Меню

Информационный язык как средство представления информации конспект

XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Введение . Существование области и предмета информатики немыслимо без ее основного ресурса — информации. Информация — одна из сложнейших, еще Понимая информацию как один из основных стратегических ресурсов обще­ства, необходимо уметь его оценивать как с качественной, так и с количественной стороны. На этом пути существуют большие проблемы из-за нематериальной природы этого ресурса и субъективности восприятия конкретной информации различными индивидуумами чело­веческого общества.

Термин информация происходит от латинского (informatio), что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть от­ражение реального мира с помощью сведений (сообщений). Сообщение — это форма пред­ставления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п. В широком смысле информация — это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой приро­дой, людьми и устройствами.

Цель: разобраться что такое информация и разобрать что такое свойства информации.

Предмет: свойства информации.

Большинство ученых в наши дни отказываются от попыток дать строгое определение информации и считают, что информацию следует рассматривать как первичное, неопределимое понятие подобно множества в математике. Некоторые авторы учебников предлагают следующие определения информации:

Информация это знания или сведения о ком-либо или о чем-либо.
Информация это сведения, которые можно собирать, хранить, передавать, обрабатывать, использовать.

Информатика – наука об информации или

– это наука о структуре и свойствах информации, способах сбора, обработки и передачи информации или

– информатика, изучает технологию сбора, хранения и переработки информации, а компьютер основной инструмент в этой технологии.

Термин информация происходит от латинского слова informatio, что означает сведения, разъяснения, изложение. В настоящее время наука пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятию информация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:

1. В быту информацией называют любые данные, сведения, знания, которые кого-либо интересуют. Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.;

2. В технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов (в этом случае есть источник сообщений, получатель (приемник) сообщений, канал связи);

3. В кибернетике под информацией понимают ту часть знаний, которая используется для ориентирования, активного действия, управления, т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы;

4. В теории информации под информацией понимают сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

Информация – это отражение внешнего мира с помощью знаков или сигналов.
Информационная ценность сообщения заключается в новых сведениях, которые в нем содержатся (в уменьшении незнания).

Информация окружает нас везде. Её можно получить откуда угодно. Например глядя на стену перед собой, мы видим какого она цвета. Информацию можно получить от любого механического объекта. Сам по себе объект несёт информацию о своей форме, цвете, весе и других свойствах. Так же мы можем получать информацию о процессах, которые протекают внутри объектов. Например чайник со свистком, издающий свист означает что в нём кипит вода. Но информацию мы можем получать не только от механических объектов с помощью наших органов чувств. Её нам могут передавать люди и природные явления. Так, если мы видим, что на улице идёт дождь – мы понимаем: если выйти туда без зонта, можно промокнуть – это информация, полученная с помощью умозаключения. Человек может передать некоторое послание на словах, то есть с помощью определённой системы условных знаков.

Информацию о физических объектах или явлениях человек получает в виде некоторых посланий, сигналов.

Сигнал – это определённое изменение физических величин, например плотности, времени или объёма.

Любая информация для человека – это система сигналов. Человек воспринимает их с помощью органов чувств или приборов, которые расширяют их возможности.

Сигналы бывают непрерывные и дискретные, то есть прерывающиеся.

Непрерывные сигналы могут принимать бесконечно много значений на каком-то промежутке. Этот промежуток является непрерывным. Чаще всего встречаются именно непрерывные сигналы. Так скорость может принимать любые значения, которые можно уточнять до бесконечности.

Дискретные сигналы могут принимать лишь конечное число значений. Это можно сравнить с оценкой ученика на уроке. Она может принимать лишь пять значений. Или с результатом подбрасывания монеты. Он может быть лишь один из двух. Все значения дискретных сигналов можно пронумеровать.

Различают основные виды информации, которые классифицируют по ее форме представления, способам ее кодирования и хранения:

графическая – один из древнейших видов, с помощью которого хранили информацию об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а затем в виде картин, фотографий, схем, чертежей на различных материалах (бумага, холст, мрамор и др.), которые изображают картины реального мира;

Читайте также:  Рефлексивные технологии воспитания как средство эффективной социализации личности школьника

звуковая (акустическая) – для хранения звуковой информации в 1877 г. было изобретено звукозаписывающее устройство, а для музыкальной информации – разработан способ кодирования с использованием специальных символов, который дает возможность хранить ее как графическую информацию;

текстовая – кодирует речь человека с помощью специальных символов – букв (для каждого народа свои); для хранения используется бумага (записи в тетради, книгопечатание и т.п.);

числовая – кодирует количественную меру объектов и их свойств в окружающем мире с помощью специальных символов – цифр (для каждой системы кодирования свои); особенно важной стала с развитием торговли, экономики и денежного обмена;

видеоинформация – способ хранения «живых» картин окружающего мира, который появился с изобретением кино.
Хранить информацию с помощью ПК можно на магнитных дисках или лентах, на лазерных дисках (CD и DVD), специальных устройствах энергонезависимой памяти (флэш-память и пр.). Эти методы постоянно совершенствуются, изобретаются и носители информации. Все действия с информацией выполняет центральный процессор ПК.

Предметы, процессы, явления материального или нематериального мира, если их рассматривать с точки зрения их информационных свойств, называют информационными объектами.

Над информацией можно выполнять огромное количество различных информационных процессов, среди которых: создание, прием, комбинирование, хранение, передача, копирование, обработка, поиск, восприятие, формализация, деление на части, измерение, использование, распространение, упрощение, разрушение, запоминание, преобразование, сбор и т.д.

Информация, как и любой объект, обладает свойствами, наиболее важными среди которых, с точки зрения информатики, являются:

Объективность. Объективная информация – существующая независимо от человеческого сознания, методов ее фиксации, чьего-либо мнения или отношения.

Достоверность. Информация, отражающая истинное положение дел, является достоверной. Недостоверная информация чаще всего приводит к неправильному пониманию или принятию неправильных решений. Устаревание информации может из достоверной информации сделать недостоверную, т.к. она уже не будет отражением истинного положения дел.

Полнота. Информация является полной, если она достаточна для понимания и принятия решений. Неполная или избыточная информация может привести к задержке принятия решения или к ошибке.

Точность информации – степень ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.

Ценность информации зависит от ее важности для принятия решения, решения задачи и дальнейшей применимости в каких-либо видах деятельности человека. Актуальность. Только своевременность получения информации может привести к ожидаемому результату.

Понятность. Если ценную и своевременную информацию выразить непонятно, то она, скорее всего, станет бесполезной. Информация будет понятной, когда она, как минимум, выражена понятным для получателя языком.

Доступность. Информация должна соответствовать уровню восприятия получателя. Например, одни и те же вопросы по-разному излагаются в учебниках для школы и вуза. Краткость. Информация воспринимается гораздо лучше, если она представлена не подробно и многословно, а с допустимой степенью сжатости, без лишних деталей. Краткость информации незаменима в справочниках, энциклопедиях, инструкциях. Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации.

Заключение. Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.

Делая из всего вышесказанного вывод, можно сказать, что информация — это главный ресурс, на котором строится информатика, и не только информатика. Без нее немыслимо существование этой науки. Нельзя дать единого объяснения понятию информация. Наиболее распространенное понятие информации — это информация как любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.

https :// murnik . ru / informatsiya — i — eyo — svoystva . html

Источник



Язык как способ представления и передачи информации

Информация часто передаётся в устной или письменной форме на естественном языке (русском, английском и др.). Язык должен быть известен всем людям, участвующим в общении. Кроме естественных языков существуют формальные, или искусственные, языки.

Язык — знаковый способ представления информации. С помощью языка информация передаётся в знаковой форме.

Знаковая система состоит из упорядоченного набора знаков (символов), который называется алфавитом. Полное количество символов алфавита называется мощностью алфавита.

Задачи, требующие автоматизированной обработки информации

Основные задачи автоматизации информационных процессов заключаются в:

· сокращении трудозатрат при выполнении традиционных информационных процессов и операций;

· устранении рутинных операций;

· ускорении процессов обработки и преобразования информации;

Читайте также:  Средства для чистки радиатора печки автомобиля

· расширении возможностей осуществления статистического анализа и повышении точности учетно-отчетной информации;

· повышении оперативности и качественного уровня обслуживания пользователей;

· модернизации или полной замене элементов традиционных технологий;

· облегчении возможностей широкого обмена информацией, участия в корпоративных и других проектах, способствующих интеграции и т.п.

Системы автоматизированной и автоматической обработки информации

Автоматизированная система управления (сокращённо АСУ) — комплекс аппаратных и программных средств, а также персонала, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п. Термин «автоматизированная», в отличие от термина «автоматическая», подчёркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации. АСУ с Системой поддержки принятия решений (СППР), являются основным инструментом повышения обоснованности управленческих решений.

Исторические этапы автоматизации обработки информации

В начале XVII века шотландский математик Джон Непер ввел понятие логарифма, опубликовал таблицы логарифмов. Затем в течение двух веков развивались вычислительные инструменты, основанные на использовании этой математической функции. Логарифмы позволяют свести трудоемкие арифметические операции – умножение и деление – к более простым – сложению и вычитанию. В результате появилась логарифмическая линейка. Этот инструмент до недавнего времени был вычислительным средством инженеров. И лишь ближе к концу XX столетия его вытеснили электронные калькуляторы.

В 1645 году французский математик Блез Паскаль создал первую счетную машину. Машина Паскаля позволяла быстро выполнять сложение многозначных чисел.

Первая ЭВМ — универсальная машина на электронных лампах — была построена в США в 1945 году.

Последовательность обработки прикладных программ

Такого не существует в природе, только вдумайтесь в этот странный набор слов. Как программу вообще можно обработать?

Жизненный цикл программного обеспечения

Жизненный цикл программного обеспечения (ПО) — период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания программного продукта и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации. Этот цикл — процесс построения и развития ПО.

· Формирование требований к АС (автоматизированной системе)

Источник

Конспект урока с презентацией «Форма и язык представления информации»
план-конспект урока (информатика и икт, 8 класс) по теме

Этот конспект урока я отправила на сайт 1 сентября и на конкурс в г. Троицк в номинации «Лучший урок и презентация»

Скачать:

Вложение Размер
urok_na_konkurs_po_teme_forma_i_yazyk_predstavleniya_informacii.docx 14.77 КБ
prezentaciya_k_uroku.pptx 260.7 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Форма и язык представления информации»

Есакова Марина Алексеевна, учитель информатики

Статья отнесена к разделу: Преподавание информатики

Совершенствование умений и навыков при работе с различными языками при представлении информации.

Применение их в новой ситуации.

Цели урока: раскрыть роль языков в передачи и получении информации.

Учебные: научить представлять информацию используя различные языки.

Развивающие: развивать умение систематизировать получаемые знания, познавательный интерес, самостоятельность.

Воспитательные: воспитывать пунктуальность и внимательность.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: объяснения нового материала.

Вид урока: изучение нового

Организационный момент (1-3 мин.)

Постановка цели и задачи урока (2 мин.)

Обобщение и систематизация знаний (3 мин.)

Объяснение нового материла (20 мин.)

Первичное закрепление (10 мин.)

Подведение итогов урока (3 мин.)

Материалы и оборудование для проведения урока: учебник Семакина «Информатика 8 класс», рабочая тетрадь «Информатика 8 класс», компьютеры с ОС Windows.

– Здравствуйте! Все готовы к уроку? Тетрадь, учебник, ручка.

2. Постановка цели и задачи урока

– Сегодня мы будем учиться представлять одну и ту же информацию различными способами.

3. Обобщение и систематизация знаний

– Для начала давайте вспомним, что такое информация?

– С помощью чего человек получает информацию?

– Какие основные информационные процессы вы знаете?

– Что такое знания?

4. Объяснение нового материала

Информацию можно представить в различной форме:

Знаковой письменной, состоящей из различных знаков, среди которых принято выделять: – символьную в виде текста, чисел, специальных символов,

В виде жестов или сигналов, устной словесной.

Форма представления информации очень важна при её передаче: если человек плохо слышит, то передавать ему информацию в звуковой форме нельзя, если у собаки слабо развито обоняние, то она не может работать в розыскной службе.

– Как люди передавали информацию в различные времена? (В разное время люди передавали информацию в различной форме: речи, дыма, барабанного боя, звона колоколов, письма, телеграфа, радио, телефона. Но независимо от формы передачи она всегда передаётся с помощью языка.)

– Чем вы пользуетесь на уроках математики? (На уроках математики вы используете специальный язык, в основе которого – цифры, знаки арифметических действий и отношений. Это язык математики.)

– Чем мы пользуемся на уроках музыки? (На уроках музыки главные знаки – ноты.)

– Но какие бы знаки мы не использовали все они составляют различные языки. А язык невозможен без алфавита. Язык – это знаковая система передачи информации. В основе любого языка лежит – алфавит.

Алфавит – набор однозначно определенных знаков (символов), из которых формируется сообщение.

Языки делятся на: естественные (разговорные) и формальные (научные). К естественным относятся английский, русский и т.д., к формальным языкам относится язык алгебры, физики и т.д.

Преобразование информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую называется кодированием.

Кодирование – процесс представления информации в виде кода.

Код – набор символов (условных обозначений) для представления информации.

Вы встречаетесь с кодированием информации при переходе дороги по сигналам светофора. Код определяют цвета светофора – красный, зеленый, желтый.

5. Практические задания

1. Запишите на музыкальном языке (нотами) следующий музыкальный фрагмент: до – фа – ре – ми – до – фа.

2. Мальчик закодировал свое имя по порядку буквы в алфавите. Разгадайте имя: 46151.

3. Угадай правило, по которому произошла шифровка слов и разгадай слова: лбко, амшр.

4. Приведите различные формы представления:

а) некоторого сообщения

б) условия математической задачи.

5. Представьте с помощью формальных и естественных языков следующую информацию:

а) нахождение площади треугольника

б) призыв о помощи

в) правило дорожного движения

1. Какие формы представления информации вы знаете?

2. Представьте информацию о погоде в различной форме?

3. С помощью чего передается информация?

4. Что такое алфавит? Что такое код, кодирование?

5. Что такое язык? На какие виды делится?

6. Где применяются естественные языки? Формальные?

Домашнее задание: придумать ребусы, которые зашифруют компьютерные термины, например: информация, компьютер, мышь и т.д.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Форма и язык представления информации Есакова М.А., учитель информатики МБОУ гимназии № 1 г.о. Краснознаменск

Цель урока: Сегодня мы будем учиться представлять одну и ту же информацию различными способами. Вопросы для повторения: – Для начала давайте вспомним, что такое информация? – С помощью чего человек получает информацию? – Какие основные информационные процессы вы знаете? – Что такое знания? – Виды знаний?

Представление информации: Графический тип «Снеговик состоит из трех комочков разных размеров. Сначала лепим большой комок, затем средний и маленький. Делаем нос, глазки, одеваем шляпу.» текстовый

Табличная форма: Число комков Размер комка Цвет комков 3 большой синий

Как люди передавали информацию в различные времена?

Чем мы пользуемся на математике, музыке?

Но какие бы знаки мы не использовали все они составляют различные языки. А язык невозможен без алфавита. Язык – это знаковая система передачи информации. В основе любого языка лежит – алфавит. Алфавит – набор однозначно определенных знаков (символов), из которых формируется сообщение. Языки делятся на: естественные (разговорные) и формальные (научные). К естественным относятся английский, русский и т.д., к формальным языкам относится язык алгебры, физики и т.д.

Преобразование информации из одной формы представления (знаковой системы) в другую называется кодированием. Кодирование – процесс представления информации в виде кода. Код – набор символов (условных обозначений) для представления информации. Вы встречаетесь с кодированием информации при переходе дороги по сигналам светофора. Код определяют цвета светофора – красный, зеленый, желтый.

. Запишите на музыкальном языке (нотами) следующий музыкальный фрагмент: до – фа – ре – ми – до – фа. 2. Мальчик закодировал свое имя по порядку буквы в алфавите. Разгадайте имя: 46151. 3. Угадай правило, по которому произошла шифровка слов и разгадай слова: лбко , амшр . 4. Приведите различные формы представления: а) некоторого сообщения б) условия математической задачи. 5. Представьте с помощью формальных и естественных языков следующую информацию: а) нахождение площади треугольника б) призыв о помощи в) правило дорожного движения

Итоги урока 1. Какие формы представления информации вы знаете? 2. Представьте информацию о погоде в различной форме? 3. С помощью чего передается информация? 4. Что такое алфавит? Что такое код, кодирование? 5. Что такое язык? На какие виды делится? 6. Где применяются естественные языки? Формальные?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок для учащихся 11 класса по теме «Графика на языке программирования ТР». Содержит теоретический материал, практическую работу и презентацию к уроку. Надеюсь, многим учителям информатики пригодится.

Русский язык для многих стал родным языком, потому что люди разных национальностей могут общаться на нём. А.С. Пушкин считал, что «язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми евро.

Конспект урока и презентация по английскому языку в 6 классе на тему: «My day» по учебнику Spotlight-6 V.Eva.

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн.

Обучение русскому языку в специальной (коррекционной) школе 8 вида носит прежде всего коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой предмета. Коррекционн.

Цели урока:· повторение и обобщение знаний учащихся о преставлении информации в памяти компьютера;· стим.

Тип урока: изучение нового материала. Работа по презетации.

Источник