясь лишь на отдельных, разбросанных по главам деталях. Давайте проведем аналогичную работу, чтобы составить свой текст.

— Горький пишет, что Алеша испытывает по отношению к деду «опасливое любопытство». Как вы понимаете смысл этих слов? Какие особенности его внешнего облика замечает Алеша?

— Что значит «сухонький старичок»? Как ходил дед? Как он был одет? Как вы понимаете слово одеяние ? Почему Горький использует это слово? Кого напоминал дед всем своим обликом? Какие глаза были у деда? Как он смотрел? Подберите эпитеты для описания его взгляда. С чем можно сравнить такой взгляд, такие глаза? Что испытывает человек, на которого так смотрят?

— как говорил дед? Какой голос был у него? Какими были его слова? Подберите эпитеты для их характеристики. Слова бабушки Горький сравнивает с цветами. А с чем можно сравнить слова деда? Почему?

— Давайте весь материал соберем в таблицу, а последний столбик вы заполните сами.

Цитаты из текста

Материал, добавленный учениками

Сухонький старичок, в черном одеянии, с птичьим носом, весь он складный, точеный, острый; дед начал шаркать ногой по полу, как петух перед боем; его атласный, шитый шелками, глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а все-таки он казался одетым чище и красивей сыновей.

Похож на ворона; маленький, черные полы сюртука развевались на ветру, как крылья; нос острый, похож на клюв

Зеленые глазки; дед следил за мной умными и зоркими зелеными глазами; мне всегда хотелось спрятаться от этих обжигающих глаз

Смотрел внимательно; пристально; угрюмо; насмешливо. Глаза злые; колючие, холодные. От его взгляда мурашки бежали по спине; хотелось убежать

Он со всеми говорил насмешливо, обидно, подзадоривая и стараясь рассердить всякого; было странно, что маленький такой, он может кричать столь оглушительно

Слова злые, ядовитые, обижали, больно жалили; говорил, громко взвизгивая; отрывисто

Отношение Алеши к деду

Я хорошо видел, что дед следит за мной умными и зоркими зелеными глазами, и боялся его; мне казалось, что дед злой; рассказывал он вплоть до вечера, и когда ушел, ласково простясь со мной, знал, что дедушка не страшен

Не любил, боялся и ненавидел; присматривался к деду; видел в нем что-то новое, враждебное, опасное

— Теперь я предлагаю вам составить портрет деда, но помните, что использовать средства выразительности необходимо очень экономно, применяя самые удачные сравнения, эпитеты.

Учащиеся пишут сочинение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч.

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло.

Цель фундаментального ядра общего образования – формирование гражданской позиции детей. Мы, учителя, должны стремиться к упорядоченным знаниям учащихся. Необходимо стремиться произведение повернуть ли.

Урок литературы для 5 класса разработан в соответствии с ФГОС.

Презентация составлена к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Конспект урока «Уроки доброты» (по повести В.Г. Распутина «Уроки французского»).

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта «Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей». Уроки направлены на обо.

Источник

Горький «Детство» главные герои

Главные герои Горького “Детства” – семья Кашириных, их образы в повести настолько разнообразны, что сложно представить, как они уживаются в одном доме. Жизнь Алёши в доме родного деда – самый сложный период в его жизни. Автобиографичность произведения помогает понять и прочувствовать сложную судьбу писателя. В описании персонажей есть много незабываемых моментов, они формировали личность маленького Алёши и оставили глубокий след в детской памяти. В рассказе Максима Горького “Детство” герои показаны очень реалистично, правдиво и разнопланово.

Характеристика героев “Детство”

Главные герои

Мальчик (рассказчик)

Алексей тяжело переживает переезд в дом деда. Он жесток, избивает внука за испорченную скатерть до потери сознания. Эту травму ребёнок переживает тяжело. Постоянное отсутствие матери ещё больше омрачает ситуацию. Только бабушка жалеет Алёшу, она заступается за него, бережёт от неприятностей. Алёша не может найти достойных друзей ни на улице, ни в школе. Дворовые дети издеваются и обсуждают ругань и скандалы в семье Кашириных. В школе смеются над его бедностью, ругают, так как он не принимает школьные порядки. Когда умирает мать Алёши, дед отправляет его “в люди”.

Мать мальчика, Варвара

Выходит замуж против воли отца. Её первый брак был счастливым, но муж умер и пришлось возвращаться домой. В родительском доме тяжёлая атмосфера, ссоры, ругать, драки. Дед жестокий, жадный человек. Он хочет выдать мать замуж по расчёту. Мать страдает, пытается устроить свою судьбу сама. Снова неудачно, уже беременную, её избивает второй муж. Женщина несчастна и в родительском доме и в попытках наладить личную жизнь. Сыном она практически не занимается, передав эту обязанность бабушке.

Дед Каширин

Владелец мастерской, богатый, но очень скупой человек. Его не любят и побаиваются в доме. Собственные дети не уважают его, ругаются, требуют разделить наследство. Он вместе с бабушкой молится о непутёвых сыновьях. “Дедушкин” бог злой и строгий, он бесконечно наказывает и ищет грехи. Он пытается учить Алёшу грамоте, читает Библию, заставляет учить молитвы. Сыновья не раз за жизнь пытались убить отца, чтобы получить наследство, от этого он стал чёрствым и грубым.

Бабушка (Акулина Иванова)

Добрая, любящая, заботливая женщина. Она единственный добрый человек в семье. Умная, ловкая, энергичная, бабушка стала для Алёши единственным другом и второй мамой. Она знает много сказок и интересных историй, соседи уважают её за знания о лечебных травах, ходят за советом. Её доля – жизнь с тяжёлым грубым человеком. Когда дед решает разделить хозяйство и перестаёт “кормить” бабушку, она начинает плести кружева и продавать их. Неунывающая, отзывчивая, чудесная женщина.

Дядья Михаил и Яков

Злые завистливые сыновья деда Каширина. Все несчастья в доме происходят по их вине. Им нужны от отца деньги, наследство, сам старик для них чужой. Яков избил свою жену насмерть. Михаил тоже избивает беременную Наталью. Она умирает во время третьих родов.

Цыганок (Иван)

Молодой парень, которого вырастили в семье Кашириных. Он подкидыш. Как ни странно, но дед доволен Цыганком, его работой и помощью. Прозвище своё герой получил за внешность. Он по-цыгански красив и имеет привычку подворовывать, когда отправляется за покупками. Это очень нравится жадному деду. Большое влияние на становление характера Алёши оказывает его дружба с Цыганком. Его речь очень живописная, яркая, сочная. Он добрый, работящий, очень любит бабушку и Алёшу. Однажды зимой он помогает дядьям нести огромный крест на кладбище, поскальзывается, и его придавливает насмерть.

Второстепенные персонажи

Хорошее дело

Квартирант, нахлебник. Добрый и одинокий человек. Над ним насмехаются и зло подшучивают дядья. Он занимается химическими опытами. Абсолютно непохожий на других человек, его называют “колдуном” и “чернокнижником”.

Список характеристик героев будет подспорьем в написании сочинений, творческих работ, материала для читательского дневника.

Источник