Исследовательская работа «Условия и эффективность использования электронной почты как средства индивидуальной работы с отдельными учащимися».
В последние годы в России большую популярность приобретают идеи дистанционного образования с использованием передовых средств информационных технологий.
В данной исследовательской работе рассматривается возможность использования электронной почты как инструмента дистанционного обучения и повышения квалификации учащихся, которые по болезни или иным причинам не могут присутствовать на занятиях в учебном заведении.
Надо заметить, что на данный момент очень много учащихся ССУЗов относится к категории «часто болеющий ребенок».
Качественная поддержка принесет пользу, как учащимся, так и учебному учреждению, так как увеличивает темп успешного обучения и уменьшает отсев учащихся. Однако чтобы такая поддержка приносила пользу, надо исследовать новые имеющиеся в этом плане возможности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_-_usloviya_i_effektivnost_ispolzovaniya_el.pochty_kak_sredstva_individualnoy_raboty_s_otdelnymi_uchashchimisya.docx | 86.46 КБ |
issledovatelskaya_rabota_-_usloviya_i_effektivnost_ispolzovaniya_el.pochty.pptx | 866.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Среднего профессионального образования ХМАО-Югры
Сургутский профессиональный колледж
Условия и эффективность использования электронной почты как средства индивидуальной работы с отдельными учащимися.
Пашкова Екатерина Владимировна
учащаяся АУ СПК группа 933
Руководитель — Шипаева Лариса Сергеевна
мастер производственного обучения
Общества в ближайшем будущем «расщепятся (или уже расщепились) на два класса: те кто смотрит только TV, то есть получает готовые образы и готовые суждения о мире без права критического отбора получаемой информации, — и те, кто смотрит на экран компьютера, кто способен отбирать и обрабатывать информацию»
У. Эко ,писатель и профессор нескольких университетов, автор нескольких серьёзных исследований в различных отраслях
В последние годы в России большую популярность приобретают идеи дистанционного образования с использованием передовых средств информационных технологий.
В конце сентября 2009 года стартовала Международная исследовательская программа «Будущее за ИКТ!», призванная содействовать формированию у школьников новой информационной культуры, стиля мышления и мировоззрения, адекватного условиям современного информационного общества. Инициаторами Программы выступили Негосударственное образовательное учреждение «Ведущий институт развивающих технологий» и Образовательный центр «Школьный университет» при поддержке Российской академии образования.
Напомним, 12 ноября 2009 года, выступая с посланием Федеральному собранию, президент РФ Дмитрий Медведев уделил особое внимание проблемам российского образования. Так, глава российского государства предложил план на 2010 год по повышению качества образования — «Наша новая школа».
«В течение 2010 года, а он объявлен Годом учителя, мы, во-первых, разработаем и введем новые требования к качеству образования», — заявил Медведев в послании Федеральному собранию. «Соответственно, расширим список документов, характеризующих успехи каждого учащегося», — добавил он.
Поставив задачу создать условия для преодоления барьера ограниченной жизнедеятельности, обеспечить оптимальную интеграцию в общество детей с недостатками здоровья, югорские власти давно начали активный поиск и внедрение новых форм и моделей обучения и воспитания. Уже два года в Сургуте ведется дистанционное обучение 80 ребятишек, которые по состоянию здоровья не могут посещать занятия в школе. Позже этот опыт распространили и на Нижневартовск, где по дистанционной форме обучаются 53 ребенка с ограниченными возможностями.
Теперь к новым технологиям намерены подключить и педагогов Нефтеюганска, Нягани, Мегиона и Радужного. Департамент образования и науки Югры планирует организовать дистанционное образование еще 149 детей в этих территориях. На это из средств окружного бюджета выделено 12 млн. рублей и еще 10 млн. из федерального. Таким образом, дистанционными формами обучения будет охвачено в округе около 300 детей-инвалидов.
Курсы проводили специалисты Московского центра образования «Технологии обучения». Они велись параллельно во всех четырех городах.
Современный этап развития общества поставил перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, среди которых особо выделены необходимость повышения качества и доступности образования, усиления связи между разными уровнями образования, интеграции в мировое научно-образовательное пространство. В решении этих проблем определяющее значение придается информатизации общества.
Информатизация начального профессионального образования – веление времени, диктующего необходимость внедрения информационных технологий, основанных на современной вычислительной технике, в повседневную практику жизни специалистов любой профессии.
Специалист должен обладать так называемой «двойной компетенцией»: помимо сугубо традиционных профессиональных знаний иметь знания и навыки работы с информационными технологиями, обладать информационной культурой.
Общеизвестно, что учащиеся сегодня хотят:
- получать актуальные знания в более короткие сроки бесплатно или по низкой цене,
- уметь применять полученные знания,
- обладать навыками общения и лидерства, деловыми навыками,
- получить хорошую работу и обладать умением приспособиться к ней,
- получать информацию в комфортных условиях и в удобное время,
- иметь возможность получать дополнительную информацию дистанционно.
Очевидно, что реализовать эти потребности смогут только учреждения НПО, располагающие современной компьютерной базой, специалистами в сфере педагогики и информационных технологий.
На сегодняшний день все свидетельствует о необходимости привития учащихся в ходе их обучения навыков самообразования.
Современные информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса, а развитию дистанционного обучения в социальной политике России отведено особое место. Новые методики позволяют сделать образование более качественным, а главное — по-настоящему доступным. Благодаря развитию удалённого обучения люди с ограниченными возможностями становятся полноценными участниками образовательного процесса: вместе со всеми они готовятся к поступлению в вуз, получают образование и устраиваются на работу.
Программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями в 2009 году впервые включена в приоритетный национальный проект «Образование». Уже в этом году обучение по программе в России должны пройти более трёх тысяч ребят. В 2010 году их число увеличится в три раза.
В настоящее время организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, тематические списки рассылки, электронные журналы, конференции Usenet, чат, ICQ, веб-конференции, доски объявлений и т.п. На данный момент, с учетом сложившейся ситуации, среди всего множества сервисов самым эффективным в дистанционном обучении является электронная почта. Поэтому наиболее интенсивная разработка и развитие новых педагогических технологий происходит именно на базе электронной почты, что важнее, чем пока малоуспешные попытки внедрения более «продвинутых» средств типа видео- и ТВ-технологий.
В данной исследовательской работе рассматривается возможность использования электронной почты как инструмента дистанционного обучения и повышения квалификации учащихся, которые по болезни или иным причинам не могут присутствовать на занятиях в учебном заведении.
Надо заметить, что на данный момент очень много учащихся ССУЗов относится к категории «часто болеющий ребенок».
Качественная поддержка принесет пользу, как учащимся, так и учебному учреждению, так как увеличивает темп успешного обучения и уменьшает отсев учащихся. Однако чтобы такая поддержка приносила пользу, надо исследовать новые имеющиеся в этом плане возможности.
Как следствие у обучающихся будут формироваться навыки самообразования, умения организовывать самостоятельную мыслительную и поисковую деятельность.
В связи с бурным развитием информационных технологий, технических средств и стремительным ростом объёма необходимой для успешной деятельности информации, дистанционная поддержка отдельных учащихся становится очень актуальной в наше время.
Электронная почта является очень удобным средством дистанционного обучения, которая может обеспечить практически всеми средствами обучения и тестирования, а также общением между преподавателем и учащимися. Электронная почта позволяет передавать текст, изображения, графики, аудио и видео.
Учащиеся, переписываясь с педагогами по электронной почте, смогут систематизировать свои знания, подготовиться к контрольным, срезовым работам, зачетам, олимпиадам, самостоятельно изучить те или иные темы на профильном уровне.
Всё же было бы не совсем правильно считать, что компьютер может заменить настоящего преподавателя. Компьютер в данном случае выступает как средство образовательного процесса. Руководить же по-прежнему должен преподаватель.
С другой стороны при дистанционном обучении на основе Internet технологий, возникает возможность осуществлять дифференцируемый подход к обучению, учитывать уровень знаний изучаемого материала и степень достижения промежуточных целей обучения. Так же учащийся может усваивать учебный материал в режиме, который наиболее соответствует уровню его индивидуальной подготовки.
Огромной проблемой в таком подходе является не передача нужно ученикам информации через электронную почту, а разработка высокопрофессиональных электронных методических пособий, которые бы позволили слушателям самостоятельно обучаться и совершенствоваться.
Объект – индивидуальная работа с отдельными (часто болеющими) учащимися.
Предмет – условия внедрения и использования электронной почты в процесс обучения.
Цель – определить и обосновать возможность и условия внедрения электронной почты как элемента индивидуальной работы с учащимися.
Гипотеза исследования — Образовательные потребности учащихся, лишенных возможности регулярно посещать учебное заведение вследствие частых пропусков по болезни или ограниченных возможностей здоровья, могут быть удовлетворены одним из элементов дистанционного обучения – электронной почтой.
I. Основная часть
I.I. Возможности использования электронной почты в образовании
- с помощью электронной почты преподаватель может немедленно распространить ответы на наиболее часто возникающие вопросы, причем не только тем, кто спрашивал, но и всем остальным;
- электронная почта позволяет снять барьеры, мешающие обучаемому задать вопросы, связанные с проблемами, лежащими вне изучаемой дисциплины;
- электронная почта может качественно изменить управление учебно-воспитательным процессом, давая возможность заблаговременно распространять результаты аттестации, распоряжения и другую информацию административного характера;
- с помощью электронной почты обучаемые могут объяснить причины своего отсутствия на занятиях, посылать уведомления о болезни, текущие отчеты о практике, проходящей в отдаленных местах, и т.п.;
- возможность встраивания доступа к электронной почте в обучающие программы, с тем чтобы обучаемый имел возможность если и не получить консультацию, то хотя бы задать своему педагогу вопрос в случае возникновения затруднений или выразить свое мнение по поводу работы программы;
- увеличение эффективности труда преподавателей.
Важное отличие дистанционного обучения отдельных обучающихся с использованием электронной почты от очного состоит, в том, что в этом случае от учащегося требуется значительно большая самостоятельность, ответственность и организованность.
На очных занятиях роль обучаемого достаточно пассивна — он выполняет ту работу, которую предлагает ему преподаватель (например, предлагается прослушать новую тему, выполнить задание). Активной стороной процесса обучения здесь является преподаватель: он выстраивает стратегию проведения занятий, подбирает учебный материал и задания для ученика, оперативно задает слушателю вопросы, помогает ему выйти из трудной ситуации, создает доброжелательную комфортную атмосферу на уроке.
При получении теоретического материала и задания к нему по электронной почте учащийся должен проявлять значительно большую активность. Как признавались некоторые учащиеся, им проще отсидеть на уроках, чем заставить себя организовать регулярные самостоятельные занятия: подготовить рабочее место, поставить себе учебную задачу, выполнить намеченные упражнения, самостоятельно разобраться с возникающими трудностями. Часто возникает соблазн отложить работу до лучших времен, а эти «лучшие времена» почему-то потом долго не наступают.
Однако, если учащийся длительное время пропускал занятия по болезни или другой уважительной причине, то восстанавливать конспекты пропущенных лекций и самостоятельно изучать материал оказывается еще сложнее.
Актуальная проблема пропуска занятий учащихся в результате болезни не имеет на сегодняшний день системного решения. Учащийся, пропустивший 1 или 2 недели занятий выпадает из образовательного процесса и восполнить знания он может только через дополнительные занятия с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. ДО могло бы возместить этот пробел в системе образования.
В результате включения учащихся в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью ДО в течение всей жизни
Электронная почта, по своему характеру, хорошо приспособлена для того, чтобы взять на себя роль посредника между педагогом и учащимся. Она индивидуальная, гибкая и быстрая. С ее помощью можно приблизить обсуждения различных тем и вопросов к реалиям работы в аудитории, в стенах учебного заведения. Использование электронной почты может предоставить существенные возможности в плане модернизации преподнесения курсового материала, повышения качества обучения, обогащения опыта преподавания и опыта получения знаний.
I.II. Этапы исследовательской работы.
Исследование было направлено на изучение образовательных потребностей обучающихся и готовность преподавательского состава структурного подразделения-3 АУ Сургутский профессиональный колледж к внедрению элементов дистанционного обучения в учебный процесс.
В исследовательской работе применялись эмпирические методы: анкетирование, индивидуальные и групповые беседы, интервьюирование, тестирование; наблюдение; педагогический эксперимент. Для обработки результатов исследования использовались ПК.
Базой исследования является структурное подразделение – 3 АУ Сургутского профессионального колледжа. Исследование проводилось в три этапа.
На первом этапе (сентябрь 2009 гг.) на основе анализа психологической, педагогической литературы были определены проблема, ее актуальность, цель, предмет, задачи, выработана рабочая гипотеза и предварительная методика исследования, выбрана база исследования, проведен констатирующий эксперимент.
Второй этап (ноябрь-декабрь 2009 гг.) включал изучение теоретических положений по самообразованию обучающихся, разработка и проведение анкет для обучающихся и преподавательского состава ( Приложение 1). В ходе проведенного исследования была произведена оценка актуальности темы, особенностей организации самостоятельной работы учащихся, уровня самообразования педагогического коллектива, наличие электронных УМК, проверены основные положения гипотезы.
Третий этап (январь гг.) включал разработку и внедрение в учебный процесс спецкурса «Технология самообразования», методические рекомендации «Основы самообразования» для учащихся, раскрывающие способы и приемы самообразования, и дидактического комплекса, обеспечивающего эффективность самообразования учащихся, проверку, обобщение, анализ разрабатываемых положений и их коррекцию; результаты исследований обработаны статистически, и оформлены в виде диаграмм .
В ходе проведенного исследования было опрошено 313 респондентов в возрасте от 15 до 18 лет в 7 группах I-II курса и преподавательский состав структурного подразделения-3.
Исследование показало, что все участвующие в проведенном опросе проявляют неоднозначную заинтересованность в услугах, связанных с получением или предоставлением дополнительной образовательной информацией посредством электронной почты. Так, о своем желании сотрудничать определенно заявили:
- учащиеся I-II курса — 73 %,
- мастера производственного обучения – 71 %
- преподаватели — около 50 %
Знание назначения и возможностей электронной почты обучающимися (Приложение 2)
Из всех респондентов 98% сообщили, что им известно, что такое электронная почта.
68% заявили, что имеют достаточный уровень знаний о назначении и возможностях электронной почты.
85% — имеют свой почтовый ящик.
Из них только 72% ежедневно проверяют входящую почту.
66% показали, что использует E-mail для связи:
- с друзьями и одноклассниками
- с родственниками
73% ответили, что готовы сотрудничать с мастером и преподавателями.
71% ответили, что им помогли бы лекции в электронном виде
12 % лиц с ограниченными возможностями здоровья хотели бы получать образовательную информацию, находясь на лечении.
Из полученных ответов следует, что студенты обладают достаточными знаниями об электронной почте. Многие чаще используют средства мгновенных сообщений (социальные контакты) для общения, но готовы получать образовательную информацию от преподавателя по электронной почте.
Образовательные потребности учащихся, лишенных возможности регулярно посещать учебное заведение вследствие частых пропусков по болезни или ограниченных возможностей здоровья, могут быть удовлетворены при распространении такой формы обучения, которая не предполагает посещения учебного заведения.
Потребительская оценка эффективности средств обучения
Субъективная оценка эффективности средств обучения, используемых в учебном процессе, играет определяющую роль при выборе формы обучения.
Эффективность средств обучения, традиционно используемых при обучении, — учебной литературы, лекций — невысоко оценена учащимися: только 16,3 % опрошенных считают одно из этих средств обучения эффективным для себя.
Компьютерные учебные программы (видеоуроки, презентации, тесты) оценили как эффективные 28 % опрошенных.
Основная доля учащихся ( 59 %), считает эффективным средством обучения «личное общение с преподавателем».
При дистанционном обучении образовательные программы могут быть рассчитаны на применение разнообразных средств обучения, но при этом обеспечивать обучаемому обратную связь (в форме тьюториала, телефонных консультаций, по электронной почте и др.), т.е. быть интерактивными.
Таким образом, масштабы реализации использования электронной почты для индивидуального обучения отдельных учащихся во многом зависят от предлагаемых преподавателем средств обучения.
Дидактические условия внедрения ИТ — это педагогически упорядоченное состояние субъект-объект-субъектной среды, реализующей интегрированные цели обучения, возникшей в результате инновационной деятельности педагогического коллектива, способствующей качественному изменению уровня профессиональной подготовки учащихся на основе внедрения в образовательный процесс ИТО. К ним относятся:
• наличие в образовательных учреждениях современных технических средств, позволяющих реализовать информационные технологии обучения (компьютеры и их локальные сети, средства мультимедиа, локальные — на CD ROM — базы данных и необходимые педагогические программные средства);
• достаточный уровень компетентности педагогического коллектива для осуществления образовательного процесса с использованием современных информационных технологий;
• готовность осваивать новое, наличие положительной психолого-педагогической установки субъектов обучения (учащихся и педагогов) к применению ИТ;
• создание интегрированных учебных курсов предметов, адекватных новым целям образования и происходящему в обществе процессу информатизации.
Теперь о данных проведенного анкетирования среди преподавательского состава (Таблица 1).
Таблица 1. Результаты анкетирования преподавательского состава.
Есть ли у Вас свой почтовый ящик (E-mail)?
Часто ли Вы проверяете электронную почту?
Хорошо ли Вы знаете назначение и возможности электронной почты?
Имеется ли у Вас учебный материал в электронном виде (лекции, видеоуроки, инструкционные карты и т.д.)?
Готовы ли Вы к сотрудничеству с учащимися, пропускающими занятия по уважительной причине с применением электронной почты?
Также проводился социологический опрос среди педагогических работников структурного подразделения -3 (Таблица 2):
Таблица 2. Результаты социологического опроса.
Вы согласны с утверждением:
«Дистанционное обучение способствует развитию познавательной и творческой активности обучающихся»
«Сегодня у учителей нет мотиваций для дополнительных занятий с учащимися»
Практическая часть (экспериментальная)
- для проверки выдвинутой гипотезы был проведен педагогический эксперимент;
- велись наблюдения за деятельностью учащихся;
- качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
Для проведения исследования в группе № 933 (28 человек) по профессии «Оператор ЭВМ» был проведен педагогический эксперимент, который включал в себя три этапа:
- Констатирующий этап проводился осень 2009 года. Целью его явилось изучение особенностей, знаний, навыков у учащихся группы № 933.
На данном этапе выявлено: учащиеся имеют слабые показатели по итогам входного контроля, многие учащиеся …..
Итоги срезовой работы № 1, № 2 показали….
Уровень знаний / умений
- 65% учащихся имеют свой почтовый ящик (E-mail);
- 65% готовы сотрудничать с преподавателями для получения дополнительного учебного материала.
- Формирующий этап (декабрь 2009 года) — проводилась работа по формированию адресной книги, использования электронного УМК (теория, практические задания, тесты) по производственному обучению среди учащихся экспериментальной группы, ежедневному контролю исполнения учащимися дистанционных заданий.
В процессе наблюдения было выявлено, что учащиеся активнее вовлекаются в процесс обучения с использованием электронной почты. Учащиеся, часто пропускающие занятия, информируются посредством электронной почты о темах, изучаемых на уроках производственного обучения, получают необходимый им материал и имеют возможность выполнять практические задания по отработке навыков и умений в домашних условиях.
В связи с частыми актировками по погодным условиям, учащиеся были вынуждены пропустить некоторое количество уроков, что тоже способствовало снижению успеваемости. В период таких пропусков учащимся обязательно отправлялся дополнительный учебный материал для повторения, закрепления и обобщения ранее изученных тем. Так, в городском департаменте образования рекомендовали сургутским школам перейти на дистанционную систему обучения.
Учащиеся приняли активное участие в экспериментальной деятельности: сами выходили на контакт с мастером производственного обучения, распространяли между собой учебный материал, обменивались информацией о способах выполнения различных заданий.
- Контрольный этап (весна 2010г) – ставил своей целью проверку усвоения учащимися, участвующим в эксперименте, знаний и умений.
Контрольный этап (май 2010г) позволил подвести итог проведенной работе (Таблица 3).
Таблица 3. Итоги срезовой работы.
Уровень знаний / умений
Анализ изменения показателей уровня знаний/умений за период наблюдения (Таблица 4)
Таблица 4. Динамика показателей уровня ЗУН
Уровень знаний / умений
На начало периода
На конец периода
Данный анализ показывает, что использование электронной почты как элемента дистанционного обучения, способствует повышению уровня усвоения ЗУН.
Если рассматривать каждый уровень в частности, то видно тенденцию роста количества учащихся с высоким и средним уровнем ЗУН, а в случае с низким ростом, наоборот – тенденцию к снижению количества таких учащихся.
Уровень знаний / умений
На начало периода
На конец периода
Выводы, указывающие на подтверждение гипотезы:
«Образовательные потребности учащихся, лишенных возможности регулярно посещать учебное заведение вследствие частых пропусков по болезни или ограниченных возможностей здоровья, могут быть удовлетворены одним из элементов дистанционного обучения – электронной почтой».
- Исследование показало, что все участвующие в проведенном опросе и эксперименте учащиеся проявляют неоднозначную заинтересованность в услугах, связанных с получением или предоставлением дополнительной образовательной информации посредством электронной почты.
- При существующей материально-технической базе структурного подразделения – АУ Сургутский профессиональный колледж нет существенных препятствий для того, чтобы уже сегодня внедрять элементы дистанционного обучения с учетом действующих ограничений.
- Сегодня у педагогического коллектива структурного подразделения-3 АУ Сургутский профессиональный колледж существует достаточное количество электронных УМК. Думается, что при удачном и гармоничном сочетании потенциала, возможностей и правильного понимания роли и места дистанционного обучения, этот материал необходимо (возможно ) использовать для оказания индивидуальной поддержки отдельным учащимся.
Если в учебном заведении присутствует только инициатива, заинтересованность группы преподавателей-энтузиастов во внедрении технологий дистанционного обучения в учебный процесс, но нет серьезной поддержки на уровне руководства и/или государства, то такие инициативы выливаются в небольшие разрозненные проекты, склонные к постепенному затуханию.
Самый оптимистичный сценарий в этом случае — количество когда-нибудь перерастет в качество. Но это довольно затяжной процесс.
При существующей материально-технической базе структурного подразделения – АУ Сургутский профессиональный колледж нет существенных препятствий для того, чтобы уже сегодня внедрять элементы дистанционного обучения с учетом действующих ограничений.
Да, пока не всегда есть возможность создавать и транслировать учебные телепрограммы через Интернет, или устраивать многосторонние видеоконференции для часто болеющих учащихся. Но такие простейшие инструменты, как электронная почта, которую можно и нужно сегодня использовать, доступны практически каждому работнику учебного заведения.
Эффективность внедрения элементов дистанционного сопровождения отдельных учащихся во многом зависит от заинтересованности и участия преподавателей и мастеров производственного обучения.
Новая роль преподавателя . ДО расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.
В заключение хотелось бы отметить проблемы, с которыми предстоит столкнуться при внедрении элементов дистанционного обучения часто болеющих обучающихся.
К ним следует отнести:
- необходимость авторам курсов самостоятельно структурировать учебный материал, неизбежно адаптировав его к требованиям персонального компьютера. Для многих (особенно гуманитариев) этот процесс не является очевидным и чрезвычайно болезнен.
- консерватизм преподавательского состава — не менее трудная проблема. Она относится к числу организационных и может привести к фатальным последствиям для внедрения системы дистанционного обучения в рамках учебного заведения.
- предубеждение по отношению к ДО, вызванное глубинными опасениями оказаться несостоятельными при переводе с молоком матери усвоенной «дидактики» в электронное обучение. В действительности же, как правило, тот, кто не хочет или неспособен реализовать свой педагогический потенциал в электронной форме, на самом-то деле не умеет этого делать технологично и в очной. Умели бы — могли бы формализовать свою деятельность, превращать навыки и умения в явные знания. А такая формализация — залог действенности обучения.
- непонимание того, что знание это не чтение лекций или книг и производственная практика, а управление познавательной деятельностью тех, кто обучается.
- леность технического персонала, в чьи обязанности входит развертывание системы дистанционного обучения. Мы столкнулись с тем, что лица, в чью компетенцию входят технологические вопросы, уделяют неоправданно много времени обсуждению вариантов, вместо того, чтобы занять активную позицию. Поэтому для развертывания элементов системы дистанционного обучения требуется компетентный человек.
- когда этот вопрос начинает подниматься в рамках учебного заведения, то наверняка найдутся люди (как правило, толком ничего не делающие, но любящие поговорить), которые заявят о том, что все это ерунда и надо делать по-другому.
- необходимость постоянного сопровождения курса (необходимость постоянных затрат для того, чтобы поддерживать и развивать активное использование электронной почты для обучения).
Как бы ни были пессимистичны различные высказывания, тем не менее, сегодня у педагогического коллектива структурного подразделения-3 АУ Сургутский профессиональный колледж существует достаточное количество электронных УМК. Думается, что при удачном и гармоничном сочетании потенциала, возможностей и правильного понимания роли и места дистанционного обучения, их возможно использовать для оказания индивидуальной поддержки отдельным учащимся.
Не на последнем месте здесь находится энтузиазм «первопроходцев», которые, единожды вкусив оригинальность и перспективность современных методик преподавания, будут и дальше развивать эту прогрессивную форму обучения.
Список используемой литературы
- Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт.- М.: Просвещение, 2000. – 266с.
- Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2002. №1. – С. 24-33.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат – М.: Издательский центр “Академия”, 2000. – 273 с.
- Открытое и дистанционное образование./ Новосибирский Государственный Технический Университет. – Новосибирск: Издательство НГТУ, 2001. – 135с.
- «Независимая газета»: интервью с академиком РАЕН Михаилом Иоффе о дистанционном образовании. http://www.ng.ru/
- Комплексный подход к использованию ИТ в школе. http://www.rusedu.info/
- Захарова И.Г. “Информационные технологии в образовании”. — 3-е изд., стер.. – М. Издательский центр “Академия”, 2007. – 192 с.
- Селевко Г.К. “Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств” — М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 208 с.
- В.Л.Усков, М.Ускова. Информационные технологии в образовании. — Информационные технологии, 1999, с. 31-37.
Просим Вас заполнить данную анкету для исследовательской работы по теме «Электронная почта как средство индивидуальной работы с отдельными учащимися».
Источник
Использование электронной почты как средства индивидуальной работы с учащимися.
Использование электронной почты как средства индивидуальной работы с учащимися. [ править ]
Современные информационные и коммуникационные технологии стали неотъемлемой частью образовательного процесса, а развитию дистанционного обучения в социальной политике России отведено особое место. Новые методики позволяют сделать образование более качественным, а главное — по-настоящему доступным. Благодаря развитию удалённого обучения люди с ограниченными возможностями становятся полноценными участниками образовательного процесса: вместе со всеми они готовятся к поступлению в вуз, получают образование и устраиваются на работу.
Но дистанционное обучение, сегодня хотя и можно назвать быстро развивающейся формой образования, но не настолько массовой и всепроникающей, как хотелось бы современному компьютеризированному сообществу. На сегодняшний день создано множество дистанционных курсов, они размещены в Интернете, но еще только ждут своего первого студента. Возникает некоторое несоответствие теории и практики.
На мой взгляд, все дело в том, что зачастую докладчики, заявляя и делясь опытом применения д/о в своей практике, если разобраться, имеют в виду Интернет-образование, которое, хотя и связано с дистанционным обучением, но не тождественно ему. И с точки зрения понятий первое является видовым отличием второго, предполагая обучение с использованием глобальных ресурсов. При этом Интернет-обучение не обязательно предполагает удаленность учителя и учеников. Например, все они могут заниматься в компьютерном классе, подключенном к сети.
В настоящее время организационные и педагогические возможности дистанционного обучения реализуются с помощью практически всех доступных телекоммуникационных сервисов, таких как электронная почта, тематические списки рассылки, электронные журналы, чаты, ICQ, веб-конференции, доски объявлений и т.п. Но, по моим наблюдениям, среди всего множества сервисов самым эффективным в дистанционном обучении является электронная почта. Поэтому наиболее интенсивная разработка и развитие новых педагогических технологий происходит именно на базе электронной почты, что важнее, чем пока малоуспешные попытки внедрения более «продвинутых» средств типа видео- и ТВ-технологий.
Да, пока не всегда есть возможность создавать и транслировать учебные телепрограммы через Интернет, или устраивать многосторонние видеоконференции для часто болеющих учащихся. Но такие простейшие инструменты, как электронная почта с ее сервисами, можно и нужно сегодня использовать. Электронная почта доступна каждому участнику образовательного процесса.
Электронная почта — это очень удобное средство дистанционного обучения и может обеспечить практически всеми средствами обучения и тестирования, а также обеспечить общение между преподавателем и учащимися.
Учащиеся, переписываясь с педагогами по электронной почте, могут систематизировать свои знания, подготовиться к контрольным, срезовым работам, зачетам, олимпиадам, самостоятельно изучить те или иные темы на профильном уровне.
Конечно компьютер не может заменить живого преподавателя. Из разговоров с ребятами стало ясно, что они чаще используют средства мгновенных сообщений (социальные контакты) для общения, но готовы получать образовательную информацию от преподавателя и по электронной почте. Еще радует, что больше половины ребят отметили, что предпочитают личное общение с преподавателем.
При дистанционном обучении с применением сервисов электронной почты возникает возможность
1) осуществлять дифференцируемый подход к обучению, учитывать уровень знаний изучаемого материала и степень достижения промежуточных целей обучения. Так же учащийся может усваивать учебный материал в режиме, который наиболее соответствует уровню его индивидуальной подготовки
2) с помощью электронной почты преподаватель может немедленно распространить ответы на наиболее часто возникающие вопросы, причем не только тем, кто спрашивал, но и всем остальным;
3) электронная почта позволяет снять барьеры, мешающие обучаемому задать вопросы, связанные с проблемами, лежащими вне изучаемой дисциплины;
4) электронная почта может качественно изменить управление учебно-воспитательным процессом, давая возможность заблаговременно распространять результаты проверочных работ, распоряжения и другую информацию административного характера;
5) с помощью электронной почты обучаемые могут объяснить причины своего отсутствия на занятиях, посылать уведомления о болезни, текущие отчеты о практике, проходящей в отдаленных местах, и т.п.;
6) увеличение эффективности труда преподавателей.
Важное отличие дистанционного обучения отдельных обучающихся с использованием электронной почты от очного состоит, в том, что в этом случае от учащегося требуется значительно большая самостоятельность, ответственность и организованность.
На очных занятиях роль обучаемого достаточно пассивна — он выполняет ту работу, которую предлагает ему преподаватель (например, предлагается прослушать новую тему, выполнить задание). Активной стороной процесса обучения здесь является преподаватель: он выстраивает стратегию проведения занятий, подбирает учебный материал и задания для ученика, оперативно задает слушателю вопросы, помогает ему выйти из трудной ситуации, создает доброжелательную комфортную атмосферу на уроке.
При получении теоретического материала и задания к нему по электронной почте учащийся должен проявлять значительно большую активность. Как признавались некоторые учащиеся, им проще отсидеть на уроках, чем заставить себя организовать регулярные самостоятельные занятия: подготовить рабочее место, поставить себе учебную задачу, выполнить намеченные упражнения, самостоятельно разобраться с возникающими трудностями. Часто возникает соблазн отложить работу до лучших времен, а эти «лучшие времена» почему-то потом долго не наступают. Однако, если учащийся длительное время пропускал занятия по болезни или другой причине, то восстанавливать пропущенные темы и самостоятельно изучать материал оказывается еще сложнее.
Актуальная проблема пропуска занятий учащихся в результате болезни не имеет на сегодняшний день системного решения. Учащийся, пропустивший 1 или 2 недели занятий выпадает из образовательного процесса и восполнить знания он может только через дополнительные занятия с преподавателем или репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. ДО может помочь возместить этот пробел в системе образования. В заключение хотелось бы отметить главные проблемы, с которыми предстоит столкнуться учителю, решившему начать использовать возможности электронной почты в обучении. Это консерватизм и личное предубеждение самого учителя в первую очередь, и, во-вторых, необходимость постоянных затрат (и временных в том числе) для того, чтобы поддерживать и развивать активное использование электронной почты для обучения. Электронная почта, по своему характеру, хорошо приспособлена для того, чтобы взять на себя роль посредника между педагогом и учащимся. Она индивидуальная, гибкая и быстрая. Но эффективность внедрения электронной почты как одного из элементов дистанционного обучения во многом зависит от заинтересованности и участия самого учителя.
Источник
Электронная почта в дистанционном обучении учащихся
Электронная почта (E-mail либо email, сокр. от electronic mail) – средство передачи сообщений или документов от одних пользователей другим без применения бумажного носителя. Один из сервисов сети Интернет.
Пересылка информации в дистанционном обучении играет роль вспомогательной среды для организации продуктивной образовательной деятельности учащихся. Обучение происходит синхронно в реальном времени (общие для удаленных учеников и педагога) и асинхронно (консультации) на основе электронной почты. Личностный, креативный и телекоммуникативный характер образования – основные черты дистанционного обучения этого типа, а его цель – творческое самовыражение удаленного ученика. Именно этот подход реализуется в деятельности школы для одаренных детей «Спектр» при Центре внешкольной работы.
Опираясь на опыт работы нашего Центра внешкольной работы с шестью школами Александровского района, можно сказать, что сегодня среди множества сервисов самым эффективным в дистанционном обучении является электронная почта. Поэтому необходимы интенсивная разработка и развитие новых педагогических технологий именно на базе электронной почты, что, на мой взгляд, гораздо важнее, чем пока малоуспешные попытки внедрения в школы более «продвинутых» средств типа видео- и ТВ-технологий.
В России дистанционное обучение начало развиваться с 1988 г. (Советско-американский проект «Школьная электронная почта»).
Каждый пользователь электронной почты имеет свой адрес и свой так называемый почтовый ящик в виде области памяти, выделяемой ему в памяти главной машины. В этот почтовый ящик поступают сообщения, адресованные данному пользователю, с которыми он может ознакомиться в любое удобное для него время. Такие сообщения могут быть не только текстовыми и графическими (рисунки, фотографии), но даже в виде аудио- и видеофрагментов. Удобство электронной почты, прежде всего, в том, что она не требует одновременного нахождения за компьютерами учителя и ученика. Такой режим обмена сообщениями называется асинхронным. При дистанционном обучении физике по электронной почте учитель может пересылать учащемуся различные учебные материалы, индивидуальные задания, инструкции, отвечать на его вопросы и получать от учащегося результаты выполнения контрольных заданий, его вопросы и пожелания. Значит, электронная почта предоставляет учителю возможность дистанционно осуществлять индивидуальное обучение школьника, обеспечивая его при этом каналом обратной связи, без которого процесс обучения не может быть полноценным.
С помощью электронной почты может быть налажено общение между учителем и учениками (рассылка учебных заданий, вопросы к учащимся и учителю). Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материалов, позволяет отслеживать историю переписки с учениками.
Текущий контроль и промежуточная аттестация учащихся осуществляются учителем с использованием электронной почты. Обязательная итоговая аттестация выпускников осуществляется традиционными методами.
Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают более интерактивный способ обучения по сравнению с заочным, в котором учащийся периодически получал учебные и методические материалы и отсылал свои решения учителю. Обычно периодичность общения из-за медленной работы почты составляла не более одной посылки в месяц. Электронная почта работает значительно оперативнее. Тем самым обучаемому предоставляется возможность оперативной связи, а учителю – возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу.
Благодаря интерактивному стилю общения и оперативной связи дистанционное обучение открывает возможность индивидуализировать процесс обучения в зависимости от способностей ученика. Учитель может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать обучающемуся дополнительные, ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе, согласованной с общей программой курса.
Эффективной формой обучения и контроля является дистанционная олимпиада с творческими открытыми заданиями. Такое занятие проводится также с помощью электронной почты.
Дистанционная конференция по электронной почте требует разработки структуры и регламента обсуждения одной проблемы в рамках дистанционной переписки.
Источник