Что такое ЭОР?
Что такое ЭОР и зачем учителю их использовать в своей практике?
Термин «Электронные образовательные ресурсы» (ЭОР) объединяет весь спектр средств обучения, которые разработаны и воспроизводятся на базе компьютерных технологий. Также можно встретить термин «ЦОР», то есть цифровые образовательные ресурсы – то есть такие, которые созданы на базе цифровых технологий и их можно воспроизводить с помощью цифровых устройств.
Главная цель использования ЭОР на уроках – вывести образовательный процесс на новый уровень, который так нужен современным школьникам. Во-первых, электронные средства обучения представляют любую информацию в более наглядном виде и дают ученикам наиболее полное представление об изучаемых объектах и явлениях. Во-вторых, они обладают большим мотивирующим потенциалом: школьникам нравится учиться при помощи современного оборудования, самостоятельно изучать те или иные темы, проверять себя и получать обратную связь. Наконец, электронный ресурс обладает большими возможностями по организации больших массивов данных – следовательно, ЭОР способны предоставить ученику гораздо больше информации, чем традиционные ресурсы, при этом вся текстовая, визуальная, звуковая информация будет компактно размещаться на одном цифровом устройстве.
Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе – это обязательная часть работы современного учителя. Крайне сложно вести уроки в соответствии с ФГОС, не прибегая к современным методам и средствам обучения.
ЭОР – это ведь просто еще одно название электронного учебника?
Нет, не совсем. Понятие электронного образовательного ресурса значительно шире – это и звукозаписи, и видеофрагменты, и обучающие компьютерные игры, тесты, викторины, которые ученики проходят на компьютере или планшете. Все эти возможности реализованы на платформе LECTA. ЭФУ, безусловно, является частным случаем и отличным ярким примером того, как можно использовать современные технологии в рамках одной образовательной программы.
Как использование электронных образовательных ресурсов может помочь педагогу в работе?
ЭОР позволяют вам с легкостью решать задачи по приведению учебного процесса к стандартам ФГОС, а именно:
Предоставить максимум информации по изучаемой теме, представленной в самых различных видах – текст, картинка, звук, видео, мультимедиа, интерактивная игра и т.д., используя готовые презентации сервиса «Классная работа»;
Дать ученику возможность самостоятельно постигать, изучать новые темы, подбирать и анализировать информацию;
Быстро и легко организовать работу в парах и группах;
Индивидуально подходить к каждому ученику, подбирая уникальные задания для каждого и помогая выстраивать индивидуальные образовательные траектории.
Верно ли, что материалы ЭОР можно применять на всех этапах учебного процесса и на всех уроках?
Конечно! Использование электронных образовательных ресурсов – это не искусственное дополнение к урокам, а часть современного стиля преподавания. Например, при знакомстве с новым материалом вы используете иллюстративные материалы – например, визуальный или звуковой фрагмент. Для самостоятельной работы даете ученику текстографические объекты. Закрепляете полученные знания с помощью мультимедийных средств – презентаций, интерактивных таблиц. Наконец, используете электронные тесты для контроля и оценки. В результате, на любом этапе работы современная техника и технология обучения готовы прийти вам на помощь.
Если ученик для выполнения задания должен обратиться к таким программам, как PowerPoint, Publisher и др., можно ли сказать, что он обращается к ЭОР?
Нет, это не так. Ученик обращается к служебной компьютерной программе для выполнения определенных задач и создания конкретного продукта – презентации, макета брошюры и т.д. Образовательного потенциала у этих сервисов, как правило, нет. А вот если ученик создает в PPT онлайн-викторину для своих одноклассников, и они вместе решают ее на уроке – тогда можно сказать, что ученик принимает участие в создании своего локального, неофициального обучающего продукта – но не в полной мере образовательного ресурса.
Я могу самостоятельно подбирать электронные материалы для своей работы? Или надо использовать только те, которые уже «прилагаются» к этому УМК в той или иной форме?
Безусловно, вы можете сами подбирать и формировать материалы для своей работы. Однако обратите внимание, что электронные образовательные ресурсы, подготовленные профессиональными издательствами в рамках учебно-методических комплексов, сокращают время, которое вы тратите на подготовку к урокам, а кроме того дают гарантию качества всего предоставляемого контента. Все ЭОР, созданные для школы, проходят серьезную всестороннюю редактуру и экспертизу, им присваивается официальный гриф. Вы можете быть уверены, что данный электронный образовательный ресурс в полной мере соответствует ГОСТ, в отличие от неофициальных ресурсов, не прошедших проверку.
Должны ли со временем ЭОР вытеснить другие образовательные ресурсы из учебного процесса? Например, электронные энциклопедии должны полностью заменить бумажные?
Такой задачи перед электронными образовательными ресурсами не ставится: есть ситуации, когда целесообразно использовать более традиционные методы. К тому же, никто не отменяет для учеников необходимости читать печатные книги, учиться работать с классическими энциклопедиями и т.д. При этом, возможности электронных ресурсов становятся незаменимы в ситуациях, когда нужно представить себе какой-либо сложный процесс, визуализировать понятия и явления, которые далеки от повседневной практики учеников. Примеры вы можете увидеть в интерактивных объектах, включенных в презентации сервиса «Классная работа». Если вытеснение традиционных образовательных ресурсов из учебного процесса и происходит, то только потому, что со временем все больше педагогов отдают предпочтение современным технологиям. Это удобно для педагога, к тому же увлекает учеников, раскрывает их когнитивный потенциал, прививает готовность к серьезной самостоятельной работе.
Если я показываю детям отрывок из исторического художественного фильма – можно ли считать, что я использую ЭОР? Даже если этот фильм не предусмотрен в УМК ни в каком виде?
Да, в данной ситуации Вы используете неофициальный электронный образовательный ресурс – то есть, действуете без методического сопровождения. То же самое с обучающими компьютерными играми, которые лежат в открытом доступе в сети Интернет. Самостоятельный поиск и подбор видео, мультимедиа и аудиоматериалов для работы – это сложный путь, который, тем не менее, открыт для педагога.
Источник
Применение ЭОР в учебном процессе
методическая разработка
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – это учебный материал, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_eor_v_uchebnom_protsesse_vystuplenie_na_mo.ppt | 2.33 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе Мастер-класс для молодых учителей Автор: Цыренова С.Б., учитель технологии МАОУ «Цаган – Моринская СОШ»
ЭОР– это хранилище информации, в котором можно найти почти все ответы на нужные нам вопросы. Данные хранилища насчитывают более 130 000 образовательных и социокультурных ресурсов, большая часть которых ориентирована на решение задач основного общего и среднего (полного) общего образования. В этой связи рекомендуется максимально широкое использование в 5-11 классах электронной базы ресурсов федеральных образовательных порталов, предназначенных для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации. ЭОР – это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: теоретический материал, контроль уровня знаний и умений, информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией, сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи. Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) – это учебный материал, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе
Дидактические принципы применения ЭОР Как и в традиционном обучении, современные электронные образовательные ресурсы (ЭОР) базируются на известных дидактических принципах и правилах: Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотр и прослушивание учебного материала, навигацию, их копирование, обращение к справочной системе, что способствует повышению эффективности сознания и памяти; Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных заданий практической направленности – практические работы, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для обучающихся;
Доступность Методика изложения материала доступна для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя, так и самостоятельно; Научность изложения материала. Изложение материала опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий; Последовательность изложения Диалоговый интерфейс, система ссылок позволяет инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации; Модульность и вариативность изложения Материал разбит на учебные модули (в основе модулей — темы) и микромодули (в основе микромодулей — понятия). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.
Преимущества применения ЭОР ЭОР очень удобно классифицировать, материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. ЭОР имеют хорошо построенную нелинейную систему навигации в виде гипертекстов, целиком состоят из визуального или звукового фрагмента. Учебные материалы представляются множеством различных способов: с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Таким образом, ЭОР представляет собой эффективный механизм, способствующий более быстрому запоминанию материала, благодаря активации зрительной, слуховой и моторной памяти. Тестовое содержание лекций позволяет обучающимся самостоятельно проверить уровень усвоения материала. Для учителей использование наглядных моделей, интерактивных анимации помогает проще и доходчивее объяснить суть сложных явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты, без инвентаря и лаборантов. Кроме того, ЭОР позволяют выполнять более полноценные домашние задания по предмету – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений и навыков.
Необходимо помнить, что применение инновационных процессов обучения заключается не только в повышении качества образования, но и в укреплении здоровья обучающихся и в создании психологического комфорта участникам образовательного процесса. Очень важно обеспечить сохранение здоровья детей при использовании ЭОР и компьютерных технологий. В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10, продолжительность непрерывного использования в образовательном процессе технических средств обучения в 8-11 классах составляет: просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения — 25 минут; просмотр телепередач — 30 минут; просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения — 30 минут; работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой — 25 минут; прослушивание аудиозаписи — 25 минут; прослушивание аудиозаписи в наушниках — 25 минут. Исходя из новых требований, наиболее правильным является такой урок, на котором равномерно чередуются различные формы работы. Работа с тетрадью и учебником чередуется с работой с компьютером, работой с интерактивной доской. Применение ЭОР не отменяет традиционные формы и методы обучения, а лишь дополняет их, повышая эффективность и качество образования. ЭОР и здоровье детей
Методика проектирования урока Одним из основополагающих моментов в использовании компьютера и ИК-технологий на уроке является проектирование самого урока. 1 этап. Ориентировочный На первом этапе проектирования урока необходимо: • определить контингент слушателей; • учесть возрастную группу; • учесть уровень компьютерной грамотности. 2 этап. Постановка целей и задач Нужно понять и сформулировать, какие цели и задачи мы ставим перед обучающимися, какие навыки планируем у них сформировать, чему хотим обучить на данном конкретном уроке. Целью является конечный результат данного урока, к которому мы стремимся, в то время как задачи обучения — это этапы выполняемых работ, действия, которые мы совершаем для достижения поставленной цели. Компьютер является лишь средством обучения, который выполняет на уроке определённые функции. 3 этап. Выбор темы и отбор содержания Определив целевую аудиторию и сформулировав цели, необходимо отобрать тематическое содержание урока, которое позволит достичь вышеназванных целей. То есть нужно сформулировать основные критерии отбора темы, которые, по сути, будут являться кратчайшим путем достижения целей.
4 этап. Форма и содержание обучения Формы обучения всегда имеют четко очерченное содержание и в то же время они зависят от различных условий, например, количество обучающихся в классе влияет на выбор учителем таких форм обучения, как индивидуальные, групповые и фронтальные. Различают формы обучения: по месту проведения занятий — школьные, внешкольные, дистанционные; по времени — классные, внеклассные; по виду учебной деятельности — урок, лекция, лабораторная работа, консультация, зачет, семинар; по степени участия преподавателя — самостоятельная, формы взаимообучения, программированное обучение. Все виды деятельности обучаемых, являющихся пользователями интернета, можно условно разделить на три группы: 1) поиск информации — работа с браузерами, базами данных, справочными системами и т. п.; 2) общение — электронная почта, чаты, списки рассылки, on-line форумы, видеоконференции; 3) публикация в сети — создание веб-страниц, сайтов.
Применение ЭОР на уроках позволяет повысить его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными. При помощи ЭОР стало возможным обогатить урок качественным иллюстративным материалом, показать те процессы и явления, которые отдалены от нас во времени и пространстве, моделировать химические процессы и явления, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера. Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках. Системы виртуального эксперимента позволяют ученику проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности и по временным характеристикам. Виды и обучающие возможности ЭОР
Виды и обучающие возможности ЭОР Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты это быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Обучающие и развивающие игры содержат разнообразные задания, в процессе которых дети развивают пространственное воображение, память и тонкие двигательные навыки. Электронные энциклопедии поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям; систему навигации на основе гиперссылок; возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности обучающихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов. В ряду электронных средств учебного назначения особое значение имеют учебно-методические комплексы (УМК, мультимедиа курс). Основой УМК (мультимедиа курса) является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере.
Преимущества ЭОР по сравнению с другими средствами обучения Использование ЭОР позволяет организовать интересную внеурочную деятельность и внеклассную работу, обеспечить подготовку к ЕГЭ и ОГЭ, быстро и объективно проверить знания обучающихся. Для большинства учителей ЭОР являются самым надежным, быстрым, удобным комплексом для нахождения материала. С помощью ЭОР учитель может вносить разнообразие в учебный процесс, что способствует активному восприятию материала. Использование компьютерных моделей позволяет раскрыть существенные связи изучаемого объекта, выявить его закономерности, что ведёт к лучшему усвоению материала. Ученик может исследовать явление, изменяя его параметры, сравнивать полученные результаты, анализировать их, делать выводы. Таким образом, электронные образовательные ресурсы и формируемая на их базе новая информационно-образовательная среда имеют немалый потенциал для повышения качества обучения . Однако он будет реализован в полной мере только в том случае, если обучение будет строиться с ориентацией на инновационную модель, важнейшими характеристиками которой являются системно-деятельностый подход, личностно ориентированная направленность, установка на развитие творческих способностей детей с учетом здоровьесберегающих технологий.
Применение электронных образовательных ресурсов на занятиях теоретического обучения Педагогический поиск эффективных средств обучения Требования ФГОС Глобальная информатизация общества ПРИМЕНЕНИЕ ЭОР Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе
ЭОР Учебное занятие Проектная деятельность Внеучебная деятельность Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе
Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе Для проектирования учебного занятия с применением ЭОР преподавателю важно : научиться осуществлять поиск и отбор ЭОР в соответствии с имеющимися условиями; определять целесообразность использования ЭОР на различных этапах урока.
Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе Методические приемы по использованию ЭОР 1.Изучение новой темы: поиск информации в Интернете; анализ текста и составление схемы или таблицы; поиск ответов на вопросы, поставленные учителем; просмотр и обсуждение видеофрагмента (презентации). 2.Использование электронной почты. Самостоятельное выполнение практического задания, контрольной работы, теста с последующей отправкой на электронный адрес учителя. 3. Использование в работе дистанционного курса в РСДО. Выполнение заданий с оперативной обратной связью (автоматическая проверка, проверка учителем).
4.Контроль знаний : использование тестов с самопроверкой; сетевые викторины. 5.Работа над проектом: виртуальные библиотеки; виртуальные музеи; различные информационные образовательные серверы; сайты средств массовой информации; энциклопедии и справочники. Применение электронных образовательных ресурсов в учебном процессе
Источник
Использование ЭОР как средство эффективности современного урка
статья на тему
Использование ЭОР в процессе обучения наряду с предметными результатами способствует эффективному формированию информационной компетенции, общепредметной компетенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_eor_kak_mredstvo_obespecheniya_effektivnosti_sovremennogo_uroka.docx | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование электронных образовательных ресурсов
как средство обеспечения эффективности современного урока»
Антипова Ирина Николаевна,
Заместитель директора по УВР МБОУ СШ №4
г. Щекино, Тульская область
Жизнь в современном обществе неуклонно ведет к перенасыщению информацией. Ребенка постоянно окружают и воздействуют на него колоссальные объемы информации, яркие образы и различные формы информационной деятельности. Все это ведет к постепенному снижению внимания, активности и интереса. Приходя в школу, ребенок не настроен на получение дополнительных объемов информации, тем более, если он считает их необязательными или неинтересными. Только применение новых методов и приемов формирования учебной мотивации могут обеспечить возможность успешного усвоения новых знаний учащимися, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться.
Уже сейчас становится очевидным тот факт, что одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности учителя является степень его готовности к использованию современных информационно — коммуникационных технологий (ИКТ), разработке собственных электронных образовательных ресурсов.
Применение электронных образовательных ресурсов в процессе обучения происходит в контексте разных учебных предметов, на разных этапах урока и, в конечном счете, ведет к формированию у обучающихся способностей успешно усваивать новые знания. Успех в результате реализуемой деятельности и является одним из основных способов мотивации. Развитие познавательной активности учащихся, формирование мотивации к учению наиболее естественно и эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде
Использование ЭОР в процессе обучения наряду с предметными результатами способствует эффективному формированию информационной компетенции, общепредметной компетенции.
Источник