Меню

Дополнительное образование как средство социализации ребенка

Учреждения дополнительного образования как средство социализации детей и подростков

Проблема взаимоотношений личности и общества. Совершенствование и реформирование всех сторон жизни общества. Понятие дополнительного образования, его основные функции (воспитательная, креативная и пр.). Воспитание положительной мотивации учения.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 12.03.2016
Размер файла 18,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Учреждения дополнительного образования как средство социализации детей и подростков

Жукова Татьяна Владимировна

дополнительное образование — необходимый компонент современного образования, важное и необходимое звено в развитии и социализации многогранной личности. Оно предназначено для свободного выбора детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект.

additional education is an essential component of modern education, an important and necessary element in the development and socialization of the multifaceted personality. It is designed to free choice children additional education programs that are close to their nature to meet internal needs, help meet the interests, develop intelligence.

Ключевые слова: дополнительное образование, социализация детей

Keywords: additional education, socialization of children

личность реформирование образование мотивация

Проблема взаимоотношений личности и общества — одна из наиболее интересных тем не только в социологии, но и в психологии, философии и многих других дисциплинах. Социальная адаптация человека как личности, его самоопределение одинаково актуально как для прошлых столетий, так и для настоящего времени. Историки считают, что понятие «личность» появилось в XVI-XVII веках, в эпоху Просвещения. На протяжении многих веков мыслители и ученые пишут и спорят о воспитательном процессе, но до сих пор нет единства взглядов в определении процесса воспитания личности. Одни исследователи считают, что понятие «формирование» шире, чем понятие «воспитание», другие считают, что оно уже, т.к. формирование — это внутренняя сторона воспитания.

В наш век компьютеров, нанотехнологий, жестких, бескомпромиссных решений многие проблемы связаны с безнравственностью, черствостью, жестокостью человека, которые неразрывно связаны с низким уровнем образованности и культуры.

Сегодня крайне редко можно встретить неграмотного человека, а вот интеллектуально и эмоционально не богатого — часто. Главной целью родителей и учеников стало получение высоких баллов на едином национальном тестировании, поступление в престижный ВУЗ, и как результат мы получаем поколение, не способных к сопереживанию, сочувствию. Нередко возникающие в экономике, политике, социальной и духовной сферах жизни общества кризисные и критические ситуации, требуют от человека не только физического и психического, но и социального здоровья для эффективной социализации. Совершенствование и реформирование всех сторон жизни общества зависят, прежде всего, от непосредственного участия в этих процессах личности. Вполне естественно, что сейчас акцентируется развитие индивида, создается система воспитания, учитывающая этот фактор. Индивиду требуются определенные знания, способы деятельности, общения, позволяющих ему адаптироваться в обществе в данный период истории. Поэтому большое значение в социализации детей и подростков играет система дополнительного образования, которая очень эффективно дополняет государственные структуры, поскольку отражает более широкий спектр проблем развития и образования детей и подростков.

Сегодня термин «дополнительное образование» известен и широко распространен. Дополнительное образование детей — составная (вариативная) часть общего образования, сущностно мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Многими исследователями дополнительное образование детей понимается как целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ[1]. Проблемам становления и развития дополнительного образования детей в Республике Казахстан посвящены работы таких ученых как Л.А. Дорожкина [2], Н.Д. Жамадилов [3], В.И. Загайнова [4] и др. В России исследованиями в области дополнительного образования занимались ученые: В.А. Березина [1], А.В. Скачков [5], А.И. Щетинская [6] и др.

Только с выходом Закона Республики Казахстан «Об образовании» 7 июня 1999 года [7] появилось и продолжает свое эволюционное развитие понятие «дополнительное образование». Однако до сих пор отсутствуют четкие и нормативные понятия, что создает основное проблемное поле системного становления этого типа образования. Сегодня дополнительное образование детей в Казахстане — реально действующая подсистема образования, для которой не закончился процесс ее теоретического осмысления, социально — культурного самоопределения и нормативно — правового утверждения. Следует также отметить, что в первоначальной редакции Закона Республики Казахстан «Об образовании» (от 7 июня 1999 года № 389 — I) [7] был обозначен один вид системы дополнительного образования, как для детей, так и для взрослых, что вносило много сложностей в понимание данного вида образования. В новой редакции вышеуказанного Закона (от 27 июня 2007 года № 222 — III) было уточнено что, (Гл. 4, ст. 23): «…образовательные учебные программы дополнительного образования в зависимости от содержания и направленности подразделяются на учебные программы: дополнительного образования обучающихся и воспитанников; переподготовки и повышения квалификации специалистов» [8,с.10]. Директор Республиканского учебно-методического центра Н.Д. Жамадилов, в своей работе указывает на то, что в 90-х годах произошло превращение внешкольных организаций в организации дополнительного образования детей и юношества, а само дополнительное образование в наше время стало важным и неотъемлемым компонентом общего среднего образования [3, с.26].

В ходе реализации дополнительных образовательных программ дети формируют собственное мнение, индивидуальное мировосприятие, получают практические навыки, необходимые для жизни в социуме, развивают свою коммуникативную культуру, общаются в коллективе сверстников, а значит — учатся сотрудничеству и сотворчеству. Изначально процесс творчества является развивающим, обогащающим личность, раскрывающим его талант, духовный потенциал. Правильно организованное пространство творческой деятельности формирует культуру личности, умение видеть и понимать прекрасное, сопереживать в процессе творчества.

Можно выделить несколько основных функций дополнительного образования:

1) образовательная — получение ребенком новых знаний, умений и навыков, обучаясь по дополнительным образовательным программам;

2) воспитательная — определение четких нравственных ориентиров, ненавязчивое приобщение к культуре;

3) функция социализации — приобретение ребенком основных навыков воспроизводства социальных связей, освоение социального опыта;

4) интеграционная — создание психологического климата, позволяющего объединить взрослых и детей не только в рамках учреждения дополнительного образования, но и в повседневной жизни;

5) функция самореализации — личностное саморазвитие, самоопределение ребенка в культурно и социально значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха;

6) креативная — создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов;

7) компенсационная — предоставление ребенку в избранных им сферах творческой деятельности определенных гарантий достижения успеха;

8) рекреационная — организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

9) профориентационная — содействие определению жизненных планов ребенка, предпрофессиональную ориентацию, формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности.

Читайте также:  Что такое общепедагогические средства

Перечисленные функций показывают, что дополнительное образование детей должно стать неотъемлемой частью любой образовательной системы. «Сегодня в Казахстане для обеспечения доступности, равных возможностей в получении дополнительного образования детей предусмотрено увеличение числа детей, обучающихся по программам дополнительного образования с 21,6 до 30 % и создание условий по реализации творческих способностей, индивидуальных потребностей школьников». [3]

Дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них принято считать следующие:

Этот список является открытым и может быть пополнен в соответствии с запросами детей и их родителей. РГКП «Республиканский учебно-методический центр дополнительного образования» под руководством Умит Жексенбаевой утвердил Национальный план действия по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы. Ведется работа по открытию 6 инновационных интерактивных парков для детей и юношества, созданию современных высокотехнологических теплиц во всех 18 станциях юных натуралистов, обновлению музыкального образования в 202 детских музыкальных школах, оснащению комплексами «Робототехника» центров творчества. [9] Также разработан проект межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей Республики Казахстан на 2013-2017 годы «К обществу знаний через модернизацию системы дополнительного образования». [10]

Для того, чтобы дети в условиях дополнительного образования могли проявить свои дарования, нужна умелая поддержка со стороны взрослых, и именно мы, педагоги дополнительного образования, должны развить и укрепить ту частичку добра, которая заложена в каждом из нас. Нашей задачей является помочь детям постичь красоту искусства, увидеть и услышать весь спектр красок.

В школе искусств возраст обучающихся колеблется от 4-5 до 20 лет. В юном возрасте ребенок, благодаря нашей помощи и поддержке, получает множество сведений об окружающих звуках, мелодиях, пытается выяснить происхождение того или иного музыкального инструмента, задает преподавателям и родителям тысячи «почему?» и требует ответа. У него формируются первые «моральные ориентиры», понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо». Намного сложнее становится работать с так называемым «переходным» возрастом, когда в подростке одновременно сочетаются проявления еще «детскости», но и уже «взрослости». Он уже не хочет жить как прежде, но еще не может по-новому. Все эти факты свидетельствуют о возникновении острой необходимости в поиске педагогами новых подходов, разработке методик в области музыкального образования для увеличения интереса к обучению и повышения мотивации обучения учащихся.

Школа искусств предоставляет благоприятные условия для разностороннего развития ребёнка, оказывает помощь в реализации его потенциальных возможностей и потребностей, развивает его творческую познавательную активность. Для этого преподаватели должны знать и владеть различными формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности учащихся. Редко встретишь преподавателя, который не жалуется на то, что детям ничего не нужно, что они не выполняют домашних заданий, скучают на уроках, а то и вовсе на них не ходят. Воспитанию положительной мотивации учения способствуют:

· общая атмосфера комфорта в процессе учения;

· отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь преподавателя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение;

· привлечение преподавателем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Преподавателю следует подходить к мотивации как к постоянно развивающемуся явлению. Так, постоянно осуществляются взаимовлияния и взаимопереходы мотивов и целей учения. По мере усложнения задач обучения у учащихся не только повышается мотивации к обучению, но и развиваются личностные качеств детей. Дети, получившие помимо общего, еще и дополнительное образование, как правило, имеют больше возможностей полноценно прожить детство, реализовать свой творческий потенциал. Сегодня и детям, и родителям важно, чтобы система дополнительного образования вместе со школой активно помогала ребенку не только проявить, развить свои способности, но и сделать правильный выбор своей профессии.

Таким образом, дополнительное образование — необходимый компонент современного образования, важное и необходимое звено в развитии и социализации многогранной личности. Оно предназначено для свободного выбора детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать интеллект.

1. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дис., канд. пед. наук. — Москва, 2002. — 147 с.

2. Дорожкина Л.А. Сущность внешкольного воспитания // Менеджмент в образовании. — 2003. — № 4. — С. 18-30.

3. Жамадилов Н.Д. Позаботимся о нашей опоре и надежде. — А.: Современное столичное образование. — 2004. — №3. — С.25-29.

4. Загайнова В.И. Повышение квалификации педагогов дополнительного образования // ?осымша білім ж?не т?рбие. Внешкольник Казахстана.- 2006. — № 5. — С. 42-46.

5. Скачков А.В. Дополнительное образование как социально-педагогическая проблема: Автореф. дис., канд. пед. наук. — Ростов н/Д, 1996. — 24 с.

6. Щетинская А.И. Развитие творческого потенциала педагога в условиях совершенствования дополнительного образования детей: Автореф. дис., д-ра пед. наук. — Казань, 1999. — 34 с.

7. Закон Республики Казахстан «Об образовании» // Электронный справочник «Законодательство РК». — Алматы: Юрист, 2004.

8. Закон Республики Казахстан «Об образовании».// «Казахстанская правда, 15 августа 2007. — С. 9-11.

9. Положение о деятельности внешкольных организаций от 22.06.2001 г.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Теоретические аспекты функционирования, функции, характеристика становления и анализ современного состояния дополнительного образования в Российской Федерации. Основные направления деятельности муниципального учреждения дополнительного образования детей.

дипломная работа [185,6 K], добавлен 11.09.2010

Сущность системы дополнительного образования детей и подростков в Астраханской области. Учреждения дополнительного образования России как воспитательные организации. Деятельность Астраханского эколого-биологического центра — образовательного учреждения.

курсовая работа [82,6 K], добавлен 11.01.2011

Анализ системы дополнительного образования детей и подростков в рамках их работы в направлении развития творческой личности воспитанников. Особенности учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций, их роль в становлении личности.

дипломная работа [567,4 K], добавлен 03.10.2013

Особенности учреждений дополнительного образования как фактора социального воспитания подростков. Характеристика форм его организации. Основные рекомендации по организации групповых мероприятий в микросреде учреждения дополнительного образования.

курсовая работа [54,9 K], добавлен 25.03.2010

Характеристика народного художественного творчества как средства воспитания личности. Основные особенности и пути приобщения к нему личности учащихся. Принципы и методика организации дополнительного образования как части педагогического процесса.

курсовая работа [36,9 K], добавлен 06.10.2014

Источник



Учреждения дополнительного образования как средство социализации детей и подростков

  • общая атмосфера комфорта в процессе учения;
  • отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь преподавателя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение;
  • привлечение преподавателем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
Читайте также:  Аллохол средство для чего

21.09.2013, 14:09 Кузнецова Ирина Павловна
Рецензия: Данная работа привлекает внимание к современным проблемам дополнительного образования.Автор рассматривает различные виды дополнительного образования, аргументированно объясняет всю его важность в социализации личности, считая его необходимым компонентом современного образования. Статья интересная с подбором статистического материала. В то же время имеется ряд замечаний. Необходимо исправить следующее предложение, которое начинается со слов:» Главной целью. «. Убрать «и впоследствии и учеников», оставить «родителей и учеников». И пояснить, что такое ЕНТ, так как не все об этом знают. Смущает одно предложение «. интеллектуально и эмоционально богатом человеке, к сожалению «. Почему к сожалению? Далее лучше исправить «. система дополнительного образования отражает широкий спектр мнений по проблемам. «, убрать » мнений», но оставить «широкий спектр проблем». Трудно для восприятия и следующая фраза автора «нормативные корректности исходный понятий», рекомендую найти другой синоним для » корректности». Возможно заменить на » четкие нормативные понятия». Следующее замечание относится к разделению двух слов: «методамиобучения», так у автора написано. Последняя рекомендация относится к необходимой вставке глагола «имеют» в тексте статьи «. дети, получившие. » » имеют больше возможностей». Данная статья вносит весомый вклад в развитие образования, заставляет задумываться о новых направления в обучении, мотивации учащихся, работе педагогов. Надеюсь, что она будет рекомендована к изданию.

21.09.2013, 19:47 Малякова Наталия Сергеевна
Рецензия: Статья посвящена актуальной проблеме социализации детей и подростков в условиях кардинальных социальных, культурных, идеологических, технологических изменений современности. Социальность в XX веке выступала как ведущая характеристика человека, определяющая содержание и структуру как основного так и дополнительного образования. Образование в Казахстане являлось неотъемлемой частью советской системы и сегодня несет на себе бремя ее наследственности, сохраняя устоявшиеся за прошлый век формы, методы, в чем-то, содержание и в основной и в допонительной составляющей. Наследством прошлого века являются попытки решать проблемы формирования личности, подчинять социализацию детей деятельности гос. структур. В представленной работе, как в зеркале, отражены проблемы социализации ребенка в постсоветском образовании, отраженные в недостаточно методологически отрефлексированных и противоречивых суждениях о взаимоотношении личности и общества; о социальной адаптации человека; о его духовных храктеристиках; о физическом, психическом и социальном здоровье; об интеллектуальном, эмоциональном развитии человека, индивида. Достоинством статьи являются раскрытые характеристики системы дополнительного образования в Казахстане как одной из современных форм социализации детей и подростков. Заявленная тема, по-существу, осталась нераскрытой, так как характеризуется деятельность одного из типов учреждений — школы искусств. Между тем, исходя из названия статьи, ожидается характеритсика учреждений дополнительного образования разного типа и вида. Таким образом, взяв за основу опыт организации деятельности школы искусств, можно было бы показать особенности социализации детей в данном типе образоватешльного учреждения на основе проработанной теоретико-методологической позиции по отношению к социализации детей и подростков в современном мире.

22.09.2013, 17:08 Тимофеева Людмила Алексеевна
Рецензия: В работе отражена актуальная проблема не только современного образования, но и всего российского общества. На наш взгляд очень верно подмечено, что «проблемы нашей жизни связаны с безнравственностью, черствостью, жестокостью человека». Действительно в системе дополнительного образования воспитанию личности ребёнка отводится бОльшее значение, здесь в бОльшей степени проявляются способности и таланты детей и подростков. Статья нужная, необходимая для современных педагогов дополнительного образования. Но вместе с тем фраза»Вот уже 13 лет мы живем в XXI веке, веке компьютеров. » кто же точно определил временные рамки развития информационных технологий? И потом не вполне логичен переход информационных технологий к тематике безнравственности в нашей жизни. Далее фраза «вытекают из низкого уровня образованности и культуры» не совсем правильно сформулирована. Тимофеева Людмила Алексеевна

5.11.2013, 20:43 Трубавина Ирина Николаевна
Рецензия: статья интересна и практична как обзор. можно рекомендовать к печати.в то же время содержание дополнительного образования совпадает с направлениями содержания воспитания, хотелось бы увидеть различия

12.11.2013, 22:09 Троян Евгений Иванович
Рецензия: Статья интересная. В настоящее время значимость дополнительного образования сложно переоценить. Автор подробно описала значение школы искусств для возможности саморазвития людей различного возраста. В месте с тем акцентирование автора проблемы и гипотезы исследования позволило бы усилить научный стиль изложения статьи как результата научного исследования.Статья рекомендована к публикации.

14.11.2013, 8:18 Яковлев Владимир Вячеславович
Рецензия: В статье обозначены функции и направления учреждений дополнительного образования, а роль этих учреждений в социализации детей и подростков сведена к трём предложениям:»общая атмосфера комфорта в процессе учения; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь преподавателя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение; привлечение преподавателем учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки». Поэтому нужно либо изменить название статьи, либо всё-таки раскрыть, в чём же конкретно автор видит значение учреждений доп. образования в социализации детей и подростков. После доработки статью можно допустить к публикации.

4.06.2014, 13:27 Калашник Любовь Сергеевна
Рецензия: Очень интересная статья, написанная на высоком научном уровне. В качестве рекомендации: можно сделать вывод, что исходя из своих функций, учреждения дополнительного образования имеют социализирующий потенциал во всех сферах социализирующей деятельности (коммуникативная, бытовая, культурна . ). На наш взгляд, это помогло бы более тесно «связать» 2 субъекта статьи: социализацию и деятельность учреждений дополнительного образования. Статья однозначно рекомендуется к печати.

26.06.2014, 7:03 Левкин Григорий Григорьевич
Рецензия: Рецензируемая статья посвящена актуальным вопросом функционирования учреждений дополнительного образования и отличается богатым содержанием. Наряду с положительными аспектами, можно выделит следующие недостатки. 1. Отсутствует цель и задачи исследования. 2. Отсутствует заключение к статье. После устранения недостатков статья может быть рекомендована к изданию.

4.08.2014, 11:44 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: Отмечая высокий научный потенциал работы и ее теоретическую и практическую значимость, все же отмечу, что на данный момент не все рекомендации рецензентов учтены: не предложены четкие дифференцирующие признаки процесса социализации основного и дополнительного образования и не сделаны четкие выводы в заключении. Вместе с тем автор внес стилистические правки в работу и существенно улучшил качество своей в высшей степени полезной и актуальной статьи. Считаю, что даже в представленном виде работа может быть опубликована (а предложенные рекомендации можно отнести к перспективе работы над темой).

25.06.2015, 15:59 Трофимук Екатерина Васильевна
Рецензия: Отличная, интересная и актуальная статья! Автору рекомендуется не останавливаться на достигнутом и продолжать свои исследования. Рекомендована к публикации в ближайшем выпуске журнала.

Источник

Роль дополнительного образования в социализации обучающихся

МАОУ «Татановская СОШ»
Истомина О.Е.

Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимает школа.

Читайте также:  Прием антитезы в изображении военных событий как средство решения проблемы

Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида. Большое влияние на социализацию ребенка оказывают многие факторы микросоциальной среды, требующей большого внимания школы.

Именно по этому, на мой взгляд тема о роли образования на процесс социализации индивида в общеобразовательном учреждении очень актуальна в нашем постоянно меняющемся мире. В условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющейся политической и социальной обстановки ребенку надо научиться ориентироваться, научиться во всем разбираться, принять и понять все необходимые правила данного общества и именно школа должна помочь ребенку в осознании себя членом этого общества. Социализация человека в школьный период его жизнедеятельности имеет ярко выраженную специфику, которая непосредственно связана с отсутствием у него собственного социального положения и социального статуса. Необходимость осваивать социальную действительность по преимуществу в учебных формах, вынужденная отстраненность от многих практических видов деятельности обуславливают особенности структуры социализации школьников. В ней в качестве компонентов выделяют нравственную позицию учащихся, процессы профессионального и жизненного самоопределения, эстетическую культуру, а также социально-ролевые свойства личности.

Социальная ситуация развития, включающая систему отношений, различные уровни социального взаимодействия, различные типы и формы деятельности, рассматривается в качестве основного условия личностного развития. Сама социальная ситуация развития, или шире — социальная среда, может быть стабильной или изменяющейся, что означает относительную стабильность и изменения в той социальной общности, в которой находится ребенок.

Вхождение ребенка как социального существа в жизнь этой общины предполагает прохождение трех фаз:

  • адаптации к действующим в этой общности нормам, формам взаимодействия, деятельности;
  • индивидуализации как удовлетворения «потребности индивида в максимальной персонализации»;
  • интеграции личности в этой общности.

В условиях кризисного социума повышается роль учреждений дополнительного образования как центров воспитания, социальной адаптации, допрофессионального определения ребенка.

По результатам социально-психологического опроса в основном старшеклассники не удовлетворены ролью школы в подготовке выпускников к будущей самостоятельной жизни. Исследования психологов показали, что ребята очень хотят развивать у себя универсальные, жизненно-необходимые качества общей культуры жизнедеятельности, такие как нравственное отношение к людям, эстетические и творческие способности, физическую и психологическую культуру (умения общения, владения собой, умения самопознания, самореализации). Именно этим, действительно полезным и важным в течение всей жизни вещам, гармонизирующим весь жизненный процесс, и не учат в школе. В жесткой для многих детей жизненной ситуации учреждения дополнительного образования могут стать и часто становятся единственным островком понимания, хорошего отношения.

Адаптация — не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию. Эффективность адаптации в значительной мере зависит от того, насколько адекватно индивид воспринимает себя и свои социальные связи. Учреждения дополнительного образования должны способствовать быстрой адаптации детей, отрабатывая и закрепляя у них социально-психологические механизмы вхождения в группу и принятия социальных ролей.

Известно, что в возрасте 6 — 7 лет в условиях адаптации ребенок испытывает трудности, связанные с привыканием к новым системам требований, новому стилю общения. В этот период трудно ожидать высокой интеллектуальной активности и производительности. Поэтому в программы, рассчитанные на младших школьников, педагоги должны включать виды деятельности, не требующие высоких затрат от ребенка. Основное содержание занятий должны составлять игры и упражнения, направленные на развитие собственно групповых процессов, поддержание благоприятного микроклимата, сплочение, организационное развитие детского сообщества. Чем быстрее ребенок привыкнет к новому окружению, тем успешнее будет проходить развитие его индивидуальных способностей.

Социально-психологическая адаптация детей подросткового и старшего школьного возраста (11 — 17 лет) в детских объединениях учреждения дополнительного образования имеет свои особенности.

По данным диагностических исследований для этой возрастной группы наиболее выраженными являются следующие мотивы:

  • мотив подготовки к будущей профессиональной деятельности,
  • мотив общения со сверстниками, познавательный мотив.

Учреждения дополнительного образования являются той средой для детей, где они могут выявить и развить свои способности, таким образом, подготавливаясь к будущему профессиональному выбору и условиям взрослой жизни. При этом очень важно позаботиться о том, чтобы создать ребёнку ситуацию успеха. Успех порождает стремление к новому успеху, формирует уверенность в своих силах, что в дальнейшем приведет к индивидуальному развитию личности ребенка. К системным критериям социального саморазвития подростков относится нравственная позиция учащихся. На диагностическом уровне нравственная позиция фиксируется через установление фактов, свидетельствующих о наличии у ребят нравственных убеждений, об отношении к негативным явлениям и общественному поведению сверстников и взрослых, о готовности жить и работать в соответствии с общечеловеческими ценностями и прин­ципами гуманизма. Наблюдение, анкетирование, проведение бесед и дискуссий, создание проектов, написание рефератов и участие в соответствующих мероприятиях — вот основные методы проведения диагностики нравственных качеств личности.

В Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года отмечено, что отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:

  • создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (на­правления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
  • личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
  • личностно-ориентированный подход к ребенку, создание «ситуации успеха» для каждого;
  • создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
  • признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении.

Конечным продуктом социально — педагогической деятельности по социализации ребенка становится уровень овладения им минимумом специальных ролей, необходимых для нормальной жизнедеятельности каждого человека, оканчивающего образовательное учреждение.

Миру нужен самостоятельный человек. Несамостоятельный опасен для мира. В условиях быстро меняющейся социальной, экономической, политической обстановки, человек рассматривающий эти изменения как трагедию вступает в пограничное отношение с миром. Чтобы такого не случилось, еще на школьной скамье ребенка нужно научить хорошо ориентироваться в быстро меняющемся мире, строить отношения с другими людьми в рамках цивилизованного диалога, принимать самостоятельные решения.

Решить эту глобальную задачу, помочь состояться молодому человеку, может один из социальных институтов – школа. Поэтому успешная социализация учащихся должна быть основной педагогической идеей каждой школы. Успешная реализация этой идеи может осуществляться только одним способом – необходимо создать для ученика условия свободы, творчества, уважать каждого отдельного ученика, и совместно с учениками осваивать культурные взаимодействия с миром, человечеством, и что немаловажно с самим собой.

Источник