Меню

Как взыскать средства субсидии

Субсидия на поддержку предпринимательства: когда приходится возвращать

Статьи

Субсидия на поддержку предпринимательства: когда приходится возвращать

Государство оказывает финансовую поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в частности в виде субсидий. Получить средства предприниматели могут и от региональных властей через органы местного самоуправления. Получить субсидию можно не только на запланированное дело. Деньги выдают и в качестве компенсации расходов, понесенных в рамках предпринимательской деятельности. Для этого необходимо подготовить пакет документов:

  • Заявку на получение субсидии;
  • Документ, подтверждающий право собственности на землю, здание, сооружение или договор аренды объекта недвижимости, необходимого для ведения деятельности;
  • Платежные документы, доказывающие расходы предпринимателя;
  • Бизнес-план, соответствующий основным видам деятельности предприятия или ИП.

Контролирует порядок выдачи денег и соблюдение условий расходования министерство экономического развития региона.

Несмотря на прозрачные правила и контроль исполнительными органами власти, в регионах встречаются случаи злоупотребления администрациями муниципалитетов при выдаче субсидий. Причины такого явления две: желание получить деньги лжепредпринимателями обманным путем или нежелание следовать установленным порядкам. Нарушение правил выдачи денежных средств влечет неприятные последствия как для местного органа власти, так и для получателя поддержки. В случае выявления нарушений, деньги предпринимателю придется возвращать в бюджет региона, если даже они потрачены на нужды предпринимательства. Таковы условия субсидирования.

Третий арбитражный апелляционный суд рассмотрел жалобу администрации Ширинского района Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия. Согласно судебного акту, Минэкономразвития региона потребовало взыскать с районной администрации 1,5 млн. руб. Сумма была выдана в качестве субсидий местным предпринимателям на развитие дела. Однако со временем выявились нарушения условий их предоставления. Арбитражный суд вынес решение в пользу министерства. Местный орган власти такой вывод суда не устроил, и он обратился в Третий арбитражный апелляционный суд для отмены решения.

Доводы администрации

1,5 млн. руб. – довольно значимая для муниципального образования сумма. Администрация Ширинского района решила отстоять денежные средства, сославшись на следующие обстоятельства:

  • Минэкономразвития не полномочно подавать иски о взыскании в пользу регионального бюджета;
  • Сроки для направления иска истекли;
  • Порядок выдачи субсидий не нарушался.

Таким образом, главный аргумент местного органа власти – защита интересов в пользу республиканского бюджета не входит в компетенцию министерства.

О субсидировании

В Российской Федерации действует программа господдержки индивидуальных предпринимателей, крестьянско-фермерских хозяйств, малых и средних предприятий. В рамках программы бизнесмены могут получить денежные средства. Правила выдачи субсидий в субъектах устанавливают региональные власти РФ.

В 2015 г. Минэкономразвития Хакасии заключило с Ширинской администрацией договор о выделении денег в бюджет района для дальнейшей поддержки предпринимателей. Деньги были перечислены в рамках госпрограммы по экономическому развитию региона.

Чтобы проверить порядок выдачи и условия использования субсидий, в 2018 г. министерство провело документарную проверку муниципального образования. Мероприятие выявило нарушение правил субсидирования на сумму 1,5 млн. руб. Затем в адрес администрации последовало требование о возврате указанных средств. Так как муниципальное образование не вернуло деньги, Минэкономразвития было вынуждено обратиться в арбитражный суд.

По мнению администрации района, Минэкономразвития не полномочно обращаться с иском о взыскании денег в региональный бюджет. Однако данное убеждение основано на неправильном толковании положений законодательства. Как следует из п.п. 10 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, тот, кто распоряжается средствами из бюджета, должен обеспечить соблюдение получателями субсидий правил их выдачи.

Согласно Положению, Минэкономразвития Хакасии осуществляет полномочия в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Ведомство распоряжается средствами регионального бюджета, которые выделены на реализацию возложенных полномочий. В 2013 г. в Хакасии заработала программа по экономическому развитию региона. Для ее реализации разработан порядок субсидирования малого и среднего предпринимательства. Согласно правил, соблюдение муниципальными образованиями порядка получения и расходования денежных средств контролирует Минэкономразвития. Ведомство вправе потребовать вернуть выделенные средства, если выявит нарушение местными органами власти условий субсидирования, нецелевого применения бюджетных денег. Если обнаружится растрата средств не по целевому назначению, то потраченная сумма взыскивается в пользу бюджета региона.

Согласно договору с министерством, администрация Ширинского района взяла на себя контроль за расходованием денег. При этом министерство сохранило за собой право контролировать исполнение местным органом власти условий договора.

Когда субсидию нужно возвращать

В договоре между сторонами прописано, что субсидию необходимо возвратить в двух случаях:

  • Если администрация нарушит установленный порядок выдачи денег;
  • Обнаружено нецелевое расходование субсидий их получателями.

Последствия при таком раскладе следующие. Министерство либо требует возврата всей суммы или части средств либо и уменьшает субсидию на сумму, потраченную с нарушениями. Таким образом, суды первой и второй инстанции установили правомочность министерства направлять иски в пользу республиканского бюджета.

Сроки давности иска

Арбитражный и апелляционный суды установили, что Минэкономразвития не пропустило сроки обращения в суд. До проведения документарной проверки министерство не могло знать о нарушениях правил субсидирования. При этом администрация допустила следующие нарушения:

  • Выдала субсидию главе КФХ Ерилиной М.Ю. по заявке, в которой не было подтверждения ведения хозяйства в Ширинском районе;
  • Учтены расходы, не подлежащие компенсированию, т.к. не связаны с работой КФХ;
  • Выдала субсидию ООО «Мастер» по заявке, в которой отсутствовали сведения о земельном участке, зданиях, без которых нельзя вести хозяйственную деятельность;
  • Выдала субсидию, не проверив наличие у учредителя ООО сертификата подготовки по ведению предпринимательской деятельности;
  • Выдала субсидию по бизнес-плану «Домашняя птица», который не соответствует основному виду деятельности заявителя (разведение крупного рогатого скота).
Читайте также:  Массаж как оздоровительное средство

В суде первой инстанции администрация Ширинского района признала, что субсидии на 1,2 млн руб. выданы с нарушением порядка предоставления. Спорной остается субсидия на 300 тыс. руб., выданная ИП Игнатьевой.

Спорная субсидия

Субсидия для поддержки предпринимательства, выданная ИП Игнатьевой, по мнению Минэкономразвития, предоставлена также с нарушениями:

  • Без получения от ИП сведений из ЕГРН. Если у ИП нет земель и помещений в собственности, то должен быть договор аренды;
  • По договору аренды помещения площадью 25 кв.м без приложений к договору техплана и техпаспорта. Указанные документы упоминаются в договоре, но к нему не приложены;
  • С учетом расходов на покупку товаров у ИП Ласковенкова М.Ю. на 60 тыс. руб., при этом накладная на указанную сумму выдана ООО «Соло». Нельзя принимать противоречивые сведения в качестве основания для компенсации расходов предпринимателя.

Представленный договор аренды вызвал у судов обеих инстанций сомнения, т.к. в документе имеются ручные корректировки дат. При этом исправления не оговорены. Из договора непонятно, какая дата окончания срока действия договора. Таким образом, в заявке ИП отсутствует какая-либо информация о недвижимом имуществе, необходимом для ведения предпринимательской деятельности.

Единогласно – отказать

Суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что Минэкономразвития Хакасии в полной мере доказало нарушение порядка выдачи субсидий администрацией района. В представленных заявках глав КФХ, индивидуальных предпринимателей на субсидирование отсутствовали полные и достоверные данные. Местный орган власти должен был отказать в финансовой поддержке по данному основанию.

Так как в доводах Ширинской администрации отсутствуют факты для отмены решения суда первой инстанции, апелляционный суд признал их несостоятельными. Такие доводы не могут послужить основанием для отмены судебного акта: они не имеют юридической силы. Таким образом, жалоба администрации Ширинского района оставлена судом без удовлетворения.

Соблюдение порядка выдачи субсидий выгодно, в первую очередь, самим получателям. В дальнейшем не нужно сомневаться, что их придется возвращать через месяц, два или полгода. Более того, предпринимателям нужно уложиться в срок и доказать их целевое применение. В данном случае районная администрация подвела не только себя, но и предпринимателей, которые, вполне возможно, уже нашли применение деньгам, но будут обязаны их вернуть в пользу регионального бюджета. Из-за нарушения правил субсидирования, такие предприниматели могут лишиться права повторного получения господдержки на развитие собственного дела.

Источник



Взыскание субсидии на оплату коммунальных услуг

Здравствуйте. Порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам Российской Федерации предусмотрен ст.159 ЖК РФ и постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 24.12.2014) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг». Согласно ст.196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Следует отметить, что возможность восстановления пропущенного срока в соответствии со ст.200 ГК РФ у юридических лиц нет. Срок может быть восстановлен только физическим лицам. Данные НПА не имеют какого-либо специального увеличенного или уменьшенного срока. Таким образом, если орган социальной защиты населения докажет, что он узнал о нарушении своего права на прекращение выплаты субсидии недавно, то он может взыскать субсидию, но не далее трёх лет назад. К сожалению вы не указали семилетний период получения субсидии. Например, в ситуации, когда последний раз субсидия была получена три года назад, то взыскать её уже невозможно, т.к истёк срок давности. Оставьте, пожалуйста, отзыв. /p>

Нет, за весь период в 7 лет взыскать точно не получится. Статьей 196 ГК РФ предусмотрен общий срок исковой давности — 3 года с момента того как стало известно о факте необоснованной выплаты, за которые можно осуществить взыскание задолженности. В отношении сумм за предыдущие года взыскать не получится

Доброго времени суток!

За 7 лет взыскать не представляется возможным,поясняю:

Срок исковой давности 3 года,что предусмотрено статьей 196 Гражданского кодекса,и то с момента как стало известно о факте необоснованой выплаты.

Добрый день, Анна!

Здравствуйте, за какой период могут взыскать необоснованно полученную субсидию на оплату коммунальных услуг?

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (ст.ст. 196, 200 ГК РФ). Если суд удовлетворит иск о необоснованном обогащении, то взыскание произойдет в пределах последних трех лет.

Ответчик получал ее 7 лет, можно ли взыскать за весь период?

Нет, по ссылкам на предыдущий ответ, только за 3 года.

Согласна с коллегами, за все 7 лет не получится взыскать, т.к. согласно действующему законодательству срок исковой давности 3 года — и начинается он со дня, когда соцзащита узнала о нарушении, т.е. необоснованно полученной субсидии.

Исходя изВ установленного статьей 196 Гражданского кодекса РФВ срока исковой давности можно сделать вывод, что если им воспользуется ответчик на суде с сотрудниками ЖКХ, он имеет право сократить долг по коммунальным услугам до последних 3 лет.
Обращаться к исковой давности имеют право, как истцы, так и ответчики. Срок исковой давности определяется как временной промежуток, который утвержден на уровне законодательства и не может быть изменен по соглашению сторон.
Срок исковой давности бывает общий и специальный. При возбуждении иска по ничтожным делам, его стороны имеют право воспользоваться общим сроком исковой давности, который составляет 3 года. Специальный срок устанавливается для частных случаев и его период меняется, в зависимости от ситуации.
Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению,- п. 1 ст. 404 ГК РФ.

Читайте также:  Что входит в выразительность средств языка

Если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд соответственно уменьшает размер ответственности должника.

Поставщик коммунальных услуг не мог не знать о существовании вашей задолженности в течение 7 лет, поэтому обязанность доказывания им 3-х летнего срока по уважительным причинам лежит на нем (это в случае, если он обратится в суд).

Необоснованно полученную субсидию на оплату коммунальных услуг могут взыскать за последние три года до дня обращения в суд.
В случае обращения в суд поставщик коммунальных услуг обязан также доказать:В возникновение образования задолженности по публичному нормативному обязательству с определенного времени (даты) в соответствии с региональными законами и нормативными актами (Административный регламент по оказанию коммунальных услуг); сумму задолженности.
Вы вправе: оспорить сумму неоплаченных субсидий.

Вы вправе в судебном заседании (если поставщик услуг обратится с иском о принудительном взыскании) сделать заявление о применении срока исковой давности к поставщику услуг — истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске – статья 199 Гражданского кодекса РФ.
Чтобы суд удовлетворил ваше заявление о применении срока исковой давности: не подписывайте бумаги от сотрудников ЖКХ, в которыхВ вам прелагаютВ признать наличие долга в полной сумме; не признавайте в любой форме наличие долга, в том числе и представителям коллекторских агентств.
Желаю удачи!
Если имеются вопросы – обращайтесь. Буду рада помочь.

Пожалуйста, не забудьте оставить оценку и отзыв.

Источник

Как проводится возврат субсидий в бюджет

Государственные структуры, ответственные за разработку регламента предоставления субсидий, перечислены в ст. 78.1 БК РФ. Учреждения могут получать субсидированные им ресурсы для выполнения определенных государственных заданий или достижения конкретных целей. В первом случае организация обязуется по итогам финансового периода отчитаться в использовании выделенных ей средств и степени готовности задания. При наличии законодательно утвержденных условий невостребованные средства должны быть возвращены в бюджет.

Вопрос: Если учреждение не выполнило задание в части достижения показателей объема или качества услуг (работ), у него должны остаться неизрасходованные средства субсидии, которые следует вернуть в бюджет. За счет каких средств следует это делать учреждению в случае полного расходования суммы субсидии?
Посмотреть ответ

Процедура возмещения субсидий в бюджет

Субсидии, выделенные для реализации плана по госзаданию, могут быть израсходованы по результатам года частично. Остаток средств направляется обратно в бюджет или переносится на новый финансовый год. Для продления срока пользования деньгами необходимо соблюсти главное условие – выполнить задание.

СПРАВОЧНО! П. 17 ст. 30 закона №83-ФЗ от 8 мая 2010 г. разрешает считать госзадание выполненным, если отклонения в достижении показателей не имеют существенного значения.

При несоответствии значений достигнутых показателей уровню заявленных остаток сумм субсидий подлежит возврату в бюджет.

Вопрос: Как отразить в учете организации получение субсидии из бюджета субъекта РФ на модернизацию полностью самортизированного в бухгалтерском и налоговом учете объекта основных средств (ОС) и возврат неиспользованной части полученной субсидии в текущем отчетном году?
Посмотреть ответ

Целевые субсидии взыскиваются в бюджет при наличии одной из двух ситуаций:

  • ресурсы не были израсходованы;
  • деньги были потрачены, но с нарушением их целевого предназначения.

Во втором случае надо будет вернуть ту сумму средств, которую использовали вразрез поставленным изначально целям. Правовые нормы систематизированы в Письме, изданном Минфином 1 апреля 2016 г., № 02-06-07/19436.

Неиспользованные остатки выделенных средств в рамках программы субсидирования могут быть возвращены в бюджет или продолжать расходоваться в следующем году. Для получения разрешения дальнейшего пользования ресурсами надо получить положительное решение от соответствующего государственного органа. Важным условием сохранения выделенных денег выступает необходимость в их освоении в полной сумме и актуальность запланированных мероприятий в грядущем финансовом году. Цели расходования не должны быть изменены – они остаются прежними.

ВАЖНО! Взыскание субсидированных средств производится через органы казначейства, которые зачисляют возвращаемые остатки в бюджет соответствующего уровня.

Условия возврата

Даты возврата средств и порядок реализации этой операции утверждаются региональными и местными нормативными актами. Схема определения объема денег, подлежащих взысканию, представлена несколькими этапами:

  1. До 1 июля в следующем финансовом годовом периоде за учреждением закреплена обязанность представлять в отделение казначейства, в котором открыт для целевого финансирования лицевой счет, форму 0501016. Этот документ отражает информацию об операциях, производимых в рамках освоения средств целевого субсидирования. Отчет утверждается органом, обладающим функциями и набором прав учредителя. Суммы, допущенные к освоению в следующем финансовом периоде на прежние цели, указываются в графе 6. Приводимые числовые значения должны быть предварительно согласованы с учредителем.
  2. При отсутствии в казначействе по состоянию на вечер 30 июня отчета формы 0501016 от конкретного учреждения с его лицевого счета остатки субсидий переводятся в бюджет. Дата совершения операции будет соответствовать первому рабочему дню в июле.
Читайте также:  Какие проводки при поступлении денежных средств в кассу бюджетного учреждения

Проверка целевого использования средств субсидирования нужна государственным структурам для своевременного выявления нарушителей бюджетного процесса и остановки их незаконной деятельности на начальном этапе. Для решения этой задачи и предотвращения финансовых махинаций применяется система контрольных проверок. Одним из ее элементов является акт проверки на соответствие направлений расходования средств заявленным целям.

В проверочных актах указывается комплекс данных:

  • обоснование необходимости инициации проверочных мероприятий;
  • тематика проверки;
  • круг вопросов, ответы на которые должны найти проверяющие лица;
  • сведения, идентифицирующие инспекторов, проводящих контрольные действия;
  • общая информация об организации, получившей целевое финансирование в форме субсидии, деятельность которой нуждается в проверке;
  • перечисляются документы, послужившие основанием для выделения бюджетных ресурсов конкретному предприятию;
  • нормативная база;
  • направления трат, которые были согласованы с органом, выплачивающим деньги по субсидии в пользу учреждения-получателя;
  • список фактических расходов по субсидии;
  • сопоставление целей, заявленных на этапе согласования необходимости выделения финансирования, с направлениями произведенных по факту расходов;
  • оценка эффективности осуществленных мероприятий;
  • признание использования денег целевым или нецелевым.

При обнаружении нарушений в форме нецелевого расходования бюджетного ресурса на должностных и юридических лиц будет наложено административное наказание по ст. 15.14 КоАП РФ. Выделенную ранее субсидию учреждение должно будет вернуть в бюджет, предоставивший деньги. Возврату подлежит не только сумма остатка, но и те средства, которые были потрачены с нарушением условий соглашения.

Как отразить в учете

При образовании остатков от целевых субсидий, которые были предоставлены учреждению в предыдущем периоде, невостребованные суммы должны быть возвращены на счета бюджета. Порядок отражения таких операций описан в Письме Минфина от 1 апреля 2016 г. №02-06-07/19436. Алгоритм действий направлен на реализацию таких этапов:

  1. Определение фактического объема остатка средств, которые остались неиспользованными по целевым программам в закончившемся финансовом периоде.
  2. Отражение субсидированных ресурсов в сумме их остатка, подлежащего возврату или взысканию в бюджет, в составе задолженности.
  3. Перечисление средств на казначейский счет бюджета.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Предприятие, не использовавшее в полном объеме целевую субсидию, должно вернуть остаток в текущем периоде. Если этого не будет сделано, сумма будет взыскана принудительно в следующем году.

При самостоятельном возврате неизрасходованных ресурсов до даты окончания текущего финансового срока бюджетное учреждение отражает операцию корреспонденцией между Д5.205.81.560 и К5.201.11.610. Кредитуется и 17 счет забалансового типа (по КОСГУ 180). Автономные организации в учете формируют такие записи:

  • Д5.205.80.000 – К5.201.11.000;
  • в забалансовом учете К17 (по КОСГУ 180).

В ситуациях с переходом остатков на новый финансовый год эти суммы должны быть показаны не только проводками, но и в отчетной документации. Точный объем остатков денег по этому виду финансирования надо отразить в балансовой форме 0503730 и занести в финансовые результаты бланка 0503721.

В отчете для обобщения информации об исполнении плана по ФХД унифицированной формы 0503737 данные приводятся в соответствии с нормами Приказа Минфина от 25 марта 2011 г. № 33н. Остатки средств из числа целевого субсидирования, осуществленного в прошлых периодах, заносятся в третий раздел в ячейку по строке 592. Характерная особенность – значение суммы вписывается со знаком «минус». Данные дублируются в графе по строку 910, которая находится в 4 разделе отчета.

В учетной документации бюджетные организации формируют записи:

  • между Д5.205.81.560 и К5.303.05.730 – проводка составляется в момент начисления задолженности перед бюджетом по нереализованному возврату средств из полученного в прошлом году объема субсидий;
  • при перечислении остатков через казначейство средства будут зачислены в доход определенного уровня бюджета, отправитель остатков оформляет операцию через дебетование 5.303.05.830 и кредитование 5.201.11.610, по кредиту будет проходить сумма и в забалансовом 18 счете (по КОСГУ 610).

Для автономных учреждений обязательство по перечислению субсидий целевого типа в сумме их остатка с прошлых лет отражается корреспонденцией с участием Д5.205.80.000 и К5.303.05.000. После перевода средств этот факт фиксирует дебетовый оборот по 5.303.05.000 и кредитовое движение по 5.201.11.000, кредитование на сумму операции 18 счета забалансового типа (по КОСГУ 610).

В данных бухгалтерского учета распределение целевых субсидий на счетах производится с учетом их предназначения:

  • по КФО 5 показываются суммы субсидий для других целей;
  • по КФО 6 отражаются операции по субсидиям, выделенным на капитальные вложения.

Примеры проводок с субсидиями по капитальным вложениям

Организация зафиксировала остаток субсидии за прошлый период в сумме 85 000 руб. Получатель денег заявил о необходимости выделения средств на эти же цели и в новом году. С учредителем был согласован объем финансирования в 44 000 руб. Эти средства остаются у предприятия, а разница между остатком и обновленным размером субсидии в рамках нового финансирования должна быть возвращена на счета бюджета.

В учете комплекс операций будет отражен через такие корреспонденции:

  • Д 6.205.81.560 – К 6.303.05.730 с указанием суммы 85 000 руб. при отражении остатков за прошлые годы;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.205.81.660 в размере 44 000 руб. – этой проводкой задолженность перед бюджетным органом была скорректирована в сторону уменьшения для уточнения остатка, подлежащего возврату;
  • Д 6.303.05.830 – К 6.201.11.610 – при перечислении сумм взыскания.

Источник