Маршрутом движения называется путь следования автомобиля при выполнении перевозок.
Маршрутизация перевозок грузов
Задача маршрутизации грузопотоков становится особо актуальной в условиях многовариантности распределения таких потоков. Это характерно для автомобильного транспорта, в значительно меньшей степени — для воздушного или морского, и совсем в малой степени — для речного и железнодорожного транспорта. Поэтому для этого случая ограничимся рассмотрением проблемы выбора маршрута и интенсивности перевозок применительно к автомобильному транспорту. Такое ограниченное рассмотрение является общепринятым.
Организация движения подвижного состава.
Организация движения включает в себя:
– выбор и обоснование маршрута перевозки груза;
– расчет графика работы транспорта;
– диспетчеризацию перевозок (контроль за работой водителей, срочное принятие мер в случае сбоев транспортного процесса).
Этапы организационной работы.
I этап. Изучение района деятельности АТП:
– расположение имеющихся и потенциальных клиентов;
– характеристики дорожной сети: тип и качество покрытия, ширина проезжей части, габариты и допустимые нагрузки, расчетная скорость движения, пропускная способность, интенсивность движения, ограничения на проезд грузового автотранспорта и т.д.
II этап. Определение кратчайших расстояний между:
– клиентами и АТП;
– между всеми вершинами транспортной сети. Результаты анализа оформляются в виде таблиц кратчайших расстояний.
III этап. Изучение и сбор информации об условиях работы автомобилей в погрузочно –разгрузочных пунктах:
– состояние подъездных путей;
– схемы взаимодействия автомобилей и погрузочно – разгрузочных механизмов;
– точки связи водителей и диспетчеров в АТП;
– возможность создания временных стоянок в ПРП для сокращения нулевых пробегов.
IV этап. Составление маршрутов при котором определяются:
– пути следования автомобиля с грузом и без груза;
– последовательность объезда пунктов на маршруте;
– время прибытия в каждый из пунктов маршрута, а также время отдыха и обеденного перерыва.
Требования к выбранному маршруту:
– маршрут перевозки должен быть определен по кратчайшему расстоянию;
– доля холостых и нулевых пробегов в общем пробеге автомобиля должна быть минимальной;
– необходимо снижать долю нерациональных груженых пробегов за счет ликвидации однородных встречных перевозок грузов;
– обеспечивать максимальное использование грузоподъёмности автомобилей;
– время на нулевые пробеги должно уменьшаться и составлять не более 0,5 часа, тогда время работы на маршруте приблизится ко времени в наряде;
– обеспечение возможности диспетчерского руководства и управления перевозками.
Отдавать предпочтение следует маятниковым маршрутам с обратным груженым пробегом, а при невозможности организовать такие маршруты – планировать кольцевые рациональные маршруты.
При маршрутизации автомобильного транспорта в зависимости от поставленных целей методами линейного программирования решаются следующие задачи:
– определение числа поездок для заданного времени пребывания автомобиля в наряде, при котором обеспечивается минимум потерь рабочего времени;
– закрепление потребителей за поставщиками однотипной продукции, при котором обеспечивается минимум холостых пробегов;
– увязка поездок отдельных автомобилей с целью обеспечения минимума холостых пробегов;
– определение последовательности объезда при составлении развозочного и сборочного маршрутов, которая обеспечивает минимум пробега в процессе этого объезда;
– распределение автомобилей и средств механизации погрузки и выгрузки по рабочим маршрутам, которое обеспечивает максимальное использование этих автомобилей и соответствующих средств механизации.
Применение экономико-математических моделей и компьютерных методов их анализа позволяет составить рациональные маршруты перевозоки графики доставки заказов потребителям.
Практическое управление ходом надлежащим образом организованных перевозок осуществляется с помощью правильно организованного документирования и документооборота, а также информатизации и компьютеризациивсех транспортных процессов.
Наряду с общими действующими кодексами и уставами, регламентирующими соответствующие транспортные перевозки, в каждом конкретном случае составляется договор перевозки. В этом документе перевозчик обязуется перевезти оговоренный груз до заданного пункта в согласованные сроки, а отправитель — в установленном порядке оплатить работу перевозчика.
Для разных видов транспорта существует своя терминология, относящаяся к документированию перевозок, и составляемые погрузочные документы имеют свои особенности.
Для железнодорожного транспорта первичным документом, имеющим силу договора, является накладная, составляемая отправителем. В необходимый комплект сопроводительной документации, кроме накладной, входят дорожная ведомость,корешокдорожной ведомости иквитанцияо приеме груза.
В накладной отправитель указывает станцию и дорогу назначения, наименование отправителяиполучателя, почтовые адреса, число погрузочных мест, вид упаковки, массугруза, данные о вагонеи норму его загрузки. Эти же данные заносятся и в остальные три упомянутых документа. На накладной ставят штемпель с датой приемки груза, отправителю выдают оформленную квитанцию. Накладная и дорожная ведомость отправляются вместе с грузом. Получатель принимает груз по накладной, а расписывается в его получении в дорожной ведомости. Основным документом для учетаработы железной дороги является корешокдорожной ведомости, который остается у отправителя.
При отправке груза автомобильным транспортом.
основным документом является типовой договор на перевозку, а для расчетов заказчика и автотранспортной организации обязательно составляется товарно-транспортная накладная. При выпуске автомобиля на линию водителю выдается путевой лист, который должен быть им возвращен по окончании работы.
При отправке груза морским транспортом в случае использования судна, совершающего регулярные рейсы, договором на перевозку является документ, называемый коносаментом, который по содержанию является своего рода накладной. Коносамент путешествует вместе с грузом, по нему получатель принимает груз и в нем же расписывается в получении. Коносамент может быть именным, т. е. составленным на имя определенного получателя, ордерным, т. е. поручительным, и предъявительным, т. е. действительным по факту его предъявления.
Если используемое судно совершает нерегулярный рейс на условиях фрахта, составленный договор морской перевозки называется чартером. Коносамент обязательно составляется и в этом случае, но служит лишь накладной, по которой получатель принимает груз и расписывается в его получении.
В случае перевозки груза в прямом водном сообщении (т. е. по принципу «море-река») или в смешанном железнодорожно-водном сообщении этот сопроводительный документ так и называется «накладная«.
Если же осуществляется межпортовая перевозка, т. е. морская перевозка в чистом виде, то первичным документом для передачи груза на судно является так называемый погрузочный ордер.
При перевозке грузов внутренним речным транспортом основным документом являются заключенные пароходством с грузоотправителем навигационные договоры. Эти договоры носят сезонный характер и заключаются обычно перед началом навигации. Документом, сопровождающим груз во все время его транспортировки, и в этом случае является накладная. Накладные для перевозки грузов речным транспортом выполняются в нескольких вариантах: для сухогрузов, универсальных контейнеров, буксировки, для нефтепродуктов и смешанных перевозок.
Наконец, перевозка грузов воздушным путем также осуществляется согласно соответствующим образом оформленной накладной.
Выбор вида транспорта часто бывает безальтернативным и полностью определяется взаимным расположением производителя, центров консолидации и распределения, числом посредников и характером их деятельности, числом и расположением потребителей и их поведением в процессе закупочной деятельности.
Если, например, грузможет быть доставлен из одного места в другое железнодорожными автомобильным транспортом, необходимо сделать правильный выбор варианта перевозок.
При осуществлении такого выбора следует учитывать свойства перевозимого груза и различных видов транспорта, которые были рассмотрены и классифицированы выше, а также ситуацию на рынке фирм-перевозчиков. Сюда же относится и наличие у перевозчиков той или иной стратегии управления транспортировкой, предоставление ими дополнительных услуг и уровень информатизации и контроля всего процесса транспортировки.
Кроме названных, на выбор сочетания видов транспорта влияют:
– необходимость создания транспортных коридоров, т. е. такой части национальной или международной транспортной системы, которая обеспечивает значительные по объему и/или интенсивности более или менее постоянные перевозки между отдельными регионами;
– целесообразность создания транспортных цепей, т. е. таких перевозок или их этапов, когда при использовании даже различных видов транспорта сами грузы остаются в неизменном виде, представляя собой грузовой пакет или, что удобнее, стандартизованный контейнер;
– возможность технологической увязки и совместного планирования транспортировки с производством и выпуском готовой продукции и с процессом складирования;
– возможностьв случае смешанных перевозок взаимоувязки и совместного планирования процессов транспортировкидля различныхвидов транспорта.
Под влиянием логистических концепций KANBANи «точно в срок» пользователи транспортных услуг стали отдавать предпочтение таким критериям оценки работы транспорта, как соблюдение временных графиковдоставки грузов (в зависимости от продолжительности планируемой поставки считаются допустимыми следующие отклонения: для восьми – 12 недель – 25 %; четырех-восьми недель – 10; менее четырех недель – 1 %), ответственность за удовлетворение текущих потребностей в перевозках и возможность отслеживания движения груза.
По данным социологических опросов, повышение значимости вышеуказанных критериев наблюдалось у 90 % фирм, принявших на вооружение логистические концепции KANBANи «точно в срок«. Одновременно половина этих фирм важное значение придает таким факторам, как близость расположения терминалов, размер тарифов, протяженность маршрутов и наличие специализированного подвижного состава
Важную роль в выборе того или иного вида транспорта играют транспортные тарифы.
Источник
Виды и характеристика маршрутов движения
Все маршруты автомобильных перевозок делятся на маятниковые и кольцевые.
Маятниковый маршрут – это такой маршрут, при котором пробег автомобиля между двумя конечными пунктами многократно повторяется. Различают следующие виды маятниковых маршрутов:
Кольцевой маршрут – это пробег автомобиля по замкнутому контуру, на котором располагаются несколько последовательно объезжаемых пунктов. После совершения кольцевого маршрута автомобиль возвращается в исходный пункт. Различают следующие разновидности кольцевых маршрутов:
– развозочный, когда продукция от одного поставщика доставляется нескольким потребителям;
– сборный, когда продукция от нескольких поставщиков доставляется одному потребителю;
– сборно-развозочный, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется нескольким потребителям.
Для решения этой задачи применяются методы построения экономико-математических моделей, среди которых наиболее разработаны методы линейного программирования.
1.3 Кольцевые маршруты
Кольцевой маршрут – маршрут движения автомобиля по замкнутому контуру, соединяющему несколько потребителей (поставщиков). Разновидностями кольцевых маршрутов являются развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты. Развозочным называется такой маршрут, при котором продукция загружается у одного поставщика и развозится нескольким потребителям. Сборочный маршрут – это маршрут движения, когда продукция получается у нескольких поставщиков и доставляется одному потребителю. Сборно-развозочный маршрут – это сочетание развозочного и сборочного маршрутов.
Кольцевой маршрут – движение транспорта в одном направлении по замкнутой линии, на которой расположены точки погрузки и разгрузки.
Рисунок 1 – Схемы кольцевых маршрутов
Кольцевой маршрут характеризуется тем, что движение происходит в одном направлении по замкнутой линии, на которой расположены обслуживаемые пункты погрузки и разгрузки. Кольцевые маршруты выгодны при мелочных и сборных перевозках и при последовательном расположении погрузочно-разгрузочных пунктов по замкнутой линии.
Кольцевые маршруты имеют ряд преимуществ перед другими видами автомобильных перевозок. Они сокращают порожние пробеги, повышают разновидностями кольцевых маршрутов являются: развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты
Графикикольцевых маршрутов составляются на одну смену, а затем повторяются изо дня в день, из месяца в месяц. График лучевого (веерного) маршрута, например, по перевозкам из материального склада в производственные цехи составляется на среднегодовой месяц, причем к графику прилагается картотека номенклатуры и веса материалов, подлежащих доставке в цехи за рейс, разработанная также в расчете на среднегодовой месяц на основании графиков ПДО по запуску изделий в обработку.
Прикольцевом маршруте путь следования автомобилей составляют так, что получается замкнутый контур, соединяющий несколько транспортных пунктов доставки или получения груза. Накольцевых маршрутах рекомендуется применение только машин ЗИЛ-164 с неотцепляемыми полуприцепами.
Нормы времени на транспортные работы в условиях производства устанавливают в соответствии со схемой межцеховых и внутрицеховых транспортных потоков. Время на транспортировку определяют в зависимости от расстояния и скорости перемещения транспортного средства.
При составлении кольцевых маршрутов необходимо тщательно проанализировать все возможные варианты этих маршрутов, чтобы выбрать такие, которые обеспечивают наивысший коэффициент использования пробега. На составление маршрутов оказывает влияние род перевозимых грузов. В ряде случаев даже при наличии встречных грузопотоков порожний пробег подвижного состава неизбежен. При расчете кольцевых маршрутов определяем число оборотов автомобиля на маршруте, а затем производительность и другие технико-эксплуатационные показатели. Для сокращения холостых пробегов применяются кольцевые маршруты или автомобили загружаются на обратных рейсах.
Основным преимуществом кольцевых маршрутов является отсутствие всякой маневровой работы на станциях налива и слива по переформированию составов. Прикрепление постоянных составов дает возможность сформировать их полностью из однородных большегрузных цистерн с автосцепкой и автотормозами, что позволяет увеличить вес этих поездов, применить большую скорость перевозки и обеспечить лучшие условия для безопасности движения.
Источник
6. Виды маршрутов движения транспортных средств
Маршрутом движения называют путь следования транспортного средства при перевозке груза. Различают три вида маршрутов: маятниковые, радиальные и кольцевые (рис. 6.1).
Маятниковым называют такой маршрут, при котором транспортные средства движутся по одной и той же трассе, как в прямом, так и в обратном направлении. Обратное движение возможно как с грузом, так и без него. Чаще в условиях сельскохозяйственного производства обратное движение происходит без груза.
Радиальным называют маршрут, при котором груз перевозят из одного пункта в другие в разных направлениях и наоборот. Первый вариант радиального маршрута используют при доставке удобрений из мест хранения на различные поля, второй — при доставке урожая с разных участков к месту хранения или обработки.
Кольцевым называют маршрут, при котором движение транспортных средств между несколькими пунктами происходит по замкнутому контуру.
Рис. 6.1. Виды маршрутов:
а и б – маятниковые с обратным груженым и холостым пробегами;
1-движение с грузом: 2-движение без груза:
в и г — радиальный собирательный и распределительный;
д и е – кольцевые обычный и комбинированный
Такие маршруты характерны при обслуживании нескольких агрегатов одним заправщиком топлива, семян и так далее. Кольцевой комбинированный включает также элемент маятникового маршрута с обратным холостым ходом.
7. План перевозок и графики работы транспортных средств
Показатели использования транспортных средств, в значительной степени зависят от качества планирования перевозок и оперативной организации работы подвижного состава.
При этом различают перспективное (на несколько лет вперед), текущее (на год) и оперативное (на сезон и на каждую смену) планирование транспортных работ.
При перспективном планировании учитывают планы развития всего хозяйства и отдельных его отраслей, а также объемы перевозок основных видов грузов (семян, удобрений урожая и др.) с учетом расстояний их доставки, а также развития дорожной сети. Определяют и перспективную потребность в транспортных и погрузочно-разгрузочных средствах соответствующих видов.
План работы транспортных средств на 200. Год
Средн. расстояние, (км)
Объем трансп. работы
Распр. работы по видам т/с
Далее перспективные планы уточняют при текущем планировании транспортных работ на предстоящий год, учитывая следующие конкретные исходные данные: структуру и количество грузов; расстояние перевозки каждого вида груза; состояние дорог; календарные сроки перевозок; количество и техническое состояние транспортных и погрузочно-разгрузочных средств и т. д.
На основе указанных данных разрабатывают годовой план работы транспортных средств по прилагаемой примерной форме.
План-график работы грузовых автомобилей на_________месяц 200. года
Оперативные планы-графики работы каждого грузового автомобиля разрабатывают примерно на месяц по прилагаемой форме.
Оперативную разработку описанных планов с непрерывным их уточнением можно осуществлять на базе современных персональных компьютеров.
Оперативный план каждого транспортного средства на конкретном маршруте составляют и в виде графика движения (рис. 7.1.).
По оси абсцисс в соответствующем масштабе откладывают время <, а по оси ординат — расстояние /г от пункта погрузки до пункта назначения. Время /п соответствует продолжительности погрузки, (г — продолжительности ездки с грузом. Далее следуют время разгрузки — /р^, время оформления документов – tоф и время движения в обратном направлении – tоб..
Затем цикл повторяется снова.
Таким образом, в любой 1-й момент времени по оси абсцисс можно определить состояние транспортного средства. Проведя из /-и точки вертикальную линию до пересечения с графиком движения, затем горизонтальную до пересечения с осью ординат, определяют местонахождение транспортного средства, как показано стрелками. Тангенсы углов наклона 1§ а = /г//г = уг, 1§ (3 = /г/?б = ух с учетом расстояния до пункта разгрузки /г соответствуют скоростям движения транспортного средства соответственно в прямом уг и обратном ух направлениях.
Такие графики или маршрутные карты можно строить оперативно с помощью персональных компьютеров с последующим их вручением водителям перед началом работы.
Планирование работы транспортных средств является элементом научной организации труда и, широко применяя их на практике, можно существенно повысить показатели использования транспорта в каждом хозяйстве.
Источник
Маршруты движения
Порядок следования подвижного состава (транспортных средств) при выполнении транспортного процесса называется маршрутом движения.
Различают следующие виды маршрутов: маятниковый— многократно повторяющиеся ездки между двумя пунктами (рис. 1а и 1б); радиальный — перевозки из нескольких грузообразующих точек в одну грузопоглощающую точку, или наоборот (рис. 1в и 1г); кольцевой — перевозки по замкнутой фигуре с последовательным обслуживанием нескольких грузопоглощающих или грузоподающих точек (рис. 1д); комбинированный, сочетающий несколько видов маршрутов (рис. 1е).
Рис. 1. Виды маршрутов (сплошные линии — ездки с грузом, пунктирные — без груза): а) маятниковый, ездки с грузом в обе стороны; б) маятниковый, ездка с грузом в одну сторону; в) радиальный собирательный; г) радиальный распределительный; д) кольцевой; е) комбинированный (маятниковый с кольцевым).
Рис. 2. Радиальные распределительные маршруты при доставке грузов: а) из центра (середины участка); б) из одного угла поля; е) с одного края поля.
При массовых перевозках чаще всего применяют маятниковые маршруты с холостыми пробегами в одну сторону. При централизованном завозе нефтепродуктов, доставке запасных частей, ремонтного фонда и других грузов используют главным образом кольцевые маршруты. При производственном транспорте (развозка по полю удобрений, сволакивание сена и т. п.) часто пользуются радиальными маршрутами движения. В частном случае — на квадратном поле при распределительном (по всему полю равномерно) транспорте грузов из центра, из одного угла или с одной стороны поля (рис. 2) — средние расстояния ездки в одну сторону будут в первом случае = 0,4 а, во втором случае = 0,8 а и в третьем случае = 0,5 а, где а — сторона квадрата. Если предусмотрен обратный холостой пробег, среднюю длину рейса удваивают.
Дата добавления: 2015-10-05 ; просмотров: 2729 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Маршрут транспортного средства
«. 8) маршрут — путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения;. «
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .
Смотреть что такое «Маршрут транспортного средства» в других словарях:
маршрут — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? маршрута, чему? маршруту, (вижу) что? маршрут, чем? маршрутом, о чём? о маршруте; мн. что? маршруты, (нет) чего? маршрутов, чему? маршрутам, (вижу) что? маршруты, чем? маршрутами, о чём? о… … Толковый словарь Дмитриева
Чартерный рейс — маршрут транспортного средства, зафрахтованного на разовую перевозку или несколько перевозок пассажиров, багажа, грузов. Для Ч.р. обычно используются морской или воздушный транспорт. В международном торговом мореплавании и воздушном сообщении для … Пограничный словарь
ШЕСТЕРКА — ШЕСТЁРКА и; мн. род. рок, дат. ркам; ж. 1. Цифра 6. 2. Разг. Название различных видов транспорта, нумеруемых этой цифрой. Остановка шестёрки. Подошла ш. // Маршрут транспортного средства с этим номером. Вам надо ехать на шестёрке. 3. кого чего.… … Энциклопедический словарь
двойка — и; мн. род. двоек, дат. двойкам; ж. 1. Цифра 2. Написать двойку. 2. Разг. Название различных видов транспорта, нумеруемых этой цифрой. Двойки давно не было? // Маршрут транспортного средства с этим номером. Туда идет в. 3. Оценка успеваемости в… … Энциклопедический словарь
двойка — и; мн. род. дво/ек, дат. дво/йкам; ж. см. тж. двоечка 1) Цифра 2. Написать двойку. 2) а) разг. Название различных видов транспорта, нумеруемых этой цифрой. Двойки давно не было? б) отт. Маршрут транспортного средства с этим номером … Словарь многих выражений
шестёрка — и; мн. род. рок, дат. ркам; ж. см. тж. шестёрочный 1) Цифра 6. 2) а) разг. Название различных видов транспорта, нумеруемых этой цифрой. Остановка шестёрки. Подошла шестёрка. б) отт. Маршрут транспортного средства с этим номером. Вам … Словарь многих выражений
Дорожные знаки Российской Федерации — установлены правилами дорожного движения. Соответствуют Венской конвенции о дорожных знаках и сигналах. Содержание 1 История 2 Действующие дорожные знаки … Википедия
Дорожные знаки Беларуси — установлены Государственным Стандартом Республики Беларусь СТБ 1140 99[1] и входят в Правила дорожного движения РБ. Дорожные знаки делятся на типы по времени установки (постоянные, временные) и на несколько групп в зависимости от назначения.… … Википедия
Коносамент — (Consignment) Определение коносамента, разновидности и функции коносамента Информация об определении коносамента, разновидности и функции коносамента Содержание Содержание Обозначение Разновидности и чартер как правовая основа морских перевозок… … Энциклопедия инвестора
Масса — 2.5. Масса масса машины, представленной на испытание. Источник: ГОСТ 27248 87: Машины землеройные. Метод определения положения центра тяжести оригинал документа … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Источник