Меню

Дополнительное образование как средство развития творческих способностей детей

Дополнительное образование как средство развития творческих способностей детей

Дополнительное образование как средство развития творческих способностей детей

Система дополнительного образования обладает уникальными возможностями, способствующими развитию природных задатков ребенка. Задатки лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития. Развитие способностей осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. Огромным плюсом системы дополнительного образования всегда являлось деятельностное образование, обучение через практику. Обучаясь в системе дополнительного образования, дети получают возможность попробовать себя в различных видах деятельности, у них появляется ориентация на выбор профессии, появляется возможность проявить свою индивидуальность.

В образовательных учреждениях дополнительное образование представлено может быть представлено такими секциями, как тхэквондо, хореография, прикладное искусство и тд.

Тхэквондо – вид боевого искусства, не знающий равных по мощности и эффективности техники. Составляющие этого искусства дисциплина, техника и дух, они являются средствами развития у занимающихся чувства справедливости, твердости, гуманизма и целеустремленность. В тхэквондо сильный упор делается на духовную культуру, поскольку она не только развивает здоровое тело и ясный ум, но и обуславливает хорошие спортивные взаимоотношения и корректное добродетельное поведение.

Вторая секция – это секция – Хореография.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Танец как один из видов хореографического искусства, является действенным средством музыкально-пластического, художественно-эстетического, нравственно-этического воспитания и физического развития. Он служит источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я».

Третья секция, секция декоративно прикладного искусства – «Сувенир».

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Во время создания кого-либо предмета искусства необходимо пробуждать в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость. В своей работе педагог придерживается следующих дидактических принципов: наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности. Вся работа построена в определенной системе, используются традиционные и нетрадиционные формы. Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Творчество — это создание чего-то нового, ценного не только для тебя, но и для других.

Источник



«Дополнительное образование как средство поддержки и развития творческого потенциала обучающихся»
статья на тему

Дополнительное образование увеличивает постранство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность. Педагоги дополнительного образования помогают обучающимся реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые остаются невостебованными в пространстве школы. Система работы с одаренными обучающимися и их педагогами в СП ДОД «Вдохновение».

Скачать:

Вложение Размер
do_kak_sredstvo_podderzhki_odarennosti_obuchayushchikhsya.doc 158.5 КБ

Предварительный просмотр:

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ВДОХНОВЕНИЕ» ГБО СОШ №11 г. КИНЕЛЯ

«Дополнительное образование как средство поддержки и развития творческого потенциала обучающихся»

Выполнила: Мирошниченко Наталья Александровна,

методист СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля Самарской области

Изучение педагогического опыта деятельности учреждений дополнительного образования детей Российской Федерации подтверждает, что целью их деятельности является обновление содержания дополнительного образования и поиск таких педагогических технологий, которые способствуют развитию творческих способностей обучающихся.

Известно, что можно выделить два уровня способностей :

Ребенок, находящийся на первом уровне, быстро овладевает определенной деятельностью и осуществляет ее по образцу. На втором уровне учащийся создает новое, оригинальное при помощи самостоятельной деятельности.

Говорить о развитии личности можно только тогда, когда она проявляет себя в креативной (творческой) деятельности .

Творчество проявляется в какой-либо деятельности. Вне деятельности не может быть творчества. С. Рубинштейн отмечал: «Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть направлением его деятельности можно определить и формировать его самого. В творчестве созидается и сам творец». (С. Рубинштейн. Принципы творческой самодеятельности./ Вопросы психологии. — 1986. — №4. — с. 106). Из сказанного выше ясно, что творчество — особенного рода сверхдеятельностное отношение субъекта к миру и к себе самому, отношение ко всему сущему, как могущему быть иным.

В соответствии с этим творческая деятельность — поиск оригинальных решений поставленной задачи. Творческой деятельностью, пишет Л.С. Выготский, мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно – будет ли это вещью мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Творческая деятельность — это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, расширяющая пределы человеческих возможностей.

Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала создать новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. (Философский словарь).

Творчество, по замечанию Л.С. Выготского, есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека.

Творчество, как считает Н.В. Кларин, способность образовывать новые сочетания идей, отвечающих той или иной цели, направленность на достижение творческого результата.

Исходной точкой творчества является активность и самостоятельность, оригинальность и гибкость, склонность и умение фантазировать, способность человека направлять свою внутреннюю энергию на решение каких-либо проблемных задач, способность самостоятельно ставить новые задачи.

«Деятельность учащихся, когда они в процессе работы что-то изменяют, дополняют, комбинируют, делают «открытие для себя», представляет собой творчество» (Развитие технического творчества младших школьников. Книга для учителя./Под ред. П.Н. Андрианова, Н.А. Галагузовой. – М.: Просвещение, 1990, с. 10).

Работа с одаренными детьми актуальна и перспективна для системы дополнительного образования, поскольку одаренные дети являются творческим и интеллектуальным потенциалом для развития дополнительного образования. В практике работы с одаренными детьми, как правило, основное внимание уделяется детям, в той или иной степени уже проявившими свои способности. Но существуют и нереализованные возможности, лежащие в основе одаренности, имеются у каждого ребенка, очень большая часть детей с непроявленными или скрытыми способностями оказывается вне внимания специалистов и поэтому не получает необходимой для развития помощи и поддержки.

Цель: выявление, поддержка и развитие творческого потенциала обучающихся СП ДОД «Вдохновение», их самореализация, профессиональное самоопределение в соответствии со способностями, обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов.

  1. созданные условия для выявления, поддержки и развития творческого потенциала обучающихся СП ДОД «Вдохновение»

Критерии оценки результатов:

  1. положительная динамика количества участников, победителей и призеров конкурсов, выставок, соревнований и пр. различного уровня
  2. разработка и апробация новых программ для работы с одаренными детьми
  3. увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы

СП ДОД «Вдохновение» ГБОУ СОШ №11 г. Кинеля предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей, создает условия для достижения обучающимися успехов безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.

Индивидуально-личностная основа деятельности нашего учреждения позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области, формирование практических действий на пути к мастерству.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из направлений работы СП ДОД «Вдохновение».

Главными принципами создания благоприятных условий для развития способностей ребенка являются:

  • забота о душевном состоянии ребенка;
  • выявление творчески мыслящих и одаренных детей;
  • установление доверительных отношений с ребенком, подростком, с семьей воспитанника;
  • снятие депрессивного состояния;
  • организация ребенку «ситуации успеха»;
  • осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка;
  • влияние на разумную организацию досуга;
  • включение обучающихся в различные виды полезной деятельности ;
  • возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление

Условия успешной работы с одаренными обучающимися

  1. Постоянное совершенствование методической системы.

В работе с педагогами используются следующие формы методической работы: обучение через курсы повышения квалификации, методическое объединение педагогов, тематические педсоветы, практические и теоретические семинары, круглые столы, авторские семинары, открытые занятия, творческие недели, индивидуальные консультации. Развивается школа передового опыта, школа молодых педагогов, наставничество, самообразовательная деятельность педагогов.

  1. Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами- это должен быть компетентный специалист, с творческим началом, педагог, стремящийся к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работающий над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.

Система работы СП ДОД «Вдохновение»

Развитие творческого потенциала обучающихся предполагает системную работу.

Такая система условно включает в себя 3 уровня:

1 уровень. первоначальный уровень.

Он реализуется в практических видах деятельности, у обучающихся формируется интерес к выбранному предмету, ребенок приобретает знания, овладевает умениями и навыками , достаточными для самовыражения на данном уровне. Этот уровень предполагает педагогическую диагностику, выявление склонностей и способностей обучающихся.

Этот уровень обеспечивает широкий охват детей и подростков дополнительным образованием.

2 уровень. Уровень специализации .

Обучение на этом уровне ведется по предметной системе с преподаванием теории и истории изучаемой образовательной области. Уровень предполагает глубокую заинтересованность обучающегося предметом, ребята познают широкий спектр способов творческой деятельности, углубляют свой социальный опыт.

3 уровень. Работа с одаренными детьми

Этот уровень предполагает индивидуальную, дифференцированную работу педагога с обучающимися; совместную продуктивную и творческую деятельность; проектную деятельность обучающихся.

На каждом из уровней обучающиеся имеют возможность поучаствовать в конкурсах, выставках, соревнованиях, научно-практических конференциях. От уровня к уровню изменяется и уровень конкурсов, выставок и соревнований – от учрежденческих и городских до областных, всероссийских и международных.

Таким образом, данная система обеспечивает доступность дополнительного образования для детей с различным уровнем развития и способностями.

Источник

Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей

Ольга Александровна Давляева
Роль дополнительного образования в развитии творческих способностей детей

Современное образование ставит задачу развития творческой личности, способной определить своё место в обществе и ориентироваться в разных жизненных ситуациях. Развитие таких способностей актуально в условиях дополнительного образования. Ведь самой целью дополнительного образования: является развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, содействие самоопределению их как личности, привлечение к здоровому образу жизни. А для достижения этой цели необходимо развитие творческих способностей, которые определяют успешность творческой деятельности личности. Именно в детском возрасте человек имеет большие возможности для их развития. Наиболее эффективно можно использовать этот потенциал в младшем школьном возрасте.

При создании условий для развития способностей к творчеству изменяется восприятие ребёнком окружающего мира, у него появляется больше возможностей для осуществления идей. Он учится видеть проблему, применять свои знания и умения в различных ситуациях, найти что-то новое в уже известном.

Дополнительное образование расширяет пространство, где дети имеют возможность развивать творческую активность, реализуют невостребованные основным образованием качества, могут выбирать содержание и форму занятий.

В учреждениях дополнительного образования детям предоставляется возможность заниматься творчествомв различных направленностях: художественной, технической, туристско-краеведческой, эколого-биологической. В соответствии с интересами и возможностями, они могут заниматься исследовательской работой, спортом. Здесь созданы условия, благоприятные для развития творческих способностейкаждого обучающегося: комфортная психологическая обстановка, свобода в выборе деятельности, доброжелательная помощь взрослых, возможность самостоятельного решения задач.

Ребёнок, который смог раскрыть свои способности и реализовать их, более приспособлен к жизни в обществе. Используя цивилизованные средства, он стремится достичь поставленных целей.

«Деятельностный подход в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Мир вокруг нас изменился – изменились и дети. Каким же видится человек грядущего столетия? Это, прежде всего жизнеспособная, духовно-нравственная.

Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям.

Значение метода проектов в развитии познавательных и творческих способностей детей Мы живём в стремительно развивающемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные.

Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитии Из опыта работы. Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность.

Мастер-класс для педагогов «Использование бросового материала в развитии творческих способностей детей» Воспитание творческого отношения к делу (умение видеть красоту в обыденных вещах, испытывать чувство радости от процесса труда, желание.

Предметно-пространственная развивающая среда в домашних условиях и её роль в развитии музыкальных способностей дошкольников «Таланты создавать нельзя, но можно создавать почву, на которой они успешно произрастают» Г. Нейгауз. Всем известно и доказано учёными,.

Презентация «Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников» «Пластилиновая живопись в развитии творческих способностей дошкольников»Побирей Е. Н воспитатель МДОАУ ДС №14 г. БлаговещенскСЛАЙД 1 Тема.

Роль развивающей среды образовательного учреждения в формировании творческих способностей Направление деятельности и развитие ребенка во многом зави-сит от взрослых — от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Роль занятий по декоративно-прикладному искусству в развитии умственных способностей ребёнка. Система дополнительного образования играет серьезную роль в воспитании активной и всесторонне развитой личности. Широкие возможности дополнительного.

Технология тестопластики в развитии художественно — творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Тема проекта «Технология тестопластики в развитии художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» Кильчицкая.

Источник

Читайте также:  Какие защитные средства от поражения электрическим током