Меню

Как привлечь внебюджетных средств в школу

«Про это» (но не про то, о чем вы, возможно, подумали) в школе

Нет-нет, я имею в виду не эротическую телепередачу, хотя речь идет о вещи для меня, как директора школы, по-своему достаточно интимной — о деньгах. Которых в былые времена не было вообще. В нынешние — они как бы есть, но непонятно, как к этому относиться. Конечно, речь идет не о бюджетных средствах: их и тогда, и в еще большей мере сейчас — кот наплакал. О так называемом внебюджете. Или, официально, — привлеченных средствах. Поговорим о них. Откуда, как и, главное, для чего их надо привлекать?

Денег мало везде и всем. В беседах с директорами школ из самых благополучных стран (Америка, Британия, Дания, Голландия, Швеция) я слышал одно и то же: «Государство финансирует образование плохо». Директор английской школы рассказывал, что самый опытный учитель у них в школе получает в полтора раза меньше, чем молодой рабочий на заводе. Однако на вакантное место ушедшей в компьютерную фирму учительницы математики пришло около трехсот кандидатов. Мы не могли взять в толк, где же здесь собака зарыта. Наш собеседник объяснил: «Ну, дело же не только в деньгах: работа интересная и вообще…» Итак, почему даже в благополучной Великобритании педагог «кормится» в большей мере от духовного интереса, нежели от материального? Да потому, что государство всегда будет финансировать школу только по самому минимуму, чтобы она подготовила приемлемого члена общества, то есть выполнила свой пресловутый социальный заказ. Не имеет значения и категория учебного заведения — лицей, гимназия, массовая школа, интернат для сирот: бюджет будет финансировать только минимальную норму, не важно, по каким стандартам рассчитанную.

Мы не профессиональные нищие и не рэкетиры

Представим финансовые потоки школы в виде схемы. Ключевым символом в этой схеме является «звездочка» — ученик, для образования которого, собственно, и выделяются средства. Но «звездочка» неоднородна: она имеет внешнее и внутренне пространство, символизирующее соответственно социальную сущность человека и его индивидуальность, то, что делает его «как все», и то, что обусловливает его неповторимость. По государственному нормативу обеспечивается только внешняя оболочка — то, что является личностью в узком смысле слова, а вот «ядерная часть», индивидуальность, то, что отличает его от других, всегда и во всех политико-экономических системах будет развиваться за счет каких-то дополнительных средств.

Отсюда вывод: если мы хотим «на выходе» получить разные, а не одинаковые личности, то внебюджет в школе развивать нужно обязательно. Именно он прежде всего обусловливает отличие одной школы от другой, создавая возможность дать ребенку то, что нужно непосредственно и лично ему. Вместе с тем очень важно, откуда, как берутся, на что тратятся дополнительные деньги. Школе не должно быть стыдно ни за один заработанный рубль. Мы не должны превращаться ни в профессиональных нищих, ни в рэкетиров.

Попробуем прокомментировать все это на примере общеобразовательной государственной школы, директором которой я являюсь. Основные внебюджетные средства (более 90%) поступают в кассу нашей школы от образовательных услуг. В школе около тысячи двухсот учащихся, и почти тысяча из них так или иначе этими услугами пользуется. Несколько сформулированных нами самими принципов помогают нам в течение вот уже десяти лет достаточно стабильно и масштабно вести эту деятельность.

Первое, самое важное правило — подлинная добровольность в выборе услуг родителями и школьниками. А иначе себе дороже: жалобами замучают. Много лет, тьфу-тьфу, без них живем. Особенно надо в этом вопросе остерегаться мнимой добровольности, когда агитация ведется в классных коллективах силами родительского актива. Попробуй прилюдно откажись! Поэтому заключение договоров с родителями, считаем мы, — дело сугубо индивидуальное.

Второе правило — идти от потребностей самих детей и родителей. Иначе говоря, проводить маркетинговые (модное слово!) исследования. И уже потом согласовывать эти потребности с возможностями школы. Заметим, что в последние годы произошел явный сдвиг спроса к углубленному изучению предметов по интересам: математики, физики, химии, словесности, истории и т.д. И если есть спрос, то школа готова открывать не одну, а две и три соответствующие группы.

Третье правило — это разумная ценовая политика. Мы держим цены ниже средних по городу и за счет этого делаем свои услуги доступными практически для всех. Если же ребенок проявляет успехи, а возможности платить ограничены, то он от оплаты либо освобождается, либо получает льготы.

Читайте также:  Замучил кашель как избавиться народными средствами

Вопреки сложившемуся мнению, второй источник дохода — «благотворительность» — отнюдь не является для наших школ основным. Несмотря на то, что в бюджетном плане мы живем так же туго, как и все остальные, я считаю порочной практику целевых сборов с родителей на те или иные нужды школы (ремонт, оборудование и т.п.). На эти цели, а отнюдь не только на зарплату учителям, вполне можно пускать заработанные средства. К большому сожалению, благотворители в чистом виде встречаются нечасто. Один лишь раз пришли ребята-спортсмены, у которых и дети в нашей школе не учатся, и потребности в налоговых льготах не было. Просто сказали, что хотят помочь развитию школьного спорта. С их поддержкой провели на базе школы районные малые олимпийские игры с конкурсами, призами, приглашением артистов, аттракционами и сувенирами. Ученики решили сделать такие игры ежегодной традицией.

Но вообще-то настоящий меценат — редкость. В большинстве своем родители готовы оказать спонсорскую помощь за то, чтобы ребенка взяли в хорошую школу. Доходит до курьеза, когда чуть ли не такса устанавливается за ученическое место. В нашей школе считают такой подход категорически неприемлемым. Даже стереотипную директорскую фразу выработал для бесед с родителями: «Мы, конечно, рады будем любой вашей помощи, но этот вопрос никак не связан с поступлением ребенка в школу». А сейчас, в связи с падением рождаемости, надо сказать, и суперпрестижные школы все больше и больше будут рады любому пришедшему ребенку.

Еще одна возможность поддержать школьную экономику — это гранты. Но и тут надо соблюдать определенные правила игры. У нас есть информация обо всех международных благотворительных фондах, действующих на территории России, а их около двухсот. Просить что-либо надо четко в соответствии с целями и задачами фонда. Гораздо больше шансы получить грант, если та программа, о которой вы печетесь, уже имеет какую-то поддержку со стороны государственных и негосударственных структур, то есть деньги «благотворителей» будут не единственной финансовой основой для реализации предлагаемой инициативы. Кроме того, очень важно показать, что для реализуемого проекта есть база, практический или научно-теоретический опыт. И не менее важно продемонстрировать ожидаемый результат и возможности функционирования проекта после прекращения финансирования. Особенно эти моменты важны, как показывает опыт, для тех, кто собирается получить средства для реализации своих идей от зарубежных благотворительных организаций. Не надо лишний раз говорить, что их бюрократы еще «бюрократистее» наших, поэтому все заявки должны оформляться в точном соответствии с требуемыми формами.

Небольшим, но достаточно стабильным источником поступления средств в наших условиях стала сдача помещений в почасовую аренду. Даже в перегруженной школе в вечернее время всегда найдется много свободных помещений. Конечно, не так просто бывает отработать все организационные моменты, связанные с охраной здания, дежурством, уборкой и др., но вместе с тем, если мы поселим в своем здании автошколу или спортивный клуб, то, кроме непосредственной денежной выгоды, расширим возможности для наших же учащихся и выпускников.

К сожалению, очень мало проработана финансово-правовая база для организации в школе сопутствующей культурно-образовательной деятельности, а за рубежом именно она и является основным источником школьных внебюджетных доходов. Вечера отдыха, школьные ярмарки, детские спектакли, экскурсии, услуги населению, оказываемые силами учеников, и др. часто наталкиваются на налоговые и иные препоны и явно требуют разработки подробных регламентирующих документов сверху.

Все возвращается к ученику

Как же расходуется заработанное? В том или ином виде все пришедшее в школу возвращается к ученику. У нас из этих средств финансируется ведение для учащихся бесплатных занятий, спецкурсов, кружков, секций, факультативов, которые не предусмотрены учебным планом, но, с нашей точки зрения, являются нужными и полезными. Так, в школьную практику внедрили ТРИЗ и уроки психического развития. За счет этих средств содержатся ставки освобожденного воспитателя на каждый класс (аналог дореволюционной классной дамы), валеолога и дополнительных, сверх штатного расписания, лаборантов. Не предусмотрены в школе должности кладовщика, кассира, диспетчера, хранителя школьного музея, заведующего детским экскурсионным бюро, а работа такая совершенно необходима, вот и приходится доплачивать людям, выполняющим эти функции, из внебюджета.

В общеобразовательной микрорайонной школе особенно необходима индивидуальная и групповая коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы. В современных условиях было бы безнравственно заставлять педагога выполнять ее бесплатно. Кроме того, успехи школы в олимпиадах, конкурсах и т.д. обусловлены направлением значительных средств на оплату консультационной поддержки особенно ярких, «продвинутых» учащихся как в урочной, так и во внеурочной работе. Требует вложений и внеурочная деятельность: во всех детских структурах школьного самоуправления — свои кураторы. Многочисленные проектно-исследовательские группы школьников имеют в качестве консультантов профессиональных специалистов, в том числе кандидатов и докторов наук. Немаловажной статьей расходов является материальное стимулирование творческой деятельности детей и сотрудников. Призы, поездки, премии, ценные подарки, оплачиваемые отпуска, публикации, творческие командировки и т.д. — все это требует финансовых затрат, которые давно уже не предусматриваются государством.

Читайте также:  Чтобы воссоздать реальную обстановку автор использует такое лексическое средство как таскаться

Не требует комментариев необходимость трат, связанных с проведением ремонтных работ и приобретением оборудования, так как мы давно уже вынуждены жить по принципу «спасения утопающих». И наконец, необходимые налоговые отчисления (а школа, наверное, один из самых аккуратных налогоплательщиков) делают финансово-хозяйственную деятельность образовательных учреждений еще и выгодной государству. Одна только наша школа ежемесячно перечисляет в различные инстанции от своей внебюджетной деятельности налогов более чем на 50 тыс. рублей (содержание примерно ста государственных чиновников по ставкам ЕТС). В Санкт-Петербурге правила предоставления платных образовательных услуг учреждениями образования разработаны достаточно четко и подробно. В Красносельском районе, где находится наша школа, более половины школ давно имеют самостоятельные расчетные счета и бухгалтерии и почти все ведут так или иначе внебюджетную деятельность. К сожалению, в последнее время, после введения казначейской системы, мы стали сталкиваться с большими проблемами. Такое впечатление, что городские финансисты сами еще недостаточно готовы к эксперименту по казначейской системе и пытаются переложить все трудности на сами же школы. Но наш директорский корпус, вкусив воздуха ресурсной свободы, не собирается сдавать позиции.

Безумием было бы приравнивать внебюджет к бюджету. Нельзя рыночную экономику регулировать нерыночными, командными методами. А по мысли финансистов города получается, что если заработала школа что-то дополнительно и потратила эти деньги на свои нужды (например, ремонт), значит, можно на будущее в бюджетной политике об этом и не заботиться — сама проживет. Несомненно, что заработанные школой деньги должны оставаться в самой школе, тратиться только на ее нужды, и тратиться оперативно. Никто не должен иметь права их отобрать или «прокручивать» в своих целях.

Я убежден, что государству и обществу необходимо занять однозначную, ясную позицию поддержки и содействия всемерному развитию внебюджетной деятельности школ.

Источник



Как привлечь внебюджетных средств в школу

6. Формы, порядок привлечения и расходования дополнительных внебюджетных средств

6.1. Привлечение дополнительных внебюджетных средств Советом осуществляется в форме пожертвований и целевых взносов на программы развития школы, спонсорской помощи физических и (или) юридических лиц (в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц), общественными организациями, фондами. Пожертвования, целевые взносы или спонсорская помощь школе может производиться в денежном или материальном выражении в порядке, установленном Гражданским Кодексом РФ.

6.2. Привлечение целевых взносов законных представителей может иметь своей целью приобретение необходимого образовательному учреждению имущества, укрепление и развитие материально-технической базы учреждения, охрану безопасности обучающихся в период образовательного процесса, либо решение иных задач, не противоречащих действующему законодательству и уставной деятельности учреждения.

Инициатива о привлечении целевых взносов может исходить от учредителей, руководителя образовательного учреждения, общественного Совета или иного органа самоуправления учреждения, а также от родителей (законных представителей) обучающихся.

Размер целевого взноса определяется каждым из родителей (законных представителей) самостоятельно, исходя из имеющихся возможностей.

Целевые взносы родителей (законных представителей) на основании их заявления вносятся в учреждения банка на расчетный счет школы.

Распоряжение привлеченными целевыми взносами осуществляет директор школы по объявленному целевому назначению по решению общественного Совета.

6.3. Бухгалтерский учет и отчетность по целевым взносам и пожертвованиям осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

6.4. Дополнительные внебюджетные средства направляются на

— сохранение и развитие материальной базы школы;

— совершенствование эффективности образовательного процесса;

— финансовую поддержку реализации инновационных программ развития школы;

— поощрение учащихся и педагогов за высокие показатели в образовательной деятельности;

— охрану жизни и здоровья педагогического и ученического коллектива школы.

Источник

Служба поддержки управляющих советов

Ни для кого не секрет, что современная школа испытывает значительные трудности в материально-финансовом обеспечении. Одним из источников формирования финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются средства родителей, порядок поступления которых должен строго соответствовать требованиям закона.

Прокуратурой района проводятся проверки законности привлечения и использования школами внебюджетных средств, в ходе которых выявлен ряд нарушений. Наиболее распространенным нарушением является сбор классным руководителем денежных средств, поступающих от родителей, по поименному списку учеников класса. Как правило, инициаторами таких сборов становится руководство образовательного учреждения. О нарушении принципа добровольности при оказании финансовой помощи свидетельствуют фиксирование для всех обучающихся суммы так называемых пожертвований и определенная периодичность их внесения.

Читайте также:  Как избавиться от головной боли без народное средство от

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

В соответствии с пунктом 8 статьи 41 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством РФ, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов российских и иностранных физических или юридических лиц. Письмом Минобразования РФ от 15 декабря 1998 г. N 57 «О внебюджетных средствах образовательных учреждений» образовательному учреждению разрешено использовать дополнительные привлеченные финансовые средства на функционирование и развитие учреждения, осуществление образовательного процесса, в том числе на приобретение предметов хозяйственного пользования, обустройство интерьера, проведение ремонтных работ, организацию досуга и отдыха детей, различные виды доплат обслуживающему персоналу и педагогическим работникам за осуществление педагогической деятельности в рамках обеспечения основных образовательных программ.

Жертвовать денежные средства школе или нет — добровольное дело каждого родителя, причем пожертвование должно вноситься с условием его целевого назначения на внебюджетный расчетный счет образовательного учреждения. Информация о расчетном счете учреждения, на который родители могут вносить спонсорскую помощь, должна быть размещена в общедоступном месте. В случае же отсутствия такого счета денежные средства должны передаваться в бухгалтерию образовательного учреждения или в бухгалтерию органа управления образования. Поступающие средства подлежат документальному оформлению как доходам, так и по расходам.

Если учреждение получает пожертвование наличными, то необходимо заполнить приходный кассовый ордер, а его номер, дату оформления и оприходованную сумму записать в кассовую книгу. Если деньги перечисляются через банк, то бухгалтер приходует средства на основании банковской выписки и платежного поручения. Если же передают не деньги, а какое-либо имущество, то необходимо составить акт приема-передачи.

Законодательство не требует обязательного заключения договора при получении любого пожертвования. Гражданский кодекс называет такие сделки односторонними и не обязывает оформлять их в письменном виде, так как при пожертвовании не нужно согласие получателя (п. 2 ст. 582 ГК РФ). Тем не менее договор пожертвования — разновидность договора дарения. Согласно части 2 статьи 574 ГК РФ договор дарения заключается в письменной форме в случаях, если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 5 МРОТ или когда договор содержит обещание дарения в будущем. Договор о пожертвовании недвижимости подлежит государственной регистрации (ч. 3 ст. 574 ГК РФ).

Однако передача родителями пожертвования в пользу образовательного учреждения без оформления договора чревата налоговыми последствиями, так как без него будет очень трудно доказать, что поступившие денежные средства или имущество не является родительской платой за обучение, а подарок от предприятия — не спонсорский взнос. В договоре обязательно должны быть указаны безвозмездность (бескорыстность) передачи имущества и права сторон, а также общественно полезные цели, на которые должно быть направлено пожертвованное имущество. Даритель имеет право оговаривать в договоре порядок использования имущества и его конкретное назначение.

В письме Минобразования РФ от 15.12.1998 г. №57 указано на целесообразность участия органов самоуправления образовательных учреждении в расходовании внебюджетных средств. Частью 2 статьи 35 Закона «Об образовании» предусмотрены такие формы самоуправления как совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и др. Так, этим же письмом муниципальным органам управления образованием, руководителям образовательных учреждений рекомендовано создавать фонды развития образовательных учреждений, курируемых советами фондов или попечительскими советами.

Согласно указу Президента РФ от 31.08.1999 г. N 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации» в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с целью дополнительного привлечения внебюджетных средств должны создаваться попечительские советы, в сферу деятельности которых входит контроль за использованием целевых взносов и добровольных пожертвований юридических и физических лиц на нужды учреждений образования. В состав попечительского совета могут входить родители, преподаватели и иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности образовательного учреждения. При этом работать они должны на безвозмездной основе. Организация и деятельность попечительского совета регламентируется уставом образовательного учреждения, при котором он создан.

О.В. Ушакова,
старший помощник прокурора района
юрист 1 класса

Источник