Сообщение из опыта работы «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста».
статья (старшая группа) по теме
Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_iz_opyta_raboty.docx | 29.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 105» муниципального образования города Братска
из опыта работы
«Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков
у детей старшего
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Поэтому основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Однако, одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Трудности, с которыми сталкиваются дошкольники, представлены вашему вниманию.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества.
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.
Уникальность данной технологии ещё и в том, что её можно использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.
Результатом моего исследования технологии «Детская журналистика» и стала разработка данного проекта, целью которого является: формирование культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую деятельность.
Реализация проекта позволит решить важные и актуальные задачи, они представлены вашему вниманию.
В результате журналистского расследования, у детей формируются инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.
Таким образом, инновационный образовательный проект стал неотъемлемой частью моей педагогической деятельности, он не только повышает профессиональный уровень, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал. А самое главное – детям очень нравится заниматься этим трудным, но интересным делом.
Хочу отметить, что меня натолкнули на идею разработки проекта о журналистике именно дети. В ходе проекта «Мой любимый город Братск» мои воспитанники встали перед проблемой: как им собрать как можно больше материала об истории родного края? В поисках решения этой проблемы они пришли к выводу: почему бы им самим не встретиться с людьми, которые были свидетелями рождения города на Ангаре? В итоге мои юные исследователи организовали лабораторию и назвали её «Журналистское расследование». Они понимали, что знаний у них не хватает, и попросили меня рассказать им о профессии журналиста как можно больше. Так мы вступили в новый долгосрочный проект, работа над которым доставляет всем огромное удовольствие.
Проект содержит два основных блока: познавательный и продуктивный.
Основные направления проекта представлены вашему вниманию.
Для детей старшего дошкольного возраста мной планируется познавательно-исследовательская образовательная деятельность, целью которой является выявление причинно-следственных связей, умение логично рассуждать, развитие творческого мышления. В основе образовательной деятельности по изучению основ журналистики лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов, итогом которых являются умозаключения детей.
Условия, которые я использую при разработке содержания познавательной деятельности, представлены вашему вниманию.
Поставленные задачи решаются в форме образовательной деятельности с использованием различных методов, таких, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, беседы, обсуждения.
В ходе образовательной деятельности используются наглядные, практические и словесные методы обучения. Работа с детьми построена на коммуникативно – познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование исследовательских умений и навыков. Детям предлагаются игры: «Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Тема одна – сюжетов много», «Угадай, о чём спросили» и другие.
Формирование исследовательских умений и навыков тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому в работе с детьми большое внимание уделяется развитию этих процессов. Ребятам предлагаются игры: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Звукооператор», «Журналист – профессия творческая» и т.д.
Большое внимание я уделяю организации режиссерской игры «Мы – журналисты», которая завоевала детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. Ведь журналисты, ведущие различные телепередачи и делающие репортажи, – это ежедневные гости в квартире каждого ребенка. Дети запоминают их лица, узнают по манере говорить, пытаются им подражать. Поэтому игра «Журналисты» оказалась ближе и понятнее детям.
Также в практической части предлагается организация экскурсий в местную типографию, издательство газеты «Вечерний Братск», в редакцию телерадиокомпании «Братск» и др., встречи с интересными людьми. Работа эта проходит в соответствии с тематикой репортажа.
В ходе хорошо продуманной деятельности дети учатся узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее особенности, высказывать свое мнение о ней, понимать ее назначение в жизни людей. Юные корреспонденты знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.
Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.
В зависимости от тематики недели мероприятия включают в себя различные познавательные темы: «Профессии», «Животные Сибири», «Город Братск», «Зимушка – зима» и т.д.
Проводится и индивидуальная работа с детьми: беседы на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделирование различных ситуаций общения с небольшой группой детей (2-3 ребенка).
В качестве наиболее эффективного приема развития исследовательских умений и навыков я использую моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Мной были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога.
Например, в процессе обучения детей умению брать интервью, им предлагаются карточки с изображенными на них картинками — символами. Вместе со мной ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок — корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.
Система проведения образовательной деятельности построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений, в ходе которой у дошкольников закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука!
Так как проект – действующий и начался в декабре 2013 года, мы пока учимся издавать репортажи. Для работы оборудован центр журналистики, в котором юные журналисты подбирают материал, обрабатывают, а потом оформляют репортаж. В будущем планируем приобретение ноутбука и принтера.
В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребёнок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности, предполагающее общение на равных. Ребёнок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, рассуждает, экспериментирует. Жизнь семьи наполняется богатым содержанием. Поэтому стало доброй традицией привлекать к работе над проектами родителей моих воспитанников.
Проект по журналистике тоже не стал исключением. С помощью родителей материал для мини-музея увеличивается. У нас имеются журналы, газеты, изданные 20-30 лет назад. Мной составлен план работы с родителями.
Несмотря на то, что по проекту мы работаем недолго, проведение промежуточных диагностических мероприятий свидетельствует о том, что уровень исследовательских умений и навыков у моих воспитанников повысился.
Даже родители, проявлявшие скептицизм по отношению к проводимой работе по детской журналистике, с недоверием относившиеся к ним, не скрывают чувства гордости за своих детей, бравших интервью, отвечавших на вопросы журналиста и с гордостью рассказывающих о профессии журналиста.
Обращение к детской журналистике наполнило новым содержанием привычную среду развития ребенка, специальным образом организованное приобщение дошкольников к миру медиа стало эффективным фактором развития их познавательного интереса.
Правильно организованная журналистская исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
Источник
«Детская журналистика, как средство развития познавательно- исследовательской деятельности».
консультация (подготовительная группа) на тему
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Детская журналистика, как средство развития познавательно- исследовательской деятельности».
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала.
.Изучая структуру современных инновационных технологий, можно сделать вывод что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.
Уникальность данной технологии ещё и в том, что её можно использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.
В результате журналистского расследования, у детей формируются инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.
Для детей старшего дошкольного возраста планируется познавательно-исследовательская образовательная деятельность, целью которой является выявление причинно-следственных связей, умение логично рассуждать, развитие творческого мышления. В основе образовательной деятельности по изучению основ журналистики лежит особый вид речевой деятельности, связанный с логично построенным обсуждением ряда конкретных фактов, итогом которых являются умозаключения детей.
Используются различные методы , такие, как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматривание рисунков и фотографий, беседы, обсуждения.
В ходе образовательной деятельности используются наглядные, практические и словесные методы обучения. Работа с детьми построена на коммуникативно – познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность.
Основным видом деятельности дошкольников является игра. Следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование исследовательских умений и навыков. Детям предлагаются игры: «Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Тема одна – сюжетов много», «Угадай, о чём спросили» и другие.
Формирование исследовательских умений и навыков тесно связано с развитием психических процессов, таких, как восприятие, память, мышление, поэтому в работе с детьми большое внимание уделяется развитию этих процессов. Ребятам предлагаются игры: «Узнай по описанию», «Что лишнее?», «Звукооператор», «Журналист – профессия творческая» и т.д.
Большое внимание уделяется организации режиссерской игры «Мы – журналисты», которая завоевала детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. Ведь журналисты, ведущие различные телепередачи и делающие репортажи, – это ежедневные гости в квартире каждого ребенка. Дети запоминают их лица, узнают по манере говорить, пытаются им подражать. Поэтому игра «Журналисты» оказалась ближе и понятнее детям.
Также в практической части предлагается организация экскурсий в местную типографию, издательство газеты , встречи с интересными людьми. Работа эта проходит в соответствии с тематикой репортажа.
В ходе хорошо продуманной деятельности дети учатся узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее особенности, высказывать свое мнение о ней, понимать ее назначение в жизни людей. Юные корреспонденты знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.
Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями о добром, справедливом, прекрасном.
Проводится и индивидуальная работа с детьми: беседы на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделирование различных ситуаций общения с небольшой группой детей (2-3 ребенка).
В качестве наиболее эффективного приема развития исследовательских умений и навыков используется моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение.
Например, в процессе обучения детей умению брать интервью, им предлагаются карточки с изображенными на них картинками — символами. Вместе с педагогом ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок — корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.
Система проведения образовательной деятельности построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений, в ходе которой у дошкольников закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука!
Обращение к детской журналистике наполнило новым содержанием привычную среду развития ребенка, специальным образом организованное приобщение дошкольников к миру медиа стало эффективным фактором развития их познавательного интереса.
Правильно организованная журналистская исследовательская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
Источник
Детская журналистика как средство формирования познавательно-исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
статья
Описание опыта работы по технологии «Детская журналистика»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zhurnalistika.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Детская журналистика как средство формирования познавательно-исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
педагог дополнительного образования
МДОУ «Детский сад №18»,
Общеизвестно, что в период дошкольного детства, благодаря познавательной активности ребенка, происходит зарождение первичного образа мира, который продолжает формироваться в процессе дальнейшего развития ребенка . Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей – наличие у детей интереса к познавательной деятельности .
Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, мобильные телефонные сети, интернет. Информационные технологии дают нам новые возможности и могут стать инструментом для познания мира. Об этом свидетельствуют исследовательские и методические работы А.Ю. Дейкиной, А.А. Журина, И.А. Фатеевой, А.А. Новиковой, И.В.Челышевой, А.В. Федорова, Е.М. Талалаевой.
Сегодня наиболее яркими, развивающими, интересными, значимыми для детей являются такие технологии, которые бы сделали главным участником
педагогического процесса самого ребенка, получающего информацию
непринужденно, в игровой интересной для него форме. Одной из таких технологий является детская журналистика. Это одна из современных форм работы с детьми, реализуемая с помощью информационных технологий.
Так в нашем дошкольном учреждении был разработан журналистский проект «Солнышко FM», который реализуется в рамках дополнительного образования.
Методологическую основу инновационного проекта составляют концептуальные философские и психолого-педагогические положения:
— о истории и современном состоянии направления детской журналистики
(монографии М.А. Алексеевой, В.Н. Ганичева, К.Ю. Новикова, О.А. Петровой, И.А. Руденко);
-о возрастной характеристике производителей информационного продукта (Д.И Косолапова);
— о развитии системы информационного пространства (К.И Цымбаленко);
Целью проекта стало расширение форм организации образовательной деятельности по развитию познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников посредством реализации проекта «Солнышко FM».
Основная идея инновационного проекта состоит в создании и внедрении в образовательный процесс дошкольного учреждения новой инновационной формы работы с воспитанниками (детская журналистика), которая дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
Оригинальность проекта состоит в использовании средств цифровизации при организации работы с детьми по формированию познавательно — исследовательских навыков и умений, на основе общего интересного детского дела – журналистской деятельности.
Проект разработан исходя из основных принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, а именно:
— построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество с семьей и социумом.
Был создана творческая группа по разработке алгоритма создания радио эфиров и организации пространства. В него вошли педагоги детского сада.
Для реализации проекта в детском саду организована и использована собственная радиостудия, оборудованная микрофонами, звукозаписывающей аппаратурой. Проект включает в себя структуру радио эфиров, график работы, распорядок передач по дням недели, содержащий блоки, рубрики и их содержание, назначены ответственные за определенную рубрику, это педагоги и специалисты ДОУ.
В 2018 году нам поступило предложение о сотрудничестве от нашей городской радиостанции «Клен –FM», так родился еще один проект «Солнышкины детки на радио «Клен –FM». Ежемесячно дети готовят и записывают радио-выпуски на различные темы, которые затем транслируются в Свердловской области и за ее пределами. Темы выпусков согласовываются с главным редактором радиостанции «Клен-FM». Затем педагог и воспитанники собирают материал по данной теме, обсуждают, прорабатывают, составляется сценарий радио выпуска. Запись эфира проходит в специально оборудованной студии.
Обращение к детской журналистике наполнило новым содержанием привычную среду развития детей, специальным образом организованное приобщение дошкольников к миру медиа стало эффективным фактором развития их познавательного интереса.
Практическая реализация проекта позволила применить принципиально новые подходы к организации образовательного процесса по формированию познавательно — исследовательских навыков и умений, органично дополняя традиционные формы.
Проект «Солнышко FM» позволил повысить у детей такие умения и навыки как:
— строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами;
— раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности;
— наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий;
— использовать разнообразные формы общения;
— вести монологическую и диалогическую речь, обогатился словарный запас;
— работать по определённым правилам, доводить начатое дело до конца;
— работать в подгруппе самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров;
-свободное использование детьми ИКТ – технологий.
Практическая значимость проекта включает в себя разработанные материалы:
— тематическое планирование образовательной (проектной) деятельности;
— комплекс мер по созданию условий в ДОУ по реализации проекта;
— технологические карты образовательной деятельности;
— дидактические материалы к проекту.
Таким образом, в результате внедрения в образовательную деятельность такой инновационной формы как детская журналистика, дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.
Источник