Меню

Что такое специальные транспортные средства для инвалидов

—>Медико-социальная экспертиза —>

Войти через uID

Каталог статей

О нуждаемости в приобретении транспортного средства в целях реабилитации по медицинским показаниям

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ, определившим новую систему предоставления мер социальной поддержки, отменена норма законодательства, предусматривавшая обеспечение инвалидов всех категорий автотранспортными средствами за счет средств федерального бюджета. Взамен, в том числе данной нормы, введена ежемесячная денежная выплата.
В связи с этим с 01.01.2005 инвалиды всех категорий утратили право на получение транспортных средств и материальных компенсаций за них из средств федерального бюджета.

В то же время Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 22.08.2004 № 122-ФЗ) (далее — Закон) федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы предоставлено право разрабатывать инвалидам индивидуальные программы реабилитации (далее — ИПР), в том числе определять виды, формы, сроки и объем мероприятий по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации (статьи 8 и 11).

Данное положение нашло отражение в перечне функций бюро, определённом приказом Минтруда России от 11.10.2012 № 310н «Об утверждении порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» (пункт 5-6).
Согласно статье 11 Закона, ИПР может содержать как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Транспортное средство не входит в «Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду», утверждённый Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 № 2347-р, однако является
одним из видов реабилитации, поскольку, компенсируя ограничение способности к самостоятельному передвижению, способствует социальной и профессиональной реабилитации инвалидов.

Перечни медицинских показаний для обеспечения инвалидов транспортными средствами (мотоколясками и автомобилями с ручным управлением) были утверждены Минздравом СССР 01.07.1969 и 11.08.1970. «Методические указания по применению перечней медицинских показаний на получение инвалидами мотоколясок и автомобилей «Запорожец» с ручным управлением» утверждены приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 28.07.1982 № 72 (не отменён и действует в части, не противоречащей действующему законодательству РФ).

Допуск к управлению транспортными средствами, в том числе с определёнными конструктивными характеристиками, водителям (кандидатам в водители) с ограниченными возможностями (инвалидам) производится врачебной комиссией по медицинскому освидетельствованию водителей транспортных средств (кандидатов в водители).

В случае наличия показаний к управлению транспортным средством с определёнными конструктивными характеристиками, в графу 7 «Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами», форма которой утверждена приказом Минздрава России от 28.09.2010 № 831н, вносятся соответствующие отметки, например:
— «разрешается управление транспортным средством с автоматической коробкой перемены передач (АКПП);
— «разрешается управление транспортным средством с использованием специальных приспособлений».

Вид устройства (модификация) ручного управления, устанавливаемого на автомобиль, зависит от вида нарушений опорно-двигательного аппарата:
1) отсутствие двух; нижних конечностей, или частичная ампутация обеих ног, или эквивалентное нарушение функций;
2) отсутствие левой нижней конечности, или частичная ампутация левой ноги, или эквивалентное нарушение функций;
3) отсутствие правой нижней конечности, или частичная ампутация правой ноги, или эквивалентное нарушение функций.

При одновременном отсутствии нижней и верхней конечности необходимо заключение протезного предприятия, о том, что пациент получил протез руки, снабженный насадкой для вождения автомобиля. На основании этой справки врачебная комиссия допускает инвалида к управлению автомобилем, снабженным ответной частью этой насадки. Насадки бывают двух типов: для функционально-косметического протеза и для рабочего протеза.

Перечни медицинских противопоказаний к управлению автомобилем с ручным управлением и мотоколяской для всех категорий инвалидов даны в приложении № 2 к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555 (пункты 12.11 и 12.12).

Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предусмотрено, что инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям, предоставляется компенсация страховых премий по договору обязательного страхования. При этом указанным Законом не ограничено, за счет каких средств данные транспортные средства могут быть приобретены.

В пункте 1 «Правил предоставления из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию полномочий по выплате инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», компенсации страховых премий выплачиваются инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с установленными учреждениями медико-социальной экспертизы медицинскими показаниями на обеспечение транспортными средствами.

Реализация этого права ограничена некоторыми рамками:
1) предельный размер компенсации составляет 50% от уплаченной страховой премии по договору ОСАГО;
2) использование транспортного средства лицом, имеющим право на такую компенсацию, и наряду с ним не более чем двумя водителями;
3) компенсация, как правило, предоставляется в отношении одного транспортного средства;
4) к числу законных представителей, имеющих право на данную компенсацию, не относятся органы опеки и попечительства, а также организации, в которых под надзором находятся недееспособные (не полностью дееспособные) граждане.

Исходя из изложенного, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы, при наличии соответствующих медицинских показаний и Медицинской справки о допуске к управлению транспортными средствами, правомочны и обязаны включать в ИПР заключение: «имеются медицинские показания для приобретения инвалидом (законным представителем ребёнка-инвалида) транспортного средства», с указанием, при необходимости, типа ручного управления.

В качестве исполнителя указывается «сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности».
Тип ручного управления приводится в формулировках, предусмотренных пунктом 6.1.10 «Инструкции о порядке заполнения формы программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, утверждённой, постановлением Минтруда России от 18.07.2001 № 56», утверждённой постановлением Минтруда России от 30.01.2002 № 5.

Одновременно напоминаем, что в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», за счет средств государственного социального страхования продолжают обеспечиваться транспортными средствами пострадавшие в результате несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, при наличии у них медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению.

При этом оплата дополнительных расходов на обеспечение транспортными средствами производится страховщиком, если учреждением медико-социальной экспертизы установлено, что застрахованный нуждается в соответствии с индивидуальной программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания (ПРП) в указанном виде реабилитации.

В данном случае в ПРП записывается заключение учреждения медико-социальной экспертизы о наличии медицинских показаний для обеспечения автотранспортным средством и об отсутствии или наличии медицинских противопоказаний к его вождению. При необходимости, указывается и тип ручного управления (например, «для управления инвалидом без правой ноги», «для управления инвалидом без левой ноги», «для управления инвалидом без обеих ног», «для управления инвалидом без правой руки и правой ноги» и т.п.).

Нормы федерального законодательства позволяют осуществлять выплату компенсации страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности инвалидам, обеспечиваемым транспортным средством, как за счет средств социального страхования, гак и приобретаемым в рамках ИПР за счет собственных средств, а также других источников, не противоречащих законодательству.

Источник



Что такое специальные транспортные средства для инвалидов

Главная страница Форум Гарант

Инвалидом был получен через органы социального обеспечения легковой автомобиль Ока бесплатно в безвозмездное пользование с правом вождения внуком. Автомобиль в обычной стандартной комплектации без специального ручного или ножного управления.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
В действующем федеральном законодательстве не смог найти понятие специального автотранспортного средства инвалида. Региональные нормативные акты по данному вопросу также отсутствуют.
Вопросы:
1) Что такое специальное транспортное средство инвалида?
2) Можно ли отнести выданное мне как инвалиду ВОВ через органы социального обеспечения транспортное средство (автомобиль Ока) к специальным транспортным средствам инвалидов?

1) Что такое специальное транспортное средство инвалида?
транспортное средство, обозначенное опознавательным знаком «Инвалид» — в виде квадрата желтого цвета со стороной 150 мм и изображением символа дорожного знака 8.17 черного цвета, управляемое инвалидами I и II групп или перевозящее таких инвалидов.

2) Можно ли отнести выданное мне как инвалиду ВОВ через органы социального обеспечения транспортное средство (автомобиль Ока) к специальным транспортным средствам инвалидов?
конечно.

Анна, спасибо за ответ.
А определение спецавто инвалида как-то можно привязать к нормативным актам? Откуда вы взяли именно такую трактовку?

Должны ли бесплатно предоставляться на любых стоянках, в том числе частных, отдельные места для стоянки специальных транспортных средств инвалидов?

Источник

Автомобиль для инвалидов: требования, преимущества, подходящие модели

Из этой статьи вы узнаете:

Каким требованиям должен соответствовать автомобиль для инвалидов

В чем преимущества управления автомобилем инвалидами

Какие предусмотрены транспортные льготы инвалидам

Может ли инвалид получить автомобиль бесплатно

Какую модель автомобиля купить для инвалида

Государство предоставляет инвалидам набор социальных льгот и привилегий. Ранее в этот «пакет услуг» обязательно входило обеспечение инвалидов личными автомобилями, отвечающими всем необходимым техническим требованиям. Например, автомобиль для инвалидов непременно должен иметь ручное управление.

Каким требованиям должен соответствовать автомобиль для инвалидов

Автомобиль, за рулем которого находится инвалид, должен быть оборудован в соответствии с требованиями ПДД («Правила дорожного движения»). Правилами регламентированы также права инвалидов на автомобиле во время их движения по трассам. Отдельные параграфы посвящены правилам передвижения инвалидов-пешеходов в колясках без двигателя.

Люди, страдающие конкретными заболеваниями и прошедшие специальную медико-социальную экспертизу (присвоение инвалидности), признаются инвалидами. Человек не считается таковым до принятия окончательного решения МСЭ.

Инвалид прикрепляет знак «Инвалид» на автомобиль, чтобы получать неоспоримые преимущества на трассах. Это специальный символ в желтом квадрате 150 на 150 мм. Установка знака «Инвалид» на автомобиль относится к правам водителя, а не к его обязанностям. Вывешивается предупредительный знак впереди и сзади машины, перевозящей инвалидов и детей-инвалидов, или если за рулем инвалид 1 и 2 групп.

Законодательство не предусматривает какие-либо особые требования к правилам перевозки инвалидов – достаточно соблюдать предписания глав 5 и 22 ПДД. То же самое относится к транспортировке детей-инвалидов. Здесь действуют указания по перевозке детей в легковых автомобилях. И все-таки, следует учитывать медицинские показания (например, ребенок с заболеванием ДЦП не может сидеть). В таких случаях водитель предъявляет инспектору ГИБДД медицинские документы, оправдывающие «отклонения от правил».

Помимо установки предупреждающего знака «Инвалид», Правилами предписываются дополнительные требования к «оснащению» автомобиля для инвалидов. У водителя всегда должны быть при себе водительское удостоверение, свидетельство о регистрации транспортного средства, действующий полис ОСАГО, аптечка и огнетушитель. По первому требованию инспектора ГИБДД, инвалид обязан предъявить ему документ, подтверждающий наличие инвалидности.

«Кодексом РФ об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за незаконное использование знака «Инвалид» (часть 4.1 статьи 12.5 «Управление транспортным средством, на котором незаконно установлен знак «Инвалид»). К нарушителям применяется довольно серьезная санкция – знак конфискуется и налагается штраф 5000 рублей.

На практике зачастую формулировка статьи вызывает неоднозначную трактовку. Например, знак установили на автомобиле, предназначенном для перевозки инвалида. Но во время остановки машины инспектором ГИБДД инвалида в ней не оказалось (ни водителя, ни пассажира). Убедившись в отсутствии документов, инспектор имеет право составить протокол (часть 4.1. статьи 12.5. «Кодекса РФ об административных правонарушениях»). Причем даже в тех случаях, когда автомобиль для инвалидов не пользовался законными преимуществами движения на трассе. Вынесенное постановление (при наличии весомых доказательств) можно обжаловать в судебных инстанциях. Решение суда будет зависеть от конкретных обстоятельств дела.

Преимущества управления автомобилем инвалидами

Правилами дорожного движения предусмотрено, что на личные автомобили инвалидов 2 группы или перевозящие инвалидов и детей-инвалидов, не действуют ограничения следующих дорожных знаков:

3.2. Движение запрещено.

3.3. Движение механических средств запрещено.

3.38. Стоянка запрещена.

3.29. Стоянка запрещена по нечетным числам месяца.

3.30. Стоянка запрещена по четным числам месяца.

Значит, автомобиль для инвалидов не подвергнется принудительной эвакуации за игнорирование этих дорожных знаков.

Сейчас практически на всех стоянках имеются специально отведенные места парковки автомобилей для инвалидов. Парковаться на них можете только в автомобиле со знаком «Инвалид», в противном случае рискуете «схлопотать» штраф.

Водитель-инвалид или перевозящий инвалидов, может пользоваться привилегиями на дорогах только при установленном знаке «Инвалид» и наличии документов, подтверждающих инвалидность.

Транспортные льготы инвалидам на автомобиль

Ежегодно налоговыми органами взимается транспортный налог (ТН) на машину, зарегистрированную на имя налогоплательщика. Общие правила его взыскания регламентируются Налоговым кодексом РФ (раздел 9, глава 28). Законом предусмотрена возможность частичного или полного освобождения от уплаты, если местные власти примут соответствующее решение. К примеру, может быть отменен или сокращен налог на автомобиль для инвалидов.

Для автовладельцев-инвалидов «автомобиль не роскошь, а средство передвижения» «по городам и весям», и зачастую – единственное. Именно этим обстоятельством вызван особый «режим» взимания с них транспортного налога. Ни для кого не секрет, что сейчас в общественном транспорте нет нормальных условий для перевозки инвалидов. Налоговый кодекс РФ предусматривает освобождение людей с инвалидностью от уплаты ТН, при этом должно быть соблюдено одно из двух следующих условий:

управление специально оснащенным автомобилем для инвалидов;

автомобиль приобретен при помощи органов социального обеспечения, и его мощность не превышает 100 лошадиных сил.

Существует ошибочное мнение, что если обычную машину самостоятельно переоснастить в автомобиль для инвалидов, то налог не будет взиматься. В действительности на «переделанный» автомобиль ТН начисляется по общим правилам. Соответствие «нового» механизма установленным стандартам должно быть подтверждено официальной записью в его паспорте.

Водителям-инвалидам, имеющим право на автомобиль, органы социального обеспечения предоставляют его или выдают денежные средства на покупку машины, и впоследствии освобождают от транспортного налога. Такими льготами могут пользоваться инвалиды ВОВ, участники боевых действий в горячих точках, и пострадавшие в результате аварии на ЧАЭС.

Возраст инвалида в таких случаях не имеет значения – на получение автомобиля или денежной компенсации может претендовать даже ребенок-инвалид.

К детям-инвалидам относятся лица в возрасте до 18 лет, имеющие стойкие расстройства здоровья, мешающие полноценной жизни. Их родители освобождаются от уплаты налога на автомобиль для инвалида. Все категории граждан, имеющих право на получение льгот, перечислены в отдельной статье Налогового кодекса.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Для инвалидов могут быть также установлены региональные льготы по оплате транспортного налога в каждом конкретном районе проживания. Местные власти решают, инвалиды каких именно групп освобождаются от уплаты налога. Право на получение льгот имеют все инвалиды без исключения, однако в некоторых регионах бывают «перегибы на местах». Например, в Москве от взимания ТН освобождены инвалиды 1 и 2 групп, участники ВОВ, боевых операций в горячих точках и ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

В Московской области вышеперечисленные категории и дети-инвалиды освобождены от уплаты транспортного налога при условии управления автомобилем для инвалидов мощностью не более 150 л. с. или мотороллером (мотоциклом) – до 50 л. с. Инвалиды 3 группы оплачивают половину суммы ТН.

Инвалиды всех трех групп инвалидности в Санкт-Петербурге, участники боевых действий в ВОВ и горячих точках освобождены от транспортного налога, если управляют автомобилем мощностью менее 150 л. с. или выпущенным более пятнадцати лет назад. Причем инвалид, имеющий третью группу инвалидности, должен был встать на учет до 1 января 2010 года.

В Ленинградской области льгота по оплате налога на автомобиль предоставляется только владельцам машин, произведенным в СССР и общественным организациям инвалидов. Самих инвалидов здесь «обошли стороной» – ни для одной из категорий не предусмотрены никакие привилегии.

В Севастополе от внесения транспортного налога освобождены инвалиды ВОВ, 1 и 2 групп, инвалиды детства и лица, имеющие ограничения по труду 2 и 3 группы. Главное условие, чтобы мощность их автомобиля не превышала 100 л. с.

В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации приняты решения о предоставлении инвалидам льготы по оплате транспортного налога. Исключениями стали – Ленинградская и Омская области.

Как инвалиду получить автомобиль

По статистике, миллион граждан России – инвалиды, имеющие право на автомобиль и нуждающиеся в нем, не могут его получить по одной «простой» причине – в РФ нет государственной программы по обеспечению инвалидов собственными машинами. Вот так. Но это не единственная «головная боль» людей с ограниченными физическими возможностями. Им приходится подолгу добиваться компенсации за бензин и запчасти, оплачивать переоснащение обыкновенной машины в автомобиль для инвалидов, они не могут учиться вождению, потому что катастрофически не хватает специализированных автошкол. В дополнение ко всем этим неприятностям они часто «наталкиваются» на неуважительное отношение «обычных» участников дорожного движения.

«Закон о монетизации льгот», принятый в 2005 году, переложил «на плечи» регионов задачу обеспечения инвалидов личными машинами. И тогда большинство из них решили, что автомобиль для инвалидов – это роскошь, а не средство передвижения.

Местные власти большинства областей РФ предлагают инвалидам пользоваться услугами «социального такси», условия перевозки на которых и размер компенсации зависят от территории обслуживания и зачастую оставляют желать лучшего.

Людям, стоявшим в очереди на автомобиль до 2005 года, государство выдало денежную компенсацию в размере 100 тысяч рублей. Люди, ставшие инвалидами из-за травмы на производстве, имеют право на получение машины и решается этот вопрос за счет предприятия или Фонда социального страхования. Чаще всего инвалиды покупают машины по цене до 220 тыс. рублей (самые дешевые модели «Жигулей» или «малогабаритную» «Оку»).

После покупки обращаются в ГИБДД за информацией об автосервисах, устанавливающих ручное управление на автомобиль для инвалидов (если этого не сделал завод-изготовитель). Ручной привод обходится примерно в десять тысяч рублей. Потом отправляются снова в ГИБДД за сертификатом, подтверждающим безопасность получившейся «конструкции» для водителя и окружающих людей.

Сейчас законодательством предпринимаются попытки «реанимировать» социальную помощь людям с ограниченными физическими возможностями. В первых числах мая 2016 года депутат от КПРФ Смолин О. Н. предложил на рассмотрение Госдумы законопроект № 1060852-6, предусматривающий внесение следующих поправок в Федеральный закон «О ветеранах»:

Вернуть право выдачи автомобилей для инвалидов.

Финансировать программу за счет федерального бюджета.

Реализовать право инвалида на автомобиль путем получения именного сертификата на сумму 700 тысяч рублей.

Стоимость сертификата была «ориентирована» на цены 2017 года, подлежала ежегодной индексации и не облагалась налогом. Полагалась денежная компенсация не всем лицам с ограниченными физическими возможностями, а только инвалидам войны.

Законопроектом также рассматривалась возможность предоставления отдельных выплат, направленных:

на ремонт автомобиля и его техническое обслуживание;

на покупку топлива и смазочных материалов.

Этот законопроект в конце апреля 2016 года был отклонен Постановлением Правительства г. Москвы № 2788п-П12. Причина – невозможность изъятия средств за счет программы, созданной для других целей.

Какой купить автомобиль инвалиду: ТОП-3 подходящих моделей

К устройству и дизайну автомобиля для инвалидов предъявляются определенные требования. Прежде всего, он должен быть удобным, чтобы инвалид мог легко самостоятельно сесть и убрать инвалидное кресло, затратив при этом минимум физических усилий.

С каждым годом модельный ряд растет, и все больше появляется машин, «пригодных» для инвалидов.

Начнем с автомобиля Toyota Sienta.

Удобство этого автомобиля для инвалидов в том, что задние двери «откатываются», это дает возможность легко сложить одну из секций задних сидений и загрузить на них инвалидное кресло, выгрузка которого также не составит особого труда. Не требуется разбирать кресло-коляску, наилучший вариант – коляска со складной рамой (крестовиной). Посадка у машины невысокая, примерно на «колясочном» уровне, поэтому, пересаживаясь в него, инвалиду не придется затрачивать много физических усилий. Несомненный «плюс» модели: довольно вместительный салон – при сложенной коляске помещаются еще трое пассажиров. Топливная экономичность автомобиля также является его бесспорным достоинством.

Следующая модель Honda Element.

Очень удобный автомобиль для инвалидов, передвигающихся на инвалидном кресле – Honda Element. Эта машина класса «кроссовер» имеет оригинальный дизайн – ее задние двери открываются не влево, как у всех автомобилей, а вправо. Благодаря этому отличию, люди с ограниченными физическими возможностями могут самостоятельно и без особых усилий складывать задние сиденья и размещать на них кресло-качалку.

Еще одна удобная модель – Toyota Isis.

Семиместный пятидверный минивэн (в переводе с английского – «небольшой фургон»). Модель имеет отличительную особенность: задние двери «откатываются», что превращает ее в очень удобный автомобиль для инвалидов. Довольно вместительный салон – еще одно неоспоримое достоинство машины.

Чтобы получить подробную информацию по всем
интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или
позвонить по номеру: +7-495-021-85-54

Источник

Читайте также:  Тональное средство для всех типов кожи