Меню

Экскурсии по химии как средство формирования профессионального самоопределения учащихся

Экскурсии по химии как средство формирования профессионального самоопределения учащихся

Автор: Ярославцева Наталья Александровна

Организация: МБОУ «СОШ №14»

Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец

Введение

Современная концепция общего среднего образования предусматривает его практико-ориентированную направленность и соответствие содержания современным потребностям личности, общества и государства.

Развитие науки и техники обусловливает потребность общества в высококвалифицированных специалистах новых профессий. Причем требования к уровню знаний и умений, необходимых для овладения специальностью, непрерывно повышается. Человек, работающий с интересом, не только приносит радость себе, но и огромную пользу обществу. А истоки такого интереса формируются в школе, когда возникает желание понять и узнать ту или иную область науки и техники. В течение первых девяти лет обучения закладываются основы сознательного отношения к выбору профессии.

Психологи считают, что склонности и интересы школьников нужно выявлять и развивать как можно раньше, используя для этого средства учебных предметов и способствуя тем самым более ранней профессиональной ориентации учащихся.

Возможности учебного предмета химии в этом плане достаточно велики. Ее изучение, согласно программе основной школы, должно сформировать представление учащихся о химии не только как одной из областей естествознания, но и как области практической деятельности человека. Курс химии предусматривает изучение ряда химических производств, знакомство с химическими профессиями, экскурсии на предприятия местной промышленности и т. д.

Наиболее значимы для осуществления профессиональной ориентации девятые классы, так как после их окончания многие учащиеся покидают школу, поступая либо в профессиональные учебные заведения, либо продолжают обучение в профильных классах.

Основные принципы и компоненты работы по профессиональной ориентации школьников

Профессиональная ориентация – сложная комплексная программа.

По своим методам и содержанию она психолого-педагогическая и медико-физиологическая, по сфере действия – социальная, а результаты ее сказываются в экономической жизни страны.

Ученые по-разному определяют это понятие. Представители педагогической науки считают, что под профориентацией следует понимать деятельность педагогических коллективов школ, семьи, педколлективов профессиональных учебных заведений, общественности, проводимую с целью правильного выбора школьниками будущих профессий в соответствии с их личными интересами, склонностями, способностями, психическими и физическими данными и социально-экономическими потребностями общества. [40]

Многие выпускники школы мечтают об одной профессии, а выбирают себе другую. Нередко это происходит потому, что учащиеся не могут оценить свои психофизиологические возможности. В связи с этим необходима совместная работа педагогов, психологов и врачей по профессиональной ориентации школьников, в результате которой можно будет решить следующие задачи: 1) помочь подростку подобрать профессию в соответствии с его интересами, способностями и здоровьем; 2) предостеречь его от выбора профессии, которая может привести к быстрой изношенности организма; 3) при наличии какого-либо заболевания подыскать подростку профессию, в которой эта опасность минимальна. [26], [40]

Работа по профессиональной ориентации школьников базируется на следующих принципах:

Сознательность. Она предопределяет хорошее представление о профессии: необходимые знания и умения, условия труда, заработная плата, где можно получить эту профессию, каковы перспективы профессионального роста в данной области труда. [26]

Научность. Она заключается в построении всей системы профессиональной ориентации на новейших данных науки. [40]

Самостоятельность. В процессе профессиональной ориентации, предварительно выявив интересы, склонности и способности учащихся, следует совместными усилиями школы, семьи, производства, общественности рекомендовать каждому из школьников соответствующую ему профессию; но окончательное право в выборе профессии остается за школьником. [26]

Свобода выбора профессии с учетом потребностей народного хозяйства и своих индивидуально-психологических особенностей, а также состояния здоровья. [26]

Соблюдение в профориентации названных принципов способствует правильному выбору молодежью своей профессии.

В организации профориентации существуют диагностический и воспитательный аспекты. Они должны осуществляться в тесном единстве и взаимообусловленности.

Диагностический аспект предусматривает выявление качеств личности для ориентации на определенный вид труда, на определенную профессию. В этих целях можно использовать следующие методы изучения школьников: педагогическое наблюдение, анализ документов и продуктов деятельности школьников, беседу-интервью, статистический метод, аппаратурный метод, тестовый метод, педагогический эксперимент.

Воспитательный аспект профориентации тесно связан с диагностическим. После изучения профессиональных интересов, способностей, направленности, мотивов выбора профессии разрабатываются воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой ему либо избираемой им профессии. [26]

Составные компоненты деятельности по профессиональной ориентации школьников в основном определены: это предварительная профессиональная диагностика, профпросвещение, профконсультация, частично профотбор (подбор) и профадаптация.[26]

Предварительная профессиональная диагностика направлена на изучение личности школьника в целях последующей профориентации. При этом успешно могут быть применены следующие методы:

Наблюдение. Познание личности школьника происходит в процессе прямой и обратной связи между исследователем и предметом наблюдения.

Анализ документов и продуктов деятельности учащихся: личных дел, результатов медицинских обследований, классных журналов, творческих сочинений, изделий и т.д.

Анализ практических действий учащихся в школе, в общественных местах, в семье, в труде. Подведение итогов реализации жизненных планов выпускников школ.

Анкетирование. Метод анкетирования не универсален и имеет свои недостатки: в известной степени он субъективен, так как на его результатах сказываются влияние анкетера и проявление элементов субъективизма анкетируемых, последние могут дать и ложные данные.

Беседы-интервью, для которых характерна тематическая направленность.

Педагогический эксперимент. Он может проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса и применяться для исследования эффективности различных форм профориентационной работы.

Метод обобщения независимых характеристик. Все учителя, работающие в классе, дают свою характеристику школьника и одновременно рекомендуют ему избрать ту или иную профессию. Составленные таким образом характеристики помогают им правильно выбрать факультативы и будущую профессию и учитывают индивидуальные способности учащихся. [26]

В процессе профессионального просвещения осуществляется его основная часть – профессиональная информация, то есть ознакомление учащихся с различными видами труда в обществе, разнообразием и особенностями профессий, тенденциями их развития. [40]

В ходе профессиональной консультации формируется профессиональная направленность, соответствующая интересам и способностям человека. В итоге профконсультации дается заключение: ограничения в выборе профессий, рекомендации вида трудовой деятельности, профессии. [26], [40]

Составным компонентом профориентации является также профессиональный отбор (подбор), то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. В процессе этого отбора (подбора) определяется профессиональная пригодность человека в зависимости от его физических и интеллектуальных особенностей. [26]

Завершающим компонентом профориентации является профессиональная адаптация – это система успешного приспособления обучающихся к условиям труда. [23]

Все звенья системы профориентации школьников тесно связаны между собой и взаимообусловлены. [26], [40]

Профориентация школьников при обучении химии

К традициям преподавания химии в российской школе можно отнести глубокую заинтересованность вопросами, которые имеют прикладную направленность. [21]

Читайте также:  Средства для мытья машин для автомоек

За химией закреплялись задачи формирования системы знаний, необходимых для понимания процессов, совершающихся в природе, и проблем химизации страны. Последняя задача в педагогической литературе связывалась с изучением школьниками основных химических производств. Ранее, в целях политехнической подготовки программа давала возможность знакомить учащихся с химическими производствами и основными направлениями их развития: освоение новых источников сырья, внедрение прогрессивных технологических процессов, аппаратов оптимальной единичной мощности, использование автоматизированных средств управления и микропроцессорной техники. Учащиеся получали сведения о конкретных мерах по защите окружающей среды. В целях профориентации учащихся им давалась характеристика профессий аппаратчика, оператора, лаборанта химических производств. [24] В настоящее время, в связи с сокращением часов на курс химии в школе, рассмотрение данных вопросов, становится проблематично.

Но, не смотря на это, необходимо увязать между собой изучение теоретических и прикладных аспектов химии. Прикладные вопросы не обязательно должны касаться промышленной тематики. Они могут относиться и к области сельского хозяйства, медицины, культуры, быта. Например, создание красок – проиллюстрировать в ряде тем неорганической и органической химии. Следует очень серьезно отнестись к вопросам экологического содержания. Необходимо помнить, что человек важнейшую компоненту экологического образования получает только в школе. Школа должна не только ориентировать своих выпускников в вопросах общественной экологии, но и показывать примеры рационального природопользования, что обычно базируется на химических знаниях. [21]

В процессе подготовки учащихся к самостоятельному выбору профессии, связанной с химией, полезно использовать все разнообразие форм профориентационной работы: проведение производственных экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные объекты с учетом краеведческого принципа; подготовка и проведение тематических вечеров, конференций, диспутов, посвященных выбору профессии, с выступлением на них представителей профессий; организация работы химического кружка и др.

Все формы и виды внеклассной работы должны подчиняться определенным требованиям: научности, доступности (т. е. содержание должно соответствовать возрастным особенностям учащихся, стимулировать стремление к познанию, к исследовательской деятельности), актуальности, практической значимости, связи с жизнью, занимательности.

Профориентационная работа имеет большое значение для соединения в единый процесс профессионального просвещения и профессионального воспитания школьников, для формирования у них интереса к той или иной профессии.

Вместе с тем не следует забывать, что основная профориентационная работа должна проводиться на уроках, особенно тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу.

На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических и других производств, в том числе на уроках, посвященных производственным экскурсиям, или на обобщающих уроках (в зависимости от содержания учебного материала) можно использовать следующие приемы:

  • обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли хозяйства и потребностью в кадрах местных производств;
  • устанавливать межпредметные связи политехнического характера;
  • решать задачи с производственным содержанием;
  • раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля;
  • показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства;
  • выявлять применение химических законов и теорий в технологии;
  • развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий.

Учебные экскурсии являются важным средством политехнического образования, трудового образования и профориентации учащихся. Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями и химическими опытами, дает представление о практическом использовании химических веществ и химических процессов в производстве. Большое значение учебные экскурсии имеют для пропаганды массовых рабочих профессий химического профиля. Политехническое образование должно обеспечить школьникам возможность свободного выбора профессии. Для этого не достаточно знать технику и технологию производства. Необходимо, чтобы учащиеся познакомились с характером работы на отдельных производствах и получили представление о содержании труда работников хотя бы некоторых основных профессий.

Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении химии.

В условиях средней школы одним из эффективных путей допрофессиональной подготовки к будущей трудовой деятельности является рационально организованный учебный труд школьников непосредственно на уроке, поскольку воспитание трудовых качеств начинается, как известно, с добросовестного выполнения каждым школьником своих учебных обязанностей. [5]

При обучении химии важное значение приобретает формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда – формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно проводить трудовые операции, осуществлять контроль за результатами выполняемого трудового процесса.

Особое значение в ориентации учащихся на профессии, связанные с химией, имеют учебные экскурсии на местные производства промышленного и сельскохозяйственного профиля, а также в цехи базовых предприятий.

Таким образом, рекомендации к проведению профориентационной работы с учащимися в процессе обучения химии сводятся к следующему:

  • повышать уровень и качество общеобразовательных знаний учащихся по химии, укреплять связь преподавания с жизнью, с местным производством;
  • усиливать политехническую направленность преподавания химии как теоретическую основу профориентации путем освещения достижений современного производства, перспектив его развития и нерешенных проблем;
  • учить школьников применять полученные теоретические знания для решения практических задач, определения оптимальных условий проведения химических реакций и управления химическими процессами на производстве;
  • совершенствовать организацию, содержание и методы профориентационной работы, знакомить учащихся на уроках и с помощью экскурсий с основными отраслями производства, ведущими профессиями, трудовыми функциями работников в органическом единстве с изучением промышленного получения веществ с тем, чтобы профессия не была дополнением, а стала составным элементом политехнического образования, которое приобретают учащиеся при обучении химии;
  • расширять внеклассную работу, усиливать практическую направленность химических кружков, развивать творческие способности учащихся, умение конструировать приборы, моделировать типичные производственные аппараты и установки, поощрять рационализаторскую и исследовательскую деятельность школьников;
  • учитывать потребности хозяйства в кадрах работников определенных профессий, систематически информировать учащихся о массовых профессиях, в которых ощущают потребность предприятия, и путях приобретения соответствующей профессии, консультировать школьников и их родителей по вопросам выбора профессии и трудоустройства.

Ролевые игры являются активной методикой обучения с более четкой трудовой и профессиональной направленностью. Игра есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, а также профессиональной деятельности. [42]

В процессе игры, примеряясь к роли конкретных специалистов: технологов, инженеров и др., учащиеся знакомятся с содержанием и значением труда представителей химических профессий. В итоге формируются интеллектуальные умения и способности, интерес к химии.

Читайте также:  Грузоподъемность транспортного средства для патента в каких единицах

Ролевые игры требуют использования совокупности различных методических приемов и средств обучения. При этом предполагается максимальная степень активности и самостоятельности учащихся. Этим и объясняется преимущество ролевой игры перед другими видами познавательной деятельности:

  • необычность, занимательность содержания;
  • получение практических или общественно-значимых знаний;
  • ориентация на практическую роль каждого участника игры.

В начале учебного года для выяснения интереса учащихся к химии и химическим профессиям им можно предложить ответить на следующие вопросы анкеты:

  1. Какие ассоциации у Вас возникают при слове «химия»?
  2. Нравится ли Вам химия как предмет?
  3. Если да/нет – почему?
  4. Какие профессии, связанные с химией, Вы знаете?
  5. Хотелось ли Вам получить химическую специальность (какую)?
  6. Можно ли обойтись без химии сейчас?

Организация разных форм целенаправленной профориентационной работы средствами учебного предмета (сочинение, экскурсии, ученический демонстрационный эксперимент, классный час, деловая игра, беседы с учащимися) позволила расширить знания школьников о специальностях, связанных с химией; выявить детей, интересующихся химией, помочь им в развитии их склонности и в выборе будущей профессии.

Следует учитывать также, что эффективность профориентационной работы во многом зависит не только от деятельности учителя на уроке, но и от его умения проводить интересные внеклассные мероприятия, общаться с детьми и их родителями, внимательно относиться к личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Следовательно, можно сделать следующие выводы:

Источник



Профориентационная работа на уроках химии

Манина Ольга Борисовна

Учитель химии и биологии

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Черногорска

Профориентационная работа на уроках химии

Основная профориентационная работа должна проводиться на уроках, особенно тогда, когда изучается производственная тематика школьного курса. Профориентация при обучении химии не должна быть изолирована от изучения основ предмета, но она также и не должна нарушать систему преподавания химических знаний или превращаться в обычную иллюстрацию к излагаемому материалу.

На уроках химии, посвященных изучению чисто химических, силикатных, металлургических, нефтехимических и других производств, в том числе на уроках, можно использовать следующие приемы

обеспечивать связь изучаемого производственного материала с современностью, перспективами развития данной отрасли народного хозяйства и потребностью в кадрах местных производств;

устанавливать межпредметные связи политехнического характера;

решать задачи с производственным содержанием;

раскрывать значение приобретаемых химических знаний для конкретной профессии химического профиля;

показывать широкое использование изучаемых веществ, материалов, химических процессов, химических методов контроля в различных отраслях современного производства;

выявлять применение химических законов и теорий в технологии;

развивать у учащихся умение применять в дальнейшем химические знания и самостоятельно приобретать новые знания об использовании химии работниками различных профессий.

Правильно организованная профориентационная работа должна осуществляться в неразрывном единстве с общим химическим образованием, трудовым и нравственным воспитанием на основе реализации политехнического принципа в обучении химии.

В условиях средней школы одним из эффективных путей допрофессиональной подготовки к будущей трудовой деятельности является рационально организованный учебный труд школьников непосредственно на уроке, поскольку воспитание трудовых качеств начинается, как известно, с добросовестного выполнения каждым школьником своих учебных обязанностей.

При обучении химии имеет важное значение формирование у учащихся экспериментальных умений и навыков. Практические занятия и лабораторные опыты способствуют как усвоению учебного курса, так и воспитанию общей культуры труда – формируют умение планировать работу, содержать в чистоте рабочее место, соблюдать правила техники безопасности, аккуратно проводить трудовые операции, осуществлять контроль за результатами выполняемого трудового процесса.

Для учащихся 9 классов провожу курс по выбору «Химия продуктов питания», на котором учащиеся не только совершенствуют практические навыки, но и знакомятся с профессиями технолог пищевой промышленности, лаборант и др.

Выполняя первые работы практикума, учащиеся совершенствуют технику лабораторных работ. Они обращают внимание и на такие важные вопросы, как поведение в химической лаборатории, техника безопасности, содержание рабочего места, обращение с посудой, реактивами и разными приборами.

С первых же уроков учащиеся осваивают лабораторное оборудование. Выполняя практические работы, ребята видят плоды своих трудов, у них воспитывается бережное и экономное отношение к реактивам.

Большое значение имеют задачи с практическим содержанием, имеющие отношение к реальным материальным объектам, так как они интересны и понятны школьникам. Здесь знание фактов закрепляется в прикладной деятельности творческого характера. На первом уроке изучают формулу соединения, состав, структуру. Затем физические и химические свойства – и все это основывается на эксперименте. Школьники осознают важность химических производств

Курс химии 8 класса позволяет знакомить учащихся с профессиями – растениевод, электросварщик, кузнец, штукатур, гальваник, термист, лаборант, аппаратчик, машинист, слесарь, врач, учитель, пожарник, дезинфектор, фармацевт. В 9 классе учащиеся узнают о профессиях химик, травильщик стекла, литейщик, текстильщик, агроном, медсестра, зубной врач, фотограф. В 10-11 классах – кристаллограф, геолог, пиротехник, вулканизаторщик инженер – химик, технолог синтетических смол и пластмасс, формовщик.

При изучении производства серной кислоты в 9 классе знакомлю учащихся с экономическими терминами, что способствует знакомству с профессией экономист, рассказываю о профессии фармацевта.

При изучении темы «Силикатная промышленность» в 9 классе учащиеся знакомятся с профессиями формовщик фарфоро- фаянсовых изделий, живописец, травильщик стекла . В результате расширяются знания о силикатной промышленности, ее основных отраслях (производство керамики, цемента и стекла), формируется интерес и трудовая направленность. Технологический процесс производства железобетона, кирпича в городе Черногорске работают предприятия : Черногорский завод ЖБИ, Черногорский кирпичный завод. Предприятие по производству цветного кирпича «Колизей». Экскурсии на эти предприятия позволили познакомить учащихся с технологическим процессом производства железобетона, кирпича.

Тема «Коксохимическое производство» позволяет применить местный материал о СУЭКе (Сибирская Угольная Энергетическая Кампания). Знакомлю учащихся с особенностями профессии аппаратчик углеобогащения.

Ролевые игры являются активной методикой обучения с более четкой трудовой и профессиональной направленностью. Игра есть активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений и процессов, а также профессиональной деятельности

«Сюжетно — ролевая игра «Встреча двух миров» (обобщающий урок по теме «Вода»), примеряясь к роли конкретных специалистов: геохимика, эколога, технолога, фармацевта, гидролога, искусствоведа, геохимика, метеоролога, провизора, океанолога, учащиеся знакомятся с содержанием и значением труда представителей не только химических профессий. В итоге формируются интеллектуальные умения и способности, интерес к определённым профессиям.

Источник

«Я, химия и профессия: самоопределение учащихся через исследовательскую деятельность»

Содержимое публикации

Программа факультативного курса

«Я, химия и профессия: самоопределение учащихся через исследовательскую деятельность»

Современному развивающемуся обществу необходимы люди, обладающие такими качествами как: образованность, нравственность, предприимчивость, умение принять правильное решение в условиях выбора, динамичность и коммуникабельность.

Читайте также:  Какое средство выразительности использовано есениным в выделенном фрагменте понагнулась как старушка

Изучение химии в общеобразовательной школе среди общих целей предполагает:

выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии;

формирование у учащихся отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;

развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование.

Это значит, что каждый ученик должен научиться использовать теоретические знания для решения практических задач.

Решение практических задач предваряется повторением теоретического и фактического материала, опирается на неразрывную взаимосвязь химии и физики (при рассмотрении атомно-молекулярного учения, основных законов химии, строения атомов, молекул, веществ и т. д.).

Умение решать задачи по химии – это проявление более высокого уровня анализа, синтеза и обобщения учебного материала. Задачи обеспечивают закрепление теоретических знаний, учат творчески применять их в новой ситуации, мыслить логически, выбирать наиболее рациональный способ решения.

Применение химических знаний на практике (в виде решения задач) способствует развитию психических качеств человека (внимания, внимательности, памяти, абстрактного, образного и логического мышления). Происходит и развитие характерологических черт личности (целеустремлённости, дисциплинированности, организованности, трудолюбия, систематичности в работе, аккуратности).

Данный курс окажет помощь школьникам в их профессиональной ориентации.

диагностическое исследование личности учащегося (интересы, склонности, способности и выбор профессии);

информационная справка о профессиях (содержание профессиональных обязанностей, условия труда специалиста, требования к личности специалиста, адреса и названия учебных заведений);

экскурсии в высшие учебные заведения г. Перми.(ПГНИУ, ПГГПУ, ПГМУ имени академика Е.А. Вагнера, ФГБОУ ВО ПГФА)

Курс «Я, химия и профессия самоопределение учащихся через исследовательскую деятельность:» рассчитан на 34 часа для учащихся 8 классов и носит исследовательский характер (как с точки зрения химии, так и с позиций профессионального самоопределения учащихся) и может называться практикумом.

Ведущая идея курса:

«Формирование способности учащихся осуществлять оценочную деятельность на основе приёмов исследовательской деятельности».

Цели исследовательской деятельности обучающихся по химии отражают тождественные им результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования, а именно:

формирование универсальных учебных действий обучающихся через:

— освоение социальных ролей, необходимых для учебно-исследовательской деятельности;

— актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность, самосознание и готовность преодолевать трудности;

— освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества, значимости учебно-исследовательской работы, инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания, развитие продуктивного воображения;

— развитие компетентности общения;

овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения:

— основных этапов, характерных для исследования работ;

— технологий анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания;

развитие творческих способностей и инновационного мышления обучающихся на базе:

— предметного и метапредметного, научного содержания;

— владение приемами и методами учебно-исследовательской деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач;

общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистовза счет потенциала и многообразия целей, задач и видов учебно-исследовательской деятельности.

Обучение целеполаганию, планированию и контролю;

овладение приемами работы с неструктурированной информацией (сбор и обработка, анализ, интерпретация и оценка достоверности, т.д.) и простыми формами анализа данных

создание дополнительных условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.

Развитие умений наблюдать и объяснять происходящие явления при проведении экспериментальных практических работ;

Ознакомление учащихся с характеристиками профессий химического профиля (содержание профессиональной деятельности, условия труда, требования к личности специалиста, адреса и названия учебных заведений);

Выявление профессиональных склонностей, интересов, способностей учащихся на основе диагностического исследования их личности;

Формирование умений самоорганизации учащихся: планирование работы, организация рабочего места, сознательная мобилизация внутренних ресурсов организма (внимания) для выполнения поставленной цели, соблюдение правил безопасного обращения с веществами, самоконтроль качества действий и самооценка успехов в достижении цели.

Особенности данной программы:

 Лабильность (динамичность) программы, т.е. возможность замены одних практических (лабораторных) работ (экскурсий) на другие (при недостаточном материально-техническом обеспечении кабинета химии или по усмотрению учителя).

 Включение элементов профессиональной ориентации химического профиля, в том числе профессиональных проб.

 Использование разнообразных анкет и тестов по профессиональному самоопре-делению в школьной и домашней обстановке (многократность диагностирования), позволяющих ученику точнее осуществить свой профессиональный выбор.

 Включение рефлексивного момента, психологических диагностических тестов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

▪ потребность вникать в суть изучаемых проблем, ставить вопросы, затрагивающие основы знаний, личный, социальный, исторический, жизненный опыт;

▪ основы критического отношения к знанию, жизненному опыту;

▪ основы ценностных суждений и оценок;

▪ уважение к величию человеческого разума, позволяющего преодолевать невежество и предрассудки, развивать теоретические знания, продвигаться в установлении взаимопонимания между отдельными людьми и культурами;

▪ основы понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов, характерных для разных социокультурных сред и эпох.

▪ самоопределение в области познавательных интересов;

▪ умение искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном информационном пространстве с использованием Интернета, цифровых образовательных ресурсов и каталогов библиотек;

▪ умение на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта;

▪ умение определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы;

▪ владение специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового проектного продукта;

▪ умение взаимодействовать в группе, работающей над исследованием проблемы или на конкретный результат;

▪ умение представлять и продвигать к использованию результаты и продукты проектной деятельности;

▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;

▪ учёт особенностей коммуникации партнёра;

▪ повышение предметной компетенции подростков;

▪ расширение кругозора в различных областях;

▪ умение оперировать качественными и количественными моделями явлений;

▪ формирование умений организации системы доказательств и её критики;

▪ способность к согласованным действиям с учётом позиции другого;

▪ владение нормами и техникой общения;

▪ учёт особенностей коммуникации партнёра.

▪ строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

▪ основам реализации проектной деятельности;

▪ использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

▪ осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

▪ осуществлять контроль по результату и способу действия;

▪ приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности;

▪ в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости;

▪ получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, поиску нестандартных решение, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения

Источник