Меню

Какие правовые средства прокурорского надзора

Формы (правовые средства) и акты прокурорского надзора

Средства прокурорского надзора – действия и правовые акты прокурора, вытекающие из его полномочий, с помощью которых он решает поставленные перед ним задачи по выявлению, устранению, предупреждению нарушения законов, привлечению виновных лиц к ответственности.

Полномочия прокурора – это определенная законом и иными нормативными правовыми актами совокупность прав и обязанностей прокурора по выполнению возложенных на прокуратуру задач и функций. Наделение прокурора каким-либо правом одновременно обязывает его действовать таким образом, то есть право прокурора одновременно является его обязанностью.

Большинство полномочий прокурора являются общими для всех отраслей прокурорского надзора. Например, такие правовые средства, как протест, представление, истребование приказов, распоряжений, получение соответствующих объяснений от должностных лиц.

Наряду с общими полномочиями прокуроры наделяются и особыми(присущи при осуществлении надзора в той или иной отрасли). Всей полнотой полномочий обладает Генеральный прокурор. Он наделяется и исключительными полномочиями (совокупность установленных законами прав и обязанностей Генерального прокурора по выполнению возложенных на прокуратуру функций, а также по руководству системой прокуратуры, которые могут быть осуществлены только данным должностным лицом или лицом, исполняющим его обязанности). К исключительным полномочиям Генерального прокурора можно отнести: право участвовать в заседании Пленума и Президиума Верховного Суда, Пленума и Президиума Высшего Хозяйственного Суда; право внесения представление в Пленум Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда о необходимости дачи разъяснения; право издавать нормативные правовые акты в форме приказа; право возбуждать уголовное дело в отношении депутата, судьи и др.

Правовые средства реализуются с помощью методов прокурорского надзора. Многие ученые вместо понятия правовых средств используют понятие методов надзора.

Акт прокурорского надзора – это предусмотренное законом правовое средство реализации полномочий прокуратуры, используемых прокурором в соответствии со своей предметной и иерархической компетенцией в целях установления нарушений или несоблюдения Конституции, законов, декретов и указов Президента, прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, проверки этих нарушений и принятия мер к восстановлению нарушенной законности.

К актам прокурорского надзора в соответствии с Законом «О прокуратуре» относятся протест, представление, постановление, предписание, официальное предупреждение. Однако к таким актам можно также отнести заявление прокурора в суд о признании акта недействительным, указание прокурора о производстве какого-либо следственного или иного процессуального действия, протокол об административном правонарушении, заключение.

Протест– акт прокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель на противоречащие законодательству правовые акты и решения (действия) республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей. Практика исходит из того, что прокурор вправе опротестовывать и устные распоряжения, и бездействия (однако случаи такие очень редки).

Протест регулируется ст. 39 Закона «О прокуратуре», а также процессуальным законодательством. Протест не используется при осуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания.

Важная особенность опротестования актов управления в порядке прокурорского надзора состоит, в том, что прокуроры не связаны какими-либо сроками по отношению ко времени принятия актов управления (подобно срокам принесения кассационных, надзорных протестов на приговоры и решения судов, апелляционных протестов на решения хозяйственных судов, установленным процессуальным законодательством). На практике протест в порядке надзора за исполнением законодательства приносится, когда это важно для практического применения и не истекло слишком много времени. Существуют протесты, принесение которых всегда остается актуальным, то есть они не теряют своего предупредительного воздействия (незаконное изъятие имущества, незаконное назначение пенсии, стипендии и других периодических платежей).

По общему правилу протесты могут вносить прокуроры или их заместители. Однако процессуальным законодательством предусматриваются исключения: 1) когда помощники прокурора могут приносить протесты (в случае, если помощники поддерживали государственное обвинение в суде или принимали участие в суде первой инстанции по гражданским делам, эти лица вправе принести кассационный протест); 2) надзорные протесты вправе приносить только прокуроры вышестоящих прокуратур.

Опротестование незаконного акта, за исключением судебного, влечет обязанность рассмотреть поднятые в протесте вопросы не позднее 10 дней и сообщить прокурору о принятом решении.

Принесение протеста приостанавливает действие этого акта до вынесения соответствующего решения по протесту (особенностью обладают протесты в порядке надзора на судебные акты).

Форма протеста – письменная. В нем содержатся требования об отмене незаконного акта или о приведении его в соответствие или прекращении противоправного действия. Обязательными реквизитами протеста являются: точное название органа, в который приносится протест, наименование акта, который по мнению прокурора, находится в противоречии с законом (если отдельные части – то указываются части), конкретное перечисление, со ссылкой на соответствующие положения закона, оснований, которые свидетельствуют о противоречии опротестовываемого акта закону, четкое изложение требований прокурора с указанием правовых норм, регламентирующих процедуру принесения и рассмотрения протеста.

В отличие от порядка опротестования приговоров, решений и определений судов, предусмотренного нормами процессуального права, прокуроры при опротестовании актов управления в порядке надзора за исполнением законодательства вправе обратиться либо в орган, издавший акт (совершивший противоправное действие), либо в суд. Протест подлежит обязательному рассмотрению соответствующим государственным органом, иной организацией, должностным лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а местными представительными органами – на ближайшей сессии. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору или его заместителю в письменной форме.

Представление – акт прокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушений законодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям. Представление главным образом направлено на устранение причин и условий, способствовавших нарушению закона, то есть, направлено на предупреждение нарушения закона. На практике, однако, представление вносится и по факту единичного нарушения (например, когда пропущены сроки).

Читайте также:  Сертификат соответствия средств индивидуальной защиты одежда

Представление вносится в орган, должностному лицу, в компетенцию которого входит устранение нарушений (то есть либо в тот же, либо в вышестоящий). Представление подлежит безотлагательному рассмотрению и принятию решения в месячный срок, о чем сообщается прокурору.

Форма представления – письменная. В нем указывается: точное наименование органа или должностного лица, которому вносится представление, вид нарушения, по поводу которого применяется данная форма прокурорского реагирования, краткое изложение установленных прокурором фактов нарушений и способствующих им обстоятельств, конкретные предложения к устранению выявленных нарушений.

Постановление – акт прокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушения законодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя о возбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальной ответственности и в иных случаях выражения требования, вытекающего из полномочий прокурора.

Санкция прокурора – письменное решение прокурора или его заместителя о проведении процессуальных и иных действий или оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничением прав и свобод личности, в случаях, предусмотренных законом. Санкция либо отказ в ее даче оформляются прокурором в виде резолюции на постановлении о проведении действий (мероприятий).

Как правило, санкция на проведение какого-либо действия дается прокурором, который осуществляет надзор за расследованием данного дела. Однако в случаях, не терпящих отлагательства, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры и их заместители, прокуроры районов и городов, межрайонные и приравненные к ним прокуроры и их заместители дают санкцию на проведение процессуальных действий или оперативно-розыскных мероприятий по месту их проведения. Прокурор, давший такую санкцию, уведомляет об этом прокурора, осуществляющего надзор за исполнением законодательства при расследовании преступлений и осуществлении оперативно-розыскной деятельности.

Санкция применяется в 4 отраслях прокурорского надзора, больший объем при осуществлении надзора за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания. Не используется при надзоре за законностью судебных решений. В надзоре за исполнением законодательства: граждане, проживающие в домах, грозящих обвалов, выселяются в административном порядке по постановлению прокурора. Кроме того, санкция прокурора требуется и в ряде случаев при производстве по делам об административных правонарушениях в соответствии с процессуальным законодательством.

При осуществлении надзора за законностью в исправительных учреждениях прокурор санкционирует реализацию ценных вещей и предметов, изъятых у осужденных к лишению свободы; зачисление на счет исправительного учреждения обнаруженных у осужденных денег, иностранной валюты; краткосрочный выезд за пределы колонии; оставление осужденного в возрасте 21 года в воспитательной колонии.

Предписание – акт прокурорского надзора об устранении нарушений законодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушения законодательства, которое носит явный характер и может причинить существенный вред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, если оно не будет немедленно устранено.

Обычно, вынесению предписания предшествует проведение проверок. Основанием для вынесения предписания является достоверно установленное нарушение закона, которые носит очевидный характер создает реальную угрозу причинения существенного вреда государственным, общественным интересам, правам и законным интересам граждан, если не будет пресечено.

Существенный вред – уничтожение, повреждение или утрата государственного или частного имущества, прекращение производственной, хозяйственной деятельности предприятия, организации, создание серьезных препятствий для ее продолжения, крушение, аварии, несчастные случаи в производстве и в быту, существенные нарушения гарантированных Конституцией жилищных, трудовых и иных прав граждан, загрязнение окружающей среды.

Предписание направляется государственному органу, иной организации, должностному лицу или индивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение законодательства, либо вышестоящему государственному органу, иной организации (вышестоящему должностному лицу), правомочным устранить такое нарушение.

Вынесение предписания не освобождает лицо от уголовной, административной, дисциплинарной ответственности, от обязанности возместить материальный ущерб. В предписании кратко излагаются обстоятельства, указывается нарушенная норма закона, последствия нарушения, необходимые меры для устранения нарушений законности.

Предписание подлежит немедленному исполнению, однако, прокурор может установить срок, в течение которого нарушение должно быть устранено.

Официальное предупреждение – акт прокурорского надзора о недопустимости повторного совершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих за собой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки к совершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу, иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений.

Предупреждение должно применяться: когда закон еще не нарушен, но есть реальная возможность его нарушения; на стадии обнаружения умысла к совершению правонарушения; когда закон уже нарушен, но нет преступления, то есть здесь оно используется для усиления предупредительного воздействия.

Предупреждаться могут только физические лица (должностные лица и граждане); юридические лица не могут предупреждаться.

Официальное предупреждение, выносимое прокурором или его заместителем, направляется должностному лицу, иному гражданину, в отношении которых оно вынесено, либо объявляется им лично под расписку.

Официальное предупреждение выносится в письменной форме. Оно должно содержать обязательные реквизиты: должность, классный чин, ФИО прокурора, место жительства лица, в отношении которого выносится предупреждение, сущность нарушения, последствия и ответственность за несоблюдение, порядок обжалования.

Источник



Конспекты юриста

Классификация правовых средств прокурорского надзора

1. По цели правового средства:

  • — Правовые средства, направленные на выявление нарушений закона (проведение прокурорской проверки)
  • — Правовые средства, направленные на устранение и предупреждение нарушений закона (опротестование, направление материалов в дознание)
  • — Правовые средства, направленные исключительно на предупреждение нарушений закона (профилактические средства – дача согласия на проведение каких – либо действий, вынесение предостережения)

2. По форме реализации правового средства:

  • — Реализуемые путем совершения действий и не требующие вынесения акта прокурорского надзора;
  • — Реализуемые с обязательным вынесением акта прокурорского надзора.

3. По характеру воздействия на регулируемые прокурором общественные отношения:

  • — Обязывающие правовые средства (подавляющее большинство средств)
  • — Распорядительные правовые средства (обязательное выполнение требований прокурора – письменное указание дознавателю)
  • — Приостанавливающие правовые средства (реализация таких правовых средств влечет приостановление деятельности поднадзорного субъекта – опротестование актов администраций ИУ)
Читайте также:  Мнемотехника как средство развития памяти дошкольника

4. По сфере применения правового средства:

  • — Общие (универсальные) правовые средства – те, которые могут использоваться во всех или большинстве отраслей прокурорского надзора (внесение представления о нарушении закона, опротестование)
  • — Специальные правовые средства – те, которые используются только для отдельных отраслей прокурорского надзора (утверждение обвинительного заключения следователя)

Источник

Правовые средства прокурорского надзора и их классификация

Правовые средства прокурорского над­зора — это закрепленные в законодательстве правовые акты и действия прокурора, с помощью которых реали­зуются его полномочия.

Правовые средства определяют, что вправе и обязаны делать прокуроры при осуществлении надзора за соблю­дением законности. Правовые средства могут быть клас­сифицированы по различным признакам. В частности, в литературе предложено классифицировать правовые сред­ства по цели, характеру и форме. По цели они делятся на средства, направленные на:

а) выявление нарушений законов, иных нпа, причин, их порождающих, и усло­вий, им способствующих;(истребование документов от руководителей, статистических сведений, проведение ревизии, требование письменных объяснений, вызов лиц и т.д)

б) устранение нарушений законов, иных нормативных правовых актов и обстоятельств, им способствующих;(принесение протеста, отмена незаконных и необоснованных постанов­лений и т.д.)

в) привлечение к ответственности нарушителей зако­нов, иных нормативных правовых актов;( возбуждение уголовного дела, дисциплинарного производства или привлечение лица к материальной от­ветственности)

г) обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного правонарушением;( принятие мер обеспечения предъявленного или воз­можного в будущем гражданского иска в уголовном деле, предъявление исков в порядке гражданского судо­производства)

д) предупреждение нарушений законов, иных нор­мативных правовых актов(официальное предупреждение о недопустимости нарушения закона, дача согласия на совершение определенных действий, заключения по поводу заявленных ходатайств в судебном заседании).

По характеруправовые средства прокурорского над­зора делятся на:

Ø обязывающие:применя­ются во всех отраслях ПН(требование о проведении проверок и ревизий, выделении специалистов; обязательность рассмотрения протеста и представ­ления прокурора в установленные законом сроки😉

Ø приостанавливающие(приостановление решений, приговоров, опреде­лений и постановлений судов в порядке надзора);

Ø распорядительные(письменные указания органам дознания, лицам, произ­водящим дознание, о производстве следственных, иных процессуальных действий, изъятие от органов дознания и передача следовате­лю любого дела)

По форме правовые средства прокурорского надзора делятся на предусмотренные законодательством:

Все действия прокурора в уголовном процессе, граж­данском и хозяйственном судопроизводстве облекаются в процессуальную форму (поддержание государственно­го обвинения, предъявление и поддержание иска, за­явления, заключения и т. д.). При осуществлении надзора за исполнением законодательства и надзора за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера прокурором используются как не требующие письменного оформления действия, так и правовые акты (документы).

7.Понятие, система и классификация принципов деятельности прокуратуры.

Принципы организации и деятельности прокуратуры — это закрепленные в законе общие, руководящие положения, которые определяют государственное назначение прокуратуры, ее организацию и деятельность по надзору за исполнением законодательства, обеспечением закон­ности в государстве.

Соблюдение принципов позволяет прокуратуре успеш­но выполнять стоящие перед ней задачи по осуществлению надзора за точным и единообразным исполнением зако­нов, иных нормативных правовых актов в государстве.

Принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в Конституции и Законе «О прокуратуре РБ»

Совокупность принципов организации и деятельности прокуратуры составляет ее систему. В ст. 5 Закона «О проку­ратуре Республики Беларусь» закреплены:

2) равенства всех граждан перед законом;

3) независимости прокурора;

4) подчиненности нижестоящих прокуроров выше­стоящим прокурорам;

6) обязательности исполнения требований прокурора.

Принцип равенства всех граждан перед законом.
Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции. РБ, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, также от иных обстоятельств.
Принцип законности. Осуществление прокурорами полномочий в соответствии с Конституцией РБ.
В своей деятельности прокурор руководствуется Конституцией, соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него Законом «О прок-ре» и иными законодательными актами. Прокурор принимает предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.
Принцип независимости в деятельности прокуратуры.
Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений преследующих политические цели.
Принцип обязательности исполнения требований прокурора.
Требования прокурора подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе ИП. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно.
Должностные лица и иные граждане, в том числе ИП, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе ИП, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.
Гласность в деятельности органов прокуратуры.
Прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям зак-ва о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также зак-ва о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, ИП, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Читайте также:  Мед как средство для легких

8.Общая характеристика принципов деятельности прокуратуры.

Принципы ПН — общие руководящие положения, определяющие существенные стороны организации и осуществления прокурорского надзора. Принципы организации и деятельности прокуратуры — это основополагающие положения, определяющие наиболее существенные признаки деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования.
Деятельность прокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан перед законом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требований прокурора.
Принцип равенства всех граждан перед законом.

Прокурор осуществляет надзор за соблюдением гарантированных государством прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции. РБ, законодательных актах и предусмотренных международными обязательствами, независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения гражданства, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и другим общественным объединениям, также от иных обстоятельств.
Принцип законности. Осуществление прокурорами полномочий в соответствии с Конституцией РБ.
В своей деятельности прокурор руководствуется Конституцией, соответствующими ей актами законодательства и в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет функции, возложенные на него Законом «О прок-ре» и иными законодательными актами. Прокурор принимает предусмотренные настоящим Законом и иными законодательными актами меры по пресечению нарушений законодательства, от кого бы эти нарушения ни исходили, привлечению к ответственности лиц, их совершивших, восстановлению нарушенных прав и законных интересов граждан и организаций.
Принцип независимости в деятельности прокуратуры.
Прокурор при осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в его деятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательными актами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числе Генеральному прокурору. Прокурорские работники не могут быть членами политических партий и иных общественных объединений преследующих политические цели.
Принцип обязательности исполнения требований прокурора.
Требования прокурора подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе ИП. При этом информация, истребуемая прокурором, предоставляется безвозмездно.
Должностные лица и иные граждане, в том числе ИП, обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения об обстоятельствах, связанных с проверкой соблюдения законодательства. В случае уклонения от явки должностное лицо и иной гражданин, в том числе ИП, по постановлению прокурора доставляются органами внутренних дел в принудительном порядке.
Гласность в деятельности органов прокуратуры.
Прокурорский работник действует гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям зак-ва о защите прав и законных интересов граждан и организаций, а также зак-ва о защите государственных секретов и иной охраняемой законом тайны.
Не допускаются разглашение прокурорским работником сведений, относящихся к личной жизни гражданина, унижающих его честь и достоинство или способных причинить вред его правам, законным интересам или деловой репутации, а равно разглашение сведений, относящихся к деятельности организации, ИП, могущих причинить вред их правам, законным интересам или деловой репутации, если иное не предусмотрено законодательными актами.

9.Задачи и направления деятельности прокуратуры и их классификация.

В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре задачами прокуратуры являются: обеспечение верховенства права, законности и правопорядка; защита прав и законных интересов граждан организаций, а также общественных и государственных интересов

Направления деятельности прокуратуры — это виды деятельности Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров, при осуществлении которых достигаются цели, поставленные законом перед прокуратурой, и выполняются возложенные на нее задачи. В целях выполнения этих задач прокуратура осуществляет надзор:
— за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органам государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров РБ, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе ИП;
— исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
— исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
— соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
— соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера.
Прокуратура Республики Беларусь в соответствии с возложенными на нее задачами действует по следующим основным направлениям:
— надзор за исполнением законодательства;
— надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
— надзор за исполнением закона в ходе досудебного производства, при производстве предварительного следствия и дознания;
— надзор за соответствием закону судебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при их исполнении;
— надзор за соблюдением законодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности, а также мер принудительного характера;
— борьба с нарушениями законов, определяющих права, свободы и охраняемые законом интересы личности;
— координация правоохранительной деятельности государственных органов по борьбе с преступностью, в том числе с коррупцией, а также деятельности по борьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью;
— разработка совместно с другими государственными органами мер по предупреждению преступлений и иных правонарушений.

10.Надзорные направления деятельности прокуратуры: понятие, предмет и пределы.

Надзорное направление—это деятельность прокуроров, направленная на обеспечение точного и единообразного исполнения поднадзорными объектами законов и их НПА.

Предмет рассматривается в 3-х аспектах:

1. надзор за точным и единообразным исполнением законов и НПА

2. надзор за законностью издаваемыми должностными лицами правовых актов

3. надзор за соответствием законодательных решений, действий государственных органов, должностных лиц

Источник