Cредства художественной выразительности — виды и примеры в литературе
Риторические приемы применяли ещё древнегреческие ораторы, а Аристотель и его ученики классифицировали их по ряду признаков.
Разновидности тропов
Все приёмы, с помощью которых усиливается смысл написанного, условно разделяют на 2 большие группы: лексические и синтаксические.
Первую категорию образуют тропы — привычные слова в переносном значении.
Писатели и поэты нередко используют это средство, преувеличивая некоторые свойства предмета или наделяя его нехарактерными признаками.
Так часто делал Пушкин, поэтому его стихотворения содержат иносказания, преувеличения, парцелляции и множество других фигур.
В левой части приводится краткое определение термина, в правой — возможные варианты использования.
Примеры взяты из стихов (отрывки), повседневной речи, рекламных и социальных слоганов.
Эпитет — эмоционально окрашенное прилагательное, употреблённое в переносном значении, часто применяется в стихах. | Примеры эпитетов: золотая пора, весёлое цветение деревьев, юная весна, крылатые качели, пушистый снег, бархатный сезон, седое утро, горячий спор, мягкий голос. |
Олицетворение — придание неодушевлённому объекту признаков, свойственных живым существам. | Олицетворение в литературе: злая метель, суровые скалы, восторженная весна, удивлённые незабудки, печальная ива, смеющееся море, безумный ветер, ласковое солнце. |
Метафора — выразительный приём, в рамках которого описываемый объект наделяется признаками другого. Средство реализуется с помощью слова или речевого оборота. | Горит багрянцем лес, ледяные руки, мурашки по спине, кружевная тень, серебряный ручей, горит огонь желанья. |
Сравнение — отражает сходство между двумя объектами, причём оно может быть неочевидным. | Примеры: вода, как стекло; вьюга воет, как волк; снежинки, как пушинки; гул, как из бочки; работа не волк, голод не тётка (отрицательное сравнение). |
Метонимия — смысл этого литературного приёма в том, что он вычленяет признак или характерную особенность, называя предмет замещаемым словом. Пример: часть вместо целого, объект вместо того, что в нём находится. | Расплескалось ведро, съесть 3 тарелки, рука Москвы, закипел чайник, зал аплодировал, дожить до седин. |
Синекдоха — частный случай метонимии, часто используется в рекламе и поэзии. | Примеры: француз ликует; швед колет, рубит; первая ракетка; береги копейку; волна скидок; коллекция ждёт покупателей; победа над микробом. |
Ирония — употребление слова или фразы в противоположном, насмешливом значении. Злая ирония — сарказм. | Употребление в повседневной речи и литературе: умная голова — о глупом человеке; всю жизнь мечтал — на самом деле нет; мои хоромы — о скромном жилище; какая красота — о каком-либо происшествии; цвет столицы — о неприятных людях; наш благодетель — о взяточнике. |
Гротеск — сложный приём, сочетающий метафору и гиперболу. | Примеры гротеска в литературе: Гулливер и лилипуты, «Нос» Гоголя, сны Раскольникова и Татьяны Лариной. Суть приёма в том, чтобы довести до абсурда ситуацию, явление или человеческий порок. |
Синтаксические средства выразительности
Эти приёмы называют стилистическими или риторическими фигурами. Они призваны сделать изложение более ярким, насыщенным и придать ему образность. Благодаря специальным конструкциям повествование приобретает нужную эмоциональную окраску. Так писателю или поэту легче донести до читателя творческий замысел.
Античные ораторы воспринимали фигуры, как украшение, несвойственное повседневной речи. Современные филологи склоняются к тому, что стилистические средства — часть языка, без них невозможно представить себе даже повседневное общение, а не только литературные произведения.
Теоретически фигуры и тропы в русском языке — это разные категории, но не всегда удаётся их разграничить. Бывает так, что по некоторым признаками средство может быть отнесено к обеим категориям.
Упрощённо можно разделить так: троп — одно слово, фигура — словосочетание, но есть много исключений.
Поскольку существует несколько грамматических школ, различаются и способы классификации фигур. За основу можно брать ту, что больше нравится — это не будет нарушением языковых норм.
Классический способ группировки предполагает разделение на такие группы:
Средства делятся внутри каждой группы.
Фигуры слова
Отличие этого синтаксического средства — в неизменности конструкции.
Фраза используется в одном виде.
Если изменить, убрать или добавить любое слово, контекстный смысл будет искажён или утрачен.
Список часто употребляемых фигур:
- Прибавление. Повторение одного слова несколько раз с целью усиления. Части речи отбирают тщательно, иначе не получится достичь нужного эффекта. Вариант применения: «Всё выше, и выше, и выше».
- Плеоназм. Употребление рядом синонимов — лексем, близких или одинаковых по смыслу. Пример: «Он его целует и лобызает».
- Эллипсис. Пропуск несущественных лексем. Говоря «шампанское», принято обходиться без слова «вино», а вспоминая об оливье, никому не приходит в голову уточнять, что речь идёт о салате.
- Аллегория. Используют, когда необходимо иносказательно передать смысл, например, указать на пороки, не обозначая их. Так, ослом называют глупца, лисой — хитрого человека, волком — жадного. Мастером метафорических оборотов был И. А. Крылов.
- Пролепсис. Изобразительное средство реализуется двумя способами. 1 — о грядущем событии рассказывается так, как будто оно уже произошло. 2 — называется и объект, и местоимение, относящееся к нему, например: «Петров — он известный лодырь».
- Убавление. Сознательный пропуск одного из членов предложения. Примеры: «Решения Партии — в жизнь!», «Пятилетку — за 4 года!». На месте пропущенных слов стоит тире. Во времена СССР убавление использовалось при составлении лозунгов. Сейчас эта фигура востребована, когда нужно художественно подчеркнуть торжественность.
Сложные риторические приемы
Чтобы применять некоторые фигуры, нужно быть настоящим мастером пера. Многие русские писатели и журналисты в совершенстве освоили такие конструкции, поэтому их произведения вызывают всю гамму эмоций. Сложные стилистические приёмы:
- Перестановка. Нарушение принятой последовательности лексем, инверсия. Цель — придать нужную окраску. В обычной последовательности высказывание может быть нейтральным. Оно же, если применить инверсию, становится торжественным, насмешливым или саркастичным. Пример: «Скоро мы получим ответ» — «Получим скоро мы ответ» — «Ответ получим скоро мы».
- Градация. Усиление выразительности с помощью последовательного употребления нескольких слов с усиливающейся значимостью. Варианты: «Найду, догоню, доконаю, замучу!», «Готов растерзать, раздавить, уничтожить». Градация может быть восходящей и нисходящей. Это тот случай, когда языковое средство может быть представлено фигурой слова и речевой схемой. Второе используется в «Сказке о рыбаке и рыбке». Старуха прошла путь от бедной крестьянки до вольной царицы — это восходящая развёрнутая градация.
- Полисиндетон. Применяют одинаковые союзы, обычно состоящие из одной буквы, например «и дождь, и снег, и ветер». Средство помогает автору усилить смысл.
- Апосиопеза. Намеренная недомолвка для создания интриги, когда присутствует скрытый смысл, но указывать на него прямо нежелательно. Часто обозначается многоточиями, вместо которых читатель может подставить слово или вывод. «Если мы не начнём работать лучше, то…»
- Аллитерация. Представляет собой намеренно частое употребление одинаковых согласных букв. Этим приёмом часто пользовался Маяковский, например: «Бей, барабан! Барабан, барабань!» (политический стих).
Редкие конструкции
Отличие этих приёмов в том, что с их помощью лучше всего удаётся сделать высказывание пафосным, торжественным или подчеркнуть официоз.
Иногда применяют с целью окраски высказывания в насмешливый оттенок.
Стилистические средства:
- Апокойну. Конструкция, в которой несколько разнородных дополнений относятся к одному управляющему члену предложения: «Он любил котиков и плотно поесть».
- Киклос. Кольцевая конструкция, в которой повторяются 2 одинаковых слова. Варианты: «Товарищи, выходим, не останавливаемся, товарищи!», «Митинг, который не привёл к результатам, не митинг».
- Гомеотелевтон. Фигура, основанная на звуковом повторе и ритмике. Часто используется в рекламных целях. «Ваша киска купила бы…» — увидев или услышав эту фразу, человек вспомнит название популярного кошачьего корма. Рифма стала обыденным средством, употребляющимся в повседневном дискурсе.
- Хиазм. Выражение, которое можно условно поделить на левую и правую части, причём они симметричны относительно друг друга. Хиазм может быть простым, синтаксически осложнённым или представлять собой хиастический каламбур. В последнем случае изменяется значение слов. «Жить, чтобы есть, а не есть, чтобы жить». «Мы забываем то, что хочется запомнить, и помним то, что желаем забыть». «Внизу — власть тьмы, а наверху — тьма власти».
- Изоколон. Представляет собой полный параллелизм. В двух или более фразах изменяется только одно слово, а остальные повторяются в одинаковом порядке. Другой вариант — меняются слова, но сохраняется порядок частей речи. Примеры: «Я лугами иду, я лесами иду», «В тонкие пелёнки пеленала, в тёплые сапожки обувала».
- Парентеза. Стилистический приём, основанный на использовании вводных элементов. Примеры: «Эта девушка (мы случайно познакомились с ней на выставке) оказалась интересным собеседником», «Ты, должно быть, утомился».
- Литота (преуменьшение). Приём используется поэтами, писателями, а также журналистами и дипломатами, когда нужно сказать о чём-то обтекаемо. Способы реализации могут быть разными — от уменьшительных форм прилагательных до создания сложных конструкций. Примеры: «Восставшие пытаются показать, что они не очень довольны новыми законами», «Мэр купил маленький замок».
Речевые схемы
Речевые схемы, или фигуры мысли, образуют отдельную группу синтаксических средств художественной выразительности.
Они делятся на положительные, используемые с целью достичь нужного эффекта, и отрицательные, которые делают речь неблагозвучной, алогичной или наделяют её другими недостатками.
Виды синтаксических средств:
Пример риторического вопроса: «Петя, зачем же ты разбил вазу?». Восклицание: «Какое прекрасное лето!». Обращение: «О, родина, о, Русь моя!».
Примеры употребления оксюморона: живой труп, горячий снег, грустная радость, сладкая горечь, плохой хороший человек.
Следует различать оксюморон и стилистические конструкции, подчёркивающие свойства, нехарактерные для объекта.
Например: сладостные мучения (для кого-то они могут быть такими), горький мёд (когда в продукте есть привкус горечи). По некоторым классификациям к фигурам мысли относят также умолчание (апосиопезу).
Некоторые нюансы
Не до конца понимая, с какой целью можно употреблять ту или иную конструкцию, лучше избегать повторов, на которых основано большинство образных средств. Также важно учитывать, что впечатление во многом зависит от роли части речи, которая может быть основной или вспомогательной. Имеет значение и фонетическое окружение.
Кроме синтаксических и лексических средств, существуют морфологические. Это ряд приёмов, основанных на частом употреблении глаголов, прилагательных, существительных или других частей речи. Задачи могут быть разными: передать динамичность, подчеркнуть звуки природы, сделать описание более насыщенным, акцентировать внимание читателя на тревожности, спокойствии, безмятежности и так далее. Умение разбираться в средствах художественной выразительности и применять их по назначению поможет сделать устную и письменную речь богатой, яркой и содержательной.
Источник
Что такое Средства выразительности
Средства выразительности — это тропы и фигуры речи, которые украшают речь, приносят выразительность, эмоциональность и яркость.
Средства художественной выразительности (таблица)
Средства художественной выразительности делятся на лексические и синтаксические.
Лексические средства выразительности
Это лексическое значение слов и выражений. Лексическое значение слова — это значение, понятие, смысл явления/предмета.
Например, тропы (слова используются в переносном значении).
Фигура речи | Значение | Пример |
---|---|---|
Аллегория | Изображение абстрактной идеи посредством какого-то конкретного образа |
|
Гипербола | Явное преувеличивание или приукрашивание действительности |
|
Ирония | Передаётся противоположность того, что человек думает на самом деле, это насмешка | |
Лексический повтор | Повтор слов или целых словосочетаний | |
Литота | Сильное преуменьшение |
|
Метафора | Два термина сравниваются в необычном смысле |
|
Метонимия | Замена одного термина на другой, при существовании логической связи между ними |
|
Олицетворение | Одушевление неодушевлённых предметов |
|
Перифраз | Иносказание; наименование меняется на какие-то характеристики | использование «голубая планета» вместо «Земля» |
Сарказм | Недобрая ирония, колкое выражение с юмором | Хороший парфюм. Как долго ты в нём мариновался? |
Синекдоха | Какое-то небольшое, частное понятие заменяется более обобщённым или наоборот |
|
Сравнение | Сопоставление двух понятий, часто присутствуют союзы: как, будто и др. | жёлтые, как янтарь, глаза |
Эпитет | Для описания чего-либо используется прилагательное, наречие, причастие или глагол |
|
Синтаксические средства выразительности
Это фигуры речи, то, как автор создаёт словосочетания, тем самым он расставляет акценты и эмоционально влияет на читателя.
Фигура речи | Значение | Пример | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Анафора (единоначатие) | Повторение в начале строк, предложений и др. | Город пышный, город бедный. (А. С. Пушкин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Антитеза | Противопоставление слов или понятий | ученье — свет, а неученье — тьма | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Градация | Постепенное воспроизведение событий или чувств по возрастающей (или убывающей) траектории | Пришёл, увидел, победил | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Именительный темы | Отделение существительного в именительном падеже |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Многосоюзие (полисиндетон) | Однородные члены объединяются намеренным повторением союзов | Был тиф, и лёд, и голод, и блокада (Г. Шенгели) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оксюморон | Парадокс, постановка вместе слов с противоположным значением |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Парцелляция | Деление предложения на отдельные фразы или слова для придачи особо значимой выразительности | Молодой артист заболел. И в несколько дней потерял слух. Навсегда. Почти полностью (И. Андроников) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Риторический вопрос, восклицание, обращение | Применяются для интенсификации выразительности |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Синтаксический параллелизм | Повторение структуры предложения или отдельных его частей (внутри предложения) | Я — царь, я — раб, я — червь, я — бог (Г. Р. Державин) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Умолчание | Автор прерывает слова героя, чтобы читатель сам понял, что тот хотел сказать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эллипсис | Исключение одного из членов предложения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эпифора | Повторение окончания предложения (слова или словосочетания) |
Повтор | В начале, конце, на стыке предложений | Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы |
Антитеза | Противопоставление. Часто используются антонимы. | Волос длинный – ум короткий |
Градация | Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления | Тлеть, гореть, пылать, взрываться |
Оксюморон | Соединение противоречий | Живой труп, честный вор. |
Инверсия | Изменения порядка слов | Пришел он поздно (Он поздно пришел). |
Параллелизм | Сравнение в форме сопоставления | Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова. |
Эллипсис | Пропуск подразумевающегося слова | За шапку и в дверь (схватился, вышел). |
Парцелляция | Разделение единого по смыслу предложения на отдельные | И думаю я снова. О тебе. |
Многосоюзие | Соединение через повторяющиеся союзы | И я, и ты, и все мы вместе |
Бессоюзие | Исключение союзов | Ты, я, он, она – вместе целая страна. |
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. | Используются для усиления чувств | Какое лето! Слушай, страна! |
Умолчание | Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения | Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете! |
Эмоционально-оценочная лексика | Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора | Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд. |
Тест «Средства художественной выразительности»
Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.
Прочитайте следующий отрывок:
«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»
Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?
Ответ на тест дан в конце статьи.
Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.
Изучайте выразительный язык, его законы. Определите для себя, чего не хватает в ваших выступлениях, в вашем рисунке. Думайте, пишите, экспериментируйте, и ваш язык станет послушным инструментом и вашим оружием.
Ответ на тест
К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.
А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.
Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.
Источник
➤ Adblockdetector