Ручной труд как средство развития творческих способностей детей.
статья по конструированию, ручному труду на тему
Ручной труд как средство развития
творческих способностей детей.
Истоки творческих способностей и
дарований детей — на кончиках их пальцев.
Формирование творческой личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Дети от природы наделены яркими способностями. Однако, к сожалению, мы не всегда уделяем достаточного внимания развитию способностей у наших детей. В связи с этими возникла проблема освоения творческой деятельности детей. Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества – это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Это сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.
Специфика бытия человека такова, что в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания — самовоспитание, в основе сознания — самосознание. И все эти «само», конечно, немыслимы без творческой активности, которые развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений. Я являюсь руководителем кружка «Умелые ручки», задачами которого являются:
1) развитие творческих и конструктивных способностей с учетом индивидуальных возможностей ребенка;
2) развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции, развития мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений;
3) воспитание усидчивости, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца.
В процессе работы по своей теме мы занимались по нескольким направлениям. Первое направление – тесто-пластика. Тесто — это очень пластичный материал для лепки разных фигур, он нежный, мягкий, не пачкает рук. Дети научились замешивать тесто. На этих занятиях дети узнали, что из теста можно не только приготовить пищу, но и сделать различные игрушки и украшения для оформления групп, атрибуты для игр. Выполняли такие работы: «Мыши», «Ежи», «Гусеницы», «Ангелочек», «Сердечки», «Солнышко на ножках» и другие.
Второе направление – работа с природным материалом. Использовали пластилин, шишки, желуди. Эти занятия требовали от детей осторожности, терпения, аккуратности.
Третье направление – работа с нитками. Дети научились вдевать нитку
в иголку, выполнять аппликацию из мелконарезанных нитей «Собачка», «Кошечка». Делали поделку из помпонов «Домовенок Кузька».
Четвертое направление – пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» – создавать, изображать, а «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепкой картины с изображением выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности. Выполняли такие работы: «Совушка – сова», «Синицы и снегири на ветках», «Полевые цветы».
Пятое направление – работа из гофрированной цветной бумаги. Это тонкая цветная бумага, которая тянется, меняется, рвется, скручивается ножницами. Выполняли следующие работы: «Валентинки», цветы «Пионы», «Весенние цветы», торцевание из гофрированнной бумаги «Цветущая яблоня».
Шестое направление — работа с бумагой в нетрадиционной технике — квилинг. В этом направлении велась работа в подготовительной группе, так как эта работа оказалась более сложной и трудоемкой и требовала от детей определенных навыков и умений. Работы получались очень интересные, красочные, яркие, от чего дети получали удовлетворение.
Опираясь на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.В.Васильевой, а также систему обучения А.А.Грибовской «Коллективное творчество дошкольников», пособиями Н.В.Дубровской «Аппликация из гофрированной бумаги», Н.Р.Макаровой «Секреты бумажного листа», И.В.Гусевой «Игрушки из соленого теста», Г.Н.Давыдовой «Пластилинография», я поняла, что уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальности детей к школе и самостоятельной жизни. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. Считаю, что работа по ручному труду является важной и значимой для воспитанников детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в поделках.
Сообщение для педагогов.
Художественный труд как средство развития творческих способностей детей. Цель: создание условий для творческого развития детей. Главным результатом занятий являются : дети активно воспринимают икак.
Стать по ручному труду.
Ручной труд как средство развитиятворческих способностей детей.
Источник
Вестник Педагога
Автор: Амирова Наиля Ринатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с «Снежинка»
Населённый пункт: поселок Нижнесортымский
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Ручной труд как средство развития творческих способностей воспитанников ДОУ»
Дата публикации: 01.02.2017
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Ручной труд как средство развития творческих способностей воспитанников ДОУ» “Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”. (В.А.Сухомлинский) Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно: — желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата; — желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих. Развивать творчество детей можно по-разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: “Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий”. Дети учатся сравнивать различные материалы между собой, находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что
дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.
Теоретический анализ развития творческих способностей воспитанников ДОУ
Уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальности готовности детей к школе и самостоятельной жизни. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. Работа с ребенком – это процесс, который требует осторожности и деликатности. Как утверждает В.Оклендер, “художественное творчество – это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоиндетификацию и обеспечивает путь для проявления чувств”. Ребенок в большей степени живет чувствами: он приходит в восхищение от нового осознания запаха и звука, света и цвета, вкуса и ощущения от прикосновения Он наслаждается чувствами и преуспевает в этом. Н.Басина, О.Суслова считают, что “природа ребенка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь – чувственным аспектом познания. Основной целью моей работы является ручной труд, как средство развития творческих способностей воспитанников ДОУ. Задачи: — развитие эстетического восприятия художественного вкуса; — развитие художественно-творческих способностей и творчества детей; — обучение детей приемам и способам выполнения работ из бумаги и ткани; — развитие воображения, мышления и творческой деятельности. В проекте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно- ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Формируя у детей трудолюбие, умение ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующей цели. При этом учитываются особенности трудовой деятельности дошкольников, стремление ребенка сделать что-то самостоятельно, развиваются такие качества личности, как активность, самостоятельность, целеустремленность, инициативу. В процессе работы внимание детей направлено на логическую последовательность действий, которая приводит к лучшему результату.
Формы, методы и приемы, используемые в образовательной деятельности (ручной
труд), оказывающие влияние на творческое развитие дошкольника
Чтобы легко учиться, чтобы на высоком уровне определить форму предмета, объем, размер, у ребенка должны быть не только хорошо развиты окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающие ей быть неподвижной или по желанию поворачиваться в разные стороны, но и скоординированные движения мышц обеих рук. Поэтому, чтобы познакомить детей с каким-то предметом, предлагаются его изучить: трогать руками, сжимать, гладить, т.е. совершать какие-то действия, которые называются моторными. В работе с детьми я используются эффективные методы и приемы: · словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.) · наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.) · объяснительно — иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию. · репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности. · частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом Ребенок будет развиваться гармонично, расти разносторонней личностью, если учить создавать красоту своими руками. Работа с различными материалами (бумага, глина, ткань, природный материал и т.д.) развивает творческое мышление, ловкость рук, трудолюбие и много других хороших качеств личности. Чтобы заинтересовать их, в группе создана небольшая выставка изделий народно-прикладного искусства. С большим удовольствием и усердием дошкольники выполняют аппликации, придумывают свои узоры и украшают плоскостные изображения предметов быта (керамических изделий) вырезанными из бумаги элементами. В этих работах проявляются не только технические умения детей, но и творческие способности, понимание законов построения декоративного узора. Происходит становление более сложных форм познавательной деятельности. Восприятие протекает целенаправленнее. Развивается наблюдательность, подчиненная определенной задаче. При специальном руководстве развитием восприятия к концу дошкольного детства могут быть сформированы важные сенсорные способности: точный глазомер, зрительная оценка пропорций, чувство ритма. На основе этого возможно усложнение задач изобразительной деятельности, дальнейшее развитие трудовых художественно-творческих способностей. Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел». Взяв эти слова выдающегося педагога за лозунг, рекомендую родителям вместе со своим ребенком заниматься ручным трудом — вырезать, шить, вышивать, лепить из пластилина.
А время, проведенное вместе за общей работой, способствует эмоциональному сближению, установлению прочных равноправных отношений. Подготовила: Воспитатель д/с «Снежинка» Амирова Н.Р. Консультация для родителей «Ручной труд как средство развития творческих способностей воспитанников ДОУ»
Источник
Ручной труд как средство развития творческих способностей детей.
консультация по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
Накапливая конструкторский и художественный опыт, ребенок получает возможность воплощать свои представления, фантазии в поделках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoy_trudmicrosoft_office_word.docx | 15.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Ручной труд как средство развития
творческих способностей детей .
Истоки творческих способностей и
дарований детей — на кончиках их пальцев.
Формирование творческой личности — одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем с развитым чувством красоты и активным творческим началом.
Дети от природы наделены яркими способностями. Однако, к сожалению, мы не всегда уделяем достаточного внимания развитию способностей у наших детей. В связи с этими возникла проблема освоения творческой деятельности детей. Детство – чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Показатель детского творчества – это самостоятельное решение собственных возможностей в освоении мира. Это сложный процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.
Специфика бытия человека такова, что в основе его развития лежит саморазвитие, в основе воспитания — самовоспитание, в основе сознания — самосознание. И все эти «само», конечно, немыслимы без творческой активности, которые развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций, как от процесса деятельности, так и от полученного результата.
Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности работы глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок формируется система специальных навыков и умений. Я являюсь руководителем кружка «Умелые ручки», задачами которого являются:
1) развитие творческих и конструктивных способностей с учетом индивидуальных возможностей ребенка;
2) развитие умения создавать конструкции по образцу, словесной инструкции, развития мышления, внимания, зрительного восприятия, воображения детей, мелкой моторики рук и координации движений;
3) воспитание усидчивости, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца.
В процессе работы по своей теме мы занимались по нескольким направлениям. Первое направление – тесто-пластика. Тесто — это очень пластичный материал для лепки разных фигур, он нежный, мягкий, не пачкает рук. Дети научились замешивать тесто. На этих занятиях дети узнали, что из теста можно не только приготовить пищу, но и сделать различные игрушки и украшения для оформления групп, атрибуты для игр. Выполняли такие работы: «Мыши», «Ежи», «Гусеницы», «Ангелочек», «Сердечки», «Солнышко на ножках» и другие.
Второе направление – работа с природным материалом. Использовали пластилин, шишки, желуди. Эти занятия требовали от детей осторожности, терпения, аккуратности.
Третье направление – работа с нитками. Дети научились вдевать нитку
в иголку, выполнять аппликацию из мелконарезанных нитей «Собачка», «Кошечка». Делали поделку из помпонов «Домовенок Кузька».
Четвертое направление – пластилинография. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» – создавать, изображать, а «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепкой картины с изображением выпуклых, полу объёмных объектов на горизонтальной поверхности. Выполняли такие работы: «Совушка – сова», «Синицы и снегири на ветках», «Полевые цветы».
Пятое направление – работа из гофрированной цветной бумаги. Это тонкая цветная бумага, которая тянется, меняется, рвется, скручивается ножницами. Выполняли следующие работы: «Валентинки», цветы «Пионы», «Весенние цветы», торцевание из гофрированнной бумаги «Цветущая яблоня».
Шестое направление — работа с бумагой в нетрадиционной технике — квилинг. В этом направлении велась работа в подготовительной группе, так как эта работа оказалась более сложной и трудоемкой и требовала от детей определенных навыков и умений. Работы получались очень интересные, красочные, яркие, от чего дети получали удовлетворение.
Опираясь на «Программу воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.В.Васильевой, а также систему обучения А.А.Грибовской «Коллективное творчество дошкольников», пособиями Н.В.Дубровской «Аппликация из гофрированной бумаги», Н.Р.Макаровой «Секреты бумажного листа», И.В.Гусевой «Игрушки из соленого теста», Г.Н.Давыдовой «Пластилинография», я поняла, что уровень развития мелкой моторики – один из важных показателей интеллектуальности детей к школе и самостоятельной жизни. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развита память, внимание, связная речь. Считаю, что работа по ручному труду является важной и значимой для воспитанников детского сада.
Источник