Меню

Гигиенические основы здорового образа жизни детей

Консультация для педагогов «Гигиена — основа здорового образа жизни»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Консультация для педагогов

старшего воспитателя МБДОУ детского сада комбинированного вида № 7

Гигиена — основа здорового образа жизни

В процессе повседневного общения с детьми группы, педагогу необходимо воспитывать у них навыки личной и общественной гигиены, которым принадлежит первостепенная роль в предупреждении многих инфекционных заболеваний. Следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре, а навыки гигиены с возрастом постепенно совершенствовались и становились привычными. Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после прогулки пользоваться туалетом, и по мере загрязнения. Постепенно следует побуждать детей к выполнению более сложных действий – мыть лицо, шею, руки: ежедневно самостоятельно или с помощью взрослых мыть ноги перед сном, выполнять простейшие водные процедуры, влажное обтирание до пояса. Часть этих гигиенических навыков формируется в семье, поэтому на этапе дошкольного детства необходимо вести разъяснительную и просветительную работу с родителями, активно привлекая их гигиеническому воспитанию детей.

Начиная с 2,5- 3летнего возраста ребенка приучают чистить зубы щеткой с мягкой щетиной, используя детскую зубную пасту. Эту процедуру нужно выполнять два раза в день – утром и перед сном или сразу после приема пищи. Ребёнку старше двух лет прививать привычку полоскать рот питьевой водой после каждого приема пищи. Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут правильно осознанно выполнять все действия, связанные с гигиеной, понимая, что навыки эти могут им сохранить здоровье, не болеть, быть сильными, физически крепкими. Старшие дошкольники должны уметь пользоваться предметами личной гигиены: расческой, стаканом для полоскания, полотенцем и т.д.; понимать, что все предметы должны содержаться в чистоте и храниться в специальном месте.

Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культуры поведения и понимания необходимости быть всегда опрятными, замечать недостатки в своей одежде и уметь их самостоятельно устранять.

Приобретенные детьми первоначальные навыки гигиены целесообразно закреплять в тематических играх соответствующего содержания, которые можно проводить как в помещении, так и на участке. Тематические игры должны предусматривать возможность постепенного усложнения сюжета и способствовать совершенствованию приобретенных навыков. Знаний и умений. Важно, чтобы игры были интересными и увлекательными для детей, способствовали активизации их творческой инициативы. При организации игр необходимо использовать разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, муляжи, игрушки. В процессе гигиенического воспитания и обучения педагог рассказывает детям о правилах гигиены и значении их повседневного проведения для охраны здоровья, формирует у них представления о пользе утренней гимнастики, физических упражнений, спортивных игр, плавания. Для усвоения и закрепления гигиенических навыков можно использовать такие дидактические и сюжетно — ролевые игры, как «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Зимние забавы», «Семья», «Аптека» и т.д. Можно использовать разнообразные потешки, стихи при умывании детей или кукол.

Детям дошкольного возраста необходимо прививать, кроме того, элементарные знания из области общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной. Это — соблюдение чистоты и порядка в общественных местах. Ребёнок должен понимать, что нельзя сорить не только в квартире, группе, но и на улице, в скверах, парках, во дворах и в транспорте. Все эти сведения дети получают в процессе разнообразной деятельности, в каждом из режимных моментов воспитатель может найти то, что нужно запомнить, чтоб ы они хорошо усвоили нормы гигиенического поведения.

Усвоение правил гигиены в большой мере зависит от условий, в которых живут и воспитываются дети. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья рук, полоскания полости рта, проведения закаливающих процедур.

Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач. Для успешного их решения рекомендуется использовать разнообразные педагогические приемы с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий и процессе игры, систематическое напоминание о необходимости соблюдения гигиенических правил и постепенное повышение требований к их осуществлению. Следует добиваться от дошкольников четкого выполнение действий в их правильной последовательности. В старшей группе все большее значение обретают учебные мотивы. Дети уже могут выполнять действия, руководствуясь словестной инструкцией. Наиболее целесообразно сочетание наглядных и словестных методов: можно использовать красочные сюжетные картинки, сюжеты из сказок и др.

Гигиенические знания детей следует закреплять и совершенствовать при проведении НОД и в беседах о культуре быта и экологии. Интересными для детей могут быть такие литературные произведения, как «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе» К. И. Чуковского; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. В. Маяковского. На основе этих сюжетов можно разыграть маленькие сценки, распределив между детьми роли.

Навыки у детей будут более прочными, если они закрепляются постоянно в различных ситуациях. Важно, чтобы детям было интересно, и они могли видеть результаты своих действий, например, ребенку говорят, что он опрятно выглядит, что приятно есть за чистым, красиво накрытым столом и т.д.

При проведении НОД (физическое развитие) детям напоминают, как полезно для их здоровья и развития, то или иное упражнение, которое они выполняют, как важно заниматься в хорошо проветриваемом зале или на воздухе; говорят, как важно содержать в порядке физкультурную форму, а после окончания занятия аккуратно её складывать и убирать на место.

Ухаживая за растениями на участке, дети узнают, как правильно пользоваться предметами труда, инвентарем, соответствующим своему возрасту, как избежать травм. Старшим дошкольникам в доступной форме сообщают сведения о некоторых инфекционных заболеваниях, которые передаются через грязные руки, предметы. Для успешного усвоения детьми гигиенических норм и правил необходимо, чтобы все они неукоснительно выполнялись взрослыми, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Взрослые собственным примером должны содействовать формированию у детей гигиенических навыков.

Эффективность гигиенического воспитания и обучения дошкольников во многом зависит от внешнего вида и поведения окружающих его взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или его помощник приходили в группу небрежно одетыми, непричесанными. Следует постоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склоны к подражанию, поэтому и педагог, и его помощник должны всегда быть для них образцом опрятности, чистоплотности и культуры поведения.

Одновременно с гигиеническим воспитанием детей нужно знакомить с элементарными правилами безопасности жизнедеятельности. Им необходимо прививать знания и навыки, позволяющие избежать травм в разных ситуациях, учить соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, дать представление об экологии.

Дети должны знать, что нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощения и подарки от неизвестных людей. Дошкольников необходимо приучать, также быть осторожными при контакте с незнакомыми тем более бездомными животными; обучать основным правилам безопасного поведения на улице.

Скачать:

Вложение Размер
gigiena.docx 19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

старшего воспитателя МБДОУ детского сада комбинированного вида № 7

Гигиена — основа здорового образа жизни

В процессе повседневного общения с детьми группы, педагогу необходимо воспитывать у них навыки личной и общественной гигиены, которым принадлежит первостепенная роль в предупреждении многих инфекционных заболеваний. Следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре, а навыки гигиены с возрастом постепенно совершенствовались и становились привычными. Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после прогулки пользоваться туалетом, и по мере загрязнения. Постепенно следует побуждать детей к выполнению более сложных действий – мыть лицо, шею, руки: ежедневно самостоятельно или с помощью взрослых мыть ноги перед сном, выполнять простейшие водные процедуры, влажное обтирание до пояса. Часть этих гигиенических навыков формируется в семье, поэтому на этапе дошкольного детства необходимо вести разъяснительную и просветительную работу с родителями, активно привлекая их гигиеническому воспитанию детей.

Начиная с 2,5- 3летнего возраста ребенка приучают чистить зубы щеткой с мягкой щетиной, используя детскую зубную пасту. Эту процедуру нужно выполнять два раза в день – утром и перед сном или сразу после приема пищи. Ребёнку старше двух лет прививать привычку полоскать рот питьевой водой после каждого приема пищи. Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут правильно осознанно выполнять все действия, связанные с гигиеной, понимая, что навыки эти могут им сохранить здоровье, не болеть, быть сильными, физически крепкими. Старшие дошкольники должны уметь пользоваться предметами личной гигиены: расческой, стаканом для полоскания, полотенцем и т.д.; понимать, что все предметы должны содержаться в чистоте и храниться в специальном месте.

Формирование навыков личной гигиены неразрывно связано с воспитанием культуры поведения и понимания необходимости быть всегда опрятными, замечать недостатки в своей одежде и уметь их самостоятельно устранять.

Приобретенные детьми первоначальные навыки гигиены целесообразно закреплять в тематических играх соответствующего содержания, которые можно проводить как в помещении, так и на участке. Тематические игры должны предусматривать возможность постепенного усложнения сюжета и способствовать совершенствованию приобретенных навыков. Знаний и умений. Важно, чтобы игры были интересными и увлекательными для детей, способствовали активизации их творческой инициативы. При организации игр необходимо использовать разнообразные иллюстративные материалы к сказкам и рассказам, наглядные пособия, муляжи, игрушки. В процессе гигиенического воспитания и обучения педагог рассказывает детям о правилах гигиены и значении их повседневного проведения для охраны здоровья, формирует у них представления о пользе утренней гимнастики, физических упражнений, спортивных игр, плавания. Для усвоения и закрепления гигиенических навыков можно использовать такие дидактические и сюжетно — ролевые игры, как «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья», «Зимние забавы», «Семья», «Аптека» и т.д. Можно использовать разнообразные потешки, стихи при умывании детей или кукол.

Детям дошкольного возраста необходимо прививать, кроме того, элементарные знания из области общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной. Это — соблюдение чистоты и порядка в общественных местах. Ребёнок должен понимать, что нельзя сорить не только в квартире, группе, но и на улице, в скверах, парках, во дворах и в транспорте. Все эти сведения дети получают в процессе разнообразной деятельности, в каждом из режимных моментов воспитатель может найти то, что нужно запомнить, чтоб ы они хорошо усвоили нормы гигиенического поведения.

Усвоение правил гигиены в большой мере зависит от условий, в которых живут и воспитываются дети. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья рук, полоскания полости рта, проведения закаливающих процедур.

Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач. Для успешного их решения рекомендуется использовать разнообразные педагогические приемы с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий и процессе игры, систематическое напоминание о необходимости соблюдения гигиенических правил и постепенное повышение требований к их осуществлению. Следует добиваться от дошкольников четкого выполнение действий в их правильной последовательности. В старшей группе все большее значение обретают учебные мотивы. Дети уже могут выполнять действия, руководствуясь словестной инструкцией. Наиболее целесообразно сочетание наглядных и словестных методов: можно использовать красочные сюжетные картинки, сюжеты из сказок и др.

Гигиенические знания детей следует закреплять и совершенствовать при проведении НОД и в беседах о культуре быта и экологии. Интересными для детей могут быть такие литературные произведения, как «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе» К. И. Чуковского; «Что такое хорошо и что такое плохо» В. В. Маяковского. На основе этих сюжетов можно разыграть маленькие сценки, распределив между детьми роли.

Навыки у детей будут более прочными, если они закрепляются постоянно в различных ситуациях. Важно, чтобы детям было интересно, и они могли видеть результаты своих действий, например, ребенку говорят, что он опрятно выглядит, что приятно есть за чистым, красиво накрытым столом и т.д.

При проведении НОД (физическое развитие) детям напоминают, как полезно для их здоровья и развития, то или иное упражнение, которое они выполняют, как важно заниматься в хорошо проветриваемом зале или на воздухе; говорят, как важно содержать в порядке физкультурную форму, а после окончания занятия аккуратно её складывать и убирать на место.

Ухаживая за растениями на участке, дети узнают, как правильно пользоваться предметами труда, инвентарем, соответствующим своему возрасту, как избежать травм. Старшим дошкольникам в доступной форме сообщают сведения о некоторых инфекционных заболеваниях, которые передаются через грязные руки, предметы. Для успешного усвоения детьми гигиенических норм и правил необходимо, чтобы все они неукоснительно выполнялись взрослыми, как в дошкольном учреждении, так и в семье. Взрослые собственным примером должны содействовать формированию у детей гигиенических навыков.

Эффективность гигиенического воспитания и обучения дошкольников во многом зависит от внешнего вида и поведения окружающих его взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или его помощник приходили в группу небрежно одетыми, непричесанными. Следует постоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склоны к подражанию, поэтому и педагог, и его помощник должны всегда быть для них образцом опрятности, чистоплотности и культуры поведения.

Одновременно с гигиеническим воспитанием детей нужно знакомить с элементарными правилами безопасности жизнедеятельности. Им необходимо прививать знания и навыки, позволяющие избежать травм в разных ситуациях, учить соблюдать осторожность в обращении с режущими предметами, дать представление об экологии.

Дети должны знать, что нельзя принимать никаких лекарств и витаминов без контроля со стороны взрослых, а также брать угощения и подарки от неизвестных людей. Дошкольников необходимо приучать, также быть осторожными при контакте с незнакомыми тем более бездомными животными; обучать основным правилам безопасного поведения на улице.

Источник



ВНИМАНИЕ .

Наш сайт переехал:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Оренбургский областной центр медицинской профилактики»

460040, г. Оренбург, ул. Алтайская, д. 12а, тел.:8 (3532) 33-62-10, gob42@mail.orb.ru

ЗОЖ и гигиена

ГБУЗ «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ»г.ОРЕНБУРГ

(Лекция для подростков разработана врачом-педиатром 1 категории Шаймиевой М.М.)

Формирование здорового образа жизни

и личная гигиена у детей.

Все мы знаем, что здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего нашего общества. Здоровье – это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Не даром же при встречах и расставаниях с близкими и дорогими людьми среди множества пожеланий основным является пожелание доброго и крепкого здоровья. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивают ему долгую и активную жизнь.

Формирование здорового образа жизни начинается с раннего детства, и давайте наш разговор начнем об элементах этого образа, т.е. соблюдения гигиенических правил.

Правила личной гигиены предусматривают постоянный контроль за собой, за руками, ногтями, волосами, телом, зубами, одеждой.

На первый взгляд все кажется очень сложным, когда делается от случая к случаю. Если же все делать регулярно, каждый день, то это станет неотъемлемой частью каждого нового дня, частью вашей жизни.

Чистые руки предупреждают возникновение многих заразных заболеваний. Руки надо мыть часто и вытирать насухо. Мойте руки когда приходите с улицы домой, когда садитесь за стол, после посещения туалета, после игр с животными и т.д.

Согласитесь, неприятно смотреть на человека с длинными, грязными, неровными ногтями. Потому раз в неделю ногти нужно подстригать закругленными ножницами. Никогда не грызите ногти, это очень плохая привычка. Если не хватает силы воли бросить эту вредную привычку, смажьте кончики пальцев чем-нибудь горьким. Эту процедуру нужно будет повторять, пока не избавитесь от дурной привычки.

Приучите себя каждый день перед сном мыть ноги теплой водой с мылом. После мытья ноги нужно насухо вытирать. Ногти на ногах нужно стричь не реже 2-х раз в месяц, легче это сделать после того, как помоете ноги горячей водой. Кроме гигиенической необходимости, эта процедура способствует отдыху «уставших» ног, а в дальнейшем, когда вы подойдете к подростковому периоду своей жизни, по причине гормональных изменений в организме, ноги начнут потеть, особенно у мальчиков, потовые выделения имеют неприятный запах. И если вы с детства не приучили себя ухаживать за ногами – то в последствии это может вам повредить в личной жизни.

По этой же причине необходимо ежедневно, а лучше – 2 раза в день принимать душ. Опять-таки двойная польза – это и необходимая гигиеническая процедура, и метод закаливания организма, утром постоять под душем для закаливания, а вечером, чтобы смыть пот и грязь с тела.

За волосами нужен особый уход. Мыть волосы нужно по мере загрязнения, т.е. для всех этот период разный. Если волосы жирные, то загрязняются они быстрее и мыть их надо чаще. Один раз в месяц волосы надо подстригать, длинные волосы для того, чтоб срезать секущиеся концы, а тем, у кого короткие волосы, чтобы стрижка не теряла свой вид. У каждого должна быть своя личная расческа, при пользовании чужой расческой можно заразиться педикулезом и грибковыми заболеваниями.

Нужно постоянно следить за состоянием зубов и ротовой полости. Здоровые зубы – это не только красота, но и здоровье. Больные зубы – источник инфекции. Различные заболевания зубов, недостаточный уход за ними, потеря их у взрослого человека (у деток молочные зубы заменяются постоянными), приводит к изменению облика лица, нарушению функции жевания, что влечет за собой нарушение пищеварения и вызывает заболевания органов пищеварения (гастрит и т.д.).

Зубы обязательно надо чистить утром и вечером, а еще лучше – после каждого приема пищи. Если же такой возможности нет, то прополощите рот водой, а застрявшие между зубами остатки пищи удалите зубочисткой или зубной нитью. Чистить зубы надо 2-3 минуты обязательно своей индивидуальной зубной щеткой. Щетку надо менять через каждые 2-3 месяца. Никогда не пользуйтесь чужой зубной щеткой, даже если эта щетка ваших родителей или братьев и сестер. Существует много скрытных инфекционных заболеваний, которыми можно заразиться при пользовании чужими зубными щетками, среди них такие очень серьезные заболевания, как вирусные гепатиты «В» и «С». Обязательно 1-2 раза в год надо посещать зубного врача. Не бойтесь. При осмотре врач может заметить маленькую дырочку и безболезненно залечить ее и спасет зуб.

Личная гигиена – это не только гигиена тела, но и одежды, обуви. Грязная одежда с дырами производит неприятное впечатление, даже если вы сами только что из душа. Стирать одежду надо по мере загрязнения, а нижнее белье и носки – каждый день.

Одежда должна быть обязательно выглажена, потому что, даже в чистой, но мятой одежде человек выглядит неряшливо. За обувью следите каждый день. в сухую погоду вытирайте пыль, в сырую очищайте от грязи и обязательно сушите.

Носите только свою одежду и обувь, никогда не меняйтесь ни с кем, так как через них можно заразиться инфекционными и заразными кожными заболеваниями. Одежда и обувь должны быть вашего размера и быть удобными, не затруднять ваши движения.

В кармане обязательно должен быть носовой платок, но не забывайте его стирать.

Все предметы личной гигиены должны быть строго индивидуальными (зубная щетка, расческа, мочалка, полотенца, маникюрный и бритвенный приборы и т.д.). За их чистотой так же нужно смотреть.

Итак, соблюдение правила личной гигиены поможет нам избежать многих неприятностей, которые доставляют человеку инфекционные заболевания.

Но личная гигиена является лишь одним из факторов здорового образа жизни. Для сохранения и укрепления здоровья необходимо соблюдать еще ряд жизненноважных моментов, и начать видимо нужно с организации своей жизнедеятельности.

Но для того, чтобы вести организованный образ жизни, все успевать, необходимо придерживаться определенного распорядка дня. Ваш режим должен предусмотреть определенное время для учебы, отдыха, приема пищи, сна и других мероприятий.

Важным условием сохранения здоровья является чередование работы и отдыха, а вашей работой является учеба. Отдых вовсе не означает состояния полного покоя. Желательно, чтобы характер отдыха был противоположен характеру работы. Вы у нас люди умственного труда, много времени проводите в помещении, поэтому отдых вам нужен на свежем воздухе и отдых активный, с физической нагрузкой, будь это игры на свежем воздухе, занятия на стадионе или помощь родителям на дачном участке или по дому.

Для нормальной деятельности нервной системы и всего организма большое значение имеет полноценный сон. Время сна должно быть не менее 8 часов. Спать надо в хорошо проветренном помещении и с открытой форточкой, с выключенным светом и в тишине. Белье должно быть свободным, нельзя спать в верхней одежде. Желательно ложиться спать в одно и то же время. Нельзя на ночь смотреть фильмы ужасов, боевики – это никак не способствует быстрому засыпанию и спокойному сну.

Приучите себя к организованной жизни, т.е. утром, услышав звонок будильника или ласковый голос мамы, или бабушки поднимайтесь без повторения побудок, когда голос мамы становиться менее ласковым и у вас желания встать, увы, не прибавилось. Приучите себя ежедневно после сна заниматься утренней гимнастикой, т.к. она прогонит остатки сонливости, придаст сил, бодрости и хорошего настроения.

Не избегайте физических нагрузок, они очень полезны человеку. Известно, что даже у здорового человека, если он не тренирован, ведет сидячий образ жизни и не занимается физкультурой, даже при самой небольшой физической нагрузке учащаются дыхание и сердцебиение. А сила и работоспособность мышцы сердца находятся в прямой зависимости от силы и развития всей нашей мускулатуры. Поэтому физическая тренировка, развивая мускулатуру тела, в то же время укрепляет сердечную мышцу. А сердце – это наш мотор и наше самочувствие напрямую связано с работой сердца.

Кроме того, человек с хорошо развитой мускулатурой внешне очень выгодно отличается от даже здорового человека, но физически не развитого. И одежда на нем сидит прекрасно, и сам себя такой человек чувствует уверенно и самодостаточно. А возможностей у вас для формирования и развития мускулатуры более чем достаточно, это и утренняя зарядка, это различные спортивные кружки и секции, это занятия танцами, это и просто физическая помощь дома.

Очень важной мерой профилактики против простудных заболеваний является закаливание организма. Самый простой способ закаливания – это воздушные ванны. Полезно как можно больше времени проводить на свежем воздухе, загорать, купаться. В домашних условиях – это водные процедуры. Начинать нужно с растираний тела сухим полотенцем в течение нескольких дней, затем перейти к влажным обтираниям, так же несколько дней, затем нужно перейти к обливаниям сначала теплой водой (температура 35-36ºС) т.е. температура тела) постепенно переходя к более холодной, с последующим растиранием тела сухим полотенцем.

Для сохранения здоровья определенные требования должны учитываться в режиме и в качестве питания. О режиме питания мы уже говорили раньше. Что же касается качества, то пища должна быть разнообразной и полноценной, т.е. содержать все необходимое для человека — жиры, белки, углеводы, витамины и минеральные вещества. Нельзя переедать, это ведет к ожирению. Обед должен быть самым сытным, ужин – самым легким.

Необходимо отказаться от вредной привычки многими часами сидеть перед телевизором и компьютером. Это сохранит ваше зрение. Телевизор нужно смотреть на расстоянии не ближе 2-3 метров. Чрезмерное увлечение компьютерными играми отрицательно влияет на психику детей.

Старайтесь избежать таких вредных привычек, как курение, употребление спиртных напитков, ничего кроме вреда от этого вы не приобретете, причем вреда не только здоровью, но и становлению дальнейшей взрослой жизни. Для примера – пьющего человека никогда не возьмут на хорошую работу.

Дети обычно приобщаются к таким вещам из стремления казаться более взрослым. Но нет ничего нелепее и абсурднее, чем вид курящего или нетрезвого ребенка даже в подростковом возрасте и ничего кроме жалости и недоумения это не вызывает. Не верьте, что пиво не приводит к заболеванию алкоголизмом, еще как приводит. Ну а что касается наркотиков, то достаточно попробовать один раз и вы получите наркотическую зависимость, а это уже крах личности человека.

Итак, делаем вывод, что каждый человек имеет большие возможности для укрепления и поддержания своего здоровья, для сохранения трудоспособности, физической активности и бодрости до глубокой старости, т.е. наше здоровье в наших руках.

Источник

Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни
статья на тему

Понятие «Здоровье » имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения.

«Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия ,, а не только отсутствие болезней или физических дефектов(Е.И. Торохова, 1999г.)

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.

Скачать:

Вложение Размер
sistema_raboty_s_detmi_po_formirovaniyu_osnov_gigienicheskih_znaniy_i_zdorovogo_obraza_zhizni.docx 15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни

Понятие «Здоровье » имеет множество определений. Но самым популярным и, пожалуй, емким следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения.

«Здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия ,, а не только отсутствие болезней или физических дефектов(Е.И. Торохова, 1999г.)

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного валеологического образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.

Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья детей

Основным средством реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни. Зачастую у детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни и дети хорошо это видят.

Занятия оздоровительно- педагогического характера должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того элементы ЗОЖ должны находить отражение во всех режимных моментах ДОУ.

Основная цель работы по формированию ЗОЖ — это создание устойчивой положительной мотивации у дошкольников к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья ребенка, как важного фактора здоровья человека в целом. Все мероприятия (занятия) можно объединить и разделить на блоки.

1.Знай свое тело

На занятиях по этому блоку дети получают элементарные представления о строении функциях некоторых органов своего организма, кроме того рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

2.Соблюдай правила поведения

Особое внимание уделяется

формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены

Знакомство детей с организацией питания, с понятием «здоровая пища»; и почему одни продукты считаются полезными для здоровья, а другие не очень.

4.Скажи «Нет» вредным привычкам

В работе по данному блоку широко используются психологические приемы; параллельно профилактике вредных привычек, идет закрепление полезных(соблюдение питьевого режима, правильное питание, достаточная двигательная активность, соблюдение правил личной гигиены и т.д.)

Совместно с детьми выявляется значимость движений для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом

6.Соблюдай режим дня

Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов.

7.Следи за датчиком настроения

Дети получают представления о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье. Основная цель занятий — появление психологической устойчивости.

В данное время очень актуальные темы для бесед:

  • -опасные предметы
  • -ядовитые грибы и ягоды, т.е. лесные опасности
  • -ПДД
  • -Я -пассажир и пешеход
  • -безопасность на прогулках, в общественных местах, и т.п.
  • -очень подозрительный тип
  • -сигналы тревог (01,02,03)

Работа по блокам начинается со средней группы. Во второй младшей группе тематическое планирование имеет концентрическую структуру(программный материал повторяется через некоторое время, таким образом учитываются особенности памяти детей 3-4 лет).

Основная цель работы во второй младшей группе не усвоение знаний, а создание положительной мотивации к основным режимным моментам, принятие их детьми, формирование и совершенствование основных гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Задания на занятиях принимаются в занимательной, игровой форме. Дети являются не объектом, а активным субъектом. Это способствует созданию положительной мотивации к ЗОЖ, формированию привычек, а затем и потребностей в сохранении и укреплении собственного здоровья.

Особое внимание уделяется формированию психологического здоровья ребенка, как важной составляющей здоровья в целом.

Источник

Читайте также:  Разработка презентации по теме здоровый образ жизни