Меню

Что такое средство выражения эпитет

Что такое средство выражения эпитет

    Главная
  • Список секций
  • Русский язык и литература
  • ЭПИТЕТ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

ЭПИТЕТ КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

В этом году на уроках русского языка и литературы мы много внимания уделяем искусству образной речи. Ведь образность речи упрощает восприятие информации: одним метким словом можно передать не только сообщение о факте, но и рассказать, какие эмоции он вызывает, какое значение этот факт имеет. Авторы пособий, с которыми мы работаем [2,7], знакомят нас с часто используемыми средствами художественной выразительности: метафорой, сравнением, олицетворением, гиперболой, эпитетом. Обычно дается определение того или иного средства и несколько примеров его использования. Не всегда такое ознакомительное изучение помогает разобраться с особенностями средства художественной выразительности.

Нам показалось, что без эпитетов речь была бы бедной и невыразительной. Поэтому цель нашей работы – уяснить особенности данного лексического средства художественной выразительности. Гипотеза: эпитеты бывают разные. Таким образом, объект нашего исследования – эпитеты, а предмет – разновидности эпитетов и их роль в тексте.

Задачи исследования:

Найти определения эпитета в разных источниках, чтобы, сопоставив их, понять суть средства.

Выяснить, какие существуют разновидности эпитетов.

Научиться находить эпитеты в художественных текстах.

Основные методы исследования – наблюдение, сопоставление и описание.

Тема исследования актуальна и значима именно для меня: это отправная точка на пути знакомства со средствами художественной выразительности, на пути анализа художественного произведения.

2.Что такое эпитет?

Определение эпитета содержится во многих источниках, как печатных, так и электронных. Вот несколько примеров: 1. Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным [2, с.300]. 2. Эпитет – слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее его свойства, качества признаки [6, с.92].3. Эпитет (приложение)- художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему [4, с.443]

4. Эпитет – стилистический приём, образное определение, не только указывающее на признак определяемого явления, но и сообщающее этому признаку дополнительное значение — переносное или символическое. [5], 5. Эпитет – одно из изобразительных поэтических средств, определение, прилагаемое и названию предмета для большей образности. [9]

6. Эпитет – меткое определение, в интересах изобразительности присоединяемое к какому-нибудь слову и указывающее на существенный его признак. [8],

7. Эпитет – художественное, образное определение, метафорическая характеристика лица, предмета, явления. [10, с.392].

Поработав с терминами, мы заметили, что все авторы, характеризуя эпитет, выделяют его существенный признак: это именно образное определение предмета. Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении. Эпитет всегда субъективен. В нем воплощается уникальность мироощущения, присущего личности. [10, с.393]

3. Способы выражения эпитетов

Некоторые авторы придерживаются узкого понимания термина «эпитет», говоря о нем как о красочном прилагательном. [2]. В учебнике Альбетковой Р.И., тетради А Б. Малюшкина и других источниках мы прочитали, что эпитеты могут быть выражены разными частями речи: прилагательным, употребленным в прямом или переносном значении, наречием, причастием, деепричастием, существительным [1, с.9]. Приведем примеры, подтверждающие мнение о разных способах выражения эпитетов:

Прилагательные, выступающие в роли определения.

Например: «Белеет парус одинокий» (М.Ю. Лермонтов); «Гремят раскаты молодые» (Ф.И Тютчев); «Сколько там было кудрявых берез…» (Н.А. Некрасов)

— Существительные, выступающие в качестве приложения или сказуемых, дающих образную характеристику предмета. Например: Волшебница-зима; мать — сыра земля; «Поэт – это лира, а не только няня своей души». (М. Горький)

-Наречия, выступающие в роли обстоятельства. Например: «На севере диком стоит одиноко…» (Лермонтов М.Ю.); «Листья были напряженно вытянуты по ветру». (Паустовский К.Г.)

-Деепричастия. Например: Волны несутся, гремя и сверкая.

-Местоимения, выражающие превосходную степень того или иного состояния человеческой души. Например: «Ведь были схватки боевые, Да, говорят, ещё какие!» (Лермонтов М.Ю.)

-Причастия и причастные обороты. Например: «Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы» (Б. Л. Пастернак); «Допускаю также появление…борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства. (М. Е. Салтыков-Щедрин). [11]

4.Разновидности эпитетов

Эпитеты могут различаться по силе передаваемых эмоций и по степени выраженности той или иной характеристики.Например, скажете «холодная вода» — и вы получите только приблизительную информацию о температуре. Скажете «ледяная вода» — и вместе с основной информацией вы передадите ощущения, эмоции, выразительный метафорический образ и ассоциации с колючим, пронизывающим холодом льдом. [14]

4.1 Народно-поэтические (постоянные) эпитеты, общеязыковые, индивидуально-авторские

С генетической точки зрения эпитеты делятся на:

-Народно-поэтические (постоянные). Например: красное солнце; буйный ветер; добрый молодец.

-Общеязыковые. Например: гробовое молчание; свинцовые волны.

-Индивидуально-авторские. Например: немой покой (И. А. Бунин); умильная прелесть (Ф. И. Тютчев); кудрявый сумрак (С. А. Есенин).

Остановимся на каждом типе.

В стихотворном фольклоре эпитет, составляющий вместе с определяемым словом устойчивое словосочетание, выполнял, помимо содержательной, мнемоническую функцию (гр. mnemo nicon – искусство запоминания). Постоянные эпитеты облегчали певцу, сказителю исполнение произведения. Любой фольклорный текст насыщен такими, по большей части «украшающими», эпитетами. «В фольклоре, — пишет литературовед В.П.Аникин, — девица всегда красна, молодец – добрый, батюшка – родной, детушки – малые, молодчик – удалый, тело – белое, руки – белые, слёзы – горючие, голос – громкий, поклон – низкий, стол – дубовый, вино – зелёное, водочка – сладка, орёл – сизый, цветок – алый, камень – горючий, пески – сыпучие, ночь – темная, лес – стоячий, горы – крутые, леса – дремучие, туча – грозная, ветры – буйные, поле – чистое, солнце – красное, лук – тугой,кабак – царев, сабля – острая, волк – серый и пр.»

Постоянные эпитеты были средством типизации. [10, с.393] Причем слово, употребленное с постоянным эпитетом, приобретает новое качество, значение, отличающееся по смыслу от каждого из слов порознь. Сочетание «красна девица» не означает «красивая девушка», а определяет то, что это обычная девушка, ничем особенным от других не отличающаяся: ни красивее, ни умнее, ни богаче других. Если древнему сказителю, певцу нужно было характеризовать особые свойства персонажей, он искал эпитеты индивидуализирующего характера. Князь Владимир, задумавший жениться, хочет найти невесту, достойную его княжеского звания, и создает образ идеальной, с его точки зрения, девушки:

Читайте также:  Средство для чистки гидромассажа ванны

Как бы та девица была станом статна,

Станом бы статна и умом свершна,

Ее белое лицо, как бы белой снег

Можно различить эпитеты общеупотребимые, понятные и знакомые каждому, и уникальные, авторские, такие обычно бывают у писателей. Примером первых может послужить почти любое описательное определение из повседневной жизни: платье веселенькой расцветки, книга скучная. Для иллюстрации авторских, уникальных эпитетов стоит заглянуть в художественную литературу, а лучше всего – в поэзию. Например, примеры эпитетов из художественных произведений могут выглядеть так: «И стала лисица пуховыми лапками мыться» (В. Хлебников); «Взвивши кверху огненный парус хвоста» (В. Хлебников).Или так: «Лицо тысячеглазого треста блестит электричеством ровным» (В.В.Маяковский).Или даже совсем так: «Каждое утро, с шестиколёсной точностью, в один и тот же час, в одну и ту же минуту мы, миллионы, встаём как один» (И.Е. Замятин).[14]

4.2 Метафорические и метонимические эпитеты

С точки зрения типа переносного значения слова, выступающего в роли эпитета, все эпитеты делятся на:

-Метафорические (в их основе лежит метафорическое переносное значение).Например: Тучка золотая;бездонное небо; сиреневый туман; облачко ходячее и дерево стоячее.

Метафорические эпитеты — яркая примета авторского стиля:

Ты моё васильковое слово,

Я навеки люблю тебя.

Как живет теперь наша корова,

Грусть соломенную теребя? (С. А. Есенин. «Я красивых таких не видел?»);

-Метонимические (в их основе лежит метонимическое переносное значение). Например: замшевая походка (В. В. Небоков); царапающий взгляд (М. Горький); березовым веселым языком (С. А. Есенин). [14]

4.3 Изобразительные и выразительные эпитеты

В зависимости от того, как выражается авторская оценка, эпитеты делятся на изобразительные и выразительные (лирические). Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку: «в тумане моря голубом» (М.Ю. Лермонтов). Выразительные же эпитеты (как уже понятно их названия) дают читателям возможность услышать авторское отношение, его ясно выраженную оценку описываемого предмета или явления: «Бессмысленный и тусклый свет» (А. Блок)

Однако стоит отметить, что такое деление является весьма условным, так как нередко изобразительные эпитеты также имеют эмоциональный окрас и является следствием восприятия автором тех или иных предметов. [14]

5. Роль эпитетов в тексте

Все эпитеты как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков. Помимо этого, эпитеты могут:

-Усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов.Например: «Меж скал блуждая, желтыйлуч В пещеру дикую прокрался И гладкий череп озарил…» (М. Ю. Лермонтов);

— Уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество) :.Например: «Лес, точно терем расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою стеной стоит над светлою поляной.» (И.А. Бунин)— Создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона: убогая роскошь (Л.Н. Толстой), блистательная тень (Е.А. Баратынский);— Передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления: «…Дурно пахнут мертвые слова» (Н.С. Гумилев); «И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, и силе слова не изменим» (С.Н. Сергеев-Ценский); «Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля?» (И.С. Тургенев) [14]

6.Эпитеты и их функции в стихотворении «Парус» М. Ю. Лермонтова

В статьях, посвященных эпитету, часто в качестве примеров приводятся строчки из стихотворений Михаила Юрьевича Лермонтова. Мы решили взять одно из знаменитых стихотворений поэта, найти в нем все эпитеты и попробовать определить их разновидности и функции.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Играют волны, ветер свищет,

И мачта гнётся и скрипит…

Увы, он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

В стихотворении «Парус» все эпитеты выражены прилагательными. Михаил Юрьевич Лермонтов не только нарисовал картину с помощью изобразительных эпитетов («тумане голубом», «луч солнца золотой», «струя, светлей лазури»), но и заставил нас проникнуться сочувствием к одинокому парусу. Значит, он использует и лирические эпитеты.

В стихотворении почти все эпитеты стоят на необычном месте, после определяемого слова, в конце строк, это сделало их особенно заметными, выделенными.

В последней строфе парус назван «мятежным». Это слово редко встречается в обычной речи. Обратившись к словарю, мы выяснили, что это слово означает «тревожный, неспокойный, бурный». Этот эпитет показывает способность паруса противостоять любой среде, открывает неутомимость его движения, вечное несогласие паруса с миром [13].

7.Заключение

Работая с книгами и Интернет-источниками, мы узнали, что эпитеты широко используются в художественном, публицистическом, а также в разговорном и научно-популярном стилях речи.

Все авторы, характеризуя эпитет, выделяют его существенный признак: это именно образное определение предмета. Эпитеты бывают разные как по происхождению, так и по способу выражения. Они служат изображению конкретной картины, выражают отношение автора к изображаемому, открывают нечто новое в нем.

Эпитет выступает как чрезвычайно значимое звено в цепи художественных средств: слова, снабженные эпитетами, выделяются на общем, часто нейтральном языковом фоне, оказывая на читателя глубокое эмоциональное воздействие.

Эпитет – средство, позволяющее ощутить авторскую позицию. Для эпитетов часто характерна экспрессивная роль, выражающая как положительное, так и отрицательное отношение говорящего или пишущего к собеседнику, явлению, состоянию.

У каждого автора есть свои особенности в употреблении этого средства художественной выразительности. Так М.Ю. Лермонтов часто ставит эпитеты в позицию после определяемого слова, и это делает их особенно заметными, выделенными.

В дальнейшем мы планируем понаблюдать за ролью эпитетов в других стихотворениях М.Ю. Лермонтова и прозаических текстах.

В статьях, рассказывающих об эпитете, нам встречались названия других средств художественной выразительности, работающих вместе с эпитетом над созданием образов. Чтобы лучше понять функции эпитета, нам необходимо более глубоко разобраться с понятиями «метафора», «метонимия», «оксюморон», «инверсия».

7.Список использованных источников информации

1. Альбеткова Р. И. Русская словесность: От слова к словесности: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учереждение. – 3-е изд., М.: Дрофа, 2004. 304 с. (с 7-9)2. Литература. 5 кл. Учеб. для общеобразоват. учереждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина [и др.]. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – 303 с. (с. 300)3. Литература. 6 кл. : Учеб. – хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 г. Ч.1/ Авт. – сост. В. П. Полухина. – М.: Просвещение, 2000, — 225 с. (с. 96-97)4. Литература. Учеб. 6 кл. для общеобразоват. учереждений /Авт. – сост.

Читайте также:  Что такое лессирующее средство

В. П. Полухина, 3-е издание. М.: Просвещение, 1996. – 447 с.. (с. 443)5. Литературная энциклопедия В. М. Фриче.,1929-1939. СИЭ-А-А.П. Горкина. СЛТ-М. Петровский — http://alcala.ru/literaturnaia-enciklopedia/slovar-EA/6804.shtml6. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 кл. М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с. (с. 92)

7. Никитина, Е.И. Русский язык. Русская речь. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Е. И. Никитина. -М.: Дрофа, 2010. – 190, (с. 113)

Источник



Что такое эпитет – разжевываю как могу, чтобы вы точно всё поняли и не путались

Когда ежу непонятно.

Эпитет – это определение в переносном смысле, поэтическое определение. В литературе к эпитетам есть узкий и широкий подход. Согласно узкому, эпитетами могут быть только прилагательные, согласно широкому – слова любой части речи.

Чтобы полностью понять, что это, прочитайте о том, какой пургой эпитеты занесло в язык.

Откуда взялся эпитет

Сначала было только существительное, которое обозначало предмет: дом.

Потом домов стало много и возникла необходимость «конкретизировать» их, как-то различать. Для этого были созданы определения при существительных: деревянный дом, трехэтажный дом.

Такие определения называются «логическими». Логическое определение – это такое, которое все люди дают предмету. Кого в дом ни приведи, все увидят, что он «деревянный», «двухэтажный», «с отоплением». Про дом из бруса нормальный человек не скажет, что он «кирпичный».

А потом возникла другая проблема. Человеку захотелось выразить СВОЕ отношение к предмету. Поймите вот эту разницу. Не какое-то свойство выделить, а свое навязать, я вот типа так вижу. И пошло: «леденящий душу дом», «неприветливый дом», «какой-то у вас дом гнетущий…».

Он что, правда леденит душу [и что вообще такое «душа»?], не машет вам рукой в знак приветствия? Нет. Это просто вы так видите. Для меня дом как дом.

Определения, которые выражают отношение человека к предмету, чувства, которые этот предмет у этого (именно этого, не у всех подряд) человека вызывает, называются поэтическими определениями. Или эпитетами.

Логические определения дополняют значение существительного. Например, вот есть «треугольник» – у него просто три угла и все. А если сказать «равнобедренный треугольник» – добавится новое свойство – боковые стороны у этого треугольника равны.

Поэтические определения (эпитеты) ничего не дополняют. Красивый треугольник, отвратительный, оригинальный – вы что-нибудь узнали о свойствах этого треугольника? Ничего. Только чьи-то голословные оценки.

Логическому определению можно противопоставить другое логическое: деревянный дом – кирпичный дом, железная кружка – пластмассовая кружка.

Поэтическому определению нельзя ничего противопоставить. «Безмолвное море» – оно что, говорить должно? Не бывает «говорливого» моря.

Практика: отличаем эпитет от логического определения

Зима. Шел снег. Вы вышли на улицу, перед вами береза. Как вы ее опишете? «Береза вся в снегу, на ветках у нее снег, на нее солнце светит». Вы скажете, что она «белая?». Нет, потому что она вообще-то не белая, у нее есть черные полосы на стволе, и ветки черные.

А вот Есенин в своем стихотворении сказал: «Белая береза под моим окном». Он ее увидел именно как белую, поэтому «белый» – эпитет. Есенин так увидел, этот эпитет выражает его отношение.

Или вот Лермонтов пишет: «Ночь тиха, пустыня внемлет Богу» – ночь может быть «громкой»? Нет. Ночью машины могут ездить или не ездить, соседи шуметь или не шуметь, но сама ночь – это просто время суток, время звуков никаких не издает. Поэтому «тиха» – эпитет.

У Ахматовой то же самое: «Вечер осенний был душен и ал». Вечер – это просто время суток, если ей в этот вечер дышать было нечем – ее проблемы, всем и каждому не кажется, что он обязательно «душный». И тем более «вечер ал» – он что, может быть цветным? Красным, зеленым… Это просто время и все.

А вот посмотрите на строчку из песни Шатунова: «Белые розы, белые розы, беззащитны шипы». Роза белая, потому что у нее лепестки белого цвета, я смотрю на нее, и мне понятно, что она не красная и не черная. А то, что шипы «беззащитны» – это уже Шатунову так кажется. И потом, чем они должны быть защищены-то?

Типы эпитетов

Постоянные. Характерны для фольклора, устного народного творчества. Волк какой? Серый. Молодец какой? Добрый. Девица? Красная. Поле? Чистое.

Авторские. Это когда вообще непонятно, как можно сочетать эпитет с определяемым словом. Но автор так «увидел» и написал. У Маяковского, например, есть «тысячеглазовый трест». Надо было еще слово такое придумать…

Общеязыковые. Все остальные.

Широкий и узкий подход к эпитетам

В школах обычно узкий подход к эпитетам, согласно которому эпитетами можно называть только прилагательные и причастия. Согласно широкому подходу, эпитетами могут быть и слова других частей речи:

  1. У меня сейчас другая жизнь (определительное местоимение) – в смысле, а где прежняя? И как может быть «другая», если она одна, от рождения и до смерти?
  2. Здесь как будто произошло мое второе рождение (порядковое числительное) – да как такое возможно? Один раз человек рождается и всё!
  3. Как нежно, пламенно любил я (это из Лермонтова, здесь эпитеты – наречия) – то есть можно еще любить грубо, безразлично, с огнем, золой и пеплом? Так не бывает. Это все отсебятина, поэтические определения.
  4. Крик ужаса (существительное) – крик – это громкий звук, издаваемый голосом. А то, что он «ужаса» – вы сами себе придумали. Крик не может быть ужаса, ликования, счастья, печали, тихой грусти и пр. Вы сами для себя так интерпретируете звук.
  5. Лишь бич свистал, играя (из Некрасова, деепричастие) – как он может «свистать, играя»? А не играя – это как? Нет уж, только Некрасов так увидел и такое определение подобрал.

Логическое определение – это когда «ежу понятно». Золотое кольцо на руке – ежу понятно, что оно из золота.

Эпитет – когда ежу НЕ понятно. Золотые руки, золотое сердце – ёж точно не поймет. И никогда вы ему не объясните.

Читайте также:  Какое средство от головных спазмов

Источник

Эпитет

Значение эпитета

Эпитет — это слово или фраза, которые используются для того, чтобы выразительно описать что-то. Может использоваться как с положительным, так и с отрицательным оттенком, в прямом или переносном значении. В качестве эпитета может использоваться прилагательное, наречие, причастие или глагол.

У термина есть много определений. В широком смысле под эпитетом может пониматься любое слово, которое определяет предмет, придаёт ему характерные черты (используется в прямом значении). Например: синее небо, тёплое утро.

В узком смысле — только то слово, которое используется автором для описания его отношения к предмету, для придания ему красочности, живости, выразительности (как правило, используется в переносном значении). Например: лошадиное здоровье, драгоценный опыт.

Примеры эпитетов:

  • бессмертное знамя;
  • кислое лицо;
  • мрачный день;
  • черепаший темп;
  • горькая досада;
  • кудрявый дым;
  • легкомысленная молодость;
  • кристально-чистая совесть;
  • волчья тоска;
  • звонкий поцелуй.

Примеры из литературы

  • «В маленькие окна еле проникал скупой свет зимнего дня» (Н. Атаров);
  • «Крадучись, играя в прятки, сходит небо» (Б. Пастернак);
  • «Ветер дул с бессмысленной яростью» (К. Паустовский);
  • «Вдруг, точно пронзённая, она вздрогнула» (Ф. Достоевский);
  • «Кругом трава так весело цвела» (И. Тургенев).

Вот ещё примеры эпитетов, которые русские поэты М. Лермонтов, А. Пушкин и А. Блок использовали для придания образности и яркости.

«В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами«.

М. Лермонтов «Как часто, пёстрою толпою окружён. «

Если исходить из широкого определения эпитета, то в примере выше «вечерний луч» и «жёлтые листы» также будут эпитетами. Однако же эти прилагательные не содержат в себе индивидуального отношения автора, поэтому в узком смысле определения будут считаться просто прилагательными.

«И тигр суровый
C диким прыжком
Взлетел, опасный,
И, встретясь с львом,
Завыл ужасно. «.

«Прозрачный сумрак, луч лампады,
Кивот и крест, символ святой.
Все полно мира и отрады
Вокруг тебя и над тобой».

М. Лермонтов «Ветка Палестины»

«Как томно был он молчалив,
Как пламенно красноречив,
В сердечных письмах как небрежен!».

А. Пушкин «Евгений Онегин»

«По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И рёвом скрыпок заглушен
Ревнивый шёпот модных жён».

А. Пушкин «Евгений Онегин»

«Последние лучи заката
Лежат на поле сжатой ржи.
Дремотой розовой объята
Трава некошенной межи».

Виды эпитетов:

  • общеязыковые;
  • народно-поэтические;
  • авторские.

Общеязыковые эпитеты

Это эпитеты, которые употребляются уже так часто, что стали устойчивыми выражениями.

Они представляют самую большую группу. Туда входят эпитеты, которые как могут придавать слову особую выразительность, так и быть лишены стилистической окраски.

Эти эпитеты уже устойчиво закрепились в нашей речи. И даже если они используются в переносном значении, мы понимаем, что имеется в виду.

Сравните прямое и переносное значение прилагательных-эпитетов:

  • непонятный язык и птичий язык;
  • крупный снег и тихий снег;
  • большая любовь и мученическая любовь;
  • полная тишина и гробовая тишина;
  • быстрая речь и пламенная речь.

Народно-поэтические эпитеты

Эпитеты, которые пришли из народного искусства — фольклора. Например: море синее кругом, красная весна, шелкóвые ресницы, для батюшки-царя, лук дубовый, клёв кровавый, грусть-тоска.

Обычно такие эпитеты представлены краткой формой прилагательного (сине море, чисто поле). Или же происходит перенос ударения (честные гости), либо эпитет стоит после определяемого слова (орешки непростые, скорлупки золотые).

Авторские эпитеты

Их ещё называют редкими. Писатели сами придумывают сочетание определяемого слова и определяющего (эпитета) в зависимости от того, какой образ или окраску они хотят придать слову. С помощью эпитета автор может выразить своё отношение к предмету.

Например: убийственная тайна (А. Пушкин), маленький характер (А. Герцен), державный шаг (А. Блок), похоронный крик (Н. Некрасов).

«В его больной, издёрганной душе вдруг зажглось нестерпимое желание нежной, благоухающей девической любви».

«В нём жило неподвижное, тёмное раздражение на всех».

Иногда такие эпитеты авторов становятся также оксюморонами. То есть два противоположных понятия употребляются вместе. Например: тоскливая радость (М. Горький), ненавидящая любовь (М. Шолохов).

Узнайте также, что такое Оксюморон.

Другая классификация эпитетов

Разные филологи предлагают свою классификацию эпитетов. Так, выделяются также следующие виды:

  • с прямым значением (бледное лицо);
  • с переносным значением (кудрявый лес);
  • метафорические (тучка золотая,бирюзовые глаза);
  • метонимические (громкий город);
  • постоянные (косолапый мишка, чёрный ворон);
  • оценочные (чудесный вечер);
  • описательные (золотая осень);
  • эмоциональные (унылая пора);
  • простые (парус одинокий);
  • сложные (тюлeвo-лeнтo-кpyжeвнo-цвeтная толпа дам, гpycтнo-cыpaя погода);
  • сквозные (т. е. один и тот же эпитет употребляется с разными определяемыми словами. Например: застенчивый укор/ застенчивых лугов / застенчивая дрожь / застенчивейших рощ).

Что такое постоянный эпитет?

Постоянный эпитет — это выразительное описание (эпитет), которое неизменно связано с изображаемым предметом, образуя постоянно повторяющееся выражение. Например: сахарные уста, синее море, красна девица.

Эпитет и метафора

Метафора предполагает сравнение, причём необычное и неявно выраженное. Например: ядовитый человек; волчья хватка.

Эпитет описывает слово, помогает нам нарисовать его воображаемый образ.

Конечно, в русском языке тропы (или те конструкции, которые используются для придания выразительности) часто сочетаются между собой, объединяются. Так, например, существует метафорический эпитет.

Метафорический эпитет

Такой троп, который имеет признаки и метафоры, и эпитета. Предполагает и скрытое, необычное сравнение, и красочное описание слова. Например: каменная весёлость, васильковые очи.

Читайте подробнее про Метафору.

Эпитет и относительное прилагательное

Относительные прилагательные содержат в себе свойство, характеристику или функцию определяемого слова.

Такие прилагательные могут обозначать:

  • предмет или материал: каменный стол (стол, сделанный из камня), кожаный портфель (портфель, сшитый из кожи), золотая медаль (медаль, отлитая из золота);
  • место: приозёрный санаторий (санаторий, расположенный у озера);
  • функцию (или действие): спортивный снаряд (снаряд для спорта);
  • принадлежность к человеку: папина ручка (ручка папы);
  • принадлежность к животному/птице: гусиный пух (пух гуся);
  • время: утренняя зарядка (зарядка с утра);
  • численность/количество: столетняя война (война в сто лет).

Эпитетом же будет являться прилагательное, которое будет придавать объекту характерные черты, эмоциональную окраску, яркость.

Сравните относительное прилагательное / эпитет:

  • каменный стол / каменное лицо;
  • золотая медаль / золотой век;
  • спортивный снаряд / спортивная осанка;
  • гусиный пух / гусиный шаг (шаг военных);
  • столетняя война / столетний дед (очень старый человек).

Источник