«Формирование здорового образа жизни школьников как один из аспектов здоровьесберегающей деятельности в воспитании»
статья по зож на тему
Здоровье — одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. В работе рассматриваются проблемы здоровья обучающихся и использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Мещерякова Любава Борисовна,
учитель начальных классов
средняя общеобразовательная школа
Омского муниципального района
«Формирование здорового образа жизни школьников
как один из аспектов здоровьесберегающей деятельности в воспитании »
Здоровье — одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. От того, как в процессе роста и воспитания складываются жизненно важные привычки и навыки, зависит здоровье каждого отдельного человека и здоровье общества в целом. Вступление ребенка в возраст ученичества повышает нагрузку на весь организм. Именно поэтому охрана и укрепление здоровья обучающихся является не только важной медицинской проблемой, но и актуальной педагогической задачей.
В сложившихся условиях социально-экономических преобразований в стране обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем детей. Вопрос сохранения здоровья подрастающего поколения приобретает глобальный характер общегосударственной комплексной проблемы, не только медицинской, но педагогической и социальной. Не случайно задачам по сохранению и укреплению здоровья школьников уделяется внимание на самом высоком уровне. Сохранение укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач страны.
Сегодня ни для кого не секрет, что существующая система обучения не только не способствует улучшению здоровья учащихся, но зачастую приводит к его нарушению. Чтобы образовательный процесс приносил удовлетворение и радость для всех, надо чтобы и обучающиеся и педагоги были здоровы. Каким образом от нас зависит здоровье обучающихся и что мы, педагоги, можем сделать для его сбережения? На чем сегодня необходимо сосредоточить усилия, чтобы повысить эффективность деятельности школы, учителя по сохранению здоровья учащихся? Как дать качественное образование не в ущерб здоровью ребенка?
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников.
Использование здоровьесберегающих технологий в обучении и воспитании помогает предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, в профилактике девиантного поведения, в предупреждении вредных и формировании полезных привычек, повышению качества образовательных услуг.
На сохранение здоровья влияет комплекс различных факторов: биологических, экологических, экономических, социальных и т.п.
Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни», под которым следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д.
По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
- оптимальный двигательный режим (культура движений);
- закаливание организма;
- личная гигиена;
- рациональное питание;
- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);
- положительные эмоции.
Физическая нагрузка является одним из важнейших средств укрепления здоровья. Даже небольшая каждодневная 20-минутная гимнастика приносит огромную пользу. Гимнастика, атлетика, подвижные игры очень полезны для сердечно-сосудистой системы, лёгких, укрепления опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения очень важны для школьников, так как умеренные нагрузки позволяют расти организму, способствуют правильному обмену веществ в организме. Кроме того, регулярные физические нагрузки дисциплинируют и способствуют соблюдению распорядка дня. Занятия каким-либо видом спорта дают молодому растущему организму стимул для правильного развития и ограждают детей от вредных привычек.
Физические нагрузки трудно отделить от такого важного компонента здорового образа жизни как закаливание. Закаливание – эффективное средство укрепления здоровья человека. Особенно велика его роль в профилактике простудных заболеваний: закаленные люди, как правило, не простужаются. Водные процедуры должны обязательно стать вполне естественными и регулярными для любого школьника.
Личная гигиена также является одной из важной составляющей здорового образа жизни, ведь не соблюдение этого важного компонента является прямым путем к всевозможным заболеваниям. Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены. Перед родителями и воспитателями задача привить соблюдение таких правил является крайне важным.
В последнее десятилетие возрос интерес к проблеме питания, так как правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранения здоровья. Рациональное питание ребенка любого возраста является одним из важнейших условий его здоровья и активности. Такое питание должно соответствовать возрасту, желательно четырех-пяти разовым, сбалансированным по составу питательных веществ – белков, жиров, углеводов, а также по витаминному и минеральному составу и полностью обеспечивать энергетические затраты организма. Калорийность питания должна соответствовать величине энергозатрат растущего организма.
Такое понятие как распорядок дня всё реже встречается в жизни современного человека, но этот фактор тоже имеет немаловажную роль в сохранении здоровья. Формирование здорового образа жизни у школьников неотделимо от соблюдения правильного режима дня. Режим дня – это строго соблюдаемый на протяжении длительного времени оптимальный распорядок труда, отдыха, сна, питания, занятий физическими упражнениями и любых других видов деятельности в течение суток. Его значение состоит в предельной минимизации энерготрат и в повышении работоспособности организма, что способствует укреплению здоровья.
Для выбора оптимального режима дня, необходимо составить распорядок занятий таким образом, чтобы максимально эффективно чередовать работу и отдых. Режим дня школьников обычно разделяется на следующие компоненты: — учебные занятия в школе; — выполнение домашних заданий; — сон; — питание; — занятия физическими упражнениями; — отдых; — занятия в свободное время. Нахождение правильного распределения времени на эти занятия способствуют сохранению физического и психического равновесия ребенка.
Что же касается вредных привычек, то оградить школьника от курения, употребления алкоголя или наркотиков, на сегодняшний день является крайне важным, хотя и очень непростым занятием. Бесчисленная недобросовестная реклама негативных привычек, которая атакует школьников с телеэкрана или сети Интернет, легко проникает в еще не окрепшие умы. Желательно оградить школьника от влияния такой рекламы, и наоборот – значительную часть усилий направить на пропаганду здорового образа жизни и рассказу о негативных последствиях таких вредных привычек. Самым лучшим способом для этого является личный пример родителей и воспитателей.
Говоря о положительных эмоциях, следует помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Учитывая вышеизложенное, напрашивается вывод, что, поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье, и наоборот.
Для того, чтобы сформировать у школьника здоровый образ жизни, необходим комплексный подход по отношению к детям. Совместная работа родителей, учителей, социальных педагогов, психологов и медицинских работников может дать реальный положительный результат.
Необходимо научить детей самим заботиться о своем здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни.
Только при условии, что все отдельные подходы будут объединены в единое целое, можно рассчитывать на то, что будет сформировано здоровьесберегательное пространство, реализующее идеи здоровьесберегающей педагогики.
Для эффективности внеклассной работы в этом направлении в нашей школе на протяжении многих лет действует кружок «Полезные привычки», который способствует формированию у обучающихся начальных классов ЗОЖ и отрицательного отношения к вредным пристрастиям.
Принципы ЗОЖ формируются и при проведении тематических классных часов-тренингов, бесед, викторин, экскурсий, спортивно-оздоровительных мероприятий и других формах внеурочной деятельности.
классные часы проводились по следующим направлениям:
— здоровье и здоровый образ жизни;
— режим дня, учебы и отдыха;
— основы правильного питания;
— личная гигиена;
— значение физкультуры и закаливания;
— вредные привычки;
— чувства и эмоции человека;
— нравственное и половое воспитание;
— безопасность в доме, на улице, на дорогах;
— детский травматизм;
— профилактика заболеваний;
— террористические акты.
Помимо классных часов развитие физического потенциала происходит в различных организованных культурных мероприятиях и самостоятельной двигательной деятельности, а закрепление и демонстрация приобретенных знаний, двигательных умений и навыков на спортивных праздниках, развлечениях, проводимых во внеурочное время.
Немаловажное место в сохранении и укреплении здоровья имеет занятость учащихся в различных спортивных секциях и кружках.
В классе действует уголок здоровья «Страна Здоровей-ка». Куда помещается полезная информация, работы учащихся (рефераты, сообщения по темам «Правильное питание», «Режим дня», «Рецепты здоровья»; книжки самоделки, стихи собственного сочинения). Содержание уголка постоянно меняется.
Родители являются нашими первыми помощниками. Принимают участие в спортивных праздниках, конкурсах, соревнованиях.
Эффективность позитивного воздействия на здоровье школьников в различных оздоровительных мероприятий определяется не столько качеством используемых приемов и методов, сколько их грамотной встроенностью в общую систему, направленную на благо здоровья учащихся и педагогов и отвечающую единству целей, задач, идеологии.
Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников формирует у них представление о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, важнейшие коммуникативные навыки, способствуют успешной социальной адаптации, помогают сделать осознанный выбор здорового стиля жизни, повышает качество образовательных результатов.
Здоровье — бесценное богатство каждого человека в отдельности, и всего общества в целом. При встречах и расставаниях с близкими нам людьми мы всегда желаем им хорошего здоровья, потому что это — главное условие полноценной и счастливой жизни.
В заключение вслед за великим гуманистом и педагогом Ж.Ж. Руссо хочется сказать: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Источник
Всероссийский конкурс «Здоровый образ жизни школьников»
Всероссийский конкурс
«Здоровый образ жизни школьников»
Вопрос №1.
Что не включает организация учебной и внеурочной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, при чередовании обучения и отдыха?
соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки +
использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию)
оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём
Вопрос №2.
Здоровый образ жизни – это
отсутствие недуга, болезни
состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции
вид жизнедеятельности, способствующий укреплению здоровья и его сохранению +
Вопрос №3.
Морально-этическая ориентация — это
поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости +
сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности
Вопрос №4.
К какому принципу формирования здорового образа жизни можно отнести следующее пояснение: «Для здоровья хорошо то, что в меру»?
принцип альтруизма +
принцип меры
принцип гуманизма
Вопрос №5.
Что можно отнести к принципу единства теории и практики в формировании здорового образа жизни?
возможность использования полученных подростком или группой подростков знаний в действии +
соответствие содержания, методов, форм, средств обучения интересам и потребностям подростка
осуществление теоретической деятельности на основе научнообоснованных данных
Вопрос №6.
Кому принадлежит решающая роль в формировании здорового образа жизни школьников?
классному руководителю
школьному медику
родителям +
Вопрос №7.
Сколько всех болезней человека заложено в детские годы, по мнению специалистов-медиков?
45%
60%
75% +
Вопрос №8.
Кто является автором высказывания: «Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто»?
Сократ +
Фалес
Пифагор
Вопрос №9.
Что не включает в себя здоровый образ жизни школьника?
активная гражданская позиция
правильное питание
отказ от вредных привычек
Вопрос №10.
Что не является задачей Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни?
развитие познавательной активности, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора младших школьников в области знаний о человеке и составляющих его здоровья
формирование представлений об эмоционально-волевой сфере и развитие навыков психоэмоциональной разгрузки (релаксации)
определить ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования
Источник
Роль учителя в формировании здорового образа жизни младшего школьника. Статья.
статья
Статья посвящена роли учителя в формировании здорового образа жизни младшего школьника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_uchitelya_v_formironii_zdorovogo_obraza_zhizni_ml._shkolnika.docx | 15.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: Роль учителя в формировании здорового образа жизни младшего школьника.
Учитель начальных классов: Огородникова Анна Николаевна
ГБОУ школа №103 Выборгского района, г. Санкт-Петербурга
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся является неотъемлемой частью образовательной программы школы. В ФГОС начального общего образования среди основных направлений работы сказано, что «воспитание эмоционально-ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение.
Главная задача учителя – обеспечить системный подход к созданию здоровьесберегающей среды, которая способствует:
— формированию заинтересованного отношения обучающихся к собственному здоровью, воспитанию личностных норм поведения;
— сохранению и укреплению физического и психологического здоровья школьника;
— обеспечению познавательного и эмоционального развития детей, достижению планируемых результатов.
Что же мы, учителя делаем для решения этой задачи?
Прежде всего, это рациональная организация урока, которая включает в себя:
— творческий характер образовательного процесса;
— психоэмоциональный комфорт каждого учащегося;
— применение нестандартных форм урока;
— физкультминутки, музыкальные паузы, оздоровительные минутки;
— соответствие учебной нагрузки возможностям детей;
— игровые моменты урока и занимательность;
— соответствие учебной нагрузки возрасту и индивидуальным возможностям детей.
Эмоционально – поведенческие проявления школьников на переменах – также важный элемент организации учебной деятельности. Возможность физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах – непременное условие восстановления к следующему уроку, которые школа должна создать, а ученики – использовать.
На переменах мы проводим игры с малой подвижностью, танцевальные флэш-мобы, минуты релаксации, организуем игру в теннис.
В школе организованы динамические паузы между уроками и внеурочными занятиями, во время которых дети гуляют на свежем воздухе, что также важно не только для сохранения здоровья учащихся, но и воспитания культуры здоровья.
Одним из важных факторов в развитии ЗОЖ младших школьников являются сформированные у них представления и понятия расширяющие знания детей об экологии, человеке, его здоровье, здоровом образе жизни. С этой целью мы проводим «Уроки здоровья», ведём исследовательскую деятельность, работаем над проектами, в ходе которых дети вместе с родителями находят ответы на такие вопросы как «Зачем нужна уборка в доме?», «Как влияет экология на здоровье?», стараются практически проверить свои предположения, а затем делятся открытиями с одноклассниками.
В системе в школе проводятся «Дни здоровья», в ходе которых дети участвуют в спортивных весёлых эстафетах, играют в подвижные игры, участвуют в творческих конкурсах. На переменах Доктор Пилюлькин раздаёт «конфеты радости», а «ростовые куклы» организуют флеш-мобы. В гости к детям приходят спортсмены и тренеры из спортивных школ и проводят мастер-классы.
Немаловажным является организация работы спортивных секций. В школе организованы занятия по ориентированию, футболу, баскетболу, лыжам. внеурочная деятельность представлена программами «Поиграй-ка» и «Ритмика».
Одним из компонентов формирования здорового образа жизни у младших школьников является отказ от вредных для здоровья привычек. Какие же вредные привычки могут быть у младших школьников? Например, чрезмерное увлечение компьютером. Компьютер – это наше настоящее и будущее. источник информации. но в общении с компьютером существуют не только плюсы, но и минусы, которые могут привести к негативным последствиям.
В школе проводятся «Дни безопасного интернета», в ходе которых дети обсуждают вопросы: «В чём состоит польза и вред работы за компьютером» и приходят к выводу: чтобы компьютер стал другом, не навредил здоровью, нужно соблюдать правила работы за компьютером и в интернете. Такая работа способствует профилактике компьютерной зависимости.
Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежать пять принципов: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие.
Важен режим питания: приём пищи должен быть через равные промежутки времени, поэтому в школе разработано расписание приёма пищи на каждый класс.
Для приобщения семьи к формированию ЗОЖ проводятся тематические родительские собрания. Например, «Чистота – залог здоровья», «Формирование у детей культуры ЗОЖ», «Здоровая семья – здоровая Россия», издаются буклеты для родителей «Узелок на память».
Это лишь некоторые аспекты здоровьесбережения. Мы убеждены, что роль учителя в сохранении здоровья учащихся значительна, поэтому стремимся выработать у каждого ученика устойчивую привычку, потребность в выполнении физических и психологических упражнений не только на уроке, но и вне, в повседневной жизни. Если мы научим детей с раннего возраста ценить, беречь, укреплять своё здоровье и будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только интеллектуально, духовно, но и физически.
Источник