I. Место и значение технических средств в учебном и учебно-тренировочном процессах
ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Основные вопросы:
I. Место и значение технических средств в учебном и учебно-тренировочном процессах.
Основные понятия и классификация технических средств
Обучения в физическом воспитании, спорте и туризме
3. Педагогические принципы при распределении функций управления в учебно-тренировочном процессе с использованием ТСО.
I. Место и значение технических средств в учебном и учебно-тренировочном процессах.
В учебно-тренировочном процесс выделяют физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовку. Применение технических средств способствует повышению эффективности всего учебно-тренировочного процесса в целом, равно как и каждого вида подготовки в отдельности.
Постоянное увеличение объемов и интенсивности тренировочных нагрузок не может считаться более рациональным подходом повышения качества процесса подготовки спортсменов. В первую очередь специалистов интересует подбор тренировочных средств, выявление наиболее эффективных из них определение диапазона возможностей и оптимальных условий их применения. Естественно, что на выбор возможных путей, способствующих совершенствованию подготовки спортсменов, накладывает свой отпечаток и научно-технический процесс. Он не только широко привлекает технические средства в практику спорта и физического воспитания, и по-новому решает проблемы различных видов подготовки.
Подготовка спортсмена — это процесс направленного воздействия на его нервно-мышечный аппарат и функциональные системы, при котором обеспечивается оптимальное увеличение тренировочного эффекта. Сложность и многогранность процесса выдвигает проблему получения объективной информации, поиска новых средств и методических приемов, позволяющих организовать наиболее полную реализацию двигательных возможностей, что недостижимо без применения технических средств.
Обучение технике спортивных упражнений нередко определяется в самых общих чертах, без определенной системы и информации, o его результатах — процесс обучения не является достаточно управляемым и часто даются общие рекомендации: сильнее, выше, быстрее, хорошо или плохо.
Основным источником информации, передаваемой тренером спортсмену, в таком случае является субъективной мнение самого тренера или преподавателя. Однако даже опытному специалисту очень трудно уловить многие детали быстро выполняемого упражнения.
В современном спорте, да и в процессе физического воспитания этого уже недостаточно. И тренеру, учителю и самим, занимающимся необходима срочная информация о количественных, временных, пространственных, динамических характеристиках различных элементов совершаемых движений. Такая информация должна непосредственно обслуживать учебно-тренировочный процесс и стать его неотъемлемой, органической частью. На основе срочной информации о выполненном движении, о допущенных ошибках спортсмен может в очередной попытке внести необходимую коррекцию.
Для обеспечения срочной информации создано множество технических средств регистрации отдельных параметров движений. Среди них разнообразные датчики: механические, емкостныеээлрктроконтактныя, магнитоэлектричрокие, потенциометрические, биоэлектрические, сейсмодатчики, тензодатчики, пьезодатчики, фотореле, акселерометрические и мн._др.
Сложные технические системы, позволяющие с высокой точностью контролировать показатели движений человека, большой арсенал электрофизических методов исследований в физиологии, биохимии, спортивной медицине, специальные тренажерные устройства, позволяющие управлять тренировочными нагрузками спортсмена технические системы обучения движениям с так называемой логической о связью, помогающие машине взаимодействовать с человеком –вот далеко не полный перечень новых технических средств используемых специалистами в сфере физической культуры.
Технические средства с успехом применяются в процессе. Физического воспитания школьников и студентов. Это способствует совершенствованию занятий в школах, училищах, техникумах, вузах, повышает организацию урока, его содержательность и эмоциональность, совершенствует физические качества, повышает моторную плотность.
У нас в стране и за рубежом широко используется программированное обучение. Весь объем званий, подлежащий усвоению, разделяется на части. Обучающий, обязан изучать их в строгой последовательности и при непременном условии перехода к изучению следующей части после усвоения предыдущих. На всех этапах должна обеспечиваться обратная связь между обучающимся и обучающим или машиной.
В последние годы появились приборы, основанные на способах сти-муляционного воздействия на мышцы. Электростимуляция применяется, как для развития физических качеств, так и для коррекции движений.
Профессор Я.М.Коц отмечает следующие преимущества электростимуляции:
— .Возможность избирательно воздействовать на наиболее, важные и мышечные группы.
— Способность к активизации всего сократительного аппарата мышц. Вызванное максимальное сокращение может быть более сильным, удерживаться дольше. и повторяться большее количество раз, чем при максимальном произвольном усилии.
— Возможность вовлекать в вызванное сокращение в первую очередь большие двигательные единицы мышц, с трудом подвергающиеся тренировке обычными средствами.
— Возможность выбора, достаточно большой частоты сигнала, которая должна позволить проводить электростимуляцию мышц, избегая нежелательного замедления скорости их сокращения.
У нас в республике биомеханической стимуляцией занимается профессор Назаров , которая получила широкое распространение.
В настоящий момент технические средства в физическом воспитании и спорте разрабатываются нa основе следующих требований:
— Высоких требований к метрологическому обеспечению результатов измерений.
— Создание устройств отображения и хранения информации в форме удобной для использования тренерами и научными работниками.
— Доступность эксплуатации ТСО подготовленными операторами.
— Создание тренажеров на основе использования искусственно управляемой среды.
Основные понятия и классификация технических средств
Источник
Технические средства обучения, используемые на занятиях по гимнастике
Технические средства обучения (ТСО) в физическом воспитании — это системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Современные требования к организации урока в школе настолько высоки, что без специальных технических устройств и приспособлений учителю физического воспитания трудно интенсифицировать учебный процесс и добиться хороших результатов. За последние годы использование многообразных технических средств на уроке и внеклассных занятиях приобрело массовый характер, поскольку такие устройства и комплексы из них существенно помогают учителям формировать у школьников двигательные умения и навыки, обогащать знаниями о технике движений, ее закономерностях, а также развивать потребность к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и спортом.
Наибольший эффект ТСО приносят на занятиях по гимнастике при изучении школьниками физических упражнений, требующих высокой точности. Чем продуманнее применяются технические средства, тем лучше идет процесс овладения учащимися техникой гимнастических упражнений. Это положение обусловливается также особенностями формирования двигательных навыков. Например, при обучении учащихся IV класса лазанию по канату в три приема можно использовать несложный тренажер, разработанный под руководством И. П. Ратова. Этот тренажер облегчает
действия ученика за счет противовеса, тяга которого перекинута через блок. Фиксирующая установка (храповик) позволяет без особых усилий выполнить правильный захват каната ногами на любой высоте. Такие несложные технические устройства способствуют интенсивному формированию двигательных навыков многих гимнастических упражнений, входящих в программу.
На рисунке 125 показано, что главная функция технических средств — обучающая. Сюда относятся все приборы, аппараты, воздействующие на зрение, слух, двигательный анализатор. «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, — писал К.Д.Ушинский, — должен помнить о том, чтобы как можно больше органов чувств — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений — приняли участие в акте запоминания».
Умелое использование учителем физического воспитания ТСО на уроке существенно повышает информационную емкость всех сведений, необходимых для качественного усвоения школьниками учебного материала, для овладения ими двигательными действиями и способами физического самосовершенствования учащихся. Учебное кино, кинокольцовки, диафильмы и диапозитивы, помогающие при разучивании сложных видов движений, организуют труд учителя. Такие технические средства обеспечивают четкость и логичность изложения нового материала, способствуют экономии учебного времени, повышают интерес учащихся к учебной деятельности.
При изучении сложных упражнений на уроках гимнастики наиболее приемлемы графопроекторы типа «Лектор» или «Кодоскоп»,
при использовании которых не требуется затемнения. Для использования проекционной аппаратуры «Свитязь», «Школьный», «Украина» и др. необходимо специально оборудованное помещение.
Большую помощь в работе учителя оказывает аудиовизуальная аппаратура. С ее помощью целесообразно проводить подготовительную и заключительную части урока гимнастики, а также создавать музыкальный фон для повышения работоспособности занимающихся в основной части урока.
В соответствии с государственными стандартами большую группу ТСО составляют тренажеры и тренировочные устройства, повышающие качество обучения физическим упражнениям и эффективность процесса физической подготовки занимающихся.
Все тренажеры и тренировочные устройства по их назначению можно подразделить на две основные группы: для обучения техники двигательных действий и для развития двигательных и психических способностей (силы, быстроты и координации движений, гибкости и устойчивости вестибулярных функций, выносливости, внимания, памяти, эмоций, воли и др.). С помощью тренажеров можно в широких пределах дифференцировать сложный процесс обучения двигательным действиям, усиливать его направленность, воспроизводить часть движений, отработка техники которых затруднена традиционными средствами.
Источник
Обучения в физическом воспитании, спорте и туризме
ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ
В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
I. Место и значение технических средств в учебном и учебно-тренировочном процессах.
В учебно-тренировочном процесс выделяют физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовку. Применение технических средств способствует повышению эффективности всего учебно-тренировочного процесса в целом, равно как и каждого вида подготовки в отдельности.
Постоянное увеличение объемов и интенсивности тренировочных нагрузок не может считаться более рациональным подходом повышения качества процесса подготовки спортсменов. В первую очередь специалистов интересует подбор тренировочных средств, выявление наиболее эффективных из них определение диапазона возможностей и оптимальных условий их применения. Естественно, что на выбор возможных путей, способствующих совершенствованию подготовки спортсменов, накладывает свой отпечаток и научно-технический процесс. Он не только широко привлекает технические средства в практику спорта и физического воспитания, и по-новому решает проблемы различных видов подготовки.
Подготовка спортсмена — это процесс направленного воздействия на его нервно-мышечный аппарат и функциональные системы, при котором обеспечивается оптимальное увеличение тренировочного эффекта. Сложность и многогранность процесса выдвигает проблему получения объективной информации, поиска новых средств и методических приемов, позволяющих организовать наиболее полную реализацию двигательных возможностей, что недостижимо без применения технических средств.
Обучение технике спортивных упражнений нередко определяется в самых общих чертах, без определенной системы и информации, o его результатах — процесс обучения не является достаточно управляемым и часто даются общие рекомендации: сильнее, выше, быстрее, хорошо или плохо.
Основным источником информации, передаваемой тренером спортсмену, в таком случае является субъективной мнение самого тренера или преподавателя. Однако даже опытному специалисту очень трудно уловить многие детали быстро выполняемого упражнения.
В современном спорте, да и в процессе физического воспитания этого уже недостаточно. И тренеру, учителю и самим, занимающимся необходима срочная информация о количественных, временных, пространственных, динамических характеристиках различных элементов совершаемых движений. Такая информация должна непосредственно обслуживать учебно-тренировочный процесс и стать его неотъемлемой, органической частью. На основе срочной информации о выполненном движении, о допущенных ошибках спортсмен может в очередной попытке внести необходимую коррекцию.
Для обеспечения срочной информации создано множество технических средств регистрации отдельных параметров движений. Среди них разнообразные датчики: механические, емкостныеээлрктроконтактныя, магнитоэлектричрокие, потенциометрические, биоэлектрические, сейсмодатчики, тензодатчики, пьезодатчики, фотореле, акселерометрические и мн._др.
Сложные технические системы, позволяющие с высокой точностью контролировать показатели движений человека, большой арсенал электрофизических методов исследований в физиологии, биохимии, спортивной медицине, специальные тренажерные устройства, позволяющие управлять тренировочными нагрузками спортсмена технические системы обучения движениям с так называемой логической о связью, помогающие машине взаимодействовать с человеком –вот далеко не полный перечень новых технических средств используемых специалистами в сфере физической культуры.
Технические средства с успехом применяются в процессе. Физического воспитания школьников и студентов. Это способствует совершенствованию занятий в школах, училищах, техникумах, вузах, повышает организацию урока, его содержательность и эмоциональность, совершенствует физические качества, повышает моторную плотность.
У нас в стране и за рубежом широко используется программированное обучение. Весь объем званий, подлежащий усвоению, разделяется на части. Обучающий, обязан изучать их в строгой последовательности и при непременном условии перехода к изучению следующей части после усвоения предыдущих. На всех этапах должна обеспечиваться обратная связь между обучающимся и обучающим или машиной.
В последние годы появились приборы, основанные на способах сти-муляционного воздействия на мышцы. Электростимуляция применяется, как для развития физических качеств, так и для коррекции движений.
Профессор Я.М.Коц отмечает следующие преимущества электростимуляции:
— .Возможность избирательно воздействовать на наиболее, важные и мышечные группы.
— Способность к активизации всего сократительного аппарата мышц. Вызванное максимальное сокращение может быть более сильным, удерживаться дольше. и повторяться большее количество раз, чем при максимальном произвольном усилии.
— Возможность вовлекать в вызванное сокращение в первую очередь большие двигательные единицы мышц, с трудом подвергающиеся тренировке обычными средствами.
— Возможность выбора, достаточно большой частоты сигнала, которая должна позволить проводить электростимуляцию мышц, избегая нежелательного замедления скорости их сокращения.
У нас в республике биомеханической стимуляцией занимается профессор Назаров , которая получила широкое распространение.
В настоящий момент технические средства в физическом воспитании и спорте разрабатываются нa основе следующих требований:
— Высоких требований к метрологическому обеспечению результатов измерений.
— Создание устройств отображения и хранения информации в форме удобной для использования тренерами и научными работниками.
— Доступность эксплуатации ТСО подготовленными операторами.
— Создание тренажеров на основе использования искусственно управляемой среды.
Основные понятия и классификация технических средств
обучения в физическом воспитании, спорте и туризме
П.Основные понятия и классификации технических средствобучения физической культуре
Технические средства–в физическом воспитании и спорте — это устройства, системы, комплексы и аппаратура, применяемые для тренирующего воздействия на различные органы и системы организма, для обучения и совершенствования двигательных навыков, а также для получения информации в процессе учебно-тренировочных занятий с целью повышения их эффективности.
Технические средства в учебно-тренировочном пpоцессе подразделяются на тренировочные устройства, тренажеры, аппаратуру контроля.
Тренировочное устройство — это технические средства, обеспечивающие выполнение спортивных упражнений; с определенными параметрами заданий, без контролируемого взаимодействия.
Тренажер — техническое средство, позволяющее моделировать те или иные условия учебно-тренировочной или соревновательной деятельности обучаемых, имеющее обратную связь.
Аппаратура контроля — технические средства, позволяющие регистрировать количественные, качественные, биоэлектрические, биомеханические, биохимические, физиологические и др. показатели организма во время выполнения двигательных действий и в условиях соревнований.
В настоящее время имеется ряд классификаций ТСО в физической культуре 1- по назначению, 2 – по структуре, 3. — приннипу действия, 4 — форме обучения и контроля, 5 — логике работы.
По форме обучения и контроля их разделяют на технические средства индивидуального, группового и поточного использования.
По логике работы технические средства могут быть с линейной и разветвленной программой, т.е. они могут воздействовать, как на отдельные органы и системы, так и быть комбинированные, в зависимости от характера сигналов обратной связи технические средства могут быть с альтернативным выбором двигательного действия и со свободным конструированием программы ответа.
Существует много видов тренировочных устройств и тренажеров по педагогической направленностии конструкторскому решению с регулируемым сопротивлением, имитационные, облегченного лидирования, управляемого взаимодействия, искусственной управляемой среды и т. д.
Источник