Меню

Инновации как средство повышения качества

Инновационная деятельность как способ повышения качества образовательного процесса

«Кто не знает куда направляется, тот очень удивится, попав не туда»

Не секрет, что судить о работе того или иного образовательного учреждения нужно по достижениям его учеников. Дать высокие и качественные результаты может лишь человек, который находится в максимально улучшенной социальной среде, которому нет необходимости задумываться об организации условий своего труда. Современное оборудование позволяет создать в общеобразовательной школе благоприятную среду для полноценных и качественных условий учебного и внеучебного труда учащихся и работы педагогов

Содержимое разработки

Инновационная деятельность как способ повышения качества образовательного процесса

Бутаков Ю.В. учитель информатики

МАОУ СОШ №1 г.Белярский, ХМАО Югра

«Кто не знает куда направляется, тот очень удивится, попав не туда»

Не секрет, что судить о работе того или иного образовательного учреждения нужно по достижениям его учеников. Дать высокие и качественные результаты может лишь человек, который находится в максимально улучшенной социальной среде, которому нет необходимости задумываться об организации условий своего труда. Современное оборудование позволяет создать в общеобразовательной школе благоприятную среду для полноценных и качественных условий учебного и внеучебного труда учащихся и работы педагогов

Помимо создания благоприятных условий для работы школьного коллектива достижению учащимися высоких результатов способствует внедрение в учебно-воспитательный процесс инновационных образовательных ресурсов, определяющих новое содержание, формы и методы образования школьников.
Иннова́ция, нововведение (англ. innovation) — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.

Инновационная деятельность педагога в современном образовании – важнейшая составляющая образовательного процесса.

Что же такое «Инновационная деятельность»?

Инновационная деятельность — это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве с целью получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах.

Практически все педагоги видят в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация — это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

В педагогике понятие «инновационная деятельность» рассматривается несколько глубже и имеет широкий смысловой диапазон. Это целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики, это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это социально-педагогический феномен, отражающий творческий потенциал педагога.

Как педагогическая категория этот термин относительно молод, и в этом одна из причин того, что существуют разные подходы к определению данного понятия.

Не смотря на различные трактовки понятия, главным показателем инновации является прогрессивное начало в развитии общеобразовательного учреждения по сравнению со сложившимися традициями и массовой практикой.

В современном обществе первая волна осознания потребностей в новом качестве образования вылилась в идею создания учебных заведений нового типа: гимназий, лицеев, колледжей, образовательных центров, учебно-воспитательных комплексов и т. д.

Вторая волна преобразований привела к потребности в расширенном, качественно новом научном обеспечении образовательных и воспитательных процессов в учреждениях образования, не способных к самостоятельным, осознанным и целенаправленным преобразованиям

Россия входит в международный рынок образовательных услуг и приводит в соответствие с общепринятыми во всем мире требованиями учебные планы и образовательные программы школ, средних специальных учреждений и вузов.

Инновационная деятельность и ее процесс во многом зависят от инновационного потенциала педагога. Поэтому есть необходимость рассмотреть эту категорию.

Инновационный потенциал личности связывают со следующими основными параметрами:

— творческая способность генерировать и продуцировать новые представления и идеи, а главное — проектировать и моделировать их в практических формах;

— открытость личности новому, отличному от своих представлений, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления;

— культурно-эстетическая развитость и образованность;

— готовность совершенствовать свою деятельность, наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность средств и методов;

— развитое инновационное сознание (ценность инновационной деятельности в сравнении с традиционной, инновационные потребности, мотивация инновационного поведения).

Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).

Инновационная деятельность преподавателей имеет свою специфику. Она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. В силу специфики новаторской, поисковой работы она осуществляется очень часто на ощупь, за пределами существующего опыта и лишь частично может регулироваться и контролироваться действующими институтами. Следовательно, свобода творчества должна сопрягаться с высочайшей личной ответственностью субъекта инновационного поиска.

Необходимым условием успешной реализации инновационной деятельности педагога являются умения принимать инновационное решение, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры.

Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:

— происходящими социально-экономическими преобразованиями, которые обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методики и технологии организации учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях различного типа.

— усилением гуманитаризации содержания образования, непрерывным изменением объема, состава учебных дисциплин; введением новых учебных предметов, требующих постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения. В данной ситуации существенно возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде, актуализируются задачи роста профессионального мастерства педагогов;

Читайте также:  Как выбрать безопасные средства для посудомоечных машин

— изменением характера отношений педагогов к самому факту освоения и применения педагогических новшеств. Сейчас инновационная деятельность в образовании приобретает избирательный, исследовательский характер. Именно поэтому важным направлением в деятельности руководителей педагогических коллективов, методических служб учебных заведений становится анализ и оценка вводимых преподавателями педагогических инноваций, создание необходимых условий для их успешной разработки и применения;

— вхождением образовательных учреждений в рыночные отношения, которые формируют реальную ситуацию их конкурентоспособности.

Самые распространенные и значимые инновации по их принадлежности к учебно-воспитательному процессу связаны:

— с переходом к деятельностной парадигме образования, внедрением компетентностного подхода в образовании, так как традиционный знаниевый подход, ориентированный на достигнутый уровень развития наук и технологий, принципиально не отвечает требованиям динамично развивающегося общества (содержание образования);

— организацией учебного процесса и внедрением новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития инновационного учебного процесса (методики, технологии, методы и средства обучения);

— профилизацией и специализацией общего образования, которые позволяют формировать глобальную систему открытого, гибкого, индивидуализированного, непрерывного образования человека в течение всей его жизни (организационные формы образования);

— профессионализацией управленческой деятельности как одним из условий успешности и эффективности инновационных процессов в образовании (управление ОУ).

В зависимости от концептуальных положений обновления и содержания образования инновационные процессы можно разделить на методико-ориентированные и проблемно ориентированные.

В основе методико-ориентированных инновационных процессов лежат реализации той или иной образовательной технологии и методики, например:

— применение современных информационных технологий;

— применение принципа интеграции содержания образования;

В рамках методико-ориентированных педагогических технологий обязательным условием профессиональной практической деятельности, подготовленности, компетентности и педагогического мастерства преподавателя должны стать следующие подходы к современной организации обучения:

личностно-ориентированный подход. Для достижения личностного роста студентов используется стратегия сотрудничества, помощи, понимания, уважения и поддержки при выборе методов и средств работы;

сущностный подход отражается во взаимодействии преподавателей в направлении развития способностей студентов на основе формирования сущностных системных знаний при установлении междисциплинарных связей;

операционно-деятельностный подход основывается на ключевых позициях государственных образовательных стандартов. Умение действовать у студентов формируется в процессе приобретения знаний, то есть знания усваиваются в ходе их практического применения;

профессионально ориентированный (компетентностный) подход к обучению выражается в формировании у студентов профессиональной компетентности и профессиональных установок;

контекстный подход выражается в соответствии содержания изучаемых дисциплин государственному образовательному стандарту.

Перечисленные современные образовательные технологии соответствуют требованиям и положениям концепции образования.

Профессионализм каждого преподавателя можно охарактеризовать одним из уровней:

Репродуктивный – умеет пересказать другим то, что знает сам;

Адаптивный – умеет приспособить своё сообщение к аудитории слушателей;

Локально-моделирующий – владеет стратегиями формирования системы ЗУН по отдельным разделам программы;

Системно-моделирующий знания – владеет стратегиями формирования системы знаний, умений, навыков по курсу в целом;

Системно-моделирующий творчество – владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования творческой личности, способной к саморазвитию в новых условиях.

Преподаватели, находящиеся на репродуктивном уровне деятельности, целиком поглощены самим преподаваемым предметом, его пересказом, близким к тексту. На адаптивном уровне увеличивается количество структурных элементов педагогической системы и связей между ними. Педагог ищет, как приспособить учебную информацию к особенностям аудитории, но главным при этом остаётся информация. На локально-моделирующем уровне деятельности достаточное владение информацией позволяет учителю начать поиск различных способов её предъявления. При этом он оказывается способным накопить психологические знания о классе и об отдельных учащихся. На уровне системно-моделирующем знания в зону активного внимания педагога попадают цели педагогической системы. Только на этом уровне деятельности возникает вопрос о том, в какой мере индивидуальная система работы педагога подчинена целевому результату. Уровень системно-моделирующего творчества соответствует высшему мастерству преподавателя, когда его внимание сфокусировано на личности обучаемого, когда педагог превращает учебный предмет в средство формирования творческой личности ученика, способной к саморазвитию и личностному самоутверждению.

Если говорить более просто и однозначно, то главной причиной, заставляющей обращаться к инновационной деятельности, является острая конкуренция, с которой приходится сталкиваться практически каждому коллективу, оказывающему услуги в сфере образования. Сегодня коллективы общеобразовательных учреждений обязаны самостоятельно заботиться о сохранении конкурентоспособности, отслеживать и прогнозировать ситуацию на образовательном рынке, линию поведения основных и потенциальных конкурентов, появление новых научных и технологических достижений и др. и, соответственно, быть чуть впереди.

Формирование конкурентоспособного специалиста в современных условиях возможно только при внедрении и включении в образовательный процесс проблемно и методико-ориентированных инноваций, отвечающих положениям общих инновационных процессов, отраженных в программах и концепциях.

Инновационную деятельность можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; она предполагает наличие определенной степени свободы действий у соответствующих субъектов. Ценность инновационной деятельности для личности связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством. Трудности, возникающие в процессе инновационной деятельности, предстают перед личностью как перспектива возможности их разрешения своими силами. Вместе с тем без инновационной составляющей нельзя представить деятельность современного образовательного учреждения.

Источник



ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
статья

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Скачать:

Вложение Размер
sovremennye-tehnologii-obucheniya-kak-sredstvo-povysheniya-kachestva-obrazovaniya_1.doc 37 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Инновационная деятельность предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. А именно: научно-исследовательская деятельность; проектная деятельность; образовательная деятельность.

Инновационные технологии в образовании — это организация образовательного процесса, построенная на качественно иных принципах, средствах, методах и технологиях и позволяющая достигнуть образовательных эффектов, характеризуемых:

— усвоением максимального объема знаний;

— максимальной творческой активностью;

— широким спектром практических навыков и умений.

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентностей». Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий.

Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени. В настоящий момент в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении.

2. Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета.

3. Информационно — аналитическое обеспечение учебного процесса и управление качеством образования школьника.

4. Мониторинг интеллектуального развития.

5. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика.

6. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ.

7. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы.

Традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

  1. Алексеева, Л. Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента/ Л. Н. Алексеева// Учитель. — 2004. — № 3.
  2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьников. М.: Просвещение. – 1984.
  3. Бычков, А. В. Инновационная культура/ А. В. Бычков // Профильная школа. — 2005. — № 6.
  4. Войниленко Н.В. Совершенствование контрольно-оценочных процессов как фактор управления качеством начального общего образования. // Мир науки, культуры, образования. — № 4 (23) – 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ни для кого не секрет, что у значительной части современных учащихся снижен уровень учебной мотивации, слабо развиты как высшие психические функции – память, логика, мышление, анализ, самоконтро.

Представлен план-конспект педагогического семинара по данной теме. Современное мобильное, постоянно изменяющееся общество функционирует в ежеминутно возрастающем потоке новой информации. В настоящее в.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ обучения для Повышение качества профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ.

. Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога. Использование в практике преподавания предмета элементов разных технологических подходов, их критический ана.

Тема по самообразовани.ю » Практическая направленность приобучении английскому языку как средство повышения качества оюразования в обучении иностранному языку» представлена на 2016-2021 год.

Для повышения эффективности образовательного процесса, при подготовке и проведении занятий теоретического обучения использую информационные технологии, внедряя электронные образовательные ресурс.

Методическое пособие«Создание положительной мотивации как средство повышения качества образования» Автор-с.

Источник

Инновации как способ повышения качества работы педагогического коллектива
статья по теме

Из опыта работы образовательного учреждения

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_khasanovoy_e.g.docx 24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел Образования Исполнительного комитета Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан

Выступление на августовской конференции -2013г. на тему:

«Инновации как способ повышения качества работы педагогического коллектива»

Подготовила: Хасанова Э.Г., заместитель директора по УВР,

Инновация как способ повышения качества работы педагогического коллектива.

Без стремления к научной работе
учитель неизбежно попадает во власть
трех педагогических демонов: механичности,
рутинности, банальности.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников. Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и учебно-исследовательской деятельностью воспитанников.

Само понятие инновация появилось в научном исследовании в XIX веке. Новую жизнь это понятие получило в начале XX в. Инновация – это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов, является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека. В наше время, когда полностью система образования претерпевает значительные изменения: меняются приоритеты, структура образования, его содержание, повышается статус образования, предъявляются новые требования к уровню и качеству образования, наверное, без инновации невозможно. Не зря на уровне государства решаются эти проблемы: вводятся новые информационные технологии, все школы Татарстана обеспечиваются информационно – коммуникативной техникой. Одно дело оборудовать школу, другое научить педколлектив работать с этой техникой. Два года назад в школе было внедрено «Электронное образование», а сегодня все учителя прекрасно работают в этой системе, хотя изначально были затруднения, противоречия, консервативные взгляды. Значит, все учителя шагают в ногу со временем. Верно гласит пословица: «Кто не движется вперед, тот отстает». Все школы нашей республики, района работают инновационно, без этого не было бы результатов. Совершенствование профессиональных навыков достигается путем повышения своей квалификации, прохождением аттестаций, курсов повышения. В этом году 13% учителей прошли переподготовку по своей должности. В повышении качества работы значительная роль принадлежит учебно-методическому центру, который оказывает практическую помощь, стимулирует инновационную деятельность, создает условия для профессионального роста педагогов.

Говоря конкретно о своей школе, во-первых, нельзя не отметить следующие инновации (может, кому-то все наши инновации могут показаться само собой разумеющимися мероприятиями, но для нас это очень прогрессивные шаги:

1.За последний год произошла смена административного состава школы. Я вообще не имела опыта административной работы, что потребовало активного самообразования, и в частности, изучения позитивного опыта других руководителей как внутри школы, так и вне. Одним словом, не было опыта, но и не было груза устоявшихся взглядов и сложившихся межличностных отношений.

2. За последние годы произошел значительный приток свежих сил, что снизило долю консерватизма в педагогическом коллективе и расширило круг единомышленников. В нашем коллективе 16 педагогов, из них 5 выпускники нашей же школы, т.е. одна третья часть коллектива. Это молодые энергичные педагоги, которые готовы к внедрению инноваций.

3. Наш коллектив, наверное, самый молодой. В то время как учительство в целом по России стареет, у нас средний возраст- 35 лет. Это уже инновация, т.е наш коллектив имеет инновационный потенциал. Ведь говоря об инновациях, очень важное место занимает инновационный потенциал педагога. Это желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании. А молодые, я считаю, быстрее осваивают новое.

4. При внедрении ФГОС, все знаем, важным считается воспитание. Это у нас было уже в 1996 году, когда учебно-воспитательный план мы изменили на воспитательно- учебный, мы понимали, что без воспитанности нельзя говорить о результатах в обучении. Перед всем коллективом стоит первоочередная задача- воспитать обучающихся, это давно забытое старое, сегодня снова – инновация. Результатом кропотливой воспитательной работы является победа в «Созвездии – Йолдызлык-2013» в номинации «Конферанс». Руководитель Гильманова Эндже Ринатовна, выпускница нашей школы, энергичный, талантливый педагог. Под ее руководством уже два года «Театр здоровья» становится лауреатом республиканского тура.

5. У нас сложилась устойчивая система преподавания английского языка на начальной ступени обучения (УМК «Enjoy English» М.З. Биболетовой и др.);

Приоритетным направлением в школе в прошлом году мы взяли английский язык, часы из компонента выделили этому предмету. Руководство школы поставило задачу и перед педагогами — выучить 10 предложений на английском языке, с этой целью учитель Алина Габбасовна провела вступительные занятия для учителей, о результатах говорить еще рано, но это способствует сплоченности, взаимопониманию членов коллектива. Сама Алина Габбасовна, как учитель английского языка, проходит дистанционное обучение по программе «Education», директор школы проходит дистанционные курсы по английскому языку “Education First”. Алина Габбасовна, наша выпускница, целеустремленная, участвовала в финале районного тура «Учитель года».

6.Очень важно уметь руководителю образовательного учреждения преподнести каждое новшество так, чтобы педагог был заинтересован и готов к внедрению этого новшества. Этой проблемой в школе занимается методический совет, возглавляемый заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Уже третий год, как был введен ФГОС на начальной ступени образования, на протяжении 2012-2013 учебного года важной темой заседаний методических советов стала «ФГОС в основной школе». Мы изучали требования, структуру, основные положения. Совместно с учителями начальных классов были проведены открытые уроки с использованием элементов ФГОС. Такая работа уже готовит педагогов основной школы к незаметному переходу к новым стандартам, и я уверена, что, качество работы учителей через год будет выше.

7. По годовому плану школы было предусмотрено проведение предметных дней. Все предметники очень интересно, на высоком методическом уровне провели мероприятия. Особенно интересен был день физической культуры, когда в соревнованиях по волейболу участвовала команда педагогов и обучающихся. После напряженного насыщенного рабочего дня такие мероприятия позволяют снять эмоциональное напряжение.

8.Я считаю, одним из форм повышения качества работы учителей является проведение открытых уроков не только внутри методического объединения, но и для родителей. Мы объявляли «День открытых дверей» для родителей. Все желающие могли присутствовать на любом уроке. Родители с интересом отнеслись к этому предложению и посетили по несколько уроков в день.

Делая вывод моему выступлению, хочу отметить следующее: для повышения качества работы педагогов, я считаю, самым важным является психологический микроклимат в школе. Если педагог компетентный, именно взаимоотношения с администрацией определяют результативность труда. Администрация, не должна строить отношения на повышенных тонах, это уже создает барьер. Сегодня и Сингапурская методика обращает внимание на взаимоотношения. Ведь педагог должен быть уверен в защищенности его личности в коллективе, чувствовать себя комфортно. Этот вопрос у нас стоит на особом контроле. Педагогический коллектив наибольших результатов может добиться, если в школе целенаправленно решается одна из самых первоочередных управленческих задач – формирование, сплочение, воспитание и развитие педагогического коллектива – главного субъекта обучения, воспитания и развития учащихся.

Источник