Меню

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Роль игровой деятельности в формировании здорового образа жизни дошкольников
статья на тему

Роль игровой деятельности в формировании здорового образа жизни дошкольников

Скачать:

Вложение Размер
statya_goroshchenko_l.i.docx 19.72 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игровой деятельности в формировании здорового образа жизни дошкольников

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни является актуальной в современном обществе.

Изучению вопросов формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни посвящены исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.Д. Давыдова, М.И. Лисиной, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой. Анализ работ В.А.Деркунской, С.А.Козловой, Л.Г. Касьяновой, О.А.Князевой, И.М. Новиковой и др. показывает, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности.

На сегодняшний день в соответствии с Федеральными государственными требованиями направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая культура» занимает ведущее место в воспитательно-образовательном процессе дошкольников.

Именно поэтому, одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.

Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни. Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как и каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?

Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения и воспитания. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей в условиях ДОУ осуществляется через занятия, через режимные моменты, игру, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

Именно поэтому в детском саду и дома следует воспитывать у ребенка:

— привычку к чистоте, аккуратности, опрятности, порядку;

— основы культурно-гигиенических навыков;

— элементов самоконтроля во время разнообразной деятельности;

— понимание того, как влияют физические упражнения на организм человека, его самочувствие;

— использовать знания о том, что полезно и что вредно для организма.

Так, как в детском возрасте игра является основным видом деятельности, можно использовать сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игры-тренинги, игры-забавы, подвижные игры, пальчиковые игры. Использование игры как формы организации обучения и воспитания, сознательное облачение процесса обучения в форму игры известно на протяжении многих веков.

Игра — это первая школа воспитания общественного поведения. На основе взаимоотношений со сверстниками формируются чувства, привычки, умение действовать совместно и целенаправленно, понимание личных и общих интересов; развивает чувство содружества, подчинения и равенства. Формирования и развития этих качеств можно достигнуть лишь при правильном руководстве детскими играми.

В игре созданы условия не только для воспитания, но и для самовоспитания. Переход от воспитания к самовоспитанию и сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек и приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно. Ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в игровой.

В игре ребенок не только обучается, но и развивается. Игры обучающие, которые предусматривают присутствие взрослого. Он создает правила и координирует работу детей до достижения ими результата. Используются эти игры с целью обучения, развития, воспитания. К данной группе можно отнести игры-развлечения, игры-драматизации, музыкальные, дидактические, подвижные игры. От игры обучающего типа можно плавно перенаправлять деятельность ребенка на этап обучения. Эти виды игровой деятельности обобщают ее, в них можно выделить еще много подвидов с разным сценарием и различными целями.

Игровая деятельность детей основана на знаниях, умениях и навыках, приобретенных детьми в прошлом. Педагогу надо стараться увидеть мир глазами ребенка, понять, что он знает, и в соответствии с этим побуждать ребёнка через игру преодолевать свою неосведомлённость или неумение. «От взрослых требуется такое поведение, которое помогает детям почувствовать себя осведомлёнными и уверенными в своей способности преодолевать трудности».

Для детей характерны эмоциональное переживание, образное мышление, умение интуитивно схватывать смысл ситуации.

Учитывается в работе и принцип здоровьесберегающей системы в триедином представлении о здоровье ребёнка, т.е. не только о физическом, но и духовно-нравственном. Для укрепления эмоционального здоровья детей используются психогимнастика, сказкотерапия, игры с водой и песком, игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, игры-тренинги на подавление отрицательных эмоций.

Вокруг детей с самого раннего детства необходимо насыщать предметно-развивающую среду, в которой должны быть спортивные принадлежности и атрибуты, развивающие игры, символика, терминология, ритуалы и обычаи валеологического характера. Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

Главными воспитателями ребёнка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребёнка, какое внимание уделяют родители здоровью ребёнка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ жизни ребёнка, к которому его приучают в ДОУ, может или находить каждодневную поддержку дома, и тогда закрепляться, или не находить, и тогда полученная информация будет лишней и тягостной для ребёнка.

Информационно-просветительская деятельность выражается в :

  • формировании у родителей здорового образа жизни как ценности,
  • в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в ДОУ,
  • информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка,
  • привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.

Итак, состояние здоровья детей в настоящее время становится национальной проблемой, а формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является государственной задачей, решение которой во многом зависит от организации работы по данному направлению в дошкольном учреждении.

1. Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Методическое пособие по развитию дошкольника. – М.:ТЦ Сфера, 2011

3. Основная образовательная программа дошкольного образования /под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. — М.:МОЗАИКА –СИНТЕЗ, 2015

Источник



Формирование здорового образа жизни через игровую деятельность
консультация на тему

Формирование навыков здорового образа жизни будет эффективным при реализации систем оздоровления детей, которые включают в себя закаливание, двигательную активность, рациональное питание, гигиену режима, лечебно- профилактические мероприятия. Игра — это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Ведь именно игра, являясь естественным спутником жизни ребёнка.

Скачать:

Вложение Размер
Формирование здорового образа жизни 16.06 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование здорового образа жизни через игровую деятельность»

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский

Дошкольный возраст, по утверждению специалистов, является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Это одна из приоритетных задач, которая стоит перед родителями и педагогами. Именно в это время нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у дошкольников. Родителям дошкольника необходимо усвоить, что здоровье малыша — это не только отсутствие болезни, эмоционального тонуса и плохая работоспособность, но и закладывание основ будущего благополучия личности ребенка.

Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье, как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах, быть готовым к непредвиденным ситуациям. В этот период ребенок должен четко усвоить, что такое хорошо и полезно, а что такое вредно и плохо. Родители, бабушки и дедушки должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка.

Но для решения указанных задач на практике не всегда учитывается влияние основного вида деятельности дошкольников — игры.

Игра — это наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка. Ведь именно игра, являясь естественным спутником жизни ребёнка.

Игра-это первая школа воспитания общественного поведения. На основе взаимоотношений со сверстниками формируются чувства, привычки, умение действовать совместно и целенаправленно, понимание личных и общих интересов; развивает чувство содружества, подчинения и равенства. Формирования и развития этих качеств можно достигнуть лишь при правильном руководстве детскими играми.

Большую роль в жизни дошкольников имеют игры : с правилами, подвижные и дидактические. Содержащиеся в них упражнения дисциплинируют детей, развивают их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память, связную и грамматически правильную речь.

Игры с правилами – особая группа игр, созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и развития детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами. Задачи обучения реализуются через игровые действия при выполнении какого-то задания. В зависимости от обучающей задачи игры с правилами делятся на две группы: дидактические и подвижные. Содержащиеся в них упражнения дисциплинируют детей, развивают их умственную активность, сообразительность, произвольное внимание и память, связную и грамматически правильную речь.

Дидактическая игра является одновременно игровым методом развития детей дошкольного возраста, и своеобразной формой обучения детей, и средством всестороннего воспитания ребёнка.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи в занимательной форме, сами находят решение, преодолевая определённые трудности. Увлекательность дидактической игрой вызывает у дошкольников интерес и успешный результат приносят ребёнку удовлетворение.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъёмом, радостью и оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка.

Подвижные игры классифицируются:

— по степени подвижности (малой, средней, большой подвижности),

— по преобладающим движениям (с прыжками, бегом и т.д.),

— по предметам, которые используются (с мячом, лентами, обручем и т.д.).

В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата и выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован какой-то задачей (не просто бегать, а убегать от лисы…). А это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. По мнению А. Н. Леонтьева, овладеть правилами – значит овладеть своим поведением.

Говоря об оздоровительном эффекте подвижных игр, следует отметить, что разнообразные действия играющих оказывают благотворное влияние на сердечно- сосудистую, дыхательную и другие системы организма детей. Игры способствуют общему развитию и укреплению мышц, а также улучшению обмена веществ.

Формирование навыков здорового образа жизни будет эффективным при реализации систем оздоровления детей, которые включают в себя закаливание, двигательную активность, рациональное питание, гигиену режима, лечебно- профилактические мероприятия

Источник

Формирование здорового образа жизни через игровую деятельность

Хуако Мариет Азаматовна
Формирование здорового образа жизни через игровую деятельность

Дошкольный возраст – является важным и ответственным периодом в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Поэтому, крайне важно необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и способностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья. Именно в дошкольном возрасте нужно начинать формирование основ здорового образа жизни у детей.

Исходя из этого основным направлением по укреплению здоровья детей дошкольного возраста, является формирование у дошкольников представления о здоровье как об одной из фундаментальных ценностей жизни. Воспитатели в детском саду, родители дома должны постоянно учить ребенка правильному поведению в различных жизненных обстоятельствах.

Игра – наиболее эффективный метод воздействия на ребенка. Наиболее распространенные и любимые среди дошкольного возраста подвижные игры. В основе их лежат физические упражнения, в процессе которых ребята преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определенной цели.

Игра – это первая школа воспитания общественного поведения. Ни в какой другой деятельности, ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, как в игровой.

Говоря об оздоровительном эффекте подвижных игр, следует отметить, что разнообразие действия играющих оказывают благотворное влияние на сердечно — сосудистую, дыхательную и другие системы организма детей. Игры способствуют общему развитию и укреплению мышц, а так же улучшению обмена веществ.

Наличие в играх движении способствует максимальной разгрузке центров головного мозга. Удовольствие, доставленное игрой, не только дает отдых уставшему организму, нервной системе, но и повышает жизнедеятельность, увеличивает работоспособность.

Но нельзя забывать и о таком эффективном средстве восстановления сил – активный отдых.

В процессе работы выработался определенный алгоритм оптимального двигательного режима: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры, пешие прогулки, Физминутка и т. д. Чтобы разнообразить, придать эмоциональную окраску, добавила методику «Расскажи стихи руками» пальчиковую гимнастику.

Для укрепления и сохранения здоровьядетей так же использовала и традиционную систему закаливания: воздушные ванны до и после сна, ходьба босиком в обычных условиях и по дорожке.

Следует выделить, что формирование у детей навыков и привычек ЗОЖ невозможного без тесного сотрудничества с семьей. Поэтому ознакомления родителей по данному направлению без тесного сотрудничества с семьей не возможно. Поэтому ознакомление родителей по данному направлению работы с дошкольниками позволяет заинтересовать взрослых, возможностями их детей, показать достижения и результаты, знания о ЗОЖ, организовать совместные праздники, досуги, игровые программы и. т. д.

Формирование основ безопасности и здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через изобразительную деятельность Дети – это самое дорогое, что есть в любом обществе, в независимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят.

Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через использование игровых обучающих ситуаций Самый драгоценный дар, который человек получил от природы — это здоровье. Какой совершенной ни была бы медицина, она не может избавить каждого.

Формирование здорового образа жизни через проведение недели здоровья В последние годы число детей с различными нарушениями речи, поступающих в специализированные дошкольные учреждения, постепенно растет. В.

Формирование здорового образа жизни детей раннего возраста Введение 1. Проблемы формирования здорового образа жизни и содержание понятия «здоровый образ жизни» 2. Формирование у ребенка осознанного.

Презентация «Формирование здорового образа жизни дошкольников» Формирование здорового образа жизни не осуществляется по частям и только лишь на основе знаний о нем, а носит целостный характер. Процесс.

Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры Формирование здорового образа жизни средствами физической культуры Подготовила инструктор ФИЗО Баймашкина Алла Владимировна.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Здоровье – это большой дар. Когда мы говорим о здоровье детей, речь идет.

Консультация «Формирование здорового образа жизни у ребенка в семье» На протяжении веков семья вносила решающий вклад в воспитание и социализацию детей, в формирование мировоззрения, ценностных ориентаций,.

План по самообразованию «Формирование основ здорового образа жизни» Папка по самообразованию Воспитателя старшей группы МКДОУ № 47 Маловой Олеси Викторовны. Тема: «Формирование основ здорового образа.

Выступление на педагогическом совете «Формирование здорового образа жизни» Выступление на педсовете на тему: «Формирование здорового образа жизни детей» Воспитатель: Сигарева Е. К. Здоровый образ жизни — один из.

Источник

Читайте также:  Лечение больных суставов снегом с солью зож