Меню

Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы метель

конспект урока музыки 6 класс «Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «МЕТЕЛЬ»»

Содержимое публикации

урок музыки в 6 «Д» классе:

ОБРАЗЫ СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина «МЕТЕЛЬ»

Разработала и провела:

учитель музыки первой категории

Яицкая Светлана Павловна

познакомить с выразительными возможностями симфонической музыки в раскрытии образов литературного сочинения на примере музыкальных иллюстраций «Метель» Г.Свиридова.

расширить представление о средствах музыкальной выразительности;

сформировать представление о лирических и драматических образах в музыке;

сформировать понятия: музыкальные иллюстрации как один из жанров, выразительность и изобразительность в симфонической музыке.

развить умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

развивать творческое воображение;

развить музыкальное мышление, эмоциональную сферу.

воспитание нравственно-духовных ценностей личности;

пробуждение интереса к отечественной музыкальной культуре, к симфонической музыке.

Планируемые результаты обучения: Личностные, предметные, метапредметные.

1. Способствовать развитию умений учащихся воспринимать информацию, работать с ней, обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнение, делать выводы;

2. Организовать учебное сотрудничество со сверстниками для достижения общего результата и умения слушать, слышать и вступать в диалог, а также хорового сотрудничества при исполнении песни;

3. Учить детей планировать, контролировать, корректировать деятельность на уроке и давать оценку своей и чужой деятельности.

1.Побудить учащихся к музыкальному восприятию и нравственно-этическому росту как слушателя и зрителя;

2. Развивать стремление к познанию личных переживаний в системе восприятия литературного и музыкального материала;

3. Активизировать механизмы личностного самосовершенствования.

уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; уметь работать в малых группах, выражать свою позицию, выяснить какую роль играет литература в музыке.

Тип урока: знакомство с новым музыкальным материалом.

Методы и приемы:

активное слушание музыкальных фрагментов, восприятие музыки, метод наглядная презентация, переинтонирование образа на язык смежных видов искусств (методы художественно-изобразительной, литературной), сравнения, эмоциональной драматургии, репродуктивный, музыкальная разминка.

Организационная форма обучения: фронтальная форма.

Образовательный и музыкальный материал, включая медиаматериал:

1. Учебник «Музыка» 6 класс авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской;

2. Аудио-запись симфонической музыки Г.Свиридова «Метель»;

3. Видеоролик из к/ф «Метель» (реж. В.Басов);

4. Видеоотрывки из фильма; 5. Песня «Священная война».

1. Вводная часть

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Надеюсь, наше занятие пройдет интересно и познавательно, будет наполнено музыкой и творческим поиском. Желаю всем получить новые знания и заряд хорошего настроения (презентация «Мимические каноны»).

2. Организационный момент, актуализация знаний (проверка пройденного материала, закрепление знаний).

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела «Симфоническая музыка».

Вопрос учителя . Давайте вспомним, из каких групп музыкальных инструментов состоит симфонический оркестр? (Симфонический оркестр состоит из 4 групп инструментов: Струнно-смычковая, духовая медная, духовая деревянная, ударная) .

Знания инструментов, их тембрового звучания нам сегодня очень пригодятся. Ведь композитор для создания музыкального образа умело пользуется этим средством музыкальной выразительности.

На уроках литературы с Надеждой Ивановной вы знакомились с творчеством А.С. Пушкина и его повестью «Метель», мы с вами тоже соприкоснёмся с творчеством этого гениального писателя и его не менее гениальным произведением..

Вы можете мне напомнить в какой период творчества автора была написана по весть (Болдинская осень)

Вашим домашним заданием было познакомиться с экранизацией этой повести, снятой режиссером В. Басовым. Кто из вас может кратко рассказать содержание?

— Вам понравилась музыка к кинофильму? Кто написал музыку к этому фильму? (композитор Г.В.Свиридов) Сообщение Истомина Дарья

Да, прозвучавшую красивую музыку написал русский композитор Георгий Васильевич Свиридов.

В 1964 году к композитору Георгию Свиридову обратился кинорежиссёр Владимир Басов, задумавший снять по этой повести кинофильм «Метель». Он говорил: «В «Метели» меня привлекла возможность перенести на экран неторопливую, но полную глубокого внутреннего содержания жизнь современников Пушкина. Волновала чистота и прозрачность, мягкий лиризм пушкинского слога, непридуманность событий, о которых повествуется с глубоким раздумьем и лёгкой грустью. Фильм снимался цветным, широкоформатным, и всё богатство средств кино мы старались подчинить главной цели – создать своеобразную симфонию о России».

После премьеры фильма критики отметили, что музыка оказалась даже содержательнее и выразительнее, чем экранизация сюжета.

— Какую роль играет, по вашему, музыка сопровождающая художественный фильм? (Музыка помогает лучше понять образы героев, их чувства, переживания, …)

3. Постановка и отработка учебной задачи.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации. Этот жанр создал Георгий Васильевич Свиридов.

В 1973 году композитор снова возвращается к мелодиям, созданным для фильма, решив соединить их в единое произведение. Так музыкальные образы тройки, военного марша, венчания и другие были объединены композитором в оркестровую сюиту «Метель».

Вопрос учителя . Давайте вспомним, что такое за форма «сюита». (Сюита – это многочастный цикл, состоящий из разнохарактерных самостоятельных пьес, объединенных общей художественной идеей).

Оркестровая сюита «Метель» появилась в 1974 году. Она состоит из девяти пьес: «Тройка», «Вальс», «Весна и осень», «Романс», «Пастораль», «Военный марш», «Венчание», «Отзвуки вальса», «Зимняя дорога». Композитор назвал сюиту музыкальными иллюстрациями к повести Пушкина «Метель». Так родился новый музыкальный жанр – музыкальные иллюстрации. Как вы понимаете словосочетание музыкальные иллюстрации- это………….

Сегодня мы остановимся на отдельных из них.

3.1. Музыкальный анализ пьесы «Тройка».

Прежде чем прослушать эту музыку откройте пожалуйста учебники на стр.121 и прочитайте два эпизода из повести. ( работа с учебником)

А сейчас мы свами переходим к не большому творческому заданию.

На ваших партах находятся бланки – раздатки и цветные карандаши для рисования. Во время звучания пьесы прошу вас нарисовать схематически ваше впечатление от прослушиваемых тем.(работа на развитие интонационно-образного мышления)

Звучит пьеса «Тройка».

— Сколько тем прозвучало по-вашему в произведении?(две темы)

— Они похожи или контрастны? (контрастны)

— Какой образ представляется при звучании первой темы? (образ несущейся тройки, тема звучит грозно, сурово)

— А второй? (образ заснеженной дороги, образ меланхоличной нескончаемой песни ямщика, тема звучит спокойно, в характере протяжной песни)

— Звучание каких инструментов в оркестре создает ощущение зримого образа несущейся тройки?(непрерывная дробь малого барабана, чёткие удары бубна, тремоло литавр)

— Какое средство музыкальной выразительности применяет композитор для изображения удаляющейся от нас тройки? (динамика)

Вслушиваясь в музыкальное произведение, как вы уже поняли, можно увидеть музыку, представить образы, которые она рисует. Такое свойство музыки называется изобразительностью.

Ребята, а теперь давайте вспомним какие события, сопровождает метель и эмоциональное состояние героев повести:

— Марьи Гавриловны, которая ожидала в церкви своего избранника(тревожное ожидание),

— Владимира, который сбился с пути, (безысходность и отчаяние)

— Бурмина, которого какая-то неведомая сила подтолкнула отправиться в путь в самую метель.(безрассудство)

Читайте также:  Средство при ожогах кожи для детей

Описание метели связано с душевным состоянием героев повести, попавших в метель. Музыка этой пьесы заставляет нас пережить те же эмоции. Драматизм ситуации угадывается в ней. Свойство музыки передавать чувства, эмоции, переживания называется выразительностью.

Изобразительность музыки и ее выразительность рисуют нам собирательный образ безостановочного движения и ощущения смутной тревоги. Таким образом, можно сказать, что эта пьеса является прологом всей сюиты, предвещая драматические события.

Одна мелодия, один музыкальный эпизод, о многом говорит. Здесь и изображение тройки, несущейся в зимней мгле, и унылая песня ямщика, и какое-то щемящее чувство в груди. И еще что-то, что не выразишь словами, — это особенность русской души, русского характера.

Очень точно сказал о творчестве Г.В.Свиридова его учитель Д.Д. Шостакович:

«Нот мало, а музыки много».

Прежде чем мы перейдем к следующей иллюстрации хочу попросить вас исполнить песню «Священная война»

3.2. Музыкальный анализ пьесы «Военный марш».

Как вы думаете какую мы прослушаем следующую пьесу.

Скажите, какое время описано в повести А.С.Пушкина?

Каким историческим событием оно ознаменовано?

(События происходят в 1811-1812гг., в период войны русского народа с армией Наполеона Бонапарта).

Звучит пьеса «Военный марш».

— К какому жанру вы отнесете услышанное? (военный марш)

— Какими чувства и интонациями насыщена эта пьеса? (радость и победное ликование, торжественность)

Обратимся к учебнику Г.П.Сергеевой. Как писал в повести Пушкин: «Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу…».

В пушкинскую эпоху часто на приемах и балах в домах помещиков и дворян играл духовой оркестр, который исполнял не только мелодии модных танцев, но и военные марши, мелодии песен и арий. Вероятно, именно поэтому Свиридов, таким образом, оркеструет пьесу «Военный марш» , что у слушателей создается впечатление звучания духового оркестра.

Музыка передает всеобщий патриотический подъем, настроение восторга победой, всеобщего ликования.

С настроением пушкинских строк и музыкой Свиридова перекликаются строки Марины Цветаевой:

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса,
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след, –
Очаровательные франты
Минувших лет!
Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, –
Цари на каждом бранном поле
И на балу.
Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера – Малютки-мальчики,

Вам все вершины были малы
И мягок – самый черствый хлеб,
О, молодые генералы Своих судеб.

3.3. Музыкальный анализ пьесы «Вальс».

Теперь давайте прослушаем следующую пьесу.

Когда услышите контрастную по настроению тему, прошу поднять руку.

Звучит пьеса «Вальс».

— А к какому жанру вы отнесли бы это произведение? (вальс)

— Где и когда было уместно звучание вальса? (балы)

— А почему же тогда, если в повести отсутствует описание бала, композитор все-таки использовал жанр вальса? (в то время балы были в моде, поэтому он наилучшим образом отражал дух того времени).

Балы были неотъемлемой частью дворянского быта. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только увидеться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности и любви.

Вальс” вводит нас в атмосферу бала. С первых же тактов создается радостное, приподнятое настроение. Мы представляем себе подъезжающие к дому кареты, как выходящие из них гости слышат доносящиеся до них звуки вальса. И вот, наконец, они входят в сверкающий огнями зал и сразу попадают в круговорот Вальса.

И среди этого людского круговорота, в этой толпе встречаются глаза Марьи Гавриловны и Владимира, и все происходящее вокруг перестает существовать для них. Появляется нежная светлая тема любви, звучащая у деревянных духовых инструментов, подчеркивающая хрупкость и трепетность зарождающегося чувства.

Но вот они очнулись… И снова мы в сверкающем огнями зале, среди танцующих пар.

4. Подведение итогов урока (рефлексия деятельности), оценки деятельности учащихся.

Предлагаю вам подвести итоги сегодняшней работы.

1. С какими образами мы сегодня познакомились?

2. Какие образы произвели на вас большее впечатление и почему?

3. Какие средства музыкальной выразительности на ваш взгляд выходят на первый план в создании образов?

Таким образом ребята, мы продолжили знакомство с музыкальными иллюстрациями из цикла композитора Г.В.Свиридова по повести А.С.Пушкина «Метель». Уже на данном этапе изучения произведений мы можем сделать некоторые выводы. Как мы видели, композитору удалось исходя из интонаций, бытовавших в начале XIX века:

воссоздать в музыке ОБРАЗ современный Пушкину ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ РОССИИ. А также ему удалось запечатлеть образы пушкинской повести, наполнив ее новыми мыслями и чувствами.

Музыкальная иллюстрация Г.В.Свиридова к повести «Метель» — это взгляд нашего современника на Россию XIX века.

Музыка звучит как ретроспектива давно ушедшей, но милой, привлекательной, вызывающей ностальгические чувства, жизни.

На следующем уроке мы продолжим знакомство с музыкальными иллюстрациями из цикла композитора Г.В.Свиридова по повести А.С.Пушкина «Метель».

5. Домашнее задание.

Предлагаю вам следующее творческое задание на дом:

— выполните иллюстрацию к одному из номеров сюиты

Сегодня вы были активны и заинтересованы, спасибо вам за проявленный интерес!

Источник



Открытый урок для 6 класса «Метель. Музыкальные иллюстрации»
план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

Урок разработан по программе «Музыка» Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской для 6 класса. Раздел 3 четверти «Симфоническая музыка».

Скачать:

Вложение Размер
urok_v_6_kl.doc 57 КБ

Предварительный просмотр:

г. Санкт-Петербурга Выборгского района

Методическая разработка открытого урока

Автор урока по предмету «Музыка» — Бабушкина Валерия Николаевна

Программа «Музыка» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной.

Раздел 3 триместра: «Симфоническая музыка»

Урок по теме: «Метель. Музыкальные иллюстрации»

для учащихся 6 Г класса.

Цель урока — познакомить с выразительными возможностями симфонической музыки в раскрытии образов литературного сочинения на примере музыкальных иллюстраций «Метель» Г.Свиридова.

— расширить представление о средствах музыкальной выразительности;

— сформировать представление о лирических и драматических образах в музыке;

— сформировать понятия: жанр – музыкальные иллюстрации, симфоническая музыка — выразительная и изобразительная.

— развить умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

— развивать творческое воображение;

— развить музыкальное мышление;

— воспитывать такие качества личности, как нравственно-духовные ценности;

— пробудить интерес к отечественной музыкальной культуре, к симфонической музыке.

Тип урока – знакомство с новым музыкальным материалом

Методы – восприятие музыки, наглядности, сравнения, эмоциональной драматургии, репродуктивный.

Организация начала урока

Подготовка к основному этапу урока

Основная часть урока

Закрепление знаний, подведение итогов занятия

Информация о домашнем задании

Для проведения урока понадобятся:

— учебник «Музыка» 6 класс авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской

— аудио-запись симфонической музыки Г.Свиридова «Метель»

— наглядное пособие «цветок»

Ι ЭТАП – ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела «Симфоническая музыка». Давайте вспомним, из каких групп музыкальных инструментов состоит симфонический оркестр.

Ответы детей. Симфонический оркестр состоит из 4 групп инструментов: Струнно-смычковая, духовая медная, духовая деревянная, ударная.

Учитель. Послушаем в исполнении симфонического оркестра музыкальную зарисовку «Весна.Осень». Для того, чтобы ответить на вопросы, я делю класс на группу девочек и группу мальчиков. От каждой группы выбираем дирижера. Ваша задача перевоплотиться в музыкантов, услышать и изобразить, какие звучат инструменты в записи. Девочки изображают звучание картины «Весна», а мальчики «Осень». Дирижёры управляют своей группой, постараться, чтобы движения ваших рук передавали характер звучащей музыкальной зарисовки.

Звучит музыкальная иллюстрация «Весна.Осень» — 2 мин.

ΙΙ ЭТАП – ПОДГОТОВКА К ОСНОВНОМУ ЭТАПУ УРОКА

Учитель. Вопросы : 1) Назовите инструменты, которые композитор выбрал для создания образа природы, а какие инструменты являются солирующими.

Учитель исполняет на фортепиано две главные темы: «Весны» и «Осени», и предлагает ответить на следующий вопрос:

2) В чем сходство и в чем отличие этих двух музыкальных тем.

Учитель. Опишите, какие чувства, какое настроение вы слышите в этой музыке.

Ответы детей: муз. иллюстрация «Весна» — светлая, одухотворенная, а «Осень» — задумчивая, печальная.

Используя пособие «Цветок», на каждом лепестке которого подписаны средства музыкальной выразительности, собираем музыкальный образ.

У нас получился лирический образ.

ΙΙΙ ЭТАП – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УРОКА

Учитель. Прозвучавшую красивую музыку написал русский композитор Георгий Васильевич Свиридов. Композитор XX века, он учился в Ленинградской консерватории и некоторое время работал в Ленинграде. Его именем названа школа искусств г.Санкт-Петербурга.

На уроке литературы вы знакомились с повестью А.С.Пушкина «Метель», а к сегодняшнему уроку музыки вам было задано домашнее задание — посмотреть х/ф «Метель» реж.В.Басова. Кто написал музыку к этому фильму?

Ответы детей. Г.Свиридов.

Учитель. Какую роль играет музыка, сопровождающая художественный фильм?

Ответы детей. Музыка к фильму помогает нам лучше понять образ героя, его чувства, переживания.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым жанром в музыке – музыкальные иллюстрации. Этот жанр создал Г.Свиридов. Через несколько лет после написания музыки к фильму, композитор решил дать своему сочинению новую жизнь.

Запишите в тетрадях тему урока: «Метель». Музыкальные иллюстрации.

Цель урока : познакомиться с многообразием возможностей симфонической музыки в раскрытии образов литературного сочинения.

На доске выписаны 7 музыкальных иллюстраций, объединенных общим названием «Метель».

С первой иллюстрацией мы с вами познакомились вначале урока. Пастораль слушали на прошлом уроке. Эти пьесы посвящены лирическим

Исполнение учащимися песни лирического, мечтательного характера- «Звездная река» композитора В. Семенова с использованием шумовых муз.инструментов (маракасы и треугольник).

Учитель. Прежде чем перейти к знакомству со следующей иллюстрацией, назовите главных героев повести.

Ответы детей. Марья Гавриловна, молодой гусар и Владимир Бурмин.

Учитель. Какие события сопровождает метель в повести?

Читаем отрывок из повести А.С.Пушкина описание начавшейся метели на стр.121 учебника.

Учитель. А теперь перевоплотимся в художников. Пока будет звучать музыка, возьмите карандаши и в своих тетрадях нарисуйте своё впечатление от пьесы под названием «Тройка». Подумайте, сколько в ней частей, чем они отличаются.

Звучит 3-я музыкальная иллюстрация «Тройка»- 3 мин.

Учитель выбирает интересные рисунки и по желанию детей показывает их классу, а автор рисунка объясняет, что он «увидел» в звучащей музыке.

Учитель. Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы — от спокойной неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй? Работаем с лепестками, «собираем» образ.

Ответы детей. Вначале звучит вступление, которое предвещает драматические события. Затем хорошо слышно две части.

Учитель играет на фортепиано темы из каждой части.

Дети анализируют мелодию, тембр (ударные инструменты (бубен, тарелки), медные дух.инструменты), динамику, темп, ритм (безостановочное движение)

Учитель. Какие чувства, переживания главных героев вы слышите в этой пьесе?

Ответы детей. Волнение, тревогу, страх, беспокойство.

У нас получился драматический образ.

Учитель. Георгий Васильевич Свиридов отразил в своем сочинении эпоху пушкинского времени.

О чем нам может рассказать вальс?

Дети. Вальс звучал на балах. Это атмосфера праздника, приподнятого настроения, увлечения молодых людей того времени, происходят знакомства, общение.

Учитель. О чем нам может рассказать пьеса под названием «Марш»?

Дети. Марш звучит в честь возвращения участников войны с победой над французской армией. Исторические события, которые описаны в повести – это Отечественная война 1812г. Герои повести являются участниками войны.

Слушаем пьесу, которую выберут дети: Вальс или марш.

Под музыку Марша можно подвигаться и пошагать на месте маршем, а если дети выберут Вальс — продирижировать.

Учитель. Романс – это лирическая песня, которую любили исполнять во времена А.С.Пушкина.

К какому образу относится сцена «Венчание»?

Дети. Драматический образ.

ΙV ЭТАП – ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ

Перевоплотиться в композиторов и описать словами, какая музыка будет сопровождать сцену «Венчание». Для этого подумайте, какие бы вы выбрали муз инструменты, какие использовали средства муз.выразительности (темп музыки, динамику и т.д.) для создания драматического образа. Какое настроение будет преобладать в вашем сочинении.

V ЭТАП – ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

С каким новым жанром вы сегодня познакомились? Назовите имя композитора, который создал этот жанр в музыке?

Перечислите средства муз.выразительности. Назовите два музыкальных образа, которые у нас получились от прослушанной музыки?

Согласны ли вы с утверждением, что симфоническая музыка выразительна и изобразительна?

ВЫВОД: Мы узнали, насколько многообразны возможности симфонической музыки. Это дает композитору воплотить через музыку образы литературных героев.

Выставление отметок учащимся за урок

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Показан обобщённый урок по теме «Музыкальный театр» в виде похода в театр. Беседа по закреплению материала и постановка мини-спектакля «Волк и семеро козлят».

Музыкальный взгляд нашего современника на события, описываемые А.С. Пушкиным в повести «Метель».

Интегрированный урок литературы-музыкина высокохудожественных примерах повести А.С.Пушкина «Метель» и музыкальных иллюстраций Г.В.Свиридова формировать возвышенное чувство прекрасного, сердечности, за.

Сценарий и презентация открытого урока на тему » Музыкальная гостиная по творчеству И.С.Баха».

В данном материеле представлен краткий обзор творческого наследия великого немецкого композитора Л.Бетховена и его вкладе в мировую музыкальную культуру. .

Открытый урок по фортепиано.

План открытого урока по теме: « Музыкальные жанры в русской музыке: детские потешки, протяжные песни».Предназначен для младшего школьного возраста.

Источник

Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы метель

Решим! Музыкальные иллюстрации Георгия Васильевича СВИРИДОВА (1915 -1998) к повести А. Пушкина

«Метель» широко известны слушателям не только в России, но и во всем мире. Эта музыка

пронизана интонациями русской песенности, танцевальности и маршевости.
Показать полностью.

Она не только воссоздает колорит пушкинской эпохи, но и раскрывает мир чувств и переживаний

героев небольшого литературного произведения.

События в повести Пушкина происходят в начале XIX в., в 1811 — 1812 годы, в период войны

русского народа с армией Наполеона.

Музыка семи пьес для симфонического оркестра впитала в себя разнообразные интонации и ритмы пушкинского времени и выразила их в зарисовках природы («Тройка», «Весна и осень», «Пастораль»), бытовых танцах («Вальс»), романсах («Романс»), маршах («Военный марш»), сценах из жизни действующих лиц повести («Венчание»).

Отказавшись от простого музыкального сопровождения событий повести, композитор превратил каждую пьесу в самосто­ятельное сочинение.

Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре — на эту музыку был поставлен балет.

Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса «Тройка» . Прежде чем послушать эту музыку, прочитай два эпизода из повести.

. Едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла в мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилось с землей. Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу, лошадь ступала наудачу и поминутно то въезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось.

Приехав однажды на станцию поздно вечером, я велел поскорее закладывать лошадей, как вдруг поднялась ужасная метель, и смотритель и ямщики советовали мне переждать. Я их послушался, но непонятное беспокойство овладело мною; казалось, кто-то меня так и толкал. Между тем метель не унималась; я не вытерпел, приказал опять закладывать и поехал в самую бурю. Ямщику вздумалось ехать рекою. Берега были занесены. Буря не утихала.

Послушай пьесу «Тройка». Как ты думаешь, чем вступление по своему характеру отличается от первой темы пьесы? Что хотел передать композитор в этой музыке?

• Какими приемами развития Г. Свиридов достигает драматизма звучания пьесы?

• Какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы — от спокойной, неторопливой первой темы до драматически насыщенного звучания второй?

• В какой форме написана эта пьеса?

• Какое известное тебе стихотворение А. Пушкина может послужить литературным аналогом этой

В повести А. Пушкина читатели смогут найти лишь не сколько фрагментов, в которых писатель рисует природу во время метели. Образы полей, реки, дороги, рощи, poдных русских пейзажей, занесенных снегом, усиливают эмоциональное состояние героев — безысходность и тоску Владимира, тревожное ожидание Марьи Гавриловны, безрассудство Бурмина.

Г. Свиридов вводит в свои музыкальные иллюстрации повести одухотворенные зарисовки природы: «Весна и осень», «Пастораль», которые не только вносят в развитиeдействия лирический оттенок, покой, но и усиливают драматизм чувств и переживаний действующих лиц.

• Сравни мелодии «Весны и осени». Что в них общего? Что их отличает друг от друга?

• Послушай эти лирические пейзажные зарисовки в звучании оркестра. Какие чувства вызывает у тебя эта музыка? Сравни музыкальный язык двух пьес: сходен он или контрастен?

• Как тембры инструментов оркестра, ладовая окраска подчеркивают весенний и осенний колорит музыки?

• Какие выразительные и изобразительные элементы использованы композитором в этих зарисовках?

• Сравни музыкальный язык пьес с живописным языком картин.

В повести «Метель» можно найти еще одно короткое упоминание о природе, на фоне которой происходит объяснение между Марьей Гавриловной и Бурминым: «Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящую героиню романа».

Пастораль(pastoralis) в переводе с латинского означает пастушеский. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

Г. Свиридов расширил значение этого жанра в своих музыкальных иллюстрациях, наполнив пьесу, названную «Пастораль», трепетным человеческим чувством.

• Послушай пьесу «Пастораль» в исполнении симфонического оркестра. Какое эмоциональное состояние передает эта музыка? Какому герою повести А. Пушкина «Метель» созвучна эта пьеса?

• Тембры каких инструментов помогают композитору создать лирический образ пьесы? Какой принцип развития образа использует Г. Свиридов в «Пасторали»?

Одну из пьес музыкальных иллюстраций Г. Свиридов назвал «Романс». Внимательные читатели пушкинской «Метели» вряд ли вспомнят ситуацию, в которой кто-либо из главных героев пел романс. Чутко следуя вкусам того времени, стремясь приблизиться к чувствам современников поэта, композитор вводит в свой цикл романс без слов.

В «Романсе» точно воспроизведены интонации, ритмы, сопровождение любимого жанра городского музицирования той поры. Композитор не только использует характерные особенности музыкального языка романсов XIXв., но и, уловив их привлекательность для слушателей, насыщает музыку глубокими чувствами, что помогает лучше понять характеры главных героев повести.

· Послушай «Романс» Г. Свиридова. По интонациям диалога, беседы, разговора определи, музыкальные портреты каких героев рисует эта пьеса.

• «Романс» в музыкальных иллюстрациях — это воспоминание о безвременно ушедшем из жизни Владимире, мечты о несостоявшемся счастье или.

• В какой форме написан «Романс»? Почему в кульминации пьесы проведение главной темы композитор поручает трубе?

• Вспомни известные тебе старинные романсы и романсы русских композиторов. Какой из них созвучен по настроению образному строю «Романса» Г. Свиридова?

«Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Музыка играла завоеванные песни: . тирольские вальсы и арии. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество.»

Так описана в повести «Метель» победа над Наполеоном.

В другом сочинении А. Пушкина — в романе «Евгений Онегин» звучат такие слова:

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

В двух пьесах музыкальных иллюстраций Г. Свиридова — «Военный марш» и «Вальс» — ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России. Эта музыка косвенно связана с характеристиками главных героев повести: и Владимир, и Бурмин были участниками Отечественной войны 1812 г.

Источник

Adblock
detector